Списание долгов Россией: различия между версиями
(не показана 41 промежуточная версия 16 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Списание долгов Россией''' является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания [[Россия|Россией]] долга какой-нибудь стране. | |||
Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом. | |||
Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть. | |||
Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы | Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам<ref>Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[https://ruposters.ru/news/30-07-2018/lavrov-obyasnil-spisannie-dolgi]</ref> ещё во времена СССР и достались России по наследству. | ||
== | == Перечень случаев списания долгов == | ||
{| class="standard" | |||
!Год | |||
!Страна | |||
!Сумма списания ($) | |||
|- | |||
|2000 | |||
|[[Вьетнам]] | |||
|11 млрд | |||
|- | |||
|2003 | |||
|[[Ирак]] | |||
|12 млрд | |||
|- | |||
|2007 | |||
|[[Алжир]] | |||
|4,7 млрд<ref>В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.</ref> | |||
|- | |||
|2007 | |||
|[[Монголия]] | |||
|11,1 млрд | |||
|- | |||
|2007 | |||
|[[Афганистан]] | |||
|11,1 млрд | |||
|- | |||
|2008 | |||
|[[Ливия]] | |||
|4,6 млрд<ref>В обмен на контракты, реализация которых была остановлена [[НАТО#НАТО в Ливии|натовской интервенцией]].</ref> | |||
|- | |||
|2010 | |||
|Афганистан | |||
|891 млн | |||
|- | |||
|2010 | |||
|[[Монголия]] | |||
|168 млн | |||
|- | |||
|2012 | |||
|Ряд стран Африки | |||
|20 млрд | |||
|- | |||
|2012 | |||
|[[КНДР]] | |||
|11 млрд | |||
|- | |||
|2012 | |||
|[[Киргизия]] | |||
|500 млн | |||
|- | |||
|2014 | |||
|[[Узбекистан]] | |||
|865 млн | |||
|- | |||
|2014 | |||
|[[Куба]] | |||
|29 млрд | |||
|- | |||
|2015 | |||
|Ряд стран Африки | |||
|20 млрд<ref>В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[http://www.gazeta.ru/business/news/2015/09/27/n_7640207.shtml]</ref> | |||
|- | |||
|2016 | |||
|[[Монголия]] | |||
|174 млн | |||
|- | |||
|2017 | |||
|[[Эфиопия]] | |||
|160 млн | |||
|- | |||
|2017 | |||
|[[Киргизия]] | |||
|240 млн | |||
|- | |||
|2019 | |||
|[[Эфиопия]] | |||
|4,8 млрд | |||
|- | |||
|colspan="2"|Итого | |||
|137,498 млрд | |||
|} | |||
== Разборы причин списания долгов == | |||
== | |||
=== Куба (2013 год) === | |||
Из 32 млрд долларов долга [[Куба|Кубы]] было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить. | Из 32 млрд долларов долга [[Куба|Кубы]] было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить. | ||
Строка 31: | Строка 100: | ||
Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1431065409-v-gosdume-podtverdili-plany-po-vosstanovleniyu-razvedtsentra-na-kube] | Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1431065409-v-gosdume-podtverdili-plany-po-vosstanovleniyu-razvedtsentra-na-kube] | ||
== Долги, | === Узбекистан (2014 год) === | ||
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по | В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[http://tass.ru/politika/3133421]<!--[http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/CC55DE29CEB9EC8543257E90002EABB1/$File/%D0%9F%D0%97.pdf] ФАЙЛА ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ НЕТ-->. Суть соглашения заключается в следующем: | ||
* Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов; | |||
* Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР; | |||
* Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов; | |||
* Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов. | |||
Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном. | |||
== Долги, списанные России == | |||
{{main|Статистика:Внешний долг России}} | |||
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [http://www.odnako.org/blogs/kreditnaya-istoriya-rossii-kak-mi-vekami-bili-stranoy-dolzhnikom/] | |||
== См. также == | |||
* [[Помощь России другим странам]] | |||
== | == Примечания == | ||
{{Примечания}} | |||
<br> | <br> | ||
{{Внешняя политика России}} | |||
{{Экономософия}} | |||
{{Мифы}} | {{Мифы}} | ||
Текущая версия от 07:09, 20 ноября 2021
Списание долгов Россией является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания Россией долга какой-нибудь стране.
Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.
Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.
Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам[1] ещё во времена СССР и достались России по наследству.
Перечень случаев списания долгов
Год | Страна | Сумма списания ($) |
---|---|---|
2000 | Вьетнам | 11 млрд |
2003 | Ирак | 12 млрд |
2007 | Алжир | 4,7 млрд[2] |
2007 | Монголия | 11,1 млрд |
2007 | Афганистан | 11,1 млрд |
2008 | Ливия | 4,6 млрд[3] |
2010 | Афганистан | 891 млн |
2010 | Монголия | 168 млн |
2012 | Ряд стран Африки | 20 млрд |
2012 | КНДР | 11 млрд |
2012 | Киргизия | 500 млн |
2014 | Узбекистан | 865 млн |
2014 | Куба | 29 млрд |
2015 | Ряд стран Африки | 20 млрд[4] |
2016 | Монголия | 174 млн |
2017 | Эфиопия | 160 млн |
2017 | Киргизия | 240 млн |
2019 | Эфиопия | 4,8 млрд |
Итого | 137,498 млрд |
Разборы причин списания долгов
Куба (2013 год)
Из 32 млрд долларов долга Кубы было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.
С политической точки зрения это списание позволило нам улучшить отношения не только с самой Кубой, но и со всеми латиноамериканскими странами, которые не дружат с США. Прежде всего с главным кубинским партнёром, с Венесуэлой. [3]
Также, вероятно, с руководством Кубы были согласованы какие-то шаги по допуску российских компаний к работе на нефтяном шельфе Кубы.[4]
Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [5]
Узбекистан (2014 год)
В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[6]. Суть соглашения заключается в следующем:
- Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
- Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР;
- Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
- Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.
Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.
Долги, списанные России
Основная статья: Статистика:Внешний долг России
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [7]
См. также
Примечания
- ↑ Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[1]
- ↑ В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.
- ↑ В обмен на контракты, реализация которых была остановлена натовской интервенцией.
- ↑ В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[2]
[ + ] Экономософия
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Мифы о России
|
|||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|