Списание долгов Россией: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показана 41 промежуточная версия 16 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
'''Списание долгов Россией''' является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания [[Россия|Россией]] долга какой-нибудь стране.


Безнадёжным должникам списывают их долги, целиком или частично. Это общепринятая практика, и даже банкиры, которых никак нельзя заподозрить в мягкотелости и доброте, считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом. Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.
Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.


Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам.
Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.


Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно – они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны.
Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам<ref>Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[https://ruposters.ru/news/30-07-2018/lavrov-obyasnil-spisannie-dolgi]</ref> ещё во времена СССР и достались России по наследству.


== Список неразобранных историй списания долгов ==
== Перечень случаев списания долгов ==
{| class="standard"
!Год
!Страна
!Сумма списания ($)
|-
|2000
|[[Вьетнам]]
|11 млрд
|-
|2003
|[[Ирак]]
|12 млрд
|-
|2007
|[[Алжир]]
|4,7 млрд<ref>В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.</ref>
|-
|2007
|[[Монголия]]
|11,1 млрд
|-
|2007
|[[Афганистан]]
|11,1 млрд
|-
|2008
|[[Ливия]]
|4,6 млрд<ref>В обмен на контракты, реализация которых была остановлена [[НАТО#НАТО в Ливии|натовской интервенцией]].</ref>
|-
|2010
|Афганистан
|891 млн
|-
|2010
|[[Монголия]]
|168 млн
|-
|2012
|Ряд стран Африки
|20 млрд
|-
|2012
|[[КНДР]]
|11 млрд
|-
|2012
|[[Киргизия]]
|500 млн
|-
|2014
|[[Узбекистан]]
|865 млн
|-
|2014
|[[Куба]]
|29 млрд
|-
|2015
|Ряд стран Африки
|20 млрд<ref>В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[http://www.gazeta.ru/business/news/2015/09/27/n_7640207.shtml]</ref>
|-
|2016
|[[Монголия]]
|174 млн
|-
|2017
|[[Эфиопия]]
|160 млн
|-
|2017
|[[Киргизия]]
|240 млн
|-
|2019
|[[Эфиопия]]
|4,8 млрд
|-
|colspan="2"|Итого
|137,498 млрд
|}


* Год 2000. Списание 11-миллиардного (в долларовом эквиваленте) долга Вьетнаму.
== Разборы причин списания долгов ==
* Год 2003. Списание иракского долга в размере 12 миллиардов долларов.
* Год 2007. Россия списывает Алжиру долг в размере 4,7 миллиарда долларов в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.
* Год 2007. Монголии списан долг в 11,1 миллиарда долларов.
* Год 2007. Россия прощает Афганистану ту же (около 11 миллиардов долларов) сумму долга.
* Год 2008. Россия в обмен на выгодные контракты списывает долг в размере 4,6 миллиардов долларов Ливии. Контракты потом пришлось быстро сворачивать в связи с известными событиями.
* Год 2010. Снова Монголия. Списание уже российского (не советского) долга в размере 168 миллионов (не миллиардов) долларов.
* Год 2012. Российская Федерация списывает целому ряду африканских стран долг в размере около 20 миллиардов долларов.
* Год 2012. Списан 11-миллиардный (какое-то магическое число долга) КНДР.
* Год 2012. Списан долг Киргизии в размере около 0,5 миллиарда долларов.
* Год 2015. Россия списала долги общей суммой 20 млрд $ долга беднейшим странам Африки, для программы международного развития и понижения глобального уровня бедности. [http://www.gazeta.ru/business/news/2015/09/27/n_7640207.shtml]
 
== Год 2013. Куба. Списание 29 млрд долларов ==


=== Куба (2013 год) ===
Из 32 млрд долларов долга [[Куба|Кубы]] было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.
Из 32 млрд долларов долга [[Куба|Кубы]] было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.


Строка 31: Строка 100:
Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1431065409-v-gosdume-podtverdili-plany-po-vosstanovleniyu-razvedtsentra-na-kube]
Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [http://fedpress.ru/news/polit_vlast/news_polit/1431065409-v-gosdume-podtverdili-plany-po-vosstanovleniyu-razvedtsentra-na-kube]


== Долги, которые другие страны списывали России ==
=== Узбекистан (2014 год) ===
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по "царским" долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1% от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [http://www.odnako.org/blogs/kreditnaya-istoriya-rossii-kak-mi-vekami-bili-stranoy-dolzhnikom/]
В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[http://tass.ru/politika/3133421]<!--[http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/CC55DE29CEB9EC8543257E90002EABB1/$File/%D0%9F%D0%97.pdf] ФАЙЛА ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ НЕТ-->. Суть соглашения заключается в следующем:
* Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
* Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР;
* Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
* Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.
Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.
 
== Долги, списанные России ==
{{main|Статистика:Внешний долг России}}
 
Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [http://www.odnako.org/blogs/kreditnaya-istoriya-rossii-kak-mi-vekami-bili-stranoy-dolzhnikom/]
 
== См. также ==
* [[Помощь России другим странам]]


==См. также==
== Примечания ==
*[[Статистика:Внешний долг России]]
{{Примечания}}


<br>
<br>
{{Внешняя политика России}}
{{Экономософия}}
{{Мифы}}
{{Мифы}}



Текущая версия от 07:09, 20 ноября 2021

Списание долгов Россией является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания Россией долга какой-нибудь стране.

Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.

Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.

Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны. Но отчасти волна возмущения справедлива, поскольку давать деньги в долг странам с неразвитой экономикой, или просто бедным странам невыгодно, так как с большой вероятностью они не смогут отдать этот долг. Впрочем, большинство подобных кредитов были выданы неплатёжеспособным странам[1] ещё во времена СССР и достались России по наследству.

Перечень случаев списания долгов

Год Страна Сумма списания ($)
2000 Вьетнам 11 млрд
2003 Ирак 12 млрд
2007 Алжир 4,7 млрд[2]
2007 Монголия 11,1 млрд
2007 Афганистан 11,1 млрд
2008 Ливия 4,6 млрд[3]
2010 Афганистан 891 млн
2010 Монголия 168 млн
2012 Ряд стран Африки 20 млрд
2012 КНДР 11 млрд
2012 Киргизия 500 млн
2014 Узбекистан 865 млн
2014 Куба 29 млрд
2015 Ряд стран Африки 20 млрд[4]
2016 Монголия 174 млн
2017 Эфиопия 160 млн
2017 Киргизия 240 млн
2019 Эфиопия 4,8 млрд
Итого 137,498 млрд

Разборы причин списания долгов

Куба (2013 год)

Из 32 млрд долларов долга Кубы было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.

С политической точки зрения это списание позволило нам улучшить отношения не только с самой Кубой, но и со всеми латиноамериканскими странами, которые не дружат с США. Прежде всего с главным кубинским партнёром, с Венесуэлой. [3]

Также, вероятно, с руководством Кубы были согласованы какие-то шаги по допуску российских компаний к работе на нефтяном шельфе Кубы.[4]

Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [5]

Узбекистан (2014 год)

В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[6]. Суть соглашения заключается в следующем:

  • Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
  • Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР;
  • Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
  • Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.

Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.

Долги, списанные России

Основная статья: Статистика:Внешний долг России

Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [7]

См. также

Примечания

  1. Порой даже не странам, а организациям, боровшимся против колониальной зависимости.[1]
  2. В обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере.
  3. В обмен на контракты, реализация которых была остановлена натовской интервенцией.
  4. В рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности.[2]