Человеческий капитал в России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 68 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/> | |||
[[ | |||
{|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent" | {|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent" | ||
|- | |- | ||
Строка 12: | Строка 10: | ||
|}]] | |}]] | ||
'''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие | '''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни. | ||
Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни. | |||
[[Россия]] входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт. <!--Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.--> | |||
== Терминология == | == Терминология == | ||
Строка 57: | Строка 55: | ||
* Неорганизованность. | * Неорганизованность. | ||
* Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение). | * Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение). | ||
* Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и | * Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя). | ||
* Вовлечение в криминальную деятельность. | * Вовлечение в криминальную деятельность. | ||
* [[Коррупция в России|Коррупция]]. | * [[Коррупция в России|Коррупция]]. | ||
Строка 81: | Строка 79: | ||
* затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни). | * затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни). | ||
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части). | Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части). | ||
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл | Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет. | ||
=== Человеческий потенциал === | === Человеческий потенциал === | ||
Строка 123: | Строка 121: | ||
[[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] | [[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] | ||
[[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] | [[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] | ||
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, | Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины: | ||
* '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). | * '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). | ||
* '''Результаты международных исследований качества школьного образования — [[rwp:TIMSS|TIMSS]] (математика и естественные науки) и [[rwp:PIRLS|PIRLS]] (чтение и понимание текста)'''. Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ: | * '''Результаты международных исследований качества школьного образования — [[rwp:TIMSS|TIMSS]] (математика и естественные науки) и [[rwp:PIRLS|PIRLS]] (чтение и понимание текста)'''. Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ: | ||
** Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании). | ** Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании). | ||
** Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, | ** Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место. | ||
=== Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал === | === Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал === | ||
Строка 135: | Строка 133: | ||
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.<ref name="zatraty"/> | Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.<ref name="zatraty"/> | ||
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: | Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли. | ||
<!--== Способы повышения человеческого капитала в России ==--> | |||
== Способы повышения человеческого капитала в России == | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
Строка 213: | Строка 146: | ||
{{Россия}} | {{Россия}} | ||
[[Категория:Экономика России]] | [[Категория:Экономика России]] | ||
Текущая версия от 02:15, 24 февраля 2023
Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.
Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.
Россия входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт.
Терминология
Положительный человеческий капитал
Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:
- Интеллект.
- Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
- Практические знания и навыки:
- Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
- Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
- Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
- Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
- Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
- Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
- Здоровье.
- Работоспособность.
- Организованность.
- Законопослушность.
- Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
- Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
- Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
- Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).
Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.
По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.
Отрицательный человеческий капитал
Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:
- Вредные привычки, в том числе:
- Алкоголизм.
- Наркомания.
- Курение.
- Игромания.
- Болезни.
- Пассивность в поведении.
- Неорганизованность.
- Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
- Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
- Вовлечение в криминальную деятельность.
- Коррупция.
- Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
- Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
- Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
- Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
- Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[2]
- Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).
Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.
Пассивный человеческий капитал
Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.
Инвестиции в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:
- затраты на образование;
- затраты на здравоохранение;
- затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
- затраты на развитие науки и инноваций;
- затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.
Человеческий потенциал
Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).
Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.
Способы измерения человеческого капитала
Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:
- Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
- Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
- Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.
Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.
Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).
В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.
Оценки человеческого капитала в России
Индекс человеческого развития
Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[1] Данный индекс основан на трёх показателях:
- Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[1]
- Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
- Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.
ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.
При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[1]
Отдельные показатели человеческого развития
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:
- Средний коэффициент интеллекта (IQ). В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «Коэффициент интеллекта и богатство народов»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
- Результаты международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста). Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
- Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
- Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.
Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал
По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[3][3]
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.[3]
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.
Ссылки
- Человеческий капитал — статья в Википедии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.
- ↑ Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
- ↑ 3,0 3,1 Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.
[ + ] Экономософия
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|