|
|
(не показано 60 промежуточных версий 4 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Незавершённая статья}}
| | [[Файл:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/> |
| | |
| [[File:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/> | |
| {|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent" | | {|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent" |
| |- | | |- |
Строка 12: |
Строка 10: |
| |}]] | | |}]] |
|
| |
|
| '''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие качества, позволяющие достичь высокого уровня жизни. Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни. | | '''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни. |
|
| |
|
| [[Россия]] входит в число стран с очень высоким человеческим капиталом ('''ЧК''', ''англ''. '''HC'''). С начала XXI века человеческий капитал России в целом растёт. Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.
| | Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни. |
|
| |
|
| В данной статье анализируются исторические тенденции и современное состояние человеческого капитала в России, а также перечисляются возможные способы его повышения.
| | [[Россия]] входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт. <!--Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.--> |
|
| |
|
| == Терминология == | | == Терминология == |
Строка 57: |
Строка 55: |
| * Неорганизованность. | | * Неорганизованность. |
| * Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение). | | * Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение). |
| * Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровью окружающих и самого себя). | | * Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя). |
| * Вовлечение в криминальную деятельность. | | * Вовлечение в криминальную деятельность. |
| * [[Коррупция в России|Коррупция]]. | | * [[Коррупция в России|Коррупция]]. |
Строка 81: |
Строка 79: |
| * затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни). | | * затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни). |
|
| |
|
| Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части). | | Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части). |
|
| |
|
| Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл его обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет. | | Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет. |
|
| |
|
| === Человеческий потенциал === | | === Человеческий потенциал === |
Строка 123: |
Строка 121: |
| [[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] | | [[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] |
| [[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] | | [[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] |
| Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, представляют особый интерес следующие величины: | | Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины: |
|
| |
|
| * '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). | | * '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). |
| * '''Результаты международных исследований качества школьного образования — [[rwp:TIMSS|TIMSS]] (математика и естественные науки) и [[rwp:PIRLS|PIRLS]] (чтение и понимание текста)'''. Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ: | | * '''Результаты международных исследований качества школьного образования — [[rwp:TIMSS|TIMSS]] (математика и естественные науки) и [[rwp:PIRLS|PIRLS]] (чтение и понимание текста)'''. Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ: |
| ** Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании). | | ** Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании). |
| ** Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, а уже в 2006 г. вышла на первое место. | | ** Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место. |
|
| |
|
| === Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал === | | === Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал === |
Строка 135: |
Строка 133: |
| Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.<ref name="zatraty"/> | | Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.<ref name="zatraty"/> |
|
| |
|
| Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: с 1990-х годов, когда Россия была на пике постсоветского упадка, и общая сумма инвестиций в ЧК, и доля ЧК в национальном богатстве должны были существенно вырасти. | | Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли. |
| | | <!--== Способы повышения человеческого капитала в России ==--> |
| == История человеческого капитала в России ==
| |
| ''См. также: [[Миф о вековой отсталости России]]''
| |
| | |
| Используемые сокращения и терминология:
| |
| | |
| '''ЧК''' — человеческий капитал.
| |
| | |
| '''Топовый сегмент ЧК''' — наиболее ценная с точки зрения научно-технологического развития часть ЧК, связанная с созданием и внедрением инноваций.
| |
| | |
| === Древняя Русь ===
| |
| * {{Плюс}} '''Неплохой стартовый человеческий капитал тех народностей, которые составили русское государство'''. Славяне, угро-финны, тюрки и прочие этнические группы нынешней России попросту не смогли бы выжить в суровых северных условиях без достаточно хорошего здоровья, сравнительно развитого интеллекта, определённых технологических и организационных навыков.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря многонациональному составу населения Руси'''. Помимо славянских и финских племён в население Древней Руси вошли варяги скандинавского происхождения, еврейские купцы, различные кочевники-тюрки (так называемые чёрные клобуки и прочие союзы кочевых племён, подчинённые Киеву и охранявшие южную границу в XI—XIII вв.). Межнациональный характер способствовал обмену культурным и техническим опытом: славяне принесли на заселённые ими земли традицию развитого земледелия; финны передали им свой опыт охоты и рыболовства; варяги принесли опыт кораблестроения, торговли и военного дела; тюрки — опыт скотоводства и степной войны.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря формированию Руси как страны иммигрантов и переселенцев'''. Страны, привлекающие энергичных и деятельных мигрантов, как правило, получают большой бонус к человеческому капиталу (примеры: Пруссия, США, Сингапур). Древняя Русь формировалась путём присоединения к единому государству недавно заселённых славянами территорий, а также путём дальнейшей колонизации слабо заселённых внутренних и внешних территорий. Важную часть населения составили потомки пришлых варягов. Таким образом, значительная часть населения Древней Руси в ранний период её существования была потомками переселенцев, которые деятельно осваивали новые территории.
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Отдалённость Руси от древних центров цивилизации препятствовала развитию письменной культуры и образования'''. Долгое время жители Русской равнины практически не были знакомы с письменностью и с прочими достижениями культуры, распространёнными в более южных землях.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря формированию единого государства на транзитных путях международного значения'''. Древнерусское государство сформировалось в IX—X вв. на территориях вдоль торгового пути «из варяг в греки» (Днепровский путь) и вдоль северной части пути «из варяг в арабы/персы» (Волжский путь). Создание единого государства и развитие торговли помогло резко повысить уровень безопасности и уровень экономического развития, при этом торговые пути обеспечили культурный обмен с центрами цивилизации — тем самым человеческий капитал резко повысился.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК после [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|Крещения Руси]] в 988 г. — распространение грамотности, выход культуры на «международный уровень» (XI — начало XII вв.)'''. Благодаря распространению грамотности после христианизации Руси, значительная часть военно-политической элиты и городского населения в XI—XIII вв. умели читать и писать. Русь вошла в христианский мир и стала пользоваться культурными достижениями прочих христианских стран. На русской почве успешно прижились многие традиции и практики, заимствованные из Византии — самой высокоразвитой страны в Европе VI—XI вв. Христианство привело к значительному общественному прогрессу — в частности, оно ограничило масштабы распространения рабовладения и в целом улучшило нравы на Руси, что также способствовало росту ЧК.
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Стагнация ЧК в ходе [[Причины кризиса и распада Древней Руси|кризиса Древней Руси]] (XII—XIII вв.)'''. Русь в этот период распалась на ряд земель с собственными княжескими династиями (ветвями рода Рюриковичей), одновременно произошёл упадок речных торговых путей (евразийская транзитная торговля переместилась с русских рек на Средиземное море после Крестовых походов). Хотя в раздробленной Руси продолжался рост населения, отдельные русские земли уже не могли сконцентрировать достаточные ресурсы для обеспечения безопасности от внешних вторжений или для проведения крупных модернизационных преобразований, как это было ранее в эпоху расцвета Руси в XI веке. В результате, качественный рост человеческого капитала если и не прекратился, то резко замедлился. Особо негативную роль сыграл упадок Византии, ослабленной вторжениями турков-сельджуков в XI в. и завоёванной крестоносцами в 1204 г. В итоге, на Западе сформировалась мощная латиноязычная культура, а грекоязычная культура заметно отстала, тогда как Русь была связана именно с последней.
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Крупные потери ЧК в результате монгольского нашествия и последующих ордынских набегов'''. Негативную роль в истории России сыграли не столько политическая зависимость от Орды («иго») и выплата дани (не слишком большой), сколько многократные разорения русских городов ордынцами начиная с 1237 г. и вплоть до начала XV в. Разрушение городов, физическое уничтожение или увод в плен наиболее образованных русских людей, потеря книг и документов при пожарах препятствовали развитию человеческого капитала на Руси. Вместе с тем, ордынская зависимость в итоге способствовала объединению разрозненных русских земель, и от Орды были переняты некоторые важные технологии и культурные практики (ямская почта, элементы вооружения и военного дела).
| |
| | |
| === Московская Русь ===
| |
| [[Файл:Epiphanius the Wise.jpg|thumb|200px|'''Монастыри были главными центрами учёности в Средние века'''. (Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в.)]]
| |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК в ходе собирания земель Москвой, высокая концентрация ЧК в Москве (XIV—XV вв.)'''. Одной из причин того, что именно Москва стала центром собирания русских земель и столицей России, была успешная политика московских князей, направленная на привлечение переселенцев со всей Руси в Московское княжество, а также на привлечение на московскую службу знати из соседних земель (в частности, Москва привлекала к себе население из разорённой монголами Южной Руси; аристократов из Западной Руси, недовольных литовским и польским владычеством; татарских князей, изгнанных из Орды). Московские князья активно формировали высокий человеческий капитал в Москве — в 1325 году они сумели добиться переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, которая, таким образом, стала столицей Русской Церкви и духовным центром России. При присоединении новых земель московские правители заставляли подчинённых князей с дружинами и боярами переезжать в Москву. Благодаря такой политике, к концу XV века Москва превратилась в один из крупнейших городов Европы с очень высоким человеческим капиталом.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК в ходе монастырской колонизации России (XIV—XVI вв.)''' Благодаря церковной реформе [[rwp:Алексий (Бяконт)|Митрополита Алексия]] и поданному [[rwp:Сергий Радонежский|Сергием Радонежским]] примеру, со второй половины XIV века на Руси начинают массово основываться новые монастыри, которые играли тогда крайне важную и многогранную роль. Монастырь был одновременно 1) центром духовности, книжности и учёности; 2) центром хозяйственной деятельности (причём монастырское хозяйство было передовым по тем временам), 3) крепостью, защищавшей местное население (часто также прикрывавшей границы или подступы к крупным городам); 4) форпостом в освоении новых земель (на Русском Севере, на востоке, в глухих местах вдали от течения крупных рек). Монастыри собирали в себе и вокруг себя лучших людей, и монастырское движение стало одним из главных драйверов роста человеческого капитала в ту эпоху.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря формированию единого Русского государства при [[Иван III|Иване III]] и [[Василий III|Василии III]] (конец XV — начало XVI вв.), резкий рост численности государственной элиты'''. Создание единого государства означало не только абсолютный прирост населения, но и резкий рост человеческого капитала в результате повышения безопасности (внутренние войны прекратились, на границах были построены [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.81.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|мощные крепости]]) и экономического роста (была введена [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9E.D0.B1.D1.89.D0.B5.D1.80.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.B6.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0|общероссийская денежная система]], создана [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.AF.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B3.D0.BE.D0.BD.D1.8C.D0.B1.D0.B0 .28.D0.B3.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B8 .D0.BF.D0.BE.D1.87.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.BB.D1.83.D0.B6.D0.B1.D0.B0.29|сеть ямских дорог]], построены международные порты в Холмогорах и Ивангороде). Также резко возросла численность государственной элиты (сегмент общества с высоким человеческим капиталом) — во-первых, была введена [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0 .D0.B3.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|приказная система управления]], то есть начал формироваться слой грамотных чиновников и управленцев (дьяки, подьячие и прочие служащие приказов); во-вторых, было введено [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.92.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D0.BE.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B9 .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D1.8B .D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D0.B5.D0.B2.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|поместное землевладение]] и начал формироваться обширный слой служилого дворянства, составившего огромное [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9F.D0.BE.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.BA.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B0|поместное войско]].<ref>Поместная система на тот момент была прогрессивной, крестьяне ещё не были закрепощены, и создание поместий приводило к интенсификации хозяйства, которое теперь должно было не только обеспечивать крестьян и уплату ими налогов, но и содержать служащих в войске и при дворе помещиков.</ref>
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Появление водки и распространение питейных заведений с крепким алкоголем (XV—XVI вв.)'''. Водка появилась в России в XV веке, первоначально называлась хлебным вином и была довольно слабой (все более ранние русские алкогольные напитки — мёд, брага, пива — были низкой крепости). Однако постепенно крепость водки росла, со времён Ивана Грозного в России стали распространяться [[rwp:Кабак|кабаки]], и алкоголизм стал реальной проблемой. Впрочем, ситуацию спасало то, что в сельской местности, где жило большинство населения страны, крепкий алкоголь был малодоступен. К тому же, водка играла в те времена и некоторую положительную роль — она была одним из немногих известных в то время антидепрессантов и средств дезинфекции, что очень помогало в военном деле.
| |
| | |
| [[Файл:Иван_Фёдоров.jpeg|thumb|200px|'''[[rwp:Иван Фёдоров|Иван Фёдоров]] — первый российский книгопечатник''', издатель первой точно датированной печатной книги в России (книга «Апостол» 1564 г.)]]
| |
| * {{Минус}} '''Запоздалое начало книгопечатания в России, отставание от Западной Европы по числу образованных людей и скорости распространения знаний (XV—XVII вв.)'''. В Европе книгопечатание было изобретено в 1440-х гг. немцем Иоганном Гутенбергом и к концу XV века распространилось почти по всем западно- и среднеевропейским странам. Однако в силу ряда причин в России печать книг началась лишь в 1550-е гг., в 1563 г. в Москве был основан Печатный двор, а в 1564 г. была выпущена первая датированная русская печатная книга «Апостол». Однако в 1568 г. из-за внутриполитических сложностей московское книгопечатание практически прекратилось и было возобновлено лишь в 1589 г., а массовая печать светских книг началась лишь в 1630-е гг.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост топового сегмента ЧК благодаря приёму на русскую службу множества образованных иностранцев (конец XV—XVII вв.)'''. В конце XV и начале XVI веков в Россию приехало большое число греков из завоёванной турками Византийской империи (греки были тогда в числе главных русских дипломатов и писателей). Тогда же на русскую службу удалось привлечь целый ряд итальянских архитекторов и инженеров, которые модернизировали русские строительные технологии, построили Московский кремль, множество крепостей и храмов, а также основали Пушечный и Пороховой двор в Москве (иными словами, российскую оборонную и химическую промышленность). В XVI—XVII вв. в России начинают массово приезжать на службу немцы и другие жители Центральной, Северной и Западной Европы, в которой в тот период шли ожесточённые религиозные войны. В Москве возникла Немецкая слобода, жители которой — в частности, немцы и шотландцы — помогли в XVII в. сформировать в России так называемые [[rwp:Полки нового строя|полки нового строя]] (армию на европейский манер), а голландцы основали [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)#.D0.A2.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5 .28.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.89.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5.29 .D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|первые русские железоделательные заводы]] и помогли царям [[Алексей I|Алексею I]] и [[Пётр I|Петру I]] построить первые русские парусные суда европейского образца.
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Крупные потери ЧК во вторую половину правления Ивана Грозного (1560-е — 1580-е гг.) и в Смутное время (1600-е — 1610-е гг.)'''. Значительные человеческие потери во время 25-летней [[rwp:Ливонская война|Ливонской войны]] (1558—1583) и связанной с ней [[rwp:Поруха|Порухи]] (разорения русских земель в ходе войны), разрушительные нашествия крымских татар (которые даже [[rwp:Крымский поход на Москву (1571)|сожгли московские посады в 1571 г.]]), массовые казни элиты во времена [[rwp:Опричнина|опричнины]] (были казнены многие выдающиеся военачальники, дипломаты, инженеры), сокращение притока иностранных специалистов из-за конфликта со странами балтийского региона — всё это отнюдь не способствовало росту ЧК в России. Во второй половине 1580-х и 1590-х гг. стране удалось восстановиться, однако затем грянула ещё более масштабная катастрофа — [[rwp:Смутное время|Смутное время]], когда в ходе голода, восстаний, междоусобной войны и вторжения иностранных интервентов Россия потеряла до трети населения и надолго утратила выход к Балтике — важнейшему пути для культурного обмена с Европой.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК после восстановления государственного единства при новой династии Романовых'''. Смутное время окончилось после изгнания польских оккупантов из Москвы (1612), выбора [[Михаил Романов|Михаила Романова]] новым Царём (1613), и прекращения войны с Польшей (1618). Стабилизация позволила восстановить экономику и уровень жизни, при этом первые цари из династии Романовых проводили постепенную модернизацию страны, привлекая всё больше иностранных специалистов и способствуя развитию технологий и образования.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате реформы Русской Церкви и формирования системы высшего образования в России (1650-е — 1680-е гг.)'''. Первым высшим учебным заведением в Московской России стала [[rwp:Киевская духовная академия|Киево-Могилянская академия]], основанная ещё в 1615 г. и вошедшая в состав России по результатам Переяславской Рады 1654 г. Первым высшим учебным заведением в Москве стала [[rwp:Славяно-греко-латинская академия|Славяно-греко-латинская академия]], основанная в 1687 г. Первым академическим заведением в Москве стал основанный около 1648 г. [[rwp:Андреевский монастырь (Москва)|Андреевский монастырь]], где греческие монахи-книжники начали так называемую [[rwp:Книжная справа|книжную справу]], ставшую основой для реформы Русской Церкви при Патриархе Никоне. Хотя реформа была проведена довольно грубо и вызвала длительный [[rwp:Раскол Русской Церкви|церковный раскол]] (отделение старообрядцев от Русской Церкви), она в итоге привела к отходу от чрезмерной религиозной обрядовости, подготовив общество к масштабным переменам и культурным заимствованиям в эпоху Петра I.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате прочного укрепления границ и прекращения вторжений в Центральную Россию (1680-е гг.)'''. При первых Романовых практически прекратились вторжения и набеги со стороны степи. В этот период строились всё новые и новые оборонительные линии, отодвигавшие русскую границу на юг. Окончательно вторжения прекратились после строительства около 1680 г. [[rwp:Изюмская черта|Изюмской черты]], перекрывшей главный путь набегов крымских татар. В результате, в Центральной России наступил долгий период мира и процветания, прерванный лишь вторжением Наполеона в 1812 г.
| |
| | |
| === Российская империя ===
| |
| [[Файл:RR5111-0090R.gif|right|thumb|250px|'''Первый русский технический ВУЗ''' — [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.A8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0 .D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.B8 .D0.BD.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA|Школа математических и навигацких наук]] в Москве]]
| |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате реформ и завоеваний Петра I (первая четверть XVIII вв.)'''. [[Пётр I]] вернул России выход к Балтийскому морю и «прорубил окно в Европу», наладив постоянный культурный и технологический обмен. В состав России вошло многочисленное и неплохо образованное лифляндское и эстляндское дворянство (балтийские немцы). Введение «[[rwp:Табель о рангах|Табеля о рангах]]» в 1722 г. установило сравнительно меритократическую систему отбора кадров для государственной работы (вместо старой системы, больше связанной с важностью рода и заслугами предков). Была создана система государственного управления европейского образца, а также система зарубежных посольств. Был установлена первая в мире десятичная денежная система, найдены в Забайкалье большие запасы серебра для чеканки монеты из собственного российского металла, введено подушное налогообложение. Это упростило финансовые расчёты и стимулировало эффективность труда.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря петровской индустриализации и технологической модернизации России (первая половина XVIII в.)'''. При Петре I в России были созданы передовые по тем временам кораблестроительная промышленность, оружейная промышленность, самая мощная и производительная в мире металлургическая промышленность (до конца XVIII в. Россия была лидером по производству чугуна в Европе) — создание этих отраслей привело к появлению обширного слоя образованных инженеров в России. Перестроенные по европейскому образцу армия и флот также стали требовать всё больше образованных военных специалистов. Гидротехнические проекты, крепости и дворцы Петра I помогли вывести строительную отрасль в России на новый уровень. Был основан Петербург — первая европейская столица, строившаяся практически с самого начала по генеральному плану и по самым современным на тот момент градостроительным принципам. Даже в сельском хозяйстве при Петре I был достигнут значительный прогресс благодаря введению использования [[rwp:Коса (инструмент)|косы]] вместо серпа и началу распространения картофеля и других новейших агрокультур.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост топового сегмента ЧК благодаря массовому приезду иностранных специалистов в России, началу высшего технического образования, академической науки и университетского образования в России (XVIII в.)'''. Начиная с эпохи Петра I образованные иностранцы стали приезжать в Россию в огромном числе. При Петре I было положено начало системе высшего технического и инженерного образования в России ([[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.A8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0 .D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.B8 .D0.BD.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA|Школа математических и навигацких наук]]). По указу Петра I вскоре после его смерти была основана [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.90.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D1.8F .D0.9D.D0.B0.D1.83.D0.BA .D0.B8 .D0.A5.D1.83.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2|Академия Наук и Художеств]], уже к середине XVIII в. ставшая одним из главных центров развития науки в мире. Первыми университетами в России стали Академический университет при Академии Наук и открывшийся в 1755 г. [[rwp:Московский государственный университет|Московский университет]].
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Крепостное право привело к отсталости в развитии ЧК примерно у половины населения (XVIII—XIX вв.)'''. Вообще говоря, крепостное право в России было введено ещё Соборным уложением 1649 г., но на первых порах оно не играло особенно негативной роли, являясь частью существовавшего тогда «социального договора»: дворяне служили в войске и на государственной службе, крестьяне их кормили и снаряжали, причём ни те, ни другие не имели права уклоняться от своих обязанностей. С одной стороны, крепостное право снижало мобильность рабочей силы и ограничивало крестьян в правах, с другой стороны, в XVIII—XIX вв. помещики имели возможность массово переселять крестьян на новые земли или целенаправленно отправлять их на заработки. Но постепенно минусы крепостного права стали значительно перевешивать любые возможные плюсы. В 1761 г. [[rwp:Манифест о вольности дворянства|Манифест о вольности дворянства]] освободил дворян от обязательной государственной службы, однако крестьяне не были освобождены и остались в подчинении у дворян, которые имели возможность судить и ссылать крестьян, всячески вмешиваться в их личную жизнь и т. д. В результате значительная часть дворян из подотчётных государевых слуг превратилась в неэффективных и слабо контролируемых государством земельных собственников. Наличие сверхдешёвой крепостной рабочей силы препятствовало внедрению инноваций, повышающих эффективность труда; крестьяне были предельно ограничены в личных и экономических свободах, в возможности выбора профессии и получении образования. Всё это крайне негативно сказывалось на развитии человеческого капитала у значительной части населения России (в XVIII в. крепостные помещичьи крестьяне составляли 50-60 % населения, к моменту отмены крепостного права в 1861 г. их доля упала до 34 %).
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря улучшению продовольственного обеспечения в ходе освоения южных плодородных земель (вторая половина XVIII в. — середина XIX в.)'''. После присоединения Северного Казахстана, Крыма и Кавказа в конце XVIII — первой половине XIX вв. у России появилась наконец возможность как следует освоить плодородные южные степи от Новороссии до юга Западной Сибири, что позволило не только начать масштабный экспорт зерна, но и решить продовольственную проблему внутри страны, что положительно повлияло на человеческий капитал.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря присоединению обширных территорий в эпоху Екатерины II и Александра I (вторая половина XVIII — начало XIX вв.)'''. На пике военного могущества Российской Империи в её состав вошла большая часть Речи Посполитой (включая половину Польши, Литву, Курляндию и Семигалию, Белоруссию, Правобережную Украину), а также Грузия, Финляндия и некоторые другие земли. Вместе с этими территориями к России было присоединено значительное население, в том числе многочисленное и сравнительно образованное дворянство — польское, балтийско-немецкое, шведско-финское, грузинское — а также массово занимавшееся коммерцией еврейское население.
| |
| | |
| [[Файл:Генеральный план Костромы 1781 года.jpg|250px|thumb|'''Перестройка городов по генеральным планам резко повысила качество жизни горожан''' («Прожектированный» план города Костромы 1781 года, наложенный на доплановую сетку улиц)]]
| |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК у дворянства, купечества и жителей городов, а также у казачества благодаря реформам и преобразованиям Екатерины II (вторая половина XVIII—XIX вв.)'''. В то время как крестьянство в эпоху Екатерины II находилось в незавидном положении, у других сословий дела обстояли гораздо лучше. Для дворянства наступил золотой век: строились многочисленные дворянские усадьбы в стиле классицизма, резко возрос образовательный и культурный уровень дворян, в среде которых появилось множество выдающихся учёных и поэтов. Екатериной II было положено начало женскому образованию в России ([[rwp:Смольный институт благородных девиц|Смольный институт благородных девиц]]). Городские жители — дворяне, купцы и мещане — серьёзны повысили свой жизненный уровень благодаря [[rwp:Градостроительная реформа Екатерины II|градостроительной реформе Екатерине II]] (русские города стали перестраиваться по регулярным планам, что существенно повысило уровень пожарной и санитарной безопасности, а также улучшило возможности для развития транспорта и торговли). Казаки были освобождены от основных налогов (подушной подати), запорожское казачество было переселено на богатую и плодородную Кубань.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Формирование русского литературного и научного языка (середина XVIII в. — середина XIX в.)'''. Исключительно важным для развития человеческого капитала в России стало формирование удобного и выразительного языка, пригодного для использования в художественной литературе, публицистике и науке. Прежде чем был завершён этот процесс, русское дворянство массово читало французские романы и говорило на французском чуть ли не чаще, чем на русском, а в области естественных наук в России доминировал немецкий язык. Основы для литературного языка сложились уже к петровской эпохе, однако важнейшая и завершающая часть процесса формирования национального языка началась во времена Михаила Ломоносова (который крайне много сделал и для русской науки, и для словесности) и завершилась в эпоху Карамзина и Пушкина.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост топового сегмента ЧК в результате создания масштабной системы высшего образования и науки на лучшем мировом уровне'''. В начале XIX в., после создания [[rwp:Министерство народного просвещения Российской империи|Министерства просвещения]] в 1802 г., вдобавок к Московскому университету в Российской Империи был открыт целый ряд новых университетов: Тартуский университет (1802), Виленский университет (1803), Казанский университет (1804), Харьковский университет (1805), Санкт-Петербургский университет (1819), Киевский университет (1834). Позднее к ним добавились Одесский (1865), Варшавский (1869), Томский (1888) и Саратовский (1909) университетский. Кроме того, в XIX в. был открыт ряд институтов, академий, кадетских корпусов, а также лицеев (в том числе [[rwp:Императорский Царскосельский лицей|Императорский Царскосельский лицей]] в 1811 г.). В результате число выпускников-инженеров в поздней Российской Империи (конец XIX — начало XX века) стало сопоставимо с Германией и Британией, а в 1910-х гг. было уже заметно больше.<ref>К началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими странами в относительных масштабах (доля студентов в отношении к численности населения) и значительно превзошла их в абсолютных масштабах: в 1911—1914 гг. в России и Великобритании было по 8 студентов ВУЗов на каждые 10000 жителей, во Германии — 11, во Франции — 12; если брать студентов инженерных ВУЗов, то в 1913 г. в России их было 1,57 на 10 000 человек населения (1,9 если учитывать только Европейскую Россию и Польшу), тогда как в Германии этот показатель был равен 1,7, а в Англии — 0,59; общий годовой выпуск инженеров в России в 1913 г. составлял 1821 человек, тогда как в Германии — 1000—1300-3000 человек (по разным оценкам), а Англии — 350—400 человек; общее же число студентов инженерных ВУЗов в России в 1913 г. составляло 26-30 тыс. человек, тогда как в Германии в 3 раза меньше — 11,2 тыс. человек, а в Англии и вовсе 2686 человек.[http://corporatelie.livejournal.com/21825.html][http://corporatelie.livejournal.com/22281.html]</ref> По общему масштабу национальной инженерной школы Россия тогда незначительно уступала лишь США. Об высочайшем уровне системы высшего образования Российской Империи свидетельствуют выдающиеся достижения в области науки и техники: в середине XIX — начале XX века в России работали сотни выдающихся учёных мирового уровня, сделавших важные [[Российские открытия|открытия]] и [[Российские изобретения|изобретения]] — см. [[Миф о вековой отсталости России#Культура, образование и наука Российской Империи|Культура, образование и наука Российской Империи]].
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Отставание в развитии из-за огромных размеров страны'''. XIX век был временем бурного развития европейских стран, а также США и некоторых других колоний, населённых преимущественно выходцами из Европы. Главным драйвером развития были железные дороги, которые, с одной стороны резко улучшали транспортную систему, во много раз ускоряли обмен товарами и улучшали движение рабочей силы, а с другой стороны, были главным потребителем угля и металла — главных товаров индустриальной экономики в «век угля и пара». В России также шла индустриализация и шло строительство ж/д, однако из-за огромных размеров страны в России на строительство ж/д требовались гораздо бóльшие средства (типичные расстояния в России на порядок больше, чем в Европе), и потому экономическое развитие России шло медленнее по сравнению с маленькими европейскими странами, где удалось очень быстро создать плотную железнодорожную сеть. Разумеется, такая ситуация негативно отражалась и на скорости роста ЧК. Впрочем, у колониальных держав Европы были по сути те же проблемы, что и в России — однако их огромные слабо развитые колонии находились за морем, далеко от европейской территории.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате отмены крепостного права в 1861 году'''. Все крестьяне получили гражданские права, в том числе свободу перемещения и право частной собственности на своё движимое имущество, дома, утварь, орудия труда, однако землю им пришлось выкупать у помещиков, в основном через так называемые выкупные платежи, рассчитанные на 49 лет, а пока земля не была выкуплена, крестьяне должны были продолжать отбывать барщину (работы на помещичьей земле) или платить помещику оброк. Освобождение крестьян без земли, но с привязкой к земле и длительной процедурой ее выкупа во многом обесценило результаты реформы, так как это наложило значительные ограничения на мобильность рабочей силы в стране и на эффективность работы крестьян на земле. Кроме того, сложившийся традиционный характер сельской общины также во многом препятствовал социально-экономическому развитию, хотя и способствовал быстрому росту населения.
| |
| | |
| [[Файл:The_percent_of_children_attending_school_in_1914_in_russia.jpg|thumb|250px|'''Ещё до революции большинство детей было охвачено школьным образованием''' (процент детей 8-11 лет, посещавших школу на 1 января 1915 года по губерниям России)]]
| |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате создания системы массового начального и среднего образования (последняя треть XIX — начало XX вв.)'''. После [[rwp:Земская реформа|Земской реформы]] Александра II, проведённой в 1864 г., в сельской местности начали массово открываться [[rwp:Земская школа|земские школы]], ставшие уже к концу 1870-х гг. самым распространённым типом учебного заведения в России. В этих школах крестьянские дети обучались чтению, письму и арифметике. Одновременно резко выросло число средних учебных заведений — гимназий и реальных училищ. В результате, если в середине XIX в. грамотными в России были максимум 10 % населения (оценочно), а по переписи 1897 г. — 21 %, то к середине 1910-х гг. хотя бы в какой-то мере грамотными были уже 50 % населения, и при этом 60 % детей возраста 8-11 лет посещали школы (в Европейской России — почти 100 % мальчиков и около 50 % девочек).<ref>Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009).</ref>
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате развития системы здравоохранения, а также распространения современных средств санитарии и гигиены (середина XIX — начало XX вв.)'''. Помимо школ, земства в России открывали также и больницы, которых до последней трети XIX в. сельской местности России практически не было. Одновременно резко улучшилось качество медицины и здравоохранения в городах — собственно, именно в XIX в. по сути возникла массовая медицина современного типа, основанная на строгих научных знаниях. Также улучшалась санитарная обстановка — в Петербурге и Москве в 1860-х и 1870-х гг. в домах появился водопровод, в Москве в конце XIX в. была построена первая канализация современного типа. [http://www.promec.ru/statji-moscow.html] После создания полноценной мыловаренной промышленности в 1840-е гг. мыло стало доступно широким слоям населения, и на протяжении второй половины XIX в. его использование стало массовым. [http://www.originalsoap.ru/soap-history-russia.shtml] Тогда же впервые получили массовое распространение сода, стиральные порошки, борная кислота и другие дезинфицирующие средства. Всё это резко улучшило состояние здоровья россиян, а также уменьшило младенческую смертность и увеличило прирост населения.
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Железнодорожная сеть'''
| |
| | |
| * {{Плюс}} '''Индустриализация'''
| |
| | |
| * {{Минус}} '''Аграрное перенаселение центральных областей России'''
| |
| | |
| === Советский Союз ===
| |
| | |
| === Российская Федерация ===
| |
| | |
| == Условия для развития человеческого капитала в современной России ==
| |
| | |
| == Способы повышения человеческого капитала в России == | |
|
| |
|
| == Ссылки == | | == Ссылки == |
Строка 240: |
Строка 146: |
| {{Россия}} | | {{Россия}} |
|
| |
|
| [[Категория:Демография России]]
| |
| [[Категория:Экономика России]] | | [[Категория:Экономика России]] |
| [[Категория:История России]]
| |
| [[Категория:Плюсы и минусы]]
| |
Страны мира по
Индексу человеческого развития согласно данным 2015 года.
[1] Очень высокий (развитые страны) Высокий (развивающиеся страны) | Средний (развивающиеся страны) Низкий (слаборазвитые страны) | Нет данных |
Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.
Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.
Россия входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт.
Терминология
Положительный человеческий капитал
Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:
- Интеллект.
- Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
- Практические знания и навыки:
- Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
- Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
- Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
- Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
- Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
- Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
- Здоровье.
- Работоспособность.
- Организованность.
- Законопослушность.
- Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
- Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
- Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
- Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).
Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.
По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.
Отрицательный человеческий капитал
Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:
- Вредные привычки, в том числе:
- Болезни.
- Пассивность в поведении.
- Неорганизованность.
- Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
- Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
- Вовлечение в криминальную деятельность.
- Коррупция.
- Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
- Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
- Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
- Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
- Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[2]
- Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).
Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.
Пассивный человеческий капитал
Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.
Инвестиции в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:
- затраты на образование;
- затраты на здравоохранение;
- затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
- затраты на развитие науки и инноваций;
- затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.
Человеческий потенциал
Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).
Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.
Способы измерения человеческого капитала
Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:
- Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
- Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
- Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.
Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.
Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).
В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.
Оценки человеческого капитала в России
Индекс человеческого развития
Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[1] Данный индекс основан на трёх показателях:
- Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[1]
- Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
- Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.
ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.
При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[1]
Отдельные показатели человеческого развития
TIMSS-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов
TIMSS-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:
- Средний коэффициент интеллекта (IQ). В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «Коэффициент интеллекта и богатство народов»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
- Результаты международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста). Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
- Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
- Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.
Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал
По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[3][3]
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.[3]
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.
Ссылки
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.
- ↑ Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
- ↑ 3,0 3,1 Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.