Госпереворот на Украине: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) (Фильм по ссылке не доступен к просмотру) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
Строка 130: | Строка 130: | ||
== Последующие события == | == Последующие события == | ||
''См. [[Украинский кризис]]'' | ''См. [[Украинский кризис]]'' | ||
== Юридическая оценка переворота == | |||
'''22 февраля 2014 года''' — принятие Верховной Радой '''постановления''' [http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/757-VII № 757-VII «О самоустранении Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины»]: | |||
{{quote|Учитывая, что Президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что угрожает управляемости государства, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости, выражая суверенную волю Украинского народа, Верховная Рада Украины постановляет: | |||
* 1. Установить, что Президент Украины В. Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является не выполняющим свои обязанности. | |||
* 2. Согласно пункту 7 части первой статьи 85 Конституции Украины назначить внеочередные выборы Президента Украины на 25 мая 2014 года. | |||
* 3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия. | |||
Председатель Верховной Рады Украины А. Турчинов, г. Киев 22 февраля 2014}} | |||
Анализ Конституции Украины<ref>в редакции от 1996 года с учетом всех изменений</ref> позволяет утверждать, что Верховная Рада, принимая данное Постановление, действовала в нарушение конституционных требований. Например, статьи 108 пункт 2, где прописаны 4 основания, согласно которым досрочно прекращает свои полномочия: | |||
* Отставка | |||
* Невозмость исполнять свои полномочия по состоянию здоровья; | |||
* Смещение путем импичмента | |||
* Смерть | |||
Обязательность этих принципов подкрепляет '''закон''' [http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/474-14 «О выборах Президента Украины»] (статья 15, пункт 3), а статья 103 Конституции устанавливает проведение досрочных выборов в течении 90 дней после прекращения полномочий выше описанными способами. Таким образом, Конституция не делает выше указанное постановление Верховной Рады основанием для прекращения полномочий Президента Украины и назначения внеочередных выборов. | |||
Акт самоустранения по идее должен был рассматриваться как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой ('''статьи 85 и 111''') и четко регламентирует процедуру импичмента. | |||
* '''Вопрос о смещении''' — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины. | |||
* '''Решение о смещении''' — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления. | |||
Как известно, конституционная процедура импичмента к Януковичу Верховная Рада не приняла. Равно как не было заявления об отставке и признания неспособности выполнять обязанности по болезни. | |||
'''23 февраля 2014 года''' — нарушив требования Конституции, обязанности Президента Украины Верховная Рада возложила на своего Председателя А. Турчинова. Исходя из изложенного выше, назначенный А.Турчинов не является легитимно исполняющим обязанности Президента Украины и, следовательно, все его действия в качестве главы государства являются незаконными. И, как следствие, назначение Верховной Радой внеочередных выборов Президента Украины на 25 мая 2014 года не соответствует Конституции. | |||
'''25 февраля 2014 года''' — '''постановлением''' [http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/788-18 № 788-VII] Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и.о. президента совершать следующие действия: | |||
* вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | |||
* назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | |||
* назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО; | |||
* назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины; | |||
* совершать помилование. | |||
'''Постановление''' [http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/750-18 №586-VII «О тексте Конституции Украины...»] было принято в нарушении Раздела XIII '''Конституции Украины''' и вопреки прописанным в ней же полномочиям Верховной Рады: | |||
{{quote|''К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1. Внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции'' — статья 85, пункт 1}} | |||
{{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины'' — статья 155}} | |||
{{quote|''Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения'' — статья 157}} | |||
{{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины'' — статья 158}} | |||
{{quote|''Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 этой Конституции'' — статья 159}} | |||
Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете. | |||
На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений также указывают следующие документы: | |||
{{quote|Ассамблея подчеркивает, что в процессе пересмотра действующей конституции Украины все ее положения должны неуклонно соблюдаться, особенно те из них, которые касаются порядка внесения изменений в конституцию. Кроме того, она призывает власти Украины в процессе пересмотра конституции в полной мере взаимодействовать с соответствующими органами Совета Европы и принимать к сведению заключения Венецианской комиссии — '''Резолюция ПАСЕ''' [http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/[2003]/[Sept_2003]/Res%201346%20Rus.asp №1346] (пункт 15)}} | |||
{{quote|Ассамблея напоминает о резолюциях №1346 и [http://www.coe.int/t/r/parliamentary_assembly/[Russian_documents]/[2004]/[January_2004]/Res.-1364-Rus.asp №1364], где подчеркивается, что все положения действующей конституции должны неукоснительно соблюдаться, а рекомендации Венецианской комиссии в полной мере учитываться в процессе внесения поправок в конституцию Украины — '''резолюция ПАСЕ''' [http://www.coe.int/T/r/Parliamentary_Assembly/[Russian_documents]/[2005]/[Oct2005]/Res1466_rus.asp №1466] (пункт 14)}} | |||
Также ПАСЕ призвала органы государственной власти Украины исправить все содержательные и процедурные ошибки, касающиеся конституционных изменений 2004 года, с тем, чтобы обеспечить легитимность и их соответствие европейским стандартам. В '''заключении Венецианской Комиссии''' от 11 октября 2004 CDL-AD (2004) 039 отмечается, что конституционные изменения следует вносить только после широкого, открытого и свободного обсуждения в обществе и с соблюдением установленной Конституцией Украины процедуры. | |||
'''24 февраля 2014 года''' — принятие '''постановления''' [http://rada.gov.ua/ru/news/Novosty/Soobshchenyya/88365.html «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи»], которое предусматривало досрочно прекратить полномочия 5 судей Конституционного суда. назначенных по квоте Верховной Рады, а также организовать уголовное преследование судей Конституционного суда. Верховная Рада обвинила судей Конституционного Суда Украины в вынесении решения от 30 сентября 2010 года по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины. | |||
В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно: | |||
* Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда | |||
* При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении. | |||
Все это прямое нарушение [http://docs.cntd.ru/document/901927869 Европейской хартии о статусе судьей], а точнее пункта 5.1 раздела '''Ответсвенность''': | |||
{{quote|5.1. Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника. Набор санкций, которые могут быть вынесены, детально изложен в статусе, и их применение осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Решение органа исполнительной власти, суда или инстанции, указанной в настоящем пункте, налагающей санкцию, может быть обжаловано перед вышестоящей инстанцией судебного характера}} | |||
На это положение Хартии, а также прочие документы ссылается и Конституционный Суд РФ в своем заявлении от 28 февраля 2014 года[http://www.ksrf.ru/ru/News/Pages/ViewItem.aspx?ParamId=3156], согласно которому: | |||
* Судья не обладает индульгенцией (иммунитетом) относительно возможного привлечения к юридической отвественности, в том числе и досрочного прекращения полномочий. | |||
* Судья может стать субъектом ответственности '''лишь''': | |||
: # В строго определенных законом случаях | |||
: # При условии соблюдения прописанных законом процедур | |||
: # При наличии доказательств допущенения судье правонарушения | |||
* Судебные органы независимы, их независимость гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны | |||
* Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов | |||
* Каждое государство-член ООН обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции. | |||
* Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей | |||
* Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста; такие основания (а они должны точно определяться законом) могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил | |||
Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года: | |||
{{quote|'''Статья 112.''' В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-12, 14-16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины}} | |||
То есть и.о. президента не имеет права на совершение следующих действий: | |||
* вносить в ВР представление о назначении Министра обороны, | |||
* назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора, | |||
* назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО; | |||
* назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины; | |||
* совершать помилование | |||
21 февраля 2014 года в статью внесли изменения и заменили Премьер-Министра на Председателя Верховной Рады Украины. Он также не может осуществлять ряд полномочий президента Украины, к списку лишь добавили три новых пункта из статьи 106 Конституции Украины: | |||
{{quote|'''Статья 106.''' Президент Украины: | |||
* '''13.''' Назначает половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания; | |||
* '''24.''' Присваивает высшие воинские звания, высшие дипломатические ранги и иные высшие специальные звания и классные чины; | |||
* '''28.''' Создает в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, для осуществления своих полномочий консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы и службы;}} | |||
Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и.о. президента не входит следующий пункт полномочий президента: | |||
{{quote|'''Статья 106.'''...11. Назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности}} | |||
При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины): | |||
* Премьер-министра | |||
* Министра обороны | |||
* Министра иностранных дел | |||
Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины: | |||
{{quote|'''Статья 85.''' К полномочиям Верховной Рады Украины относится: | |||
* '''12.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины Премьер "Премьер-министра Украины; | |||
* '''25.''' Дача согласия на назначение Президентом Украины на должность Генерального прокурора Украины; выражении недоверия Генеральному прокурору Украины, что влечет его отставку с должности}} | |||
Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции: | |||
* О.И. Махницкий — и.о. генерального прокурора ([http://www.gp.gov.ua/ua/news.html?_m=publications&_t=rec&id=134825 текст указа]). Занимал должность до 18 июня 2014 года | |||
* А.Б.Дещица — и.о. министра иностранных дел ([http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247059066&cat_id=244276429 текст указа]). Занимал должность до 19 июня 2014 года. | |||
* И.И. Тенюх — и.о. министра обороны ([http://www.kmu.gov.ua/control/uk/publish/article?art_id=247059066&cat_id=244276429 текст указа]). Занимал должность до 25 марта 2014 года | |||
И наконец, Верховная Рада допустила еще одно нарушение законодательства Украины — принятие постановления №4158 [http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/740-18 Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины]. | |||
<spoiler text="Текст постановления №4158:"> | |||
Выражая суверенную волю Украинского народа, стремясь сохранить территориальную целостность и государственный суверенитет Украины, заботясь о восстановлении гражданского мира и спокойствия в Украине, а также осознавая ответственность за ситуацию в государстве, | |||
руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека, | |||
несмотря на многочисленные факты убийств, ранений и увечий людей, иных действий, подпадающих под признаки преступлений против человечности в ходе массовых акций протеста в течение ноября 2013—февраля 2014 года, | |||
признавая необходимость безусловного соблюдения Конституции Украины, неотложных мер по уменьшению напряженности в обществе и недопущения дальнейшей эскалации гражданского конфликта в Украине, | |||
признавая намерения по проведению антитеррористической операции Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины такими, что не отвечают Конституции Украины, | |||
учитывая, что согласно статье 17 Конституции Украины на Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования возложена исключительно задачи обороны Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, а Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан, | |||
принимая во внимание положения пункта 31 части первой статьи 85 Конституции Украины, согласно которому окончательное решение о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях вводится исключительно после принятия Верховной Радой Украины соответствующего Указа Президента Украины, и констатируя наличие признаков фактического введения чрезвычайного положения в Украине из-за отсутствия юридических оснований для его введение, | |||
Верховная Рада Украины постановляет: | |||
1. Категорически осудить все проявления насилия, которые привели к гибели, ранений и увечий людей, их пытки и истязания, относящихся к категории тяжких и особо тяжких преступлений. | |||
2. Кабинета Министров Украины, Службе безопасности Украины, Министерству внутренних дел, Министерству обороны Украины и подчиненным им военным и военизированным формированием немедленно прекратить и не допускать в дальнейшем применения силы. Запретить использование любых видов оружия и специальных средств против участников акций протеста. | |||
3. Запретить проведение антитеррористической операции, решение о проведении которой объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года, на всей территории Украины или в отдельных ее местностях. | |||
4. Запретить высшему военному руководству, командующим соединений и подразделений, должностным лицам, начальствующему и рядовому составу Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, должностным лицам прокуратуры и других органов государственной власти, органов местного самоуправления Украины, объединением граждан, учреждениям и организациям выполнять мероприятия, предусмотренные планом антитеррористической операции, как такие, что не отвечают Конституции Украины, законам Украины и направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан. | |||
5. С целью реализации пунктов 1-4 настоящего Постановления: | |||
* 1) Службе безопасности Украины безотлагательно отменить решение о проведении на территории Украины антитеррористической операции, которое объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года; | |||
* 2) Министерству внутренних дел Украины безотлагательно: | |||
** прекратить блокирование сотрудниками правоохранительных органов транспортных коммуникаций, улиц, площадей, переулков, бульваров в городе Киеве и других населенных пунктах Украины; | |||
** принять меры для возврата личного состава, задействованного в охране государственных учреждений, к местам постоянной дислокации; | |||
* 3) запретить Министерству обороны Украины использования Вооруженных Сил Украины в антитеррористической операции, решение о проведении которой объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года, а также безотлагательно обеспечить возвращение военнослужащих к местам их постоянной дислокации; | |||
* 4) Кабинета Министров Украины отменить решение об ограничении въезда транспортных средств на территорию города Киева. | |||
6. Кабинета Министров Украины, органам государственной власти предоставить всю необходимую практическую помощь семьям погибших, а также обеспечить необходимое медицинское лечение пострадавших и раненых. | |||
7. Органам государственной власти и местного самоуправления в течение пяти дней со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои решения в соответствие с Конституцией и законами Украины. | |||
8. Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре Украины немедленно расследовать все факты призывов, заявлений и деятельности лиц и формирований, которые содержат угрозы территориальной целостности Украинского государства. О результатах и мерах расследования информировать Верховную Раду Украины 11 марта 2014 года. | |||
9. Генеральной прокуратуре Украины: | |||
* 1) провести полное расследование фактов гибели, ранений, травм лиц — участников событий в акциях по 30 ноября 2013 года. Дважды в месяц информировать Верховную Раду Украины о ходе таких расследований до полного их завершения; | |||
* 2) обеспечить немедленное обращение в суд органами досудебного следствия с ходатайствами об освобождении из под стражи всех арестованных участников протестных акций, кроме тех, которые совершили убийство, и закрытия соответствующих уголовных производств. | |||
10. Верховная Рада Украины принимает на себя ответственность за разрешение гражданского конфликта, призывает народных депутатов Украины к участию в пленарных заседаниях, принятию исчерпывающих решений для приостановления не правового развития событий и урегулирования противостояний мирными средствами. | |||
11. Это Постановление вступает в силу с момента ее принятия. | |||
Председатель Верховной Рады Украины | |||
В.РЫБАК | |||
м. Киев | |||
20 февраля 2014 года | |||
№ 740-VII</spoiler> | |||
Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью. | |||
== См. также == | == См. также == |
Версия от 14:49, 7 апреля 2016
Государственный переворот на Украине — силовой захват власти в Киеве прозападными националистическими и олигархическими силами, произошедший в феврале 2014 года, и сопровождавшийся более чем сотней жертв, а затем повлёкший националистический террор на Украине и войну на Донбассе с тысячами жертв. Силовой госпереворот стал следствием так называемого Евромайдана — площадной цветной революции, организованной при поддержке США.
К концу 2013 года государственность находящейся под властью олигархов и националистов Украины предельно деградировала. Началась серия событий, известная как Украинский кризис.
21 ноября 2013 года в Киеве началась акция протеста против отказа правительства подписывать соглашение об ассоциации с ЕС. Эта акция получила название «Евромайдан».
За последующие два с половиной месяца накачиваемый американцами «Евромайдан» разросся практически до гражданской войны: со стрельбой из огнестрельного оружия по сотрудникам милиции, убийством политических оппонентов боевиков и прочими традиционными атрибутами современных гражданских войн. Начиная с 18 февраля ход событий существенно ускорился: олигархическо-бандеровские проамериканские силы совершили в Киеве государственный переворот, Украина оказалась на грани экономической катастрофы, в Киеве и многих других регионах расцвёл бандитизм, на всём Юго-Востоке Украины начались массовые митинги против бандеровской власти, а Крым объявил о независимости.
Известный американский политолог, глава STRATFOR Джордж Фридман подтвердил, что февральские события на Украине — это профинансированный американцами госпереворот:
...это действительно был самый неприкрытый госпереворот в истории.[1] |
США ведь открыто поддерживали правозащитные группы на Украине, в том числе и деньгами.[2] |
Евромайдан
Основная статья: Поддержка Евромайдана американцами
Евромайдан на Украине был спланирован и проспонсирован правительством США с целью разделить единый русский народ. Таким образом американцы пропагандируют русофобию на Украине и пользуясь этим, хотят захватить всю Россию и превратить русских людей в рабов.
Хроника событий
18 февраля 2014
- С утра в понедельник в центре Киева майданщики устроили шествие с попыткой блокирования Верховной Рады, совершили ряд нападений на правоохранителей, разграбили и подожгли главный офис Партии регионов, где в итоге погибли два сотрудника офиса — один был застрелен, другой избит и задохнулся в дыму устроенного боевиками пожара. Всего в ходе этого выступления майданщиков погибли по крайней мере семь человек, в том числе двое сотрудников МВД, которые скончались от огнестрельных ранений.
- В ответ Беркут и милиция вытеснили боевиков с улицы Грушевского, с Европейской площади и из части захваченных ранее зданий.
- Вечером украинские правоохранительные органы приступили к активной фазе разгона беспорядков на Майдане.[3]
- В Чёрном море корабль ВМС США сел на мель.[4]
- В течение дня сотни правоохранителей и гражданских лиц обратились за медицинской помощью и были госпитализированы (35 из 159 госпитализированных милиционеров находятся в тяжёлом состоянии, [5] 59 получили огнестрельные ранения[6]). Известно, что в ходе начавшегося штурма главного лагеря майданщиков уже есть один погибший [7]. Всего с начала противостояния 18 февраля в Киеве погибло 7 сотрудников МВД.[8] Более 1000 человек получили ранения[9]. Многие силовики были ранены или убиты от снайперского огня.[10]
- Депутат от партии «Батьковщина» Сергей Пашинский вывозит с Майдана на машине снайперскую винтовку с глушителем (!). [11]
19 февраля 2014
- В ночь с 18 на 19 февраля радикалы захватили многие административные здания во Львове. В том числе, около 2 тыс. неизвестных совершили нападение на воинскую часть 4114. Мэр Львова заявил, что из райотделов милиции Львова во время ночных захватов украли оружие. Ответственность взяла на себя Народная Рада.
- Так же, во Ивано-Франковске в распоряжении радикалов оказались 120 автоматов, 20 пулемётов и несколько миллионов патронов. На местах идёт вербовка студентов в ряды самообороны.
- По информации местных СМИ, боевиков на Западной Украине курирует Александр Музычко, который принимал активное участие в Первой чеченской войне от организации УНА-УНСО
- На Украине продолжается осада лагеря боевиков на Майдане — они вытеснены с третьей части площади и из занимаемых ими ранее зданий. Однако боевики захватили новые здания взамен утерянных и сгоревших при пожаре, который они долгое время не давали тушить (в загоревшемся Доме Профсоюзов предположительно хранилась взрывчатка и другие атрибуты «мирного протеста»). Реальные фотографии выжженного майдана уже пострашнее апокалиптических художественных картинок.
- В областях Западной Украины боевики продолжают захватывать административные здания и отделы милиции, применяя насилие к чиновникам. Толпы молодых боевиков с бейсбольными битами разгромили органы власти и управления силовых ведомств в Тернополе, Львове, Ивано-Франковске, Волыни, Ровно, Хмельницком, Ужгороде, Черновцах, Житомире, а также в Сумах на востоке Украины.[12]
- Где-то власти и милиция переходят на сторону боевиков, где-то сопротивляются. В Луцке на сцене местного Евромайдана приковали наручниками и облили водой волынского губернатора Александра Башкаленко, отказавшегося уйти в отставку, угрожали привести туда же его семью, а затем уволокли в неизвестное место.
- США ввели санкции против ряда украинских чиновников, Евросоюз собирается ввести.
- Янукович пытается возобновить мирный диалог — с утра он выпустил телеобращение с призывом к мирному разрешению конфликта, а вечером договорился с лидерами парламентской оппозиции о перемирии.[13]
- Всего с начала противостояния 18 февраля уже 10 милиционеров убито, 350 госпитализировано (из них 74 — с огнестрельными ранами), боевиков убито 13, госпитализировано 240. [14][15]
20 февраля 2014
- Когда утром Беркут начал отходить с площади и его силы уменьшились, боевики нарушили перемирие и контратаковали, вернув утраченные в предыдущие два дня позиции. Около 70 правоохранителей захвачены в плен.
- В Киеве разграблен музей истории города. [16]
- Пресс-служба польских пограничников сообщила, что с украинской стороны заблокированы дороги к четырём пунктам: Корчева-Краковец, Медика-Шегини, Крощенко-Смильница и Хребенне-Рава-Русская.
- Работают снайперы — жертвы есть среди милиции и среди майданствующих.[17][18] В группе Беркута ВКонтакте было сообщение о том, что снайперами работают боевики в снаряжении пленных беркутовцев.[19]
- Органы правопорядка изъяли оружие из поезда Львов-Киев.
- Журналисты RT попали под снайперский огонь в центре Киева, боевая пуля прошла на расстоянии нескольких сантиметров от корреспондента RT Алексея Ярошевского, когда тот готовился к прямому эфиру на балконе гостиницы. В итоге, съёмочная группа RT оказалась заблокирована в гостинице, несколько этажей которой контролируются вооружёнными членами оппозиции в масках.
- Бойцы батальона внутренних войск, который дислоцируется в Ивано-Франковске, отдали радикалам своё снаряжение: щиты, шлемы, бронежилеты, щитки. В целом более ста комплектов.
- В Тернополе ограбили склады МВД. Со складов вынесли взрывчатые вещества и спецсредства.
- Появились сообщения о том, что боевики применяют психостимуляторы (наркотики).[20]
- Появились сообщения о задержании наёмников США.[21]
- Жители центра Киева начали покидать свои квартиры. [22] Киевляне массово скупают продукты и бензин, ожидается закрытие автозаправок.[23]
- Глава МВД Украины Виталий Захарченко подписал указ о допустимости применения боевого оружия. [24]
- Боевики попытались прорваться к зданию администрации президента Украины. [25]
- На площади Независимости в Киеве сторонники оппозиции водрузили рядом с национальным флагом Украины флаг сирийских экстремистов — бойцов так называемой Сирийской свободной армии. [26]
- Львовская милиция, не контролируемая центральными властями, сообщает о том, что более половины украденного вчера с разграбленных складов оружия удалось вернуть.[27]
- В магазинах и супермаркетах Киева люди массово раскупают продукты, образовались большие очереди. Кроме того, большие очереди наблюдаются у банкоматов.
- Вашингтон призвал президента Украины Виктора Януковича немедленно вывести силы безопасности с места протестов в центре Киева. По словам пресс-секретаря Белого дома Джей Карни, необходимо уважать право людей на проведение мирных акций протеста. Вместе с этим, президент США Барак Обама обвинил президента России Владимира Путина в неспособности уважать основные свободы граждан Украины. Барак от себя добавил, что сохраняет надежду, что мирные демонстранты будут оставаться мирными. В заключение он запретил украинским военным вмешиваться в конфликт внутри страны, пригрозив серьёзными последствиями. [28]
- Стало известно, что тернопольское спецподразделение «Грифон» объявило о том, что они не подчиняются официальной власти.
- Донское казачество попросило Владимира Путина помочь Украине в случае, если на территорию страны будут введены войска НАТО.
- У главы Киевской горгосадминистрации Владимира Макеенко боевики взяли в заложники ребёнка.
- Совершено нападение на автобус с работниками крымской налоговой милиции, ехавшими в Киев. Автобус был подожжён боевиками, вооружёнными огнестрельным оружием, арматурой и палками — 7 пассажиров получили травмы. [29]
21 февраля 2014
- Верховная Рада Украины запретила проведение на Украине антитеррористической операции, объявленной руководством СБУ. В постановлении запрещается руководителям и командующим МВД, Вооружённых сил, СБУ и других органов государственной власти выполнять мероприятия по антитеррористической операции. МВД должно прекратить блокирование транспортных коммуникаций, площадей и улиц в г. Киеве и других населённых пунктов. МВД также должно обеспечить возвращение работников правоохранительных органов к местам их постоянной дислокации. А кабинет министров Украины должен отменить решение об ограничении въезда транспорта в г. Киев. Постановление вступает в силу со дня его принятия.
- Во Львове оружие и бронетехника полностью перешли под контроль революционных сил. Молодые боевики катаются на БТР.
- В ночь на 21 февраля вооружёнными боевиками в Черкасской области сожжены 6 автобусов, в которых крымчане возвращались с антимайдана домой. Многие пассажиры были избиты, им угрожали оружием, часть людей увели в неизвестном направлении. 31 человек пропал без вести, впоследствии судьба многих так и не была установлена. [30] См. видео.
- В Борисполе под Киевом оппозиция заблокировала выезд в международный аэропорт. Дороги Киевской области, в том числе мелкие, контролируются революционерами, выставлены кордоны, машины осматриваются. Милиции и ГАИ либо нет, либо они не обращают внимания.
- Во Львове был ограблен банк, неизвестные проломили стену и унесли все деньги.
- Застрелили Дато Кипиани, члена партии Саакашвили в Киеве.
- Часть милиционеров с Западной Украины, включая офицеров высших чинов, перешли на сторону оппозиции и приехали в Киев защищать Майдан. Милиционеры прибыли с табельным оружием.
- Украинские силовики отказались сдавать боевое оружие, что ранее Верховная Рада распорядилась сделать.
- Во время переговоров Януковича с оппозицией глава МИД Польши Радослав Сикорски использовал убедительный аргумент: «Если вы не согласитесь, у вас будет введено чрезвычайное положение, введут армию, вы все умрёте». [31] [32]
- Янукович и оппозиция договорились о досрочных президентских выборах в конце года, о возвращении конституции 2004 года (перенос части полномочий от президента к парламенту) и о формировании коалиционного правительства [33]. Боевики должны сдать незаконное оружие, преследоваться они не будут. Реакция боевиков Евромайдана на достигнутые соглашения оказалась негативной — они фактически не дали реализовать соглашение.
- Киевский гарнизон внутренних войск объявил готовность полностью выполнять решения Майдана, по словам нардепа Андрея Парубия.
- Движение «Правый сектор» не собирается складывать оружие и призывает протестующих на Майдане Независимости в центре Киева к продолжению борьбы.
- Вечером в центре Киева молодые боевики установили металлическую катапульту длиной 6 м, шириной 2,6 м и высотой 2 метра, которая весит 2,5 тонны. [34] Один из преступников рассказал, что катапульта может бросать любой снаряд весом до 100 кг на 40 метров.
- Законно избранный президент Янукович предположительно вылетел в Харьков. Силовики покидают Киев. Ходят слухи о переносе столицы на Восток.
- Неизвестные снайперы ведут прицельный огонь. Сотни раненых.[35]
22 февраля 2014
- Самооборона Майдана полностью контролирует правительственный квартал. Майдановцы вошли в здания Верховной Рады и Администрации президента.
- На съезде «Украинского фронта» в Харькове была принята резолюция о взятии власти и ответственности за обеспечение конституционного порядка местными органами самоуправления Юго-Востока и Крыма «до восстановления конституционного порядка и законности в стране, легитимизации работы центральных органов власти». [36][37]
- Представители радикальных движений заявили, что взяли под свой контроль здание президентской администрации в Киеве. [38]
- Колесниченко на съезде «Украинского фронта» в Харькове заявил, что семьи части депутатов Верховной рады находятся в заложниках у боевиков Евромайдана, и что легитимность решений, которые сейчас принимаются Радой, под вопросом. Так же на съезде, Царёв рассказал о том, что во время штурма офиса ПР боевики Евромайдана убили вышедшего к ним на переговоры члена Партии регионов.
- Юлия Тимошенко вышла из колонии. [39]
- Телеканал «Интер» был захвачен неизвестными. [40]
- Президент Украины Виктор Янукович заявил во время видеообращения, что экс-спикера парламента Владимира Рыбака избили, а его машину обстреляли. Так же, по словам президента, идёт запугивание судей конституционного суда. Оппозиция так же поджигает офисы Партии регионов, более 200 офисов уже сожгли. [41]
- Президент Украины Виктор Янукович отказался подписать принятые Верховной Радой Украины законы на заседании 21 февраля. Президент охарактеризовал происходящие как государственный переворот. [42]
- Верховная Рада отстранила президента Украины Виктора Януковича от исполнения своих обязанностей. [43]
- В течение дня появлялись сообщения о том, что некоторые чиновники пытались покинуть страну, но их попытки были пресечены.
- Специалиста высокого уровня собираются уволить из компании по созданию компьютерных игр Vostok Games за то, что он высказывался в социальных сетях против Майдана. [44][45]
- У Вячеслава Максимова, [46] известного украинского патриотического деятеля, последовательно выступавшего за единство России и Украины и осуждавшего устроенный американцами Евромайдан, бандеровцы украли сына, истязали его и в конечном счёте убили. Вячеслав Максимов известен также тем, что называл Евромайдан термином «фашистский путч». [47]
- Франк Вальтер Штайнмайер подписал соглашение президента с оппозицией. В соглашении об урегулировании кризиса в Украине. Оно предполагает возврат к конституции 2004 года, которая существенно ограничивает полномочия президента, а также проведение досрочных выборов главы государства. Кроме того, соглашение предусматривает прекращение всех видов насилия. Стороны договорились в течение десяти дней формировать «правительство национального единства».
23 февраля 2014
- Украинские СМИ сообщили о бегстве Януковича в Россию.[48] В тоже самое время, в Государственной пограничной службе Украины заявляют, что не позволили чартерному рейсу с Виктором Януковичем на борту вылететь из Донецка в субботу.[49]
- В Межигорье, резиденции законно избранного украинского президента Януковича, проводят экскурсии для журналистов.[50]
- Народные депутаты от «Свободы» зарегистрировали в парламенте проект постановления о временном запрете российских фильмов и телепрограмм. [51]
- Новый глава МВД Украины освободил задержанных боевиков.[52]
- Губернатор Львовской области подал в отставку.[53] По всей видимости, он это сделал с целью уступить своё место националистам.
- Судье, осудившему Юлию Тимошенко, угрожают расправой. [54]
- На Евромайдане погиб украинский программист Сергей Бондарев, работавший в американской компании GlobalLogic. Он пришёл на Евромайдан с целью помочь боевикам свергнуть власть и «беркутов», но получил 4 огнестрельных ранения. В комментариях сообщают, что сейчас его жена находится на 8-м месяце беременности и что идти на Майдан было очень неразумно и инфантильно, так как политические лозунги оказались для него дороже семьи.[55]
- В Керчи бандеровцы пытались устроить Евромайдан.[56] Простые горожане пришли и избили бандеровцев, после чего сожгли американский флаг.
- Одесситы считают, что на Евромайдане в бесплатный чай подмешивают наркотики либо психотропы, чтобы молодые боевики были в состоянии ярости, эйфории и не чувствовали боли. [57]
- Майдановцы остановили авто Яценюка и Тимошенко и напомнили им о равенстве.[58]
- Молодые боевики схватили 30-летнего начальника мукачевской таможни, привязали его скотчем в позорному столбу и, пытая, добились признаний во всех коррупционных схемах. Сами признания (без пыток) сторонники европейского пути записали на видео.[59]
- На Евромайдане торжественно установили флаги сирийских и ичкерийских боевиков.[60]
- Во Львовской области Украины снесли памятник советскому воину.[61]
- Внефракционный народный депутат Украины Олег Ляшко предлагает Верховной Раде Украины принять постановление о запрете деятельности Коммунистической партии Украины и Партии регионов.[62]
- В парламенте зарегистрирован проект постановления о ликвидации спецподразделения милиции общественной безопасности «Беркут».[63]
- По всей Украине членов Партии регионов заставляют писать заявления о выходе из партии.[64]
- Временным Президентом Украины стал Александр Турчинов.[65]
- В Киеве анонсировали снос памятника чекистам.[66]
- Львовская милиция выехала на Евромайдан и собирается убивать тех силовиков, которые сделают хотя бы один выстрел в сторону активистов Майдана.[67]
- Виктор Янукович записал видеообращение к гражданам Украины. [68]
- Верховная Рада готовится отменить закон об ответственности за оправдание преступлений фашизма.[69]
- На Украине отменили закон о региональном статусе русского языка. Единственным языком Украины теперь будет украинский.[70]
- Украинские неонацисты после захвата резиденции Януковича наспех сколотили три деревянных креста и распяли на них трех пойманных беркутов. Несмотря на то, что данная птица входит в Красную Книгу, Гринпис молчит. Сторонники Евромайдана выдвигают версию, что беркутов распял Янукович.
- Поступила информация из Киева. Фракция КПУ в настоящий момент времени находится в плену у отморозков. В парламенте сегодня голосовали их карточки, но не они сами. Многие, в том числе Симоненко, избиты.[71]
- «Правый сектор» заявляет, что одной из целей, которую преследуют участники движения, является перенос очага революционной борьбы в Россию.[72]
Последующие события
Юридическая оценка переворота
22 февраля 2014 года — принятие Верховной Радой постановления № 757-VII «О самоустранении Президента Украины от выполнения конституционных полномочий и назначении внеочередных выборов Президента Украины»:
Учитывая, что Президент Украины В. Янукович самоустранился от выполнения конституционных полномочий, что угрожает управляемости государства, территориальной целостности и суверенитету Украины, массовому нарушению прав и свобод граждан, исходя из обстоятельств крайней необходимости, выражая суверенную волю Украинского народа, Верховная Рада Украины постановляет:
|
Анализ Конституции Украины[1] позволяет утверждать, что Верховная Рада, принимая данное Постановление, действовала в нарушение конституционных требований. Например, статьи 108 пункт 2, где прописаны 4 основания, согласно которым досрочно прекращает свои полномочия:
- Отставка
- Невозмость исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
- Смещение путем импичмента
- Смерть
Обязательность этих принципов подкрепляет закон «О выборах Президента Украины» (статья 15, пункт 3), а статья 103 Конституции устанавливает проведение досрочных выборов в течении 90 дней после прекращения полномочий выше описанными способами. Таким образом, Конституция не делает выше указанное постановление Верховной Рады основанием для прекращения полномочий Президента Украины и назначения внеочередных выборов.
Акт самоустранения по идее должен был рассматриваться как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой (статьи 85 и 111) и четко регламентирует процедуру импичмента.
- Вопрос о смещении — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
- Решение о смещении — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.
Как известно, конституционная процедура импичмента к Януковичу Верховная Рада не приняла. Равно как не было заявления об отставке и признания неспособности выполнять обязанности по болезни.
23 февраля 2014 года — нарушив требования Конституции, обязанности Президента Украины Верховная Рада возложила на своего Председателя А. Турчинова. Исходя из изложенного выше, назначенный А.Турчинов не является легитимно исполняющим обязанности Президента Украины и, следовательно, все его действия в качестве главы государства являются незаконными. И, как следствие, назначение Верховной Радой внеочередных выборов Президента Украины на 25 мая 2014 года не соответствует Конституции.
25 февраля 2014 года — постановлением № 788-VII Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и.о. президента совершать следующие действия:
- вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
- назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
- назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
- назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
- совершать помилование.
Постановление №586-VII «О тексте Конституции Украины...» было принято в нарушении Раздела XIII Конституции Украины и вопреки прописанным в ней же полномочиям Верховной Рады:
К полномочиям Верховной Рады Украины относится: 1. Внесение изменений в Конституцию Украины в пределах и порядке, предусмотренных разделом XIII настоящей Конституции — статья 85, пункт 1 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, кроме раздела I "Общие положения", раздела III "Выборы. Референдум" и раздела XIII "Внесение изменений в Конституцию Украины", предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины, считается принятым, если на следующей очередной сессии Верховной Рады Украины за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины — статья 155 |
Конституция Украины не может быть изменена, если изменения предусматривают упразднение либо ограничение прав и свобод человека и гражданина или если они направлены на ликвидацию независимости либо на нарушение территориальной целостности Украины. Конституция Украины не может быть изменена в условиях военного или чрезвычайного положения — статья 157 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины, который рассматривался Верховной Радой Украины, и закон не был принят, может быть представлен в Верховную Раду Украины не ранее чем через год со дня принятия решения по этому законопроекту. Верховная Рада Украины в течение срока своих полномочий не может дважды изменять одни и те же положения Конституции Украины — статья 158 |
Законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины рассматривается Верховной Радой Украины при наличии заключения Конституционного Суда Украины о соответствии законопроекта требованиям статей 157 и 158 этой Конституции — статья 159 |
Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете.
На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений также указывают следующие документы:
Ассамблея подчеркивает, что в процессе пересмотра действующей конституции Украины все ее положения должны неуклонно соблюдаться, особенно те из них, которые касаются порядка внесения изменений в конституцию. Кроме того, она призывает власти Украины в процессе пересмотра конституции в полной мере взаимодействовать с соответствующими органами Совета Европы и принимать к сведению заключения Венецианской комиссии — Резолюция ПАСЕ [Russian_documents/[2003]/[Sept_2003]/Res%201346%20Rus.asp №1346] (пункт 15) |
Ассамблея напоминает о резолюциях №1346 и [Russian_documents/[2004]/[January_2004]/Res.-1364-Rus.asp №1364], где подчеркивается, что все положения действующей конституции должны неукоснительно соблюдаться, а рекомендации Венецианской комиссии в полной мере учитываться в процессе внесения поправок в конституцию Украины — резолюция ПАСЕ [Russian_documents/[2005]/[Oct2005]/Res1466_rus.asp №1466] (пункт 14) |
Также ПАСЕ призвала органы государственной власти Украины исправить все содержательные и процедурные ошибки, касающиеся конституционных изменений 2004 года, с тем, чтобы обеспечить легитимность и их соответствие европейским стандартам. В заключении Венецианской Комиссии от 11 октября 2004 CDL-AD (2004) 039 отмечается, что конституционные изменения следует вносить только после широкого, открытого и свободного обсуждения в обществе и с соблюдением установленной Конституцией Украины процедуры.
24 февраля 2014 года — принятие постановления «О реагировании на факты нарушения судьями Конституционного Суда Украины присяги судьи», которое предусматривало досрочно прекратить полномочия 5 судей Конституционного суда. назначенных по квоте Верховной Рады, а также организовать уголовное преследование судей Конституционного суда. Верховная Рада обвинила судей Конституционного Суда Украины в вынесении решения от 30 сентября 2010 года по делу о соблюдении процедуры внесения изменений в Конституцию Украины.
В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно:
- Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда
- При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении.
Все это прямое нарушение Европейской хартии о статусе судьей, а точнее пункта 5.1 раздела Ответсвенность:
5.1. Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению санкции только по решению, по предложению, рекомендации или с согласия судебной инстанции или иной инстанции, не менее половины состава которой представляют избранные судьи, в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается, может прибегнуть к помощи защитника. Набор санкций, которые могут быть вынесены, детально изложен в статусе, и их применение осуществляется в соответствии с принципом пропорциональности. Решение органа исполнительной власти, суда или инстанции, указанной в настоящем пункте, налагающей санкцию, может быть обжаловано перед вышестоящей инстанцией судебного характера |
На это положение Хартии, а также прочие документы ссылается и Конституционный Суд РФ в своем заявлении от 28 февраля 2014 года[73], согласно которому:
- Судья не обладает индульгенцией (иммунитетом) относительно возможного привлечения к юридической отвественности, в том числе и досрочного прекращения полномочий.
- Судья может стать субъектом ответственности лишь:
- # В строго определенных законом случаях
- # При условии соблюдения прописанных законом процедур
- # При наличии доказательств допущенения судье правонарушения
- Судебные органы независимы, их независимость гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны
- Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов
- Каждое государство-член ООН обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
- Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей
- Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста; такие основания (а они должны точно определяться законом) могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил
Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года:
Статья 112. В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со статьями 108, 109, 110, 111 настоящей Конституции исполнение обязанностей Президента Украины на период до избрания и вступления на пост нового Президента Украины возлагается на Премьер-министра Украины. Премьер-министр Украины в период исполнения им обязанностей Президента Украины не может осуществлять полномочия, предусмотренные пунктами 2, 6-8, 10-12, 14-16, 22, 25, 27 статьи 106 Конституции Украины |
То есть и.о. президента не имеет права на совершение следующих действий:
- вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
- назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
- назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
- назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
- совершать помилование
21 февраля 2014 года в статью внесли изменения и заменили Премьер-Министра на Председателя Верховной Рады Украины. Он также не может осуществлять ряд полномочий президента Украины, к списку лишь добавили три новых пункта из статьи 106 Конституции Украины:
Статья 106. Президент Украины:
|
Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и.о. президента не входит следующий пункт полномочий президента:
Статья 106....11. Назначает с согласия Верховной Рады Украины на должность Генерального прокурора Украины и освобождает его от должности |
При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины):
- Премьер-министра
- Министра обороны
- Министра иностранных дел
Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины:
Статья 85. К полномочиям Верховной Рады Украины относится:
|
Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции:
- О.И. Махницкий — и.о. генерального прокурора (текст указа). Занимал должность до 18 июня 2014 года
- А.Б.Дещица — и.о. министра иностранных дел (текст указа). Занимал должность до 19 июня 2014 года.
- И.И. Тенюх — и.о. министра обороны (текст указа). Занимал должность до 25 марта 2014 года
И наконец, Верховная Рада допустила еще одно нарушение законодательства Украины — принятие постановления №4158 Об осуждении применения насилия, которое привело к гибели мирных граждан Украины.
Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью.
См. также
- Поддержка Евромайдана американцами
- Украина
- Украинский кризис
- F.A.Q. по Украинскому кризису
- Воссоединение Крыма с Россией
- Восстание Донбасса
- Война на Юго-Востоке
- Война в Новороссии
- Оборона Донбасса
- Наступление Новороссии к морю
- Первое Минское перемирие
- Зимний режим тишины на Донбассе
- Зимнее контрнаступление на Донбассе
- Второе Минское перемирие
Статьи
[ + ] Украинский кризис
|
|||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
- ↑ в редакции от 1996 года с учетом всех изменений