Человеческий капитал в России: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 123: | Строка 123: | ||
[[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] | [[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]] | ||
[[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] | [[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]] | ||
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, | Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины: | ||
* '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). | * '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур). |
Версия от 00:08, 17 апреля 2017
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие качества, позволяющие достичь высокого уровня жизни. Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.
Россия входит в число стран с очень высоким человеческим капиталом (ЧК, англ. HC). С начала XXI века человеческий капитал России в целом растёт. Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.
В данной статье анализируются исторические тенденции и современное состояние человеческого капитала в России, а также перечисляются возможные способы его повышения.
Терминология
Положительный человеческий капитал
Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:
- Интеллект.
- Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
- Практические знания и навыки:
- Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
- Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
- Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
- Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
- Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
- Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
- Здоровье.
- Работоспособность.
- Организованность.
- Законопослушность.
- Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
- Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
- Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
- Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).
Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.
По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.
Отрицательный человеческий капитал
Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:
- Вредные привычки, в том числе:
- Алкоголизм.
- Наркомания.
- Курение.
- Игромания.
- Болезни.
- Пассивность в поведении.
- Неорганизованность.
- Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
- Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровью окружающих и самого себя).
- Вовлечение в криминальную деятельность.
- Коррупция.
- Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
- Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
- Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
- Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
- Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[2]
- Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).
Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.
Пассивный человеческий капитал
Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.
Инвестиции в человеческий капитал
Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:
- затраты на образование;
- затраты на здравоохранение;
- затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
- затраты на развитие науки и инноваций;
- затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл его обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.
Человеческий потенциал
Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).
Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.
Способы измерения человеческого капитала
Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:
- Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
- Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
- Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.
Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.
Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).
В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.
Оценки человеческого капитала в России
Индекс человеческого развития
Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[3] Данный индекс основан на трёх показателях:
- Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[1]
- Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
- Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.
ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [4] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.
При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[1]
Отдельные показатели человеческого развития
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:
- Средний коэффициент интеллекта (IQ). В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «Коэффициент интеллекта и богатство народов»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
- Результаты международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста). Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
- Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
- Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, а уже в 2006 г. вышла на первое место.
Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал
По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[5][3]
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.[3]
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: с 1990-х годов, когда Россия была на пике постсоветского упадка, и общая сумма инвестиций в ЧК, и доля ЧК в национальном богатстве должны были существенно вырасти.
История человеческого капитала в России
См. также: Миф о вековой отсталости России
Используемые сокращения и терминология:
ЧК — человеческий капитал.
Топовый сегмент ЧК — наиболее ценная с точки зрения научно-технологического развития часть ЧК, связанная с созданием и внедрением инноваций.
Древняя Русь
- Неплохой стартовый человеческий капитал тех народностей, которые составили русское государство. Славяне, угро-финны, тюрки и прочие этнические группы нынешней России попросту не смогли бы выжить в суровых северных условиях без достаточно хорошего здоровья, сравнительно развитого интеллекта, определённых технологических и организационных навыков.
- Рост ЧК благодаря многонациональному составу населения Руси. Помимо славянских и финских племён в население Древней Руси вошли варяги скандинавского происхождения, еврейские купцы, различные кочевники-тюрки (так называемые чёрные клобуки и прочие союзы кочевых племён, подчинённые Киеву и охранявшие южную границу в XI—XIII вв.). Межнациональный характер способствовал обмену культурным и техническим опытом: славяне принесли на заселённые ими земли традицию развитого земледелия; финны передали им свой опыт охоты и рыболовства; варяги принесли опыт кораблестроения, торговли и военного дела; тюрки — опыт скотоводства и степной войны.
- Рост ЧК благодаря формированию Руси как страны иммигрантов и переселенцев. Страны, привлекающие энергичных и деятельных мигрантов, как правило, получают большой бонус к человеческому капиталу (примеры: Пруссия, США, Сингапур). Древняя Русь формировалась путём присоединения к единому государству недавно заселённых славянами территорий, а также путём дальнейшей колонизации слабо заселённых внутренних и внешних территорий. Важную часть населения составили потомки пришлых варягов. Таким образом, значительная часть населения Древней Руси в ранний период её существования была потомками переселенцев, которые деятельно осваивали новые территории.
- Отдалённость Руси от древних центров цивилизации препятствовала развитию письменной культуры и образования. Долгое время жители Русской равнины практически не были знакомы с письменностью и с прочими достижениями культуры, распространёнными в более южных землях.
- Резкий рост ЧК благодаря формированию единого государства на транзитных путях международного значения. Древнерусское государство сформировалось в IX—X вв. на территориях вдоль торгового пути «из варяг в греки» (Днепровский путь) и вдоль северной части пути «из варяг в арабы/персы» (Волжский путь). Создание единого государства и развитие торговли помогло резко повысить уровень безопасности и уровень экономического развития, при этом торговые пути обеспечили культурный обмен с центрами цивилизации — тем самым человеческий капитал резко повысился.
- Резкий рост ЧК после Крещения Руси в 988 г. — распространение грамотности, выход культуры на «международный уровень» (XI — начало XII вв.). Благодаря распространению грамотности после христианизации Руси, значительная часть военно-политической элиты и городского населения в XI—XIII вв. умели читать и писать. Русь вошла в христианский мир и стала пользоваться культурными достижениями прочих христианских стран. На русской почве успешно прижились многие традиции и практики, заимствованные из Византии — самой высокоразвитой страны в Европе VI—XI вв. Христианство привело к значительному общественному прогрессу — в частности, оно ограничило масштабы распространения рабовладения и в целом улучшило нравы на Руси, что также способствовало росту ЧК.
- Стагнация ЧК в ходе кризиса Древней Руси (XII—XIII вв.). Русь в этот период распалась на ряд земель с собственными княжескими династиями (ветвями рода Рюриковичей), одновременно произошёл упадок речных торговых путей (евразийская транзитная торговля переместилась с русских рек на Средиземное море после Крестовых походов). Хотя в раздробленной Руси продолжался рост населения, отдельные русские земли уже не могли сконцентрировать достаточные ресурсы для обеспечения безопасности от внешних вторжений или для проведения крупных модернизационных преобразований, как это было ранее в эпоху расцвета Руси в XI веке. В результате, качественный рост человеческого капитала если и не прекратился, то резко замедлился. Особо негативную роль сыграл упадок Византии, ослабленной вторжениями турков-сельджуков в XI в. и завоёванной крестоносцами в 1204 г. В итоге, на Западе сформировалась мощная латиноязычная культура, а грекоязычная культура заметно отстала, тогда как Русь была связана именно с последней.
- Крупные потери ЧК в результате монгольского нашествия и последующих ордынских набегов. Негативную роль в истории России сыграли не столько политическая зависимость от Орды («иго») и выплата дани (не слишком большой), сколько многократные разорения русских городов ордынцами начиная с 1237 г. и вплоть до начала XV в. Разрушение городов, физическое уничтожение или увод в плен наиболее образованных русских людей, потеря книг и документов при пожарах препятствовали развитию человеческого капитала на Руси. Вместе с тем, ордынская зависимость в итоге способствовала объединению разрозненных русских земель, и от Орды были переняты некоторые важные технологии и культурные практики (ямская почта, элементы вооружения и военного дела).
Московская Русь
- Рост ЧК в ходе собирания земель Москвой, высокая концентрация ЧК в Москве (XIV—XV вв.). Одной из причин того, что именно Москва стала центром собирания русских земель и столицей России, была успешная политика московских князей, направленная на привлечение переселенцев со всей Руси в Московское княжество, а также на привлечение на московскую службу знати из соседних земель (в частности, Москва привлекала к себе население из разорённой монголами Южной Руси; аристократов из Западной Руси, недовольных литовским и польским владычеством; татарских князей, изгнанных из Орды). Московские князья активно формировали высокий человеческий капитал в Москве — в 1325 году они сумели добиться переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, которая, таким образом, стала столицей Русской Церкви и духовным центром России. При присоединении новых земель московские правители заставляли подчинённых князей с дружинами и боярами переезжать в Москву. Благодаря такой политике, к концу XV века Москва превратилась в один из крупнейших городов Европы с очень высоким человеческим капиталом.
- Рост ЧК в ходе монастырской колонизации России (XIV—XVI вв.) Благодаря церковной реформе Митрополита Алексия и поданному Сергием Радонежским примеру, со второй половины XIV века на Руси начинают массово основываться новые монастыри, которые играли тогда крайне важную и многогранную роль. Монастырь был одновременно 1) центром духовности, книжности и учёности; 2) центром хозяйственной деятельности (причём монастырское хозяйство было передовым по тем временам), 3) крепостью, защищавшей местное население (часто также прикрывавшей границы или подступы к крупным городам); 4) форпостом в освоении новых земель (на Русском Севере, на востоке, в глухих местах вдали от течения крупных рек). Монастыри собирали в себе и вокруг себя лучших людей, и монастырское движение стало одним из главных драйверов роста человеческого капитала в ту эпоху.
- Резкий рост ЧК благодаря формированию единого Русского государства при Иване III и Василии III (конец XV — начало XVI вв.), резкий рост численности государственной элиты. Создание единого государства означало не только абсолютный прирост населения, но и резкий рост человеческого капитала в результате повышения безопасности (внутренние войны прекратились, на границах были построены мощные крепости) и экономического роста (была введена общероссийская денежная система, создана сеть ямских дорог, построены международные порты в Холмогорах и Ивангороде). Также резко возросла численность государственной элиты (сегмент общества с высоким человеческим капиталом) — во-первых, была введена приказная система управления, то есть начал формироваться слой грамотных чиновников и управленцев (дьяки, подьячие и прочие служащие приказов); во-вторых, было введено поместное землевладение и начал формироваться обширный слой служилого дворянства, составившего огромное поместное войско.[4]
- Появление водки и распространение питейных заведений с крепким алкоголем (XV—XVI вв.). Водка появилась в России в XV веке, первоначально называлась хлебным вином и была довольно слабой (все более ранние русские алкогольные напитки — мёд, брага, пива — были низкой крепости). Однако постепенно крепость водки росла, со времён Ивана Грозного в России стали распространяться кабаки, и алкоголизм стал реальной проблемой. Впрочем, ситуацию спасало то, что в сельской местности, где жило большинство населения страны, крепкий алкоголь был малодоступен. К тому же, водка играла в те времена и некоторую положительную роль — она была одним из немногих известных в то время антидепрессантов и средств дезинфекции, что очень помогало в военном деле.
- Запоздалое начало книгопечатания в России, отставание от Западной Европы по числу образованных людей и скорости распространения знаний (XV—XVII вв.). В Европе книгопечатание было изобретено в 1440-х гг. немцем Иоганном Гутенбергом и к концу XV века распространилось почти по всем западно- и среднеевропейским странам. Однако в силу ряда причин в России печать книг началась лишь в 1550-е гг., в 1563 г. в Москве был основан Печатный двор, а в 1564 г. была выпущена первая датированная русская печатная книга «Апостол». Однако в 1568 г. из-за внутриполитических сложностей московское книгопечатание практически прекратилось и было возобновлено лишь в 1589 г., а массовая печать светских книг началась лишь в 1630-е гг.
- Рост топового сегмента ЧК благодаря приёму на русскую службу множества образованных иностранцев (конец XV—XVII вв.). В конце XV и начале XVI веков в Россию приехало большое число греков из завоёванной турками Византийской империи (греки были тогда в числе главных русских дипломатов и писателей). Тогда же на русскую службу удалось привлечь целый ряд итальянских архитекторов и инженеров, которые модернизировали русские строительные технологии, построили Московский кремль, множество крепостей и храмов, а также основали Пушечный и Пороховой двор в Москве (иными словами, российскую оборонную и химическую промышленность). В XVI—XVII вв. в России начинают массово приезжать на службу немцы и другие жители Центральной, Северной и Западной Европы, в которой в тот период шли ожесточённые религиозные войны. В Москве возникла Немецкая слобода, жители которой — в частности, немцы и шотландцы — помогли в XVII в. сформировать в России так называемые полки нового строя (армию на европейский манер), а голландцы основали первые русские железоделательные заводы и помогли царям Алексею I и Петру I построить первые русские парусные суда европейского образца.
- Крупные потери ЧК во вторую половину правления Ивана Грозного (1560-е — 1580-е гг.) и в Смутное время (1600-е — 1610-е гг.). Значительные человеческие потери во время 25-летней Ливонской войны (1558—1583) и связанной с ней Порухи (разорения русских земель в ходе войны), разрушительные нашествия крымских татар (которые даже сожгли московские посады в 1571 г.), массовые казни элиты во времена опричнины (были казнены многие выдающиеся военачальники, дипломаты, инженеры), сокращение притока иностранных специалистов из-за конфликта со странами балтийского региона — всё это отнюдь не способствовало росту ЧК в России. Во второй половине 1580-х и 1590-х гг. стране удалось восстановиться, однако затем грянула ещё более масштабная катастрофа — Смутное время, когда в ходе голода, восстаний, междоусобной войны и вторжения иностранных интервентов Россия потеряла до трети населения и надолго утратила выход к Балтике — важнейшему пути для культурного обмена с Европой.
- Резкий рост ЧК после восстановления государственного единства при новой династии Романовых. Смутное время окончилось после изгнания польских оккупантов из Москвы (1612), выбора Михаила Романова новым Царём (1613), и прекращения войны с Польшей (1618). Стабилизация позволила восстановить экономику и уровень жизни, при этом первые цари из династии Романовых проводили постепенную модернизацию страны, привлекая всё больше иностранных специалистов и способствуя развитию технологий и образования.
- Рост ЧК в результате реформы Русской Церкви и формирования системы высшего образования в России (1650-е — 1680-е гг.). Первым высшим учебным заведением в Московской России стала Киево-Могилянская академия, основанная ещё в 1615 г. и вошедшая в состав России по результатам Переяславской Рады 1654 г. Первым высшим учебным заведением в Москве стала Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1687 г. Первым академическим заведением в Москве стал основанный около 1648 г. Андреевский монастырь, где греческие монахи-книжники начали так называемую книжную справу, ставшую основой для реформы Русской Церкви при Патриархе Никоне. Хотя реформа была проведена довольно грубо и вызвала длительный церковный раскол (отделение старообрядцев от Русской Церкви), она в итоге привела к отходу от чрезмерной религиозной обрядовости, подготовив общество к масштабным переменам и культурным заимствованиям в эпоху Петра I.
- Рост ЧК в результате прочного укрепления границ и прекращения вторжений в Центральную Россию (1680-е гг.). При первых Романовых практически прекратились вторжения и набеги со стороны степи. В этот период строились всё новые и новые оборонительные линии, отодвигавшие русскую границу на юг. Окончательно вторжения прекратились после строительства около 1680 г. Изюмской черты, перекрывшей главный путь набегов крымских татар. В результате, в Центральной России наступил долгий период мира и процветания, прерванный лишь вторжением Наполеона в 1812 г.
Российская империя
- Резкий рост ЧК в результате реформ и завоеваний Петра I (первая четверть XVIII вв.). Пётр I вернул России выход к Балтийскому морю и «прорубил окно в Европу», наладив постоянный культурный и технологический обмен. В состав России вошло многочисленное и неплохо образованное лифляндское и эстляндское дворянство (балтийские немцы). Введение «Табеля о рангах» в 1722 г. установило сравнительно меритократическую систему отбора кадров для государственной работы (вместо старой системы, больше связанной с важностью рода и заслугами предков). Была создана система государственного управления европейского образца, а также система зарубежных посольств. Был установлена первая в мире десятичная денежная система, найдены в Забайкалье большие запасы серебра для чеканки монеты из собственного российского металла, введено подушное налогообложение. Это упростило финансовые расчёты и стимулировало эффективность труда.
- Резкий рост ЧК благодаря петровской индустриализации и технологической модернизации России (первая половина XVIII в.). При Петре I в России были созданы передовые по тем временам кораблестроительная промышленность, оружейная промышленность, самая мощная и производительная в мире металлургическая промышленность (до конца XVIII в. Россия была лидером по производству чугуна в Европе) — создание этих отраслей привело к появлению обширного слоя образованных инженеров в России. Перестроенные по европейскому образцу армия и флот также стали требовать всё больше образованных военных специалистов. Гидротехнические проекты, крепости и дворцы Петра I помогли вывести строительную отрасль в России на новый уровень. Был основан Петербург — первая европейская столица, строившаяся практически с самого начала по генеральному плану и по самым современным на тот момент градостроительным принципам. Даже в сельском хозяйстве при Петре I был достигнут значительный прогресс благодаря введению использования косы вместо серпа и началу распространения картофеля и других новейших агрокультур.
- Резкий рост топового сегмента ЧК благодаря массовому приезду иностранных специалистов в России, началу высшего технического образования, академической науки и университетского образования в России (XVIII в.). Начиная с эпохи Петра I образованные иностранцы стали приезжать в Россию в огромном числе. При Петре I было положено начало системе высшего технического и инженерного образования в России (Школа математических и навигацких наук). По указу Петра I вскоре после его смерти была основана Академия Наук и Художеств, уже к середине XVIII в. ставшая одним из главных центров развития науки в мире. Первыми университетами в России стали Академический университет при Академии Наук и открывшийся в 1755 г. Московский университет.
- Крепостное право привело к отсталости в развитии ЧК примерно у половины населения (XVIII—XIX вв.). Вообще говоря, крепостное право в России было введено ещё Соборным уложением 1649 г., но на первых порах оно не играло особенно негативной роли, являясь частью существовавшего тогда «социального договора»: дворяне служили в войске и на государственной службе, крестьяне их кормили и снаряжали, причём ни те, ни другие не имели права уклоняться от своих обязанностей. С одной стороны, крепостное право снижало мобильность рабочей силы и ограничивало крестьян в правах, с другой стороны, в XVIII—XIX вв. помещики имели возможность массово переселять крестьян на новые земли или целенаправленно отправлять их на заработки. Но постепенно минусы крепостного права стали значительно перевешивать любые возможные плюсы. В 1761 г. Манифест о вольности дворянства освободил дворян от обязательной государственной службы, однако крестьяне не были освобождены и остались в подчинении у дворян, которые имели возможность судить и ссылать крестьян, всячески вмешиваться в их личную жизнь и т. д. В результате значительная часть дворян из подотчётных государевых слуг превратилась в неэффективных и слабо контролируемых государством земельных собственников. Наличие сверхдешёвой крепостной рабочей силы препятствовало внедрению инноваций, повышающих эффективность труда; крестьяне были предельно ограничены в личных и экономических свободах, в возможности выбора профессии и получении образования. Всё это крайне негативно сказывалось на развитии человеческого капитала у значительной части населения России (в XVIII в. крепостные помещичьи крестьяне составляли 50-60 % населения, к моменту отмены крепостного права в 1861 г. их доля упала до 34 %).
- Рост ЧК благодаря улучшению продовольственного обеспечения в ходе освоения южных плодородных земель (вторая половина XVIII в. — середина XIX в.). После присоединения Северного Казахстана, Крыма и Кавказа в конце XVIII — первой половине XIX вв. у России появилась наконец возможность как следует освоить плодородные южные степи от Новороссии до юга Западной Сибири, что позволило не только начать масштабный экспорт зерна, но и решить продовольственную проблему внутри страны, что положительно повлияло на человеческий капитал.
- Резкий рост ЧК благодаря присоединению обширных территорий в эпоху Екатерины II и Александра I (вторая половина XVIII — начало XIX вв.). На пике военного могущества Российской Империи в её состав вошла большая часть Речи Посполитой (включая половину Польши, Литву, Курляндию и Семигалию, Белоруссию, Правобережную Украину), а также Грузия, Финляндия и некоторые другие земли. Вместе с этими территориями к России было присоединено значительное население, в том числе многочисленное и сравнительно образованное дворянство — польское, балтийско-немецкое, шведско-финское, грузинское — а также массово занимавшееся коммерцией еврейское население.
- Рост ЧК у дворянства, купечества и жителей городов, а также у казачества благодаря реформам и преобразованиям Екатерины II (вторая половина XVIII—XIX вв.). В то время как крестьянство в эпоху Екатерины II находилось в незавидном положении, у других сословий дела обстояли гораздо лучше. Для дворянства наступил золотой век: строились многочисленные дворянские усадьбы в стиле классицизма, резко возрос образовательный и культурный уровень дворян, в среде которых появилось множество выдающихся учёных и поэтов. Екатериной II было положено начало женскому образованию в России (Смольный институт благородных девиц). Городские жители — дворяне, купцы и мещане — серьёзны повысили свой жизненный уровень благодаря градостроительной реформе Екатерине II (русские города стали перестраиваться по регулярным планам, что существенно повысило уровень пожарной и санитарной безопасности, а также улучшило возможности для развития транспорта и торговли). Казаки были освобождены от основных налогов (подушной подати), запорожское казачество было переселено на богатую и плодородную Кубань.
- Формирование русского литературного и научного языка (середина XVIII в. — середина XIX в.). Исключительно важным для развития человеческого капитала в России стало формирование удобного и выразительного языка, пригодного для использования в художественной литературе, публицистике и науке. Прежде чем был завершён этот процесс, русское дворянство массово читало французские романы и говорило на французском чуть ли не чаще, чем на русском, а в области естественных наук в России доминировал немецкий язык. Основы для литературного языка сложились уже к петровской эпохе, однако важнейшая и завершающая часть процесса формирования национального языка началась во времена Михаила Ломоносова (который крайне много сделал и для русской науки, и для словесности) и завершилась в эпоху Карамзина и Пушкина.
- Резкий рост топового сегмента ЧК в результате создания масштабной системы высшего образования и науки на лучшем мировом уровне. В начале XIX в., после создания Министерства просвещения в 1802 г., вдобавок к Московскому университету в Российской Империи был открыт целый ряд новых университетов: Тартуский университет (1802), Виленский университет (1803), Казанский университет (1804), Харьковский университет (1805), Санкт-Петербургский университет (1819), Киевский университет (1834). Позднее к ним добавились Одесский (1865), Варшавский (1869), Томский (1888) и Саратовский (1909) университетский. Кроме того, в XIX в. был открыт ряд институтов, академий, кадетских корпусов, а также лицеев (в том числе Императорский Царскосельский лицей в 1811 г.). В результате число выпускников-инженеров в поздней Российской Империи (конец XIX — начало XX века) стало сопоставимо с Германией и Британией, а в 1910-х гг. было уже заметно больше.[5] По общему масштабу национальной инженерной школы Россия тогда незначительно уступала лишь США. Об высочайшем уровне системы высшего образования Российской Империи свидетельствуют выдающиеся достижения в области науки и техники: в середине XIX — начале XX века в России работали сотни выдающихся учёных мирового уровня, сделавших важные открытия и изобретения — см. Культура, образование и наука Российской Империи.
- Отставание в развитии из-за огромных размеров страны. XIX век был временем бурного развития европейских стран, а также США и некоторых других колоний, населённых преимущественно выходцами из Европы. Главным драйвером развития были железные дороги, которые, с одной стороны резко улучшали транспортную систему, во много раз ускоряли обмен товарами и улучшали движение рабочей силы, а с другой стороны, были главным потребителем угля и металла — главных товаров индустриальной экономики в «век угля и пара». В России также шла индустриализация и шло строительство ж/д, однако из-за огромных размеров страны в России на строительство ж/д требовались гораздо бóльшие средства (типичные расстояния в России на порядок больше, чем в Европе), и потому экономическое развитие России шло медленнее по сравнению с маленькими европейскими странами, где удалось очень быстро создать плотную железнодорожную сеть. Разумеется, такая ситуация негативно отражалась и на скорости роста ЧК. Впрочем, у колониальных держав Европы были по сути те же проблемы, что и в России — однако их огромные слабо развитые колонии находились за морем, далеко от европейской территории.
- Рост ЧК в результате отмены крепостного права в 1861 году. Все крестьяне получили гражданские права, в том числе свободу перемещения и право частной собственности на своё движимое имущество, дома, утварь, орудия труда, однако землю им пришлось выкупать у помещиков, в основном через так называемые выкупные платежи, рассчитанные на 49 лет, а пока земля не была выкуплена, крестьяне должны были продолжать отбывать барщину (работы на помещичьей земле) или платить помещику оброк. Освобождение крестьян без земли, но с привязкой к земле и длительной процедурой ее выкупа во многом обесценило результаты реформы, так как это наложило значительные ограничения на мобильность рабочей силы в стране и на эффективность работы крестьян на земле. Кроме того, сложившийся традиционный характер сельской общины также во многом препятствовал социально-экономическому развитию, хотя и способствовал быстрому росту населения.
- Резкий рост ЧК в результате создания системы массового начального и среднего образования (последняя треть XIX — начало XX вв.). После Земской реформы Александра II, проведённой в 1864 г., в сельской местности начали массово открываться земские школы, ставшие уже к концу 1870-х гг. самым распространённым типом учебного заведения в России. В этих школах крестьянские дети обучались чтению, письму и арифметике. Одновременно резко выросло число средних учебных заведений — гимназий и реальных училищ. В результате, если в середине XIX в. грамотными в России были максимум 10 % населения (оценочно), а по переписи 1897 г. — 21 %, то к середине 1910-х гг. хотя бы в какой-то мере грамотными были уже 50 % населения, и при этом 60 % детей возраста 8-11 лет посещали школы (в Европейской России — почти 100 % мальчиков и около 50 % девочек).[6]
- Резкий рост ЧК в результате развития системы здравоохранения, а также распространения современных средств санитарии и гигиены (середина XIX — начало XX вв.). Помимо школ, земства в России открывали также и больницы, которых до последней трети XIX в. сельской местности России практически не было. Одновременно резко улучшилось качество медицины и здравоохранения в городах — собственно, именно в XIX в. по сути возникла массовая медицина современного типа, основанная на строгих научных знаниях. Также улучшалась санитарная обстановка — в Петербурге и Москве в 1860-х и 1870-х гг. в домах появился водопровод, в Москве в конце XIX в. была построена первая канализация современного типа. [6] После создания полноценной мыловаренной промышленности в 1840-е гг. мыло стало доступно широким слоям населения, и на протяжении второй половины XIX в. его использование стало массовым. [7] Тогда же впервые получили массовое распространение сода, стиральные порошки, борная кислота и другие дезинфицирующие средства. Всё это резко улучшило состояние здоровья россиян, а также уменьшило младенческую смертность и увеличило прирост населения.
- Железнодорожная сеть
- Индустриализация
- Аграрное перенаселение центральных областей России
Советский Союз
Российская Федерация
Условия для развития человеческого капитала в современной России
Способы повышения человеческого капитала в России
Ссылки
- Человеческий капитал — статья в Википедии
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.
- ↑ Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
- ↑ 3,0 3,1 Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.
- ↑ Поместная система на тот момент была прогрессивной, крестьяне ещё не были закрепощены, и создание поместий приводило к интенсификации хозяйства, которое теперь должно было не только обеспечивать крестьян и уплату ими налогов, но и содержать служащих в войске и при дворе помещиков.
- ↑ К началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими странами в относительных масштабах (доля студентов в отношении к численности населения) и значительно превзошла их в абсолютных масштабах: в 1911—1914 гг. в России и Великобритании было по 8 студентов ВУЗов на каждые 10000 жителей, во Германии — 11, во Франции — 12; если брать студентов инженерных ВУЗов, то в 1913 г. в России их было 1,57 на 10 000 человек населения (1,9 если учитывать только Европейскую Россию и Польшу), тогда как в Германии этот показатель был равен 1,7, а в Англии — 0,59; общий годовой выпуск инженеров в России в 1913 г. составлял 1821 человек, тогда как в Германии — 1000—1300-3000 человек (по разным оценкам), а Англии — 350—400 человек; общее же число студентов инженерных ВУЗов в России в 1913 г. составляло 26-30 тыс. человек, тогда как в Германии в 3 раза меньше — 11,2 тыс. человек, а в Англии и вовсе 2686 человек.[1][2]
- ↑ Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009).
[ + ] Экономософия
|
|||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|