Российский автопром: различия между версиями
QWERTY (обсуждение | вклад) |
QWERTY (обсуждение | вклад) |
||
Строка 57: | Строка 57: | ||
=== «Фольксваген-Поло седан» === | === «Фольксваген-Поло седан» === | ||
Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. | Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», в одной России продано порядка 500 тысяч. Отличия автомобиля: | ||
* Повышена, по сравнению с немецким оригиналом, надёжность кузова и двигателя, улучшен старт в мороз. | * Повышена, по сравнению с немецким оригиналом, надёжность кузова и двигателя, улучшен старт в мороз. | ||
* Подвеска настроена под типичные российские условия. | * Подвеска настроена под типичные российские условия. | ||
* Немецкий «Фольксваген-Поло» — это хэтчбэк, но в России популярнее кузов «седан»: внушительнее вид (в России это важно), постоянные перевозки больших грузов, поездки на дальние расстояния (нужна вместительная и аэродинамичная машина), длинная база лучше проходит неровности. | * Немецкий «Фольксваген-Поло» — это хэтчбэк, но в России популярнее кузов «седан»: внушительнее вид (в России это важно), постоянные перевозки больших грузов, поездки на дальние расстояния (нужна вместительная и аэродинамичная машина), длинная база лучше проходит неровности. | ||
* «Поло» — автомобиль малого класса и не может стоить дорого, так что машину удешевляли по мелочам (слабенькая пластмасса, нет противотуманных фар, отключение пассажирской подушки только через OBD), чтобы главное — кузов, двигатель и коробка — было на высоте. | * «Поло» — автомобиль малого класса (вес пустого 1,2 тонны) и не может стоить дорого, так что машину удешевляли по мелочам (слабенькая пластмасса, нет противотуманных фар, отключение пассажирской подушки только через OBD), чтобы главное — кузов, двигатель и коробка — было на высоте. | ||
* Двигатели — «приспортивленный» 1,4 TSI | * Двигатели — «приспортивленный» 1,4 TSI, «спокойный» 1,6 MPI и дизельный 1,5 TDI. Коробки — 5-ступенчатая ручная, 6-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый робот. Самая «спортивная» (но и самая ненадёжная) комплектация, с TSI и роботом, хорошо чувствует себя даже на трассе — со скидкой на то, что более тяжёлым машинам нипочём ямы и потоки воздуха от фур. | ||
== Отечественные производители == | == Отечественные производители == |
Версия от 07:20, 24 июля 2019
Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.
По состоянию на 2017 год Россия занимает 15-е место в мире по количеству производимых моторных транспортных средств. Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.
В 2019 году доля импортных автомобилей составила 15% от рынка, и это в условиях низких пошлин и свободной конкуренции. [5] При этом за 10 лет до этого доля импорта составляла огромные 48%. Уровень локализации составляет от 30 % до 90 % в зависимости от модели и сегмента.[6]
Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).
В автопроме в 2013 году были заняты 243 тысячи человек (с учётом смежных производств — более миллиона человек). При этом число занятых резко (на десятки процентов) сократилось после 2009 года, [7] тогда как выпуск автомобилей продолжал расти.
Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [8] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [9] Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[10] Средний возраст российского автопарка — 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[11]
Мифы и стереотипы о российском автопроме
В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — АвтоВАЗа, примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему. Эти мифы обыгрывала и массовая культура. Так, на телеканале ТНТ несколько лет назад выходил комедийный сериал «Наша Раша» — калька с британского скейтча «Маленькая Британия» есть как минимум два эпизода, посвящённых продукции Волжского автозавода. В одном из них рублёвские бомжи Сифон и Борода издеваются над потребительскими качествами новенькой Лады Калины, привезённых кем-то из олигархов на помойку. Во втором телезритель из Таганрога Сергей Юрьевич Беляков вслух издевательски комментирует рекламу автомобиля Лада Приора. Думается, что если бы в оригинальном сериале «Маленькая Британия» существовали бы подобные эпизоды, высмеивающие «Ровер Мини» или «Ягуар», производители бы просто разорили телевизионщиков судебными исками. Но наш автопром ещё не научился защищать в суде честь, достоинство, деловую репутацию.
В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.
Современный же российский автопром — это не только АвтоВАЗ, это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе АвтоВАЗ, провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.
Общие данные
Автобусы
Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[12]
В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год.[1]
В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.
Грузовые автомобили
Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [13] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год.[1]
В 2017 году объём рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,2 тыс. единиц, что на 50,4 % больше, чем за тот же период 2016 года.[14]
Легковые автомобили
Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [15] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год.[1]
Иностранные автомобильные компании в России
Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 ТагАЗ начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области Hyundai Accent и Hyundai SantaFe, a также автомобили марки Daewoo. Впоследствии ТагАЗ начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели Ssang-Yang и Chery под брендами Tagaz и Vortex.
Собственные заводы на территории России имеют концерны Volkswagen (самый большой — в Калуге), Ford, Renault-Nissan (совладелец АвтоВАЗа), General Motors и многие другие.
Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России — 45 %, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20 % (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости).
«Фольксваген-Поло седан»
Первый легковой автомобиль, сконструированный иностранной компанией в России и для России. Производится с 2010 года на калужском заводе «Фольксваген», в одной России продано порядка 500 тысяч. Отличия автомобиля:
- Повышена, по сравнению с немецким оригиналом, надёжность кузова и двигателя, улучшен старт в мороз.
- Подвеска настроена под типичные российские условия.
- Немецкий «Фольксваген-Поло» — это хэтчбэк, но в России популярнее кузов «седан»: внушительнее вид (в России это важно), постоянные перевозки больших грузов, поездки на дальние расстояния (нужна вместительная и аэродинамичная машина), длинная база лучше проходит неровности.
- «Поло» — автомобиль малого класса (вес пустого 1,2 тонны) и не может стоить дорого, так что машину удешевляли по мелочам (слабенькая пластмасса, нет противотуманных фар, отключение пассажирской подушки только через OBD), чтобы главное — кузов, двигатель и коробка — было на высоте.
- Двигатели — «приспортивленный» 1,4 TSI, «спокойный» 1,6 MPI и дизельный 1,5 TDI. Коробки — 5-ступенчатая ручная, 6-ступенчатый автомат и 7-ступенчатый робот. Самая «спортивная» (но и самая ненадёжная) комплектация, с TSI и роботом, хорошо чувствует себя даже на трассе — со скидкой на то, что более тяжёлым машинам нипочём ямы и потоки воздуха от фур.
Отечественные производители
АвтоВАЗ
Волжский Автомобильный завод, крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна Fiat. Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель ВАЗ-2101.
Научно-технический центр АвтоВАЗа включает в себя аэродинамическую трубу, комплекс ударных испытаний (краш-тесты), аэроклиматический комплекс, комплекс электромагнитной совместимости, камера по исследованию шумов, комплекс испытательных автомобильных дорог (имеется овал длиной 10 км с профилированными виражами) и опытно-промышленное производство мощностью 15 тысяч автомобилей в год.[16], [17], [18].
В непосредственной близости к производственной площадке «АВТОВАЗ» расположена особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти». Площадь ОЭЗ 660 гектар. По состоянию на 1 мая 2015 года резидентами ОЭЗ «Тольятти» являются 16 компаний. Большая часть предприятий производители автокомпонентов.[19], [20]. Напротив завода (через дорогу) находится технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — один из крупнейших технопарков России. Общая площадь его объектов составляет 55 437,7 кв.м. Основной задачей Технопарка является предоставление поддержки проектам и компаниям, работающим в сфере инноваций и высоких технологий на всех стадиях: от идеи до внедрения на рынок конечного продукта. Общая стоимость проекта 4 млрд. 818 млн рублей.[21]. Таким образом Государство не просто помогает АвтоВАЗу многомиллиардными кредитами, но создаёт условия для того, чтобы завод сам зарабатывал деньги.
В сентябре 2015 года на АвтоВАЗе стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей Лада «Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[22] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера Лада X-RAY.[23] 1 сентября на АвтоВАЗе стартовал выпуск спортивного автомобиля Lada Kalina NFR.[24]
Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [25]
6 ноября 2015 года «АвтоВАЗ» представил модель нового городского кроссовера Lada Xray, серийный выпуск которого планируется начать с 15 декабря.[26]
22 декабря 2015 года «АвтоВАЗ» впервые открыл автосалон Lada в Венгрии. Планируется, что в скором времени автосалоны с российскими автомобилями появятся ещё в 9 городах страны.[27]
В начале 2016 года «АвтоВАЗ» впервые запускает производство двигателя с изменяемыми фазами газораспределения, который может быть поставлен на любую модель завода. [28]
По продажам в РФ за июнь 2018 года 1-е место заняла Лада «Веста» (9 843 автомобиля) против 6 609 автомобилей за июнь 2017 года. Тем самым продажи увеличились на 3 234 автомобиля в пользу июня 2018 года. 2-е место заняла Лада «Гранта» (9 182 автомобиля), увеличив продажи, по сравнению с июнем 2017 года (8 552 автомобиля), на 630 автомобилей. 8-е место заняла Лада «Ларгус» (3 846 автомобилей). В июне 2017 года было продано 3 236 автомобилей. Таким образом, разница в продажах в пользу июня 2018 года составила 610 автомобилей. 14-е место по продажам за июнь 2018 года заняла Лада «4x4» (2 672 автомобиля). По сравнению с июнем 2017 года (2 270 автомобилей) разница составила 402 автомобиля в пользу продаж в июне 2018 года. 20-е место заняла Лада «XRAY» (2 302). В июне 2017 года был продан 2 761 автомобиль. Таким образом, разница составила 459 автомобиля в пользу июня 2017 года. Всего среди 25 самых продаваемых автомобилей в РФ за июнь 2018 года (как и за июнь 2017 года) оказалось 5 российских автомобилей, 5 из которых было произведено на АвтоВАЗе.[29]
LADA Sport
Продукция АВТОВАЗа вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. Наиболее успешная раллийная модель — Лада ВФТС[30] (Вильнюсская фабрика транспортных средств) сконструировал и выступал легендарный советский раллист Стасис Брундза [31]. Следующим автомобилем, построенным Брундзой, стала «Лада ЭВА» (Экспериментальный Вильнюсский автозавод, совершенно случайно жену Стасиса тоже зовут Ева) заднеприводный, среднемоторный прототип с 16-клапанным турбированным двигателем мощностью 300 л. с. Те, кто видел прототип в действии, говорил — и по звуку, и по езде — вылитая «Lancia Stratos». Автомобиль был почти готов, когда FIA запретила группу В.[32]. Во Франции же официальным (и единственным) экспортёром Лад был Жан-Жак Пок, который был просто влюблён в Тольяттинские автомобили! Под его руководством и частичном финансировании Автоэкспорта была подготовлена Нива для ралли-рейдов, занимавшая на Дакаре дважды второе, а также третье место.[33] Затем по мотивам ВАЗ-2108 был построен прототип Lada Samara T3. Дидье Ориоль, будущий чемпион мира по ралли, приехал на ней пятым на Дакаре.[34]
Новейшая история автоспорта на АВТОВАЗе связана с созданным в 2011-м году дочерним предприятием LADA Sport, объединившем в себе как производство спортивных версий автомобилей, так и управление автоспортивными программами завода. С середины 2013-го года производятся Kalina Sport и Granta Sport, отличающиеся от гражданских автомобилей более мощным двигателем, иной подвеской, улучшенными тормозами, изменённым интерьером и экстерьером. За полтора года произведено уже более 5000 автомобилей. [35]
Под управлением LADA Sport находятся команды, участвующие в российской серии кольцевых гонок, чемпионате России по ралли и туринговом чемпионате мира WTCC (третьем в иерархии автоспортивных чемпионатов мира, после Формулы-1 и чемпионата мира по ралли).
В 2015-м году в российском ралли Лада Спорт стала второй в командном зачёте, а российском кольце — первой в командном зачёте в своём классе, причём е` пилоты, выступающие на Калинах, стали первым и третьим в личном зачёте в соревновании с автомобилями KIA Rio, Ford Fiesta, VW Polo, Renault Twingo. [36]
В чемпионате WTCC команда LADA Sport выступала ещё в 2009-м году, сначала на автомобиле LADA 110, а затем — на «Приоре», однако ушла из соревнования в связи с кризисом, коснувшимся завода. В 2013-м, команда вернулась уже с Грантой, и, перестроив её в 2014-м под новый регламент, добилась первых серьёзных успехов: сначала попала на подиум, а потом и вовсе выиграла несколько гонок, соревнуясь с болидами Citroen, Honda и Chevrolet. Впервые в истории автоспортивных чемпионатов мира на церемонии награждения прозвучал российский гимн. [37] Новый 2015-й год команда начала уже с Вестой, и снова несколько раз попала на подиум. В следующем году на старт должны выйти серьёзно обновлённые автомобили. [38]
Лада «Веста»
- 8 декабря 2017. Новейший российский легковой автомобиль Лада Веста, стала второй по популярности машиной в России, впервые с момента выхода модели на отечественный авторынок.[39]
КамАЗ
Камский автомобильный завод входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. В 2014 году Камаз произвёл 38800 грузовиков.[40] Российская команда КамАЗ — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году КамАЗ собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[41] Новая модель КАМАЗ-5490 была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.
15 % принадлежит компании Daimler (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года, ещё 5 % были приобретены в конце октября 2014 года у ЕБРР);
В апреле 2015 года состоялось открытие новой производственной линии ОАО «КамАЗ» по выпуску газобаллонного транспорта, работающего на метане. Она позволяет ежегодно производить до восьми тысяч единиц 50 различных моделей автомобильной техники.[42]
КАМАЗ-63968 «Тайфун» — универсальный бронированный автомобиль повышенной защищённости на оригинальном шасси. Соответствует машинам типа MRAP. Машина выдерживает подрыв осколочно-фугасных устройств массой 8 кг в тротиловом эквиваленте под любым местом автомобиля. Установлена комбинированная броня из керамики и стали, которая защищает от бронебойных пуль калибра 14,5×114 мм. 50 единиц служат в Южном военном округе по состоянию на 3 апреля 2015 года.
Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.
- 4 сентября 2015 года КамАЗ и китайский Hawtai подписали соглашение по созданию совместного предприятия, которое будет продавать грузовики КАМАЗ в Китае.[43]
- По итогам 9 месяцев 2015 года седельные тягачи «КАМАЗ» занимают первое место по продажам в России среди всех машин подобного класса.[44]
ГАЗ
Горьковский Автозавод, на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий Ford, приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и ГАЗ 3309), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, ГАЗ-Водник…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [45] [46]
УАЗ
Ульяновский Автомобильный завод. Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО ЗиЛ, затем, принял в производственную программу автомобиль ГАЗ-69 повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 УаЗ-Хантер/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства УАЗ 3909. Автомобили УАЗ стали визитной карточкой России и Российской Армии.
В сентябре 2015 года УАЗ продемонстрировал ряд внедорожников разработанных специально для нужд МВД. Также представители УАЗа сообщили, что в серийное производство были запущены военные «УАЗ-Патриот».[47]
По итогам 2015 года УАЗ улучшил свои показатели по продажам новых автомобилей в России сместившись с 15-ой строчки на 11-ую, увеличив свою долю рынка среди пассажирских и коммерческих автомобилей до 3 %.[48]
УАЗ «T-REX»[1]
ЛиАЗ
Ликинский автобусный завод начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки ЛиАЗ-677 в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время ЛиАЗ выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса ЛиАЗ-5292 был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[49][50]
ПАЗ
Павловский Автобусный завод — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня ПАЗ — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.
ГолАЗ
Голицынский автобусный завод был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей ГолАЗ 525110, 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
БАЗ
Брянский автомобильный завод. Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.
УралАЗ
Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.
КАвЗ
Курганский Автобусный завод. Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов КАвЗ на базе грузовиков ГАЗ. На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 Аврора. Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.
Marussia Motors
Россия с 2009 по 2014 год была представлена в Формуле-1 командой Marussia. Marussia Motors занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В 2018 году появилась информация о плане возрождения штучного производства компанией VIP-Service из Новосибирска. [51]
АК Дервейс
000 АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник Derways-3131 Cowboy. С конца 2005 года фирма освоила отвёрточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией LIFAN, Группой компаний "АВТОМИР"и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей Lifan Breez началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков Lifan-7131A/7161A Breez. В 2010 году начато производство автомобилей Haima 3 китайской компании Hainan Mazda. Всего завод производит 22 модели автомобилей, как под собственным брендом, так и под брендами Chery, Lifan, Haima, Geely, Hawtai, JAC.
Автоспецоборудование
Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «СилаНТ» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[52] Продукция
Машиностроительный завод Тонар
Завод Тонар начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[53].
Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. ТОНАР так и расшифровывается — товары для народа.
Ирбитский Мотоциклетный Завод (ИМЗ)
Единственный в мире завод, производящий тяжёлые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал М-72. В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов «Урал», среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, «Уралы» имеют оппозитные четырёхтактные двигатели объёмом 750 куб.см, четырёхступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жёсткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределённого впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы Урал пользуются мизерным спросом, так как большинство платёжеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надёжной; лёгкой в обслуживании и ремонте; «всеядной» по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество «Уралов» в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году «Урал-Патруль» попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США. Сайт завода
«ПК Транспортные системы»
Российский разработчик и производитель городского электротранспорта. Учреждённая в 2013 году, компания специализируется на создании 100%-низкопольного подвижного состава. Компания выпускает 8 моделей 100%-низкопольных трамваев на уникальной тележке: * односекционный трамвай модели 71-911 City Star;
- двухсекционный трамвай 71-923 «Богатырь» и его модификация «Богатырь М»;
- трёхсекционный трамвай 71-922 «Варяг»;
- трёхсекционный трамвай 71-931 «Витязь», а также широко известный трёхсекционный трамвай 71-931 М «Витязь-Москва»;
- 100%-низкопольный, восьмиосный, трёхсекционный трамвайный вагон 71-934 «Лев»;
- 100%-низкопольный четырёхосный односекционный трамвайный вагон 71-911ЕМ «Львёнок».
Компания также выпустила 2 модели колёсного транспорта на электрической тяге - полностью низкопольный троллейбус «Адмирал» с увеличенным автономным ходом и инновационный электробус «Пионер» с использованием МАС.[54]
ШЕРП
ООО "ШЕРП" производит уникальный вездеход-амфибию на шинах сверхнизкого давления. Снегоболотоход, спроектированный на основе разработок Алексея Гарагашьяна был представлен в 2015 году и сейчас активно продаётся в 49 странах мира.
Авторос
Компания Авторос. Основаная в 1997 году, занимается производством гражданских вездеходов ШАМАН, снегоболотоходов MYL и шин низкого давления и дисков марки AVTOROS. Вездеходы ШАМАН используются в условиях крайнего севера, в Сибири и степи.
Прочие
- Соллерс-Набережные Челны
Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей ВАЗ 11113-ОКА. В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как Уаз-Патриот, SsangYong, ISUZU.[55]
- Автотор
Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки BMW, Chevrolet, Hummer, Kia. Основано в 1996 году в Калининградской области.[56]
- Волжанин
Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции Ликинского автобусного завода. В дальнейшем Волжанин перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[57]
- Нефтекамский автозавод
Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[58]
- Чеченавто
Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки Лада.[59]
- Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ)
Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на АМЗ производятся гражданская версия военного автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр».[60]
- Ногинский завод топливной аппаратуры
Ногинский завод топливной аппаратуры — широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора КД-35. С этого момента начат отсчёт истории нового предприятия.[61]
Экспорт российских автомобилей
Россия вполне успешно экспортирует автомобили во многие страны мира, в том числе, которые не входят в Таможенный союз. Так в 2016 году за рубеж было поставлено более 20 тыс. автомобилей.[62] Традиционно Германия является крупнейшим импортёром российских автомобилей в ЕС. В 2016 году немцы купили не менее 3,3 тысяч автомобилей из РФ, что на 43 % больше чем годом ранее.[63] Наиболее продаваемым автомобилем стала ЛАДА «Гранта», которых было продано 1686 единиц. Второе место занял внедорожник ЛАДА 4×4, а третье хэтчбэк ЛАДА «Калина».[64]
См. также
- Статистика:Автомобилизация России
- Российское двигателестроение
- Российская промышленность
- Российский космос
- Сельское хозяйство России
Ссылки
- Производство легковых автомобилей в России в 2008—2016 годах
- Динамика производства автомобилей в мире с 2000 по 2013 год по странам [65]
Несортированные ссылки
Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.
- http://www.oica.net/category/production-statistics/2013-statistics/ Данные по выпуску автомобилей, в разрезе по маркам и по странам мира. 2013 год.
- http://www.autostat.ru/news/view/14898/ Уровень локализации иномарок в России в 2013 году.
- http://spydell.livejournal.com/568997.html Статья в блоге, несколько таблиц с данными по автопроизводству.
- http://spydell.livejournal.com/569211.html Ещё статья того же блогера.
- http://www.t98.ru/ Автомобиль КОМБАТ Т98
- http://newsruss.ru/doc/index.php/Уровень_локализации_производимых_в_России_автомобилей-иномарок
- http://www.autostat.ru/catalog/product/162/ Платный маркетинговый отчёт «Сборка и локализация иномарок в России», 2013 год.
- http://ru.scribd.com/doc/235929465/20140805-PwC-Sergey-Litvinenko-FINAL Отчёт PwC по продажам и производству легковых автомобилей. Первое полугодие 2014 года.
- http://rusautomobile.livejournal.com/ Блог о русских автомобилях.
- http://www.uaz.jp/ Японцы фанатеют от наших уазиков.
- http://www.russiasupplychain.com/ru/russian-challenge-component-localisation/ Большая статья с таблицами и инфографикой. 2012 год.
- http://aebrus.ru/upload/EY%20Localization%20in%20Russia.pdf Отчёт по локализации в России, 2014 год.
- http://www.youtube.com/watch?v=gZw_e_ilBDM Известный музыкант и писатель Луи Каше гордится российским внедорожником и катается на нем по Франции. Видео.
- http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/An_overview_of_the_Russian_and_CIS_automotive_industry/$FILE/An_overview_of_the_Russian_and_CIS_automotive_industry-March_2013.pdf Ernst&Young. Обзор нашей автоиндустрии, 2013 год.
- http://www.zr.ru/tags/lokalizaciya/ Статьи по тэгу «локализация» в журнале «За рулём!».
Статьи в «Авторевю»
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=98338&SECTION_ID=4798 Статья по локализации, данные за 2005 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=115165&SECTION_ID=4758 Статья по локализации, данные за 2010 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=122298&SECTION_ID=6801 Статья по локализации, данные за 2011 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=128257&SECTION_ID=7260 Статья по локализации, данные за 2012 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=137008&SECTION_ID=7668 Анализ структуры рынка за 2013 год.
Статьи в «Колёса»
Где-то, почти в начале: автопром 30-х годов СССР
- http://www.kolesa.ru/article/serebrjanye-strely-strany-sovetov-2015-01-28 Спортивный болид 30-х
- http://www.kolesa.ru/article/sovetskij-avtoprom-30h-otstalyj-i-peredovoj-2015-01-18 Краткая история становления Российского (Советского) автопрома
Достижения Нашей технической мысли
- http://www.kolesa.ru/article/pochta-deda-moroza-kak-sozdavali-sovetskie-ajerosani-ka30-2014-12-14 Снегоход от советских вертолётостроителей
- http://www.kolesa.ru/article/slishkom-svetloe-buduschee-supervezdehod-zil-167e-2014-12-09 Вездеход от СКБ ЗИЛ построенный в 1962 году
- http://www.kolesa.ru/article/kogda-tonut-tanki_-shnekovyj-vezdehod-zil4904-2014-11-24 Шнековый вездеход
- http://www.kolesa.ru/article/vzlet-i-padenie-sinej-pticy-istorija-sovetskih-vezdehodov-dlja-kosmonavtov-2014-12-06 Синяя птица
- http://www.kolesa.ru/article/zil-4972-poslednij-shedevr-sovetskoj-shkoly-2015-01-21 ЗИЛ 4972 производился в России уже в 90-х
История УАЗ
- http://www.kolesa.ru/article/polveka-dlja-pobeditelja-defendera-istorija-uaz469-2014-12-20 Легендарный 469
- http://www.kolesa.ru/article/uaz452_-katafalk-dlja-jadernoj-vojny-2014-09-16 Не менее легендарная «Буханка»
ЛуАЗ
Подвиги «Москвича»
- http://www.kolesa.ru/article/ralli-veka-trudnyj-put-sovetskih-moskvichej-k-tretemu-mestu-2015-01-19
- http://www.kolesa.ru/article/triumfatory-veka-moskvichi-pobedivshie-porsche911-i-bmw-2002-2015-01-15
Экспортные достижения Нашего автопрома
- http://www.kolesa.ru/article/russkiy-kak-inostrannyiy-sovetskie-avto-kotoryie-prodavalis-za-granitsey-2014-12-16 Экспорт
- http://www.kolesa.ru/article/sovetskij-jeksport-tehnologij-mashiny-iz-sssr-kotorye-sobirali-za-granicej-2014-12-05 Сборка Наших машин за рубежом
- http://www.kolesa.ru/article/redkie-i-samyie-neordinarnyie-modeli-avtovaza-2014-07-20 Кабриолет «Наташа»
Достижения российского автомобилестроения
- http://www.kolesa.ru/lada/nazad-v-buduschee-antjel-lada-na-toplivnyh-jelementah-2015-01-09 Российские автомобили на топливных элементах (!!!), построенные в конце 90-х начале 2000-х
Примечания