Ольга Мудрая: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Перенаправление на Справочник патриота)
Нет описания правки
 
(нет различий)

Текущая версия от 17:32, 13 августа 2020

Символы власти в России.pngНезавершённая статья о правителе России
Эта статья о главе Российского государства находится в процессе написания. Она требует значительной доработки и/или может иметь крупные недостатки в оформлении и содержании. Вы можете помочь проекту и дописать её.
«Княгиня Ольга (Крещение)». Картина художника Сергея Кириллова, 1993 г.

Ольга Мудрая[1] (также известна как Ольга Святая или просто княгиня Ольга) — первая достоверно известная по имени русская княгиня, первая женщина и первая христианка среди русских правителей (крестилась в 955 или 957 году, в крещении Елена). Жена князя Игоря Рюриковича до его смерти в 945 году и правительница-регент во время детства и юности своего сына Святослава Игоревича — правила за него как минимум до 959 года, когда о ней как о «королеве Ругов» сообщает западноевропейская хроника Продолжателя Регинона (в 957 году о ней как об «архонтиссе Руси» сообщает византийский император Константин Багрянородный в сочинении «О церемониях»).

Ольга уступила власть повзрослевшему Святославу либо около 962 г., когда язычник Святослав изгнал из Киева вызванную матерью из Священной Римской Империи миссию епископа Адальберта, либо самое позднее в 964 г., когда Святослав, согласно летописи, провёл свой первый военный поход. Однако и далее, по всей видимости, Ольга продолжала играть важную роль в управлении Киевом, так как её сын почти постоянно пребывал в военных походах.

В плане военной силы Ольга опиралась на воеводу Свенельда, игравшего одну из важнейших ролей в русской политике уже при князе Игоре Рюриковиче и сохранившего своё положение при Святославе Игоревиче и Ярополке Святославиче.

Имя и прозвище

Имя

Русское имя Ольга произошло, вероятно, от скандинавского имени Helga, мужская форма — Helge или Helgi, что изначально означало «святой» (на протошведском — Hailaga), «обладающий даром исцеления». По смыслу это имя близко славянским княжеским именам Святополк и Святослав (женский вариант — Святослава). По одной из гипотез, Helgi или Helga было не имя, а скандинавское прозвище или особый титул князя или княгини (который, в рамках той же гипотезы, носил также князь Олег Вещий и мог носить князь Игорь I Старый), хотя распространённость данного имени в Скандинавии и наличие славянских аналогов свидетельствует о том, что достаточно рано оно стало обычным популярным именем. Родство имён Ольги и Вещего Олега привело к предположениям об их кровном родстве: Типографская летопись конца XV века и более поздний Пискаревский летописец сообщают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега: «Нѣцыи жє глаголютъ, ѩко ѻльгова дщєри бѣ ѻльга».[2] В рамках этой версии, Олег, как опекун Игоря, намеренно поженил его на Ольге для упрочения своего влияния.

Имя указывает на весьма вероятное скандинавское происхождение Ольги. Согласно «Повесть временных лет», Ольга была родом из Пскова (др.-рус. Плесковъ, Пльсковъ). Житие святой великой княгини Ольги утверждает, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км выше Пскова по реке Великой. В Житии имена родителей Ольги не указаны, но утверждается, что они были незнатного рода, «ѿ ѩꙁыка варѧжска» (из народа варягов). Впрочем, нельзя исключать, что она была, скажем, дочерью варяга и славянки, что очень часто имело место на Руси.

Известно древнечешское имя Olha, что даёт сторонникам антинорманизма основание говорить о славянском происхождении Ольги. При этом замену начального «О» на «Э» в греческой передаче Элга в византийских источниках объясняют по типу славянских именных пар Осень=Есень, Олень=Елень. В связи с этим интересно, что при крещении Ольга получила созвучное имя Елена, хотя по всей видимости, этоо связано с тем, что её, по сообщению летописи, лично крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги и об её изначальном славянском имени:

Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил.[1]

Прозвище

Прозвище Мудрая было присвоено Ольге в работах историков XIX—XX веков на основе летописных эпитетов. «Новый Владимирский Летописец» конца XV века пишет о ней «вельми мудра», а спорная Иоакимовская летопись говорит о «мудрости» Ольги. Более известен отрывок их Повести временных лет, где вернувшиеся из Константинополя руские посланники убеждают князя Владимира принять именно православное христианство:

Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». ПВЛ, 987 год

Согласно летописи, именно этот аргумент окончательно убедил Владимира принять крещение.

Княжеский титул

В летописи чаще всего Ольгу называют либо по просто по имени, либо княгиня Ольга (именно так её называют в большинстве светских текстов по истории). Также её называют с употреблением земельного титула — Ольга Киевская.

Канонический титул

После канонизации Ольга стала известна как Ольга Святая, а с 1547 года — как Ольга Равноапостольная (святая равноапостольная княгиня Ольга). Как святая она также известна с титулом Ольга Псковская, что отражает её происхождение и особое почитание в Пскове (входит в Собор Псковских святых, а также в Соборы Киевских и Волынских святых).

Плюсы и минусы

Достижения и успехи

  • Подавлено восстание древлян (946).
  • Проведена первая на Руси административная и налоговая реформа (947). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы — погосты, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун; введён сбор дани (уроки); установлены размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Упорядочивание налогообложения надолго установило внутренний мир в стране.
  • По летописи и иным источникам, в эпоху Ольги было 30 лет без междоусобиц и восстаний (947—977), около 30 лет без вторжений (939—968), 20 лет без внешних войн (944—964), благодаря чему наступил расцвет экономики и торговли.
  • Новгород, Псков и Ростов построены на современном месте и стали крупными городскими центрами после реформы 947 года.
  • Положено начало каменному строительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги).
  • Совершён первый официальный зарубежный визит правителя России — поездка Ольги в Царьград, столицу Византии (955 или 957), установлены дипломатические отношения с Византией (Римской Империей) и Германией (Священной Римской Империей) (959).[3]
  • Первая женщина и первая христианка среди русских правителей (крестилась в 955 или 957 году), первая русская святая (одна из 6 женщин в истории, признанных раноапостольными святыми).
  • Последним крупным прижизненным достижением Ольги можно считать успешно выдержанную в Киеве осаду печенегов во время их первого набега на Русь в 968 году, когда одному юному киевлянину удалось пройти сквозь стан врагов и призвать помощь с другого берега Днепра. Это произошло уже во время самостоятельного правления Святослава Игоревича.

Ошибки и неудачи

  • Восстание древлян было подавлено с легендарной жестокостью, описанной в летописи (в этот период Ольга ещё была язычницей и была крайне зависима от преимущественно языческого княжеского войска).
  • Ольга не сумела склонить своего сына Святослава принять христианство, из-за чего сорвались её планы по христианизации Руси (вызванная ею в 959 году миссия епископа Адальберта из Священной Римской Империи вынуждена была отправится восвояси в 962 году; с другой стороны, в итоге это усилило ведущую роль восточного, а не западного христианства на Руси); вскоре после этого Святослав стал править самостоятельно, а после смерти матери, по сведениям спорной Иоакимовской летописи, во время и после войны с Византией воздвиг гонение на христиан и убил своего брата-христианина Улеба (младшего сына Ольги либо сына Игоря от другой жены).[2]

Церковное почитание

Считается, что Ольга начала почитаться как святая среди киевских христиан уже в княжение своего старшего внука Ярополка (972—978) княгиня Ольга. Об этом свидетельствует перенесение её мощей при Владимире в первую на Руси каменную Десятинную церковь и описание связанных с ней чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля

Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) Ольги произошла позднее, но до середины XIII века. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов, что свидетельствует о трансграничном почитании.

В 1547 году Ольга была причислена к лику святой равноапостольной, став одной из шести святых равноапостольных женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, царица Елена Равноапостольная и просветительница Грузии Нина).

Цитаты об Ольге

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи. [ПВЛ, 969 год]

Крупные проекты

Примечания

  1. Мнемоническое имя. Прозвище Мудрая имеет поздний характер, однако основано на летописи. См. раздел #Имя и прозвище.
  2. Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей. — Т. 34. — М., 1978. — С. 31.
  3. В связи с этим есть предположение, что именно при Ольге был проложен либо взят Русью под контроль гипотетический торговый путь «из немец в хазары».

Ссылки