Российская бронетехника
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальной бронетехники советского и российского производства, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными боевыми характеристиками;
- активно используется в различных военных конфликтах;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Танки
Тяжёлый танк Лебеденко
- Генеральный конструктор: Н. Н. Лебеденко
- Боевая масса: 60 т (40 т проектная)
- Испытания: 1915
- Применение: не применялся
- Видео
Тяжёлый танк Лебеденко (известен под наименованием «Царь-танк», реже «Мастодонт») был разработан в годы Первой мировой войны с целью прорыва вражеской эшелонированной обороны. Генеральный конструктор Николай Лебеденко лично заверил Императора, что машина в скором времени будет на полях сражений, и на этих условиях получил финансирование. Постройка и испытание танка прошли в 1915 году. Танк имел высоту 9 метров, ширину 12 метров и длину около 17 метров, что делает его самой большой боевой машиной из когда-либо построенных.[1] Два спицевых колеса располагались по бокам и имели диаметр 9 метров. Первые испытания были проведены 27 августа 1915 года. Машина уверено передвигалась по ровному месту, но при попытки пересечь траншею задний каток увяз в грязи, а мощности двигателя (240 л.с. авиационный "Майбах") не хватало, чтобы его вытащить.[2][3] После этого работы по усовершенствованию конструкции продолжились, разрабатывался новый, более мощный двигатель отечественного производства, но финансирование проекта прекратилось.[4] Несмотря на это, танк охранялся до 1917 года и только в 1923 году конструкция была разобрана.[5] Танк Лебеденко широко известен среди любителей истории того периода. При всей утопичности проекта, именно создание «Царь-танка» положило начало российскому танкостроению, а образ конструкции, наряду с известным британским тяжёлым танком Mk1, стал символом развития танков времён Первой мировой войны.
Танк сопровождения пехоты Т-18 (МС-1)
- Генеральный конструктор: С. П. Шукалов
- Боевая масса: 5,3 т
- Год принятия на вооружение: 1928
- Применение: Конфликт на КВЖД, Великая Отечественная война
- Видео
Танк Т-18, он же МС-1 («малый сопровождения») — первый отечественный лёгкий по массе танк, выпускавшийся крупной серией. Разрабатывался на основе трофейных экземпляров французского танка Рено FT-17 и его итальянской версии Фиат-3000, близкая копия которых ранее тоже производилась в России в начале 1920-х годов в небольших количествах. Позднее танк широко использовался для переделки в стационарные огневые точки, а отдельные сохранившие боеспособность экземпляры участвовали в боях в начале Великой Отечественной войны.[6] Т-18 был вооружён 37-мм танковой пушкой расположенной в подвижной башне и 6,5 мм пулемётом Фёдорова, который позднее был заменён на 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Всего было произведено 959 единиц танка всех модификаций. Т-18 представлен в компьютерных играх соответствующего направления, во многих произвольных модификациях.
Лёгкий танк Т-26
- Генеральный конструктор: Джон Валентайн Карден (Vickers Mk E), С. А. Ги́нзбург
- Боевая масса: 8 т
- Экипаж: 3-4 чел
- Год принятия на вооружение: 1931
- Применение: Крупные военные конфликты с момента производства
- Видео
Лёгкий двухбашенный танк Т-26, принятый на вооружение в 1931 году под наименование Т ММ-1, был разработан на основе английского танка Vickers Mk E («Виккерс 6-тонный»), для производства которого Советский Союз официально купил лицензию. В 1931 году была принята на вооружение первая двухбашенная модель — Т-26 образца 1931 года. Танк имел только пулемётное вооружение и был близок по своей конструкции к оригиналу и предназначен для сопровождения пехоты. По ходу выпуска конструкция Т-26 постоянно совершенствовалась. Так в 1932 году появилась версия с пулеметно-пушечным вооружением, а в 1933 однобашенная версия с орудием калибра 45 мм, которая и явилась самым массовым вариантом. В 1938-39 гг. появились версии танка с усиленным корпусом и новой конической башней, а также были разработаны огнемётные модели: ХТ-130/133/134. Почти все танки Т-26 разных модификаций были потеряны в начале Великой Отечественной войны из-за высокой степени технического износа, и недостаточного бронирования против немецкой бронетехники.[7]
Лёгкие танки БТ
- Генеральный конструктор: Джон Уолтер Кристи (танк M1940)
- Боевая масса: 11-14 т
- Экипаж: 3 человека
- Год принятия на вооружение: 1931
- Применение: Война с Финляндией, боевые действия на Халхин-Голе, Великая Отечественная война
- Видео
Первый советский колёсно-гусеничный танк БТ-2 был приближенной копией американского опытного танка M1928 конструктора Джона Кристи, техническую документацию на который СССР купил по лицензии. Преимуществом данного танка стала высокая скорость передвижения как по шоссе, с помощью колёс, так и по пересечённой местности с помощью гусениц. Советским конструкторам пришлось значительно улучшать качество ходовых деталей, по причине их низкой надёжности и неспособности выдерживать значительные нагрузки. Вооружение устанавливалось пушечное, пулемётное, пушечно-пулемётное. В 1933 году начался выпуск танка БТ-5, который представлял улучшенный БТ-2. Основные изменения коснулись башни, которая изменила свою форму на эллиптическую. Также была установлена новая пушка калибра 45 мм. С 1935 года начался выпуск третьего танка серии БТ-7, который значительно отличался от своих предшественников. Изменения коснулись корпуса, башни, вооружения, двигателя и ходовой части. БТ-7 в разных модификациях является наиболее массовым танком серии. В 1936 году капитан Кульчицкий установил мировой рекорд по прыжкам на танке, непревзойдённый до наших дней. Его БТ-7 совершил прыжок на длину 42 метра.[8][9]
Тяжёлый танк прорыва Т-35
- Генеральный конструктор: Н. В. Барыков
- Боевая масса: 50 т
- Год принятия на вооружение: 1932
- Применение: Великая Отечественная война
- Видео
Первый отечественный тяжёлый танк. Единственный в истории серийный пятибашенный танк, три из пяти башен которого к тому же были артиллерийскими, выпускался в СССР малыми сериями с 1932 по 1939 год. Последняя серия получила башни конической формы, но по опыту войны в Испании 15-30 мм броня танка была признана безнадёжно слабой и в дальнейшем его сменил гораздо более защищённый танк КВ. Танк применялся в боевых действиях в начале Великой Отечественной войны, где почти все машины были уничтожены. Единственный сохранившийся экземпляр танка находится в музее в подмосковной Кубинке и поддерживается в полностью исправном состоянии. Ещё одна копия танка позднее была сделана для музея в Верхней Пышме. [10]
Средний танк Т-28
- Генеральный конструктор: С. А. Гинзбург
- Боевая масса: 25,4 т
- Год принятия на вооружение: 1933
- Применение: Польский освободительный поход, Зимняя война, Великая Отечественная война
Трёхбашенный отечественный танк, который наряду с Т-28 составлял основу вооружения танковых бригад Резерва главного командования в 1930-х и являлся первым отечественным средним танком. Несмотря на моральное устаревание, в Великой Отечественной войне применялся совтской армией до 1944 года включительно, а в Финляндии состоял на вооружении до 1951 года.
Тяжёлый танк КВ-1
- Генеральный конструктор: А. С. Ермолаев, Н. Л. Духов
- Боевая масса: 47,5 т
- Год принятия на вооружение: 1939
- Применение: Война с Финляндией, Великая Отечественная война
- Видео
Тяжёлый танк «Клим Ворошилов» (КВ) был впервые испытан в 1939 году в ходе Советско-финской войны, где показал превосходство над танками противника. Броня КВ была настолько прочная, что финские противотанковые орудия выпуска 1920-1930 годов не могли её пробить, царапая только краску.[11][12] С началом Великой Отечественной КВ прошли более серьёзную проверку, где показали хорошую огневую мощь и высокую живучесть. Так, танк под командованием Зиновия Колобанова, из засады, смог в одиночку уничтожить 22 немецких танка, при этом сам не был подбит.[13] В бою, проходившем с 23 по 26 июня — под Литовским городом Расяйняй, один танк КВ смог задержать немецкую бронетанковую колонну на три дня.[14] После 43 года, когда на фронте с обеих сторон встали на службу новые модернизированные танки, КВ стали заменять танком «Иосиф Сталин» (ИС-1, позже ИС-2), который эффективнее боролся с немецкой тяжёлой бронетехникой.
Позднее на базе этого танка была создана версия со 152-мм танковой гаубицей в огромной башне, получившей название КВ-2, а исходный вариант стали называть КВ-1.
Тяжёлый танк КВ-2
- Генеральный конструктор: Н. Л. Духов
- Боевая масса: 52 т
- Год принятия на вооружение: 1940
- Применение: Война с Финляндией, Великая Отечественная война
- Видео
Когда в условиях Зимней войны с Финляндией выявилась недостаточная мощь орудия танка КВ (позднее обозначавшегося КВ-1), особенно против являвшихся главными их противниками в этой войне долговременных укреплений, на базе танка КВ был в кратчайшие сроки был создан новый танк специально для борьбы с такого рода укреплениями. Конструкторы установили на танк башню нового образца с установленной в ней 152-мм танковой гаубицей, после чего КВ стал фактически самоходным артиллерийской установкой (САУ). Данная модификация получила обозначение КВ-2, и соответственно, исходный вариант стали обозначать КВ-1. Некоторое количество танков этого типа участвовало в Великой Отечественной войне, хотя огромные габариты и слабая ходовая часть затрудняли его успешное применение в условиях начала войны.
К настоящему моменту необычно брутально выглядящий танк снискал достаточно широкую известность и в художественных произведениях, и в компьютерных играх.
Средний танк Т-34
- Генеральный конструктор: М. И. Кошкин
- Боевая масса: до 32 т
- Год принятия на вооружение: 1939 (1940[1])
- Применение: Великая Отечественная война и большое количество последующих конфликтов, включая Украинский кризис (ополчение) и войну в Йемене (до 2020[15]).
- Видео
Советский средний танк Т-34 (производственное наименование А-34) многократно признавался ведущими экспертами из разных стран мира лучшим танком Второй мировой войны по совокупности показателей. Стал одним из символов страны и самых узнаваемых символов Победы в Великой Отечественной войне. Значительно повлиял на исход войны и на развитие мирового танкостроения. Выпущен огромной серией в нескольких модификациях, наиболее известными из которых является Т-34 образца 1940 года и Т-34-85. Вплоть до 2010-х годов состоит на вооружении многих небольших стран.
Танк был разработан в конце 30-х годов конструкторским бюро танкового отдела Харьковского завода № 183 на базе легких колёсно-гусеничных танков БТ и является модернизированной версией опытного танка А-32, который был испытан и принят для дальнейших доработок 19 декабря 1939 года. Позднее, 31 марта 1940 года, после устранения недостатков вышло постановление о серийном производстве танка уже под наименованием Т-34. Первые танки образца 1940 года имели шестигранную, усечённую кверху сварную башню из горячекатаных листов (в дальнейшем башни стали выпускать литые) и орудие калибра 76 мм. Боевая масса танка составляла 26 т.
На протяжении всей Великой Отечественной войны Т-34 подвергался постоянной модернизации, однако без серьёзных изменений, которые могли бы сказаться на темпах выпуска. Но с появлением у вермахта нового тяжёлого танка Т-VI «Тигр», конструкцию пришлось серьёзно изменить. Так, в 1944 году была разработана последняя версия танка — Т-34-85. Новый танк был укомплектован 85-мм орудием способным поражать танки противника на больших дистанциях. Изменилась также и конструкция башни, она стала более просторной, а форма сменилась на овальную. Экипаж увеличился с четырёх человек до пяти, а боевая масса составила 32,2 т. Таким образом, средний советский танк мог эффективно бороться с тяжёлыми немецкими, сводя на нет все усилия противника по достижению качественного превосходства в танковом вооружении.[16][17][18]
Тяжёлый танк ИС-2
- Генеральный конструктор: Ж. Я. Котин
- Боевая масса: 46 т
- Год принятия на вооружение: 1943
- Применение: Великая Отечественная война, война в Корее.
- Видео
Тяжёлый танк «Иосиф Сталин» (ИС; иногда КВ-122) был разработан и принят на вооружение в 1943 году на Челябинском тракторном заводе как тяжёлый танк прорыва, а также для эффективной борьбы с тяжёлыми немецкими танками, в том числе новым Т-6 «Тигр». ИС-1 был укомплектован 85 мм орудием и тремя пулемётами калибра 7,62. Через несколько месяцев конструкторы выполняя постановление государственного комитета обороны разработали ИС-2 с пушкой 122 мм, которое в большей степени отвечало современным требованием к тяжёлым танкам. По этой причине производство ИС-1, которых на тот момент было выпущено 130 штук, прекратили в 1944 году. ИС-2 выпускали вплоть до конца войны, а в послевоенное время была выпущена модификация ИС-2М, эксплуатация которой продолжалась в России и за рубежом до середины 90-х годов. В дальнейшем на базе танка ИС-2 был разработана новая модификация тяжёлых танков ИС-4, который был принят на вооружение в 1947 году, но из-за серьёзных недостатков серия этих танков была выпущена ограниченной партией.
Тяжёлый танк ИС-3
- Генеральный конструктор: Ж. Я. Котин
- Боевая масса: 46,5 т
- Год принятия на вооружение: 1945
- Применение: Шестидневная война, Украинский кризис (ополчение)
Первый танк, получивший полусферическую башню, а также отличавшийся уникальным очертанием носовой части типа «щучий нос», был принят на вооружение в конце Великой Отечественной войны, но в боевых действиях принять участие не успел. По некоторым данным, в 2014 году в ходе Украинского кризиса силами ополчения были сняты с постаментов и использованы в боевых действия несколько танков ИС-3.[19]
Последним тяжёлым танком в Советской армии стал ИС-8, который был принят на вооружение в 1953 году под наименованием Т-10. Машина производилась до 1966 года и до 1993 стояла на вооружении. После выхода танка Т-64 классификацию тяжёлых танков отменили, им на замену пришли основные боевые танки (ОБТ), которые имели защищённость и ударную мощь тяжёлых машин, но при этом скорость и манёвренность была на уровне средних машин.
Средний танк Т-54
- Генеральный конструктор: Л. Н. Карцев[20]
- Боевая масса: 36 т
- Год принятия на вооружение: 1946
- Применение: Шестидневная война, война во Вьетнаме, война в Афганистане, война в Персидском заливе и другие по н. в.
- Видео
Т-54 советский средний танк, созданный на базе танка Т-44 для замены в войсках Т-34-85. Первые образцы танка (Т-54-1) были аналогичны Т-44, но впоследствии Т-54-2, который начали выпускать с 1949 года, был существенно модернизирован как внешне, так и по другим параметрам. Башня танка изменилась по форме (с овальной стала более сферической), а толщина лобовой брони была уменьшена за счёт наклона нижней бронеплиты. Выпуск танка был прекращён в 1959 году на отметке 16 775 машин. Основными операторами Т-54 были страны Варшавского договора, а также Китай, КНДР, Сирия, Вьетнам. Многократно применялся в боевых действиях, как в крупных сражения, так и в мелких военных операциях. Эксплуатация танка продолжается в наше время, преимущественно в военных конфликтах на Ближнем Востоке.
Позднее на базе танка Т-54 был разработан и в 1958 году принят на вооружение Т-55. Новая модернизация была приспособлена к ведению боевых действий в условиях ядерной войны и других современных на тот момент реалиях холодной войны. Первый советский танк, оснащённый комплексом активной защиты «Дрозд». Т-55 наряду с Т-54 принимал активное участие в различных конфликтах, являлся основным танком советских войск в Афганистане. Производство продолжалось до 1979 года, позднее был заменён на Т-62.
Лёгкий плавающий танк ПТ-76
- Генеральный конструктор: Ж. Я. Котин
- Боевая масса: 14,5 т
- Год принятия на вооружение: 1951
- Применение: Индо-Пакистанские войны 1965 и 1971 годов, Шестидневная война, война во Вьетнаме, война Судного дня, война в Югославии и другие.
- Видео
ПТ-76 — отечественный лёгкий плавающий танк, обладавший во время принятия на вооружение лучшими в мире характеристиками в своём классе. Благодаря хорошему запасу плавучести и установленному впервые в мире водомётному движителю имел возможность свободно пересекать водные преграды масштаба от заросших болот до Керченского пролива (что было проверено на практике). Имея при этом мощное для своего класса 76 мм орудие, показал себя незаменимым в боях в дельте Ганга и других подобных местах, хотя и часто нёс потери из-за противопульного бронирования, особенно при непродуманном применении. С 1959 года выпускался в улучшенной версии ПТ-76Б с новой стабилизированной пушкой, который стал последним отечественным лёгким танком. Впоследствии, с появлением в войсках БМП-1, необходимость в лёгких танках отпала, а дальнейшие проекты ПТ-85 и ПТ-90 были закрыты, хотя легким танком де-факто является САУ 2С25 «Спрут-СД». ПТ-76 состоял на вооружении около 40 стран мира в некоторых из которых используется и в конце 2010-х.[21]
Средний танк Т-62
- Генеральный конструктор: Л. Н. Карцев
- Боевая масса: 37,5 т
- Год принятия на вооружение: 1961
- Применение: Война в Афганистане и прочие военные конфликты с момента разработки
- Видео
Советский средний танк Т-62 является модернизацией танка Т-55 и частичным предшественником основного советского танка Т-72 «Урал». Первоначально машина была разработана как «истребитель танков» и предназначена только для борьбы с танками противника, но позже Т-62 унифицировали в средний танк.[22] Он был разработан и принят на вооружение в 1961 году став последним советским танком, носившим наименование средний.[2] Также Т-62 являлся первым в мире танком с гладкоствольной пушкой. Калибр орудия был увеличен со 100 мм до 115 мм за счёт стачивания нарезов. Т-62 являлся основным танком советской армии в Афганистане наряду с Т-55. Эксплуатировался более чем в 15 странах мира. Производство было прекращено в 1971 году, всего было выпущено около 20 000 единиц. Также производство танков было развёрнуто в Чехословакии (1973—1978) и КНДР (1980—1989).
Основной танк Т-64А
- Генеральный конструктор: А. А. Морозов
- Боевая масса: 38,5 т
- Год принятия на вооружение: 1969
- Применение: Война в Афганистане, войны на постсоветском пространстве, Украинский кризис (обе стороны)
- Видео
Советский основной танк Т-64А является улучшенной версией среднего танка Т-64 («Объект 432»). В конструкции танка впервые в мире применили «автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов», благодаря чему экипаж сократили до 3 человек. На танке был применён уникальный высокотехнологичный даже по меркам 2010-х годов оппозитный двухтактный дизель, имевший выдающиеся характеристики, но несколько ненадежный в эксплуатации. Также впервые в мире применили комбинированную броню для повышенной защиты от противотанковый средств противника. Вооружение состояло из орудия калибра 125 мм и спаренного 7,62 мм пулемёт ПКТ. Принятие на вооружение Т-64А в значительной степени озадачило руководство НАТО, которое не имело эффективного оружия по борьбе с танками этой серии и заставило США в срочном порядке разрабатывать новейшие средства поражения. Серийно производился до 1987 года. Принимал активное участие в многочисленных военных конфликтах преимущественно на территории постсоветского пространства. Следующей версией танка стал созданный в 1976 году Т-64Б, ставший первым в мире основным танком с ракетно-пушечным вооружением. Основной танк Т-64 можно по праву назвать самым спорным танком СССР. Многочисленные дискуссии, как среди любителей, так и среди профессионалов об эффектности танка продолжаются до сих пор. Его называют прорывным танков, совершившим революцию в отечественном танкостроении и одновременно, что часть решений принятых в ходе создания машины обошлись слишком дорого стране, а их непродуманность сказалась на всей машине целиком, доведя её до статуса самого ненадежного танка. Но безусловно, Т-64 стал главной базой для развития всех танков Советского Союза и именно на его основе были созданы легендарный Т-72 и «реактивный» Т-80, а конструкторские решения, пусть в измененном виде применяются с успехом и в наши дни по всему миру.
Основной танк Т-72
- Генеральный конструктор: В. Н. Венедиктов
- Боевая масса: 41,0 — 46,5 т
- Год принятия на вооружение: 1973
- Применение: Ирано-иракская война (1980—1988), Ливанская война (1982), Миротворческие операции в Шри-Ланке и Сомали, войны на постсоветском пространстве, а также многочисленные конфликты на территории Ливии, Ирака, Сирии, Судана и Югославии, Украинский кризис (обе стороны).
Самый массовый основной боевой танк третьего поколения выпускается с 1973 года по настоящее время в большом числе модификаций. Танк получивший, в отличие от Т-80, вполне традиционный дизель в результате оказался наиболее востребованным и универсальным, чему способствовало также устранение некоторых существенных недостатков компоновки боевого отделения, характерных для всех модификаций Т-64. Танк принят на вооружение несколькими десятками стран, лицензия на производство была закуплена пятью странами. Многие страны, в том числе Украина и Белоруссия проводят собственные модернизации имеющихся у них Т-72. Официальные последними проектами модернизации танка Т-72 являются Т-72Б3. Также специально для танкового биатлона проводится их модернизация по проекту Т-72Б3М. В 2016 году на вооружение ВС РФ стала поступать обновлённая версия Т-72Б3, получившая неофициальное обозначение Т-72Б3 обр. 2016 года и отличающий дополнительной защитой корпуса и башни. Он стал последней модификаций Т-72 принятой поступившей на вооружение.
Основной танк Т-80
- Генеральный конструктор: Н. С. Попов
- Боевая масса: 42 — 46 т
- Год принятия на вооружение: 1976
- Применение: Война в Чечне, Украинский кризис
Основной танк Т-80 — первый в мире серийный танк с единой газотурбинной установкой (M1 «Abrams» — 1980). Т-80 представляет собой вариант танка Т-64 с газотурбинным двигателем, так как двухтактный «Н» образный двигатель шесдесятчетвёрки показал свою низкую надёжность и эффективность. Для унификации часть комплектующих Т-80 была взята у Т-64, в том числе и башня. За счёт мощного двигателя Т-80 является одним из самых мощных и быстрых танков советской/российской армии и мира. Позже была выпущена модификация с дизельным двигателем Т-80УД, которая стала последним танком СССР. На экспорт Т-80 крупными партиями не поставлялся и его применение ограничилось конфликтами на постсоветском пространстве. В настоящее время Россия не производит Т-80, оставшиеся танки модернизируются и переводятся на Дальний Восток, где имеют преимущество в эксплуатации в условиях суровых зим. После распада СССР Украина занимается модернизацией Т-80 под индексом Т-84 «Оплот», позднее БМ «Оплот».
Основной танк Т-90
- Генеральный конструктор: В. Н. Венедиктов / В. И. Поткин
- Боевая масса: 46,5 т
- Год принятия на вооружение: 1992
- Применение: Война в Сирии с 2015 года правительственными войсками
В 1986 году на УВЗ начались работы по доведению характеристик танка Т-72Б до уровня Т-80У. Первые образцы танка Т-72БУ (усовершенствованный) были выполнены к 1989 году и после прохождения гос. испытаний машина была принята на вооружение российской армии под индексом Т-90. В конце 90-х для поставки на экспорт конструкторы разработали версию Т-90С с улучшенными характеристиками. После адаптации импортная версия была принята на вооружение как Т-90А в 2004 году. В настоящее время танки Т-90 модернизируются по проекту Т-90М: для российской армии Т-90М «Прорыв» и его экспортная версия Т-90МС «Тагил».
Т-90 представляет характерную для танков Т-72 конструкцию. Экипаж 3 человека, двое из которых (наводчик и командир танка) находятся в башне слева и справа от орудия соответственно, а механик-водитель в передней части корпуса — отделение управления. На танке установлена динамическая защита Контакт-5 и активная защита косвенного типа КОЭП «Штора-1» для борьбы с управляемыми ракетами с лазерным наведением.
Закупка Т-90 для нужд российской армии была остановлена в 2010 году с началом работ по проекту танка нового поколения Т-14 на платформе «Армата».
Основной танк Т-14
Основная статья: Основной боевой танк Т-14
- Разработчик: Уралвагонзавод (УВЗ)
- Боевая масса: в пределах 55 т.
- Первая демонстрация: 2015
- Применение: танк находится в стадии гос. испытаний
Российский основной танк Т-14 на универсальной тяжёлой гусеничной платформе «Армата» является первым в мире танком 4-го поколения (3-го по западной классификации), первым серийным танком с необитаемым боевым отделением (башней), первым танком с противоснарядным КАЗ, первым в мире танком с бронекапсулой для экипажа, с АФАР — радаром (предположительно, точной информации нет), первым танком на базе универсальной платформы. В настоящее время идут полигонные испытания Т-14. Планируется, что первая предсерийная партия машин, для войсковой эксплуатации поступит в ВС РФ в 2018 году.
Основной танк Т-90М
- Разработчик: Уралвагонзавод (УВЗ)
- Боевая масса: в пределах 50 т.
- Первая демонстрация: 2017
- Применение: заключён контракт на первую партию машин[23]
Основной танк Т-90М является глубокой модернизацией танков Т-90/А по программе разработанной в ходе ОКР «Прорыв-3». Данная программа модернизации подразумевает доведение ТТХ Т-90 до уровня равным аналогичным характеристикам зарубежных танков вероятного противника в самых последних версиях, таких как американский М1А2 SEP v.3 «Абрамс» и немецкий Леопард-2А7+. Новая модернизация затронула почти все узлы танка Т-90 и исправляет все его существенные недостатки. Так на танк устанавливается новая увеличенная башня с кормовой нишей, в которую уложен дополнительный боекомплект и установлен панорамный прицел командира, которого ранее на Т-90 не было. Танк получил возможность установки нового орудия 2А82, не имеющего аналогов за рубежом, рассчитанного на стрельбу совершенно новыми снарядами повышенного могущества и управляемыми ракетами. Старая динамическая защита «Контакт-5» заменена на ДЗ нового поколения «Реликт», в которой увеличена стойкость от БОПС, путём метания бронекрышек в разные стороны, а также появилась противотандемное действие. Кормовая часть башни прикрыта модулями противокумултивной ДЗ, а также решетчатыми экранами. Танк оснащается новой уникальной автоматизированной системой управления огнём «Калина», а также многоканальными прицелами «Сосна-У», устанавливающиеся на танки Т-72Б3. Двигатель заменён на новый В-92С2Ф мощностью 1130 л. с., который для удобства интегрирован в единую моноблочную силовую установку. Также применено управление на основе штурвала и система автоматического переключения передач (не путать с автоматической коробкой передач) с возможностью перехода на ручное. В перспективе планируется установка комплекса активной защиты «Арена-М», что позволит уничтожать атакующие боеприпасы ручных ПТС ещё до контакта с броней.[24]
Бронеавтомобили
Остин-Кегресс и Остин-Кегресс-Путиловец
- Разработчик: А. Кегресс, Путиловский завод
- Боевая масса: 5,3 т.
- Год принятия на вооружение: 1916 (1918)
- Применение: Гражданская война в России, подавление беспорядков в Германии, Война с Польшей 1919—1920 гг.
Первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль, построенный на базе английского шасси, а для первого экземпляра — и английского кузова. Успешно испытан летом 1916 года, тогда же передан в серийное производство, но из-за революций выпуск первых серийных автомобилей уже на базе бронеавтомобиля с кузовом российского производства Остин-Путиловец состоялся только в 1918 году. Назван по фамилии создателя полугусеничного шасси - французского гражданина и российского военнослужащего, работавшего в это время в императорском гараже, где он и разработал своё изобретение.
Бронеавтомобили были сняты с вооружения в начале 1930-х годах, до настоящего времени ни одного экземпляра бронеавтомобиля этого типа с шасси Кегресса не сохранилось.
Тигр
- Разработчик: ЗАО «Промышленные компьютерные технологии» (дочерняя фирма ОАО «ГАЗ»)
- Боевая масса: 5,3-7,6 т.
- Год принятия на вооружение: 2005
- Применение: Охрана порядка в Крыму во время референдума, Война в Сирии
Широко распространившийся по миру бронеавтомобиль российского производства, выпускающийся во множестве модификаций.[25]
Боевые машины пехоты
Боевая машина пехоты БМП-1
- Разработчик: КБ Челябинского тракторного завода (ГСКБ-2)
- Боевая масса: 13 т.
- Год принятия на вооружение: 1969 (серийное производство с 1966)
- Применение: Конфликт на острове Даманский, Война Судного дня, Афганистан, Ливанская война, Ирано-Иракская война, Западная Сахара, Война в Персидском заливе, все войны на территории бывшего СССР, Ангола, Сирия, Ливия, Йемен и прочие
БМП-1 стала первой в мире серийной боевой машиной пехоты. Её отличие от БТРа в том, что она не только доставляет пехоту к месту боевых действий. но и активно в них участвует. БМП имеет более мощное вооружение и защиту, чем БТР, а также противоминную стойкость. Изначально планировалось, что мотострелки смогут вести огонь не покидая машину, но из-за активного распространения ручных противотанковых средств это стало невозможным, поэтому БМП стала прикрывать пехотинцев на дистанции свыше 600 метров от линии обороны противника, что по сути сделало её машиной поддержки пехоты. Основным вооружением БМП-1 являются 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм. Дополнительно устанавливаются различные противотанковые управляемые комплексы, изначально ПТРК «Малютка», позднее «Фагот» или «Корнет». Также более поздние модификации получили автоматические гранатомёты АГС-17 «Пламя». Экипаж машины составляет 3 человека, а перевозимый десант — бойцов. на базе БМП-1 была разработана боевая машина десанта (БМД-1) представляющая собой авиадесантируемую версию БМП, с аналогичным вооружением. Чрезвычайно широко распространилась по мире и даже на конец 2010-х состоит на вооружении у половины планеты, активно участвуя в конфликтах и подвергаясь модернизациям.
Боевая машина пехоты БМП-2
- Разработчик: КБ Курганского машиностроительного завода
- Боевая масса: 14,7 т.
- Год принятия на вооружение: 1977
- Применение: военные конфликты во многих точках мира
Новая версия боевой машины пехоты, разработанная конкурирующим конструкторским бюро была улучшена во многих отношениях. Основным отличием от БМП-1 стала скорострельная автоматическая 30-мм пушка 2А42, вместо 73-мм орудия 2А28, что было связано с возникновением новой концепции борьбы с танками противника, предусматривавшей обстрел танка большим количеством снарядов малого калибра, что вело к поражению всех средств наблюдения и наведения, а также повреждению орудия. Позднее на базе БМП-2 разработали БМД-2.
Боевая машина пехоты БМП-3
- Разработчик: КБ Курганского машиностроительного завода
- Боевая масса: 18,7-22,7 т. в зависимости от наличия навесных элементов защиты
- Год принятия на вооружение: 1987
- Применение: войны в Чечне и Йемене, Украинский кризис[26]
В конце 80-х на вооружение была принята БМП-3, но она имела совсем другую конструкцию, чем предшествующие БМП. Основное вооружение снова претерпело радикальные изменения, сочетая теперь 30-мм автоматическое орудие и 100-мм орудие-пусковую установку, что резко расширило возможности машины по поражению всевозможных целей по сравнению с обоими предшественницами.
Самоходные артиллерийские установки
СУ-76
- Класс: 76-мм дивизионная пушка
- Разработчик: Конструкторское бюро завода №38
- Генеральный конструктор: С. А. Гинзбург
- Боевая масса: 11 т
- Дальность: в пределах видимости; 13 км (при стрельбе с закрытой позиции)
- Год принятия на вооружение: 1942
- Применение: Великая Отечественная война, Война с Японией 1945 г., Корейская война
Самая массовая отечественная самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Великой Отечественной войны, вторая по массовости бронированная машина Второй мировой войны после Т-34. Отличалась открытым сверху и сзади боевым отделением. САУ предназначалась для непосредственной поддержки пехоты на поле боя (уничтожение миномётов, полевых укреплений, лёгких и средних танков) и заменила лёгкие танки. Пехотинцам она нравилась — она была куда более массовой, чем все эти танки, и несла выдающуюся по тем временам пушку ЗИС-3. Открытая рубка позволяла экипажу взаимодействовать с пехотой, а то и взять на борт несколько солдат. В первоначальном варианте машины присутствовали многочисленные недостатки, которые удалось устранить только со второй попытки уже после отстранения главного конструктора Гинзбурга, после чего ее стали выпускать крупной серией. Из-за большого вертикального угла наводки САУ умела стрелять и с закрытой позиции на дальность до 13 км, но этим её свойством практически не пользовались — разрывы 76-мм снарядов с расстояния малозаметны, а артиллеристы, обученные стрельбе за горизонт, как правило, работали в батареях от дивизионных и выше.
СУ-100
- Класс: 100-мм противотанковая пушка
- Разработчик: Уралмаш
- Боевая масса: 32 т
- Дальность: в пределах видимости
- Год принятия на вооружение: 1943
- Применение: Великая Отечественная война, Арабо-израильские войны, Афганская война, Война в Йемене (2010-е)
Лучшая отечественная противотанковая самоходная артиллерийская установка времён Великой Отечественной войны. Выгодно отличалась от аналогов отсутствием дульного тормоза, что резко улучшало маскировку орудия при стрельбе. Выпускалась по лицензии в Чехословакии и широко разошлась по всему миру. На конец 2010-х гг. всё ещё остаётся на вооружении некоторых стран и применяется в ходе текущей войны в Йемене.
ИСУ-152 «Зверобой»
- Класс: 152-мм противотанковая/штурмовая гаубица-пушка
- Разработчик: ВНИИ-100 (позднее ВНИИтрансмаш)
- Боевая масса: 46 т
- Дальность: в пределах видимости (бронебойными) / 7 км (фугасными снарядами ВОВ) / 13 км (более поздние разработки)
- Год принятия на вооружение: 1943
- Применение: Великая Отечественная война, Арабо-израильские войны
Лучшая отечественная тяжёлая самоходная артиллерийская установка времён Великой Отечественной войны имела уникальную концепцию и впоследствии длительное время стояла на вооружении Советской армии. Устоявшееся прозвище получила за способность без проблем разбираться с новейшими по тем временам тяжело бронированными германскими танками «Тигр» и «Пантера».
2С1 «Гвоздика»
- Класс: полковая 122-мм гаубица
- Разработчик: Харьковский тракторный завод
- Боевая масса: 16 т
- Дальность: 15 км
- Год принятия на вооружение: 1970
- Применение: Афганистан, все войны бСССР, Ирак, Ливия, Сирия
Плавающая самоходная гаубица на лёгком гусеничном шасси была призвана заменить в советской армии значительно менее маневренные буксируемые 122 мм полковые гаубицы. Самоходное орудие выпускалась до 1991 года огромной серией в более, чем 10000 машин и широко распространилось по миру.
2С3 «Акация»
- Класс: дивизионная 152-мм гаубица
- Разработчик: Уралтрансмаш
- Боевая масса: 28 т
- Дальность: 20 км
- Год принятия на вооружение: 1971
- Применение: Афганистан, все войны бСССР, Ирак, Ливия, Сирия
Самоходное орудие на специально разработанном шасси было, как и более лёгкая "Акация" разработано для замены маломаневренной буксируемой артиллерии, но уже не на полковом, а на дивизионном уровне, где использовались гаубицы с более могущественными 152 мм снарядами. С 1970 по 1993 годы было выпущено около 4000 таких машин, которые получили широкое распространение в мире.
2С4 «Тюльпан»
- Класс: 240-мм миномёт резерва Верховного главнокомандования
- Разработчик: Уралтрансмаш
- Боевая масса: 27 т
- Дальность: 19 км
- Год принятия на вооружение: 1971
- Применение: Афганистан, все войны бСССР, Ливия, Сирия
Миномёт особой мощности, предназначенный изначально едва ли не в основном для применения тактического ядерного оружия, впоследствии получил управляемые мины, которые обладают исключительной разрушающей способностью против зданий и сооружений, в том числе против долговременных огневых точек и бункеров с достаточно толстыми бетонными перекрытиями. Уступает в этом качестве только тяжёлым бетонобойным бомбам. Машина отличается уникальной в своём роде конструкцией.
2С5 «Гиацинт»
- Класс: 152-мм армейская пушка
- Разработчик: Уралтрансмаш
- Боевая масса: 27 т
- Дальность: 33 км
- Год принятия на вооружение: 1976
- Применение: Афганистан, Чечня
2С7 «Пион»
- Класс: 203-мм пушка резерва Верховного главнокомандования
- Разработчик: Уралтрансмаш
- Боевая масса: 45 т
- Дальность: 47 км
- Год принятия на вооружение: 1971
- Применение: Грузия (с грузинской стороны), Украина (видели с украинской стороны, но надёжных данных нет)
2С9 «Нона-С»
- Класс: дивизионно-полковая авиадесантируемая 120-мм пушка-гаубица-миномёт
- Разработчик: ЦНИИточмаш
- Боевая масса: 8 т
- Дальность: 12 км
- Год принятия на вооружение: 1980
- Применение: Афганистан, Чечня, Босния-Герцеговина
Уникальная в своём роде к моменту создания нарезная десантируемая плавающая самоходная артиллерийская система, способная за счёт относительно небольшой дальности стрельбы использоваться и как пушка, и как гаубица, и как миномёт.
2С19 «Мста-С»
- Класс: 152-мм дивизионная гаубица-пушка
- Разработчик: Уралтрансмаш
- Боевая масса: 42 т
- Дальность: 29 км
- Год принятия на вооружение: 1989
- Применение: Чеченские войны, Эфиопо-эритрейский конфликт, конфликт в Южной Осетии 2008 года, война на Донбассе
Появившееся в конце XIX века деление нарезной артиллерии на пушки (длинноствольные, тяжёлые унитарные снаряды) и гаубицы (короткоствольные, лёгкие снаряды картузного заряжания) к концу XX века несколько устарело: длинноствольные дальнобойные орудия с раздельным гаубичным заряжанием начали спускаться всё ниже и ниже — от резерва Главнокомандования до дивизий. К таким орудиям относится и советская «Мста», существовавшая в буксируемом и самоходном варианте. Общая компоновка взята от танка Т-72, некоторые части подвески — от нового на то время Т-80. Стреляет из боеукладки темпом 7…10 выстрелов в минуту (в зависимости от модификации). После отстрела 50 снарядов боеукладка пустеет, но «Мста» может продолжать обстрел меньшим темпом из старых добрых снарядных ящиков, для этого сзади машины стоит подъёмник.
2С25 «Спрут-СД»
- Класс: 125-мм авиадесантируемая самоходная пушка (фактически — плавающий танк)
- Разработчик: ЦНИИточмаш и другие
- Боевая масса: 18 т
- Дальность: в пределах прямой видимости
- Год принятия на вооружение: 2005
Из-за юридических вопросов «Спрут» был принят на вооружение как пушка. Но фактически это лёгкий танк, способный плавать и десантироваться парашютным методом, но несущий, как и основные танки, гладкоствольную пушку калибра 125 мм. Машина защищена гораздо слабее, чем основные танки, однако выигрывает в подвижности, возможности транспортировки и, особенно, проходимости. Её задача — появиться там, где никто не ожидал танковую пушку и, пользуясь внезапностью, уничтожить противника, в том числе и танки, что особенно востребованно при проведении морских, речных и воздушных десантов, а также в целом в местностях, изобилующих водоёмами и болотами. Масса 18 тонн связана с тем, что тяжелый транспортный самолёт отечественного десанта Ил-76 способен одномоментно сбросить 20 тонн. Для десантируемой техники это очень большая масса, поэтому для «Спрута» была разработана уникальная парашютная система из 14 куполов.
2С35 «Коалиция-СВ»
- Класс: межвидовой артиллерийский комплекс (152-мм корпусная/армейская гаубица-пушка)
- Разработчик: ЦНИИ «Буревестник»
- Боевая масса: 48 т
- Дальность: 80 км (корректируемым снарядом)
- Год принятия на вооружение: на испытаниях (план 2020)
Лучшая в мире практически по всем показателям самоходная артиллерийская установка с полностью роботизированным необитаемым боевым отделением. В настоящее время завершает войсковые испытания и пока не поставляется на экспорт в связи с чем точные значения значительной части параметров всё ещё не обнародованы.
Прочая бронетехника
Боевая машина десанта БМД-1
- Разработчик: Волгоградский тракторный завод
- Боевая масса: 7,2 т
- Год принятия на вооружение: 1969
- Грузоподъёмность: 7 человек
- Применение: Афганская война, все войны на территории бывшего СССР
Распространившаяся по миру десантируемая боевая машина пехоты, специально созданная для воздушно-десантных войск.
Многоцелевой тягач МТ-ЛБ
- Разработчик: ХТЗ
- Боевая масса: 10 т (без груза)
- Год принятия на вооружение: 1964
- Грузоподъёмность: 11 человек или 2 т
- Применение: Афганистан, все войны бСССР, Сирия, Ирак
Многоцелевой Тягач Лёгкий Бронированный предназначен для перевозки грузов и людей, буксировки пушек, переоборудования на месте в специализированные машины. И в этом качестве машина оказалась очень неплоха — фактически это небольшой грузовик, способный постоять за себя: 7-мм броня, пулемётная башня, четыре амбразуры. Известно немало случаев, когда приписанный к батарее МТ-ЛБ защищал артиллеристов. Однако часто МТ-ЛБ использовался и как лёгкая БМП и, разумеется, в этом качестве проигрывал другим машинам, из-за чего возникло мнение о нём как о второсортной машине.
Существовали варианты с миномётом, зениткой, более мощным пулемётом, ПТРК, аппаратурой для радиационной разведки. Есть и гражданские варианты — для тушения пожаров, перевозок на Крайнем Севере.
Боевая машина поддержки танков (боевая машина огневой поддержки) «Терминатор»
- Разработчик: КБ Уралвагонзавода (УКБТМ)[27]
- Боевая масса: в пределах 50 т.
- Первая демонстрация: 2002 (окончательный вариант)
- Применение: Война в Сирии, заключён контракт на первую партию машин[28]
Боевая машина поддержки танков (БМПТ, в настоящее время обозначается как БМОП — боевая машина огневой поддержки) разработана в конце 90-х годов, хотя работы по созданию аналогичных машин велись в СССР ещё с середины 80-х, но все проекты были отклонены и не вышли из стадии заводских испытаний. Современный облик Т2 получил в 2002 году. Машина разработана на шасси танка Т-90, но не имеет тяжёлой башни, вместо которой установлен боевой модуль состоящий из двух 30-мм пушек 2А42, пулемёта 7,62 ПКТМ и 4-х противотанковых управляемых ракет 9М120-1 «Атака» с лазерной системой наведения. Под модулем, в корпусе находятся два гранатомёта АГС-17, управляемых каждый своим оператором. Таким образом БМПТ является многоцелевой высокозащищённой боевой машиной имеющей мощное вооружение и может выполнять следующие задачи: подавление и поражение танкоопасной живой силы противника, в том числе находящейся в укрытиях, вооружённой РПГ, носимыми ПТРК и стрелковым оружием; поражение легкобронированных целей; поражение танков и БМП; борьба с вертолётами и низколетящими малоскоростными самолётами противника совместно с подразделениями войсковой ПВО.[29] Экипаж состоит из 5-ти человек, что несколько несвойственно для штатной структуры российской армии, в частности танковых частей. В 2011-13 гг. партия из 10 БМПТ поступила на вооружение Казахстана, но российские военные от закупок данной машины отказались.
В 2013 году была представлена новая БМПТ-72 «Терминатор» (БМОП-72), которая хоть и похожа на Т1, но является совершенно новой машиной. В отличие от Т1, которая создаётся с нуля, БМПТ-72 получается в ходе модернизаций старых танков Т-72, что удешевляет её конструкции. Т2 также лишена автоматических гранатомётов, поэтому экипаж состоит из 3-х человек. У новой БМПТ обновлённых боевой модуль, а также усилена защита бортов. В 2016 году была представлена новая версия БМПТ, представляющая собой корпус от Т1 с боевым модулем Т2. Данная версия машины балы замечена в ходе боевых действий в Сирии, а позже на выставке «Армия-2017» в парке Патриот. После чего Минобороны заключила контракт на поставку партии из 10 машин для опытно-войсковой эксплуатации. Также после Сирии, БМПТ заинтересовались военные Ирака и Израиля.[30]
Планируется, что новая модификация БМПТ под обозначением «Терминатор-3» будет создана на базе универсальной боевой платформы Армата.[31]
См. также
- Российское пехотное оружие
- Российская армия
- Крупные российские проекты
- Хронология русских инноваций
- Российский космос
- Знаменитые изобретатели и инженеры России
- Рекорды России и СССР
- Национальные символы России
Примечания
Ссылки
- Военная техника России и мира
- История военной техники
- ТОП российского оружия — 2012
- Армия России ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
- Виртуальная энциклопедия военной авиации
- Генетический код «Арматы»