Центробанк России
Официальная версия Эта статья придерживается официальной версии событий. Просьба все альтернативные трактовки или факты заносить на страницу обсуждения статьи для подробного рассмотрения. |
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — государственный орган России, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:
- защита и обеспечение устойчивости рубля
- развитие и укрепление банковской системы
- обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы
- развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.
История
Свою историю Центральный банк ведёт с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [1]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял свои названия, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.
Независимость Центрального банка
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.
Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума по представлению Президента. Однако, «председатель Банка России может быть освобождён от должности только в случаях: истечения срока полномочий; невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; подачи личного заявления об отставке; совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России», статья 14 закона о Банке России. Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешённые виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
В-седьмых, уставный капитал (3 млрд рублей) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться (точнее «осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению», статья 2 закона о Банке России). Только «изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются», статья 2 закона о Банке России.
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.
Выводы
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьём ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Ещё одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причём правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.
Ещё более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!
Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств, несостоятельны, так как опровергаются проведённым выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.
Заключение
Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства.
Ссылки