Жилищно-коммунальное хозяйство в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 

Текущая версия от 02:34, 25 февраля 2023

Сфера жилищно-коммунальных услуг в Российской Федерации составляла на 2015 год примерно 7% ВВП. Всего в стране более 2,5 млн. многоквартирных домов.

Проблемные места в ЖКУ

На сегодняшний день главные проблемы сферы ЖКУ общеизвестны: по инфраструктуре - большие потери и низкая энергоэффективность; по субъектности хозяйствования - слабая конкуренция и воровство.

В мировой экономике ЖКХ демонстрирует один из самых высоких уровней потерь ресурсов. Потери электричества в сетях оцениваются Международным энергетическим агентством почти в 1,8 трлн кВт ч ежегодно. Относительно общего выпуска этот показатель с 1970-х годов практически не изменился и сейчас составляет 8,3%. Ежедневные потери питьевой воды в коммунальных системах, по данным ООН, достигают 45 млн куб. м. Поэтому развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии и ресурсов видится оптимальным способом повышения эффективности сектора. Однако, за исключением геотермальных и гидроресурсов, чистая энергетика слишком дорога по сравнению с традиционной, даже несмотря на существенную господдержку.

Теплоснабжение

По потерям тепла можно обозначить две главные линии: 1) какой источник тепла; 2) в каком состоянии находится объект отопления.

Чем источник тепла ближе к потребителю, тем потери меньше: от центрального источника тепла, например ТЭЦ, средний КПД - 50%; от автономного источника (подсобная котельная) КПД - 85%; от индивидуального теплогенератора (квартирное оборудование) КПД - 93%.

С советских времён в России основная доля теплоснабжения принадлежит центральным сетям, чем и объясняется неэффективность.

Услуги населению

Цены на коммунальные услуги на протяжении многих лет растут быстрее, чем общая инфляция.

2011 2012 2013
Рост потребительских цен на ЖКУ 11,7 9,4 9,7
Инфляция 6,1 6,5 6,4

Цены на ЖКУ для населения в России гораздо ниже, чем в европейских странах: по электрознергии - в 2-5 раз, по воде - в 3-6 раз, по газу - в 5-7 раз.

В среднем по России расходы населения на коммунальные услуги делятся на следующие пропорции: тепло - 28,4%; электричество - 18,4%; ремонт - 18,1%; газ - 12,1%; горячая вода - 9,6%; холодная вода - 7,5%; канализация - 5,9%.

Льготы для населения

Льготы по оплате услуг ЖКХ предоставляются на федеральном и региональном уровне.

К федеральным льготникам относятся Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы, Герои Соцтруда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы. В список входят также инвалиды войны, участники Великой Отечественной и ветераны боевых действий. В случае их смерти на скидки могут рассчитывать нетрудоспособные члены семей.

Также на льготы имеют право награждённые знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Ещё граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий на Чернобыльской АЭС и на производственном объединении "Маяк" в 1957 году, а также пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. На скидки могут рассчитывать и семьи военнослужащих, потерявших кормильца.

Инвалиды и семьи с детьми-инвалидами также относятся к федеральным льготникам. Льготы для них не зависят от соцнормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Большинство федеральных льготников получают компенсацию на оплату ЖКУ не ниже 50%.

К региональным льготникам относятся дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, ветераны труда, многодетные семьи, жертвы политрепрессий, а также награждённые знаком "Почётный донор России", педагоги, медики и другие работники из сельской местности и рабочих посёлков. В списке могут быть одинокие пенсионеры старше 80 лет, малыши до 1,5 года и некоторые другие категории - это зависит от решения местных властей. Они же определяют и размер льгот. Соцподдержка по оплате услуг ЖКХ осуществляется в регионах по-разному: деньгами, в натуральной форме (обеспечение топливом) или в виде скидок по оплате.

Также на субсидии могут рассчитывать россияне, у которых расходы на коммунальные услуги превышают 22% от среднего дохода семьи. Регионы этот порог могут уменьшить.[1][2]

С 2007 по 2012 год в России субсидии и льготы гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг выросли с 60,4 млрд до 303,6 млрд руб. В общем объёме государственных расходов на пособия и социальную помощь их доля увеличилась за тот же период с 9,5% до 15,7%. Российские госрасходы на жилищные субсидии сопоставимы с аналогичными статьями бюджета крупных развитых стран, а условия получения льгот в России гораздо мягче.

См. также

Ссылки