Изменения границ современной России

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Территориальная политика современной России отличается большой практичностью и направлена не только на увеличение территории нашего государства, но и на планомерное урегулирование старых территориальных споров, которые приводят или потенциально могут привести к конфликтам с другими государствами.

Установление границ в Каспийском море

Согласованные границы (сплошная линия), нефтегазовые месторождения и нефтегазовая инфраструктура в Каспийском регионе, 2013

Каспийское море является внутриконтинентальным водоёмом (фактически — озером), в связи с чем на него не распространяются нормы и понятия международного морского права (в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которые определяют порядок разграничения континентального шельфа и установления на нём исключительных экономических зон). Поэтому международный статус Каспия до сих пор остаётся предметом разногласий. Предметом спора является разграничение полезных ископаемых (нефти и газа) и биологических ресурсов (рыбы).

Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивают на разделе Каспия по срединной линии, Иран — на разделе Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами (по срединной линии Иран получает существенно меньшую долю). Ныне действующий правовой режим Каспия определяется советско-иранскими договорами 1921 и 1940 гг. Эти договоры предусматривают свободу судоходства по всей акватории, запрет на плавание судов под флагом некаспийских государств и свободу рыболовства за исключением десятимильных национальных рыболовных зон.

Хотя переговоры о правовом статусе Каспия продолжаются, Россия уже установила границы недропользования со своими каспийскими соседями — Азербайджаном и Казахстаном. Были заключены соглашение с Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование (от 6 июля 1998 г. и Протокол к нему от 13 мая 2002 года), соглашение с Азербайджаном о разграничении сопредельных участков дна северной части Каспийского моря (от 23 сентября 2002 года), а также трехстороннее российско-азербайджано-казахстанское соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря (от 14 мая 2003 года).

Данные соглашения разграничили северную часть Каспия по модифицированным срединным (медианным) линиям — отступы сделаны для закрепления за одной страной тех месторождений, которые расположены по обе стороны исходной линии. Заключение этих соглашений позволило России не дожидаться общего решения прикаспийских государств по статусу всего моря целиком и, таким образом, уже сейчас начать разработку каспийских шельфовых месторождений (нефтегазоконденсатное месторождение им. Ю. Корчагина, нефтегазоконденсатное месторождение им. В. Филановского и др.).

Россия предлагает в качестве компромиссного варианта аналогичным образом разделить недра южной части Каспия, оставив толщу воды и поверхность моря в общем пользовании прикаспийских государств. [1]

Урегулирование территориального спора с Китаем

См. также: Отношения России и Китая

Карта к Пекинскому трактату (1860).

Во второй половине XVII века российское государство, не имевшее ещё значительных сил на Дальнем Востоке, не смогло закрепиться в среднем течении Амура. Правительство тогдашнего Китая считало весь бассейн реки только своим, несмотря на отсутствие каких-либо признаков освоения значительной его части. Вопреки попыткам российских дипломатов решить дело переговорами, китайское правительство начало боевые действия против русских поселений на Амуре и его притоках. Однако выдающийся героизм защитников Албазинского острога позволил России при заключении Нерчинского договора 1689 года сохранить Нерчинск и другие территории нынешнего Забайкальского края, а также получить ряд других уступок. В частности, до середины XIX века два речных острова близ Хабаровска, равно как и сам Хабаровск, находились на территории, которая в соответствии с этим договором признавалась нейтральной.

В середине XIX века Россия воспользовалась слабостью разорённого опиумными войнами Китая и забрала себе огромные области Приморья с Приамурьем. [2] Это приобретение было зафиксировано в серии нескольких неравных российско-китайских договоров, один из которых, Пекинский трактат 1860 года, был снабжён картой. На карте хорошо видно, что два острова на реке Амур, расположенные непосредственно у Хабаровска, были отмечены как российские.

В 1919 году, когда при подписании Версальского мирного договора была учреждена Лига Наций, был принят принцип, согласно которому речные границы проводились по середине главного фарватера. Тем не менее, в договоре были предусмотрены исключения, одним из которых являлось наличие уже демаркированной границы. Таким образом, Версальский договор никак не затрагивал два речных острова близ Хабаровска.

В 1960-х годах отношения между СССР и Китаем резко ухудшились. На фоне обострения отношений китайцы заявили свои права на небольшой остров Даманский, который принадлежал Советскому Союзу, но находился с китайской стороны главного русла Уссури. После значительного числа провокаций китайцы начали в 1969 году локальный военный конфликт с СССР, в ходе которого погибло около 800 китайских и около 60 советских военнослужащих. [3]

По итогам конфликта, в октябре 1969 года, главы правительств Китая и СССР пришли к решению о необходимости пересмотра советско-китайской границы. Остров Даманский при этом фактически остался у китайцев.

Вокруг двух других островов — острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова — китайцы развернули «ирригационную войну»: начали затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком, чтобы соединить острова с китайским берегом и тем самым присвоить их. СССР, в свою очередь, углублял дно и укреплял берег.

В 1991 году настала очередь Китая воспользоваться слабостью России. Легко расстававшийся с территориями страны Горбачёв подписал с Китаем пограничный договор, согласно которому границу отодвинули от китайского берега и провели по фарватеру Амура. [4] [5] Остров Даманский при этом окончательно перешёл Китаю. Остров Тарабарова и Большой Уссурийский остров стали спорными, ирригационная война вокруг них продолжилась.

Карта раздела островов.

Наконец, в октябре 2004 года Путин подписал с Ху Цзиньтао окончательное соглашение, по которому спорная территория двух островов в 380 квадратных километров делилась между странами поровну. Граница при этом не привязывалась к ориентирам на местности, а устанавливалась по абсолютным координатам. [6] [7]

По итогам раздела Россия получила 60 % острова Большой Уссурийский, а Китай получил остров Тарабаров и 40 % острова Большой Уссурийский. Как видно на карте, такое деление является самым логичным — так как при таком разделе граница получается наиболее прямой.

Подписанием договора 2004 года Россия достигла нескольких важных целей.

1. Граница с Китаем протяжённостью в 4200 километров была впервые в истории полностью выверена и окончательно утверждена. Таким образом, Китай потерял последний повод требовать возврата отобранных у него Россией в 1858—1860 годах огромных территорий.

2. Водозабор и водоотвод остались на российской стороне, таким образом, мы сохранили контроль над столь ценным в двадцать первом веке ресурсом пресной воды.

3. Границу удалось отвести на значительное расстояние от набережной Хабаровска.

Критики договора из России утверждали и продолжают утверждать в настоящее время, что Россия «уступила» Китаю острова. Однако никакой речи об уступках идти не может. С юридической точки зрения до подписания договора в 2004 году острова были нейтральной территорией и не принадлежали никому. С фактической же точки за острова велась ирригационная война, которая вполне могла закончиться через какое-то время полной победой Китая.

Критики договора из Китая, наоборот, полагают, что Ху Цзинтао «пошёл дорожкой предателя», передав русским исконно китайские земли и лишив Китай последнего casus belli — предлога к пересмотру неравных договоров середины XIX века.

Расширение и возвращение территорий Русской Палестины

Сергиевское подворье в Иерусалиме с флагом Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), 2010 г.

Русской Палестиной называют расположенные на Ближнем Востоке земельные владения и недвижимость Русской Православной Церкви и Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО, старейшая в России международная благотворительная и научная организация, с XIX века занимающаяся палестиноведением, востоковедением и содействием православному паломничеству на Святую землю). В конце XIX — начале XX века РПЦ и ИППО приобрели значительные владения в Палестине и создали обширную инфраструктуру для паломников. В 1918 году ИППО было переименовано в Российское Палестинское Общество при Академии наук. В 1964 году в связи с официальной советской поддержкой атеизма, большая часть принадлежавшей обществу недвижимости в Палестине была продана Израилю за $4,5 млн. При этом Израиль заплатил натурой — яффскими апельсинами и текстилем, отчего данная продажа стала известна как Апельсиновая сделка. Непроданными остались здание Русской Духовной Миссии, Троицкий собор, Сергиевское подворье и некоторые другие объекты.

В 1992 году было восстановлено историческое имя Императорского Православного Палестинского Общества. В мае 2008 года в результате переговоров главы ИППО Сергея Степашина с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом обществу был передан участок земли в Вифлееме, на котором усилиями ИППО был построен российский центр культуры и науки.

Также Палестинское руководство приняло решение передать России 3,5 га земли на святой горе Елеон и ещё 3,5 га земли в городе Иерихон. На Елеоне ИППО также планирует построить российский культурный центр. 9 июня 2008 года России были переданы территории в Иерихоне: местность Москобия и участок, на котором расположена христианская святыня — библейская смоковница, или дерево Закхея.

Храм Всех Святых в земле Российской просиявших на территории Горненского монастыря в Иерусалиме

По результатам переговоров в июне-июле 2008 года, решением от 5 октября 2008 года Израиль вернул России здание Сергиевского подворья, находящееся в историческом центре Иерусалима. Сергиево подворье не входило в «Апельсиновую сделку» (законность которой оспаривается), однако незаконным образом оказалось под контролем Израиля в середине 1960-х. Официально подворье было передано России 28 декабря 2008 года. В 2012 году постройки подворья были полностью покинуты израильскими арендаторами, что позволило начать масштабные реставрационные работы.[8][9]

Помимо ИППО в Израиле действует Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (РДМ), являющаяся представительством Русской Православной Церкви. Визит Патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года способствовал возрождению палестинского паломничества среди православных христиан из России, Украины, Белоруссии. На объектах РДМ начали производится реставрационные работы. В 1997 году патриарх Алексий II вновь прибыл в Иерусалим на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова посетил Святую Землю на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому времени был выкуплен и застроен русский участок в Вифлееме, а Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004—2007 гг. в русском православном Горненском монастыре Иерусалима было завершено строительство собора Всех Святых в земле Российской просиявших.

В начале 2007 года Иордания передала РДМ участок у места Крещения Господня на реке Иордан, где было построено паломническое подворье.[10]

Урегулирование территориального спора с Норвегией

Схема раздела Баренцева моря.

Спор о проведении морской границы между Россией и Норвегией существовал с момента ввода двухсотмильных экономических зон государствами в начале 1970-х годов. В 1978 году для урегулирования вопросов рыболовства в «серой зоне» была создана Совместная российско-норвежская комиссия. [11]

СССР полагал, что морскую границу следует проводить вдоль побережья острова Шпицберген. Норвегия настаивала на равноудалённости границы от острова Шпицберген и российских Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля.

Урегулирование спора осложнялось тем, что согласно Шпицбергенскому трактату от 1920 года архипелаг Шпицберген хоть и принадлежит Норвегии, но находится при этом под международным контролем. Этот трактат не только не давал Норвегии прав на морские пространства вокруг Шпицбергена, но и позволял другим странам участникам договора (кроме Норвегии и России) притязать на акваторию Баренцева моря. [12]

Международный суд ООН в своём решении по Северному морю от 1969 года указывал, что морская граница должна проводиться не по срединной линии и не по выступающим далеко вперёд мелким островам, а по принципу «необходимого баланса» между береговыми линиями сторон: [13]

…фактор, который должен приниматься во внимание, – элемент приемлемой пропорциональности, которую делимитация… должна создать между площадями морских пространств, принадлежащих заинтересованным государствам, и длинами их соответствующих побережий, которые измеряются в соответствии с их общим направлением, для того, чтобы установить необходимый баланс между государствами с прямыми и государствами с заметно вогнутыми или выпуклыми берегами, или для того, чтобы привести очень беспорядочные береговые линии к более правильным пропорциям…

Таким образом, позиции России и Норвегии представлялись одинаково слабыми.

Спор обострился, когда в Баренцевом море в дополнение к богатым рыбным ресурсам были обнаружены значительные запасы углеводородов. В апреле 2010 года Россия и Норвегия решили разделить спорную территорию в 175 тысяч километров на две равные части. [14]

Подписание соглашения вызывало шквал критики со стороны оппозиции: по логике критикующих, Россия должна была полностью проигнорировать аргументы норвежцев и продолжать настаивать на своём варианте границы.

Эту позицию можно понять, так как Россия (равно как и Норвегия) имела значительный запас юридических аргументов в пользу своего вариантов разграничения. В целом договор можно считать компромиссным.

Однако очень важно отметить, что стратегической целью России является получение прав на огромную область в 1 миллион квадратных километров вокруг хребта Ломоносова в Арктике. Если бы Норвегия имела неурегулированные территориальные споры с Россией, она могла бы помешать нам в этом вопросе.

Также договор открыл перед Россией дорогу к разработке месторождений углеводородов, которые находятся на спорной ранее территории. [15] [16]

Открытие острова Яя

Осенью 2013 года экипаж транспортного вертолёта обнаружил в море Лаптевых новый остров, который было решено назвать Яя. По-видимому, этот остров площадью всего лишь около 500 квадратных метров — появился в результате движения льдин во второй половине двадцатого века. [17]

Обнаружение острова сдвигает границы исключительной экономической зоны России вглубь Арктики. Территориальные воды России при этом увеличатся на 452 квадратные мили.[18]

Присвоение анклава в Охотском море

Полученный Россией анклав в Охотском море.

До 2013 года внутри нашего Охотского моря находился вытянутый анклав значительных размеров, известный в международной литературе как «Peanut Hole Sea of Okhotsk[1]». С точки зрения международного законодательства Россия не имела исключительных прав на добычу ресурсов со дна и из недр этого анклава. На территории этого анклава могли свободно перемещаться и вести лов рыбы суда любых государств — чем они вовсю и пользовались.

В ноябре 2013 года России удалось обосновать права на 52 тысячи квадратных километров этой части континентального шельфа Охотского моря. [19] Окончательное оформление исключительных прав России на добычу ресурсов континентального шельфа состоялось на очередной сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа в марте 2014 года. [20]

Успех был достигнут благодаря исследованиям наших учёных, которые доказали, что дно Охотского моря является континентальным шельфом нашего материка.

Обоснование прав на континентальный шельф Охотского моря ценно не только само по себе, его можно считать подготовкой к юридическому подчинению области вокруг хребта Ломоносова в Арктике, на которую помимо России могут теоретически претендовать ещё и Канада с Данией. [21]

Воссоединение Крыма с остальной Россией

См. также: Крым, Воссоединение Крыма с Россией, F.A.Q. по воссоединению Крыма с Россией

К России присоединился не только Крым, но и значительная по площади исключительная экономическая зона в Чёрном и Азовском морях

Сразу после того, как на Украине в Киеве был осуществлён олигархическо-бандеровский государственный переворот, явившийся результатом проспонсированного американцами «Евромайдана», жители Крыма и Севастополя взяли власть в свои руки — 16 марта 2014 года в Крыму прошёл референдум, на котором за воссоединение Крыма с Россией проголосовали 96,77 % крымчан и 95,6 % севастопольцев. Явка в Крыму составила 82,71 % (с учётом Севастополя).

17 марта 2014 года Верховный Совет Автономной Республики Крым провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. С момента подписания соответствующего межгосударственного договора 18 марта 2014 года Республика Крым, включая город Севастополь, является частью России. 21 марта, после принятия Государственной Думой и Советом Федерации необходимого законодательства, Владимир Путин подписал федеральный конституционный закон «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». В тот же день был издан указ Президента РФ «Об образовании Крымского федерального округа». Таким образом, реализовалось существовавшее на протяжении нескольких последних десятилетий стремление крымчан, севастопольцев и россиян к воссоединению своей страны и своего народа.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Арахисовая дыра Охотского моря.