Списание долгов Россией

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Списание долгов Россией является регулярным предметом дискуссий в российском информационном пространстве, каждый раз обостряясь после очередного списания Россией долга какой-нибудь стране.

Между тем, частичное или полное списание долгов безнадёжным должникам является общепринятой практикой. Даже банкиры, которых не уличить в мягкости и доброте считают списание и реструктуризацию долгов нормальным рабочим инструментом.

Логика тут проста: если ты не можешь получить долг целиком, надо получить хотя бы часть. Если не можешь получить долг деньгами, надо получить долг услугами. Если должник настолько безнадёжен, что дешевле забыть о нём, чем оплачивать работу юристов по извлечению долга, значит, о долге надо забыть.

Та же логика применима и к списанию долгов бедным странам. Если страна не может отдать свой долг деньгами, этот долг обычно прощают: в обмен на какие-то политические или экономические бонусы, вроде разрешения построить военную базу или обязательств поставлять какие-нибудь природные ресурсы по низким ценам. Вместе с тем каждое списание долгов сопровождается мощной волной возмущения оппозиционеров: «зачем мы простили 3 миллиарда долларов Угундибве, эти деньги можно было раздать пенсионерам». Ответ на упрёк прост: раз долг был списан, значит, получить его деньгами было невозможно. Раздавать же пенсионерам долговые расписки было бы бессмысленно — они тем более не сумели бы получить свой долг с этой африканской страны.

Перечень случаев списания долгов

Год Страна Сумма списания ($)
2000 Вьетнам 11 млрд.
2003 Ирак 12 млрд.
2007 Алжир 4,7 млрд.[1]
2007 Монголия 11,1 млрд.
2007 Афганистан 11,1 млрд.
2008 Ливия 4,6 млрд.[2]
2010 Монголия 168 млн.
2012 Ряд стран Африки 20 млрд.
2012 КНДР 11 млрд.
2012 Киргизия 500 млн.
2014 Узбекистан 865 млн.
2015 Ряд стран Африки 20 млрд.[3]
2017 Эфиопия 160 млн.
2017 Киргизия 240 млн.
Итого 107,433 млрд.

Разобранные случаи списания долгов

Куба (2013 год)

Из 32 млрд долларов долга Кубы было списано 29 млрд. Куба должна теперь России только 3,2 млрд долларов — тоже значительную сумму, которую, впрочем, ей также будет весьма и весьма непросто нам выплатить.

С политической точки зрения это списание позволило нам улучшить отношения не только с самой Кубой, но и со всеми латиноамериканскими странами, которые не дружат с США. Прежде всего с главным кубинским партнёром, с Венесуэлой. [2]

Также, вероятно, с руководством Кубы были согласованы какие-то шаги по допуску российских компаний к работе на нефтяном шельфе Кубы.[3]

Наконец, Россия получила возможность вернуться в разведцентр в Лурдесе, который был оставлен в 2001 году из-за нехватки в российском бюджете денег на эти цели. [4]

Узбекистан (2014 год)

В декабре 2014 года Россия и Узбекистан договорились о списании долга последнему, а в марте 2016 года Госдума ратифицировала это соглашение[5]. Суть соглашения заключается в следующем:

  • Узбекистан отказывается от претензий на долю в Алмазном фонде бывшего СССР на сумму в 1-2 млрд долларов;
  • Россия и Узбекистан отказываются от претензий друг к другу по операциям бывшего СССР и возникшим в связи с распадом СССР;
  • Россия отказывается от претензий по долгам 1992—1993 годов;
  • Узбекистан выплачивает России в течение месяца после подписания соглашения 25 млн долларов.

Таким образом разрешается старый финансовый спор между Россией и Узбекистаном.

Долги, списанные России

Основная статья: Статистика:Внешний долг России

Россия несколько раз за свою историю договаривалась с кредиторами о списании и реструктуризации долгов. Так, например, по «царским» долгам Россия заплатила в итоге всего лишь 1 % от суммы долга, и этот долг считается полностью погашенным. [6]

См. также

Примечания

  1. в обмен на заверения алжирских властей о подписании новых контрактов с РФ в военно-промышленной сфере
  2. в обмен на контаркты, реализация которых была остановлена натовской интервенцией
  3. в рамках программы международного развития и понижения глобального уровня бедности[1]