Человеческий капитал в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 30 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/>
[[Файл:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/>
{|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent"
{|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent"
Строка 12: Строка 10:
|}]]
|}]]


'''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие качества, позволяющие достичь высокого уровня жизни. Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.
'''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.  


[[Россия]] входит в число стран с очень высоким человеческим капиталом ('''ЧК''', ''англ''. '''HC'''). С начала XXI века человеческий капитал России в целом растёт. Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.
Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.


В данной статье анализируются исторические тенденции и современное состояние человеческого капитала в России, а также перечисляются возможные способы его повышения.
[[Россия]] входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт. <!--Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.-->


== Терминология ==
== Терминология ==
Строка 57: Строка 55:
* Неорганизованность.
* Неорганизованность.
* Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
* Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
* Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровью окружающих и самого себя).
* Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
* Вовлечение в криминальную деятельность.
* Вовлечение в криминальную деятельность.
* [[Коррупция в России|Коррупция]].
* [[Коррупция в России|Коррупция]].
Строка 81: Строка 79:
* затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).
* затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).


Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).


Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл его обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.


=== Человеческий потенциал ===
=== Человеческий потенциал ===
Строка 136: Строка 134:


Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.
 
<!--== Способы повышения человеческого капитала в России ==-->
== История человеческого капитала в России ==
''См. также: [[Миф о вековой отсталости России]]''
 
Используемые сокращения и терминология:
 
'''ЧК''' — человеческий капитал.
 
'''Топовый сегмент ЧК''' — наиболее ценная с точки зрения научно-технологического развития часть ЧК, связанная с созданием и внедрением инноваций.
 
=== Древняя Русь ===
[[Файл:Nicholas_Roerich,_Guests_from_Overseas.jpg|thumb|250px|'''Торговля и культурный обмен с древнейших времён были важнейшими факторами развития''' (картина худ. Н.Рериха ''[[rwp:Заморские гости|Заморские гости]]'')]]
* {{Плюс}} '''Неплохой стартовый ЧК тех народностей, которые составили русское государство'''. Славяне, угро-финны, тюрки и прочие этнические группы нынешней России попросту не смогли бы выжить в суровых северных условиях без достаточно хорошего здоровья, сравнительно развитого интеллекта, определённых технологических и организационных навыков.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря многонациональному составу населения Руси'''. Помимо славянских и финских племён в население Древней Руси вошли варяги скандинавского происхождения, еврейские купцы, различные кочевники-тюрки (так называемые чёрные клобуки и прочие союзы кочевых племён, подчинённые Киеву и охранявшие южную границу в XI—XIII вв.). Межнациональный характер способствовал обмену культурным и техническим опытом: славяне принесли на заселённые ими земли традицию развитого земледелия; финны передали им свой опыт охоты и рыболовства; варяги принесли опыт кораблестроения, торговли и военного дела; тюркские кочевники — опыт скотоводства и степной войны.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря формированию Руси как страны иммигрантов и переселенцев'''. Страны, привлекающие энергичных и деятельных мигрантов, как правило, получают большой бонус к человеческому капиталу (примеры: Пруссия, США, Сингапур). Древняя Русь формировалась путём присоединения к единому государству недавно заселённых славянами территорий, а также путём дальнейшей колонизации слабо заселённых внутренних и внешних территорий. Важную часть населения составили потомки пришлых варягов. Таким образом, значительная часть населения Древней Руси в ранний период её существования была потомками переселенцев, которые деятельно осваивали новые территории.
 
* {{Минус}} '''Отдалённость Руси от древних центров цивилизации препятствовала развитию письменной культуры и образования'''. Долгое время жители Русской равнины практически не были знакомы с письменностью и с прочими достижениями культуры, распространёнными в более южных землях.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря формированию единого государства на транзитных путях международного значения'''. Древнерусское государство сформировалось в IX—X вв. на территориях вдоль торгового пути «из варяг в греки» (Днепровский путь) и вдоль северной части пути «из варяг в арабы/персы» (Волжский путь). Создание единого государства и развитие торговли помогло резко повысить уровень безопасности и уровень экономического развития, при этом торговые пути обеспечили культурный обмен с центрами цивилизации — тем самым человеческий капитал резко повысился.
 
[[Файл:Ostromirovo.jpg|thumb|250px|thumb|'''В результате христианизации на Руси появились книги и книжная культура''' ([[rwp:Остромирово Евангелие|Остромирово Евангелие]] — древнейшая сохранившаяся русская рукописная книга)]]
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК после [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|Крещения Руси]] в 988 г. — распространение грамотности, выход культуры на «международный уровень» (XI — начало XII вв.)'''. Благодаря распространению грамотности после христианизации Руси, значительная часть военно-политической элиты и городского населения в XI—XIII вв. умели читать и писать. Русь вошла в христианский мир и стала пользоваться культурными достижениями прочих христианских стран. На русской почве успешно прижились многие традиции и практики, заимствованные из Византии — самой высокоразвитой страны в Европе VI—XI вв. Христианство привело к значительному общественному прогрессу — в частности, оно ограничило масштабы распространения рабовладения и в целом улучшило нравы на Руси, что также способствовало росту ЧК.
 
* {{Минус}} '''Стагнация ЧК в ходе [[Причины кризиса и распада Древней Руси|кризиса Древней Руси]] (XII—XIII вв.)'''. Русь в этот период распалась на ряд земель с собственными княжескими династиями (ветвями рода Рюриковичей), одновременно произошёл упадок речных торговых путей (евразийская транзитная торговля переместилась с русских рек на Средиземное море после Крестовых походов). Хотя в раздробленной Руси продолжался рост населения, отдельные русские земли уже не могли сконцентрировать достаточные ресурсы для обеспечения безопасности от внешних вторжений или для проведения крупных модернизационных преобразований, как это было ранее в эпоху расцвета Руси в XI веке. В результате, качественный рост человеческого капитала если и не прекратился, то резко замедлился. Особо негативную роль сыграл упадок Византии, ослабленной вторжениями турков-сельджуков в XI в. и завоёванной крестоносцами в 1204 г. В итоге, на Западе сформировалась мощная латиноязычная культура, а грекоязычная культура заметно отстала, тогда как Русь была связана именно с последней.
 
* {{Минус}} '''Крупные потери ЧК в результате монгольского нашествия и последующих ордынских набегов'''. Негативную роль в истории России сыграли не столько политическая зависимость от Орды («иго») и выплата дани (не слишком большой), сколько многократные разорения русских городов ордынцами начиная с 1237 г. и вплоть до начала XV в. Разрушение городов, физическое уничтожение или увод в плен наиболее образованных русских людей, потеря книг и документов при пожарах препятствовали развитию человеческого капитала на Руси. Вместе с тем, ордынская зависимость в итоге способствовала объединению разрозненных русских земель, и от Орды были переняты некоторые важные технологии и культурные практики (ямская почта, элементы вооружения и военного дела).
 
=== Московская Русь ===
[[Файл:Epiphanius the Wise.jpg|thumb|200px|'''Монастыри были главными центрами учёности в Средние века'''. (Писцы книг. Миниатюра из лицевого «Жития преподобного Сергия Радонежского» XVI в.)]]
* {{Плюс}} '''Рост ЧК в ходе собирания земель Москвой, высокая концентрация ЧК в Москве (XIV—XV вв.)'''. Одной из причин того, что именно Москва стала центром собирания русских земель и столицей России, была успешная политика московских князей, направленная на привлечение переселенцев со всей Руси в Московское княжество, а также на привлечение на московскую службу знати из соседних земель (в частности, Москва привлекала к себе население из разорённой монголами Южной Руси; аристократов из Западной Руси, недовольных литовским и польским владычеством; татарских князей, изгнанных из Орды). Московские князья активно формировали высокий человеческий капитал в Москве — в 1325 году они сумели добиться переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву, которая, таким образом, стала столицей Русской Церкви и духовным центром России. При присоединении новых земель московские правители заставляли подчинённых князей с дружинами и боярами переезжать в Москву. Благодаря такой политике, к концу XV века Москва превратилась в один из крупнейших городов Европы с очень высоким человеческим капиталом.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК в ходе монастырской колонизации России (XIV—XVI вв.)'''. Благодаря церковной реформе [[rwp:Алексий (Бяконт)|Митрополита Алексия]] и поданному [[rwp:Сергий Радонежский|Сергием Радонежским]] примеру, со второй половины XIV века на Руси начинают массово основываться новые монастыри, которые играли тогда крайне важную и многогранную роль. Монастырь был одновременно 1) центром духовности, книжности и учёности; 2) центром хозяйственной деятельности (причём монастырское хозяйство было передовым по тем временам), 3) крепостью, защищавшей местное население (часто также прикрывавшей границы или подступы к крупным городам); 4) форпостом в освоении новых земель (на Русском Севере, на востоке, в глухих местах вдали от течения крупных рек). Монастыри собирали в себе и вокруг себя лучших людей, и монастырское движение стало одним из главных драйверов роста человеческого капитала в ту эпоху.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря формированию единого Русского государства при [[Иван III|Иване III]] и [[Василий III|Василии III]] (конец XV — начало XVI вв.), резкий рост численности государственной элиты'''. Создание единого государства означало не только абсолютный прирост населения, но и резкий рост человеческого капитала в результате повышения безопасности (внутренние войны прекратились, на границах были построены [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.A4.D0.BE.D1.80.D1.82.D0.B8.D1.84.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D1.81.D0.BE.D0.BE.D1.80.D1.83.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|мощные крепости]]) и экономического роста (была введена [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9E.D0.B1.D1.89.D0.B5.D1.80.D0.BE.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D0.B6.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0|общероссийская денежная система]], создана [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.AF.D0.BC.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B3.D0.BE.D0.BD.D1.8C.D0.B1.D0.B0 .28.D0.B3.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.B4.D0.B0.D1.80.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B8 .D0.BF.D0.BE.D1.87.D1.82.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.BB.D1.83.D0.B6.D0.B1.D0.B0.29|сеть ямских дорог]], построены международные порты в Холмогорах и Ивангороде). Также резко возросла численность государственной элиты (сегмент общества с высоким человеческим капиталом) — во-первых, была введена [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0.BA.D0.B0.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0 .D0.B3.D0.BE.D1.81.D1.83.D0.BF.D1.80.D0.B0.D0.B2.D0.BB.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|приказная система управления]], то есть начал формироваться слой грамотных чиновников и управленцев (дьяки, подьячие и прочие служащие приказов); во-вторых, было введено [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.92.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.BF.D0.BE.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.BE.D0.B9 .D1.81.D0.B8.D1.81.D1.82.D0.B5.D0.BC.D1.8B .D0.B7.D0.B5.D0.BC.D0.BB.D0.B5.D0.B2.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|поместное землевладение]] и начал формироваться обширный слой служилого дворянства, составившего огромное [[Крупные российские проекты (Иван III, 1462-1505)#.D0.9F.D0.BE.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.B2.D0.BE.D1.80.D1.8F.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.BA.D0.BE.D0.BD.D0.BD.D0.B8.D1.86.D0.B0|поместное войско]].<ref>Поместная система на тот момент была прогрессивной, крестьяне ещё не были закрепощены, и создание поместий приводило к интенсификации хозяйства, которое теперь должно было не только обеспечивать крестьян и уплату ими налогов, но и содержать служащих в войске и при дворе помещиков.</ref>
 
* {{Минус}} '''Появление водки и распространение питейных заведений с крепким алкоголем (XV—XVI вв.)'''. Водка появилась в России в XV веке, первоначально называлась хлебным вином и была довольно слабой (все более ранние русские алкогольные напитки — мёд, брага, пива — были низкой крепости). Однако постепенно крепость водки росла, со времён Ивана Грозного в России стали распространяться [[rwp:Кабак|кабаки]], и алкоголизм стал реальной проблемой. Впрочем, ситуацию спасало то, что в сельской местности, где жило большинство населения страны, крепкий алкоголь был малодоступен. К тому же, водка играла в те времена и некоторую положительную роль — она была одним из немногих известных в то время антидепрессантов и средств дезинфекции, что очень помогало в военном деле.
 
[[Файл:Иван_Фёдоров.jpeg|thumb|200px|'''[[rwp:Иван Фёдоров|Иван Фёдоров]] — первый российский книгопечатник''', издатель первой точно датированной печатной книги в России (книга «Апостол» 1564 г.)]]
* {{Минус}} '''Запоздалое начало книгопечатания в России, отставание от Западной Европы по числу образованных людей и скорости распространения знаний (XV—XVII вв.)'''. В Европе книгопечатание было изобретено в 1440-х гг. немцем Иоганном Гутенбергом и к концу XV века распространилось почти по всем западно- и среднеевропейским странам. Однако в силу ряда причин в России печать книг началась лишь в 1550-е гг., в 1563 г. в Москве был основан Печатный двор, а в 1564 г. была выпущена первая датированная русская печатная книга «Апостол». Однако в 1568 г. из-за внутриполитических сложностей московское книгопечатание практически прекратилось и было возобновлено лишь в 1589 г., а массовая печать светских книг началась лишь в 1630-е гг.
 
* {{Плюс}} '''Рост топового сегмента ЧК благодаря приёму на русскую службу множества образованных иностранцев (конец XV—XVII вв.)'''. В конце XV и начале XVI веков в Россию приехало большое число греков из завоёванной турками Византийской империи (греки были тогда в числе главных русских дипломатов и писателей). Тогда же на русскую службу удалось привлечь целый ряд итальянских архитекторов и инженеров, которые модернизировали русские строительные технологии, построили Московский кремль, множество крепостей и храмов, а также основали Пушечный и Пороховой двор в Москве (иными словами, российскую оборонную и химическую промышленность). В XVI—XVII вв. в России начинают массово приезжать на службу немцы и другие жители Центральной, Северной и Западной Европы, в которой в тот период шли ожесточённые религиозные войны. В Москве возникла Немецкая слобода, жители которой — в частности, немцы и шотландцы — помогли в XVII в. сформировать в России так называемые [[rwp:Полки нового строя|полки нового строя]] (армию на европейский манер). Наиболее квалифицированными иностранными специалистами в XVII в. были голландцы, которые при [[Михаил Романов|Михаиле I]] основали [[Крупные российские проекты (Михаил I, 1633-1645)#.D0.A2.D1.83.D0.BB.D1.8C.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5 .28.D0.93.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D1.89.D0.B5.D0.BD.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B5.29 .D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5 .D0.B7.D0.B0.D0.B2.D0.BE.D0.B4.D1.8B|первые русские железоделательные заводы]], а впоследствии помогли [[Алексей I|Алексею I]] и [[Пётр I|Петру I]] построить первые русские парусные суда европейского образца.
 
* {{Минус}} '''Крупные потери ЧК во вторую половину правления Ивана Грозного (1560-е — 1580-е гг.) и в Смутное время (1600-е — 1610-е гг.)'''. Значительные человеческие потери во время 25-летней [[rwp:Ливонская война|Ливонской войны]] (1558—1583) и связанной с ней [[rwp:Поруха|Порухи]] (разорения русских земель в ходе войны), разрушительные нашествия крымских татар (которые даже [[rwp:Крымский поход на Москву (1571)|сожгли московские посады в 1571 г.]]), массовые казни элиты во времена [[rwp:Опричнина|опричнины]] (были казнены многие выдающиеся военачальники, дипломаты, инженеры), сокращение притока иностранных специалистов из-за конфликта со странами балтийского региона — всё это отнюдь не способствовало росту ЧК в России. Во второй половине 1580-х и 1590-х гг. стране удалось восстановиться, однако затем грянула ещё более масштабная катастрофа — [[rwp:Смутное время|Смутное время]], когда из-за голода, восстаний, междоусобной войны и вторжения иностранных интервентов Россия потеряла до трети населения и надолго утратила выход к Балтике — важнейшему пути для культурного обмена с Европой.
 
* {{Плюс}} '''Восстановление ЧК после восстановления государственного единства при новой династии Романовых (XVII в.)'''. Смутное время окончилось после изгнания польских оккупантов из Москвы (1612), выбора [[Михаил Романов|Михаила Романова]] новым Царём (1613), и прекращения войны с Польшей (1618). Стабилизация позволила восстановить экономику и уровень жизни, при этом первые цари из династии Романовых проводили постепенную модернизацию страны, привлекая всё больше иностранных специалистов и способствуя развитию технологий и образования.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате реформы Русской Церкви и формирования системы высшего образования в России (1650-е — 1680-е гг.)'''. Первым высшим учебным заведением в Московской России стала [[rwp:Киевская духовная академия|Киево-Могилянская академия]], основанная ещё в 1615 г. и вошедшая в состав России по результатам Переяславской Рады 1654 г. Первым высшим учебным заведением в Москве стала [[rwp:Славяно-греко-латинская академия|Славяно-греко-латинская академия]], основанная в 1687 г. Первым академическим заведением в Москве стал основанный около 1648 г. [[rwp:Андреевский монастырь (Москва)|Андреевский монастырь]], где греческие монахи-книжники начали так называемую [[rwp:Книжная справа|книжную справу]], ставшую основой для реформы Русской Церкви при Патриархе Никоне. Хотя реформа была проведена довольно грубо и вызвала длительный [[rwp:Раскол Русской Церкви|церковный раскол]] (отделение старообрядцев от Русской Церкви), она в итоге привела к отходу от чрезмерной религиозной обрядовости, подготовив общество к масштабным переменам и культурным заимствованиям в эпоху Петра I.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате укрепления границ и прекращения вторжений в Центральную Россию (1680-е гг.)'''. При первых Романовых практически прекратились вторжения и набеги со стороны степи. В этот период строились всё новые и новые оборонительные линии, отодвигавшие русскую границу на юг. Окончательно вторжения прекратились после строительства около 1680 г. [[rwp:Изюмская черта|Изюмской черты]], перекрывшей главный путь набегов крымских татар. В результате, в Центральной России наступил долгий период мира и процветания, прерванный лишь вторжением Наполеона в 1812 г.
 
=== Российская Империя ===
[[Файл:RR5111-0090R.gif|right|thumb|250px|'''Первый русский технический ВУЗ''' — [[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.A8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0 .D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.B8 .D0.BD.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA|Школа математических и навигацких наук]] ]]
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате реформ и завоеваний Петра I (первая четверть XVIII вв.)'''. [[Пётр I]] вернул России выход к Балтийскому морю и «прорубил окно в Европу», наладив постоянный культурный и технологический обмен. В состав России вошло многочисленное и неплохо образованное лифляндское и эстляндское дворянство (балтийские немцы). Введение «[[rwp:Табель о рангах|Табеля о рангах]]» в 1722 г. установило сравнительно меритократическую систему отбора кадров для государственной работы (вместо старой системы, в большей мере связанной с заслугами предков и родовитостью). При Петре в России была создана система государственного управления европейского образца, а за рубежом была впервые сформирована сеть постоянных российских посольств. Была установлена первая в мире десятичная денежная система; найдены большие запасы серебра в Забайкалье, что позволило чеканить монеты из собственного драгоценного металла; введено подушное налогообложение. Это существенно упростило финансовые расчёты и стимулировало рост производительности труда.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря петровской индустриализации и технологической модернизации России (первая половина XVIII в.)'''. При Петре I в России были созданы передовые по тем временам кораблестроительная промышленность, оружейная промышленность, самая мощная и производительная в мире металлургическая промышленность (до конца XVIII в. Россия была лидером по производству чугуна в Европе), причём создание этих отраслей привело к появлению обширного слоя образованных инженеров в России. Перестроенные по европейскому образцу армия и флот также стали требовать всё больше образованных военных специалистов. Гидротехнические проекты, крепости и дворцы Петра I помогли вывести строительную отрасль в России на новый уровень. Был основан Петербург — первая европейская столица, строившаяся практически с самого начала по генеральному плану и по самым современным на тот момент градостроительным принципам. Даже в сельском хозяйстве при Петре I был достигнут значительный прогресс благодаря внедрению [[rwp:Коса (инструмент)|косы]] вместо серпа, а также благодаря началу распространения картофеля и других новейших агрокультур.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост топового сегмента ЧК благодаря массовому приезду иностранных специалистов в России, началу высшего технического образования, академической науки и университетского образования в России (XVIII в.)'''. Начиная с эпохи Петра I образованные иностранцы стали приезжать в Россию в огромном числе. При Петре I было положено начало системе высшего технического и инженерного образования в России ([[Крупные российские проекты (Пётр I, 1700-1711)#.D0.A8.D0.BA.D0.BE.D0.BB.D0.B0 .D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B5.D0.BC.D0.B0.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.B8 .D0.BD.D0.B0.D0.B2.D0.B8.D0.B3.D0.B0.D1.86.D0.BA.D0.B8.D1.85 .D0.BD.D0.B0.D1.83.D0.BA|Школа математических и навигацких наук]]). По указу Петра I вскоре после его смерти была основана [[Крупные российские проекты (Екатерина I, 1725-1727)#.D0.90.D0.BA.D0.B0.D0.B4.D0.B5.D0.BC.D0.B8.D1.8F .D0.9D.D0.B0.D1.83.D0.BA .D0.B8 .D0.A5.D1.83.D0.B4.D0.BE.D0.B6.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.B2|Академия Наук и Художеств]], уже к середине XVIII в. ставшая одним из главных центров развития науки в мире. Первыми университетами в России стали Академический университет при Академии Наук и открывшийся в 1755 г. [[rwp:Московский государственный университет|Московский университет]].
 
* {{Минус}} '''Крепостное право привело к отсталости в развитии ЧК примерно у половины населения (XVIII—XIX вв.)'''. Вообще говоря, крепостное право в России было введено ещё Соборным уложением 1649 г., но на первых порах оно не играло особенно негативной роли, являясь частью существовавшего тогда «социального договора»: дворяне служили в войске и на государственной службе, крестьяне их кормили и снаряжали, причём ни те, ни другие не имели права уклоняться от своих обязанностей. С одной стороны, крепостное право снижало мобильность рабочей силы и ограничивало крестьян в правах, с другой стороны, в XVIII—XIX вв. помещики имели возможность массово переселять крестьян на новые земли или целенаправленно отправлять их на заработки. Однако постепенно серьёзные минусы крепостного права стали значительно перевешивать любые возможные плюсы. В 1761 г. [[rwp:Манифест о вольности дворянства|Манифест о вольности дворянства]] освободил дворян от обязательной государственной службы, однако крестьяне не были освобождены и остались в подчинении у дворян, которые имели возможность судить и ссылать крестьян, всячески вмешиваться в их личную жизнь и т. д. В результате значительная часть дворян из подотчётных государевых слуг превратилась в неэффективных и слабо контролируемых государством земельных собственников. Наличие сверхдешёвой крепостной рабочей силы препятствовало внедрению инноваций, повышающих эффективность труда; крестьяне были предельно ограничены в личных и экономических свободах, в возможности выбора профессии и получении образования. Всё это крайне негативно сказывалось на развитии человеческого капитала у значительной части населения России (в XVIII в. крепостные помещичьи крестьяне составляли 50-60 % населения, к моменту отмены крепостного права в 1861 г. их доля упала до 34 %).
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря улучшению продовольственного обеспечения в ходе освоения южных плодородных земель (вторая половина XVIII — середина XIX вв.)'''. После присоединения Северного Казахстана, Крыма и Кавказа в конце XVIII — первой половине XIX вв. у России появилась наконец возможность как следует освоить плодородные южные степи от Новороссии до юга Западной Сибири, что позволило не только начать масштабный экспорт зерна, но и решить продовольственную проблему внутри страны, что положительно повлияло на человеческий капитал.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря присоединению обширных территорий в эпоху Екатерины II и Александра I (вторая половина XVIII — начало XIX вв.)'''. На пике военного могущества Российской Империи в её состав вошла большая часть Речи Посполитой (включая половину Польши, Литву, Курляндию и Семигалию, Белоруссию, Правобережную Украину), а также Грузия, Финляндия и некоторые другие земли. Вместе с этими территориями к России было присоединено значительное население, в том числе многочисленное и сравнительно образованное дворянство — польское, балтийско-немецкое, шведско-финское, грузинское — а также массово занимавшееся коммерцией еврейское население.
 
[[Файл:Генеральный план Костромы 1781 года.jpg|250px|thumb|'''Перестройка городов по генеральным планам резко повысила качество жизни горожан''' («Прожектированный» план города Костромы 1781 года, наложенный на доплановую сетку улиц)]]
* {{Плюс}} '''Рост ЧК у дворянства, купечества и жителей городов, а также у казачества благодаря реформам и преобразованиям Екатерины II (вторая половина XVIII—XIX вв.)'''. В то время как крестьянство в эпоху Екатерины II находилось в незавидном положении, у других сословий дела обстояли гораздо лучше. Для дворянства наступил золотой век: строились многочисленные дворянские усадьбы в стиле классицизма, резко возрос образовательный и культурный уровень дворян, в среде которых появилось множество выдающихся учёных и поэтов. Екатериной II было положено начало женскому образованию в России ([[rwp:Смольный институт благородных девиц|Смольный институт благородных девиц]]). Городские жители — дворяне, купцы и мещане — серьёзны повысили свой жизненный уровень благодаря [[rwp:Градостроительная реформа Екатерины II|градостроительной реформе Екатерине II]] (русские города стали перестраиваться по регулярным планам, что существенно повысило уровень пожарной и санитарной безопасности, а также улучшило возможности для развития транспорта и торговли). Казаки были освобождены от основных налогов (подушной подати), запорожское казачество было переселено на богатую и плодородную Кубань.
 
* {{Плюс}} '''Формирование русского литературного и научного языка (середина XVIII — середина XIX вв.)'''. Исключительно важным для развития человеческого капитала в России стало формирование удобного и выразительного языка, пригодного для использования в художественной литературе, публицистике и науке. Прежде чем был завершён этот процесс, русское дворянство массово читало французские романы и говорило на французском чуть ли не чаще, чем на русском, а в области естественных наук в России доминировал немецкий язык. Основы для литературного языка сложились уже к петровской эпохе, однако важнейшая и завершающая часть процесса формирования национального языка началась во времена Михаила Ломоносова (который крайне много сделал и для русской науки, и для словесности) и завершилась в эпоху Карамзина и Пушкина.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост топового сегмента ЧК в результате создания масштабной системы высшего образования и науки на лучшем мировом уровне (XIX в.)'''. В начале XIX в., после создания [[rwp:Министерство народного просвещения Российской империи|Министерства просвещения]] в 1802 г., вдобавок к Московскому университету в Российской Империи был открыт целый ряд новых университетов: Тартуский университет (1802), Виленский университет (1803), Казанский университет (1804), Харьковский университет (1805), Санкт-Петербургский университет (1819), Киевский университет (1834). Позднее к ним добавились Одесский (1865), Варшавский (1869), Томский (1888) и Саратовский (1909) университетский. Кроме того, в XIX в. был открыт ряд институтов, академий, кадетских корпусов, а также лицеев (в том числе [[rwp:Императорский Царскосельский лицей|Императорский Царскосельский лицей]] в 1811 г.). В результате число выпускников-инженеров в поздней Российской Империи (конец XIX — начало XX века) стало сопоставимо с Германией и Британией, а в 1910-х гг. было уже заметно больше.<ref>К началу Первой мировой войны российская система высшего образования сравнялась с ведущими европейскими странами в относительных масштабах (доля студентов в отношении к численности населения) и значительно превзошла их в абсолютных масштабах: в 1911—1914 гг. в России и Великобритании было по 8 студентов ВУЗов на каждые 10000 жителей, во Германии — 11, во Франции — 12; если брать студентов инженерных ВУЗов, то в 1913 г. в России их было 1,57 на 10 000 человек населения (1,9 если учитывать только Европейскую Россию и Польшу), тогда как в Германии этот показатель был равен 1,7, а в Англии — 0,59; общий годовой выпуск инженеров в России в 1913 г. составлял 1821 человек, тогда как в Германии — 1000—1300-3000 человек (по разным оценкам), а Англии — 350—400 человек; общее же число студентов инженерных ВУЗов в России в 1913 г. составляло 26-30 тыс. человек, тогда как в Германии в 3 раза меньше — 11,2 тыс. человек, а в Англии и вовсе 2686 человек.[http://corporatelie.livejournal.com/21825.html][http://corporatelie.livejournal.com/22281.html]</ref> По общему масштабу национальной инженерной школы Россия тогда незначительно уступала лишь США. Об высочайшем уровне системы высшего образования Российской Империи свидетельствуют выдающиеся достижения в области науки и техники: в середине XIX — начале XX века в России работало множество учёных мирового уровня, сделавших многие важнейшие [[Российские открытия|открытия]] и [[Российские изобретения|изобретения]] — см. [[Миф о вековой отсталости России#Культура, образование и наука Российской Империи|Культура, образование и наука Российской Империи]].
 
* {{Минус}} '''Отставание в темпах развития из-за огромных размеров страны (середина XIX — начало XX вв.)'''. XIX век был временем крайне быстрого развития европейских стран, а также Соединённых Штатов Америки и некоторых европейских колоний, населённых преимущественно переселенцами из Европы (Аргентина, Канада). Главным драйвером развития были железные дороги, которые, с одной стороны, резко улучшали транспортную систему, во много раз ускоряли обмен товарами и движение рабочей силы, а с другой стороны, были главным потребителем угля и металла — главных товаров индустриальной экономики в «век угля и пара». В России также шла индустриализация и шло строительство ж/д, однако из-за огромных размеров страны в России на строительство ж/д требовались гораздо бóльшие средства (типичные расстояния в России на порядок больше, чем в Европе), и потому экономическое развитие России шло медленнее по сравнению с маленькими европейскими странами, где удалось очень быстро создать плотную железнодорожную сеть. Разумеется, такая ситуация негативно отражалась и на скорости роста ЧК. Впрочем, у колониальных держав Европы были по сути те же проблемы, что и в России — однако их огромные слабо развитые колонии находились за морем, далеко от европейской территории.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК в результате реформ Николая I и отмены крепостного права в 1861 году'''. В первые годы своего правления Николай I дал крестьянам свободу передвижения и хозяйственной деятельности, отменив действовавшие ещё со времён Петра I запреты на совершение сделок крестьянами и их перемещение далее чем на 30 верст от своей деревни без отпускного свидетельства (паспорта) от помещика. Положение государственных крестьян серьёзно улучшилось в ходе [[rwp:Реформа Киселёва|реформы Киселёва]] 1837—1841 гг. В 1861 г. крепостное право было отменено, все крестьяне получили гражданские права, в том числе полную свободу перемещения и право частной собственности на своё движимое имущество, дома, утварь, орудия труда, однако землю им пришлось выкупать у помещиков, в основном через так называемые выкупные платежи, рассчитанные на 49 лет, а пока земля не была выкуплена, крестьяне должны были продолжать отбывать барщину (работы на помещичьей земле) или платить помещику оброк. Освобождение крестьян без земли, но с привязкой к земле и длительной процедурой ее выкупа во многом обесценило результаты реформы, так как это наложило значительные ограничения на мобильность рабочей силы в стране и на эффективность работы крестьян на земле. Кроме того, сложившийся традиционный характер сельской общины также во многом препятствовал социально-экономическому развитию, хотя и способствовал быстрому росту населения.
 
[[Файл:The_percent_of_children_attending_school_in_1914_in_russia.jpg|thumb|250px|'''Ещё до революции большинство детей было охвачено школьным образованием''' (процент детей 8-11 лет, посещавших школу на 1 января 1915 года по губерниям России)]]
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате создания системы массового начального и среднего образования (последняя треть XIX — начало XX вв.)'''. После [[rwp:Земская реформа|Земской реформы]] Александра II, проведённой в 1864 г., в сельской местности начали массово открываться [[rwp:Земская школа|земские школы]], ставшие уже к концу 1870-х гг. самым распространённым типом учебного заведения в России. В этих школах крестьянские дети обучались чтению, письму и арифметике. Одновременно резко выросло число средних учебных заведений — гимназий и реальных училищ. В результате, если в середине XIX в. грамотными в России были максимум 10 % населения (оценочно), а по переписи 1897 г. — 21 %, то к середине 1910-х гг. хотя бы в какой-то мере грамотными были уже 50 % населения, и при этом 60 % детей возраста 8-11 лет посещали школы (в Европейской России — почти 100 % мальчиков и около 50 % девочек).<ref>Сапрыкин Д. Л. «Образовательный потенциал Российской Империи» (ИИЕТ РАН, М., 2009).</ref>
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате развития системы здравоохранения, а также распространения современных средств санитарии и гигиены (середина XIX — начало XX вв.)'''. Помимо школ, земства в России открывали также и больницы, которых до последней трети XIX в. сельской местности России практически не было. Одновременно резко улучшилось качество медицины и здравоохранения в городах — собственно, именно в XIX в. по сути возникла массовая медицина современного типа, основанная на строгих научных знаниях. Также улучшалась санитарная обстановка — в Петербурге и Москве в 1860-х и 1870-х гг. в домах появился водопровод, в Москве в конце XIX в. была построена первая канализация современного типа. [http://www.promec.ru/statji-moscow.html] После создания полноценной мыловаренной промышленности в 1840-е гг. мыло стало доступно широким слоям населения, и на протяжении второй половины XIX в. его использование стало массовым. [http://www.originalsoap.ru/soap-history-russia.shtml] Тогда же впервые получили массовое распространение сода, стиральные порошки, борная кислота и другие дезинфицирующие средства. Всё это резко улучшило состояние здоровья россиян, а также уменьшило младенческую смертность и увеличило прирост населения.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате создания железнодорожной сети национального масштаба (середина XIX — начало XX вв.)'''. Важнейшим фактором экономического развития в эпоху поздней Российской Империи было колоссальное по своим масштабам строительство железных дорог. Построенная в 1843—1851 гг. [[Крупные российские проекты (Николай I, 1843-1855)#.D0.A1.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D1.82-.D0.9F.D0.B5.D1.82.D0.B5.D1.80.D0.B1.D1.83.D1.80.D0.B3.D0.BE-.D0.9C.D0.BE.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.B6.D0.B5.D0.BB.D0.B5.D0.B7.D0.BD.D0.B0.D1.8F .D0.B4.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B3.D0.B0|Санкт-Петербурго-Московская железная дорога]] была самой длинной в Европе двухпутной магистралью на момент открытия — с этой магистрали, по сути началось формирование общероссийской сети (ранее были построены небольшая Царскосельская железная дорога и приграничная Варшаво-Венская магистраль). В общем и целом российская железнодорожная сеть сформировалась к 1916 г., когда была достроена самая длинная в мире железная дорога — [[Крупные российские проекты (Николай II, 1894-1906)#.D0.92.D0.B5.D0.BB.D0.B8.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.B9 .D0.BF.D1.83.D1.82.D1.8C .28.D0.A2.D1.80.D0.B0.D0.BD.D1.81.D1.81.D0.B8.D0.B1.D0.B8.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F .D0.BC.D0.B0.D0.B3.D0.B8.D1.81.D1.82.D1.80.D0.B0.D0.BB.D1.8C.29|Транссибирская магистраль]]. Прохождение железной дороги через город или регион резко стимулировали его экономическое развитие, кратно росли грузоперевозки и объёмы торговли, повышался уровень жизни населения, резко увеличивалась мобильность рабочей силы, появилась возможность дешёвого выезда на дачи и курорты. В конечном счёте, благодаря развитию железных дорог резко возросли возможности для развития образования, здравоохранения и в целом человеческого капитала.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК в результате николаевско-александровской индустриализации России (XIX — начало XX вв.)'''. Начиная со времён [[Николай I|Николая I]] в России был запущен масштабный процесс индустриализации, сопровождавшийся быстрым ростом городов и всего населения страны. В отличие от петровской индустриализации XVIII века, теперь основной рост происходил не в военном производстве, а сначала в производстве потребительских продуктов, а затем — со второй половины XIX в. — товаров, необходимых для развития железных дорог и прочей транспортной и промышленной инфраструктуры. Важным фактором развития промышленности была протекционистская политика (высокие пошлины на иностранные товара); протекционизм имел место почти всё правление Николая I, в последние годы правления Александра I и в правление Александра III. Другими факторами был рост мобильности рабочей силы после реформ Николая I и отмены крепостного права, а также рост инженерно-технического образования в стране. В результате, при последних императорах из династии Романовых в России был создан целый ряд масштабных и хорошо оснащённых отраслей промышленности: текстильная промышленность, сахарная промышленность, мыловаренная промышленность, машиностроение, нефтяная промышленность (в которой Россия была одним из двух мировых лидеров), угледобывающая промышленность, современная металлургическая промышленность (выплавка стали), современная судостроительная промышленность (производство металлических судов), паровозо- и вагоностроение, современная оборонная промышленность (производство скорострельной артиллерии и нарезного оружия). Накануне и во время Первой мировой войны в России появились первые предприятия автомобильной, авиастроительной и химической промышленности. Всё это сопровождалось колоссальным ростом числа инженеров, учёных, квалифицированных рабочих и просто работников промышленности, то есть резким ростом ЧК.
 
* {{Минус}} '''Аграрное перенаселение центральных областей России привело к сокращению темпов роста или даже падению ЧК во многих сельских районах (конец XIX — начало XX вв.)'''. В результате роста населения более чем в 3 раза в период с 1815 по 1914 гг. в центральных областях Европейской России (включая Украину и Белоруссию) возникло серьёзное [[rwp:Аграрное перенаселение|аграрное перенаселение]] — пригодной для ведения хозяйства земли просто перестало хватать на всех крестьян. Свободных земель в коренной России практически не осталось, и чтобы выживать, крестьянам приходилось резко интенсифицировать труд, заниматься ремеслом и торговлей, уходить на заработки, переселяться в город либо на окраины (в Сибирь, на Кавказ и в Среднюю Азию). Однако темпы интенсификации экономики во многих регионах не поспевали за ростом населения, в результате чего крестьяне беднели и недоедали. С данной проблемой был связан [[rwp:Голод в России (1891—1892)|голод 1891—1892 гг.]], когда уровень повышенной смертности составил 400 тыс. человек (впрочем, в основном не от голода, а от случившейся в то же самое время эпидемии тифа, смертность от которой была усилена голодом).
 
=== Советская Россия ===
* {{Минус}} '''Стагнация в темпах роста топового ЧК из-за деинтеллектуализации экономики позднего СССР с точки зрения распределения зарплат (1960-е — 1980-е гг.)'''. Если во времена Ленина и Сталина зарплаты учёных, инженеров и учителей были весьма достойными по советским меркам, то в периоды правления Хрущёва и Брежнева ситуация резко изменилась. Так, в 1940 г. зарплата в советской системе образования составляла 97 % от среднего показателя по промышленности, однако в 1960 г. — 79 %, а в 1985 г. — всего 63 %. Если в 1930-е гг. заработная плата инженерно-технических работников была в 2-2,5 раза выше, чем у рабочих, занятых в основных отраслях промышленности, то к середине 1980-х гг. зарплаты рабочих и инженеров практически сравнялись. Если до 1967 г. средняя зарплата в сфере науки была на первом месте среди отраслей народного хозяйства, то в конце 1980-х гг. уровень средней зарплаты в науке оказался на 3-4-м месте, причём 5-е место (сразу за научными работниками) занимали работники сельского хозяйства. Заметно снизился и относительный уровень доходов молодых учёных: если в 1971 г. размер аспирантской стипендии составлял 67-79 % средней заработной платы по стране, то к 1985 г. он уменьшился до 45-53 % (лишь в 1987 г. аспирантскую стипендию увеличили на 30-50 %). Таким образом, в послевоенный период в советской экономике произошло перераспределение ресурсов в ущерб интеллектуальному производству, что стало одной из причин замедления научно-технического прогресса в СССР и общего снижения конкурентоспособности страны. При этом в тот же самый период в странах Запада шли обратные процессы — присутствие интеллектуальных отраслей в экономике увеличивалось, а роли образования в дифференциации оплаты труда возрастала.[http://genby.livejournal.com/572331.html][http://www.academia.edu/10258470/Клинова_М.А._Уровень_жизни_городского_населения_РСФСР_1946_1991_гг._в_отечественной_историографии_._монография_] Разумеется, такая ситуация крайне негативно сказалась на развитии топового ЧК в стране. Лучшие кадры начали уходить из интеллектуальных отраслей, а как только появилась возможность беспрепятственной эмиграции в конце 1980-х — начале 1990-х, то многие учёные и инженеры немедленно уехали за границу в поисках лучших заработков.
 
=== Российская Федерация ===
 
== Условия для развития человеческого капитала в современной России ==
 
== Способы повышения человеческого капитала в России ==


== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 243: Строка 146:
{{Россия}}
{{Россия}}


[[Категория:Демография России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:История России]]
[[Категория:Плюсы и минусы]]

Текущая версия от 02:15, 24 февраля 2023

Страны мира по Индексу человеческого развития согласно данным 2015 года.[1]
     Очень высокий (развитые страны)      Высокий (развивающиеся страны)      Средний (развивающиеся страны)      Низкий (слаборазвитые страны)      Нет данных

Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.

Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.

Россия входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт.

Терминология

Положительный человеческий капитал

Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:

  • Интеллект.
  • Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
  • Практические знания и навыки:
    • Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
    • Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
    • Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
    • Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
    • Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
    • Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
  • Здоровье.
  • Работоспособность.
  • Организованность.
  • Законопослушность.
  • Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
  • Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
  • Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
  • Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).

Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.

По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.

Отрицательный человеческий капитал

Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:

  • Вредные привычки, в том числе:
  • Болезни.
  • Пассивность в поведении.
  • Неорганизованность.
  • Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
  • Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
  • Вовлечение в криминальную деятельность.
  • Коррупция.
  • Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
    • Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
    • Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
    • Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
  • Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[2]
  • Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).

Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.

Пассивный человеческий капитал

Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.

Инвестиции в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:

  • затраты на образование;
  • затраты на здравоохранение;
  • затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
  • затраты на развитие науки и инноваций;
  • затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).

Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).

Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.

Человеческий потенциал

Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).

Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.

Способы измерения человеческого капитала

Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:

  • Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
  • Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
  • Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.

Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.

Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).

В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.

Оценки человеческого капитала в России

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[1] Данный индекс основан на трёх показателях:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[1]
  • Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
  • Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[1]

21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.

ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.

При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[1]

Отдельные показатели человеческого развития

TIMSS-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов
TIMSS-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов

Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:

  • Средний коэффициент интеллекта (IQ). В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «Коэффициент интеллекта и богатство народов»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
  • Результаты международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста). Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
    • Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
    • Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.

Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал

По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[3][3]

Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.[3]

Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.
  2. Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
  3. 3,0 3,1 Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.