Российский космос

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «ГЛОНАСС»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Leftquotes.pngКосмонавтика имеет безграничное будущее, и её перспективы беспредельны, как сама Вселенная.Rightquotes.png
С. П. Королев
Первый запуск ракеты-носителя с космодрома Восточный

Российская космическая отрасль является одной из самых мощных в мире. Россия безоговорочно лидирует в пилотируемой космонавтике. В 2004—2015 гг. Россия была лидером по количеству космических запусков в год и осуществляла порядка 40 процентов всех космических запусков в мире[1], уступив первое место США в 2016 году.

Космическая отрасль обеспечивает первоочередные потребности государства в сфере космоса и связи, одновременно оказывая коммерческие услуги и продавая конкурентную продукцию разным компаниям и странам: пусковые услуги, работу на Международной космической станции, услуги на пилотируемых и грузовых космических аппаратах, автоматические космические аппараты, ракетные двигатели, навигационные сервисы, спутниковая связь, дистанционное зондирование Земли.

Российские специалисты научных центров, исследовательских институтов и предприятий разрабатывают и производят новые (модернизированные) спутниковые системы, ракетные комплексы, космические аппараты и навигационные комплексы, как система ГЛОНАСС, на отечественной элементной базе и комплектующих, что делает Россию самодостаточной в важных сферах современности. Российская сложнейшая, наукоёмкая космическая техника служит как на гражданском поприще, так и на военно-оборонном.

Наземная инфраструктура страны пополнилась (помимо космодрома Плесецк в Архангельской области) новым космодромом Восточный в Амурской области, способным обслуживать ракеты-носители семейства «Союз-2» лёгкого и среднего классов, а в ближайшей перспективе — и семейства «Ангара» лёгкого и тяжёлого классов.

История космической отрасли

Пионерами в теоретическом обосновании полетов в космос были русские ученые Циолковский и Мещерский, создавшие в 1897—1903 гг. теорию полета ракеты. Уже гораздо позднее в этом направлении стали работать американец Годдард, немцы Оберт и фон Браун. В межвоенный период вопросы реактивного движения и создания жидкостных и твердотопливных реактивных двигателей развивались в основном в России, Германии и США.

Наибольшие успехи к началу Второй мировой войны были достигнуты в области твердотопливных двигателей в России, что позволило широко использовать «Катюши» в боевых действиях. В области же крупных ракет с жидкостными двигателями лидировала Германия, где во время войны была создана первая баллистическая ракета с таким двигателем: Фау-2. Во время Второй мировой войны Фау-2 использовалась немцами для бомбардировок Великобритании. В США, где достижением космоса считается достижение телом высоты в 100 километров, именно Фау-2 считается первым рукотворным объектом в космосе. Во всех остальных учебниках астрономии рубежом космоса считается достижение телом Первой космической скорости.

После окончания Второй мировой войны Вернер фон Браун с основной частью своей команды и чертежами перебрался в США. СССР же получил небольшое количество специалистов (которые работали в СССР где-то до середины 1950-х гг.) и отдельные части ракет и технологического оборудования, без чертежей и расчетов. В дальнейшем в обеих странах была воспроизведена на местной промышленной базе ракета Фау-2 (в СССР — Р-1), после чего началось активное развитие ракетной техники в направлении увеличения ее дальности и массы забрасываемого груза.

Первые космические корабли

Первый искусственный спутник Земли «Спутник-1» (макет)

В 1954 году в СССР началось проектирование первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 (она же первая в мире многоступенчатая ракета), которая, будучи в дальнейшем модернизирована с целью использования в качестве ракеты космического назначения, обеспечила множество космических рекордов СССР. Благодаря исключительной надежности её эксплуатируют в модернизированном виде до сих пор.

4 октября 1957 ракетой «Спутник» (модернизированной Р-7) был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли «Спутник-1». Несколько позднее США также предприняли попытки запуска спутников. Первая попытка запуска американского спутника «Авангард» разработки чисто американской команды конструкторов окончилась взрывом ракеты на стартовом комплексе в прямом эфире. В итоге первый удачный запуск в США совершила допущенная к основным проектам команда Вернера фон Брауна 1 февраля 1958 года.

Корабль Гагарина в Музее РКК Энергия, г. Королёв

Дальнейшее развитие семейства Р-7 в тот период заключалось в добавлении и модернизации третьей ступени. Эти ракеты позволили преодолеть следующую ступень — достичь Второй космической скорости и покинуть орбиту Земли. Стало возможным изучение других космических тел Солнечной системы. Первым таким объектом, естественно, стала Луна. В январе 1959 года была запущена станция «Луна—1». Её основной задачей было достижение лунной поверхности (совершение жёсткой посадки). Однако из-за ошибки аппарат прошел в 6000 км от Луны и вышел на орбиту Солнца. Таким образом, немного случайно, «Луна−1» стала первым искусственным спутником Солнца. Впервые в мире задачу достижения другого небесного тела решил полет «Луны−2» в том же 1959 году, в сентябре. А в октябре «Луна-3» сфотографировала обратную сторону Луны. Первую мягкую посадку на поверхность Луны совершила станция «Луна-9» в 1966 году — в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Мариус, в точке с координатами 64 градуса 22 минуты западной долготы и 7 градусов 8 минут северной широты. Во время сеансов связи «Луна-9» передавала панорамное изображение поверхности Луны вблизи места посадки.

Первым отправился в космос 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин. Американцы смогли ответить на это только через месяц, 5 мая 1961 года, причем американский астронавт Алан Шепард не выходил на орбиту, а совершил суборбитальный полет по дуге. Собственно орбитальный полет США совершили только в 1962 году.

Для полета Гагарина был разработан космический корабль «Восток». Фактически, в этом корабле Королеву удалось создать чрезвычайно удачную космическую платформу, на базе которой можно было решить множество практических задач. Тогда, в начале 60-х, одновременно с пилотируемым вариантом, был реализован проект фото-разведчика. А всего у «Востока» было более 40 модификаций. Эксплуатируемые и сегодня спутники серии «Бион» являются прямыми потомками гагаринского корабля.

Также в 1961 году Герман Титов совершил первый суточный полет, США повторили это достижение в 1963 году.

Шлюз и скафандр аналогичные тем, что использовались А. Леоновым при первом выходе в открытый космос, в Мемориальном музее космонавтики в Москве

На кораблях «Восток» космонавт располагался на катапультном кресле. Это решение позволило вместо разработки двух систем — аварийного спасения экипажа на старте и системы мягкой посадки спускаемого аппарата при посадке — сосредоточиться на одном устройстве, выполнявшем обе эти задачи. Тем самым разработчики, с одной стороны уменьшили степень технического риска при разработке принципиально нового (а тема катапульт в авиации были уже хорошо отработаны), а с другой — выиграли время в космической гонке. Эту же схему посадки использовал и Титов, приземлившийся на парашюте рядом с железной дорогой с приближающимся поездом, где его сфотографировали журналисты. Надёжная система мягкой посадки, использующая гамма-высотомер, была разработана в 1965 году и используется до сих пор. США подобными технологиями не занимались, поэтому практически все американские спускаемые аппараты, включая новый Dragon SpaceX, приводняются. [2]) Единственным исключением являются шаттлы.

В 1962 году советские космические корабли «Восток-3» и «Восток-4» совершили первый групповой полет.

В 1963 году в космос полетела первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, а космонавт Быковский установил действующий до сих пор рекорд длительности одиночного полета — почти 5 суток.

В 1964 году состоялся запуск первого в мире многоместного космического корабля «Восход». Американские многоместные корабли появились в 1965 году.

В 1965 году космонавт Алексей Леонов осуществил первый выход в открытый космос. Особо нужно отметить, что этот выход был сразу осуществлен через надувную шлюзовую камеру, тогда как произошедший в этом же году выход в открытый космос американца был осуществлен по простой схеме: было сброшена атмосфера в кабине и открыт входной люк.

В 1966 году США провели первую стыковку на орбите.

Первый межпланетный перелёт осуществила в 1966 году отечественная «Венера-3» — она совершила жесткую посадку на планету, доставив туда металлический глобус планеты Земля и вымпел с символикой СССР. В 1975 году «Венера-9» впервые совершила мягкую посадку на планету Венера и передала первое изображение поверхности другой планеты. В 1982 году «Венера 13» совершила мягкую посадку на Венеру и передала первый цветной панорамный снимок поверхности планеты и звукозапись.

Лунная гонка

Первый в мире планетоход «Луноход-1»

Лунная программа была принята в СССР в 1960 году. Её разработкой должен был заниматься ОКБ-1 под руководством Королёва, но в мае 1961 года Хрущёв поручил разработку программы ещё и ОКБ-52 Челомея. Таким образом, одновременно в СССР до 1965 года действовали две лунные программы. Также осложнил ситуацию отказ В. П. Глушко разрабатывать новый, более мощный двигатель для ракеты (хотя позже он разработал его для программы «Энергия — Буран»).

В 1966 году умер С. П. Королёв, который 20 лет был главным конструктором ОКБ-1 и являлся лидером и идейным вдохновителем всей советской космонавтики. Его роль была исключительна, и без его участия система не могла функционировать достаточно эффективно. Место Королёва занял его первый зам, В. П. Мишин, который не обладал теми же личными качествами и не смог справиться со столь сложной задачей.

Высадка американских астронавтов на поверхность Луны в 1969 году поставила точку в лунной гонке. В 1974 году советская лунная пилотируемая программа была закрыта, однако до этого в 1970 г. на поверхность Луны был доставлен и успешно работал первый в мире планетоход «Луноход-1», а также в 1970 г. автоматической станцией «Луна-16» впервые среди автоматических аппаратов на Землю доставлен лунный грунт.

После завершения лунной программы советское правительство сделало вид, будто СССР и не стремился отправить человека на Луну. В США оказались не очень довольны ценой победы, стоимость программы Аполлон превышает 22,5 млрд долларов (Олимпиада в Сочи 2014 с учетом инфляции и уменьшения относительной ценности денег обошлась России дешевле примерно в 620 раз). Отправка на Луну человека с практической точки зрения оказалась сомнительна, научные данные можно было получить автоматическими станциями гораздо дешевле. Целесообразность создания долговременной обитаемой станции отсутствует до сих пор. Полёт человека на Луну оказался преждевременным и бесплодным. Созданная инфраструктура после завершения программы оказалась никому не нужной и начала стремительно деградировать. Поскольку в США не было программы долговременных орбитальных станций, к 90-м США практически утратили технологии длительного присутствия в космическом пространстве.

Со временем даже возникли конспирологические теории, согласно которым никакого полёта на Луну не было, а съёмки астронавтов проводились в специальных голливудских павильонах. В качестве аргументов в защиту этой версии приводились различные технические трудности, чрезмерная радиационная опасность, неразвитость технологий тех лет и отсутствие дальнейших полётов на Луну. [3][4][5][6] [7][8] [9]

В 2015 году группа энтузиастов собрала на краудфандинговой платформе Boomstarter средства на проработку проекта космического аппарата для запуска на окололунную орбиту и съемки мест посадок Apollo и «Луноходов» [10].

Период орбитальных станций

Орбитальная станция «Салют-7» с пристыкованным космическим кораблем

Первая автоматическая стыковка двух кораблей «Союз» была проведена в 1967. Первая в мире орбитальная станция («Салют-1») появилась в 1971 году. Первая и единственная американская орбитальная станция «Skylab» была выведена на орбиту в 1973 (ее подлинность также является объектом критики конспирологов). Принципиальная разница этих двух станций была в способе их снабжения. «Салюты» имели возможность пополнять воздух, топливо и другие материалы с кораблей снабжения. «Скайлэб» — это «одноразовая» станция. Её переделали из третьей ступени «Сатурна — V» (после остановки американской лунной программы остались неиспользованные носители), где в одном баке оборудовали кабину экипажа, а в другом сделали «кладовку» со всем необходимым из расчета на три экспедиции. Те же «неликвиды» лунной программы использовали в стыковке «Союза» и «Аполлона» в 1975 году.

Во время Холодной войны основной целью развития ракетной техники являлось создание межконтинентальной баллистической ракеты с ядерной боеголовкой. Благодаря этому новому виду оружия мир существенно изменился. Примерно к началу 70-х стала очевидна принципиальная невозможность военной победы в войне между США и СССР. Начался этап разрядки, были подписаны договоры «ОСВ-1» в 1972 и «ОСВ-2» в 1979 году.

Развитие космонавтики серьёзно затормозилось. Руководство СССР сфокусировало ресурсы на развитии долговременных орбитальных станций, которые использовались для отработки долговременного пребывания человека в космосе, без которой медики не соглашались разрешать в том числе и полет на Марс. В это же время в дипломатических целях в космос отправляют представителей всех социалистических стран.

Первый человек, не являющийся гражданином СССР или США, побывал в космосе в 1978 году на «Союз-28». Первый иностранец на космическом корабле США побывал в космосе в 1983 году.

После 1975 года разворачивается работа над многоразовой космической системой «Энергия — Буран». Ещё до начала разработок было известно, что одноразовая ракета-носитель, затратив то же количество топлива, может вывести на орбиту в 3-4 раза больший полезный груз, чем в трюме «Космического челнока». Поэтому у нас разработали универсальную ракету-носитель «Энергия», для которой «Буран» был только одним из вариантов полезной нагрузки. Когда разрабатывали «Челноки», одно из их главных преимуществ рассматривали не то, сколько они груза поднимут на орбиту, а возможность ремонта спутников на орбите и снятие их, при необходимости, с орбиты. Данные возможности были реализованы в ходе ряда запусков: было проведено несколько запусков для сервисного обслуживания космического телескопа «Хаббл» и других спутников, а также возвращено девять спутников, в частности, аппарат LDEF. Кроме того, «Шаттлы» были использованы при сборке МКС.

Также очень важно то, что РН «Энергия» — первая, где был реализован модульный принцип (сегодня осуществляется в РН «Ангара»). Боковушки «Энергии» — это первые ступени РН «Зенит». Кроме того, задумывалось, что один и тот же стартовый и технический комплексы позволит запускать РН как большей, так и меньшей грузоподъемности, использовать различные вариации модулей «Энергии» («Энергия-М», «Энергия-Вулкан»). Ракета-носитель Энергия совершила два пуска, оба удачных. Во время последнего пуска Энергии (15.11.1988) на орбиту был выведен Буран — первый советский многоразовый корабль. Он совершил 2 витка вокруг Земли и через 205 минут приземлился на специально построенном аэродроме.

В 1985 году со станцией «Салют-7» была потеряна связь. На ней произошел сбой в электропитании, и она фактически «умерла». Экипаж «Союза Т-13» (обратите внимание на номер) Владимира Джанибекова смог состыковаться с находящийся в неуправляемом состоянии станцией и вернул её к жизни. Это был первый в мире случай спасения космического корабля.

В 1976 году начинается работа над проектом орбитальной станции «МИР» — первой космической станции построенной по модульному принципу. Базовый блок был выведен на орбиту в 1986 году, а затем к нему были пристыкованы ещё 6 модулей. На станции побывало 104 космонавта из 12 стран мира, в том числе из Франции, Германии, Японии и США.

В 1990 году в космос на «Союз ТМ-11» отправился Тоёхиро Акияма, японский журналист. Тем самым было положено начало коммерческих пассажирских перевозок в космосе.

Ельцинский период

Финансирование космоса в различных странах, 1989—2000 годы.

Ещё Горбачёв начал резко сокращать финансирование космонавтики, в девяностые же годы и так скудные ресурсы были урезаны до самого минимума. Первый модуль российского сегмента МКС строился на американские деньги, а 2/3 расходов Роскосмоса практически вплоть до начала активной реализации программы ГЛОНАСС составляли расходы на пилотируемую космонавтику — то есть, на достройку и поддержание станций «Мир» и МКС. [11]

В этих условиях в девяностые годы образовалось серьезное отставание в технологии производства негерметичных спутников, которое было в основном преодолено в 2000-х.

Количество космических запусков

Резко сократилось и количество пусков. С 1996 по 1999 год в России совершалось менее 30 ракетных пусков ежегодно — Россия в эти годы даже уступала по количеству пусков Соединённым Штатам. Для сравнения: в СССР производилось 90-100 пусков в год.

Несмотря на катастрофические проблемы некоторые крупные проекты, начатые еще при СССР, были завершены: не в последнюю очередь за счёт активного сотрудничества с США и другими странами в сфере космоса.

Было окончено строительство первой многомодульной орбитальной станции «Мир». Наиболее активная фаза ее работы приходится на 90-годы. Иностранные экипажи с 1995 года активно посещали станцию. Больше всего иностранных гостей было из США — 44 астронавта.

Международный проект орбитальной станции «Freedom» (США с союзниками без СССР), который активно разрабатывался на рубеже восьмидесятых и девяностых годов, провалился и был закрыт. США решили использовать космический опыт СССР по строительству модульной станции «Мир», и было решено создавать МКС с использованием российского опыта и российских технологий.

Также в девяностые годы начал работать ГЛОНАСС. Первоначальное развертывание ГЛОНАСС для военных целей было осуществлено в 1993 году с 12 спутниками. К 1995 году количество спутников было доведено до 24. Однако из-за недофинансирования и низкого срока службы спутников ГЛОНАСС к 2001 году съёжился до 6 спутников.

В 1999 году в рамках консорциума США, России, Украины и Норвегии вошел в строй проект «Морской старт». Запуск ракет осуществляется с плавучей платформы в районе экватора, что позволяет экономить на топливе за счет использования скорости вращения Земли. На данный момент проект почти полностью принадлежит российской РКК «Энергия».

Путинский период

Финансирование гражданских космических программ в различных странах
Финансирование гражданских космических программ в различных странах до 2010 г.

Следует отметить, что после 2000-го года количество космических запусков стало снижаться по всему миру и на данный момент по этому показателю Россия входит в тройку лидеров [12]. При этом снижение количества запусков связано не с кризисом отрасли в целом (каковое мнение бытует в интернете), а с тем, что на рубеже тысячелетий резко возросли сроки работы космических аппаратов: например, для спутников связи с максимум 3-4 до 12-15 лет, а для спутников дистанционного зондирования Земли с нескольких месяцев до нескольких лет. Соответственно, это не могло не сказаться на количестве запусков.

Тяжелое финансовое положение российской космической отрасли сохранялось и в начале 2000-х годов. [13] Например, по начатой в 1998 программе Фобос-Грунт нормальное финансирование начало выделяться только в 2008 году. [14] Затопление космической станции Мир в 2001 году было очень тяжелой утратой для отечественной космонавтики, но на поддержание программы было необходимо тратить около 200 млн долларов ежегодно, а таких денег в космическом бюджете просто не было.

Принятая в 2005 году «Федеральная космическая программа России на 2006—2015 гг.» [15] отличалась полным отсутствием какой-либо амбициозности и декларировала лишь «создание и использование необходимой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню развития космической техники». Проще говоря, речь шла только о том, чтобы не отставать слишком сильно. Такому положению вещей способствовала ситуация, когда Роскосмос сам себе ставил цели и сам же за них отчитывался. Судя по всему, в то время его руководство не хотело брать на себя какие-либо повышенные обязательства, однако в 2007 году начались работы по созданию в Амурской области нового космодрома Восточный. Космодром должен был не только обеспечить полностью независимый доступ России в космос, но и способствовать социально-экономическому развитию Дальнего Востока, что впоследствии и наблюдалось, см., например, [16].

С назначением в 2011 году Владимира Поповкина на должность руководителя Роскосмоса был взят курс на более активное развитие отрасли, началась разработка новых крупных проектов.[17] [18] [19] В 2013 году был проведён первый запуск новой ракеты космического назначения «Союз-2.1в», приспособленной под использования с имеющихся многочисленных стартовых комплексов от ракет среднего класса семейства «Союз». В декабре 2014 года был осуществлён первый успешный запуск разрабатывавшейся с 1990-х годов новой ракеты космического назначения тяжёлого класса Ангара-А5 с космодрома Плесецк,

Роскосмосу - 25 лет.

что позволило России достичь полностью независимого доступа в космос в области непилотируемой космонавтики. В 2016 году был осуществлён первый запуск ракеты «Союз-2» с нового космодрома Восточный, после чего строительство космодрома продолжилось.

13 июля 2015 г. Путин подписал закон о создании Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Госкорпорация образована на базе Федерального космического агентства и Объединенной ракетно-космической корпорации.[20]

В 2015 году Россия из-за демпинга США и потенциальной угрозы с их же стороны санкциями для заказчиков начала сдавать позиции на рынке коммерческих орбитальных запусков, и, как следствие, в 2016 году утратила лидерство по количеству орбитальных запусков в год. Так, если в 2012 году Россия осуществила в два раза больше запусков ракет, чем США (из которых около 40 % были коммерческими запусками по заказу других стран), то в 2018 году Россия по плану осуществит в два раза меньше запусков, чем США или Китай.

Космодром Восточный в 2020 году

Текущее состояние

Россия вместе с США и Китаем входит в тройку главных космических держав:

Статистика выходов в открытый космос
  • Последние годы Россия находится на 2-3 месте по количеству пусков ракет.
  • Ключевой участник МКС (одна из 2-х, владеет 5 из 14 основных модулей МКС, Япония и ЕКА имеют по одному модулю, 7 модулей принадлежат США).
  • Имеет глобальную навигационную систему (одна из 3-х действующих, развёртывается ещё 1 мировая и 2 региональных).
  • Способна вывести человека на орбиту (одна из 3-х).
  • Скафандр для работы в открытом космосе (одна из 3-х).
  • Выведение спутников на геостационарную орбиту (одна из 5-и).
  • Имеет ракету-носитель тяжёлого класса (одна из 6-и).
  • Имеет действующий космодром (одна из 16-и стран, 4 из 23-х действующих космодромов, больше только у США, столько же у Китая).
  • Способна самостоятельно выводить на орбиту КА (одна из 16 стран которые когда-либо выводили КА в космос, одна из 30 стран когда-либо разрабатывавших ракеты-носители).
  • Производитель ракет и комплектующих (более 10 % от общемирового производства, российские ракеты, ступени ракет и двигатели используются другими странами).
  • Имеет двигатель настолько экономически выгодный, что его закупает США.
  • Имеет действующий космический радиотелескоп.
  • Имеет спутниковую систему связи.
  • Имеет спутники дистанционного зондирования земли.
  • Имеет развитую сеть телекоммуникационных спутников.
  • Участвует в исследовании других планет совместно с другими странами (но не запускает собственные космические аппараты за пределы околоземной орбиты).
  • Сопровождает не менее 17 тыс. орбитальных объектов (наряду с НАСА и ЕКА); из них около 10 % — действующие аппараты, остальное — космический мусор.

Некоторые делают далеко идущие выводы из того факта, что доля России на мировом рынке космонавтики выросла с 0,5 % в 2011 году до 2 % в 2013 году. [21] На самом деле, эта цифра определяет не реальное развитие космической отрасли в стране, а долю доходов России от всех доходов, получаемых от деятельности, связанной с космосом. Россия представлена в основном на рынке пусковых услуг (несколько процентов от рынка космонавтики), в то время как практически неохваченными остаются такие отрасли, как спутниковая фотосъемка Земли, производство спутников, телекоммуникационные услуги и тому подобное. Для сравнения: доля США на мировом рынке космонавтики в 2009 году составляла 70 %.[22]

Существующие проблемы российского космоса

  • Россия не имеет ни одного действующего космического аппарата в дальнем космосе (за пределами окрестностей Земли и Луны). Такие космические аппараты есть у США, ЕС, Китая, Японии и Индии.
  • Отсутствует полностью независимый доступ в космос — несмотря на уже построенные стартовые комплексы для ракет «Союз-2» и «Ангара» на космодроме Восточный, запуски пилотируемых кораблей Россия может проводить только с космодрома Байконур на территории Казахстана.
  • Не до конца решены проблемы с обеспечением создания космических аппаратов полностью отечественной элементной базой достойного качества, в настоящий момент даже в новейших спутниках ГЛОНАСС используются импортные детали[23], а полностью импортозаместить их планируется лишь к 2030 году. [24]
  • Доступ к наиболее важным иностранным комплектующим после 2014 и особенно 2022 года резко усложнился из-за санкций. Из-за этого ряд космических проектов (например, Глонасс-К, Луна-25) задержались на многие годы.
  • Россия не способна полностью самостоятельно производить конкурентоспособные крупные коммерческие спутники.
  • Американская компания SpaceX под руководством Илона Макса, сумела создать удачную ракету-носитель Falcon 9, которая оказалась достаточно дешёвой, чтобы составить серьёзную конкуренцию Протону-М. Удача, как ни странно, не в многоразовости, а в организации производства (апгрейд ракеты Falcon 9 до многоразовой практически не повлиял на стоимость запуска, она была дешёвой и до этого и никакого радикального снижения ценника не произошло) и том, что для государственных заказчиков Маск запускает спутники намного дороже, тем самым покрывая убытки от демпинга на коммерческом рынке. Тем не менее его появление стимулировало увеличение внимания к экономической эффективности космических проектов во всём мире.
  • Запуски на орбиты с низкими наклонениями (экваториальные и близкие к ним) с высоких широт требуют больше топлива. В этом плане самые экономически выгодные космодромы из используемых Россией для запуска на эти орбиты находятся на территории других государств — в Казахстане, на заморской территории Франции и даже в США, где расположена береговая база проекта «Морской старт».
  • Система наземных пунктов управления космическими аппаратами не обеспечивает хотя бы относительно глобального покрытия, особенно в южном полушарии. Хотя проблема в значительной мере потеряла остроту с присоединением Крыма и, соответственно, Центра дальней космической связи в Евпатории, но связанные с этим неудобства, тем не менее, остаются ещё со времён СССР.[1]
  • Плохо налажен пиар российских космических достижений. Как только ракета взрывается — все СМИ взвывают. А ведь за одной взорвавшейся ракетой стоит десяток успешных, и не все они секретны. Можно было лучше: рассказать, что делают российские лаборатории для международных космических проектов и чем российские аппараты помогают мировой науке и народному хозяйству.

Коррупция Стройка космодрома «Восточный», несмотря на тщательный контроль со стороны правительства, сопровождалась коррупционными скандалами. Было возбуждено более 50 уголовных дел, сумма хищений была оценена в 8 миллиардов рублей[25]. Имели место неоднократные задержки зарплат строителям, и в 2015 году этот вопрос стоял настолько остро, что был поднят в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным».[26] В 2017 году Счётная палата выявила нарушения на 1,8 триллиона рублей, из которых 760 миллиардов рублей (около 40 %) приходится на «Роскосмос»[27]; ранее Роскосмос также был одним из «лидеров» по нарушениям.[28]

Процент успешных космических запусков СССР и России

Процент удачных запусков по сравнению с предыдущими годами выглядит так: [29]

Космические запуски в России.png

Таким образом, подавляющее большинство запусков в России являются успешными.

Причиной изменения статистических показателей отчасти является тенденция к увеличению функциональности и срока активного существования спутников при почти полном исчерпании орбитально-частотного ресурса в наиболее востребованных частях геостационарной орбиты. Увеличение функциональности и срока существования спутников в основном связано как с техническими новинками последних десятилетий: ионными двигателями, негерметичными корпусами, более совершенной электроникой, и т. д. Также имеется тенденция к увеличению массы выводимых в космос спутников, что тоже положительно сказывается на их функциональности [30].

Масса спутников выводимых на ГСО.png

Роскосмос поставил мировой рекорд, совершив около 100 безаварийных пусков подряд с октября 2018 по 2023 год.

Развитие российской космонавтики

Выделяются на общем фоне следующие задачи:

  • Создание ракет сверхтяжёлого класса (грузоподъемностью 100—160 т).
  • Спутниковая система связи «Сфера» (около 600 спутников).[31]
  • Возобновление комплексных исследований Луны с использованием автоматических космических аппаратов;
  • Продолжение эксплуатации Международной космической станции;
  • Участие в международных космических проектах по исследованию Луны, Марса и системы Юпитера.
  • Создание космической обсерватории «Миллиметрон» миллиметрового и инфракрасного диапазонов.
  • Разработка кислородно-водородного разгонного блока для существующих и перспективных ракет-носителей;
  • Достройка космодрома Восточный, на котором в 2016 году началась эксплуатация ракет «Союз-2» лёгкого и среднего классов;
  • Развитие применения водорода в отечественной космонавтике и создание верхних ступеней и разгонных блоков на водороде и кислороде.
  • Освоение сжиженного природного газа как перспективного компонента ракетного топлива и создание ракет на этом топливе.
  • Создание парка многоразовых космических буксиров, в том числе с мегаваттной ядерной силовой установкой.
  • Создание единого информационного поля, которое будет обеспечиваться спутниками с лазерными каналами передачи данных.
  • Создание роботизированной научно-исследовательской базы на Луне.
  • Создание обслуживаемых спутников и средств их обслуживания.
  • Ввод в строй нового пилотируемого корабля.
  • Доставка грунта с Марса;
  • Организация относительно дешевого и безопасного космического туризма.[2]

В зависимости от политической и экономической ситуации в это или более позднее время могут быть осуществлены:

  • Создание новой пилотируемой орбитальной станции, включающей отдельно летающие посещаемые модули, либо находящейся на орбите Луны.
  • Высадка космонавтов на поверхность Луны и/или околоземных астероидов.
  • Создание роботизированных баз для изучения Марса и Венеры;
  • Организация серийного выпуска материалов с особыми свойствами (сверхчистых и т. п.) на орбите.
  • Создание космических телескопов с диаметром антенн или зеркал диаметром до нескольких десятков метров.
  • Создание систем защиты планеты от малых и больших астероидов (по всей видимости, эти системы будут разными).

Пилотируемые экспедиции на другие планеты в ближайшее время не ожидаются. Для Марса это связано с достаточно большой длительностью полета и недавно выявленной повышенной опасностью для организма галактического излучения, присутствующего в Дальнем космосе. Для Венеры технические проблемы, связанные с почти земной силой тяжести и по-настоящему экстремальным климатом на планете, тоже делают экспедицию слишком рискованной и дорогостоящей на ближайшие пару десятилетий. До остальных же планет лететь еще дольше, чем до Марса. Тем не менее, пилотируемая экспедиция на Марс, по всей видимости состоится уже в середине века, хоть не ранее 2035 года.

Крупнейшие проекты современной отечественной космонавтики

Уже реализованы полностью или практически полностью:

  • Космический радиотелескоп «Радиоастрон», крайне успешно отработавший свою задачу с середины 2011 года до 10 января 2019 года[32] (миссия официально признана законченной 30 мая 2019 года[33]), крупнейший в мире телескоп с разрешением в 1000 раз больше, чем у «Хаббла»;
  • ГЛОНАСС, одна из двух действующих в мире глобальных систем спутникового геопозиционирования;
  • Международная космическая станция, крупный проект, главные роли в котором играют Россия и США;
  • Морской старт, первый и крупнейший в мире плавучий космодром[3];
  • Стартовый комплекс «Союз» на космодроме в Куру;
  • Конверсионная ракета-носитель «Рокот» со стартовым комплексом, переделанным из-под РН «Космос» на космодроме «Плесецк» и разгонным блоком «Бриз-КМ»;
  • «Протон-М» — глубокая модернизация ракеты «Протон-К», с разработкой под нее разгонного блока «Бриз-М».
  • «Союз-2» — глубокая поэтапная модернизация ракеты-носителя «Союз», включающая помимо просто модернизированных «Союзов» среднего класса носитель лёгкого класса «Союз-2 этапа 1в», представляющий собой, по сути, ракету «Союз» без боковых блоков;
  • Семейство модульных ракет-носителей «Ангара» и стартовые столы на космодромах Плесецк и Восточный;
  • Космодром Восточный (1 и 2 очереди);
  • Проект по исследованию Марса «ЭкзоМарс» — выполнена первая часть, вторая сорвана совместно работавшим над этим проектом Европейским космическим агентством;
  • Космический телескоп «Спектр-РГ» (диапазона рентгеновских и гамма-лучей).

В процессе реализации находятся следующие проекты:

  • Перспективная пилотируемая транспортная система;
  • Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса, более известная под названием «Ядерный буксир»;
  • Создание космической спутниковой системы «Сфера».

В ближней перспективе ожидается начало работ по следующим проектам, предусмотренным документами Роскосмоса[34]:

  • Создание частично многоразовой метановой ракеты-носителя «Амур-СПГ», которая придёт на смену «Союзу-2» (первый запуск 2028-2030 год)
  • Создание космического ракетного комплекса с ракетой-носителем сверхтяжелого класса для пилотируемых полётов к Луне (начало лётных испытаний намечено на 2033 год) [35]
  • Создание Российской Орбитальной станции (РОС) (1 этап развёртывания запланирован на 2027-2032 годы)[36]
  • Запуск межпланетной миссии Венера-Д (2029 или 2031 год)

Радиоастрон

Разрешающая способность Радиоастрона.

Самым чувствительным телескопом в мире на данный момент является российский Радиоастрон (Спектр-Р), который был выведен на орбиту в июле 2011 года. Проект рассчитан на 10 лет, однако как показывает опыт иногда такие проекты работают значительно дольше запланированного срока службы. Координатор проекта — Астрокосмический центр ФИАН (Москва).

Также Радиоастрон является единственным на сегодняшний день интерферометром со сверхдлинной базой, что позволяет получать уникальные научные результаты, недоступные для ранее существовавших способов исследования.

Угловое разрешение Радиоастрона в две тысячи раз выше, чем у знаменитого телескопа Хаббл. Однако прямое сравнение разрешения оптического телескопа, работающего в видимом диапазоне, и радиотелескопа, состоящего из нескольких разнесённых приёмников, некорректно [37] — то есть нельзя утверждать, что Хаббл хуже Радиоастрона из-за меньшего разрешения. Оба эти телескопа являются уникальными, и заменить один другим невозможно.

В настоящий момент большую часть времени Радиоастрон занимается квазарами. В дальнейшем планируется исследование релятивистских струй и сверхмассивных чёрных дыр, картографирование джетов галактик, а также изучение областей формирования звёзд и планет.

Физически Радиоастрон представляет собой десятиметровый радиотелескоп на спутнике Спектр-Р, который вращается на расстоянии в 190 тысяч километров от Земли, и сеть наземных телескопов, которые работают вместе со спутником. Благодаря большому плечу между спутником и Землёй обеспечивается рекордное разрешение. Видео с описанием принципа работы Радиоастрона

ГЛОНАСС

ГЛОНАСС в 2014 году
Отечественный ГЛОНАСС-модуль ML8088s доступный для заказа

ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система (ГЛОНАСС) — это сложнейшая и высокотехнологичная аппаратура. Практически все развитые страны хотят иметь собственную навигационную систему, однако, на сегодняшний день, реального успеха достигли только две страны: США и Россия.

Основу структуры ГЛОНАСС составляют 24 космических аппарата, которые движутся в трёх орбитальных плоскостях по 8 аппаратов в каждой плоскости, наклонённых к экватору под углом 64,8°, с высотой орбит 19100 км и периодом обращения 11 ч 15 мин 44 сек.

Особняком стоят системы дифференциальной коррекции, которые позволяют заметно увеличить точность позиционирования. Такие системы могут включать как наземные пункты измерения, так и ретрансляторы сигналов на спутниках (обычно на геостационарных и геосинхронных орбитах). Для ГЛОНАСС роль такой системы выполняет Российская система дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ)].[38]

Головной организацией по развитию и техническому использованию системы ГЛОНАСС является АО «Российские космические системы». Производственная организация по космическому комплексу — АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». Оперативный круглосуточный мониторинг и подтверждение характеристик навигационного поля ГЛОНАСС осуществляет Информационно-аналитический центр координатно-временного и навигационного обеспечения АО «ЦНИИмаш». На начало 2023 года было задействовано 26 космических аппаратов — 23 КА «Глонасс-М» и 3 КА «Глонасс-К». Интегральная доступность навигации составила: глобально 99,9%, по России 100%. Погрешность определения местоположения – 2,64 м.

Гражданским применением стала информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС» – система вызова экстренных служб на транспорте. При этом российская система работает сегодня эффективнее аналогичных европейских систем eCall. К 2023 году в «ЭРА-ГЛОНАСС» зарегистрировано более 9 млн автомобилей. В период 2015-2022 годов работы системы контакт-центр принял более 27 млн аварийных вызовов.

Также российская спутниковая система используется мировыми брендами мобильной техники: Apple, BlackBerry, HP, HTC, Nokia, Samsung, Sharp, Sony Ericsson и другими.[39] Поддержка ГЛОНАСС часто никак не отображается в интерфейсе мобильных устройств, чипсет автоматически выбирает наиболее подходящие спутники. Например, отечественный чип ML8088s] позволяет определять местоположение по спутникам GPS, ГЛОНАСС и GALILEO.[[40]

Впервые навигационная система начала разрабатываться в советское время, в 1976 году. Официально принята в эксплуатацию в 1993 году с орбитальной группировкой из 12 спутников. К 1995 году группировка была развёрнута практически до штатного состава — до 24 спутников. Всего с 1982 по 1998 год на орбиту было выведено 74 космических аппарата, по ценам 1997 года на развёртывание было потрачено 2,5 млрд долларов.

Однако дальше из-за слабого финансирования и малого срока службы спутников их число начало стремительно сокращаться – к 2002 году система насчитывала только семь космических аппаратов. Переломило ситуацию распоряжение Президента РФ от 18 февраля 1999 года, которое определило ГЛОНАСС в качестве системы двойного назначения, расширив её применение в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности страны. В августе 2001 года была принята федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система», согласно которой покрытие России должно быть обеспечено к 2008 году, а глобальное покрытие в 2010 году. Эта программа с небольшими поправками была реализована. 2 сентября 2010 года группировка ГЛОНАСС составляла 26 спутников.

Кроме российской системы сейчас действует только одна глобальная навигационная система: американская GPS. Для своего функционирования, как и российской ГЛОНАСС, ей требуется 24 работающих спутника. Постепенно развёртываются ещё несколько спутниковых навигационных систем:китайская система «Бэйдоу», европейская система «Галилео», индийская IRNSS.

Космический комплекс «Канопус-В»

Орбитальная группировка спутников, предназначенная для получения панхроматических и многозональных изображений поверхности Земли в интересах обеспечения подразделений Госкорпорации «Роскосмос», МЧС России, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России, Российской академии наук, а также других ведомств и коммерческих потребителей оперативной информацией.

Головной организацией-разработчиком космических аппаратов «Канопус-В» является Корпорация ВНИИЭМ. Оператор космической системы — Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полётом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами (ЦУП).

В составе комплекса работают шесть космических аппарата:

  • «Канопус-В» № 1 — запущен 22 июля 2012 года;
  • «Канопус-В-ИК» — запущен 14 июля 2017 года;
  • «Канопус-В» № 3 — запущен 1 февраля 2018 года;
  • «Канопус-В» № 4 — запущен 1 февраля 2018 года;
  • «Канопус-В» № 5 — запущен 27 декабря 2018 года;
  • «Канопус-В» № 6 — запущен 27 декабря 2018 года.

Космический комплекс «Метеор-3М»

Орбитальная группировка спутников, предназначенная для получения космической информации дистанционного зондирования Земли в интересах оперативной метеорологии, гидрологии, агрометеорологии, мониторинга климата и окружающей среды, мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проведения научных гелиогеофизических исследований, изучения состояния атмосферы в планетарном масштабе. Также одной из задач орбитального комплекса является сбор и передача гидрометеорологических данных от автоматических измерительных платформ различных типов (наземных, ледовых, дрейфующих).

Головной организацией-разработчиком космических аппаратов «Метеор-М» является Корпорация «ВНИИЭМ». Оператор космической системы — Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полетом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами (г. Королёв).

В составе комплекса работают три космических аппарата:

  • «Метеор-М» № 1 — запущен 17 сентября 2009 года;
  • «Метеор-М» № 2 — запущен 8 июля 2014 года;
  • «Метеор-М» № 2-2 — запущен 5 июля 2019 года.

Космический комплекс «Ресурс-П»

Орбитальная группировка спутников, предназначенная для детального широкозахватного и гиперспектрального оптико-электронного наблюдения поверхности Земли и передачи данных по радиоканалу на наземные пункты приёма информации.

Головной организацией-разработчиком космических аппаратов «Ресурс-П» является АО "РКЦ «Прогресс». Оператор космической системы — Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полётом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами (ЦУП).

В составе комплекса работают три космических аппарата:

  • «Ресурс-П» № 1 — запущен 25 июня 2013 года;
  • «Ресурс-П» № 2 — запущен 26 декабря 2014 года;
  • «Ресурс-П» № 3 — запущен 13 марта 2016 года;
  • «Ресурс-П» № 4 — запущен 31 марта 2024 года.

Космический комплекс «Электро-Л»

Орбитальная группировка спутников, предназначенная для получения и предварительной обработки многоспектральных снимков облачности и подстилающей земной поверхности в пределах всего наблюдаемого диска Земли, получения гелиофизических данных на высоте орбиты, выполнения телекоммуникационных функций по распространению, обмену гидрометеорологическими и гелиогеофизическими данными, ретрансляции сигналов от аварийных радиобуёв системы КОСПАС-САРСАТ.

Головной организацией-разработчиком космического аппарата «Электро-Л» является АО «НПО Лавочкина». Оператор космической системы — Научный центр оперативного мониторинга Земли АО «Российские космические системы». Управление полётом космических аппаратов осуществляет Центр управления полётами.

В составе комплекса работают три космических аппарата:

  • «Электро-Л» № 1 — запущен 25 июня 2013 года;
  • «Электро-Л» № 2 — запущен 26 декабря 2014 года.
  • «Электро-Л» № 3 — запущен 24 декабря 2019 года.
  • «Электро-Л» № 4 — запущен 5 февраля 2023 года.

Пилотируемый космический корабль «Орел»

Информационная табличка на МАКС-2013
Вид из кресла пилота

Варианты замены кораблям Союз анализируют почти постоянно для сохранения соответствующих компетенций. В начале 2000-х годов РКК «Энергия» занималась пилотируемым многоразовым кораблём «Клипер», но в 2005 году был проведен конкурс на разработку Перспективной пилотируемой транспортной системы (ППТС). «Клипер» не смог удовлетворить всем требованиям, поэтому был отправлен сначала на доработку, а затем свёрнут. Во втором конкурсе проведенном в 2009 году РКК «Энергия» победила с новым проектом, в котором использовались отдельные системы «Клипера». В 2010 году эскизное проектирование было закончено, на МАКС-2011 был представлен полномасштабный макет изготовленный из фанеры.

В 2012 году произошло изменение ТЗ на разработку, ППТС должен использоваться не только для полёта на МКС, но и для полётов на Луну. В июле 2013 завершилась экспертиза техничеcкого проекта, проект был одобрен. РКК приступило к следующей стадии — выпуску рабочей документации и изготовлению опытного образца.

На авиасалоне МАКС-2013 был представлен полномасштабный макет, было продемонстрировано внутреннее пространство корабля, кресла экипажа, система управления и другие системы корабля, в том числе туалет. [41][42] Репортаж с МАКС-2013

ППТС, впоследствии переименованная в пилотируемый космический корабль «Федерация», позволит выводить на орбиту четырёх членов экипажа и 500 кг грузов, столько же возвращать. На орбиту Луны ППТС сможет доставлять четырёх членов экипажа и до 100 кг полезного груза. При этом корабль рассчитывается на 10 возвращений с низкой орбиты и 3 возвращения с лунной орбиты при надёжности не ниже 0,995. Торможение в атмосфере будет происходить по парашютно-реактивной схеме: на высоте 1000 метров выбрасывается парашют, а на высоте 10 метров включаются тормозные двигатели и аппарат становится на амортизирующие ноги. Точность посадки при этом будет составлять 2 км, что в разы меньше чем при посадке «союзов».

Разработка многих систем Орла уже завершена. В настоящий момент проводятся статические испытания макета. Испытания системы аварийного спасения запланированы на 2024-2025 годы. Первый запуск - на 2027-2028 годы, одновременно с началом развёртывания Российской орбительной станции (РОС)[43].

Остальной мир

Датой основания европейского космического агенства принято считать 1964 год. Первые годы агенство выводило в космос спутники используя американские ракеты-носители. В нынешнем виде ЕКА образовалось в 1975. В 60-х Франция и Великобритания предпринимали попытки самостоятельного прорыва в космос. Построенные ракеты были способны выводить на низкую околоземную орбиту спутники массой порядка 100 кг. Но затем национальные программы «Black arrow» и «Diamant» были свёрнуты и началось совместная разработка ракеты-носителя «Europa». Первые успешные пуски в 1966 и 1967 годах. В 1979 году запущена РН «Ареан» пришедшая на смену «Европе». Первая ракета-носитель тяжелого класса «Ареан-5» была впервые запущена в 1997 году. Собственной орбитальной станции у ЕКА никогда не было, но оно активно участвовало в международной кооперации с СССР и США ранее, сейчас ЕКА имеет собственный сегмент на МКС. Кроме собственных РН также запускают российские «Союзы». Успешно запущен РН лёгкого класса «Vega». К 2018 году европейцы планируют создать собственный пилотируемый корабль.

Началом китайской космической программы можно назвать 1956 год, когда была создана академия, проводившая разработки ракетной техники. Первой ракетой собственного производства была всё та же немецкая Фау-2, для изготовления которой Хрущёв передал советские наработки и специалистов. В 1970 году Китай успешно запустил первый спутник. Дальнейшее развитие было медленным, космические программы неоднократно переносились и отменялись из-за нехватки средств. В 2003 году тайконавты впервые отправились в космос. Китай не принимает участия в МКС и имел собственную орбитальную станцию «Тяньгун-1» запущенную в 2011 году, которая сошла с орбиты в 2018 году. В конце 2013 года на Луну совершила мягкую посадку автоматическая станция Чанъэ-3, которая доставила луноход «Юйту». В 2016 была запущена орбитальная станция «Тяньгун-2»

Японское национальное агенство по исследованию космоса было образовано в 1969 году. Первая ракета запущена в 1970 году. Первый японец в космосе был платным посетителем орбитальной станции «МИР» в 1990 году. Япония является участником МКС и имеет собственную ракету-носитель среднего класса способную выводить спутники на геостационарную орбиту.

Индийская организация космических исследований впервые запустила спутник с помощью собственной ракеты-носителя в 1979 году. Индия имеет собственную пилотируемую космическую программу и планирует стать четвёртой космической сверхдержавой. Также Индия претендует стать шестой державой (после России, США, Франции, Японии и Китая) обладающей технологией криогенных разгонных блоков, необходимых для вывода тяжелых космических аппаратов на геостационарную орбиту.

Отметились запуском собственных ракет: Израиль, Бразилия, Иран, КНДР, Республика Корея, Украина, Новая Зеландия. Примерно десяток стран имеют или имели планы по созданию собственных РН. К этим странам относятся: ЮАР, Индонезия, Аргентина, Турция, Казахстан, Пакистан и другие.

Многие страны также имеют собственные космические агенства, но их космические программы ещё более скромны. Например, в 2013 году с помощью европейской «Веги» был запущен в космос эстонский спутник ESTCube-1 весом 1,3 кг, таким образом Эстония стала 41-й космической державой.

Перспективы развития частной космонавтики

В 2005-м году NASA выпустила предложение коммерческим компаниям заменить Шаттлы в деле доставки грузов до МКС. В 2006-м были подписаны контракты с SpaceX (ракета Фалькон и корабль Дракон) и Rocketplane Kistler (RpK). Однако соглашение с Rocketplane Kistler (RpK) было через некоторое время разорвано, вместо него в 2008-м был подписан контракт с Orbital Sciences — эта компания разрабатывает ракету Antares и невозвращаемый грузовой КА Cygnus. [44]

Эта программа послужила основанием для громкого пиара. Звучат заявления о том, что частная космонавтика скоро выкинет русских на свалку истории за счет того, что частные американские ракеты будут запускать грузы дешевле. В частности, заявляется, что доставка космонавта на МКС будет стоить на Драконе 20 млн долларов, против 60-70 миллионов за место в Союзе. Однако реальность пока сильно отличается от этих фантазий.

Во-первых, и Дракон, и Лебедь (Cygnus) — беспилотные корабли. Точно такие же, как европейский ATV, японский HTV и русский Прогресс. Пилотируемая версия Дракона называется DragonRider. SpaceX планирует осуществить пилотируемые пуски в 2018-м году [45]. Однако NASA им не очень-то верят и покупает билеты на Союз до 2018-го года с правом купить билеты и на 2019 год [46].

По подписанному контракту Дракон должен совершить 12 грузовых рейсов к МКС. Все вместе стоит 1,6 миллиардов, правда, цена может вырасти. В течении этих полетов надо доставить минимум 20 тонн грузов. [47]

Так как полеты беспилотные, то их надо сравнивать не с Союзом, а с Прогрессом. Примерная «экспортная» цена «Прогресса» около $60 млн. Эта сумма учитывается в качестве вклада РФ в снабжение МКС, однако РКК «Энергия» получает меньшую сумму.[48] Прогресс везет 2,5 тонны, при этом доставка одной тонны груза стоит 24 млн долларов. Один запуск Дракона обходится NASA примерно в 130 млн, и максимальная на данный момент загрузка составляет [49] 3136 кг (при заявленной 3310 кг), то есть одна тонна груза обходится в 43 млн долларов. Однако не следует забывать, что Дракон, в отличие от Прогресса, способен привезти с МКС обратно больше полутора тонн груза, то есть при большей цене имеет дополнительные возможности.

Кроме того, Дракон не может доставлять на МКС ракетное топливо для коррекции орбиты МКС.

Стали уже правилом постоянные задержки запуска ракетs-носителя Фалькон и корабля Дракон. Так на 2013 год было запланировано 7 запусков Фалькона [50], произведено только 3 [51] (по этой ссылке на сайте SpaceX ошибка — спутник Thaicom 6 был запущен уже в 2014 г.). На 2014 запланировано 13 запусков, произведено только 6, причём один был перенесён с прошлого года. [52].

В феврале 2012 планировалось до первого квартала 2014 года запустить 5 коммерческих миссий Дракона к МКС по программе CRS[53]. Реально пока удалось запустить только 3. Уже мало у кого осталось сомнений, что план по запускам нынешнего года тоже не будет выполнен. Следует отметить, что переносы запусков в космической индустрии это дело обычное, но вызывает удивление необъяснимый оптимизм руководства SpaceX при планировании запусков, а также их агрессивный пиар и их нежелание корректировать планы с учётом прошлого неудачного опыта. Также трудно объяснить рекламу сложного в реализации проекта пилотируемого полёта в капсуле Дракон на Марс (Red Dragon).[54].

Если посмотреть на другую компанию, Orbital Science Corporation, то там ситуация ещё более грустная. Ракета «Антарес» первоначально летала на двигателях AJ-26, которые являются модификацией двигателя НК-33 — русской разработки и производства времён лунной программы (начало 1970-х годов). [55][56] А первая ступень ракеты-носителя «Антарес» была разработана в КБ «Южное» и изготавливается на заводе «Южмаш». [57] Оба предприятия находятся на Украине в г. Днепропетровск, и в связи с недавними событиями весны-лета 2014 г. на Украине, дальнейшее производство и сопровождение первой ступени «Антареса» под большим вопросом. После аварии 28 октября 2014, произошедшей после старта «Антареса», Orbital Sciences Corporation решило поменять поставщика двигателей с ОАО «Кузнецов» на НПО «Энергомаш». [58]

Возможно, сейчас американское правительство тратит огромные деньги, чтобы взрастить частников, которые в перспективе будут честно конкурировать благодаря низким ценам. Но нет никакой гарантии, что коммерсанты начнут отказываться от прибыли и продавать свои пуски по себестоимости. Больше похоже на то, что частники и дальше будут использоваться как высокотехнологичная пилорама для космических бюджетов.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Помимо невозможности отслеживания в прямом эфире сложных операций при запусках и операциях на МКС, эта проблема порождает и другие сложности. Пропускная способность радиолинии космических аппаратов не беспредельна и объём запоминающего устройства тоже не бесконечный, поэтому, например, для спутников дистанционноно зондирования Земли возможность немедленно передать на Землю результаты съемки немедленно, а не через час-другой — это не только вопрос повышения оперативности, но зачастую и возможность увеличить производительность их работы.
  2. На данный момент космический туризм не бывает одновременно дешевым и безопасным — безопасно лететь на «Союзе», где всё дублировано и много раз проверено, стоит порядка миллиарда рублей, а за выложенные за гипотетический полет на американских «частниках» от нескольких до нескольких десятков млн рублей турист получит полёт, на большей части которого отказ, например, какого-нибудь элемента механизации крыла, вероятнее всего, будет стоить ему жизни.
  3. Принадлежит России на 95 %