Жильё в России

Материал из Русского эксперта
(перенаправлено с «Жилье в России»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Обеспеченность жильём в России, 1914—2014 гг., м² на человека

Жилой фонд Российской Федерации на конец 2021 г. составляет 4 040 млн м², из которых около 90 млн м² (2,5 % от всего жилищного фонда) относятся к категории аварийного и ветхого жилья.[3][4]

Жилищный фонд страны с каждым годом достигает новых исторических вершин: 4 млрд квадратных метров общая площадь жилых помещений России в 2021 году, величина 3 млрд кв.м была достигнута в 2006 году, 2 млрд кв.м в 1983 году.

В начале XXI века в России окончательно были решены вопросы ликвидации неэффективных и устаревших форм жилья, таких как коммунальные квартиры.[1] Закрытию этой серьёзной проблемы способствовало массовое промышленное домостроение, начиная с 1960-х годов и до современности, что позволило обеспечить российские семьи индивидуальным жильём.

Улучшение жилищных условий граждан требует дальнейшего планомерного строительства новых, качественных и ликвидацию ветхих объектов.

Обеспеченность жильём

См. также: Жилой фонд России в цифрах

Одним из главных достояний постсоветского периода в жизни россиян стало владение собственным жильём: 89% жилого фонда страны находится в частной собственности граждан.[5] Примерно такое же положение в Хорватии и Румынии — более 90 % в частной собственности граждан, а в других странах Европы соотношение частного владения к государственному по форме собственности меньше. Поэтому с уверенностью можно сказать, что для россиян их квартиры, дома, и даже дачные участки, являются главным богатством, которые они получили от государства в ходе жилищной приватизации 1990-2010-х годов.

С 2000 по 2021 год обеспеченность жильём в России выросла с 19,2 м²/чел до 27,8 м²/чел.[6] Для сравнения: ещё ранее, в 1990 году, этот показатель составлял 16,4 м²/чел.[7]

По данным ОЭСР, по обеспеченности жильём на человека РФ занимает 32-е место в мире с показателем 25,75 м²/чел в 2018 году (в Швеции — 42 м²/чел.[8], в Германии — 40).[9]

К концу 2021 года общее число жилых помещений в России составляло 70,2 миллиона.[10] Россия, вводя ежегодно более 1 млн квартир и домов в эксплуатацию, перегнала среднеевропейский уровень — 473 квартиры на 1000 человек. В России — 482 квартир на 1000 жителей (2021 год).[11] Однако среднероссийское жильё уступает по размерам среднеевропейскому жилью.

Помимо квартир и частных домов, россияне разумеется владеют дачами. По состоянию на 2011 год дачами было обеспечено 60 % россиян.[12]

Обеспеченность по количеству комнат на человека РФ занимает 36-е место в мире (среднестатистически на одного россиянина приходится одна комната). По мировым меркам это хороший показатель, по европейским — относительно низкий. Стратегическая потребность населения России в жилых площадях оценивается ещё в 1,5 млрд м².

Жилищное строительство

Ввод жилья в РФ и РСФСР, 1979—2014 гг.
Строительная активность в России разные годы

В 2022 году в России построено 102,7 млн м² жилья, что является историческим рекордом, так как последние вершины были в 2015 и 2021 годах, когда Россия ввела в строй объёмы жилья — 85,3 и 92,6 млн м². Советский рекорд РСФСР был в 1987 году (72,8 млн.м²).[13] К 2024 году планируется довести ввод нового жилья до 120 млн м² в год.

Таблица «Ежегодные показатели ввода жилья в эксплуатацию»

2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Введено общей
площади, млн м² [14]
30,3 43,6 58,4 85,3 80,2 79,2 75,7 80,3 82,2 92,6
Число кваpтиp
и домов, тыс [15]
373 515 717 1195 1167 1139 1076 1103 1122 1 205
Число комнат, тыс[2] 925 1159 1513 2307 2183 2142 1991 - -

Из общевозводимого жилья около 60 % относятся к многоквартирным домам.

Главной макроэкономической задачей в жилищном строительстве является привлечение «длинных» финансовых ресурсов под низкие проценты, как для застройщиков, так и для банков, участвующих в проектном финансировании и ипотечном кредитовании. Одними из возможных решений могли бы стать привлечение пенсионных денег и выпуск ипотечных ценных бумаг.

Качество жилья

В 2014 году, по данным ОЭСР, 62 % россиян удовлетворены своим жильем, что является сравнительно низким показателем (в Германии удовлетворены 93 %), при этом в России один из самых высоких в мире показателей доли населения, живущего в собственном жилье, что стало результатом приватизации в 1990-е и 2000-е гг. [16]

Плюсы жилья в России

  • По сравнению с Европой и США, дома в России отличаются большей прочностью и лучшей приспособленностью под суровые погодные условия. Дома имеют толстые стены и не рушатся от непогоды, как это постоянно происходит в США.
  • В России повсеместно в городах доступно централизованное горячее водоснабжение в любое время года и централизованная канализация. Эти факторы существенно улучшают санитарное состояние. В той же Италии, для получения горячей воды необходимо тратить дорогую электроэнергию, а отсутствие централизованной канализации приводит к периодическому затоплению улиц нечистотами, которые своевременно не вывезли из выгребных ям.
  • Полноценное отопление позволяет россиянам переживать зиму с комфортом, в жарко натопленных квартирах, а не в полухолодных помещениях, как часто приходится делать европейцам с их крайне дорогой коммуналкой (а также с их более мягкими зимами, что приводит к тому, что во многих районах вообще практически полностью отказываются от отопления, а осенне-весенние холода и редкие случаи мороза терпят как неизбежное бедствие — по дому ходят и спят в теплой одежде).
  • Коммунальные расходы в России в разы ниже, чем на Западе. Средние расходы российской семьи на жилищно-коммунальные услуги составляют 5000 руб/мес. (2013 г.), что вдвое ниже, чем в Норвегии (11 тыс. руб/мес.) или в Германии (9 тыс. руб/мес.), а расходы на электроэнергию и вовсе в 3-4 раза ниже, чем в большинстве европейских стран.[17] При этом для малоимущих расходы на ЖКУ в значительной мере субсидируются.

Минусы жилья в России

  • Малогабаритность и малокомнатность квартир. Если частное домостроение (коттеджи) в России соответствует стандартам жилья развитых стран, то квартиры (в многоквартирных домах) уступают по метражу и количеству комнат, например, большинству европейских стран. К сожалению, новопостроенные квартиры в 2010-х годах не улучшили ситуацию, а наоборот, из-за большого количества одно-,двухкомнатных квартир статистически количество метров на человека стало больше, но с точки зрения семейных ячеек ситуация не стала лучше. Хотя во многих странах мира ситуация с жильём ещё хуже, например, в сравнении с густонаселёнными странами Азии, Африки и Южной Америки российские условия выглядят гораздо привлекательней.
  • Теплоснабжение в России часто неэффективно из-за устаревшей инфраструктуры[18], а значительную долю жилищных расходов граждан составляют именно расходы на отопление (порядка трети всех расходов).[19] Впрочем, в 2010-е годы предпринимаются активные усилия по модернизации теплосетей.[20]
  • Низкое качество городской среды (типично для большинства так называемых «спальных районов» в российских городах), что связано со сложившимися с советских времён негативными традициями застройки, устаревшими строительными нормами и правилами (СНиПами)[21], с неограниченной жаждой наживы и некомпетентностью строительного бизнеса, который стремится выжать максимум прибыли с участка за счёт повышения плотности застройки (в условиях дефицита жилья раскупят даже жильё с некачественной средой), а также пытается сэкономить на проектировании и на благоустройстве (хотя затраты на проектирование составляют порядка 0,5-1,5 % стоимости проекта, и на благоустройство тоже совсем немного).[22]

Городская среда в России

Городская среда России по европейским меркам крайне неразвита, за исключением центров некоторых исторических городов и элитных районов. Интерес к этой проблеме значительно возрос в последние годы, предпринимаются шаги по исправлению ситуации. Однако города формируются десятилетиями и веками, и положительные изменения пока заметны лишь в отдельных сферах и в отдельных российских городах.

Проблема восходит к советской эпохе: стремительная индустриализация и урбанизация в 1930-е-1950-е, а также колоссальные разрушения жилой застройки в годы Великой Отечественной войны создали огромную неудовлетворённую потребность населения в жилье. Эту проблему советская власть начала активно решать в конце 1950-х, однако при этом было сделано множество ошибок. Начавшаяся в те времена массовая микрорайонная застройка смогла в целом обеспечить население жильём, однако она же стала причиной деградации облика российских городов практически во всех внешних аспектах: начиная от архитектуры и дизайна до общей организации городского планирования и заполнения связующих пространств между домами.

Исправлению ситуации в наше время мешают устаревшие (восходящие к 1960-м годам) строительные нормы и правила (СНиП)[23], а также жадность застройщиков (стремящихся построить максимум квадратных метров на участке) и деградировавший за десятилетия общий уровень градостроительства и архитектуры. Ситуацию осложняет пока ещё достаточно низкий запрос на комфортную среду со стороны большинства россиян, привыкших к сформировавшимся условиям.

В городах за последние 25 лет наблюдаются противоречивые тенденции в отношении качества жилья и среды — с одной стороны, появился обширный рынок элитного жилья и возводится много качественных зданий (как по удобству, так и по архитектуре), внутренние потребительские качества новой застройки эконом-класса также повысились. В центрах городов воссоздаются памятники архитектуры, возрождены многие архитектурные стили прошлого, используются заграничные архитектурные наработки.

Однако в отношении городской среды новые окраинные районы зачастую представляют собой значительно ухудшенную версию позднесоветской застройки — каменные джунгли высотой до 20-30 этажей среди сплошных наземных автопарковок, при дефиците зелени и освещения, когда единственным заметным элементом благоустройства часто оказывается детская площадка стандартного цветастого окраса. В техническом отношении наблюдается безусловный прогресс по сравнению с советскими временами, однако среда обитания становится всё более неестественной и несоразмерной человеку.

В сельской местности значительная доля россиян живёт в достаточно неразвитых по европейским меркам условиях. Однако здесь также происходит обновление застройки — по сравнению с советскими временами в России наблюдается бум строительства частных загородных домов (именно домов, а не небольших дач или сезонных дачных строений). Продолжается газификация сельских поселений, распространение интернета и прочих удобств. В сёлах массово развиваются водоснабжение и канализация, модернизируются электрические сети.

Капитальный ремонт

Для улучшения положения в жилищной сфере недостаточно только строить новое, нужно ещё поддержить в нормативном состоянии ранее построенное, и это правило не отменяется, даже если строить очень много, так как ремонт в идеальной ситуации должен быть плановый.[3] Понимание тупиковой ситуации «бега на месте», когда в целом жилой фонд устаревает, что мало улучшает ситуацию для большинства россиян, пришло к началу 2010-х годов. В эти годы в стране капитально ремонтировалось ежегодно менее одного процента от всех многоквартирных домов (это с учётом накопившихся за предыдущие десятилетия недофинансирования и недоремонта огромной массы внепланового ремонта), что грозило через 30-40 лет возникновением патовой, «катастрофической» ситуации. Причём решение лежит не в «нормативно-бумажных хитростях», а в реальном наращивании объёмов реконструкций и работ с целью догнать упущенное.

Около 50 % жилых домов в России нуждаются в капитальном ремонте.[4] По программе капитального ремонта за ближайшие 30 лет в России будет отремонтировано 740 тыс. домов общей площадью 2,3 млрд м².[24]

В каждом субъекте РФ утверждается своя региональная программа капитального ремонта, как и минимальный размер взноса для собственников, поэтому программы регионально дифференцированы; роль федеральных структур — общеметодическая, определённая государственной социально-жилищной политикой.

Формируются фонды капитального ремонта многоквартирных домов по решению собственников либо на счёте регионального оператора[5], либо на специальном счёте жильцов. Соответственно, использование этого фонда и ремонт дома возлагается либо на регионального оператора, либо на самих жильцов.

Ежегодно по всей России ремонтируется более 40 тысяч многоквартирных домов. За 2014—2018 годы отремонтировано 138 тыс. многоквартирных домов на сумму 538 млрд рублей. Ежегодно по всей России на эти цели собирается более 170 млрд рублей: 2017 год — 171 млрд руб., 2018 год — 182 млрд руб.[25]

Регионы вправе не включать в программу ветхие дома: физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает 70 %. Также от взносов на капремонт освобождаются владельцы подлежащих сносу квартир, состояние которых муниципальными властями признано аварийными, а также лица, живущие в домах, земли под которыми решено изъять для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом.[26]

Решение же вопроса качества ремонтно-строительных работ возможно не только через надзорную функцию, но и через стандартизацию процессов и подходов по строительным материалам и технологиям, используемых при капремонте.

Накопившиеся в предыдущие десятилетия проблемы в жилищной сфере привели к созданию в 2014 году новой российской системы по организации и проведению ремонтов, которая ставит целью не только борьбу с износом жилищного фонда (предотвращение аварийности), но и формирование ответственного отношения собственников к общему жилью.

Доступность жилья

См. также: Либеральные мифы#В России невозможно купить квартиру
Динамика доступности приобретения жилья в России, 2000—2017

В настоящее время Россия строит больше жилья[27], чем РСФСР в самые продуктивные её годы. Квартир становится больше и больше становится общая жилая площадь — за новейшее время число квадратов на человека выросло с 19 м² до 25,75 м².

Рынок российской недвижимости — конкурентный и самодостаточный, что позволяет гражданам выбирать жильё как по цене, так и по географии.

Покупка

Норматив стоимости одного квадратного метра жилья в России (2018)

В рыночных условиях экономики купле-продажа является главным способом деловых, товарно-денежных отношений. Во всём мире к ним прикладываются государственные программы и регуляционные механизмы, помогающие гражданам приобретать недвижимость.

В России на федеральном и региональном уровнях существуют программы поддержки граждан, решивших приобрести жильё: в виде субсидий, жилищных сертификатов и выделения земельных участков под индивидуальное строительство. Поддержка определяется в соответствии со среднесрочными возможностями государства содействовать благосостоянию таких важных категорий лиц, как молодые семьи, многодетные семьи, военнослужащие, молодые научные сотрудники, работники образовательных и медицинских учреждений, молодые люди, готовые работать в сельской местности. (При этом не забывая о всех остальных нуждающихся, поддержка которых чуть меньше, —например, в виде льгот и субсидий по расходам на содержание жилья.)

  • На приобретение или строительство жилого помещения можно использовать средства семейного (материнского) капитала. В том числе, для получения компенсации затрат на уже осуществлённое строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Обеспечение жильём военнослужащих в 2012-2017 гг.
  • Для военнослужащих также есть возможность воспользоваться жилищной субсидией, которая рассчитывается индивидуально с применением коэффициентов и поправок, установленных Постановлением Правительства

РФ от 3 февраля 2014 г. № 76. [28]

Можно утверждать, что купить жильё на первичном и вторичном рынках может позволить себе более половины российских семей.

  • На начало 2020 года во многих регионах России до сих пор можно найти цены в новостройках меньше 30 тысяч рублей (менее 500 usd) за м².[29] Тем более, огромный «региональный» выбор в диапазоне от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. (Норматив средней рыночной стоимости 1 м² по России, утверждённый Минстроем[6] на I полугодие 2020 года — около 46 тысяч рублей.)[30]
  • При этом очевидно, что пригородная недвижимость (в том числе за пределами крупных городов) более доступна по цене, а в сельских поселениях при наличии предложения — ещё более.
  • Уровень доступности жилья в России год от года повышается — как за счёт стабильной рыночной ценовой конъюнктуры на недвижимость, так и за счёт увеличения доходов населения.[7]
  • Если в 2011 году (на условиях 2011 года) среднестатистическая семья для покупки нормального качества квартиры должна была 20 лет копить деньги[31], то в условиях 2019 года — менее 10 лет.
  • До 260 тысяч рублей на покупку квартиры или строительство дома можно вернуть обратно в виде налогового вычета по НДФЛ.[32]
  • Желающим работать в сельской местности врачам и фельдшерам (в том числе молодым специалистам для наработки стажа) дают один миллион рублей «подъёмных».[33] За этот миллион в сельской местности абсолютно реально обустроить себе неплохой коттедж, и, возможно, оплатить ипотеку.

Ипотека

Ипотечное кредитование[8] оказывает прямое воздействие на рынок жилой недвижимости: и на спрос граждан на жильё, и на предложение застройщиков.

В 2018 году российскими банками выдано 1,47 млн ипотечных кредитов на 3,01 трлн рублей, что на 49 % больше, чем в 2017 году.[34]

Общий объём ипотечных кредитов достиг к началу 2019 года 6,5 трлн рублей.

Средневзешенная ставка ипотечного кредита в России, по данным Центробанка, за 2018 год составила 9,35 %.[35] Причём ещё на конец 2015 года она составляла 13,44 %[36]

Благодаря снижению ставки с 12,5 % до 10 %, около 200 тысяч заёмщиков (семей) рефинансировали свою задолженность, что позволило уменьшить ежемесячные платежи на 10-15 %.

Помимо рыночных и регулятивных методов снижения ипотечной ставки, государство может применять программы поддержки для различных категорий граждан.

Существуют государственные программы, которые возмещают часть расходов и платят часть ипотечной ставки за молодые семьи, семьи с двумя и более детьми, за военнослужащих и за другие особо ценные для государства категории граждан.[37] Так при получении заёмщиком государственной субсидии у него появляется возможность снижения ставки на 1-3 %. [38]

Материнский капитал. Семейный (материнский) капитал (453 026 рублей на 2019 год) принимается в качестве первого взноса по ипотеке, также им можно погасить часть уже взятого ипотечного кредита.

Льготная ипотечная программа с государственной поддержкой для семей, в которых с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года родится второй и/или последующий ребёнок.

Право на данный ипотечный сертификат не обременяется какими-либо дискриминационными условиями, кроме условия разумности и платёжеспособности граждан, вступающих в программу (как и любую долговую услугу). Постановлением от 28.03.2019 № 339 утверждено, что период субсидирования распространяется на весь срок действия кредита в размере от 5,25 % годовых.[39]

Использовать эти кредитные средства можно: 1) на приобретение новой квартиры или дома, в том числе с земельным участком, а также строящегося жилья. Льготные условия кредитования для регионов Дальнего Востока более расширенные — предусматривается возможность субсидирования ставок по кредитам на приобретение жилых помещений, в том числе с земельным участком, расположенных в сельских поселениях Дальневосточного федерального округа, не только на первичном рынке жилья, но и на вторичном; сама ставка — 5 %. 2) на погашение ранее выданных кредитов и займов на покупку жилья.

Списание 450 тысяч рублей для семей с тремя и более детьми. Многодетные семьи могут с 25 сентября 2019 года подавать заявки на списание части кредита по ипотеке до 450 тыс. рублей. [40]

Ипотека по деревянному домостроению. С середины 2018 года и до конца 2020 года для россиян есть возможность оформить ипотечный кредит для строительства деревянного индивидуального дома под ставку по формуле «рыночная ставка минус 5 процентных пункта». Главной особенностью этой программы стало то, что сумма кредита (не более 3,5 млн рублей) должна идти только на приобретение частного дома, изготовленного из деревянных конструкций заводским способом[9], а также установлен первоначальный взнос — 10 процентов. Для домостроительного завода (компании), указанного в договоре купли-продажи так же есть важное условие — годовая выручка не менее 200 млн рублей.[41]

Накопительно-ипотечная система для военнослужащих. Данная система начала действовать в 2005 году после принятия ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ.[42]

Налоговый вычет. Дополнительно к стоимости жилья в налоговый вычет можно включить выплаты процентов по ипотеке. Это позволит сэкономить ещё до 400 тысяч рублей. [43][44]

Ипотечные каникулы. С лета 2019 года россияне могут воспользовать «ипотечными каникулами»: право находящегося в трудной жизненной ситуации заёмщика, имеющего ипотечный кредит, сроком до шести месяцев приостановить исполнение его обязательств или уменьшить размер периодических платежей.[45]

Аренда

Каждая десятая[10] квартира (дом) в России находится в коммерческой и в некоммерческой аренде.[11] Причём в коммерческой сфере основными арендодателями являются граждане, а юридические лица незначительно представлены в аренде жилья. На сегодня форма арендных (доходных) домов — перспективная, но исключительно редкая.

Доля коммерческой аренды в России в 4 раза меньше, чем в западных странах.

На Западе значительная часть арендного жилья — это так называемые хостелы (коммерческие общежития), которые в современной России не слишком распространены. Кроме того, российские арендаторы квартир сталкиваются с тем, что ежемесячная плата за наём жилья на протяжении лет выливается в такую сумму, что разумнее на эти деньги сделать первый взнос по ипотеке и приобрести собственное жильё. Долгосрочная аренда привлекательна для россиян лишь в случае социального найма.

Предоставление жилья государством

Некоммерческая аренда муниципально-государственного характера имеет ограниченные возможности, так как площади такой недвижимости менее 3 % от всего фонда России. К такому положению привела массовая приватизация[12] граждан жилья, предоставленная им государством по договорам социального найма: если в 2000 году на долю муниципально-государственного жилья приходилось треть от всех жилых площадей, то в 2017 году — всего 8 % (снижение такой госсобственности с 900 млн м² до 300 млн м²). Фактически государство отдало сотни миллионов квадратных метров гражданам без права требования (не в социалистических, а в рыночных условиях), и вопрос об обеспечении массовым социальным (бесплатным) жильём населения выглядит неконструктивно и абсурдно, по крайне мере, до строительства нового государственного жилья. Соответственно, текущий вопрос государственной политики в области распределения жилья: будет ли она по-прежнему «приватизационной» или станет «арендной».

Переселение из аварийного жилья в 2008-2018 гг.

Сегодня в России муниципальные квартиры (жильё за государственный счёт) предоставляются следующим категориям граждан: ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим, детям-сиротам, переселенцам из ветхих и аварийных домов, а также людям, страдающим тяжёлой формой какого-либо хронического заболевания.

Предоставление жилья по договору социального найма.

Также квартиру от государства по договору социального найма могут получить малоимущие граждане и признанные нуждающимися в жилых помещениях (если на каждого члена семьи выходит меньше 10 м², или существующая квартира длительное время не отвечает установленным нормам для жилых помещений; если в одной квартире проживает гражданин, страдающий заболеванием, при котором совместное проживание становится невозможным, а другого жилья нет; если своей квартиры нет вовсе, ни на основе права собственности, ни по договору соцнайма). Срок ожидания полагающегося жилья может растянуться на неопределённое время и зависит от времени постановки на очередь, от региона и размеров его жилищного бюджета, от количества очередников и льготников.

Отказать в признании статуса нуждающего государственный орган может, если были предоставлены не все необходимые документы, а также недостоверные сведения. В случае преднамеренного ухудшения своих жилищных условий[13], «принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий» (статья 53 Жилищного Кодекса РФ [46]), что подтверждалось некоторыми судебными решениями.[47]

Предоставление служебных жилых помещений.

На служебное, временное пользование жильём может расчитывать практически любой сотрудник бюджетной сферы: государственные служащие; депутаты любого уровня; учителя, врачи, пожарные, полицейские; лица, несущие службу в МВД; военнослужащие; сотрудники различных учреждений с государственным участием.

Если гражданин признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, то по решению органов власти занимаемую служебную квартиру могут передать в собственность.[48]

Не стоит забывать, что статья 40 Конституции РФ провозглашает право каждого гражданина Российской Федерации на жилище.[49]

См. также

Ссылки

Официальные документы

Примечания

  1. В советский период коммунальным признавалось жильё, в котором несколько семей пользовались одними и теми же жилыми и нежилыми помещениями. В современной России — имеющие «обслуживающие» помещения (по Жилищному Кодексу РФ: «на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты»)
  2. Число комнат округлено до «целых» за счёт пяти-, шести-, семикомнатных квартир и домов, но теоретически число комнат по году может быть ещё больше за счёт такого многокомнатного жилья.
  3. Плановая очерёдность на ремонт в любом государстве позволяет не доводить жилой фонд до критической и кризисной ситуации невосстановления и деградации. В противном случае, при наличии огромного количества жилых зданий, построенных по старым нормам и невозможности продления их эксплуатационного периода, появляется (в зависимости от запущенности) большая государственная проблема — внеплановый ремонт.
  4. В отличие от текущего ремонта, капитальный предполагает широкомасштабные ремонтно-строительные работы: полная замена систем канализации и водоснабжения, электрической проводки, лифтов, крыши, укрепление фундамента, реставрация фасадов и другие необходимые работы.
  5. Региональный оператор создаётся субъектом РФ в форме некоммерческой организации. Контроль за формированием и расходованием фонда капитального ремонта, деятельностью регионального оператора ложится на государственную жилищную инспекцию.
  6. Норматив средней рыночной цены за 1 м² во всех регионах разный. Устанавливается для целей государственных федеральных и региональных программ, чтобы исключить манипуляции с ценами при тендерах и закупках.
  7. Если в 2008 году отношение средней стоимости «квадрата» к средней месячной зарплате россиян составляло 3,7 (в 2011 году — 2), то в 2018 году —впервые опустилась ниже 1, то есть среднестатистическая заработная плата превысила среднестатистическую рыночную цену м² недвижимости.[1][2]
  8. Ипотека — это кредитная форма покупки недвижимости, при которой банк даёт деньги под залог приобретаемой недвижимости, а гражданин получает право собственности с обременением (до полной выплаты).
  9. Заводское деревянное домостроение известно своим быстрым возведением зданий. Срок строительства (в зависимости от размеров и сложности конструкции), как правило, составляет от нескольких дней до двух-трёх месяцев, а при наличии у застройщика готовых (частично готовых) возведённых домов и целых посёлков, сделка сведётся только к офорлению документов.
  10. Оценочно от 9 до 15 %.
  11. Рыночная (коммерческая) аренда предлагается физическими и юридическими лицами с целью получения прибыли, а некоммерческая аренда — государственными и частными юрлицами и гражданами для социально-гуманитарных целей.
  12. Приватизация — процесс перехода государственного жилья в частную собственность.
  13. К таким действиям можно отнести: обмен благоустроенного жилья на аварийное; продажа или передача в дар пригодной для проживания недвижимости; подселение к себе третьих лиц; прямые действия гражданина в причинении вреда жилью.