Российское судостроение: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
(й)
Строка 67: Строка 67:
* '''Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон)''', г. [[Хабаровск]] — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.
* '''Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон)''', г. [[Хабаровск]] — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.


=== Остались за границей после развала СССР ===
=== Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР ===
* '''[[Херсонский судостроительный завод]]''', г. [[Херсон]] ([[Украина]]) — крупное судостроительное предприятие, изначально построенное для производства больших гражданских судов в начале 1950-х годов.
* '''[[Херсонский судостроительный завод]]''', г. [[Херсон]] ([[Украина]]) — крупное судостроительное предприятие, изначально построенное для производства больших гражданских судов в начале 1950-х годов.
* '''[[Судостроительный завод имени 61 коммунара]]''', г. [[Николаев]] ([[Украина]])
* '''[[Судостроительный завод имени 61 коммунара]]''', г. [[Николаев]] ([[Украина]])
* '''[[Черноморский судостроительный завод]]''', г. [[Николаев]] ([[Украина]])
* '''[[Черноморский судостроительный завод]]''', г. [[Николаев]] ([[Украина]])
* '''''Arctech Helsinki Shipyard''''' (на 1917 год «Сандвикский корабельный док и механический завод»), г. Хельсинки ([[Финляндия]]) — производитель судов ледового класса, на 2017 год на 100 % принадлежит российской Объединённой судостроительной корпорации.


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 16:36, 1 августа 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники.

Основные предприятия отрасли

Важнейшие научные и проектные организации отрасли

  • Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз».
  • Зеленодольское проектно-конструкторское бюро.
  • Центральное конструкторское бюро «Коралл».
  • Крыловский государственный научный центр.
  • Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
  • Невское проектно-конструкторское бюро.
  • Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега».
  • Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин».
  • Конструкторское бюро «Рубин-Север».
  • Северное проектно-конструкторское бюро.
  • Специальное конструкторское бюро по электрохимии с опытным заводом.
  • Центральное конструкторское бюро «Черноморец» (на середину 2017 года находится в процессе слияния с Севастопольским морским заводом).
  • Центральное конструкторское бюро «Коралл».

Производители кораблей и судов океанского класса

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

Производители кораблей и судов класса река-море

  • Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
  • Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель кораблей противоминной обороны, композитных надстроек военных кораблей и военных катеров.
  • Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
  • Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
  • Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
  • Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
  • Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.
  • Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
  • Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.
  • Судостроительный завод «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область — предприятие, специализирующееся на строительстве блоков морских платформ, а также строительстве судов класса река-море.
  • Судостроительный завод «Красные баррикады», пгт. Красные Баррикады, Астраханская область — находится в процессе реорганизации.

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

  • Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
  • Астраханский судоремонтный завод, г. Астрахань (филиал ЦС «Звёздочка»)
  • Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина, г. Астрахань

Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия

Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи

  • Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.
  • Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
  • Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон), г. Хабаровск — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.

Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР

См. также