Культурная политика России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 4 промежуточные версии 5 участников)
Строка 8: Строка 8:
Ключевые выдержки из статьи Владимира Мединского [http://izvestia.ru/news/587771 «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»]:
Ключевые выдержки из статьи Владимира Мединского [http://izvestia.ru/news/587771 «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»]:


{{quote|«В 1990-е и „нулевые“ под давлением „творческих элит“ и под лозунгами „решительного разрыва с тоталитарным советским прошлым“ в отношениях государство/культура, по сути, восторжествовала фантасмагория: „хотим как при Сталине — только без Сталина“. А именно: государство должно оставить за собой обязательство тотального и безоговорочного финансирования творческой деятельности — но получателей „денежного содержания“ от каких бы то ни было обязательств великодушно избавить».
{{quote|«В 1990-е и „нулевые“ под давлением „творческих элит“ и под лозунгами „решительного разрыва с тоталитарным советским прошлым“ в отношениях государство/культура, по сути, восторжествовала фантасмагория: „хотим как при Сталине — только без Сталина“. А именно: государство должно оставить за собой обязательство тотального и безоговорочного финансирования творческой деятельности — но получателей „денежного содержания“ от каких бы то ни было обязательств великодушно избавить».


...
...
Строка 16: Строка 16:
...
...


«Но культура, по моему глубокому убеждению, в основе своей — это не „объект рынка“. Логикой „кто девушку ужинает…“ здесь ограничиваться было бы ошибочно. Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. И в этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, „потребителя культурной продукции“ — то есть народа России. Следовательно, '''требования к содержанию творческого продукта — это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом'''».
«Но культура, по моему глубокому убеждению, в основе своей — это не „объект рынка“. Логикой „кто девушку ужинает…“ здесь ограничиваться было бы ошибочно. Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. И в этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, „потребителя культурной продукции“ — то есть народа России. Следовательно, '''требования к содержанию творческого продукта — это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом'''».


...
...
Строка 39: Строка 39:
...
...


Главный механизм культурной политики — отнюдь не «покупка лояльности лидеров общественного мнения», «признанных творческих авторитетов». Это всё недорого стоит — что было доказано и в феврале 1917-го, и в августе 1991-го, когда именно обласканная казной творческая элита оказалась в авангарде сил, разрушавших государство. Единственный гарант «созвучия» государства, общества и искусства — гражданственность самих деятелей культуры. И творческих работников, и управленцев. А это вопрос кадровой политики.}}
Главный механизм культурной политики — отнюдь не «покупка лояльности лидеров общественного мнения», «признанных творческих авторитетов». Это всё недорого стоит — что было доказано и в феврале 1917-го, и в августе 1991-го, когда именно обласканная казной творческая элита оказалась в авангарде сил, разрушавших государство. Единственный гарант «созвучия» государства, общества и искусства — гражданственность самих деятелей культуры. И творческих работников, и управленцев. А это вопрос кадровой политики.}}


== См. также ==
== См. также ==
Строка 45: Строка 45:


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://kultpult.ru КультПульт] — проект [[Виктор Мараховский|Виктора Мараховского]] и других авторов, посвященный ситуации в современной культуре и её отношениям с государством
* [http://kultpult.ru КультПульт] — проект [[Виктор Мараховский|Виктора Мараховского]] и других авторов, посвящённый ситуации в современной культуре и её отношениям с государством
* [http://izvestia.ru/news/587771 «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»] — статья министра культуры и писателя Владимира Мединского
* [http://izvestia.ru/news/587771 «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»] — статья министра культуры и писателя Владимира Мединского
* [http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf Основы государственной культурной политики] — утверждены в декабре 2014 года
* [http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf Основы государственной культурной политики] — утверждены в декабре 2014 года

Текущая версия от 17:53, 13 августа 2020

Государственная культурная политика России, как и всякой самостоятельной и здоровой страны, должна быть направлена на поддержку отечественной культуры.

Однако речь не идёт о поддержке любого произвольного креатива, зачастую оказывающегося антиобщественным, антикультурным и разрушительным. Ведь по логике и по справедливости, финансирование деятелей культуры со стороны государства предполагает ответственность этих деятелей перед обществом.

Поэтому речь идёт о поддержке созидательной и положительной культуры, делающей общество крепче, добрее, умнее, сильнее и здоровее, на основе таких ценностей как историческая память и духовность, спорт и физическая культура, защита природы и культурного наследия, семья и взаимопомощь, патриотизм и служение Отечеству.

Основы государственной политики в области культуры

Ключевые выдержки из статьи Владимира Мединского «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию»:

«В 1990-е и „нулевые“ под давлением „творческих элит“ и под лозунгами „решительного разрыва с тоталитарным советским прошлым“ в отношениях государство/культура, по сути, восторжествовала фантасмагория: „хотим как при Сталине — только без Сталина“. А именно: государство должно оставить за собой обязательство тотального и безоговорочного финансирования творческой деятельности — но получателей „денежного содержания“ от каких бы то ни было обязательств великодушно избавить».

...

«С принятием в декабре 2014 года „Основ государственной культурной политики“ мы вступили в новый период, когда „…государственная культурная политика признаётся неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности“, а сама культура „…возводится в ранг национальных приоритетов“».

...

«Но культура, по моему глубокому убеждению, в основе своей — это не „объект рынка“. Логикой „кто девушку ужинает…“ здесь ограничиваться было бы ошибочно. Культура — это пространство, в котором задаются и поддерживаются важнейшие для общества нравственные координаты. И в этом пространстве государство представляет интересы избирателя, налогоплательщика, „потребителя культурной продукции“ — то есть народа России. Следовательно, требования к содержанию творческого продукта — это не право государства, а его обязанность, делегированная обществом».

...

Какие ценности мы имеем в виду?
Ценность созидательного труда.
Развитие личности как залог общего процветания.
Служение Отечеству.
Единство и преемственность тысячелетней истории России.
Историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР.
Ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями — начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей.

...

Мы должны поощрять и инициировать творческую деятельность в поле именно этих бесспорных и естественных ценностей. А в той части художественного творчества, которую государство прямо субсидирует, мы на этих ценностях настаиваем. То есть государство в творчестве ничего не запрещает. Но не всё оплачивает. Подчеркну, исповедование общих ценностей не имеет никакого отношения к тупому верноподданничеству.

...


Главный урок нашего исторического опыта: чиновник не должен руководить творчеством. Обеспечивать соблюдение административных, финансовых и ценностных правил — должен. А решать, какими образами «должен» мыслить художник, — не имеет права.

...

Главный механизм культурной политики — отнюдь не «покупка лояльности лидеров общественного мнения», «признанных творческих авторитетов». Это всё недорого стоит — что было доказано и в феврале 1917-го, и в августе 1991-го, когда именно обласканная казной творческая элита оказалась в авангарде сил, разрушавших государство. Единственный гарант «созвучия» государства, общества и искусства — гражданственность самих деятелей культуры. И творческих работников, и управленцев. А это вопрос кадровой политики.

См. также

Ссылки