Российская военная техника: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 177: Строка 177:
=== Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» ===
=== Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» ===
* '''Год принятия на вооружение:''' 1991
* '''Год принятия на вооружение:''' 1991
* '''Производитель:''' [[Черноморский судостроительный завод]] в [[Николаев]]е
* '''Производитель:''' [[Черноморский судостроительный завод]]
* '''Количество в серии:''' 1 (2 — второй был достроен после продажи Китаю по цене металлолома)
* '''Количество в серии:''' 1 (2 — второй был достроен после продажи Китаю по цене металлолома)
* '''Применение:''' Война в Сирии
* '''Применение:''' Война в Сирии

Версия от 12:28, 28 декабря 2021

О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
Русская Императорская Армия
Вооружённые Силы Советского Союза
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)

В этой статье содержится список реально изготовленных когда-либо уникальных вооружения и военной техники и советского и российского производства, не вошедших в собранные в отдельных статьях списки пехотного оружия и бронетехники.

Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:

  • не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
  • является крайне популярным в мире;
  • имеет общепризнанную надёжность и качество;
  • обладает уникальными боевыми характеристиками;
  • активно используется в различных военных конфликтах;
  • состоит на вооружении многих стран мира;
  • часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
  • является символом своего времени.

Бронетехника

Основная статья: Российская бронетехника

Самолёты и вертолёты

Основная статья: Российские самолёты и вертолёты

Надводные корабли

Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

  • Генеральный конструктор: Петр I
  • Год принятия на вооружение: 1727
  • Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
  • Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг.
  • Дата снятия с вооружения: 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако строительство было завершено уже при Петре II. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе Войны за польское наследство. В 1736 году был повреждён вызванным молнией пожаром, после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранены памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.

Линейный корабль типа «Слава России» в бою

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

  • Генеральный конструктор:Осип Най, Пётр I[1]
  • Год принятия на вооружение: 1733
  • Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство, Архангельское адмиралтейство
  • Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война 1756—1763 гг., Совместное со Швецией патрулирование Зунда с целью недопущения на Балтику английского флота 1758 г., Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Вооружённый нейтралитет 1779—1783 гг., Русско-шведская война 1788—1790 гг.
  • Дата снятия с вооружения: последние выходы в море — 1789, последние корабли разобраны после 1791

В ходе реформы и практического возрождения флота начатых Императрицей Анной I в первой половине 1730-х годов, в качестве основного типа отечественных кораблей линии были приняты разработанные Петром I 66-пушечные корабли, удачно сочетавшие надёжность конструкции, мощное — сравнимое с иностранными 70-пушечниками того времени — вооружение и относительную дешевизну. В результате именно они несколько десятилетий составляли основу мощи отечественного флота вплоть до 1770-х годов и участвовали во всех конфликтах России на Балтийском и Средиземном морях с 1734 по 1789 годы. Также на их основе были разработаны модернизированные корабли типа «Азия», к тому времени, впрочем, фактически уже перешедшие в разряд малых кораблей.

110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»

  • Генеральный конструктор: Р. Броун
  • Год принятия на вооружение: 1737
  • Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
  • Применение: Русско-шведская война 1741—1743 гг. (был приведён в боевую готовность, но в море не выходил[2])
  • Дата снятия с вооружения: 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.

Линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль», 1828

74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль»

  • Генеральный конструктор: A. M. Курочкин
  • Год принятия на вооружение: 1826
  • Производитель: Архангельское адмиралтейство; Охтенская верфь в Санкт-Петербурге
  • Применение: Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
  • Дата снятия с вооружения: 1863

Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[1] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель, турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».

Мониторы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов»

Мониторы (броненосцы береговой обороны) «Новогород» и «Вице-адмирал Попов»

Уникальные по конструкции корпуса корабли, немного отличавшиеся размерами и калибром орудий, являющиеся вершиной развития популярной в то время концепции организации мобильной береговой обороны с помощью небольших и относительно тихоходных, зато отлично бронированных и вооружённых 1-2 огромными орудиями канонерских лодок. В этих кораблях для установки пары самых мощных орудий того времени при сохранении малой осадки, крайне желательной при обороне Днепровского лимана, дельты Дуная и Керченского пролива, а также улучшения меткости стрельбы и бронирования корпус был укорочен до такой степени, что его ширина сравнялись с длиной, в результате чего палуба кораблей имела в плане вид правильной окружности. Несмотря последующую на острую критику очевидных недостатков «поповок», свою задачу они выполнили полностью, поскольку крайне слабые в то время черноморские верфи таки успели построить эти относительно простые корабли в очень сжатые сроки, а во время последовавшей вскоре Русско-турецкой войны многократно превосходящие силы турецкого флота так и не решились атаковать обороняемые ими акватории и конвои.[5] Оба корабля прослужили до 1903 года, после чего находились в резерве до 1911 года, когда были разрезаны на металл.

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»

  • Генеральный конструктор: А. А. Попов
  • Год принятия на вооружение: 1876
  • Производитель: Верфь на Галерном острове в Санкт-Петербурге
  • Применение: Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
  • Дата снятия с вооружения: 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959

Самый сильный в мире боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, введён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[2], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго[6] и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.

Миноносец «Взрыв»

Минная лодка (миноносец) «Взрыв»

Первый в мире миноносец — вооруженный почти одними торпедами корабль, в отличие от более мелких миноносок и совсем крошечных минных катеров, достаточно мореходный для использования в открытом море. Хотя в англоязычных источниках первым миноносцем чаще всего называют вошедший в строй в том же году английский «Лайтнинг», однако в несколько раз меньшее водоизмещение английского кораблика (33 тонны) однозначно относит его к немореходным миноноскам, причём едва ли не к самым мелким, линию развития которых продолжили позднее торпедные катера. У «Взрыва» же водоизмещение составляло по разным данным от 137 до 160 тонн. Корабль прослужил на Балтийском море, в том числе в учебном отряде до 1906 года и сдан на слом в 1907 году.

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов», 1890

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов»

  • Год принятия на вооружение: 1888
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Применение: Русско-японская война.
  • Дата снятия с вооружения: 1905 (героически погиб в бою)

Сильнейший и лучший по совокупности показателей в мире броненосный крейсер своего времени. Совершил множество дальних походов по всему миру. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении Русско-японской войны уже будучи основательно устаревшим.

Передняя часть одного из броненосцев типа «Екатерина II»

Броненосцы типа «Екатерина II»

  • Год принятия на вооружение: 1889
  • Производитель: Николаевское адмиралтейство (Николаев) , Верфи РОПиТа (Севастополь)
  • Количество в серии: 4
  • Дата снятия с вооружения: 1905 (героически погиб в бою)

Уникальные для своего времени по мощи огня в переднем направлении броненосцы, специально спроектированные для встречного сражения с сильнейшим в мире в то время английским флотом в узостях черноморских проливов. Сила огня в переднем направлении обеспечивалась за счёт размещения спереди бок-о-бок сразу двух двухорудийных артиллерийских установок с одними из самых мощных в мире орудий.

Крейсер «Рюрик»

Большой крейсер фрегатского ранга «Рюрик»

  • Год принятия на вооружение: 1895
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Применение: Ихэтуаньское восстание в Китае, Русско-японская война.
  • Дата снятия с вооружения: 1904 (героически погиб в бою)

Один из сильнейших в мире броненосных крейсеров своего времени, имевший уникальное сочетание характеристик, нужное именно для отечественного флота на Тихом океане. Одним из последних получил небольшое количество парусов для экономии топлива в океане, впоследствии снятых из-за фактической бесполезности. Совершил множество дальних походов и стал основателем целой линии развития отечественных броненосных крейсеров. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Корейском проливе во время Русско-японской войны.

Эсминец «Новик», 1911

Эскадренный миноносец «Новик»

  • Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
  • Год принятия на вооружение: 1913
  • Производитель: Путиловская верфь в Санкт-Петербурге
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Русско-финская война, Великая Отечественная война
  • Дата снятия с вооружения: 1941 (погиб в бою)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самый быстрый в мире корабль своего времени (37,3 узла) и самый совершенный эсминец эпохи, положивший начало фактически новому пониманию класса. По его улучшенному проекту было построено множество отечественных эсминцев, служивших вплоть до конца Великой Отечественной войны. Корабль отличился в Первую мировую войну, в частности в одиночку победив два новейших германских эсминца, один из которых в результате был уничтожен. Погиб на морской мине в 1941 году.

Линкор «Полтава» типа «Севастополь»

Линейные корабли типа «Севастополь»

  • Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
  • Год принятия на вооружение: 1914
  • Производитель: Адмиралтейские верфи и Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Дата снятия с вооружения: 1956 (бронебашенные установки главного калибра и их орудия, находящиеся на хранении в войсках береговой обороны под Севастополем, формально остаются на вооружении и в 2020-х, то есть более 100(!) лет)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Уникальные по своей конструкции на момент проектирования корабли, отличавшиеся исключительной для своего размера огневой мощью и удобством использования артиллерии главного калибра в условиях эскадренного боя. Все 4 корабля были построены практически одновременно. Имели не очень удачное бронирование, что ограничили их использование в Первой Мировой войне. Стали образцом для проектирования последующих отечественных дореволюционных линейных кораблей и линейных крейсеров. Вследствие потери Черноморского флота в Гражданскую войну, пережившие революционную анархия три корабля стали единственными линейными кораблями Советской России, в том числе и на Чёрном море.

Лидер «Москва» проекта 1

Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград» проекта 1

В целом не очень удачные корабли, тем не менее ознаменовали собой важный этап выхода отечественной судостроительной отрасли из революционного развала, поскольку стали первыми скоростными кораблями соответствующего размера, спроектированными и построенными в стране после революций, к тому же, в отличие от других отечественных довоенных скоростных кораблей, с минимальным использованием зарубежных проектов. Стали основой для создания лидеров близкого по конструкции, но доработанного проекта 38.

Противолодочный крейсер «Ленинград» проекта 1123, 1990

Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123

  • Руководитель разработки проекта: А. С. Савичев
  • Количество в серии: 2
  • Год принятия на вооружение: 1965
  • Производитель: Черноморский судостроительный завод.
  • Применение: Разминирование Суэцкого залива, Разминирование южной части Красного моря
  • Дата снятия с вооружения: 1996

Уникальные по концепции крейсера-вертолётоносцы, способные при достаточно серьёзном собственном вооружении неделями круглые сутки держать в воздухе сразу 4 противолодочных вертолёта. Стали первыми авианесущими кораблями, построенными в этот период. По всей видимости, послужили образцом при проектировании аналогичных крейсеров в итальянском флоте.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144, 1986

Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»

  • Генеральный конструктор: Б. И. Купенский
  • Год принятия на вооружение: 1977
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Количество в серии: 4
  • Применение: боевое дежурство в ходе холодной войны и последующей истории России, борьба с пиратством, война в Сирии
  • Дата снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2019 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно востребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.

Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5, 2012

Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

  • Год принятия на вооружение: 1991
  • Производитель: Черноморский судостроительный завод
  • Количество в серии: 1 (2 — второй был достроен после продажи Китаю по цене металлолома)
  • Применение: Война в Сирии
  • Дата снятия с вооружения: В строю
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первый полноценный отечественный авианосец. Отличается от классических авианосцев наличием достаточно мощного ударного ракетного оружия, что, помимо прочего, дает ему возможность проходить через Черноморские проливы, где по действующим международным договорам авианосец могут и не пропустить. На разных этапах проектирования и строительства нёс названия «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631, 2015

Малые ракетные корабли проекта 21631 шифр «Буян-М»

Первые в мире в своём роде корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Отличаются также тем, что, имея малую осадку, являются кораблями класса «река-море» и могут при необходимости в буквальном смысле прятаться по камышам и затонам на всех многочисленных судоходных реках Русской равнины.

Малый ракетный корабль «Буря» проекта 22800

Малые ракетные корабли проекта 22800 шифр «Каракурт»

Вторые, после «Буянов-М» в мире корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Также не имеют аналогов в мире, поскольку отличаются увеличенной осадкой и мореходностью, так как предназначены для эксплуатации не в Каспийской флотилии на внутренних водных путях, а в морях Европы, Азии и Дальнего Востока.

Подводные лодки

Основная статья: Российские подводные лодки

Установки противовоздушной и противоракетной обороны

C-25 «Беркут»

  • Разработчик: КБ-1 (ныне ПАО «НПО „Алмаз“»)
  • Год принятия на вооружение: 1955
  • Год снятия с вооружения: 1982
  • Применение: боевое дежурство во время Холодной войны.

Первая в мире многоканальная ракетная система противовоздушной обороны, способная бороться с массированными нападениями авиации. Первоначально развёрнута в виде двух колец стационарных установок вокруг Москвы и её окрестностей для защиты от возможного внезапного «обезглавливающего удара» в начале ожидавшейся ядерной войны.

С-300

С-300 «Фаворит»

  • Разработчик: ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел»
  • Год принятия на вооружение: 1975
  • Применение: данных нет
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Зенитно-ракетная система С-300 является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[3] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[4][5] С-300 находятся на вооружении в 8 странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[6] В Российской Армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[7][8][9]

Р-12

Управляемое ракетное оружие

Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-7

  • Генеральный конструктор: С. П. Королёв
  • Год принятия на вооружение: 1960
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета.

Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А

  • Генеральный конструктор: С. П. Королёв

Ракета, первой получившая полностью автоматизированный стартовый комплекс.

Боевой ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности Р-12

Революционная для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[10] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[7] и новой системой управления.[11] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [12] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».

Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода»

Р-36М

Р-36М (натовское обозначение «Сатана») до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[13][14] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать почти прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется «миномётным» способом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[15] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[16] Крайней модификацией комплекса стали ракеты Р-36М2, после чего в связи с тем, что производитель после распада СССР остался на Украине, её совершенствование и производство прекратилось.[17] В дальнейшем ракеты планируется заменить новым ракетным комплексом с ракетой «Сармат».

Инженерная техника

Понтонный парк капитана А. Немого образца 1759 года

  • Генеральный конструктор: капитан А. Немой
  • Год принятия на вооружение: 1759
  • Дата списания: 1910
  • Применение: Семилетняя война, Наполеоновские войны, Русско-турецкие войны, Русско-шведские войны, Гражданская война в США и прочие конфликты тех времён.

Первый в мире понтонный парк. Состоял на вооружении до 1910(!) года, был скопирован более, чем через 100 лет после принятия на вооружение в России(!) армиями США (1862 год[18]) и западноевропейских стран.[19]

Речное звено парка ПМП, 2017

Понтонно-мостовой парк ПМП

  • Год принятия на вооружение: 1960
  • Дата списания: В строю
  • Применение: Арабо-израильские войны, Афганская война

Понтонный парк, совершивший, без преувеличения, революцию в скоростном строительстве наплавных мостов за счёт самостоятельно раскладывавшихся при спуске на воду речных звеньев. Через несколько лет был фактически скопирован США и послужил образом для большинства последующих понтонных парков. Производился по лицензии также в Чехословакии и Югославии.

См. также

Примечания

  1. Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
  2. Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
  3. Выполнили строительство «Новгорода»
  4. Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
  5. Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
  6. Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.
  7. До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.

Ссылки