Человеческий капитал в России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 99 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
[[Файл:2017_UN_Human_Development_Report_Quartiles.svg|thumb|550px|Страны мира по [[rwp:Индекс человеческого развития|Индексу человеческого развития]] согласно данным 2015 года.<ref name="UNDP2016"/>
{|width="100%" border="0" cellspacing="0" cellpadding="0" style="background:transparent"
|-
|valign="top"|
{{Легенда|#003399|Очень высокий (развитые страны)}} {{Легенда|#3072D9|Высокий (развивающиеся страны)}}
|valign="top"|
{{Легенда|#A8C3FF|Средний (развивающиеся страны)}} {{Легенда|#E6EDFF|Низкий (слаборазвитые страны)}}
|valign="top"|
{{Легенда|#858585|Нет данных}}
|}]]


'''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие качества, позволяющие достичь высокого уровня жизни. Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.
'''Человеческий капитал''' (''англ''. '''human capital''') — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.  


[[Россия]] входит в число стран с очень высоким человеческим капиталом (ЧК, ''англ''. '''HC'''). С начала XXI века человеческий капитал России в целом растёт, и условия для продолжения и ускорения этого роста достаточно хорошие. Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.
Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.


В данной статье анализируются исторические тенденции и современное состояние человеческого капитала в России, а также перечисляются возможные способы его повышения.
[[Россия]] входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт. <!--Однако в более ранней истории России имели место серьёзные негативные тенденции в плане развития ЧК, и многие оставшиеся с тех времён проблемы далеки от своего решения.-->


== Терминология ==
== Терминология ==
Строка 29: Строка 38:
* Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
* Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
* Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).
* Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).
Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.


По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.
По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.
Строка 44: Строка 55:
* Неорганизованность.
* Неорганизованность.
* Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
* Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
* Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровью окружающих и самого себя).
* Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
* Вовлечение в криминальную деятельность.
* Вовлечение в криминальную деятельность.
* [[Коррупция в России|Коррупция]].
* [[Коррупция в России|Коррупция]].
Строка 68: Строка 79:
* затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).
* затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).


Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к росту, но либо слишком малому по сравнению с затраченными ресурсами, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).
Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).


Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и возвращаются лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл его обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.
Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.


=== Человеческий потенциал ===
=== Человеческий потенциал ===
Строка 99: Строка 110:
* '''Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ)''' — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.<ref name="UNDP2016">{{cite web|url=http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf |title= Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone"|publisher=HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme|accessdate=22 March 2017}}</ref>
* '''Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ)''' — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.<ref name="UNDP2016">{{cite web|url=http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf |title= Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone"|publisher=HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme|accessdate=22 March 2017}}</ref>
* '''Уровень грамотности населения''' (среднее количество лет, потраченных на обучение) и '''ожидаемая продолжительность обучения''' для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.<ref name="UNDP2016"/>
* '''Уровень грамотности населения''' (среднее количество лет, потраченных на обучение) и '''ожидаемая продолжительность обучения''' для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.<ref name="UNDP2016"/>
* '''Уровень жизни, оценённый через [[rwp:Валовой национальный доход|валовой национальный доход]] на душу населения''' по [[rwp:Паритет покупательной способности|паритету покупательной способности (ППС)]] в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.<ref name="UNDP2016"/>
* '''Уровень жизни, оцененный через [[rwp:Валовой национальный доход|валовой национальный доход]] на душу населения''' по [[rwp:Паритет покупательной способности|паритету покупательной способности (ППС)]] в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.<ref name="UNDP2016"/>


21 марта 2017 года ООН выпустила [[ewp:List of countries by Human Development Index|новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР)]] с оценками за 2015 год — см. [http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf доклад ООН]. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.
21 марта 2017 года ООН выпустила [[ewp:List of countries by Human Development Index|новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР)]] с оценками за 2015 год — см. [http://hdr.undp.org/sites/default/files/2016_human_development_report.pdf доклад ООН]. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.
Строка 107: Строка 118:
При пересчёте ИЧР с учётом [[Социальное неравенство в России|социального неравенства]] значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.<ref name="UNDP2016"/>
При пересчёте ИЧР с учётом [[Социальное неравенство в России|социального неравенства]] значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.<ref name="UNDP2016"/>


== История человеческого капитала в России ==
=== Отдельные показатели человеческого развития ===
''См. также: [[Миф о вековой отсталости России]]''
[[Файл:Math 2011.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов]]
 
[[Файл:Science 2011 fixed.png|thumb|250px|[[rwp:TIMSS|TIMSS]]-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов]]
=== Древняя Русь ===
Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:
* {{Плюс}} '''Неплохой стартовый человеческий капитал тех народностей, которые составили русское государство'''. Славяне, угро-финны, тюрки и прочие этнические группы нынешней России попросту не смогли бы выжить в суровых северных условиях без достаточно хорошего здоровья, сравнительно развитого интеллекта, определённых технологических и организационных навыков.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря многонациональному составу населения Руси'''. Помимо славянских и финских племён в население Древней Руси вошли варяги скандинавского происхождения, еврейские купцы, различные кочевники-тюрки (так называемые чёрные клобуки и прочие союзы кочевых племён, подчинённые Киеву и охранявшие южную границу в XI—XIII вв.). Межнациональный характер способствовал обмену культурным и техническим опытом: славяне принесли на заселённые ими земли традицию развитого земледелия; финны передали им свой опыт охоты и рыболовства; варяги принесли опыт кораблестроения, торговли и военного дела; тюрки — опыт скотоводства и степной войны.
 
* {{Плюс}} '''Рост ЧК благодаря формированию Руси как страны иммигрантов и переселенцев'''. Страны, привлекающие энергичных и деятельных мигрантов, как правило, получают большой бонус к человеческому капиталу (примеры: Пруссия, США, Сингапур). Древняя Русь формировалась путём присоединения к единому государству недавно заселённых славянами территорий, а также путём дальнейшей колонизации слабо заселённых внутренних и внешних территорий. Важную часть населения составили потомки пришлых варягов. Таким образом, значительная часть населения Древней Руси в ранний период её существования была потомками переселенцев, которые деятельно осваивали новые территории.
 
* {{Минус}} '''Отдалённость Руси от древних центров цивилизации препятствовала развитию письменной культуры и образования'''. Долгое время жители Русской равнины практически не были знакомы с письменностью и с прочими достижениями культуры, распространёнными в более южных землях.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК благодаря формированию единого государства на транзитных путях международного значения'''. Древнерусское государство сформировалось в IX—X вв. на территориях вдоль торгового пути «из варяг в греки» (Днепровский путь) и вдоль северной части пути «из варяг в арабы/персы» (Волжский путь). Создание единого государства и развитие торговли помогло резко повысить уровень безопасности и уровень экономического развития, торговые пути обеспечили культурный обмен с центрами цивилизации, тем самым человеческий капитал резко повысился.
 
* {{Плюс}} '''Резкий рост ЧК после [[Крупные российские проекты (Владимир I, 978-1015)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.89.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5 .D0.A0.D1.83.D1.81.D0.B8|Крещения Руси]] в 988 г. — распространение грамотности, выход культуры на «международный уровень» (XI — начало XII вв.)'''. Значительная часть военно-политической элиты и городского населения в XI—XIII вв. умели читать и писать. Русь вошла в христианский мир и стала пользоваться культурными достижениями прочих христианских стран. На русской почве успешно прижились многие традиции и практики, заимствованные из Византии — самой высокоразвитой страны в Европе VI—XI вв. Христианство привело к значительному общественному прогрессу (в частности, оно ограничило масштабы распространения рабовладения и в целом улучшило нравы на Руси).
 
* {{Минус}} '''Стагнация ЧК в ходе [[Причины кризиса и распада Древней Руси|кризиса Древней Руси]] (XII—XIII вв.)'''. Русь в этот период распалась на ряд земель с собственными династиями, одновременно произошёл упадок речных торговых путей (евразийская транзитная торговля переместилась с русских рек на Средиземное море после Крестовых походов). Хотя в раздробленной Руси продолжался рост населения, отдельные русские земли уже не могли сконцентрировать достаточные ресурсы для обеспечения безопасности от внешних вторжений или для проведения крупных модернизационных преобразований, как это было ранее в эпоху расцвета Руси в XI веке. В результате, качественный рост человеческого капитала если и не прекратился, то резко замедлился. Особо негативную роль сыграл упадок Византии, ослабленной вторжениями турков-сельджуков в XI в. и завоёванной крестоносцами в 1204 г. В итоге, на Западе сформировалась мощная латиноязычная культура, а грекоязычная культура заметно отстала, тогда как Русь была связана именно с последней.
 
* {{Минус}} '''Потери ЧК в результате монгольского нашествия и последующих ордынских набегов'''. Негативную роль в истории России сыграли не столько политическая зависимость от Орды («иго») и выплата дани (не слишком большой), сколько многократные разорения русских городов ордынцами начиная с 1237 г. и вплоть до начала XV в. Разрушение городов, физическое уничтожение или увод в плен наиболее образованных русских людей, потеря книг и документов при пожарах препятствовали развитию человеческого капитала на Руси. Вместе с тем, ордынская зависимость в итоге способствовала объединению разрозненных русских земель, и от Орды были переняты некоторые важные технологии и культурные практики (ямская почта, элементы вооружения и военного дела).
 
=== Московская Русь ===
 
=== Российская империя ===
 
=== Советский Союз ===


=== Российская Федерация ===
* '''Средний [[rwp:Коэффициент интеллекта|коэффициент интеллекта]] (IQ)'''. В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «[[rwp:Коэффициент интеллекта и богатство народов|Коэффициент интеллекта и богатство народов]]»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
* '''Результаты международных исследований качества школьного образования — [[rwp:TIMSS|TIMSS]] (математика и естественные науки) и [[rwp:PIRLS|PIRLS]] (чтение и понимание текста)'''. Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
** Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
** Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.


== Условия для развития человеческого капитала в современной России ==
=== Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал ===
По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал]<ref name="zatraty">Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.</ref>


== Способы повышения человеческого капитала в России ==
Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.<ref name="zatraty"/>


== Мифы о человеческом капитале в России ==
Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.
<!--== Способы повышения человеческого капитала в России ==-->


== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 151: Строка 146:
{{Россия}}
{{Россия}}


[[Категория:Демография России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Экономика России]]
[[Категория:Плюсы и минусы]]

Текущая версия от 02:15, 24 февраля 2023

Страны мира по Индексу человеческого развития согласно данным 2015 года.[1]
     Очень высокий (развитые страны)      Высокий (развивающиеся страны)      Средний (развивающиеся страны)      Низкий (слаборазвитые страны)      Нет данных

Человеческий капитал (англ. human capital) — это мера развития отдельного человека или же группы людей (в том числе персонала предприятия или населения страны), отражающая накопленные знания, навыки, уровень здоровья, работоспособность, организованность и прочие характеристики, позволяющие достичь высокого уровня жизни.

Индивидуальный человеческий капитал составляют личные качества отдельного человека, а национальный человеческий капитал отражает способность народа формировать инновационную экономику и общество с высоким уровнем жизни.

Россия входит в группу стран с высоким человеческим капиталом, хотя и отстаёт от мировых лидеров по ряду параметров. С начала XXI века человеческий капитал России в целом уверенно растёт.

Терминология

Положительный человеческий капитал

Положительный человеческий капитал — накопленный созидательный человеческий капитал, обеспечивающий процессы положительного развития и роста в обществе (рост экономики, уровня жизни, уровня знаний и технологий, уровня безопасности и, наконец, уровня самого себя — то есть, обеспечивающий самовозрастание положительного человеческого капитала). К положительному человеческому капиталу относятся:

  • Интеллект.
  • Общие и теоретические знания (могут иметь разное качество — бывает ложное знание, устаревшее знание, бесполезное знание).
  • Практические знания и навыки:
    • Навыки по работе с техникой и технологическими процессами.
    • Знания языков (родного и иностранных) — в первую очередь тех, на которых в данное время выпускается передовая научная, техническая и гуманитарная информация.
    • Навыки по сбору, восприятию и анализу информации, а также по генерации полезной информации.
    • Коммуникативные навыки (передача информации в разных форматах — устно, письменно, в формате видео и т. д.).
    • Навыки по поддержке здоровья, работоспособности, самоорганизации.
    • Навыки по организации других людей и налаживанию рабочих процессов.
  • Здоровье.
  • Работоспособность.
  • Организованность.
  • Законопослушность.
  • Предприимчивость, воля, способность к решению задач.
  • Способность создавать, внедрять, распространять инновации.
  • Способность к защите личных и общественных интересов в конфликтных ситуациях.
  • Высокая социализация (большое количество социальных связей — рабочих, дружеских, родственных и т. д.).

Также к положительному человеческому капиталу относится обустроенная и эффективная среда обитания и трудовой деятельности.

По идее, каждому отдельному человеку следует заниматься саморазвитием и наращивать свой личный человеческий капитал по всем направлениям, насколько это возможно. То же самое касается и общества в целом.

Отрицательный человеческий капитал

Отрицательный человеческий капитал — накопленный разрушительный человеческий капитал, то есть те человеческие качества, знания и навыки, которые не дают полезной отдачи, а наоборот, ведут к деградации отдельных людей и общества в целом. К отрицательному человеческому капиталу относятся:

  • Вредные привычки, в том числе:
  • Болезни.
  • Пассивность в поведении.
  • Неорганизованность.
  • Низкий уровень воспитания (избыточная нецензурная брань, подчёркнуто асоциальное поведение).
  • Небезопасное поведение (провоцирование конфликтных ситуаций, агрессивное вождение, создание угрозы для жизни и здоровья окружающих и самого себя).
  • Вовлечение в криминальную деятельность.
  • Коррупция.
  • Отсутствие необходимых в современном обществе знаний и навыков:
    • Социальное невежество (отсутствие базовых знаний в области общественной и личной безопасности, здоровья, устройства правовой и экономической системы).
    • Технологическое невежество (отсутствие базовых знаний в области применения наиболее распространённых типов современной техники).
    • Профессиональное невежество (нехватка знаний и навыков в области выбранной профессии, применение и распространение устаревших методов).
  • Следование разрушительным мифам, суевериям, псевдонаучным заблуждениям, устаревшим знаниям и ложным мнениям.[2]
  • Низкая социализация (отсутствие работы, малое число друзей, отсутствие семьи или неполная семья, слабое вовлечение в жизнь местных сообществ).

Человек несовершенен, и каждый в той или иной мере является носителем отрицательного человеческого капитала. Для личного и общественного развития важен общий баланс между накопленным положительным и отрицательным человеческим капиталом. Однако настоятельно рекомендуется избегать ведущих к физической деградации вредных привычек, а также наиболее серьёзных безнравственных и противозаконных вещей, так как компенсировать их, как правило, очень сложно или невозможно.

Пассивный человеческий капитал

Пассивный человеческий капитал — человеческий капитал, не вносящий вклада в процессы качественного развития страны и направленный в основном на собственное потребление материальных благ.

Инвестиции в человеческий капитал

Инвестиции в человеческий капитал — затраты ресурсов и труда на увеличение положительного человеческого капитала, в том числе:

  • затраты на образование;
  • затраты на здравоохранение;
  • затраты на обеспечение высокого уровня безопасности;
  • затраты на развитие науки и инноваций;
  • затраты на улучшение общественной организации (с целью сделать общество более динамичным, технологичным, инновационным, повысить за счёт этого продуктивность экономики и обеспечить рост уровня жизни).

Инвестиции в человеческий капитал могут быть неэффективными (не приводить к реальному росту положительного человеческого капитала) или малоэффективными (приводить к малому росту при больших затратах ресурсов, либо к значительному росту в одной части общества при резком падении в другой его части).

Как правило, инвестиции в человеческий капитал носят долгосрочный характер и дают отдачу лишь спустя многие годы, а иногда и десятилетия. Наибольший эффект дают инвестиции в молодое поколение, на полный цикл обучения которого в школах и ВУЗах затрачивается в общей сложности от 10 до 20 лет.

Человеческий потенциал

Термин человеческий потенциал может обозначать то же самое, что и человеческий капитал, но чаще обозначает не реально достигнутый уровень человеческого капитала, а некоторый потенциально достижимый уровень (при условии совершения определённых инвестиций в имеющийся человеческий капитал).

Данный термин часто используется теми, кто хочет дистанцироваться от «капиталистической» окраски термина «человеческий капитал», или же хочет польстить тому обществу, в отношении которого применяется данный термин.

Способы измерения человеческого капитала

Положительный человеческий капитал в рамках группы людей может быть представлен и измерен различными способами:

  • Непосредственно накопленная сумма положительных знаний, навыков, качеств и традиций, взвешенная относительно числа людей, являющихся их носителями, и относительно их полезности в плане экономического, научно-технологического и общественного развития (общественная полезность определяется в первую очередь влиянием на дальнейшее увеличение положительного человеческого капитала). Однако убедительно измерить подобную величину крайне непросто — слишком много спорного и неопределённого, поэтому точных количественных оценок такого рода не существует, хотя качественные оценки такого рода делаются постоянно.
  • Накопленная сумма затрат (инвестиций) на развитие человеческого капитала (инвестиции в воспитание детей, образование, здравоохранение, безопасность, науку, прогрессивные социальные практики). Такую оценку сравнительно легко произвести в денежном выражении. Это даёт возможность сравнить затраты на человеческий капитал с затратами на инфраструктуру и прочие средства производства, или же с затратами на приобретение и добычу ресурсов. Однако следует помнить, что такого рода оценки зачастую очень плохо отражают реальную эффективность вложений в человеческий капитал, из-за чего нужно быть крайне осторожным при сравнении человеческого капитала разных стран, оцененного данным способом.
  • Общее число и доля людей, обладающих качествами положительного человеческого капитала (люди с хорошим образованием, на эффективных и высокооплачиваемых рабочих местах, без вредных привычек, с высоким уровнем социализации, с конкретными зафиксированными достижениями в области науки, бизнеса, спорта и т. д.). Поскольку разные люди обладают разными качествами, то можно либо делать оценку по отдельным качествам, либо некую сложную интегральную оценку. Опять же, оценки такого рода нужно воспринимать с осторожностью, так как здесь имеется широкое поле для различных статистических манипуляций.

Личный человеческий капитал, очевидно, может быть измерен первыми двумя способами, хотя в первом случае оценка будет, скорее всего, субъективной.

Схожими методами можно измерить и отрицательный человеческий капитал (аналогом второго способа будет расчёт тех экономических убытков, которые связаны с отрицательными человеческими качествами).

В рамках общества человеческий капитал может быть измерен качественно или количественно, в абсолютных и относительных величинах: например, как средний уровень по населению в целом, как доля людей с высоким (средним, низким) уровнем или как количество таких людей, как средние затраты на ЧК, как общие затраты на ЧК и т. д.

Оценки человеческого капитала в России

Индекс человеческого развития

Индекс человеческого развития в России по данным за 2015 год составляет 0.804. Россия занимает 49 место в списке из 188 государств и входит в самую престижную группу стран, имеющих очень высокое человеческое развитие.[1] Данный индекс основан на трёх показателях:

  • Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — оценка долголетия и здоровья. По данным ООН, ОПЖ в России — 70,3 года (2015). Для России это худший среди трёх компонентов ИЧР — ОПЖ в России находится на уровне стран со средним человеческим развитием.[1]
  • Уровень грамотности населения (среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения для молодого поколения. Первый показатель для России эксперты ООН оценивают в 15 лет, второй — в 12 лет (2015). Это хорошие показатели, соответствующие среднему уровню прочих стран с высочайшим человеческим развитием.[1]
  • Уровень жизни, оцененный через валовой национальный доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США. Показатель для России составляет 23,286 долларов 2011 года (по ППС). Это неплохой показатель, соответствующий нижней части списка стран с высочайшим человеческим развитием.[1]

21 марта 2017 года ООН выпустила новую версию Индекса развития человеческого потенциала (ИЧР) с оценками за 2015 год — см. доклад ООН. Это первый доклад ООН, в котором Россию включили в число стран с очень высоким человеческим развитием. Однако в этом рейтинге указано, что данные за прошлые годы были пересмотрены — фактически, по пересмотренным данным Россия вошла в число стран с очень высоким человеческим развитием ещё в 2013 году.

ИЧР в последнее время используется в качестве наиболее обоснованного критерия для отнесения страны к числу развитых стран. [2] Таким образом, в 2013 году Россия вошла не только в группу стран с очень высоким человеческим развитием, но и в группу развитых стран.

При пересчёте ИЧР с учётом социального неравенства значение индекса снижается до 0.725, однако при аналогичном пересчёте ИЧР для всех стран Россия поднимается с 49-й строчки рейтинга на 48-ю.[1]

Отдельные показатели человеческого развития

TIMSS-2011: Результаты по математике для учащихся 8-х классов
TIMSS-2011: Результаты по естествознанию для учащихся 8-х классов

Величину национального человеческого капитала России можно косвенно оценить по важнейшим показателям человеческого развития. Помимо показателей, используемых в Индексе человеческого развития, особый интерес представляют следующие величины:

  • Средний коэффициент интеллекта (IQ). В России он составляет 97 пунктов, при этом РФ занимает 25 место в списке из 81 исследованной страны (данные 2002 года из книги «Коэффициент интеллекта и богатство народов»). Россия по IQ опережает США, но отстаёт от наиболее развитых стран Европы, Китая, Японии и так называемых «азиатских тигров» (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
  • Результаты международных исследований качества школьного образования — TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста). Вопреки мифам о деградации российского образования, данные международного тестирования показывают, что Россия находится в числе лучших стран мира по качеству работы своих школ:
    • Российские школьники занимают 7 и 6 места по математике (в 4 и 8 классах) и 4 и 7 места по естественным наукам (в 4 и 8 классах) по данным за 2015 год (исследование проводится в 4 и 8 классах, а начиная с 2015 г. в некоторых странах также в 11 классах). В 11 классе Россия заняла первое место по математике в случае учащихся школ с углублённым курсом и третье место в случае обычных школ (вперёд вышли Ливан и США). По физике в 11 классах Россия заняла второе место после Словении. Что касается четвероклассников и восьмиклассников, лучше России дела обстоят только в «азиатских тиграх» (Сингапур, Корея, Тайвань, Гонконг, Япония), да ещё в 8-х классах Россию немного обогнала Северная Ирландия по математике и Словения по естественным наукам. Причём, если посмотреть на результаты предыдущих исследований TIMSS, то можно увидеть, что Россия неуклонно улучшала свои результаты — в 2003 году страна занимала 9-17 места, в 2007 и 2011 — 5-10 места (в 4 и 8 классах, 11-е появились лишь в последнем исследовании).
    • Российские школьники занимают 2 место в мире по чтению и пониманию текстов согласно данным 2011 года — впереди России только Гонконг. В 2006 г. Россия занимала первое место по этому показателю, а Гонконг был на втором. До этого, в первой половине 2000-х гг. Россия совершила огромный скачок по качеству школьного образования: если в 2001 г. страна была лишь на 16 месте в списке стран, то уже в 2006 г. вышла на первое место.

Общая сумма накопленных инвестиций в человеческий капитал

По состоянию на середину 1990-х гг. общая сумма накопленных затрат на поддержку и развитие человеческого капитала оценивалась в 30 трлн долл, что составляло 8 % от мирового богатства и 32 % от уровня аналогичного показателя для США. Человеческий капитал, измеренный подобным образом, составлял, 50 % от всего национального богатства России (соответственно, вторую половину национального богатства составляли накопленные инвестиции в инфраструктуру).[3][3]

Стоимость национального человеческого капитала стран мира на базе затратного метода была оценена Всемирным банком. Рассчитывалась сумма затрат государства, семей, предпринимателей и различных фондов, в том числе негосударственных и некоммерческих. Таким способом были определены текущие ежегодные затраты общества на воспроизводство человеческого капитала. Путём экстраполяции ежегодных данных вычислялись общие накопленные затраты для населения отдельных стран.[3]

Следует отметить, что данные цифры серьёзно устарели: в 1990-х годах Россия была на пике постсоветского упадка, но с тех пор ситуация в стране выправилась. Как общая сумма инвестиций в ЧК, так и доля ЧК в национальном богатстве с тех пор существенно выросли.

Ссылки

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Human Development Report 2016 – "Human Development for Everyone". HDRO (Human Development Report Office) United Nations Development Programme. Проверено 22 марта 2017.
  2. Что именно следует относить к мифам и заблуждениям является во многих случаях крайне спорным. Иногда случается так, что в заблуждения записываются вполне положительные и прогрессивные вещи. Кроме того, бывают созидательные мифы и бывают безвредные мифы.
  3. 3,0 3,1 Марцинкевич В., Соболева И. Экономика человека. — М.: Аспект пресс, 1995, с.47.