Российская Арктика: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
 
(не показана 81 промежуточная версия 16 участников)
Строка 1: Строка 1:
В последнее время [[Россия]] не жалеет экономических, военных и дипломатических усилий для увеличения своего присутствия в Арктике. В этой статье содержится список ответов на часто задаваемые вопросы по перспективам России в Арктике.
[[Файл:Arctic_(orthographic_projection).svg|thumb|250px|right|Арктика на карте мира]]


===В: Зачем нам тратить деньги на Арктику?===
'''Российская (Русская) Арктика''', или '''Российский сектор Арктики'''<ref>Фактически, это уже не сектор, так как Россия отказалась от части территорий после ратификации Конвенции по морскому праву.</ref> — арктические территории и акватории, принадлежащие [[Россия|России]] (включая те, на которые Россия претендует).
О: Даже если подходить с сугубо прагматичной точки зрения, есть три причины серьёзно вкладываться в Арктику. Во-первых, там есть нефть и газ. Во-вторых, нам нужно развивать Северный Морской Путь. Наконец, арктический регион очень важен с военной точки зрения.


===В: Стоит ли арктическая нефть таких усилий? Сколько там нефти и газа?===
Арктика во многих смыслах регион перспективный, чем и объясняются значительные экономические, военные и дипломатические усилия со стороны России, направленные на увеличение присутствия в Арктике.
О: Стоит. Арктическую нефть добывать сложно, но все-таки в Арктике находятся одни из последних крупных месторождений типа «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка». По оценкам Геологического Общества США в Арктике (шельф + суша) находятся 90 миллиардов баррелей нефти. При цене около 100 долларов за баррель получается, что «нефтяной куш», за который борются арктические страны, равен 9 триллионам долларов. Для сравнения: это номинальный ВВП России за четыре года. За такие деньги стоит побороться.


То же самое с газом. Если сложить запасы только трех арктических месторождений — Штокмановского, Русановского и Ленинградского — получится примерно 10 триллионов кубометров газа, что по цене в 350 долларов за 1000м3 равно 3,5 триллионам долларов.
В 2017 году глава [[Правительство России|Правительства РФ]] Дмитрий Медведев сообщил, что Россия до 2025 года потратит на освоение Арктики более 160 миллиардов рублей, в рамках утверждённой госпрограммы развития региона на ближайшие 8 лет.[http://www.1tv.ru/news/2017-08-31/331800-do_2025_goda_rossiya_potratit_na_osvoenie_arktiki_bolee_160_milliardov_rubley]


===В: С какими странами нужно будет конкурировать в Арктике?===
== Российские инвестиции в Арктику ==
О: Самая острая конкуренция намечается с членами Арктического Совета, в который входят [[США]], Канада, Финляндия, Исландия, Норвегия, Дания. В последнее время активизировались страны, у которых нет выхода к этому региону, но которые все равно хотят поучаствовать в дележке последней «ресурсной кладовой» нашей планеты. Самые ярые сторонники интернационализации Арктики — Евросоюз и Китай.


===В: В чем выражается конкуренция между странами в арктическом регионе?===
=== Причины тратить деньги на Арктику ===
О: Западные члены Арктического Совета сопротивляются расширению Российской территории в Арктике. Например, борьба за признание эксклюзивных российских прав на
{{#ev:youtube|6W1RlkZ3ALs|250|right|Арктика должна оставаться русской}}
геологический шельф, включающий в себя хребет им. Ломоносова, котловину Подводников и поднятие им. Менделеева, идет вот уже 13 лет. В 2001 году претензии России были отвергнуты специальной комиссией ООН, которая потребовала дополнительных доказательств того, что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. Поэтому государство потратило значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования, а сейчас готовятся новые заявки. Успешный прецедент расширения российской эксклюзивной экономической зоны с помощью комиссии ООН уже есть — это анклав в Охотском Море площадью 52 тыс. кв. км, который российские дипломаты и геологи [[Изменения_границ_современной_России#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.B0.D0.BD.D0.BA.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.B0_.D0.B2_.D0.9E.D1.85.D0.BE.D1.82.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.BC_.D0.BC.D0.BE.D1.80.D0.B5|отвоевали в 2014 году]].
С сугубо прагматичной точки зрения существует как минимум 3 весомых причины для РФ вкладываться в освоение Арктики:
* '''Богатство региона.''' Арктический континентальный шельф[http://interlaws.ru/kontinentalnyj-shelf/] — крупнейший регион планеты с '''нетронутыми''' запасами углеводородов на Земле, большой частью которого владеет Россия.
* '''Транспорт.''' Развитие [[Северный морской путь|Северного Морского Пути]] — одна из главнейших задач при освоении Арктики. СМП является кратчайшим путем из Европы в Азию, который становится из-за глобального потепления все более доступным не только для ледокольного флота.
* '''Обороноспособность.''' Развитие военной инфраструктуры и усиление постоянного военного присутствия в РФ не только повысит обороноспособность, но и позволит Российской армии сохранить свои конкурентные преимущества.
* '''Туризм.''' Арктические круизные туры — это не будущее, а реальность. Конкуренция за туристов давно развернулась среди североморских стран.[http://1prime.ru/business/20190926/830355439.html][http://rg.ru/2019/06/11/reg-szfo/v-rossii-postroiat-suda-dlia-arkticheskih-kruizov.html]


Еще одним методом блокирования России в Арктике является экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Инцидент с судном Арктик Санрайз и попыткой Гринпис заблокировать работу [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#.D0.9C.D0.BE.D1.80.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.B9.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D1.81.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D1.80.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.BF.D0.BB.D0.B0.D1.82.D1.84.D0.BE.D1.80.D0.BC.D0.B0_.C2.AB.D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.B0.D1.8F.C2.BB_.D0.B8_.D0.BE.D1.81.D0.B2.D0.BE.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D0.B5_.D0.9F.D1.80.D0.B8.D1.80.D0.B0.D0.B7.D0.BB.D0.BE.D0.BC.D0.BD.D0.BE.D0.B3.D0.BE_.D0.BC.D0.B5.D1.81.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B6.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F|платформы «Приразломная»]] — всего лишь эпизод долгосрочной кампании по дискредитации России, которую пытаются отстранить от доступа к арктическим ресурсам под предлогом заботы об экологии.
=== Нефть и газ в Арктике ===
При всех сложностях добычи нефти и газа в Арктике, эта игра может стоить свеч — хотя бы потому, что в Арктике последние из крупных месторождений, откуда можно добыть нефть по схеме '''«пробурил и качай»''', а не '''«мучайся как достать нефть из битумного песка»'''.


===В: Зачем нам военное присутствие в Арктике? Это ведь очень дорого.===
По оценкам Геологического Общества США, в Арктике (шельф + суша) находятся 90 млрд баррелей нефти. При цене в $100 за баррель стоимость ''«нефтяного куша»'', за который борются арктические страны, равен $9 трлн — это примерно 4,5 номинальных ВВП РФ за год. Если же взять цену в районе $60-70 за баррель, то прибыль будет равна $5,4-6,3 трлн, что также немало. За такие деньги явно стоит бороться.
О: В условиях очевидного процесса деградации международного права, стоит сделать так, чтобы наше право на владение Арктикой было защищено не только международными конвенциями и правилами ООН, но ещё и вполне осязаемой военной силой. Более того, присутствие в Арктике даёт возможности разработать уникальные технологии войны в условиях Крайнего Севера, что уже сейчас даст нам определенные преимущества в случае военного конфликта в этом регионе.


===В: А может, все разговоры о конкуренции в Арктике — паранойя? Может, Запад не хочет покушаться на Русскую Арктику?===
Аналогичная ситуация и с природным газом. Запасы лишь трех месторождений (Штокмановского, Русановского и Ленинградского) оцениваются в 10 трлн м3, которые при цене в $350 за м3 принесут прибыль в $3,5 трлн. Если же взять цены в районе $250-270 за 1000 м3<ref>Цена за I квартал 2015 года равняется $265.[http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/print.aspx?file=gas.htm]</ref>, то прибыль будет чуть поменьше — $2,5-2,7 за 1000 м3 соответственно.
О: Хочет. Например, Вашингтон отказывается признавать Северный Морской Путь российским и требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.


===В: Насколько важен Северный Морской Путь?===
[[Файл:Northern Sea Route vs Southern Sea Route.svg|thumb|250px|Северный морской путь (обозначен синим) в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (красный)]]
О: СМП может служить альтернативным способом доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. Очень важно, что СМП примерно на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий Канал, то есть его использование сулит экономические выгоды и владельцам грузов и России, которая будет собирать транзитные пошлины и оказывать логистические услуги. Прямо сейчас ещё рано измерять в деньгах экономический потенциал СМП, но если прикинуть по аналогии со Суэцким Каналом, то СМП будет приносить нам минимум 5,2 миллиардов долларов в год (примерно 187 миллиардов рублей). Для понимания масштаба цифр: доходы от СМП компенсируют инвестиции на интеграцию [[Крым]]а в Россию всего за 4,4 года.


===В: А не получится, что Россия инвестирует много денег в инфраструктуру СМП, а им никто не будет пользоваться?===
=== Прочие арктические ресурсы ===
О: Нет. Во-первых, рост количества кораблей проходящих по СМП доказывает, что интерес к этому маршруту есть. В 2013 году за право пройти по СМП заплатили 204 судна, против 46 в 2012 году. Среди логистических компаний, которые проявляют интерес к использованию этого маршрута, есть китайские (частные и государственные), корейские, японские и даже сингапурские. СМП не останется без клиентов — и тому есть не только экономические, но и политические причины. В том числе они связаны с тем, что США пытается изолировать Китай от Европы и не дать ему реализовать проект Нового Шёлкового пути. [http://fritzmorgen.livejournal.com/708304.html]
Богатство Арктики не ограничивается углеводородами. В числе других важнейших полезных ископаемых в регионе можно назвать следующее:


За счет своего военного присутствия в Персидском Заливе и Индийском Океане США могут в любой момент перерезать морские торговые пути Китая. Использование СМП, который будет находиться под контролем и защитой России, станет для Китая важнейшим элементом национальной безопасности.
* Редкоземельные металлы ([[Якутия]]).
* Алмазы ([[Архангельская область]] и Якутия.
* Олово ([[Чукотка]]).
* Золото (Чукотка, Таймыр).
* Платина (Таймыр).
* Никель ([[Мурманская область]], Таймыр).
* Медь (Таймыр, Мурманская область).
* Кобальт (Таймыр).
* Cурьма (Таймыр).
* Уголь (Таймыр, Воркута, Чукотка).
* Апатиты (Мурманская область).
* Нефелиновые руды (Мурманская область).


===В: А чего для этого не хватает сейчас?===
=== Северный морской путь ===
О: Инфраструктуры, ледоколов и крупных военных баз. Над всем этим уже активно работает государство, и всему этому активно противодействуют наши внешние конкуренты.
{{main|Северный морской путь}}


===В: Какой прогноз по развитию ситуации в регионе?===
'''Северный Морской Путь''' — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары.
О: Активные действия России в Арктике внушают оптимизм. Если мы справимся с задачей обустройства и защиты русской Арктики, этот регион станет одним из моторов нашей экономики.


==Ссылки==
По состоянию на 2015 год ещё нельзя точно оценить в деньгах экономический потенциал СМП, но если прикинуть по аналогии с Суэцким каналом, то СМП сулит ежегодную прибыль в $5,2 млрд.
*[http://fritzmorgen.livejournal.com/710460.html F.A.Q. по стратегии России в Арктике] - статья, положенная в основу данного F.A.Q.


Инвестиции России в инфраструктуру СМП оправданы по следующим причинам:
* Рост количества кораблей проходящих по СМП доказывает, что интерес к этому маршруту есть. В 2013 году за право пройти по СМП заплатили 204 судна, против 46 в 2012 году.
* Уже сейчас среди логистических компаний на данном маршруте присутствуют иностранцы — китайцы (государственные и частные кампании), корейцы, японцы и даже уроженцы Сингапура.
* Из мировых держав как минимум Китай будет заинтересован в развитии СМП. Не только в надежде продвинуть свои интернационалистические взгляды по вопросу Арктики, но и также для обхода возможностей США по блокированию связей Китая с Европой (тот же флот США в Персидском заливе) и саботажу реализации проекта [[Новый шёлковый путь|Нового Шёлкового пути]][http://fritzmorgen.livejournal.com/708304.html]. Использование СМП, который будет находиться под контролем и защитой России, станет для Китая важнейшим элементом национальной безопасности.
=== Трансполярная магистраль ===
[[Файл:Арктическая зона России (сухопутная часть).png|thumb|250px|right|Арктическая зона Российской Федерации — состав сухопутной части]]
{{main|Трансполярная магистраль}}
== Конкуренция за Арктику ==
В настоящее время у России весьма сложные отношения с Западом, а ситуация в области соблюдения западными странами норм международного права далеко не лучшая. Всё это не дает гарантий, что наше право на владение Арктикой будет и впредь защищено лишь международными конвенциями и правилами ООН. Необходимость иметь армию для защиты своих интересов при таких условиях не то, что не исчезнет, а даже еще больше укрепится.
Более того, присутствие в Арктике позволит российской армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера, что несомненно даст России преимущества в случае военного конфликта в данном регионе.
=== Соперники России в Арктике ===
{{#ev:youtube|2gnk6_7aL94|250|right|Арктика — последний фронт войны с США}}
Самая острая конкуренция России за влияние в Арктике наблюдается с членами Арктического Совета, а именно:
* [[Файл:Флаг Дании.png|25px]] [[Дания]] — единственная страна ЕС, имеющая выход к Арктике, так как владеет островом Гренландия. С учетом того, что Гренландия автономия в составе Дании у нее действует особый режим взаимодействия с Евросоюзом[http://eulaw.ru/greenland].
* [[Файл:Флаг Исландии.png|25px]] [[Исландия]] — островное государство, полностью расположенное в водах Арктики.
* [[Файл:Флаг Канады.png|25px]] [[Канада]] — после России 2-ая страна по протяженности северной береговой линии. Ее приарктические владения — архипелаг близко расположенных островов, в то время как у России это в основном сильно отдаленная от Северного Полюса материковая суша и ряд архипелагов, в частности самый северный — земля Франца-Иосифа.
* [[Файл:Флаг Норвегии.png|25px]] [[Норвегия]] — несмотря на подписание договора о границе в 2010 году имеет немалые амбиции в Арктике, которые в чем-то идут вразрез российским. Это прежде всего вопрос хребта Ломоносова и статус Шпицбергена.
* [[Файл:Флаг США.png|25px]] [[США]] — как главный конкурент России на мировой арене не упустит своего шанса утвердиться в Арктике. США уже имеют постоянную военную базу в регионе, а точнее на севере Гренландии под названием Туле (Питуффик), расположенную в 1500 км к югу от Северного Полюса.
* [[Файл:Флаг Финляндии.png|25px]] [[Финляндия]] — не имеет выхода к Арктике, особенно после утраты области Петсамо. Поэтому конкуренция с Финляндией в Арктике России практически не угрожает.
Подобно России эти страны также претендуют на владение ресурсами и постоянное военное присутствие в Арктике. Все они, особенно [[США]], имеют сложные отношения с Россией, все они ввели [[Антироссийские санкции|санкции против РФ]] из-за позиции РФ по [[Украинский кризис|кризису на Украине]].
В последние годы активизировалась другая группа конкурентов РФ в Арктике — [[Евросоюз|Евросоюз (в целом)]] и [[Китай]]. Они не имеют выхода к региону, что во многом объясняет их стремление к интернационализации Арктики, в процессе которой они так или иначе получат свою долю при дележе последней нетронутой ресурсной кладовой нашей планеты без вложения больших средств в ее освоение.
=== Спорные территории в Арктике ===
[[Файл:Российский шельф в Арктике.jpg|thumb|250px|right|Российская заявка на шельф в Арктике]]
''См. также [[Территориальные споры России]]''
Если говорить о членах Арктического клуба, то это, прежде всего, сопротивление расширению территории РФ в Арктике, в частности, против признания эксклюзивных прав России на геологический шельф Арктики, включающий в себя следующие объекты:
* Хребет им. М. В. Ломоносова
* Котловина Подводников
* Поднятие им. Д. И. Менделеева
Россия начала борьбу за свои права на эти территории еще в 2001 году, когда ее претензии были отклонены под предлогом необходимости сбора дополнительных доказательств того, что что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. На выполнение этой задачи государству пришлось потратить значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования.
Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском Море площадью 52 тыс. км2, который российские дипломаты и геологи [[Изменения границ современной России#Присоединение анклава в Охотском море|отвоевали в 2014 году]].
'''9 февраля 2016 года''' состоялась презентация заявки РФ на расширение континентального шельфа в Арктике. Концепция заявки не поменялась с 2001 года, кроме того факта, что в нее включили также южную часть хребта Гаккеля и котловину Подводников[http://aftershock.news/?q=node/371456]. Представленные в новой заявке районы частично совпадают с заявками Дании и Канады, с которыми, впрочем, были проведены консультации. В результате их удалось отговорить от вмешательства в рассмотрение Комиссией заявки другого государства и вынесения ей рекомендаций. На рассмотрение заявки может уйти от 2 до 4 лет.
{{quote|''Нам это интересно потому, что в первую очередь, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь более 1 млн, точнее 1,191,000 кв. км, где только российские законы будут, и мы будем устанавливать свои собственные правила ведения работ и деятельности в Арктике. Естественно, эти пространства для ведения транспортных операций, там же большие перспективы для открытия крупных месторождений углеводородов.  И вообще это российская территория в Арктике'' — из заявления Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ.}}
Другой метод блокировки интересов РФ в Арктике — экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Самый яркий из таких эпизодов — инцидент с судном ''Arctic Sunrise'' и попыткой Гринпис заблокировать работу [[Крупные российские проекты (Владимир Путин, 2012-2018)#Морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная» и освоение Приразломного месторождения|платформы «Приразломная»]]. Цель таких акций очевидна — дискредитация России и отстранение ее от добычи ресурсов в Арктике под предлогом заботы об экологии.
Здесь также следует помнить о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая, как и США, не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на [[Крупные российские проекты (Александр I, 1815-1825)#Первая русская антарктическая экспедиция|открытый россиянами]] континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.
[[США]] выступают против монополизации СМП Россией и не менее рьяно требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.
== См. также ==
* [[Северный морской путь]]
* [[Трансполярная магистраль]]
* [[Доступ России к Мировому океану]]
* [[Геостратегические регионы России]]
== Ссылки ==
* [http://fritzmorgen.livejournal.com/710460.html F.A.Q. по стратегии России в Арктике] — статья, положенная в основу данного F.A.Q.
* [http://sdelanounas.ru/blogs/55724/ The National Interest: Россия лучше других северных стран готова защищать свои арктические границы] ([http://nationalinterest.org/feature/the-ultimate-cold-warrior-5-weapons-russia-could-use-arctic-11784 оригинал])
* [http://dmitry-v-ch-l.livejournal.com/94788.html Первое коммерческое китайское судно на Севморпути (2013)]
* {{cite web
|url        = http://politrussia.com/ecology/rossiyskaya-arktika-ekonomicheski-615/
|title      = Россия обеспечивает свои интересы в Арктике
|author      = Герасимов А.
|date        = 2015-07-06
|publisher  = [[PolitRussia]]
|accessdate  = 2015-07-17
|archiveurl  = https://archive.is/3jVFX
|archivedate = 2015-07-17
}}
== Примечания ==
{{Примечания}}
<br>
<br>
{{Внешняя политика России}}
{{Внешняя политика России}}
{{Россия}}


[[Категория:Внешняя политика России]]
[[Категория:Внешняя политика России]]
[[Категория:F.A.Q.]]
[[Категория:Вопросы и ответы]]

Текущая версия от 23:09, 6 апреля 2024

Арктика на карте мира

Российская (Русская) Арктика, или Российский сектор Арктики[1] — арктические территории и акватории, принадлежащие России (включая те, на которые Россия претендует).

Арктика во многих смыслах регион перспективный, чем и объясняются значительные экономические, военные и дипломатические усилия со стороны России, направленные на увеличение присутствия в Арктике.

В 2017 году глава Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия до 2025 года потратит на освоение Арктики более 160 миллиардов рублей, в рамках утверждённой госпрограммы развития региона на ближайшие 8 лет.[2]

Российские инвестиции в Арктику

Причины тратить деньги на Арктику

Арктика должна оставаться русской

С сугубо прагматичной точки зрения существует как минимум 3 весомых причины для РФ вкладываться в освоение Арктики:

  • Богатство региона. Арктический континентальный шельф[3] — крупнейший регион планеты с нетронутыми запасами углеводородов на Земле, большой частью которого владеет Россия.
  • Транспорт. Развитие Северного Морского Пути — одна из главнейших задач при освоении Арктики. СМП является кратчайшим путем из Европы в Азию, который становится из-за глобального потепления все более доступным не только для ледокольного флота.
  • Обороноспособность. Развитие военной инфраструктуры и усиление постоянного военного присутствия в РФ не только повысит обороноспособность, но и позволит Российской армии сохранить свои конкурентные преимущества.
  • Туризм. Арктические круизные туры — это не будущее, а реальность. Конкуренция за туристов давно развернулась среди североморских стран.[4][5]

Нефть и газ в Арктике

При всех сложностях добычи нефти и газа в Арктике, эта игра может стоить свеч — хотя бы потому, что в Арктике последние из крупных месторождений, откуда можно добыть нефть по схеме «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка».

По оценкам Геологического Общества США, в Арктике (шельф + суша) находятся 90 млрд баррелей нефти. При цене в $100 за баррель стоимость «нефтяного куша», за который борются арктические страны, равен $9 трлн — это примерно 4,5 номинальных ВВП РФ за год. Если же взять цену в районе $60-70 за баррель, то прибыль будет равна $5,4-6,3 трлн, что также немало. За такие деньги явно стоит бороться.

Аналогичная ситуация и с природным газом. Запасы лишь трех месторождений (Штокмановского, Русановского и Ленинградского) оцениваются в 10 трлн м3, которые при цене в $350 за м3 принесут прибыль в $3,5 трлн. Если же взять цены в районе $250-270 за 1000 м3[2], то прибыль будет чуть поменьше — $2,5-2,7 за 1000 м3 соответственно.

Северный морской путь (обозначен синим) в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (красный)

Прочие арктические ресурсы

Богатство Арктики не ограничивается углеводородами. В числе других важнейших полезных ископаемых в регионе можно назвать следующее:

  • Редкоземельные металлы (Якутия).
  • Алмазы (Архангельская область и Якутия.
  • Олово (Чукотка).
  • Золото (Чукотка, Таймыр).
  • Платина (Таймыр).
  • Никель (Мурманская область, Таймыр).
  • Медь (Таймыр, Мурманская область).
  • Кобальт (Таймыр).
  • Cурьма (Таймыр).
  • Уголь (Таймыр, Воркута, Чукотка).
  • Апатиты (Мурманская область).
  • Нефелиновые руды (Мурманская область).

Северный морской путь

Основная статья: Северный морской путь

Северный Морской Путь — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары.

По состоянию на 2015 год ещё нельзя точно оценить в деньгах экономический потенциал СМП, но если прикинуть по аналогии с Суэцким каналом, то СМП сулит ежегодную прибыль в $5,2 млрд.

Инвестиции России в инфраструктуру СМП оправданы по следующим причинам:

  • Рост количества кораблей проходящих по СМП доказывает, что интерес к этому маршруту есть. В 2013 году за право пройти по СМП заплатили 204 судна, против 46 в 2012 году.
  • Уже сейчас среди логистических компаний на данном маршруте присутствуют иностранцы — китайцы (государственные и частные кампании), корейцы, японцы и даже уроженцы Сингапура.
  • Из мировых держав как минимум Китай будет заинтересован в развитии СМП. Не только в надежде продвинуть свои интернационалистические взгляды по вопросу Арктики, но и также для обхода возможностей США по блокированию связей Китая с Европой (тот же флот США в Персидском заливе) и саботажу реализации проекта Нового Шёлкового пути[6]. Использование СМП, который будет находиться под контролем и защитой России, станет для Китая важнейшим элементом национальной безопасности.

Трансполярная магистраль

Арктическая зона Российской Федерации — состав сухопутной части

Основная статья: Трансполярная магистраль

Конкуренция за Арктику

В настоящее время у России весьма сложные отношения с Западом, а ситуация в области соблюдения западными странами норм международного права далеко не лучшая. Всё это не дает гарантий, что наше право на владение Арктикой будет и впредь защищено лишь международными конвенциями и правилами ООН. Необходимость иметь армию для защиты своих интересов при таких условиях не то, что не исчезнет, а даже еще больше укрепится.

Более того, присутствие в Арктике позволит российской армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера, что несомненно даст России преимущества в случае военного конфликта в данном регионе.

Соперники России в Арктике

Арктика — последний фронт войны с США

Самая острая конкуренция России за влияние в Арктике наблюдается с членами Арктического Совета, а именно:

  • Флаг Дании.png Дания — единственная страна ЕС, имеющая выход к Арктике, так как владеет островом Гренландия. С учетом того, что Гренландия автономия в составе Дании у нее действует особый режим взаимодействия с Евросоюзом[7].
  • Флаг Исландии.png Исландия — островное государство, полностью расположенное в водах Арктики.
  • Флаг Канады.png Канада — после России 2-ая страна по протяженности северной береговой линии. Ее приарктические владения — архипелаг близко расположенных островов, в то время как у России это в основном сильно отдаленная от Северного Полюса материковая суша и ряд архипелагов, в частности самый северный — земля Франца-Иосифа.
  • Флаг Норвегии.png Норвегия — несмотря на подписание договора о границе в 2010 году имеет немалые амбиции в Арктике, которые в чем-то идут вразрез российским. Это прежде всего вопрос хребта Ломоносова и статус Шпицбергена.
  • Флаг США.png США — как главный конкурент России на мировой арене не упустит своего шанса утвердиться в Арктике. США уже имеют постоянную военную базу в регионе, а точнее на севере Гренландии под названием Туле (Питуффик), расположенную в 1500 км к югу от Северного Полюса.
  • Флаг Финляндии.png Финляндия — не имеет выхода к Арктике, особенно после утраты области Петсамо. Поэтому конкуренция с Финляндией в Арктике России практически не угрожает.

Подобно России эти страны также претендуют на владение ресурсами и постоянное военное присутствие в Арктике. Все они, особенно США, имеют сложные отношения с Россией, все они ввели санкции против РФ из-за позиции РФ по кризису на Украине.

В последние годы активизировалась другая группа конкурентов РФ в Арктике — Евросоюз (в целом) и Китай. Они не имеют выхода к региону, что во многом объясняет их стремление к интернационализации Арктики, в процессе которой они так или иначе получат свою долю при дележе последней нетронутой ресурсной кладовой нашей планеты без вложения больших средств в ее освоение.

Спорные территории в Арктике

Российская заявка на шельф в Арктике

См. также Территориальные споры России

Если говорить о членах Арктического клуба, то это, прежде всего, сопротивление расширению территории РФ в Арктике, в частности, против признания эксклюзивных прав России на геологический шельф Арктики, включающий в себя следующие объекты:

  • Хребет им. М. В. Ломоносова
  • Котловина Подводников
  • Поднятие им. Д. И. Менделеева

Россия начала борьбу за свои права на эти территории еще в 2001 году, когда ее претензии были отклонены под предлогом необходимости сбора дополнительных доказательств того, что что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. На выполнение этой задачи государству пришлось потратить значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования.

Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском Море площадью 52 тыс. км2, который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.

9 февраля 2016 года состоялась презентация заявки РФ на расширение континентального шельфа в Арктике. Концепция заявки не поменялась с 2001 года, кроме того факта, что в нее включили также южную часть хребта Гаккеля и котловину Подводников[8]. Представленные в новой заявке районы частично совпадают с заявками Дании и Канады, с которыми, впрочем, были проведены консультации. В результате их удалось отговорить от вмешательства в рассмотрение Комиссией заявки другого государства и вынесения ей рекомендаций. На рассмотрение заявки может уйти от 2 до 4 лет.

Нам это интересно потому, что в первую очередь, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь более 1 млн, точнее 1,191,000 кв. км, где только российские законы будут, и мы будем устанавливать свои собственные правила ведения работ и деятельности в Арктике. Естественно, эти пространства для ведения транспортных операций, там же большие перспективы для открытия крупных месторождений углеводородов. И вообще это российская территория в Арктике — из заявления Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ.

Другой метод блокировки интересов РФ в Арктике — экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Самый яркий из таких эпизодов — инцидент с судном Arctic Sunrise и попыткой Гринпис заблокировать работу платформы «Приразломная». Цель таких акций очевидна — дискредитация России и отстранение ее от добычи ресурсов в Арктике под предлогом заботы об экологии.

Здесь также следует помнить о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая, как и США, не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.

США выступают против монополизации СМП Россией и не менее рьяно требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Фактически, это уже не сектор, так как Россия отказалась от части территорий после ратификации Конвенции по морскому праву.
  2. Цена за I квартал 2015 года равняется $265.[1]