Центробанк России: различия между версиями
POLIGON (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) м (AlexBond переименовал страницу Центральный банк РФ в Центробанк России) |
Версия от 03:26, 5 июня 2016
Официальная версия Эта статья придерживается официальной версии событий. Просьба все альтернативные трактовки или факты заносить на страницу обсуждения статьи для подробного рассмотрения. |
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — государственный орган России, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:
- защита и обеспечение устойчивости рубля
- развитие и укрепление банковской системы
- обеспечение стабильности и развитие национальной платёжной системы
- развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.
История
Свою историю Центральный банк ведёт с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [1]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял название, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.
Современное развитие
28 ноября 2015 года президент России Владимир Путин подписал закон о перечислении 90% итоговой прибыли Центробанка РФ в бюджет России. После вступления закона в силу планируется, что прибыль в российскую казну увеличится на сумму от 22 до 56 млрд рублей.[2]
С 2016 года Центробанк РФ принял решение на всех монетах размещать герб России вместо символа ЦБ.[3][4]
Независимость Центрального банка
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.
Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума по представлению Президента. Однако, «председатель Банка России может быть освобождён от должности только в случаях:
- истечения срока полномочий;
- невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
- подачи личного заявления об отставке;
- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
- нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России», статья 14 закона о Банке России.
Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешённые виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счёт средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
В-седьмых, уставный капитал (3 млрд рублей) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться (точнее «осуществлять полномочия по владению, пользованию и распоряжению», статья 2 закона о Банке России). Только «изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются», статья 2 закона о Банке России.
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.
В-девятых, Банк России каждый год перечисляет в бюджет часть своей прибыли. Если до 2013 года включительно банк отдавал государству 50 %, то в 2014 и 2015 — уже 75 %, а в 2016 отдаст и вовсе 90 % прибыли.
Выводы
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьём ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться с кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Ещё одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причём правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.
Ещё более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!
Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств, несостоятельны, так как опровергаются проведённым выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.
Заключение
Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства.
Ссылки