Доступ России к Мировому океану: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
AlexBond (обсуждение | вклад) (→Описание районов российской акватории: стилистические и мелкие правки, внутренние ссылки) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
== Описание районов российской акватории == | == Описание районов российской акватории == | ||
Методологические пояснения: | |||
* | * Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории; | ||
* Данные по грузообороту крупных портов | * Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml]. | ||
* Под крупным | * Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным географическим положением и историческим значением. | ||
* Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе | * Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей. | ||
=== Арктика === | === Арктика === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Арктики ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Арктики ==== | ||
[[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]] | [[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]] | ||
На арктический район акватории РФ выходит | На арктический район акватории РФ выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная. | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 64: | Строка 65: | ||
! scope="col" | '''Плотность населения''' | ! scope="col" | '''Плотность населения''' | ||
|- | |- | ||
| Архангельская область || Северо-Западный || 2,74 | | [[Архангельская область]] || Северо-Западный || 2,74 | ||
|- | |- | ||
| Красноярский край || Сибирский || 1,21 | | [[Красноярский край]] || Сибирский || 1,21 | ||
|- | |- | ||
| Мурманская область || Северо-Западный || 5,26 | | [[Мурманская область]] || Северо-Западный || 5,26 | ||
|- | |- | ||
| Ненецкий автономный округ || Северо-Западный || 0,25 | | [[Ненецкий автономный округ]] || Северо-Западный || 0,25 | ||
|- | |- | ||
| Республика Карелия || Северо-Западный || 3,49 | | [[Республика Карелия]] || Северо-Западный || 3,49 | ||
|- | |- | ||
| Республика Якутия || Дальневосточный || 0,31 | | [[Республика Якутия]] || Дальневосточный || 0,31 | ||
|- | |- | ||
| Чукотский автономный округ || Дальневосточный || 0,07 | | [[Чукотский автономный округ]] || Дальневосточный || 0,07 | ||
|- | |- | ||
| Ямало-Ненецкий автономный округ || Уральский || 0,69 | | [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69 | ||
|} | |} | ||
Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень | Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселённости — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места.[http://www.webcitation.org/6ekHTysVv] | ||
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона: | При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона: | ||
Строка 100: | Строка 101: | ||
|[[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]] | |[[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]] | ||
|} | |} | ||
Итого средний | Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения в 2000-х гг. были частично компенсированы созданием рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ в данные районы. | ||
==== Насколько Россия контролирует Арктику ==== | ==== Насколько Россия контролирует Арктику ==== | ||
Строка 106: | Строка 107: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Архангельск || Архангельская область || 3,8 | | Архангельск || [[Архангельская область]] || 3,8 | ||
|- | |- | ||
| Мурманск || Мурманская область || 22 | | Мурманск || [[Мурманская область] || 22 | ||
|- | |- | ||
| Варандей || Ненецкий автономный округ || 6,6 | | Варандей || [[Ненецкий автономный округ]] || 6,6 | ||
|- | |- | ||
| Дудинка || Красноярский край || 1,2 | | Дудинка || [[Красноярский край]] || 1,2 | ||
|} | |} | ||
Главная | Главная проблема — наличие крупных портов лишь на Европейской Севере и севере Сибири, то есть на меньшей части арктического побережья. К тому же порты сильно удалены друг от друга и лишены коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дорог). Последние две проблемы актуальны и для малых портов. | ||
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой | Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселённости, а с другой, является насущной задачей ввиду [[Стратегия России в Арктике|геополитической конкуренции]] за обладание территорией и ресурсами Арктики. | ||
С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность | С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность России — почти, потому что вариант с блокадой Берингова пролива Соединенными Штатами существует, хоть и маловероятен. Другим главным преимуществом Арктики является её экономический потенциал — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, есть приличные перспективы развития Северного морского пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли. | ||
=== Балтика === | === Балтика === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Балтики ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Балтики ==== | ||
[[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]] | [[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]] | ||
Блтийская акватория является самой малой по размерам и протяженности береговой линии из всех акваторий РФ. На нее выходит наименьшее число как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1). | |||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 130: | Строка 132: | ||
! scope="col" | '''Плотность населения''' | ! scope="col" | '''Плотность населения''' | ||
|- | |- | ||
| Калининградская область || Северо-Западный || 64,56 | | [[Калининградская область]] || Северо-Западный || 64,56 | ||
|- | |- | ||
| Ленинградская область || Северо-Западный || 21,20 | | [[Ленинградская область]] || Северо-Западный || 21,20 | ||
|- | |- | ||
| Санкт-Петербург|| Северо-Западный || 3724,65 | | [[Санкт-Петербург]]|| Северо-Западный || 3724,65 | ||
|} | |} | ||
Итого средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В | Итого, средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся [[Санкт-Петербрг]], так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики. | ||
==== Насколько Россия контролирует Балтику ==== | ==== Насколько Россия контролирует Балтику ==== | ||
Строка 142: | Строка 144: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Санкт-Петербург || Санкт-Петербург || 51,7 | | Санкт-Петербург || [[Санкт-Петербург]] || 51,7 | ||
|- | |- | ||
| Высоцк || Ленинградская область || 17,5 | | Высоцк || [[Ленинградская область]] || 17,5 | ||
|- | |- | ||
| Усть-Луга || Ленинградская область || 87,9 | | Усть-Луга || [[Ленинградская область]] || 87,9 | ||
|- | |- | ||
| Калининград || Калининградская область || 12,7 | | Калининград || [[Калининградская область]] || 12,7 | ||
|- | |- | ||
| Приморск || Ленинградская область || 59,6 | | Приморск || [[Ленинградская область]] || 59,6 | ||
|} | |} | ||
Главная | Главная проблема — под контролем России малая часть акватории Балтики, остальная часть контролируется странами ЕС и НАТО: [[Финляндия|Финляндией]], [[Польша|Польшей]], [[Германия|Германией]], а также странами Прибалтики ([[Эстония]], [[Латвия]] и [[Литва]]) и Скандинавии ([[Дания]], [[Швеция]] и [[Норвегия]]). Рассмотрим подробнее: | ||
* '''Выходы из Балтики.''' Контролируются [[ФРГ|Германией]] (Кильский канал), [[Дания|Данией]] с [[Швеция|Швецией]] (заливы Каттегат и т. | * '''Выходы из Балтики.''' Контролируются [[ФРГ|Германией]] (Кильский канал), [[Дания|Данией]] с [[Швеция|Швецией]] (заливы Каттегат и т. н. датские проливы<ref>Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, не считая заливов Каттегат и Скаггерак</ref>) и [[Норвегия|Норвегией]] (залив Скаггерак). В обе мировые войны Германия блокировала России выход из Балтики в Мировой Океан, что крайне негативно сказалось на торговле России с остальными странами Антанты и антигитлеровской коалиции и вынудило использовать менее удобные альтернативы в виде акватории Арктики, Дальнего Востока и Каспия. | ||
* '''Финский залив.''' Восточная часть Финского | * '''Финский залив.''' Восточная часть Финского залива — место расположения почти всех балтийских портов России. Большая часть его акватории, включая выход в Балтийское море контролируются [[Финляндия|Финляндией]] и [[Эстония|Эстонией]]. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать большую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны. | ||
* '''Калиниград.''' Проблему Финского залива частично решает наличие | * '''Калиниград.''' Проблему Финского залива частично решает наличие Калининграда — единственного крупного порта России на Балтике за пределами Финского залива. Хотя решает весьма условно — в нём расквартирована меньшая часть Балтийского Флота и войск Западного военного округа, которая окружена превосходящими силами НАТО в лице [[Польша|Польши]] и [[Литва|Литвы]]. Будучи полуанклавом<ref>Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.</ref> Калининград лишён беспрепятственной сухопутной связи с основной территорией России и территорией дружественной [[Белоруссия|Белоруссии]]. | ||
Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей | Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей заселённостью и климатическими условиями, но и приоритетом балтийского направления в морской торговле России. Также немалое влияние на развитие оказывает экономическое влияние Санкт-Петербурга как города-миллионера и второй столицы РФ. | ||
=== Причерноморье === | === Причерноморье === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Причерноморья ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Причерноморья ==== | ||
[[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]] | [[Файл:Black_Sea_relief_location_map.svg|thumb|300px|right|Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)]] | ||
Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как [[Россия]], [[Украина]], [[Румыния]], [[Болгария]], [[Турция]], [[Грузия]] и [[Абхазия]]. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ. | |||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 168: | Строка 171: | ||
! scope="col" | '''Плотность населения''' | ! scope="col" | '''Плотность населения''' | ||
|- | |- | ||
| Краснодарский край || Южный || 73.05 | | [[Краснодарский край]] || Южный || 73.05 | ||
|- | |- | ||
| Республика Крым || Южный || 73,12 | | [[Республика Крым]] || Южный || 73,12 | ||
|- | |- | ||
| Ростовская область|| Южный || 41,95 | | [[Ростовская область]]|| Южный || 41,95 | ||
|- | |- | ||
| Севастополь|| Южный || 481,79 | | [[Севастополь]]|| Южный || 481,79 | ||
|} | |} | ||
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее | |||
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории. | |||
==== Насколько Россия контролирует Причерноморье ==== | ==== Насколько Россия контролирует Причерноморье ==== | ||
Строка 182: | Строка 186: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Новороссийск || Краснодарский край || 127,1 | | Новороссийск || [[Краснодарский край]] || 127,1 | ||
|- | |- | ||
| Туапсе || Краснодарский край || 25,2 | | Туапсе || [[Краснодарский край]] || 25,2 | ||
|- | |- | ||
| Ростов-на-Дону || Ростовская область || 11,6 | | Ростов-на-Дону || [[Ростовская область]] || 11,6 | ||
|- | |- | ||
| Тамань || Краснодарский край || 12,3 | | Тамань || [[Краснодарский край]] || 12,3 | ||
|- | |- | ||
| Азов || Ростовская область || 7,1 | | Азов || [[Ростовская область]] || 7,1 | ||
|- | |- | ||
| Порт Кавказ || Краснодарский край || 30,5 | | Порт Кавказ || [[Краснодарский край]] || 30,5 | ||
|- | |- | ||
| Керчь<ref name="Крым">С 2014 года</ref> || Республика Крым || 7,8 | | Керчь<ref name="Крым">С 2014 года</ref> || [[Республика Крым]] || 7,8 | ||
|- | |- | ||
| Евпатория<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,84<ref>Данные 2013 года[http://www.novoross.info/economics/20540-gruzooborot-evpatoriyskogo-porta-vyros-na-154.html]</ref> | | Евпатория<ref name="Крым"/> || [[Республика Крым]] || 0,84<ref>Данные 2013 года.[http://www.novoross.info/economics/20540-gruzooborot-evpatoriyskogo-porta-vyros-na-154.html]</ref> | ||
|- | |- | ||
| Феодосия<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,25<ref>Данные 2014 года[http://www.tks.ru/logistics/2014/03/24/0001]</ref> | | Феодосия<ref name="Крым"/> || [[Республика Крым]] || 0,25<ref>Данные 2014 года.[http://www.tks.ru/logistics/2014/03/24/0001]</ref> | ||
|- | |- | ||
| Ялта<ref name="Крым"/> || Республика Крым || 0,05<ref>Данные за январь-февраль 2014 года[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref> | | Ялта<ref name="Крым"/> || [[Республика Крым]] || 0,05<ref>Данные за январь-февраль 2014 года.[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref> | ||
|- | |- | ||
| Севастополь<ref name="Крым"/> || Севастополь || 0,4<ref>Данные за январь-февраль 2014 года[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref> | | Севастополь<ref name="Крым"/> || [[Севастополь]] || 0,4<ref>Данные за январь-февраль 2014 года.[http://blackseafleet-21.com/newsid/15333]</ref> | ||
|- | |- | ||
| Таганрог || Ростовская область || 2,9 | | Таганрог || [[Ростовская область]] || 2,9 | ||
|} | |} | ||
Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее: | Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее: | ||
* '''Проблема проливов.''' Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие | * '''Проблема проливов.''' Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует [[Турция]], вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. [[rwp:Конвенция Монтрё о статусе проливов|Конвенция Монтрё]] обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы. | ||
* '''Доступ в Океаны.''' Проход по Эгейскому морю контролируется [[Греция|Грецией]] (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются [[Великобритания|Великобританией]] и [[Испания|Испанией]] (Гибралтарский пролив), [[Египтом]] (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся. | * '''Доступ в Океаны.''' Проход по Эгейскому морю контролируется [[Греция|Грецией]] (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются [[Великобритания|Великобританией]] и [[Испания|Испанией]] (Гибралтарский пролив), [[Египтом]] (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся. | ||
* '''Азовское море.''' В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с | * '''Азовское море.''' В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Чёрным морем не получится. | ||
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. [[Крымская весна]] дала России как преимущества, так и неудобства, главное из | |||
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. [[Крымская весна]] дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|экономическая зависимость]] от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения ([[Мост через Керченский пролив]]) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придётся решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания [[Воссоединение Крыма с Россией|сецессии Крыма]] странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира. | |||
Однако, контроль над Причерноморьем | Однако, контроль над Причерноморьем даёт России кое-какие весомые преимущества. Так, присоединение Крыма даёт России контроль на 40 % черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России. | ||
Другое | Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала будет полезно как для [[Крым#Что воссоединение с Россией дало Крыму|самого Крыма]], так и для [[Крым#Что воссоединение с Крымом дало России|России]]. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края. | ||
=== Каспий === | === Каспий === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Каспия ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Каспия ==== | ||
[[Файл:Caspian_Sea.jpg|thumb|300px|right|Карта Каспийского моря]] | [[Файл:Caspian_Sea.jpg|thumb|300px|right|Карта Каспийского моря]] | ||
Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории [[Россия|России]], [[Азербайджан]]а, [[Иран]]а, [[Казахстан]]а и [[Туркмения|Туркмении]]. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа: | |||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 226: | Строка 232: | ||
! scope="col" | '''Плотность населения''' | ! scope="col" | '''Плотность населения''' | ||
|- | |- | ||
| Астраханская область || Южный || 20.78 | | [[Астраханская область]] || Южный || 20.78 | ||
|- | |- | ||
| Республика Дагестан || Северо-Кавказский || 59.99 | | [[Республика Дагестан]] || Северо-Кавказский || 59.99 | ||
|- | |- | ||
| Республика Калмыкия || Южный || 3.73 | | [[Республика Калмыкия]] || Южный || 3.73 | ||
|} | |} | ||
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь. | Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь. | ||
Строка 238: | Строка 244: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузоборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Махачкала || Республика Дагестан || 3,8 | | Махачкала || [[Республика Дагестан]] || 3,8 | ||
|- | |- | ||
| Астрахань || Астраханская область || 2,6 | | Астрахань || [[Астраханская область]] || 2,6 | ||
|- | |- | ||
| Оля || Астраханская область || 1,58 | | Оля || [[Астраханская область]] || 1,58 | ||
|} | |} | ||
Как и в Арктике, на Каспии Россия также обладает лишь несколькими крупными портами. Но при этом они намного меньше удалены друг от друга и связаны друг с другом более коротким сухопутным сообщением. | Как и в Арктике, на Каспии Россия также обладает лишь несколькими крупными портами. Но при этом они намного меньше удалены друг от друга и связаны друг с другом более коротким сухопутным сообщением. | ||
К | К проблеме Каспийской акватории можно отнести, прежде всего, тот факт, что Каспий является замкнутым водоемом и поэтому не имеет связи с Мировым океаном, если не считать речную систему Европейской России. Другая проблема — сложности с привлечением Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе. Также существует проблема освоения берегов Каспия, ибо здешний климат является менее благоприятным, чем климат черноморского побережья и Крыма. | ||
Но тем не менее Каспий, как и Арктика обладает ресурсным | Но тем не менее Каспий, как и Арктика обладает ресурсным потенциалом — шельф Каспия тоже богат запасами углеводородов, освоение которых для России существенно упростилось после решения [[Изменения границ современной России#Установление границ недропользования в Каспийском море|территориального спора]] с Азербайджаном и Казахстаном. | ||
Главным же преимуществом Каспия является его географическое | Главным же преимуществом Каспия является его географическое положение — с середины XVI века Каспий служил для России окном в Среднюю Азию, Закавказье и Ближний Восток. С учетом геополитической экспансии Китая в Среднюю Азию, США и ЕС в Закавказье, а также для развития [[Отношения России и Ирана|отношений с Ираном]] как крупнейшего игрока на Ближнем Востоке России будет весьма выгодно осваивать это направление геополитики. К тому же на Каспий выходят нейтральные ([[Туркмения]], [[Азербайджан]]) и даже дружественные ([[Казахстан]], [[Иран]]) России страны. | ||
=== Дальний Восток === | === Дальний Восток === | ||
==== Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока ==== | ==== Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока ==== | ||
[[Файл:Far_Eastern_Federal_District_(numbered).svg|thumb|300px|right|Карта Дальнего Востока]] | [[Файл:Far_Eastern_Federal_District_(numbered).svg|thumb|300px|right|Карта Дальнего Востока]] | ||
Дальний Восток | Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ: | ||
{| class="wikitable sortable collapsible" | {| class="wikitable sortable collapsible" | ||
! scope="col" | '''Субъект''' | ! scope="col" | '''Субъект''' | ||
Строка 262: | Строка 269: | ||
! scope="col" | '''Плотность населения''' | ! scope="col" | '''Плотность населения''' | ||
|- | |- | ||
| Камчатский край || Дальневосточный || 0.68 | | [[Камчатский край]] || Дальневосточный || 0.68 | ||
|- | |- | ||
| Магаданская область || Дальневосточный || 0,32 | | [[Магаданская область]] || Дальневосточный || 0,32 | ||
|- | |- | ||
| Приморский край || Дальневосточный || 11,71 | | [[Приморский край]] || Дальневосточный || 11,71 | ||
|- | |- | ||
| Сахалинская область || Дальневосточный || 5.59 | | [[Сахалинская область]] || Дальневосточный || 5.59 | ||
|- | |- | ||
| Хабаровский край || Дальневосточный || 1.69 | | [[Хабаровский край]] || Дальневосточный || 1.69 | ||
|- | |- | ||
| Чукотский автономный округ || Дальневосточный || 0.07 | | [[Чукотский автономный округ]] || Дальневосточный || 0.07 | ||
|} | |} | ||
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая | Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья. | ||
==== Насколько Россия контролирует Дальний Восток ==== | ==== Насколько Россия контролирует Дальний Восток ==== | ||
Строка 280: | Строка 287: | ||
! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ! width="33%"| Порт || width="33%"| Субъект РФ || width="33%"| Грузооборот (млн тонн) | ||
|- | |- | ||
| Ванино || Хабаровский край || 26,8 | | Ванино || [[Хабаровский край]] || 26,8 | ||
|- | |- | ||
| Восточный<ref>Вместе с Козьмино</ref> || Приморский край || 65,2 | | Восточный<ref>Вместе с Козьмино</ref> || [[Приморский край]] || 65,2 | ||
|- | |- | ||
| Находка || Приморский край || 21,3 | | Находка || [[Приморский край]] || 21,3 | ||
|- | |- | ||
| Пригородное || Сахалинская область || 16 | | Пригородное || [[Сахалинская область]] || 16 | ||
|- | |- | ||
| Петропавловск-Камчатский || Камчатский край || 1,92<ref>Данные 2012 года</ref> | | Петропавловск-Камчатский || [[Камчатский край]] || 1,92<ref>Данные 2012 года</ref> | ||
|- | |- | ||
| Владивосток || Приморский край || 12,9 | | Владивосток || [[Приморский край]] || 12,9 | ||
|- | |- | ||
| Магадан || Магаданская область || 1,22<ref>Данные 2011 года</ref> | | Магадан || [[Магаданская область]] || 1,22<ref>Данные 2011 года</ref> | ||
|- | |- | ||
| Анадырь || Чукотский автономный округ || 0,215<ref>Данные 2011 года</ref> | | Анадырь || [[Чукотский автономный округ]] || 0,215<ref>Данные 2011 года</ref> | ||
|- | |- | ||
| Де-Кастри || Хабаровский край || 10,5 | | Де-Кастри || [[Хабаровский край]] || 10,5 | ||
|- | |- | ||
| Посьет || Приморский край || 6,5 | | Посьет || [[Приморский край]] || 6,5 | ||
|} | |} | ||
На первый взгляд количество портов и их грузооборот должны позволить Дальнему Востоку сравняться с Балтикой и Причерноморьем, но они обладают той же проблемой, что и порты | На первый взгляд, количество портов и их грузооборот должны позволить Дальнему Востоку сравняться с Балтикой и Причерноморьем, но они обладают той же проблемой, что и порты Арктики — концентрация лишь в двух ключевых зонах (Приморье и крайний Северо-Восток) и слабая связь друг с другом из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры. | ||
Главная | Главная проблема — не только выше обозначенная проблема связи группы портов друг с другом, но и слабая связь портов северо-восточной России с транспортной системой страны. Порты Приморья связаны с транспортной системой страны куда лучше, в частности благодаря БАМу, но доступ в Тихий Океан через них контролируется не слишком дружественными России [[Япония|Японией]] и [[Южная Корея|Южной Кореей]], не говоря уже про стоящих за их спиной [[США]]. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества. | ||
Магадан, а также порты на северо-востоке и островах мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами | Магадан, а также порты на северо-востоке и островах мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами Приморья и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом. | ||
Вместе с тем, решение выше обозначенных проблем раскрывает преимущества Дальнего Востока для России. К ним относится, прежде всего, развитие сотрудничества с дружественными России [[Китай|Китаем]] и [[КНДР]], которое призвано укрепить позиции России, в частности в Курильском вопросе, что было частично достигнуто через решение [[Изменения границ современной России#Присоединение анклава в Охотском море|вопроса Охотского моря]] и успешными для России переговорами с Японией в декабре 2016 года[http://kremlin.ru/events/president/news/53471] | Вместе с тем, решение выше обозначенных проблем раскрывает преимущества Дальнего Востока для России. К ним относится, прежде всего, развитие сотрудничества с дружественными России [[Китай|Китаем]] и [[КНДР]], которое призвано укрепить позиции России, в частности в Курильском вопросе, что было частично достигнуто через решение [[Изменения границ современной России#Присоединение анклава в Охотском море|вопроса Охотского моря]] и успешными для России переговорами с Японией в декабре 2016 года.[http://kremlin.ru/events/president/news/53471] | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 04:50, 19 декабря 2016
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Доступ России к Мировому океану исторически был и является одним из ключевых условий, определяющих державный статус российского государства.
Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Территорию России омывают 13 морей, 12 относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Морские границы России одни из самых протяжённых в мире.
Проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан[5] с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредственным через моря, выход из которых контролируется иностранными государственными, далеко не всегда дружественными России.
Из-за подобной ситуации Россию часто относят к континентальным державам. Однако всё же нужно помнить, что Российский военно-морской флот является одним из сильнейших в мире, что имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов, что Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом (где сосредоточены огромные запасы углеводородов), и, наконец, современные технологии и потепление климата дают возможность превратить Северный морской путь в одну из главных международных грузовых трасс.
Какие моря омывают Россию?
Море | Океан | Район акватории РФ | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцово | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое море | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения:
- Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории;
- Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[6][7].
- Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным географическим положением и историческим значением.
- Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
На арктический район акватории РФ выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселённости — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места.[8]
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения в 2000-х гг. были частично компенсированы созданием рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ в данные районы.
Насколько Россия контролирует Арктику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | [[Мурманская область] | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Главная проблема — наличие крупных портов лишь на Европейской Севере и севере Сибири, то есть на меньшей части арктического побережья. К тому же порты сильно удалены друг от друга и лишены коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дорог). Последние две проблемы актуальны и для малых портов.
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселённости, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.
С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность России — почти, потому что вариант с блокадой Берингова пролива Соединенными Штатами существует, хоть и маловероятен. Другим главным преимуществом Арктики является её экономический потенциал — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, есть приличные перспективы развития Северного морского пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Блтийская акватория является самой малой по размерам и протяженности береговой линии из всех акваторий РФ. На нее выходит наименьшее число как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Итого, средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся Санкт-Петербрг, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
Насколько Россия контролирует Балтику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск | Ленинградская область | 59,6 |
Главная проблема — под контролем России малая часть акватории Балтики, остальная часть контролируется странами ЕС и НАТО: Финляндией, Польшей, Германией, а также странами Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) и Скандинавии (Дания, Швеция и Норвегия). Рассмотрим подробнее:
- Выходы из Балтики. Контролируются Германией (Кильский канал), Данией с Швецией (заливы Каттегат и т. н. датские проливы[1]) и Норвегией (залив Скаггерак). В обе мировые войны Германия блокировала России выход из Балтики в Мировой Океан, что крайне негативно сказалось на торговле России с остальными странами Антанты и антигитлеровской коалиции и вынудило использовать менее удобные альтернативы в виде акватории Арктики, Дальнего Востока и Каспия.
- Финский залив. Восточная часть Финского залива — место расположения почти всех балтийских портов России. Большая часть его акватории, включая выход в Балтийское море контролируются Финляндией и Эстонией. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать большую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
- Калиниград. Проблему Финского залива частично решает наличие Калининграда — единственного крупного порта России на Балтике за пределами Финского залива. Хотя решает весьма условно — в нём расквартирована меньшая часть Балтийского Флота и войск Западного военного округа, которая окружена превосходящими силами НАТО в лице Польши и Литвы. Будучи полуанклавом[2] Калининград лишён беспрепятственной сухопутной связи с основной территорией России и территорией дружественной Белоруссии.
Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей заселённостью и климатическими условиями, но и приоритетом балтийского направления в морской торговле России. Также немалое влияние на развитие оказывает экономическое влияние Санкт-Петербурга как города-миллионера и второй столицы РФ.
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Причерноморья
Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Насколько Россия контролирует Причерноморье
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[3] | Республика Крым | 7,8 |
Евпатория[3] | Республика Крым | 0,84[4] |
Феодосия[3] | Республика Крым | 0,25[5] |
Ялта[3] | Республика Крым | 0,05[6] |
Севастополь[3] | Севастополь | 0,4[7] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее:
- Проблема проливов. Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует Турция, вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. Конвенция Монтрё обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
- Доступ в Океаны. Проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- Азовское море. В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Чёрным морем не получится.
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. Крымская весна дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придётся решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.
Однако, контроль над Причерноморьем даёт России кое-какие весомые преимущества. Так, присоединение Крыма даёт России контроль на 40 % черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала будет полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Насколько Россия контролирует Каспий
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Как и в Арктике, на Каспии Россия также обладает лишь несколькими крупными портами. Но при этом они намного меньше удалены друг от друга и связаны друг с другом более коротким сухопутным сообщением.
К проблеме Каспийской акватории можно отнести, прежде всего, тот факт, что Каспий является замкнутым водоемом и поэтому не имеет связи с Мировым океаном, если не считать речную систему Европейской России. Другая проблема — сложности с привлечением Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе. Также существует проблема освоения берегов Каспия, ибо здешний климат является менее благоприятным, чем климат черноморского побережья и Крыма.
Но тем не менее Каспий, как и Арктика обладает ресурсным потенциалом — шельф Каспия тоже богат запасами углеводородов, освоение которых для России существенно упростилось после решения территориального спора с Азербайджаном и Казахстаном.
Главным же преимуществом Каспия является его географическое положение — с середины XVI века Каспий служил для России окном в Среднюю Азию, Закавказье и Ближний Восток. С учетом геополитической экспансии Китая в Среднюю Азию, США и ЕС в Закавказье, а также для развития отношений с Ираном как крупнейшего игрока на Ближнем Востоке России будет весьма выгодно осваивать это направление геополитики. К тому же на Каспий выходят нейтральные (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественные (Казахстан, Иран) России страны.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Насколько Россия контролирует Дальний Восток
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[8] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[9] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[10] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[11] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
На первый взгляд, количество портов и их грузооборот должны позволить Дальнему Востоку сравняться с Балтикой и Причерноморьем, но они обладают той же проблемой, что и порты Арктики — концентрация лишь в двух ключевых зонах (Приморье и крайний Северо-Восток) и слабая связь друг с другом из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры.
Главная проблема — не только выше обозначенная проблема связи группы портов друг с другом, но и слабая связь портов северо-восточной России с транспортной системой страны. Порты Приморья связаны с транспортной системой страны куда лучше, в частности благодаря БАМу, но доступ в Тихий Океан через них контролируется не слишком дружественными России Японией и Южной Кореей, не говоря уже про стоящих за их спиной США. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества.
Магадан, а также порты на северо-востоке и островах мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами Приморья и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом.
Вместе с тем, решение выше обозначенных проблем раскрывает преимущества Дальнего Востока для России. К ним относится, прежде всего, развитие сотрудничества с дружественными России Китаем и КНДР, которое призвано укрепить позиции России, в частности в Курильском вопросе, что было частично достигнуто через решение вопроса Охотского моря и успешными для России переговорами с Японией в декабре 2016 года.[9]
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, не считая заливов Каттегат и Скаггерак
- ↑ Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 С 2014 года
- ↑ Данные 2013 года.[1]
- ↑ Данные 2014 года.[2]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[3]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[4]
- ↑ Вместе с Козьмино
- ↑ Данные 2012 года
- ↑ Данные 2011 года
- ↑ Данные 2011 года