Северный морской путь: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
мНет описания правки
Строка 13: Строка 13:
* Певек
* Певек
Порт Дудинка является границей между Западным (от Дудинки до Мурманска) и Восточного (от Дудинки до Чукотки) секторами Арктики и участками Северном Морского Пути.
Порт Дудинка является границей между Западным (от Дудинки до Мурманска) и Восточного (от Дудинки до Чукотки) секторами Арктики и участками Северном Морского Пути.
== История освоения ==
=== До XX века ===
==== Истоки и первые попытки ====
Конец XV-начало XVI веков — время поиска европейцами морских путей в Индию и Восточную Азию. Экспедиции испанцев и португальцев открыли для европейцев два марштрута — через мыс Доброй Надежды (Южная Африка) и Магеланнов пролив (Южная Америка), которые испанцы и португальцы моментально застолбили за собой и установили жестких контроль за их использование.
Другие морские державы Европы (Англия, Франция и позднее Голландия) не были довольны таким положеним вещей, но в XVI веке не были способны вытеснить испанцев и португальцев с уже занятых путей, поэтому искали альтернативные пути — вдоль северного побережью Северной Америки (Северо-Западный проход) и северного побережья Евразии (Северо-Восточный проход), последний из которых и стал прообразом СМП.
Истоком идеи о Северо-Восточном проходе можно считать сочинение ''«{{abbr|Книга о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII|Pauli Jovii Novocomensis de Legatione Basilii Magni Principis Moscoviae ad Clementem VII liber|0}}»'' (1525 год), написанной итальянским историком, врачом и географом [[rwp:Джовио, Паоло|Паоло Джовио]]. В нем Джовио опубликовал подробные сведения о России, основываясь на сведениях из бесед с [[rwp:Дмитрий Герасимов|Дмитрием Герасимовым]], русском дипломате и главе посольской миссии к папе [[rwp:Климент VII|Клименту VII]], в частности высказав предложение о возможности достичь Китая плаваньем вдоль северных берегов Евразии<ref>Фрагмент из текста ''«Книги о посольстве Василия...»'': {{quote|Однако достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к Северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли[http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Iovij_2/frametext.htm]}}</ref>.
Во второй половине XVI века были осуществлены экспедции англичан (например, [[rwp:Ченслор, Ричард|экспедии Ричарда Ченслора]] и [[rwp:Хью Уиллоби|Хью Уиллоби]]) и голландцев ([[rwp:Виллем Баренц|экспедиции Виллема Баренца]]). С географической точки были провальными — главная цель достигнута не была, ибо дальше [[rwp:Новая Земля|архипелага Новая Земля]] продвинуться не удалось. При этом обе страны установили торговые отношения с Россией и стали уже в следующем веке ее основными торговыми партнерами в Европе.
==== XVII-XVIII века ====
Больших успехов в исследовании СМП добилась Россия — ей это было проще осуществить ввиду того, что еще в XII-XIII вв. побежье Европейского Севера были исследовано русскими мореходами (поморы) и заселено выходцами из Новгорода Великого и других городов. В конце XVI века совершались регулярные плаванья к устью Оби, а закрепиться на новых землях помогло основание острогов, позднее ставших городами — Берёзов (ныне Берёзово), Обдорск (Салехард), Мангазея. В начале XVII века русские мореходы доходили уже до устья Енисея и Пясины, в 1620-1640-е годы было исследовано побережье от Енисея до Колымы усилиями таких первопроходцев как [[rwp:Пянда|Пянда]], [[rwp:Ребров, Иван Иванович|Иван Ребров]], [[rwp:Перфильев, Илья|Илья Перфильев]] и [[rwp:Дежнёв, Семён Иванович|Семён Дежнёв]] (последний совершил экспедицию, открывшей пролив между Чукоткой и Америкой).
В начале XVIII века Россия стала морской державой, что усилило интерес русских властей к освоению СМП. Наибольший вклад внесли знаменитые экспедиции [[rwp:Беринг, Витус Ионассен|Витуса Беринга]] — экспедиция 1724-1729 ([[rwp:Первая Камчатская экспедиция|Первая Камчатская]]) и 1733-1743 ([[rwp:Великая Северная экспедиция|Вторая Камчатская]]) годов, из которых наиболее плодотворной по результатам оказалась вторая, разделенная на отряды:
* Двинско-Обский отряд — исследовал Баренцево (юго-восток акватории) и Карское (в районе устья Оби) моря
* Обско-Енисейский отряд — исследовал береговую линию между Енисеем и Обью
* Ленско-Енисейский отряд — исследовано побережье п-ова Таймыр, в частности открыта крайняя северная точка Евразии (мыс Челюскина)
* Ленско-Колымский отряд — исследовано побережье п-ова Чукотка, обнаружено устье р. Анадырь
* Южный отряд — исследован Курильский архипелаг и открыт морской путь в Японию
* Академический отряд — проведены метереологические исследования на Камчатке, исследованы ост-ва Шантарские, положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы
* Верхнеудинско-Охотская экспедиция — проведены геодезические и этнографические исследования на территории от Бурятии до Хабаровского края
* Отряд Беринга-Чирикова — Беринг совместно с [[rwp:Чириков, Алексей Ильич|Алексеем Чириковым]] провел экспедицию, в результате которой был открыт пролив между Чукоткой и Америкой (известный сейчас как Берингов пролив), а также исследованы северные берега Камчатки (был основан острог, ставший позднее Петрапавловском-Камчатским), северо-западное побережье Америки и острова в Беринговом море (Алеутский и Командорские)
Результаты Второй Камчатской экспедии оказались более чем впечатляющими — исследована большая часть северных берегов России и составлена их [https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/87/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_1745_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0.png карта], которая почти соответствует современным, а также исследовано побережье Аляски (окончательно доказано существование пролива между Азией и Америкой), острова в северной части Тихого Океана, Южные Курильские острова (открыт путь в Японию).


== Новейшее развитие ==
== Новейшее развитие ==

Версия от 21:15, 7 сентября 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Северный морской путь (обозначен синим) в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (красный)

Северный морской путь (далее СМП) — кратчайший морской маршрут между Европой и Восточной Азией, в частности между европейской и дальневосточной частями России. Проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Для сравнения: путь из Мурманска в Японию через Суэцкий канал составляет 12,84 тыс. морских миль (23,78 тыс. км), а по СМП — только 5,77 тыс. морских миль (10,69 тыс. км), то есть в 2,23 раза меньше.

Основные порты СМП:

  • Мурманск
  • Архангельск
  • Сабетта
  • Дудинка
  • Диксон
  • Хатанга
  • Тикси
  • Певек

Порт Дудинка является границей между Западным (от Дудинки до Мурманска) и Восточного (от Дудинки до Чукотки) секторами Арктики и участками Северном Морского Пути.

История освоения

До XX века

Истоки и первые попытки

Конец XV-начало XVI веков — время поиска европейцами морских путей в Индию и Восточную Азию. Экспедиции испанцев и португальцев открыли для европейцев два марштрута — через мыс Доброй Надежды (Южная Африка) и Магеланнов пролив (Южная Америка), которые испанцы и португальцы моментально застолбили за собой и установили жестких контроль за их использование.

Другие морские державы Европы (Англия, Франция и позднее Голландия) не были довольны таким положеним вещей, но в XVI веке не были способны вытеснить испанцев и португальцев с уже занятых путей, поэтому искали альтернативные пути — вдоль северного побережью Северной Америки (Северо-Западный проход) и северного побережья Евразии (Северо-Восточный проход), последний из которых и стал прообразом СМП.

Истоком идеи о Северо-Восточном проходе можно считать сочинение «Книга о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII» (1525 год), написанной итальянским историком, врачом и географом Паоло Джовио. В нем Джовио опубликовал подробные сведения о России, основываясь на сведениях из бесед с Дмитрием Герасимовым, русском дипломате и главе посольской миссии к папе Клименту VII, в частности высказав предложение о возможности достичь Китая плаваньем вдоль северных берегов Евразии[1].

Во второй половине XVI века были осуществлены экспедции англичан (например, экспедии Ричарда Ченслора и Хью Уиллоби) и голландцев (экспедиции Виллема Баренца). С географической точки были провальными — главная цель достигнута не была, ибо дальше архипелага Новая Земля продвинуться не удалось. При этом обе страны установили торговые отношения с Россией и стали уже в следующем веке ее основными торговыми партнерами в Европе.

XVII-XVIII века

Больших успехов в исследовании СМП добилась Россия — ей это было проще осуществить ввиду того, что еще в XII-XIII вв. побежье Европейского Севера были исследовано русскими мореходами (поморы) и заселено выходцами из Новгорода Великого и других городов. В конце XVI века совершались регулярные плаванья к устью Оби, а закрепиться на новых землях помогло основание острогов, позднее ставших городами — Берёзов (ныне Берёзово), Обдорск (Салехард), Мангазея. В начале XVII века русские мореходы доходили уже до устья Енисея и Пясины, в 1620-1640-е годы было исследовано побережье от Енисея до Колымы усилиями таких первопроходцев как Пянда, Иван Ребров, Илья Перфильев и Семён Дежнёв (последний совершил экспедицию, открывшей пролив между Чукоткой и Америкой).

В начале XVIII века Россия стала морской державой, что усилило интерес русских властей к освоению СМП. Наибольший вклад внесли знаменитые экспедиции Витуса Беринга — экспедиция 1724-1729 (Первая Камчатская) и 1733-1743 (Вторая Камчатская) годов, из которых наиболее плодотворной по результатам оказалась вторая, разделенная на отряды:

  • Двинско-Обский отряд — исследовал Баренцево (юго-восток акватории) и Карское (в районе устья Оби) моря
  • Обско-Енисейский отряд — исследовал береговую линию между Енисеем и Обью
  • Ленско-Енисейский отряд — исследовано побережье п-ова Таймыр, в частности открыта крайняя северная точка Евразии (мыс Челюскина)
  • Ленско-Колымский отряд — исследовано побережье п-ова Чукотка, обнаружено устье р. Анадырь
  • Южный отряд — исследован Курильский архипелаг и открыт морской путь в Японию
  • Академический отряд — проведены метереологические исследования на Камчатке, исследованы ост-ва Шантарские, положено начало научному изучению Сибири, её истории и природы
  • Верхнеудинско-Охотская экспедиция — проведены геодезические и этнографические исследования на территории от Бурятии до Хабаровского края
  • Отряд Беринга-Чирикова — Беринг совместно с Алексеем Чириковым провел экспедицию, в результате которой был открыт пролив между Чукоткой и Америкой (известный сейчас как Берингов пролив), а также исследованы северные берега Камчатки (был основан острог, ставший позднее Петрапавловском-Камчатским), северо-западное побережье Америки и острова в Беринговом море (Алеутский и Командорские)

Результаты Второй Камчатской экспедии оказались более чем впечатляющими — исследована большая часть северных берегов России и составлена их карта, которая почти соответствует современным, а также исследовано побережье Аляски (окончательно доказано существование пролива между Азией и Америкой), острова в северной части Тихого Океана, Южные Курильские острова (открыт путь в Японию).

Новейшее развитие

В 2016 году под проводкой атомных ледоколов в акватории Северного морского пути проведено 410 судов общей валовой вместимостью 5 288 284 тонны. Для сравнения, в 2015 году было проведено 195 судов (общей валовой вместимостью 2 042 522 тонны). [1] При этом общий объём перевозок в 2015 году вырос на 45,4 % по сравнению с 2014 годом.[2]

Зимой 2016—2017 года караван российских судов, впервые в истории арктической навигации под проводкой атомного ледокола «50 лет Победы» успешно проследовал Северным морским путём в период с конца декабря по начало января.[3]

См. также

Ссылки


  1. Фрагмент из текста «Книги о посольстве Василия...»:
    Однако достаточно хорошо известно, что Двина, увлекая бесчисленные реки, несется в стремительном течении к Северу, и что море там имеет такое огромное протяжение, что, по весьма вероятному предположению, держась правого берега, оттуда можно добраться на кораблях до страны Китая, если в промежутке не встретится какой-нибудь земли[4]