Российская Арктика: различия между версиями
AlexBond (обсуждение | вклад) |
AlexBond (обсуждение | вклад) |
||
Строка 20: | Строка 20: | ||
=== Северный морской путь === | === Северный морской путь === | ||
{{main|Северный морской путь}} | {{main|Северный морской путь}} | ||
[[Файл:Northern Sea Route vs Southern Sea Route.svg|thumb|250px|Северный морской путь (обозначен синим) в сравнении с маршрутом через Суэцкий канал (красный)]] | |||
'''Северный Морской Путь''' — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары. | '''Северный Морской Путь''' — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары. |
Версия от 01:57, 22 мая 2018
Арктика во многих смыслах регион перспективный, чем и объясняются значительные экономические, военные и дипломатические усилия со стороны России, направленные на увеличение присутствия в Арктике. В 2017 году глава Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Россия до 2025 года потратит на освоение Арктики более 160 миллиардов рублей, в рамках утверждённой госпрограммы развития региона на ближайшие 8 лет.[2]
Российские инвестиции в Арктику
Причины тратить деньги на Арктику
С сугубо прагматичной точки зрения существует как минимум 3 весомых причины для РФ вкладываться в освоение Арктики:
- Богатство региона. Арктический шельф — крупнейший регион планеты с нетронутыми запасами углеводородов на Земле, большой частью которого владеет Россия.
- Транспорт. Развитие Северного Морского Пути — одна из главнейших задач при освоении Арктики. СМП является кратчайшим путем из Европы в Азию, который становится из-за глобального потепления все более доступным не только для ледокольного флота.
- Обороноспособность. Развитие военной инфраструктуры и усиление постоянного военного присутствия в РФ не только повысит обороноспособность, но и позволит Российской армии сохранить свои конкурентные преимущества.
Нефть и газ в Арктике
При всех сложностях добычи нефти и газа в Арктике, эта игра может стоить свеч — хотя бы потому, что в Арктике последние из крупных месторождений, откуда можно добыть нефть по схеме «пробурил и качай», а не «мучайся как достать нефть из битумного песка».
По оценкам Геологического Общества США, в Арктике (шельф + суша) находятся 90 млрд баррелей нефти. При цене в $100 за баррель стоимость «нефтяного куша», за который борются арктические страны, равен $9 трлн — это примерно 4,5 номинальных ВВП РФ за год. Если же взять цену в районе $60-70 за баррель, то прибыль будет равна $5,4-6,3 трлн, что также немало. За такие деньги явно стоит бороться.
Аналогичная ситуация и с природным газом. Запасы лишь трех месторождений (Штокмановского, Русановского и Ленинградского) оцениваются в 10 трлн м3, которые при цене в $350 за м3 принесут прибыль в $3,5 трлн. Если же взять цены в районе $250-270 за 1000 м3[1], то прибыль будет чуть поменьше — $2,5-2,7 за 1000 м3 соответственно.
Северный морской путь
Основная статья: Северный морской путь
Северный Морской Путь — альтернативный способ доставки грузов из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу и обратно. СМП на треть короче пути через Индийский Океан и Суэцкий канал, что помимо глобального потепления сильно подстегнет его использовать. Подобное развитие событий сулит России большие выгоды, так как будет идеальная возможность сбора транзитных пошлин и оказания логистических услуг желающим быстрее доставить свои товары.
По состоянию на 2015 год ещё нельзя точно оценить в деньгах экономический потенциал СМП, но если прикинуть по аналогии с Суэцким каналом, то СМП сулит ежегодную прибыль в $5,2 млрд.
Инвестиции России в инфраструктуру СМП оправданы по следующим причинам:
- Рост количества кораблей проходящих по СМП доказывает, что интерес к этому маршруту есть. В 2013 году за право пройти по СМП заплатили 204 судна, против 46 в 2012 году.
- Уже сейчас среди логистических компаний на данном маршруте присутствуют иностранцы — китайцы (государственные и частные кампании), корейцы, японцы и даже уроженцы Сингапура.
- Из мировых держав как минимум Китай будет заинтересован в развитии СМП. Не только в надежде продвинуть свои интернационалистические взгляды по вопросу Арктики, но и также для обхода возможностей США по блокированию связей Китая с Европой (тот же флот США в Персидском заливе) и саботажу реализации проекта Нового Шёлкового пути[3]. Использование СМП, который будет находиться под контролем и защитой России, станет для Китая важнейшим элементом национальной безопасности.
Конкуренция за Арктику
В настоящее время у России весьма сложные отношения с Западом, а ситуация в области соблюдения западными странами норм международного права далеко не лучшая. Всё это не дает гарантий, что наше право на владение Арктикой будет и впредь защищено лишь международными конвенциями и правилами ООН. Необходимость иметь армию для защиты своих интересов при таких условиях не то, что не исчезнет, а даже еще больше укрепится.
Более того, присутствие в Арктике позволит российской армии отработать уникальные технологии ведения войны в условиях Крайнего Севера, что несомненно даст России преимущества в случае военного конфликта в данном регионе.
Соперники России в Арктике
Самая острая конкуренция России за влияние в Арктике наблюдается с членами Арктического Совета, а именно:
- Дания — единственная страна ЕС, имеющая выход к Арктике, т.к. владеет островом Гренландия. С учетом того, что Гренландия автономия в составе Дании у нее действует особый режим взаимодействия с Евросоюзом[4].
- Исландия — островное государство, полностью расположенное в водах Арктики.
- Канада — после России 2-ая страна по протяженности северной береговой линии. Ее приарктические владения — архипелаг близко расположенных островов, в то время как у России это в основном сильно отдаленная от Северного Полюса материковая суша и ряд архипелагов, в частности самый северный — земля Франца-Иосифа.
- Норвегия — несмотря на подписание договора о границе в 2010 году имеет немалые амбиции в Арктике, которые в чем-то идут вразрез российским. Это прежде всего вопрос хребта Ломоносова и статус Шпицбергена.
- США — как главный конкурент России на мировой арене не упустит своего шанса утвердиться в Арктике. США уже имеет постоянную военную базу в регионе, а точнее на севере Гренландии под названием Туле (Питуффик), расположенной в 1500 км к югу от Северного Полюса.
- Финляндия — не имеет выхода к Арктике, особенно после утраты области Петсамо. Поэтому конкуренция с Финляндией в Арктике России практически не угрожает.
Подобно России эти страны также претендуют на владение ресурсами и постоянное военное присутствие в Арктике. Все они, особенно США имеют сложные отношения с Россией, все они ввели санкции против РФ из-за позиции РФ по кризису на Украине.
В последние годы активизировалась другая группа конкурентов РФ в Арктике — Евросоюз (в целом) и Китай. Они не имеют выхода к региону, что во многом объясняет их стремление к интернационализации Арктики, в процессе которой они так или иначе получат свою долю при дележе последней нетронутой ресурсной кладовой нашей планеты без вложения больших средств в ее освоение.
Спорные территории в Арктике
См. также Территориальные споры России
Если говорить о членах Арктического клуба, то это, прежде всего, сопротивление расширению территории РФ в Арктике, в частности, против признания эксклюзивных прав России на геологический шельф Арктики, включающий в себя следующие объекты:
- Хребет им. М.В. Ломоносова
- Котловина Подводников
- Поднятие им. Д.И. Менделеева
Россия начала борьбу за свои права на эти территории еще в 2001 году, когда ее претензии были отклонены под предлогом необходимости сбора дополнительных доказательств того, что что эта часть арктического шельфа является продолжением российского континентального шельфа. На выполнение этой задачи государству пришлось потратить значительные ресурсы на экспедиции и геологические исследования.
Стоит отметить, что Россия уже имеет успешный прецедент расширения ИЭЗ с помощью комиссии ООН — это присоединение анклава в Охотском Море площадью 52 тыс. км2, который российские дипломаты и геологи отвоевали в 2014 году.
9 февраля 2016 года состоялась презентация заявки РФ на расширение континентального шельфа в Арктике. Концепция заявки не поменялась с 2001 года, кроме того факта, что в нее включили также южную часть хребта Гаккеля и котловину Подводников[5]. Представленные в новой заявке районы частично совпадают с заявками Дании и Канады, с которыми, впрочем, были проведены консультации. В результате их удалось отговорить от вмешательства в рассмотрение Комиссией заявки другого государства и вынесения ей рекомендаций. На рассмотрение заявки может уйти от 2 до 4 лет.
Нам это интересно потому, что в первую очередь, позволит перевести в чисто российскую юрисдикцию огромную площадь более 1 млн, точнее 1,191,000 кв. км, где только российские законы будут, и мы будем устанавливать свои собственные правила ведения работ и деятельности в Арктике. Естественно, эти пространства для ведения транспортных операций, там же большие перспективы для открытия крупных месторождений углеводородов. И вообще это российская территория в Арктике — из заявления Сергея Донского, министра природных ресурсов и экологии РФ. |
Другой метод блокировки интересов РФ в Арктике — экологический троллинг, направленный против российских нефтегазовых компаний. Самый яркий из таких эпизодов — инцидент с судном Arctic Sunrise и попыткой Гринпис заблокировать работу платформы «Приразломная». Цель таких акций очевидна — дискредитация России и отстранение ее от добычи ресурсов в Арктике под предлогом заботы об экологии.
Здесь также следует помнить о назревающем по мере истощения доступных ресурсов дележе Антарктиды, где требования заявивших о территориальных претензиях стран многократно пересекаются. Поэтому России, которая, как и США, не признаёт эти претензии и оставила за собой право выдвинуть свои собственные, определённо придётся доказывать свои права на открытый россиянами континент в условиях острого дипломатического конфликта. И тогда наличие войск, способных действовать даже в Антарктиде, может оказаться в определённых случаях решающим аргументом.
США выступают против монополизации СМП Россией и не менее рьяно требует придания ему международного статуса. Если США смогут добиться своего, то проход по СМП будет бесплатным для всех судов, и Россия не сможет получать экономические выгоды от его существования и обслуживания.
Перспективы развития
Прежде всего, России для успешного освоения и эксплуатации Арктики на данном этапе не достает:
- развитой инфраструктуры портов и дорог к ним
- постоянного персонала
- ледоколов, хотя Россия здесь вне конкуренции[6]
- военных баз (пока что Россия ограничивается военными учениями) [7]
Восполнение недостатка всего этого важная задача для России. И конечно же без вмешательства внешних конкурентов тут не обойтись.
Можно с полной уверенностью констатировать оптимистичное развитие ситуации в Арктике, принимая во внимание все возрастающую активность России в регионе. При успехе освоения и защиты русской Арктики, этот регион имеет много шансов стать одним из моторов экономики России.
См. также
Ссылки
- F.A.Q. по стратегии России в Арктике — статья, положенная в основу данного F.A.Q.
- The National Interest: Россия лучше других северных стран готова защищать свои арктические границы (оригинал)
- Первое коммерческое китайское судно на Севморпути (2013)
- Герасимов А. Россия обеспечивает свои интересы в Арктике. PolitRussia (6 июля 2015). Проверено 17 июля 2015. Архивировано из первоисточника 17 июля 2015.
Примечания
[ + ] Россия
|
|||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|