Российские самолёты и вертолёты: различия между версиями
Pechorin (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 273: | Строка 273: | ||
* '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Миль, Михаил Леонтьевич|М. Л. Миль]] | * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Миль, Михаил Леонтьевич|М. Л. Миль]] | ||
* '''Год начала эксплуатации:''' 1950 | * '''Год начала эксплуатации:''' 1950 | ||
* '''Производители:''' Завод № 387 (ныне Казанский вертолётный завод), Оренбургский (Чкаловский) завод № 47, Ростовский авиазавод № 168 (ныне Роствертол), ''PZL-Świdnik'' ([[Польша]]), опытные экземпляры — Московский вертолётный завод | * '''Производители:''' Завод № 387 (ныне Казанский вертолётный завод), Оренбургский (Чкаловский) завод № 47, Ростовский авиазавод № 168 (ныне Роствертол), ''PZL-Świdnik'' ([[Польша]]), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод) | ||
* '''Годы производства:''' 1950—1965 | * '''Годы производства:''' 1950—1965 | ||
* '''Год завершения эксплуатации:''' 1983 (СССР) | * '''Год завершения эксплуатации:''' 1983 (СССР) |
Версия от 17:29, 3 января 2020
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальных воздушных судов советского и российского производства (в том числе возможно не только самолётов и вертолётов) как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных машин в силу того, что все без исключения воздушные суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные. При пополнении материалов статьи следует иметь в виду, что экранопланы относятся не к воздушным, а к речным и морским судам и должны рассматриваться в соответствующей отдельной статье.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
- активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтах;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Самолёты
Дальний разведчик С-21 «Русский Витязь»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация в 1913 году)
- Применение: —
- Видео
Первый в мире многомоторный (сначала двухмоторный, а затем — четырёхмоторный) самолёт, являвшийся прототипом дальнего разведчика. Установил мировой рекорд длительности полёта. В целом самолёт настолько выделялся из современников своими размерами и грузоподъёмностью, что изначально за границей новости о его полёте приняли за мистификацию. В том же году опытный экземпляр, находясь на земле, был повреждён в лётном происшествии с другим самолётом, после чего его было решено не восстанавливать, а построить радикально переработанный самолёт С-22 «Илья Муромец». [1]
Тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: 1914 (первые полёты и начало серийного производства состоялись в 1913 году)
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Первый в мире тяжёлый бомбардировщик, изначально создавался также в качестве первого же в мире комфортабельного воздушного лайнера с закрытым салоном, в качестве которого имел невозможную на более скоростных моделях прогулочную площадку для пассажиров над фюзеляжем. Установил множество рекордов грузоподъёмности, длительности полёта и других. В начале Первой мировой войны самолёты «Илья Муромец» были сведены в «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение дальней авиации. Выпускался несколькими сериями с отдельными модернизациями.
Патрульный гидросамолёт М-5
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год принятия на вооружение: 1915
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в отличие от более ранних аналогичных летающих лодок Григоровича выпускался большой серией, значительно превосходя зарубежные аналоги за счёт того, что в нём в качестве поплавка использовался сам фюзеляж, вследствие чего он мог использоваться даже на умеренной волне, а лётно-технические характеристики превосходили многие наземные самолёты. Позднее ему на смену пришёл ещё более совершенный самолёт М-9.
Многоцелевой гидросамолёт М-9
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год принятия на вооружение: 1916
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в дополнение к хорошим качествам своего предшественника М-5 получил возможность взлетать и садиться на снег, а также значительно увеличенную грузоподъёмность. Это позволило не только вооружить его бомбами, но также впервые в мире установить на гидросамолёт пушку. В другом варианте на него могла устанавливаться радиостанция, что создавало очень большие возможности для оперативной разведки и корректировки огня. М-9 стал также первым в мире гидросамолётом, на котором была выполнена петля Нестерова. Самолёт превосходил все другие гидросамолёты того времени в воздушных боях и использовался отечественными гидроавианосцами.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-1
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1929
Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Прославился также в качестве самолёта гражданской авиации, в том числе при спасении Челюскинцев и в рекордном перелёте в США.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1932
- Применение: Конфликты у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик с консольным крылом. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени.
Самолёт для получения рекорда дальности АНТ-25
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1934
- Применение: Рекордные по дальности для того времени перелёты, в том числе через Северный Полюс.
Самолёт с самой большой для своего времени дальностью полёта. Обеспечил, помимо прочего, рекордный перелёт в США через Северный Полюс.
Истребитель И-15
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1934
- Год снятия с вооружения: 1950 (Испания), 1953 (Монголия), в СССР, судя по всему — в 1944
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Монгольско-китайский пограничный конфликт.
- Видео
Истребитель-биплан (полутораплан), установивший в 1935 году (неофициально из-за дипломатических сложностей) мировой рекорд высоты полёта. Был создан одновременно с И-16 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов.
Истребитель И-16
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1934
- Год снятия с вооружения: 1953 (Испания), в СССР — в 1944
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
- Видео
Первый отечественный скоростной истребитель, первый отечественный самолёт с убирающимся шасси. Возможно, лучший в мире истребитель на момент своего создания. Был создан одновременно с И-15 по победившей в то время концепции сочетания в бою скоростных истребителей-монопланов и маневренных истребителей-бипланов. Несколько лет составлял основу отечественной истребительной авиации, широко экспортировался в Испанию и Китай, где хорошо проявил себя в воздушных боях. Являлся самым массовым истребителем отечественных военно-воздушных сил в начале Великой Отечественной войны.
Дальний бомбардировщик ДБ-3
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1936
- Применение: Японо-Китайская война, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Война с Японией.
Многоцелевой самолёт У-2 (По-2)
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год принятия на вооружение: 1929(?)
- Применение: Войны и конфликты СССР в 1930-х, Вторая Мировая Война, Корейская война.
- Видео
Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.
Штурмовик Ил-2
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1940
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
- Год снятия с вооружения: 1954 (в нескольких зарубежных странах)
- Видео
Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[2][3] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил-2 помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[4] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [5] за что получил прозвище «летающий танк».[6] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][7] После войны штурмовик широко распространился в социалистических странах.
Истребитель МиГ-15
- Год принятия на вооружение: 1949
- Год снятия с вооружения: 2006 (в Албании)
Самый массовый реактивный боевой самолёт в мире.
Фронтовой бомбардировщик Ил-28
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год начала эксплуатации: 1950
- Год снятия с вооружения: состоял на вооружении в КНДР вплоть до 2010-х
- Применение: Суэцкий кризис, Китайско-Тайваньский конфликт, Гражданская война в Йемене 1962-1970, Гражданская война в Нигерии, Шестидневная война, Война на истощение, Вьетнамская война (в Лаосе), Кампучийско-Вьетнамский конфликт, Война Судного дня, Афганская война.
Первый отечественный реактивный фронтовой бомбардировщик, принятый на вооружение. Впоследствии самолёт широко распространился по миру. Выпускался также в Чехословакии и в Китае, где выпускалась его нелицензионная копия H-5. Очень длительное время состоял на вооружении во многих странах мира.
Истребитель МиГ-17
- Год принятия на вооружение: 1951
Стратегический бомбардировщик М-4
- Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
- Год начала эксплуатации: 1953
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны.
- Год снятия с вооружения: 1993 (в качестве самолёта-заправщика)
Первый в мире реактивный стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение. Хотя из-за быстрого прогресса реактивных самолётов в те годы как бомбардировщик М-4 эксплуатировался непродолжительное время, но впоследствии длительное время применялся в качестве самолёта-топливозаправщика.
Дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-16
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1953
- Год снятия с вооружения: 1994 (Россия), в Китае всё ещё в строю
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны, Шестидневная война, Война Судного дня, Ирано-иракская война, Афганская война.
Первый отечественный дальний скоростной бомбардировщик и ракетоносец. Выпускался во множестве модификаций различного назначения, в частности, для ведения различных видов разведки и использования различных видов ракетного оружия. До вступления в силу договорных ограничений часто использовался при натурных испытаниях ядерных бомб. Выпускался долгое время по лицензии в Китае под названием «Сиань Х-6». Состоял на вооружении СССР и стран СНГ, а также Китая, Египта, Ирака, Сирии и Индонезии. Послужил основой для создания пассажирского самолёта Ту-104.
Истребитель МиГ-19
- Год принятия на вооружение: 1955
Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель.
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1956
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
... Самый скоростной турбовинтовой самолёт в мире. На базе бомбардировщика серией в две машины был выпущен также дальнемагистральный пассажирский самолёт Ту-116, предназначавшийся исключительно для высшего руководства страны на случай задержек с разработкой более специализированного пассажирского Ту-114.
Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21
- Генеральный конструктор: А. Г. Брунов
- Год принятия на вооружение: 1959
- Применение: Война во Вьетнаме, Шестидневная война, Война на истощение, войны в Ливане 1976 и 1982 годов, военные действия между Индией и Пакистаном, Египетско-ливийская война, Эфиопско-сомалийская война, войны в Афганистане, война в Югославии, война на Шри-Ланке, Угандийско-танзанийская война 1983 г., йеменские войны 1986, 1994 и 2014 годов, война в Персидском заливе, гражданские войны в Эфиопии, Сирии и Ливии.
- Год снятия с вооружения: На 2019 год в строю во многих зарубежных странах
- Видео
Самый многочисленный сверхзвуковой самолёт и, по практически общему мнению, самый успешный реактивный истребитель в истории. Установил множество авиационных рекордов. Производился огромными сериями в более, чем 20 модификациях в СССР, Чехословакии и, в качестве нелицензионной копии, J-7 в Китае вплоть до 2013 года. Состоял и состоит на вооружении 65 стран мира и участвовал в большинстве конфликтов, случившихся с момента его ввода в строй.
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления Ту-126
- Генеральный конструктор: А. И. Путилов
- Год принятия на вооружение: 1965
Первый отечественный самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Был создан на базе пассажирского самолёта Ту-114.
Пассажирский самолёт Ту-134
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1966
Истребитель МиГ-25
- Год принятия на вооружение: 1970
Тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-76
- Генеральный конструктор: Г. В. Новожилов
- Год принятия на вооружение: 1974
Сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144
- Год начала эксплуатации: 1975
Штурмовик Су-25
- Генеральные конструкторы: П. О. Сухой, Е. А. Иванов
- Год принятия на вооружение: 1981
- Применение: Война в Афганистане, Ирано-иракская война, Гражданская война в Анголе, Абхазская война, Гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, Чеченские войны, Война в Конго, Эфиопо-эритрейский конфликт, Конфликт в Македонии, Французско-Ивуарский конфликт, Дарфурский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война на севере Ирака, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первый отечественный реактивный штурмовик. У самолёте реализована концепция улучшения обзора, грузоподъемности и защищённости за счёт снижения скорости до дозвуковых значений, поскольку выполнение задач непосредственной поддержки войск на больших скоростях и само по себе было крайне затруднено.
Истребитель МиГ-31
- Генеральные конструкторы: Г. Е. Лозино-Лозинский, К. К. Васильченко, А. Б. Аносович
- Год принятия на вооружение: 1981
- Год снятия с вооружения: В строю
Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50
- Генеральный конструктор: С.А. Атаянц (базовый самолёт Ил-76 — мм Г. В. Новожилов)
- Год принятия на вооружение: 1989 (в эксплуатации с 1985 года)
Истребитель Су-27
- Генеральные конструкторы: Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин, А. И. Книшев
- Год принятия на вооружение: 1990 (в эксплуатации с 1985)
- Применение: Абхазская война, Эфиопо-эритрейский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Лучший тяжелый истребитель своего времени. Первый в мире серийный реактивный истребитель интегральной схемы (без четкого разделения крыла и фюзеляжа). Впоследствии на базе Су-27 было выпущено большое количество успешных глубоких модификаций, выпущенных в качестве новых истребителей и бомбардировщиков.
Стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»)
- Генеральный конструктор: В. И. Близнюк
- Год принятия на вооружение: 2005 (фактически в строю с 1987)
- Применение: Боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил с 1987 года, боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла, обладающий рекордными параметрами бомбовой нагрузки и скорости для серийного бомбардировщика.
Истребитель-бомбардировщик Су-34
- Генеральный конструктор: Р. Г. Мартиросов
- Год принятия на вооружение: 2014 (фактически ограниченно использовался с 2006 года)
- Применение: Война в Южной Осетии, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самый лучший истребитель-бомбардировщик своего времени, имеющий полноценные истребительные свойства поколения 4++ при полноценных же свойствах лёгкого бомбардировщика, включая двухместную комфортабельную и бронированную кабину с рабочими местами бок-о-бок, возможностью выпрямиться во весь рост и всевозможными удобствами, обеспечивающими очень большую дальность полёта с дозаправками. Разработан на основе истребителей Су-27 и Су-33. Допускает сверхзвуковые скорости полёта и обладает высокой маневренностью.
Многофункциональный истребитель Су-57
- Генеральный конструктор: А. Н. Давиденко, М. Стрелец
- Год принятия на вооружение: 2019 (план)
- Производитель: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
- Применение: Боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Один из первых в мире истребителей 5 поколения, обладающий уникальными качествами. Фактически первый в мире полноценный многофункциональный истребитель 5 поколения.
Вертолёты
Опытный вертолёт ЦАГИ 1-ЭА (ЦАГИ 3-ЭА)
- Генеральный конструктор: А. М. Черёмухин
- Год начала испытаний: 1930
- Год завершения эксплуатации: 1934
- Видео
Первый советский вертолёт. Вероятно, первый в мире нормально летавший вертолёт одновинтовой схемы. В 1932 году установил мировой рекорд высоты полёта (605 м против достигнутых на западе 18 м), не зарегистрированный официально из-за того, что СССР не состоял в Международной авиационной федерации. Всего было построено два несколько отличавшихся вертолёта с индивидуальными названиями ЦАГИ 1-ЭА и ЦАГИ 3-ЭА.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-1
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1950
- Производители: Завод № 387 (ныне Казанский вертолётный завод), Оренбургский (Чкаловский) завод № 47, Ростовский авиазавод № 168 (ныне Роствертол), PZL-Świdnik (Польша), опытные экземпляры — Завод № 329 (ныне Московский вертолётный завод)
- Годы производства: 1950—1965
- Год завершения эксплуатации: 1983 (СССР)
- Применение: Арабо-израильские войны, Гражданская война в Северном Йемене
- Видео
Первый отечественный крупносерийный вертолёт, долгое время основной отечественный учебный вертолёт. Производился не только в СССР, но и в Польше, использовался в 17 странах мира.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ми-2
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1965
- Годы производства: 1965—1998 (массово до 1992), позднее глубокая польская модернизация до 2006
- Производители: PZL-Świdnik (Польша).
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Война Судного дня (1973), Афганская война, Перуанско-эквадорский конфликт (1995)
- Видео
Первый отечественный серийный вертолёт с газотурбинным двигателем, созданный с максимально возможной преемственностью деталей от Ми-1. Серийно выпускался только в Польше до 1992 года, куда был передан в рамках распределения работ по странам СЭВ. Поставлялся в больших количествах (всего выпущено более 5400 вертолётов) как в СССР, так и во множество других стран, зачастую после перепродажи.
Многоцелевой вертолёт Ми-4
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1953
- Годы производства: 1952 — 1979 (в СССР 1968)
- Производители: Саратовский авиационный завод, Казанский вертолётный завод, , Харбин (Китай), опытные экземпляры — Московский вертолётный завод
- Год завершения эксплуатации: 1988 (СССР)
- Применение: Ввод войск в Венгрию (1956), Война за независимость Бангладеш, Гражданская война в Эфиопии, Гражданская война в Северном Йемене, Война Судного дня (1973), Первая гражданская война в Судане, Вьетнамская война.
- Видео
Самый большой вертолёт в мире на момент разработки. Первый массовый и основной транспортный вертолёт вооруженных сил стран соцлагеря и некоторых других с 1950-х до 1970-х годов. Широко распространился по миру, поступив на вооружение в 36 странах. Первый серийный вертолёт, нёсший встроенное вооружение. Вертолёт установил 7 мировых рекордов и был награждён золотой медалью и дипломом Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе.
Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-6
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1963
- Годы производства: 1959 — 1980
- Производители: Завод № 23 (ныне ГКНПЦ им. М.В. Хруничева), г. Москва, Завод № 168 (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод
- Год завершения эксплуатации: в строю на 2016 год (в России до середины 2010-х)
- Применение: Война в Афганистане, вероятно и другие конфликты.
- Видео
Первый тяжелый транспортный вертолёт одновинтовой схемы. Самый грузоподъёмный и самый скоростной вертолёт своего времени. Установил 14 мировых рекордов, использовался в 15 странах мира, в некоторых из которых использовался, по меньшей мере до 2016 года.
Многоцелевой вертолёт Ми-8/Ми-17/Ми-171/Ми-172
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: 1965
- Годы производства: 1965 — настоящее время
- Производители: : Казанский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Шестидневная война, Война Судного дня, Афганские войны, Эфиопо-сомалийская война, Ирано-Иракская война, Война в Ливане, Война Пакиша, Война в Персидском заливе, Карабахский конфликт, Грузино-абхазская война, Чеченские войны, Эфиопо-эритрейская война, Война в Югославии, Каргильский конфликт, Иракская война, Операция Бутана против ассамских мятежников, Олимпийская война, Война в Сирии, Украинский кризис и, видимо, другие.
- Видео
Самый массовый двухдвигательный вертолёт в мире. Используется более, чем в 50 странах мира. Из-за крайней удачности находится в производстве более 50 лет вплоть до настоящего времени.
Грузовой вертолёт Ми-10К (Ми-10)
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год начала эксплуатации: Около 1975 (Ми-10 — около 1965)
- Годы производства: 1964—1969
- Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод
- Год завершения эксплуатации: 2009 (2010?) (Ми-10К)
- Видео
Специализированный вертолёт Ми-10 изначально был создан для перевозки военных грузов на внешней подвеске на специальной платформе, однако более удачным оказалась модификация Ми-10К, представлявшая собой специализированный вертолёт — воздушный кран, обеспечивавшая крайне высокую точность и удобство монтажа.
Сверхтяжёлый многоцелевой вертолёт В-12 (Ми-12)
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация с 1968 года)
- Производитель: Московский вертолётный завод (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: 1974
- Видео
Самый тяжёлый и грузоподъёмный из когда-либо построенных в мире вертолётов. Официально так и не получил названия Ми-12, оставшись с временным В-12. В 1969 году установил до сих пор не побитые мировые рекорды грузоподъёмности. Всего было построено два опытных экземпляра машины, выполнявших, впрочем, и международные перелёты, в частности на авиасалон в Ле-Бурже 1971 года. Тогда же был выполнен ряд демонстрационных полётов в европейских столицах. Оба они находятся в музеях Подмосковья.
Многоцелевой вертолёт-амфибия Ми-14
- Год начала эксплуатации: 1976
- Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Траление морских мин времён Второй мировой войны, Операция на острове Ндзуани
- Видео
Единственный отечественный вертолёт, способный маневрировать на поверхности воды, созданный с некоторым использованием частей вертолёта Ми-8. Широко использовался береговой авиацией в качестве противолодочного, поисково-спасательного и противоминного. Использовался не менее, чем в 16 странах.
Лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-26
- Генеральный конструктор: Н. И. Камов
- Год начала эксплуатации: 1969
- Годы производства: 1969—1985
- Производители: Кумертауское авиационное производственное предприятие, Улан-Удэнский авиационный завод
- Год завершения эксплуатации: в строю (2019)
Лёгкий вертолёт, применяющийся прежде всего в сельскохозяйственной авиации. Использовался более, чем в 10 странах, состоял на вооружении в военно-воздушных силах Румынии и Венгрии.
Противолодочный вертолёт Ка-25
- Генеральный конструктор: Н. И. Камов
- Год принятия на вооружение: 1971
- Годы производства: 1965—1973
- Производитель: Улан-Удэнский авиационный завод
- Год снятия с вооружения: конец 1990-х(?)
- Применение: Международная операция по очистке Суэцкого канала (1974), Гражданская война в Ливане (1975—1990), Югославские войны (1991—2001)
- Видео
Первый отечественный вертолёт корабельного базирования средней грузоподъемности, использовавшийся в основном в качестве противолодочного, но имевший также ряд модификаций другого назначения. Состоял на вооружении в нескольких странах мира.
Ударный вертолёт Ми-24
- Год начала эксплуатации: 1972
- Годы производства: 1970 — ?
- Производители: Ростовский вертолётный завод (ныне Роствертол), г. Ростов-на-Дону, Завод «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Гражданская война в Анголе, Кампучийско-вьетнамский конфликт, Эфиопо-сомалийская война, Чадско-ливийский конфликт, Афганские войны, Ирано-иракская война, Гражданская война на Шри-Ланке, Вторая гражданская война в Судане, Карабахский конфликт, Вооружённый конфликт в Приднестровье, Гражданская война в Сьерра-Леоне, Абхазская война, Чеченские войны, Война в Хорватии, Эфиопо-эритрейская война, Конфликт в Македонии, Иракская война, Олимпийская война, Гражданская война в Кот-д’Ивуаре, Гражданская война в Ираке, Война в Донбассе, Сирийская война и, вероятно, другие конфликты
- Видео
Первый европейский и второй в мире специализированный боевой вертолёт, при этом стал первым в мире ударным вертолётом, получившим также ограниченные транспортные возможности из-за наличия отсека для десанта, эвакуации раненых и тому подобных грузов. На 2018 годя является вторым по распространённости в мире ударным вертолётом. В России имеет неофициальное название «крокодил». Состоит или состоял на вооружении в более, чем 50 странах мира.
Тяжелый многоцелевой вертолёт Ми-26
- Год начала эксплуатации: 1980
- Годы производства: 1980 — настоящее время
- Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Афганская война, Ликвидация последствий аварии на ЧАЭС, Гражданская война в Анголе, Карабахская война, Чеченские войны
- Видео
Крупнейший и грузоподъёмнейший в мире серийно выпускаемый вертолёт. Установил 14 мировых рекордов. Используется или использовался, как минимум, в 18 странах мира. Имел опытную модификацию в виде воздушного командного пункта Ми-27.
Противолодочный вертолёт Ка-27
- Генеральный конструктор: С. В. Михеев
- Год начала эксплуатации: 1981
- Годы производства: 1980 — настоящее время
- Производитель: Кумертауское авиационное производственное предприятие
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война (со стороны Сирийского военно-морского флота)
- Видео
Вертолёт морского базирования, сменивший Ка-25. Имеет большое количество модификаций различного назначения. Состоит или состоял на вооружении по меньшей мере в 18 странах мира.
Ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник»
- Генеральный конструктор: М. В. Вайнберг
- Год принятия на вооружение: 2009
- Годы производства: 2007 — настоящее время
- Производитель: Роствертол, г. Ростов-на-Дону, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война, Гражданская война в Ираке
- Видео
Один из двух, наряду с Ка-52, современных ударных российских вертолётов. Отличается повышенной живучестью. Помимо России, состоит на вооружении Алжира и Ирака. Имеет модернизированную версию Ми-28НМ.
Ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор»
- Генеральный конструктор: С. В. Михеев
- Год начала эксплуатации: 2011
- Годы производства: 2008 — настоящее время
- Производители: ОАО ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина, г. Арсеньев, Приморский край
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Применение: Сирийская война
- Видео
Единственный в мире ударный вертолёт соосной схемы, изначально отрабатывавшийся в одноместном варианте как Ка-50 «Чёрная акула». Вследствие этого имеет повышенную маневренность, что крайне полезно, например, в горах. Также отличается посадкой экипажа бок-о-бок, что улучшает взаимодействие лётчиков в бою. Помимо России, вертолеты этого типа закупил Египет. Имеет корабельную модификацию Ка-52К «Катран».
Средний многоцелевой вертолёт Ми-38
- Год начала эксплуатации: 2015
- Годы серийного производства: 2018 — настоящее время
- Производитель: Казанский вертолётный завод, опытные экземпляры — Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля
- Год завершения эксплуатации: в строю
- Видео
Вертолёт, призванный дополнить и в перспективе отчасти заменить легендарное семейство Ми-8 в несколько более тяжелом весе, но, по сути, с теми же двигателями. Отличается задним расположением двигателей, что положительно сказалось на аэродинамике, и широким использованием композитных материалов.
См. также
Примечания
Ссылки