Российские подводные лодки: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
Строка 97: | Строка 97: | ||
== Советский Союз == | == Советский Союз == | ||
[[Файл:Д-2 «Народоволец» (2004-07-24).jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Д-2 «Народоволец», 2004]] | |||
=== Подводные лодки типа «Д» («Декабрист», серия I) === | |||
* '''Главный конструктор:''' [[rwp:Малинин, Борис Михайлович|Б.М. Малинин]] | |||
* '''Год принятия на вооружение:''' 1930 | |||
* '''Производитель:''' [[Балтийский завод]] и [[Черноморский судостроительный завод|Завод имени Марти]] | |||
* '''Количество в серии:''' 6 | |||
* '''Применение:''' Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война | |||
* '''Дата списания:''' 1956(1976) | |||
Первая послереволюционная серия отечественных подводных лодок, отличавшаяся значительными техническими новшествами по сравнению с дореволюционными аналогами, но изготавливавшаяся из ещё царских запасов высококачественной стали. Значительная часть агрегатов, включая дизельные двигатели, на первых лодках была импортной, но в дальнейшем были приняты меры к их освоению отечественной промышленностью. Одна из подводных лодок сохраняется в [[Санкт-Петербург]]е в качестве музея. | |||
[[Файл:Sc311.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Щ-311 типа «Щ»]] | [[Файл:Sc311.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Щ-311 типа «Щ»]] |
Версия от 03:23, 23 февраля 2022
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальных подводных судов российского и советского производства как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных в силу того, что все без исключения подводные суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
- активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтов;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Российская Империя
Подводная лодка Шильдера
- Генеральный конструктор: К. А. Шильдер
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1834 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1841 (1847)
- Видео
Подводная лодка Шильдера — вооружённая опытная подводная лодка. Являлась первым в России цельнометаллическим кораблём и первой в мире ракетной подводной лодкой, с которой, к тому же, в 1834 году впервые в мире была произведена стрельба ракетами из-под воды, а цели при этом были успешно поражены. Также корабль был оборудован редчайшим для подлодок того времени перископом. Вследствие недостатков мускульного привода в 1841 году официальные опыты с подводной лодкой были прекращены и в 1842—1847 гг. они продолжались уже на деньги автора, после чего её окончательно списали на металл, но не рассекретили, вследствие чего широкой общественности о ней стало известно практически только спустя 100 лет.
Подводная лодка Шильдера, благодаря своему оригинальному гребковому движителю, обладала очень стильным «стимпанковским» внешним видом, вследствие чего была использована как прототип для подводной лодки, исполнявшей «главную роль» в культовом чехословацком фантастическом фильме 1958 года «Тайна острова Бэк-Кап».
Подводная лодка Александровского
- Генеральный конструктор: И. Ф. Александровский
- Год принятия на вооружение: 1866
- Производитель: Балтийский завод, Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1871 (1901)
- Видео
Подводная лодка Александровского — одна из самых крупных и совершенных подводных лодок середины XIX века, первая в стране подводная лодка с механическим приводом и первая в мире с воздухонезависимым двигателем — до этого были попытки использовать только паровую машину. Достигнутые дальность хода (9 миль) и подводная скорость (6 узлов) далеко превосходили аналоги того времени. Подводная лодка была потеряна при «беспилотных» испытаниях, будучи погружена на нерасчётную глубину, а затем 30 лет служила в качестве спасательного понтона.
Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)
- Генеральный конструктор: О. Б. Герн
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1867 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1876
- Видео
Четвёртый вариант подводной лодки Герна — вооружённая опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические переборки — практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно — самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени, но не пошедшая в серию из-за большой цены и габаритов.
Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)
- Генеральный конструктор: С. К. Джевецкий
- Год принятия на вооружение: 1880
- Производитель: Невский завод
- Количество в серии: 50
- Применение: Русско-японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
- Дата снятия с вооружения: 1891, 1908
- Видео
Третий вариант подводной лодки Джевецкого — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нёс службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.
Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Подводная лодка Дельфин (миноносец № 150, миноносец № 113)
- Генеральный конструктор: И. Г. Бубнов
- Год принятия на вооружение: 1903
- Производитель: Балтийский завод
- Применение: Русско-японская война 1904—1905 гг., Первая мировая война
- Дата снятия с вооружения: 1917
- Видео
«Дельфин» — первая отечественная подводная лодка современного типа. В ноябре 1904 года была отправлена во Владивосток для участия в шедшей в это время Русско-японской войне, где, в силу ограниченной дальности и мореходности, использовалась для патрулирования у российских берегов. Неоднократно терпела аварии с затоплением, большей частью из-за безальтернативного в то время бензинового двигателя. В 1917 году вошла в состав отряда охраны судов Кольского залива, где вскоре была переведена в разряд учебных, а ещё через несколько дней затонула вследствие дезорганизации службы на флоте после Февральской революции. В том же году лодка была списана из-за сильного износа и в 1920 году разрезана на металл.
Подводный минный заградитель «Краб»
- Генеральный конструктор: М. П. Налётов
- Год принятия на вооружение: 1915
- Производитель: Завод «Наваль» (Николаев)
- Применение: Первая мировая война
- Дата снятия с вооружения: 1918 (1919, 1935)
- Видео
«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из Крыма в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.
Подводные лодки типа «Барс»
- Генеральный конструктор: И. Г. Бубнов
- Год принятия на вооружение: 1915 (25 июля)
- Производители: Балтийский завод, Завод «Ноблесснер» (Ревель[1]), Завод «Наваль» (Николаев)[2]
- Количество в серии: 24
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война и интервенция, возможно Зимняя война
- Дата снятия с вооружения: 1940 (1955)
Самые массовые отечественные подводные лодки дореволюционной постройки, активно участвовавшие в Первой Мировой войне. Наиболее прославилась «Пантера», поскольку в 1919 году одержала первую победу после прихода к власти большевиков, утопив английский эсминец и, в отличие от прочих отечественных подводных лодок того времени, не подверглась забвению в советский период. Она единственная из всей серии не погибла в бою и не была списана к середине 1930-х, а прошла модернизацию и служила по прямому назначению до 1940 года, а затем, уже в качестве зарядной станции — до 1955 года.
Советский Союз
Подводные лодки типа «Д» («Декабрист», серия I)
- Главный конструктор: Б.М. Малинин
- Год принятия на вооружение: 1930
- Производитель: Балтийский завод и Завод имени Марти
- Количество в серии: 6
- Применение: Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война
- Дата списания: 1956(1976)
Первая послереволюционная серия отечественных подводных лодок, отличавшаяся значительными техническими новшествами по сравнению с дореволюционными аналогами, но изготавливавшаяся из ещё царских запасов высококачественной стали. Значительная часть агрегатов, включая дизельные двигатели, на первых лодках была импортной, но в дальнейшем были приняты меры к их освоению отечественной промышленностью. Одна из подводных лодок сохраняется в Санкт-Петербурге в качестве музея.
Подводные лодки типа «Щ» («Щука»)
- Главный конструктор: Б.М. Малинин
- Год принятия на вооружение: 1933
- Производитель: Балтийский завод, Красное Сормово и другие
- Количество в серии: 86 (по сумме 6 серий)
- Применение: Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война
- Дата списания: 1957(?)
Наиболее широко известный и самый массовый тип отечественных подводных лодок времён Великой Отечественной войны. Отличались возможностью перевозки в процессе строительства в виде комплекта для сборки по железной дороге, что достаточно широко использовалось при развёртывания их производства на Дальнем Востоке.
Подводные лодки типа «С» («Средняя», «Сталинец», в начале — «Н» — «Немецкая»)
- Год принятия на вооружение: 1936
- Производитель: Балтийский завод, Красное Сормово и другие
- Количество в серии: 3 (серия IX) + 41 (серия IX-бис)
- Применение: Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война
- Дата списания: Середина 1950-х (в качестве зарядных станций — 1978 год)
Подводные лодки, созданные на основе разработанного в основном Голландии в по заказу СССР проекта, стали одними из самых известных по результатам боевой работы отечественного военно-морского флота в период Великой Отечественной войны. На их счету переходы в боевой обстановке с Тихоокеанского на Северный флот, основная часть потопленных судов на Северном флоте, а также самые знаменитая победа советских подводников — утопление огромного вооружённого лайнера «Вильгельм Густлофф». Эта победа имела стратегическое значение, поскольку оставила без готовившихся экипажей множество новейших германских подводных лодок.
Подводные лодки типа «К» («Крейсерская»)
- Главный конструктор: М.А. Рудницкий
- Год принятия на вооружение: 1939
- Производитель: Адмиралтейские верфи и Балтийский завод
- Количество в серии: 11 (ещё 1 не достроена)
- Применение: Великая Отечественная война
- Дата списания: 1956(1979)
Основной тип отечественных больших подводных лодок времён Великой Отечественной войны. Отличались возможностью постановки мин из специально приспособленных балластных (минно-балластных) цистерн и мощной артиллерией, что обусловило их высокую результативность на Северном флоте, хотя большой размер и способствовал большим потерям. Особо прославилась подводная лодка К-21 единственной за всю Великую Отечественную попыткой атаки линкора Тирпиц — больше германские военные военные корабли крупнее эсминцев в поле зрения отечественных подводников тогда не показывались. Она же и стала единственной сохранившейся в качестве корабля-музея в Североморске.
Средние подводные лодки проекта 613
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов, Я. Е. Евграфов, З. А. Дерибин
- Год принятия на вооружение: 1951
- Производитель: Балтийский завод им. С. Орджоникидзе № 189, Ленинград; Черноморский судостроительный завод № 444, Николаев; Завод «Красное Сормово» № 112, Горький; Завод им. Ленинского Комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре
- Количество в серии: 215 в СССР и 21 собрано в Китае
- Дата снятия с вооружения: с учётом модернизаций отдельные корабли в качестве опытных прослужили примерно до начала 1990-х годов[1]
Самая крупносерийная отечественная подводная лодка стала результатом обобщения опыта Второй мировой войны в области подводного кораблестроения. Всего с 1951 по 1957 годы было выпущено 215 средних подводных лодок этого типа, причём в отдельные годы темп ввода в строй доходил до подводной лодки каждые пять дней. Впоследствии 42 из них были переданы другим странам, а ещё 21 была построена в Китае из российских комплектующих.
Подводная лодка С-189 этого типа используется в качестве плавучего музея в Санкт-Петербурге.
Малые подводные лодки проекта А615
- Генеральный конструктор: А. С. Кассациер
- Год принятия на вооружение: 1955
- Производитель: Заводы «Судомех» и Имени А. Марти, Ленинград;
- Дата снятия с вооружения: первая половина 1970-х, 1980
Единственная в мире серийная подводная лодка с единым дизельным двигателем, используемым, в том числе, и для подводного хода. Всего было построено 30 подводных лодок этого проекта, последняя из которых была завершена по проекту 637. Из-за быстро возраставших требований к малошумности все они были выведены из боевого состава флота в первой половине 1970-х годов, а в 1980 году были списаны на металлолом. Однако две подводные лодки были сохранены в качестве памятников в Краснодаре и Одессе, а последняя — в качестве учебного пособия в г. Пушкин (в черте Санкт-Петербурга).
Средняя подводная лодка С-99 проекта 617
- Генеральный конструктор: А. А. Антипин
- Год принятия на вооружение: 1956
- Производитель: Заводы «Судомех» и Имени А. Марти, Ленинград;
- Дата снятия с вооружения: 1961 (1964)
Лучшая в истории по совокупности характеристик из построенных в металле подводных лодок с воздухонезависимой двигательной установкой на основе парогазовой турбины Вальтера. Отличалась от немецких и английских аналогов достаточным запасом плавучести и втрое более мощным вооружением при несколько уменьшенной максимальной скорости.
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов
- Год принятия на вооружение: 1958
- Производитель: Завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата снятия с вооружения: 1991
- Видео
К-3 — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[2] Уникальная конструкция (хотя и с некоторыми недоработками) позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского Союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту нашей страны.[3][4]
Атомная подводная лодка К-27
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов, А. К. Назаров
- Год принятия на вооружение: 1962
- Производитель: Завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата снятия с вооружения: 1979
К-27 — подводная лодка — демонстратор технологий, служившая в боевом составе флота. Первая подводная лодка с атомным реактором с жидкометаллическим теплоносителем в нашей стране и вторая в мире, первая в мире подводная лодка на реакторах со свинцово-висмутовым теплоносителем.
Атомные подводные крейсера 671, 671В, 671К, 671РТ, 671РТМ, 671РТМК
- Главный конструктор: Г. Н. Чернышёв
- Год принятия на вооружение: 1967
- Производитель: Адмиралтейские верфи, Амурский судостроительный завод имени Ленинского Комсомола, Красное Сормово
- Дата снятия с вооружения: В строю (частично)
- Видео
Основной тип отечественных атомных торпедных подводных крейсеров с начала 1970-х по начало 1990-х, последовательно улучшавшийся. Изначально спроектированные как корабли 2 поколения, в поздних вариантах стали подводными лодками уже 3 поколения.
Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667А, 667АУ, 667АМ, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ
- Главный конструктор: А. С. Кассациер, С. Н. Ковалёв
- Год принятия на вооружение: 1967
- Производитель: Севмаш, Амурский судостроительный завод имени Ленинского Комсомола
- Дата снятия с вооружения: В строю (частично)
- Видео
Основной тип отечественных атомных ракетных подводных крейсеров с баллистическими ракетами с начала 1970-х по начало 2020-х, последовательно улучшавшийся вместе с совершенствованием баллистических ракет. Изначально спроектированные как корабли 2 поколения, в поздних вариантах стали подводными лодками уже 3 поколения.
Подводные лодки-мишени проекта 690 «Кефаль»
- Год принятия на вооружение: 1967
- Производитель: Амурский судостроительный завод имени Ленинского Комсомола
- Всего построено: 4
- Дата снятия с вооружения: 1997
Уникальные в своём роде дизель-электрические подводные лодки, специально спроектированные таким образом, чтобы без особых проблем воспринимать попадания не снаряжённых взрывчаткой торпед и глубинных бомб, имитируя при этом по скорости хода атомные подводные лодки. Использовались в ходе испытаний различных образцов боеприпасов, а также для обучения стрелявших по ним моряков и лётчиков. Подводные лодки этого типа имели по два торпедных аппарата, поэтому при острой необходимости могли и сами использоваться в качестве боевых.
Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»
- Генеральный конструктор: Н. Н. Исанин
- Год принятия на вооружение: 1969
- Производитель: Завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата снятия с вооружения: 1989
- Видео
Подводный крейсер К-162, переименованный в 1978 году в К-222 — вооружённая крылатыми противокорабельными ракетами опытно-боевая подводная лодка. Корабль является самой быстроходной в подводном положении подводной лодкой всех времён и народов, достигнув скорости 44,7 узлов (82,8 км/ч), а кратковременно — и несколько большей. Следует отметить, что дальноходные торпеды таких скоростей достичь не в состоянии, что, несмотря на большую шумность лодки в этом режиме, делало почти безнадёжными попытки атаковать её торпедами с больших и средних дистанций.
Атомные подводные лодки проектов 705, 705К «Лира»
- Генеральный конструктор: М. Г. Русанов
- Год принятия на вооружение: 1971
- Производитель: Ново-Адмиралтейский ССЗ, Севмаш
- Дата снятия с вооружения: 1997
- Видео
Единственная в мире серийная подводная лодка с ядерным реактором с жидкометаллическим теплоносителем и одна из немногих — с титановым корпусом. Самые скоростные когда-либо построенные серийные подводные лодки. Отличались исключительно высоким уровнем автоматизации, что позволило столь же радикально — в несколько раз — сократить размер экипажа.
Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»
- Генеральный конструктор: Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
- Год принятия на вооружение: 1983
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: 1989
Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные боевые подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для боевых подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и в XXI веке. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.
Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»
- Год принятия на вооружение: 1980
- Производитель: Адмиралтейские верфи, ПО «Севмаш», Красное Сормово, Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола
- Применение: Военные действия России в Сирии в 2010-х
- Дата снятия с вооружения: 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается
- Видео
Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60 единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.
Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
- Генеральный конструктор: С. Н. Ковалёв
- Год принятия на вооружение: 1981
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю
ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 года постепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились заводом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.
Современная Россия
Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»
- Генеральный конструктор: В. А. Здорнов[5]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие показатели.[6]
Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»
- Генеральный конструктор: В. Н. Пялов[7]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[8], являются лучшими в мире.
См. также
Примечания
Ссылки