Государственная дума России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 418: Строка 418:
* ''Раскин Д.И., Чиркин В.Е.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2372888 Государственная дума] // Большая российская энциклопедия [сайт]
* ''Раскин Д.И., Чиркин В.Е.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2372888 Государственная дума] // Большая российская энциклопедия [сайт]
* ''Фадеев В.И.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2371725 Городская дума] // Большая российская энциклопедия [сайт]
* ''Фадеев В.И.'' [http://old.bigenc.ru/domestic_history/text/2371725 Городская дума] // Большая российская энциклопедия [сайт]
<br>
{{Россия}}


[[Категория:Госдума]]
[[Категория:Госдума]]

Версия от 17:38, 29 августа 2024

Эмблема Госдумы России.jpg

Государственная дума Российской Федерации – одна из двух палат российского парламента (Федеральное собрание). Относится к законодательной ветви власти и является органом народного представительства. Высший законодательный орган – основной функцией Госдумы является законотворчество.

Нынешний состав (VIII созыв) Госдумы сформирован по итогам выборов в Госдуму 2021 года.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок проведения выборов депутатов определяются федеральными законами «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и рядом других федеральных законов.

Правовой статус Госдумы определяется Конституцией России (глава 5), а внутренняя организация и порядок работы – Регламентом Госдумы.

Наименование

Термин «дума» в истории России имеет глубокие корни. В средние века думой называли орган сословного представительства, которые царь созывал для рассмотрения важных вопросов социально-политического характера, а зачастую и текущих, но значимых вопросов (Боярская дума и т.д.).[1] В XVIII – начале XX века (Российская империя) были городские думы – выборный распорядительный орган городского самоуправления, созданные в соответствии с Жалованной грамотой городам (1785).[2] В начале XX века была образована Государственная дума – в 1906–1917 годах высший законодательный орган наряду с Государственном советом (Госсовет). После Февральской революции и образования Временного Правительства Госдума была фактически упразднена[3]

Госдума была возрождена в 1993 году, став законодательным представительным органом уже Российской Федерации. Её полное название – «Госуда́рственная ду́ма Федера́льного собра́ния Росси́йской Федера́ции». В официальных документах и повседневной речи (как письменной, так и устной) применяются сокращения «Государственная дума», «Госдума» и «ГД».

Первое из них используется по-разному – слово «дума» в одних случаях пишут со строчной буквы, в других с прописной буквы. Орфографически верным является написание «Государственная дума», ибо в названиях организаций, учреждений, органов власти с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в состав названия имена собственные. Однако в официальных документах (например, Конституция России или Регламент Госдумы) и повседневной письменной речи принято написание «Государственная Дума».[4]

Слово «дума» также используется в названиях региональных законодательных органов: Астраханская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, а также многочисленные областные и городские думы.

Полномочия Госдумы

Государственная дума согласно Конституции России обладает следующими полномочиями[4]:

  • а) утверждение по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации[5];
  • а1) утверждение по представлению Председателя Правительства Российской Федерации кандидатур заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д1» статьи 83 Конституции Российской Федерации[5];
  • б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • г1) заслушивание ежегодных отчетов Центрального банка Российской Федерации[5];
  • д) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации[5];
  • е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации[5];
  • ж) объявление амнистии;
  • з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности[5].

Также Госдума (вместе с Советом Федерации) вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.[6]

Порядок формирования

Государственная дума состоит из 450 депутатов. Избрание состава депутатов происходит путем общенациональных выборов на основании всеобщего избирательного права при тайном голосовании. Места в Госдуме получают те партии, которые набрали 7% и более голосов избирателей, то есть преодолели проходной барьер.[3] В 1990-е и 2000-е годы Госдума избиралась сроком на 4 года. Принятые в 2008 году поправки к Конституции увеличили срок полномочий до 5 лет.[5] Начиная с 2011 году (VI созыв) Госдума избирается именно на такой срок. [7]

Система формирования Госдумы неоднократно менялась. До 2007 года применялась т.н. смешанная избирательная система, которая сочетала в себе принципы мажоритарной и пропорциональной систем:[7]

  • Мажоритарная половина (225) – избиралась по территориальным одномандатным («один округ – один депутат») избирательным округам. Победителем становился кандидат, набравший большинство голосов избирателей. Применяется система относительного большинства, предполагающая победу того кандидата, который получил больше голосов по сравнению с другими;
  • Пропорциональная половина (225) – избиралась по спискам избирательных объединений (реально политических партий и их блоков). Партии и их блоки выдвигали свои списки кандидатов, избиратели голосовали за соответствующий список или против всех списков. Объединения не допускались к распределению мандатов, не прошедшие проходной барьер в 5 (позднее 7) процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Каждое избирательное объединение, преодолевшее барьер, получало депутатские места пропорционально количеству поданных за него голосов.

Выборы в Госдуму, проведенные в 2007 году, проходили исключительно по пропорциональной системе, то есть избирать по партийным спискам стали всех депутатов. Был сохранен 7-процентный проходной барьер для партий, хотя допускалось выделение мандатов для партий, которые его не прошли – одно место перешагнувшей 5%, два места – преодолевшей 6% голосов избирателей. Среди других изменений были запрет избирательных блоков, а также отмена порога явки, ранее составляющей 25% от числа избирателей, включенных в избирательные списки.[7]

В 2014 году был принят новый закон «О выборах депутатов Государственной Думы…», закрепивший возвращение к прежней, смешанной системе выборов. Проходной барьер для партий был снижен до 5% голосов избирателей на выборах в Госдуму. Выборы 2016 года и последующие за ними проводились по смешанной системе выборов (225+225).[8].

Депутатом Госдумы может быть избран гражданин России, достигший 21 года. Депутат Госдумы не может одновременно быть членом Совета Федерации, а также иных представительных органов власти и органов местного самоуправления. Среди других запретов: нахождение на государственной службе, занятие иной оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) и т.д.[7] После внесения поправок в Конституцию в 2020 году для депутатов Госдумы на конституционном уровне установлены запреты на наличие иностранного гражданства или вида на жительство и заводить счета в иностранных банках.[6]

Порядок голосования

Порядок голосования в Госдуме определяется Регламентом Госдумы (глава 10) и Конституцией России (глава 5). Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Голосование на заседании Государственной Думы осуществляется с использованием электронной системы подсчета голосов или без использования указанной электронной системы. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным.[9]

Государственная дума – орган народного представительства и законодательный орган. Основная функция Госдумы законотворчество – принятие федеральных и федеральных конституционных законов, в т.ч. поправки к ранее принятым.[3]

Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы (т.н. простое большинство), пройдя до этого обсуждения в трёх чтениях. Далее принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Если Совет Федерации не одобрит закон, палаты могут создать согласительную комиссию. Если Госдума все-таки не согласится с мнением Совета Федерации, федеральный закон будет считаться принятым, если при повторном голосовании за него проголосует не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. [10]

Принятый закон поступает Президенту РФ, который его подписывает и обнародует. В течение 14 дней Президент может отклонить закон, в этом случае Госдума и Совет Федерации вправе повторно рассмотреть закон, однако для его одобрения требуется не менее двух третей голосов в Г.Д. и Совете Федерации и в этом случае закон подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.[10]

По ряду актов требуется не простое, а квалифицированное большинство в Госдуме. Так, федеральный конституционный закон должен быть одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Госдуме и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ должны быть поддержаны тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Госдумы.[10]

Созывы Госдумы

I созыв (1993–1995)

Основная статья: Работа Госдумы (I созыв)

Председатель: Иван Петрович Рыбкин (АПР)

Срок полномочий: 11 января 1994 – 12 декабря 1995

Законодательная деятельность: принят 461 федеральный закон, из них 282 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Выбор России
(Гайдар Е.Т.)
76
16,89%
Новая региональная политика
(Медведев В.С.)
65
14,44%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
63
14,00%
АПР
(Лапшин М.И.)
55
12,22%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
45
10,00%
ПРЕС
(Шахрай С.М.)
30
6,67%
ЯБЛОКО
(Явлинский Г.А.)
25
5,56%
Женщины России
(Лахова Е.Ф.)
23
5,11%
ДПР
(Травкин Н.И.)
15
3,33%
Остальные[12]
47
10,44%

II созыв (1996–2000)

Председатель: Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ)

Срок полномочий: 16 января 1996 – 24 декабря 1999

Законодательная деятельность: принято 1036 федеральные законов, из них 715 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
149
33,11%
«Наш дом – Россия»
(Беляев С.Г.)
65
14,44%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
51
11,33%
ЯБЛОКО
(Явлинский Г.А.)
46
10,22%
Российские регионы
(Медведев В.С.)
42
9,33%
Народовластие
(Рыжков Н.И.)
37
8,22%
Аграрная
депутатская группа
(Харитонов Н.М.)
35
7,78%
Остальные[12]
25
5,56%

III созыв (2000–2003)

Председатель: Геннадий Николаевич Селезнёв (КПРФ)

Срок полномочий: 18 января 2000 – 11 декабря 2003

Законодательная деятельность: рассмотрено (в различных чтениях) около 2100 законопроектов, из них свыше 718 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
95
21,11%
«Единство»
(Грызлов Б.В.)
81
18,00%
«Народный депутат»
58
12,89%
«Отечество – вся Россия»
(Примаков Е.М.)
43
9,56%
«Регионы России»
(Морозов О.В.)
40
8,89%
Агропромышленная
депутатская группа
(Харитонов Н.М.)
35
7,78%
«Союз правых сил»
(Кириенко С.В.)
33
7,33%
ЯБЛОКО
(Явлинский Г.А.)
21
4,67%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
17
3,78%
Остальные[12]
17
3,78%

IV созыв (2003–2007)

Председатель: Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия)

Срок полномочий: 29 декабря 2003 – 16 ноября 2007

Законодательная деятельность: рассмотрено (в различных чтениях) 2712 законопроектов, из них свыше 1062 были подписаны Президентом России и вступили в силу.[11]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Единая Россия
(Грызлов Б.В.)
300
66,67%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
52
11,56%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
36
8,00%
Родина
(Глазьев С.Ю., Рогозин Д.О.)
36
8,00%
Остальные[12]
23
5,11%

V созыв (2007–2011)

Председатель: Борис Вячеславович Грызлов (Единая Россия)

Срок полномочий: 24 декабря 2007 – 21 декабря 2011

Законодательная деятельность: принят 1581 федеральный закон.[11]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Единая Россия
(Грызлов Б.В.)
315
70,00%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
57
12,67%
ЛДПР
(Лебедев И.В.)
40
8,89%
Справедливая Россия
(Левичев Н.В.)
38
8,44%

VI созыв (2011–2016)

Председатель: Сергей Евгеньевич Нарышкин (Единая Россия)

Срок полномочий: 21 декабря 2011 года – 5 октября 2016 года

Законодательная деятельность: принято 906 федеральных законов.[7]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Единая Россия
(Воробьёв А.Ю.)
238
52,89%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
92
20,44%
Справедливая Россия
(Миронов С.М.)
64
14,22%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
56
12,44%

VII созыв (2016–2021)

Председатель: Вячеслав Викторович Володин (Единая Россия)

Срок полномочий: 5 октября 2016 года – 12 октября 2021 года

Законодательная деятельность: принято 2672 федерального закона.[8]

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Единая Россия
(Неверов С.И.)
334
74,22%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
43
9,56%
ЛДПР
(Жириновский В.В.)
40
8,89%
Справедливая Россия
(Миронов С.М.)
23
5,11%
Остальные[12]
2
0,44%

VIII созыв (2021–2026)

Председатель: Вячеслав Викторович Володин (Единая Россия)

Срок полномочий: 19 сентября 2021 года – настоящее время

Фракции и депутатские объединения в составе Госдумы:

Депутатские объединения Количество депутатов
(человек)
Количество депутатов
(% мест в Госдуме)
Единая Россия
(Васильев В.А.)
324
72,00%
КПРФ
(Зюганов Г.А.)
57
12,67%
Справедливая Россия
— За правду
(Миронов С.М.)
28
6,22%
ЛДПР
(Слуцкий Л.Э.)
23
5,11%
Новые люди
(Нечаев А.Г.)
15
3,33%
Остальные[12]
2
0,44%

Председатель Госдумы

Председатель Государственной думы – должностное лицо, организующее деятельность Государственной думы. Статус и деятельность Председателя Госдумы регулируют нормы Конституции России и Регламента Госдумы, а также нормы соответствующих федеральных и федеральных конституционных законов.[13]

Председатель Госдумы избирается из числа её депутатов тайным (с использованием бюллетеней) или открытым голосованием. Кандидатов на должность председателя выдвигают депутатские фракции, всех кандидатов заносят в список для голосования. Депутат считается избранным на должность председателя, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Госдумы.[13]

Председатель Госдумы представляет свою палату парламента во взаимоотношениях с некоторыми органами власти России:[14]

Также председатель представляет Госдуму во взаимоотношениях с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами и высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями.[14]

Полномочия

Председатель Госдумы наделен рядом полномочий, зафиксированных в Регламенте Госдумы.[14] В зависимости от направленности деятельности их можно разделять на несколько групп.

Организационные полномочия:

  • ведёт заседания Госдумы;
  • ведает вопросами внутреннего распорядка Госдумы;
  • организует работу Совета Госдумы;
  • подписывает постановления Государственной думы;
  • приглашает федеральных министров и иных должностных лиц для ответов на вопросы депутатов Государственной думы;

Кадровые полномочия:

  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Думы, назначает на должность и освобождает от должности его руководителя (с согласия Совета Думы и по представлению комитета по регламенту), первого заместителя и заместителей руководителя (по представлению руководителя), а также принимает решение о предоставлении отдельных полномочий руководителя аппарата его первому заместителю;
  • вносит представления о назначении и досрочном прекращении представителей Государственной думы в органах и организациях России (в том числе членов их наблюдательных советов);

Финансовые полномочия:

  • утверждает бюджетную смету Государственной думы;
  • направляет для рассмотрения в комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России и проект бюджетного прогноза (изменений бюджетного прогноза) России на долгосрочный период; в период между сессиями Думы направляет перечисленные проекты в Совет Федерации;
  • направляет в комитет по бюджету и налогам доклад Правительства России об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции за отчётный период и предложения Счетной палаты России о приостановлении всех видов финансовых платёжных и расчётных операций по счетам объектов аудита (контроля);

Участие в законодательном процессе:

  • направляет поступающие в Думу законопроекты и материалы к ним во фракции и в профильный комитет Думы; поручает Научному совету по правотворчеству провести экспертизу законопроекта и направляет её результаты в профильный комитет; направляет в профильный комитет заключение Общественной палаты России по результатам экспертизы законопроекта;
  • направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной думой проекты законов России; направляет Президенту России федеральные законы, принятые Думой в соответствии со статьей 105 (часть 5) Конституции (без одобрения Советом Федерации);
  • направляет для рассмотрения в профильный комитет внесенный в Государственную думу проект постановления Думы и материалы к нему и устанавливает срок подготовки проекта постановления;

Взаимодействие с комитетами Госдумы:

  • направляет для рассмотрения в профильные комитеты и комитет по бюджету и налогам поступающие в Государственную думу проекты государственных программ (в том числе федеральных целевых программ) и предложения о внесении в них изменений;
  • направляет в профильные комитеты поступившую Думу информацию Правительства России о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены федеральными законами;
  • направляет в профильный комитет приглашение Правительства России принять участие в работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий;

Список председателей

Портрет ФИО Даты председательства Созывы
Рыбкин Иван Петрович.jpg
Рыбкин,
Иван
Петрович
1994/01/14 – 1996/01/17
I
Селезнёв Геннадий Николаевич.jpg
Селезнёв,
Геннадий
Николаевич
[15]
1996/01/17 – 2003/12/29
IIIII
Грызлов Борис Вячеславович.jpg
Грызлов,
Борис
Вячеславович
2003/12/29 – 2011/12/21
IVV
Нарышкин Сергей Евгеньевич.jpg
Нарышкин,
Сергей
Евгеньевич
2011/12/21 – 2016/10/05
VI
Володин Вячеслав Викторович.jpg
Володин
Вячеслав
Викторович
2016/10/05 – настоящее время
VIIVIII

Комитеты и комиссии Госдумы

Основная статья: Комитеты и комиссии Госдумы

Комиссия и комиссии Госдумы – органы палаты с подготовительно-вспомогательными и в определенной мере контрольными задачами.[16] Приведен список комитетов и комиссий Государственной думы по состоянию на 1 августа 2024 года (VIII созыв).

Комитеты

Комиссии

  • Комиссия ГД по вопросам депутатской этики
  • Комиссия ГД по вопросам контроля за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Госдумы, и мандатным вопросам
  • Комиссия ГД по обеспечению жилищных прав граждан
  • Комиссия ГД по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России
  • Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности
  • Комиссия ГД по Регламенту и обеспечению деятельности Госдумы
  • Парламентская комиссия по расследованию преступных действий в отношении несовершеннолетних со стороны киевского режима
  • Счетная комиссия Госдумы

Здание Госдумы

Здание Госдумы России в 2020 году

Государственная дума России расположена в Здании Совета труда и обороны (Москва, ул. Охотный Ряд, 1). Здание, возведенное в стиле сталинского ампира, включено в реестр объектов культурного наследия Москвы[9]

Здание Совета Труда и Обороны (СТО)[17] было построено в 1932–1935 годах по проекту архитектора А.Я. Лангмана. Как и гостиница «Москва», здание СТО возводилось для формирования нового облика столицы, задуманного по генеральному плану 1935 года.[10]

Здание СТО стало образцом правительственного здания на долгие годы вперед. Строго симметричная постройка с мощными пилонами, трактованными как трансформированный ордер, по логичности и конструктивной выявленности фасадов тяготеет к конструктивизму, по монументальности и репрезентативности - к следующему периоду советской архитектуры, связанному с освоением классического наследия прошлого. Оно находится как бы посредине, фиксируя ту грань, на которой хотели, но не смогли остановиться многие советские архитекторы. [11]

После распада СССР стал вопрос о размещении Государственной думы. Здание Верховного Совета было сильно повреждено после событий октября 1993 года и нуждалось в серьезных восстановительных работах. Депутатов изначально разместили в здании секретариата СЭВ (Новый Арбат, дом 36), но его площадей не хватало. Среди других вариантов размещения были Московский Кремль и Торговый дом Московского страхового общества (комплекс на Старой Площади).[12]

В 1994 году мэр Москвы Юрий Лужков предложил использовать Здание СТО для размещения Госдумы России. В бывшее здание СТО Госдума переехала в мае 1995 года, после года работ по его реконструкции. В обоих корпусах разместились административные службы, офисы комитетов и депутатов, а в четырехэтажном переходе обустроили Зал пленарных заседаний на 450 мест с балконами.[13]

Госдума в сети Интернет

Официальные сайты

Каналы

Группы в соцсетях

Подборки новостей

Примечания

  1. Стр.287 || Авакьян С.А.
  2. Фадеев В.И.
  3. 3,0 3,1 3,2 Раскин Д.И.
  4. Статья 103 || Конституция России
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 5,5 Редакция статей, частей и пунктов приведена в соответствие с поправками в Конституцию, внесенных в 2020 году.
  6. Статья 1031 || Конституция России
  7. 7,0 7,1 7,2 7,3 Стр.199 || Авакьян С.А.
  8. Стр.200 || Авакьян С.А.
  9. Статья 83 || Регламент Госдумы
  10. 10,0 10,1 10,2 Стр.201-202 || Авакьян С.А.
  11. 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 Стр.6–10 || Клишас А.А.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 12,5 Депутаты, не вошедшие в зарегистрированные депутатские объединения
  13. 13,0 13,1 Стр.532 || Авакьян С.А.
  14. 14,0 14,1 14,2 Статья 11 || Регламент Госдумы
  15. 19 июля 2015 года на 68-м году жизни скончался советский и российский политический и государственный деятель, бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев.[1][2]
  16. Стр.372 || Авакьян С.А.
  17. Совет Труда и Обороны (СТО) – орган Совета народных комиссаров (СНК) по объединению деятельности учреждений военного и промышленного ведомств, продовольственных и снабженческих органов в целях обеспечения обороны страны и хозяйственного строительства; действовал на правах постоянной комиссии СНК.[3]

Ссылки

Нормативные акты и документы

Литература