|
|
Строка 66: |
Строка 66: |
| |} | | |} |
|
| |
|
| === Принятие кодексов === | | === Введение в действие кодексов === |
| {| class="wikitable sortable" | | {| class="wikitable sortable" |
| ! width="5%"| Документ || width="25%"| Название || width="25%"| Дата принятия || width="45%" class="unsortable"| Краткое описание | | ! width="5%"| Документ || width="25%"| Название || width="25%"| Дата принятия || width="45%" class="unsortable"| Краткое описание |
Версия от 23:57, 23 сентября 2024
Первое заседание Госдумы России первого созыва (11 января 1994)
Государственная дума первого (I) созыва – состав депутатов Госдумы, сформированный по итогам выборов 1993 года. Срок полномочий: 11 января 1994 – 16 декабря 1995.[1]
Председатель: Иван Петрович Рыбкин, фракция Аграрной партии России (АПР).
Государственная дума России (наряду с Советом Федерации) является высшим законодательным органом России, поэтому принятие законов и иных нормативных актов является основой её деятельности. В статье приведен перечень наиболее значимых нормативных актов, принятых Госдумой в период первого созыва (1993–1995) с их краткими описаниями.
Документы, утратившие силу, отмечены цветом цветом – для них дается ссылка на исходную редакцию. Для остальных нормативных актов дается ссылка на актуальную редакцию.
Деятельность Госдумы
Федеральные конституционные законы
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№ 1-ФКЗ |
О Конституционном Суде Российской Федерации |
1994/06/24 |
Определяет статус и компетенцию Конституционного Суда РФ как судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. [1]
|
№1-ФКЗ |
Об арбитражных судах в Российской Федерации |
1995/04/05 |
Устанавливает общие положения, полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ, полномочия, порядок образования и деятельности федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, полномочия, порядок образования и деятельности Суда по интеллектуальным правам, а также регламентирует организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в РФ. [ http://council.gov.ru/services/reference/10007/]
|
№2-ФКЗ |
О референдуме Российской Федерации |
1995/07/07 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2004 году (№5-ФКЗ)
|
Федеральные законы
1994 год
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№56-ФЗ |
Об основных гарантиях избирательных прав граждан |
1994/10/26 |
Утратил силу в связи с принятием закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан» в 1997 году (№124-ФЗ)
|
№4-ФЗ |
О Счётной палате Российской Федерации |
1994/11/18 |
Утратил силу в связи с принятием одноимённого закона в 2013 году (№41-ФЗ)
|
№5-ФЗ |
О ветеранах |
1994/12/16 |
Устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. Принятие данного закона позволило консолидировать разрозненные правовые нормы о социальной защите ветеранов в единый законодательный массив в единую правовую основу.
|
1995 год
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№73-ФЗ |
О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации |
1995/02/24 |
Устанавливает обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации. В соответствии с законом гарантированные сбережения составляют 345,54 млрд рублей СССР. Из них вклады в Сбербанк России, сделанные до 20 июня 1991 года, – 315,3 млрд рублей, вклады в организации государственного страхования РФ по договорным видам личного страхования в период до 1 января 1992 года – 29,4 млрд рублей, вклады в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года, – 0,84 млрд рублей. [2]
|
№82-ФЗ |
Об общественных объединениях |
1995/04/14 |
Закон сохраняет за органами юстиции функции по государственной регистрации общественных объединений и осуществлению контроля за соответствием их деятельности уставным целям. В то же время содержание и формы осуществления органами юстиции указанных функций претерпевают определенные изменения, обусловленные приведенными ниже новыми концептуальными положениями Закона. Действие Закона распространяется на все общественные объединения. Деятельность политических партий, профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируется данным Законом. [3]
|
№76-ФЗ |
О выборах Президента Российской Федерации |
1995/04/21 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 1999 году (№228-ФЗ)
|
№81-ФЗ |
О государственных пособиях гражданам, имеющим детей |
1995/04/26 |
Устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
|
№88-ФЗ |
О государственной поддержке малого предпринимательства |
1995/05/12 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2007 году (№209-ФЗ)
|
№90-ФЗ |
О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации |
1995/06/09 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2002 году (№121-ФЗ)
|
№101-ФЗ |
О международных договорах Российской Федерации |
1995/06/16 |
Определяет основные цели договорных отношений РФ в соответствии с целями ее внешней политики: поддержание всеобщего мира и безопасности, развитие международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. В отличие от советского закона (1978) содержит полную формулировку принципа добросовестного выполнения международных обязательств, которая охватывает не только договорные, но и обычные нормы. [4]
|
№119-ФЗ |
Об основах государственной службы Российской Федерации |
1995/07/05 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2004 году (№79-ФЗ)
|
№181-ФЗ |
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации |
1995/07/20 |
Определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
|
№154 |
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации |
1995/08/12 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2003 году (№131-ФЗ)
|
№208-ФЗ |
Об акционерных обществах |
1995/11/24 |
Определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров. В качестве элементов предмета регулирования названы порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положением акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечение защиты прав и интересов акционеров. [5]
|
№192-ФЗ |
О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации |
1995/12/05 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2000 году (№113-ФЗ)
|
№10-ФЗ |
О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности |
1995/12/08 |
Является первым российским законодательным актом, в котором подробно регламентированы все вопросы создания, деятельности, регистрации профессиональных союзов, закреплен правовой статус их имущества. Детально урегулированы права профессиональных союзов в различных сферах социально-трудовых отношений, а также закреплены гарантии реализации предоставленных прав. Иными словами, данный Закон определяет правовое положение профессиональных союзов, определяемое нормами конституционного, гражданского и трудового законодательства. [6]
|
№195 |
Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации |
1995/12/10 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2013 году (№442-ФЗ)
|
Введение в действие кодексов
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№52-ФЗ |
О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации |
1994/01/21 |
Решает вопросы не только о времени вступления в силу Кодекса в целом и его отдельных правил, но и о действии ряда актов гражданского законодательства, ранее применявшихся на территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 4 впредь до приведения законов и иных правовых актов, действующих на территории РФ, в соответствие с частью первой ГК они применяются постольку, поскольку не противоречат правилам Кодекса. [7]
|
№71-ФЗ |
О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации |
1995/04/05 |
Утратил силу в связи с принятием одноименного закона в 2002 году (№96-ФЗ)
|
№223-ФЗ |
Семейный кодекс Российской Федерации |
1995/12/08 |
Закрепил незыблемость основных начал семейного законодательства: добровольность брака, единобрачие, равенство прав супругов в семье, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов, а также прав и интересов нетрудоспособных членов семьи – остаются незыблемыми. Однако формы и способы их обеспечения претерпели существенные изменения. [8]
|
№15-ФЗ |
О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации |
1995/12/22 |
Правила Вводного закона решают несколько важных задач. Во-первых, они отменяют или ограничивают действие ряда устаревших актов, содержание которых противоречит правилам части второй ГК. Подтверждая приоритет Кодекса перед всеми другими нормативными актами в сфере гражданских правоотношений, они также закрепляют и развивают систему гражданского законодательства, установленную статьи 3 ГК РФ. Во-вторых, правила Вводного закона устанавливают временные рамки действия как части второй в целом, так и ее отдельных институтов и норм. В-третьих, они содержат некоторые общие нормы регулятивного характера, определяющие соотношение гражданского и иного законодательства. [9]
|
Утверждение федерального бюджета
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№9-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1994 год |
1994/06/24 |
Утвержден федеральный бюджет на 1994 год: доходы – 124,477 трлн рублей, расходы – 194,495 трлн рублей, дефицит бюджета (предельный) – 70,018 трлн рублей (36% от расходов). На покрытие дефицита бюджета направлены: кредит ЦБ РФ – 48,269 трлн рублей, кредиты иностранных государств и международных финансовых организаций – 16,340 трлн рублей и т.д. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
№39-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1995 год |
1995/03/15 |
Утвержден федеральный бюджет на 1995 год: доходы – 175,161 трлн рублей, расходы – 248,344 трлн рублей, дефицит бюджета (предельный) – 73,184 трлн рублей (29,5% от расходов). На покрытие дефицита бюджета направлены: источники внутреннего финансирования – 30,579 трлн рублей, источники внешнего финансирования – 42,605 трлн рублей. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
№228-ФЗ |
О федеральном бюджете на 1996 год |
1995/12/06 |
Утвержден федеральный бюджет на 1996 год: доходы – 347,2 трлн рублей, расходы – 435,75 трлн рублей, дефицит бюджета (предельный) – 88,55 трлн рублей (3,85% от ВВП). На покрытие дефицита бюджета направлены: источники внутреннего финансирования – 56,1 трлн рублей, источники внешнего финансирования – 32,45 трлн рублей. Все цифры взяты из исходной редакции.
|
Ратификация международных договоров
Постановления
Документ |
Название |
Дата принятия |
Краткое описание
|
№61-I ГД |
Об объявлении политической и экономической амнистии |
1994/02/23 |
Амнистии подвергли участников попытки государственного переворота 19–21 августа 1991 года («дело ГКЧП»), столкновений 1 мая 1993 года и событий 21 сентября – 4 октября 1993 года в Москве. Всего были освобождены 36 участников событий 1991 и 1993 годов. [12]
|
№62-I ГД |
О принятии Меморандума о согласии |
1994/02/23 |
Данный меморандум закрепил начавшийся процесс амнистии, в частности в отношении участников событий 1991 и 1993 годов. Принятие документа было обусловлено сложным политическим и экономическим положением общества и «необходимостью принятия экстренных конструктивных мер по безопасному выходу России из кризисной ситуации на основе консолидации всех властных структур и политических сил». [13]
|
№63-I ГД |
Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации |
1994/02/23 |
Под амнистию попали лица, ранее совершившие совершившие экономические преступления, ветераны войны, лица, награжденные боевыми орденами и медалями, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Всего под амнистию попали более 345 тысяч человек, из них 23,1 тысяч вышли из мест заключения и 112,7 тысяч освобождены от исправительных работ, а также прекращены уголовные дела по отношению к 3 тысячам граждан. [14]
|
№80-I ГД |
О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания – парламента Российской Федерации |
1994/03/25 |
Утратило силу в связи с принятием одноименного постановления в 1998 году (№2134-II ГД)
|
№378-I ГД |
Об итогах первого этапа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации |
1994/12/09 |
В декабре 1994 года Госдума признала итоги первого (чекового) этапа приватизации неудовлетворительными и несоответствующими основным целям социально-экономических реформ, констатировала нарушение принципа социальной справедливости, отсутствие предпосылок привлечения инвестиций для развития производства и преодоления его кризисного спада. [15]
|
№386-I ГД |
Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных деяниях, связанных с вооруженными конфликтами на Северном Кавказе |
1994/12/13 |
13 декабря 1994 года, через два дня после ввода войск в Чечню, Госдума объявила амнистию всем участникам незаконных вооруженных формирований (НВФ). Им было предложено сложить оружие до 15 декабря 1994 года в обмен на освобождение от уголовного преследования. По истечении срока ультиматума он был продлен президентом Борисом Ельциным еще на 48 часов. В итоге были амнистированы около 500 человек. [16]
|
Итоги деятельности
Деятельность Госдумы I созыва выпала на сложный период становления новой российской государственности после политического кризиса октября 1993 года. Итогом её деятельности можно считать сам факт её появления и начала работы.
За период своей работы Госдума I созыва приняла 461 закон, из которых 282 были подписаны Президентом России. Наиболее важными общественно значимыми направлениями правового регулирования в этот период были:[2]
- вопросы государственного строительства;
- регулирование отношений в сфере экономики, включая проведение реформ;
- социальная защита населения;
- регулирование в правоохранительной сфере и борьба с преступностью.
Государственная дума установила взаимодействие с Советом Федерации и наладила рабочие отношения с Президентом России, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами. В то же время по инициативе ряда депутатских объединений Госдума несколько раз рассматривала вопрос о недоверии Правительству России во главе В.С. Черномырдиным.[3]
Несомненный успех Госдумы первого созыва – введение нормативного регулирования бюджетных отношений. Бюджет на 1996 год стал первым за долгие годы, подготовленные и принятый вовремя – перед началом финансового года. В результате процесс бюджетного планирования в стране вошел в нормальное организационное и правовое русло.[2] Был принят закон «О Счётной палате…», которая, согласно Конституции России, является органом парламентского контроля.[3]
Госдума впервые осуществила свои конституционные полномочия по назначению Председателя Счётной палаты, Уполномоченного по правам человека, Председателя Центрального банка, а также об объявлении амнистии тем или иным осужденным категориям граждан.[3]
Политическая ситуация, сложившаяся после событий октября 1993 года, была непростой. В этих условиях Госдума приняла пакет законов, посвященных реализации политических прав граждан: об основных гарантиях избирательных прав, о формировании Совета Федерации, местном самоуправлении и т.д. Также были приняты основополагающие кодексы, в частности первая и вторая части Гражданского кодекса – экономической конституции страны.[2]
Именно в Госдуме I созыва началась практика проведения парламентских слушаний и «правительственных часов», а также направления парламентских запросов.[3]
Примечания
- ↑ Конституция России, принятая в 1993 году, установила 2-летний срок полномочий как для Госдумы, так и Совета Федерации первого созыва (Раздел 2, статья 7).
- ↑ 2,0 2,1 2,2 Стр.6-7 || Клишас А.А.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Стр.11 || Сахаров А.Н.
Ссылки