Центробанк России: различия между версиями
Fritz (обсуждение | вклад) м (Откат правок 95.143.198.84 (обсуждение) к версии Бульдозер) |
Ватник (обсуждение | вклад) (Сделал анализ законов о ЦБ и полностью переписал статью) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Незавершённая статья}} | {{Незавершённая статья}} | ||
{{Официальная версия}} | {{Официальная версия}} | ||
'''Центральный банк Российской Федерации (Банк России)''' — орган государства, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»: | |||
* защита и обеспечение устойчивости рубля | |||
* развитие и укрепление банковской системы | |||
* обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы | |||
* развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности | |||
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля. | |||
== История == | |||
Свою историю Центральный банк ведет с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [http://www.cbr.ru/today/?PrtId=impbank]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял свои названия, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны. | |||
== Независимость Центрального банка == | |||
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это? | |||
: | |||
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов. | |||
Банк России, | Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти. | ||
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума по представлению Президента. Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка. | |||
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. | |||
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешенные виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев. | |||
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой. | |||
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса. | |||
В-седьмых, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться. | |||
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство. | |||
== Выводы == | |||
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна? | |||
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьем ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Еще одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора. | |||
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причем правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка. | |||
Еще более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки! | |||
Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств несостоятельны, так как опровергаются проведенным выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства. | |||
== Заключение == | |||
Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства. | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
* [http:// | * [http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus Правовой статус и функции Банка России] | ||
<br> | <br /> | ||
{{Россия}} | {{Россия}} | ||
Версия от 16:48, 6 октября 2014
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Официальная версия Эта статья придерживается официальной версии событий. Просьба все альтернативные трактовки или факты заносить на страницу обсуждения статьи для подробного рассмотрения. |
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — орган государства, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:
- защита и обеспечение устойчивости рубля
- развитие и укрепление банковской системы
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы
- развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.
История
Свою историю Центральный банк ведет с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [1]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял свои названия, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.
Независимость Центрального банка
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.
Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума по представлению Президента. Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешенные виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
В-седьмых, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться.
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.
Выводы
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьем ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Еще одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причем правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.
Еще более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!
Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств несостоятельны, так как опровергаются проведенным выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.
Заключение
Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства.
Ссылки