Центробанк России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Откат правок 95.143.198.84 (обсуждение) к версии Бульдозер)
(Сделал анализ законов о ЦБ и полностью переписал статью)
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}
{{Официальная версия}}
{{Официальная версия}}
По мнению Старикова, Фёдорова и многих других экспертов, прописанная в Конституции независимость ЦБ РФ является злом.


Статья 75, пункт 1 Конституции РФ звучит так:
'''Центральный банк Российской Федерации (Банк России)''' — орган государства, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:
* защита и обеспечение устойчивости рубля
* развитие и укрепление банковской системы
* обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы
* развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности


{{quote|Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.}}
Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.


Данная статья Конституции выводит Центральный банк РФ из-под контроля государства, делая его, фактически, независимым. Центральный банк РФ работает согласно закону о Центральном банке, в котором, в свою очередь, сказано:
== История ==


{{quote|Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.}}
Свою историю Центральный банк ведет с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [http://www.cbr.ru/today/?PrtId=impbank]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял свои названия, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.


Таким образом, получается, что Центральный банк действует не в интересах государства, а сам по себе, непонятно в чьих интересах. При этом Россия не имеет права и возможности распоряжаться собственной валютой и золотовалютными резервами.
== Независимость Центрального банка ==


Но стоит заметить, что Банк России по сути является федеральным министерством. В данном случае можно провести аналогию с Федеральной службой безопасности: несмотря на то, что она является службой, ввиду важности осуществляемых функций она приравнена к федеральному министерству. Контроль и надзор за Центробанком осуществляется по следующим направлениям:
В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?
: 1) Законодательство. Нормативные акты, касающиеся работы Центробанка, принимает Государственная Дума, после положительного заключения в Банке России (ст.7 Закона «О Центральном банке»).
: 2) Кадровый состав. Основным органом управления Центробанка является Национальный банковский совет, в который входит и Председатель Центробанка. Процедура утверждения органов достаточно сложна и основана на паритетных началах между основными органами власти. Вдаваться в подробности не будем, отошлем любопытных к ст.ст.83, 103 Конституции РФ, ст.12 Закона «О Центральном банке Российской Федерации».
: 3) Финансовый контроль. Финансовый контроль за Центробанком осуществляет Счетная палата (ст.5 ФЗ «О счетной палате»), кроме этого, независимая аудиторская фирма проводит ежегодно финансовый аудит Банка России (гл. XV Закона «О Центральном банке»).
: 4) Суды. Любой акт Центрального Банка может быть обжалован в суде (ст.7 Закона «О Центральном банке»).


Независимость Центрального Банка РФ обусловлена системой сдержек и противовесов между исполнительной, законодательной и судебной властями. По теории разделения властей ни у одной из ветвей не должно быть явного преимущества перед другой. Именно этим обусловлен тот факт, что в формировании Национального банковского совета участвуют обе палаты российского парламента, правительство и Президент страны. За судебной властью остается контроль за нормативными актами Банка России, а также возбуждение уголовных дел на его сотрудников.  
Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.


Банк России, помимо формирования кредитно-денежной политики и осуществления надзора за банковской деятельностью и фондовыми рынками, также распоряжается бюджетом страны. И - это подчеркивается отдельно - не вправе кредитовать федеральные органы власти (ст.22 Закона "О Центробанке"). Этот момент введен для того, чтобы ни одна из ветвей власти не получила такой сладкий пирог, как все денежные средства Российской Федерации, поскольку в таком случае велика возможность узурпации власти. Именно для этого Центробанк был сделан максимально независимым. Однако разумеется, являясь плотью от плоти российской власти, Банк России идёт в основном фарватере российской политики. Полагать, что Центробанк может реализовывать какую-то свою, отличную от федеральной, политику, всё равно что полагать, будто министр обороны может самостоятельно закупить боевых слонов и объявить войну антарктическим пингвинам.  
Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.
 
Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума по представлению Президента. Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.
 
В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.
 
В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешенные виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.
 
В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.
 
В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.
 
В-седьмых, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться.
 
В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.
 
== Выводы ==
 
Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?
 
Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьем ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Еще одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.
 
Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причем правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.
 
Еще более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!
 
Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств несостоятельны, так как опровергаются проведенным выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.
 
== Заключение ==
 
Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства.


== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://bankir.ru/tehnologii/s/podrobnee-o-deyatelnosti-centralnogo-banka-ili-cb-dlya-chainikov-6577658/#ixzz2kuetgfnO Подробнее о деятельности Центрального банка, или ЦБ для «чайников». Цикл статей популярно рассказывающих о истории, функциях и возможностях ЦБ.]
* [http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus Правовой статус и функции Банка России]
* [http://ipolk.ru/blog/news/385.html/ Как американцы писали конституцию РФ или кому принадлежит рубль.]


<br>
<br />
{{Россия}}
{{Россия}}



Версия от 16:48, 6 октября 2014

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
Официальная версия.jpgОфициальная версия
Эта статья придерживается официальной версии событий. Просьба все альтернативные трактовки или факты заносить на страницу обсуждения статьи для подробного рассмотрения.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — орган государства, цели деятельности которого определены Конституцией и законом «О Центральном банке РФ»:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля
  • развитие и укрепление банковской системы
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы
  • развитие финансового рынка и обеспечение его стабильности

Также Центральный банк является единственной организацией, которая имеет право осуществлять эмиссию рубля.

История

Свою историю Центральный банк ведет с организации императором Александром II в 1860 году Государственного банка. Банк занимался финансированием казны, проводил выкупные операции, поддерживал Государственный дворянский земельный и Крестьянский поземельный банки. «Государственный банк принимал активное участие в создании банковской системы России. При его поддержке создавались акционерные банки и общества взаимного кредита» [1]. Впоследствии Государственный банк несколько раз, вслед за сменой государственного строя, менял свои названия, но его задачей всегда оставалось обеспечение экономического развития страны.

Независимость Центрального банка

В Конституции закреплено, что свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — ЦБ «осуществляет независимо от других органов государственной власти». Закон «О Центральном банке РФ», существенно расширяя список целей и задач ЦБ, дополнительно подтверждает его независимость: «Функции и полномочия… Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления». Данные положения стали основой разных версий о неподконтрольности Центрального банка российскому государству и его зависимости от других государств. Так ли это?

Эти версии легко опровергаются внимательным чтением вышеупомянутых законов.

Во-первых, оба закона, утверждая, что ЦБ независим от других органов государственной власти, явно называют его органом государственной власти.

Во-вторых, руководство ЦБ — Председателя и членов Совета директоров — назначает на должность и освобождает от должности Государственная дума по представлению Президента. Также Дума принимает решение о проверке финансово-хозяйственной деятельности Банка.

В-третьих, другой орган управления Центрального банка — Национальный финансовый совет — также полностью комплектуется государством: двое направляются Советом Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации.

В-четвертых, Председателю ЦБ запрещено заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Но даже эти разрешенные виды деятельности не могут «финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или межбанковским соглашением». Также Председателю запрещено быть членом «органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений» за исключением ряда случаев.

В-пятых, Банк России ежегодно отчитывается перед Государственной думой.

В-шестых, министр финансов и министр экономического развития участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

В-седьмых, уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью — Банку просто разрешено всем этим пользоваться.

В-восьмых, закон «О Центральном банке РФ» вообще накладывает очень много ограничений на ЦБ и его руководство.

Выводы

Итак, как мы видим, Центральный банк полностью подконтролен государству. Возникает вопрос, в чем же тогда выражается его независимость и зачем она нужна?

Необходимость независимости Центрального банка вызвана ролью, которую он играет в жизни страны. Государство управляет экономическим и финансовым развитием страны и это управление не всегда может быть удачным и продуманным. Чтобы, например, правительству не захотелось покрыть дефицит бюджета дополнительным выпуском необеспеченных денег, государственный орган, в чьем ведении находится печатный станок, убран из-под его подчинения. Или если государство наделает долгов, то разбираться кредиторами оно будет самостоятельно. Закон «О Центральном банке РФ» так прямо и заявляет: «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства…». Еще одна причина независимости Центрального банка заключена в том, что Банк осуществляет надзор в банковской и финансовой сферах, а надзорный орган всегда должен быть независимым — без этого невозможна объективность надзора.

Мы можем сравнить ЦБ с другим надзорным органом — прокуратурой. Согласно Конституции, Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента. Как видим, руководство этого важного органа государственной власти также назначается разными ветвями. Причем правительство в этом процессе не участвует вовсе, чего нет в случае назначения членов Национального финансового совета Центрального банка.

Еще более интересное сравнение можно провести с независимостью судов. Судьи в процессе назначения на должность проходят многоступенчатый отбор. По Конституции, после назначения судьи становятся «независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». После такого слова о независимости Центрального банка надо брать в кавычки!

Мы считаем, что версии некоторых авторов о том, что независимость Центрального банка делает его агентом влияния иных государств несостоятельны, так как опровергаются проведенным выше анализом. Данный анализ позволяет сделать вывод, что положения Конституции и закона «О Центральном банке РФ» о независимости Банка России от других органов государственной власти следует понимать буквально: это независимость именно от других органов, а не от государства вообще. Существование версий о неподконтрольности ЦБ вызвано к жизни, скорее всего, слабой информированностью их авторов об устройстве российского государства.

Заключение

Независимость Центрального банка — это характерная черта современного российского государства, где есть разделение властей и вызванная этим необходимость согласования между ними при определении важнейших направлений деятельности государства.

Ссылки