Российский автопром: различия между версиями
(→КамАЗ) |
|||
Строка 193: | Строка 193: | ||
Тонар-6428.jpeg|Седельный тягач Тонар-6428 | Тонар-6428.jpeg|Седельный тягач Тонар-6428 | ||
Tonar.jpg|Лавка на колёсах | Tonar.jpg|Лавка на колёсах | ||
Tonar-1-axis.jpg|Прицеп | |||
</gallery> | </gallery> | ||
Версия от 16:35, 15 апреля 2015
Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.
Россия занимает 11 место по количеству производимых моторных транспортных средств.Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.
Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).
В автопроме в 2013 году были заняты 243 тысячи человек (с учётом смежных производств — более миллиона человек). При этом число занятых резко (на десятки процентов) сократилось после 2009 года, [6] тогда как выпуск автомобилей продолжал расти.
Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [7] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [8] Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[9] Средний возраст российского автопарка — 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[10]
Мифы о российском автопроме
В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — АвтоВАЗа, примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему.
В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.
Современный же российский автопром — это не только АвтоВАЗ, это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе АвтоВАЗ, провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.
Общие данные
Автобусы
Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[11]
В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год.[1]
В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.
Грузовые автомобили
Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [12] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год.[1]
Легковые автомобили
Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.
По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [13] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)
В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год.[1]
Иностранные автомобильные компании в России
Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 ТагАЗ начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области Hyundai Accent и Hyundai SantaFe, a также автомобили марки Daewoo. Впоследствии ТагАЗ начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели Ssang-Yang и Chery под брендами Tagaz и Vortex.
Собственные заводы на территории России имеют концерны Volkswagen (самый большой — в Калуге), Ford, Renault-Nissan (совладелец АвтоВАЗа), General Motors и многие другие.
Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России – 45%, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20% (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости).
Отечественные производители
АвтоВАЗ
Волжский Автомобильный завод, крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна Fiat. Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель ВАЗ-2101. Продукция данного завода вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. В сентябре 2015 года на АвтоВАЗе стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей Лада «Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[14] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера Лада X-RAY.[15]
Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [16]
КамАЗ
Камский автомобильный завод входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. Российская команда КамАЗ — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году КамАЗ собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[17] Новая модель Камаз-5490 была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.[18]
Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.
К сожалению, ситуация в компании не очень радужна: начиная с кризиса-2008 работников заставляют уходить в отпуск за свой счёт на два месяца в году. В последнее время ситуация начала исправляться, но санкции Евросоюза и США опять отбросили компанию на уровень выживания. Сейчас ситуацию в КАМАЗ можно описать словами «стабильно в коме». БРДМ «Тигр», на которую возлагались все надежды, оказалась никому не нужна — тестовые испытания показали, что свои требования она не выполняет. Машины насильно всучают в армейские службы, где она гниёт в гаражах — никакого другого применения этому автомобилю не нашлось. Грузовики КАМАЗ хают все водители и предпочитают ездить на МАЗах и Вольво. За границу их и вовсе не пускают — не проходят по экологическим требованиям.
Магистральный тягач Камаз-5490[1]
ГАЗ
Горьковский Автозавод, на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий Ford, приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и ГАЗ 3309), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, ГАЗ-Водник…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [19] [20]
УАЗ
Ульяновский Автомобильный завод. Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО ЗиЛ, затем, принял в производственную программу автомобиль ГАЗ-69 повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 УаЗ-Хантер/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства УАЗ 3909. Автомобили УАЗ стали визитной карточкой России и Российской Армии.
УАЗ «T-REX»[2]
ЗиЛ
Завод имени Лихачёва — старейшее российское автомобилестроительное предприятие, начавшее работу в 1916 году, под наименованием завод Автомобильного московского общества (завод АМО). Первоначально предприятие занималось ремонтом импортных автомобилей, а 1 ноября 1924 года с конвейера сошёл первый отечественный грузовой автомобиль АМО-Ф-15. В послевоенные годы, ЗиЛ разрабатывал и выпускал грузовики для народного хозяйства СССР, а также правительственные лимузины. В 1963 году был произведён один из самых массовых советских грузовых автомобилей Зил-130. После распада СССР завод испытывал сильные проблемы, цеха на некоторое время полностью останавливались. В настоящее время ЗиЛ продолжает работу и выпуск новых автомобилей, но в значительно меньших объёмах.
ЛиАЗ
Ликинский автобусный завод начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки ЛиАЗ-677 в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время ЛиАЗ выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса ЛиАЗ-5292 был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[21][22]
ПАЗ
Павловский Автобусный завод — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня ПАЗ — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.
ГолАЗ
Голицынский автобусный завод был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей ГолАЗ 525110, 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.
БАЗ
Брянский автомобильный завод. Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.
УралАЗ
Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.
КАвЗ
Курганский Автобусный завод. Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов КАвЗ на базе грузовиков ГАЗ. На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 Аврора. Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.
Marussia Motors
Россия с 2009 по 2014 была представлена в Формуле-1 командой Marussia. Marussia Motors занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В настоящее время в классе WTCC за честь России сражается заводская команда Lada Sport на автомобилях Lada Vesta WTCC.
АК Дервейс
000 АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник Derways-3131 Cowboy. С конца 2005 года фирма освоила отверточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией LIFAN, Группой компаний "АВТОМИР"и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей Lifan Breez началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков Lifan-7131A/7161A Breez. В 2010 году начато производство автомобилей Haima 3 китайской компании Hainan Mazda. Всего завод производит 22 модели автомобилей как под собственным брендом, так и под брендами Chery, Lifan, Haima, Geely, Hawtai, JAC.
Автоспецоборудование
Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «СилаНТ» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[23] Продукция
Машиностроительный завод Тонар
Завод Тонар начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[24].
Впрочем, прославилась компания в первую очередь своими перевозными киосками, благодаря чему все оборудованные колёсами вагончики сейчас называются тонарами. ТОНАР так и расшифровывается — товары для народа.
Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ)
Ярославский Моторный Завод (ныне ПО «Автодизель») — старейшее предприятие, основано в 1916 году. Производило грузовики, автобусы; с 1971 года предприятие занимается изготовлением силовых агрегатов. Зарекомендовавшие себя временем надёжные агрегаты семейств ЯМЗ 236/238 применяются во множестве автомобилей различных производителей (ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «ГАЗ», КамАЗ, УралАЗ…). Из-за банкротства, а позже частичного сноса харьковского моторного завода «Серп и молот», поставлявших дизельные двигателя в Россию, ЯМЗ начал выпуск своих, новых дизельных рядных двигателей ЯМЗ 534/536 собственной разработки, которые раньше не производил. Такая модернизация позволила существенно облегчить работу российским машиностроительным компаниям. В частности, комбайновый завод «Ростсельмаш», вынужден был устанавливать более мощные и дорогие V-образные двигателя ЯМЗ-238, на комбайны ДОН-1500. После разработки своих рядных двигателей, такая необходимость отпала, как и зависимость от зарубежных производителей.
Ирбитский Мотоциклетный Завод (ИМЗ)
Единственный в мире завод, производящий тяжелые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал М-72. В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов "Урал", среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, "Уралы" имеют оппозитные четырехтактные двигатели объемом 750 куб.см, четырехступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жесткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределенного впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы Урал пользуются мизерным спросом, так как большинство платежеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надежной; легкой в обслуживании и ремонте; "всеядной" по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество "Уралов" в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году "Урал-Патруль" попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США. Сайт завода
Прочие
- Заволжский моторный завод (ЗМС)
Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе Заволжье Нижегородской области.[25]
- Соллерс-Набережные Челны
Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей ВАЗ 11113-ОКА. В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как Уаз-Патриот, SsangYong, ISUZU.[26]
- Автотор
Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки BMW, Chevrolet, Hummer, Kia. Основано в 1996 году в Калининградской области.[27]
- Волжанин
Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции Ликинского автобусного завода. В дальнейшем Волжанин перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[28]
- Нефтекамский автозавод
Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[29]
- Чеченавто
Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки Лада.[30]
- Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ)
Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на АМЗ производятся гражданская версия военного автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр».[31]
- Ногинский завод топливной аппаратуры
Ногинский завод топливной аппаратуры - широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора КД-35. С этого момента начат отсчет истории нового предприятия.[32]
См. также
Ссылки
Несортированные ссылки
Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.
- http://www.oica.net/category/production-statistics/2013-statistics/ Данные по выпуску автомобилей, в разрезе по маркам и по странам мира. 2013 год.
- http://www.autostat.ru/news/view/14898/ Уровень локализации иномарок в России в 2013 году.
- http://spydell.livejournal.com/568997.html Статья в блоге, несколько таблиц с данными по автопроизводству.
- http://spydell.livejournal.com/569211.html Ещё статья того же блогера.
- http://www.t98.ru/ Автомобиль КОМБАТ Т98
- http://newsruss.ru/doc/index.php/Уровень_локализации_производимых_в_России_автомобилей-иномарок
- http://www.autostat.ru/catalog/product/162/ Платный маркетинговый отчёт «Сборка и локализация иномарок в России», 2013 год.
- http://ru.scribd.com/doc/235929465/20140805-PwC-Sergey-Litvinenko-FINAL Отчёт PwC по продажам и производству легковых автомобилей. Первое полугодие 2014 года.
- http://rusautomobile.livejournal.com/ Блог о русских автомобилях.
- http://www.uaz.jp/ Японцы фанатеют от наших уазиков.
- http://www.russiasupplychain.com/ru/russian-challenge-component-localisation/ Большая статья с таблицами и инфографикой. 2012 год.
- http://aebrus.ru/upload/EY%20Localization%20in%20Russia.pdf Отчёт по локализации в России, 2014 год.
- http://www.youtube.com/watch?v=gZw_e_ilBDM Известный музыкант и писатель Луи Каше гордится российским внедорожником и катается на нем по Франции. Видео.
- http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/An_overview_of_the_Russian_and_CIS_automotive_industry/$FILE/An_overview_of_the_Russian_and_CIS_automotive_industry-March_2013.pdf Ernst&Young. Обзор нашей автоиндустрии, 2013 год.
- http://www.zr.ru/tags/lokalizaciya/ Статьи по тэгу «локализация» в журнале «За рулём!».
Статьи в «Авторевю»
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=98338&SECTION_ID=4798 Статья по локализации, данные за 2005 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=115165&SECTION_ID=4758 Статья по локализации, данные за 2010 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=122298&SECTION_ID=6801 Статья по локализации, данные за 2011 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=128257&SECTION_ID=7260 Статья по локализации, данные за 2012 год.
- http://www.autoreview.ru/_archive/section/detail.php?ELEMENT_ID=137008&SECTION_ID=7668 Анализ структуры рынка за 2013 год.
Статьи в «Колёса»
Где-то, почти в начале: автопром 30-х годов СССР
- http://www.kolesa.ru/article/serebrjanye-strely-strany-sovetov-2015-01-28 Спортивный болид 30-х
- http://www.kolesa.ru/article/sovetskij-avtoprom-30h-otstalyj-i-peredovoj-2015-01-18 Краткая история становления Российского (Советского) автопрома
Достижения Нашей технической мысли
- http://www.kolesa.ru/article/pochta-deda-moroza-kak-sozdavali-sovetskie-ajerosani-ka30-2014-12-14 Снегоход от советских вертолётостроителей
- http://www.kolesa.ru/article/slishkom-svetloe-buduschee-supervezdehod-zil-167e-2014-12-09 Вездеход от СКБ ЗИЛ построенный в 1962 году
- http://www.kolesa.ru/article/kogda-tonut-tanki_-shnekovyj-vezdehod-zil4904-2014-11-24 Шнековый вездеход
- http://www.kolesa.ru/article/vzlet-i-padenie-sinej-pticy-istorija-sovetskih-vezdehodov-dlja-kosmonavtov-2014-12-06 Синяя птица
- http://www.kolesa.ru/article/zil-4972-poslednij-shedevr-sovetskoj-shkoly-2015-01-21 ЗИЛ 4972 производился в России уже в 90-х
История УАЗ
- http://www.kolesa.ru/article/polveka-dlja-pobeditelja-defendera-istorija-uaz469-2014-12-20 Легендарный 469
- http://www.kolesa.ru/article/uaz452_-katafalk-dlja-jadernoj-vojny-2014-09-16 Не менее легендарная "Буханка"
ЛуАЗ
Подвиги "Москвича"
- http://www.kolesa.ru/article/ralli-veka-trudnyj-put-sovetskih-moskvichej-k-tretemu-mestu-2015-01-19
- http://www.kolesa.ru/article/triumfatory-veka-moskvichi-pobedivshie-porsche911-i-bmw-2002-2015-01-15
Экспортные достижения Нашего автопрома
- http://www.kolesa.ru/article/russkiy-kak-inostrannyiy-sovetskie-avto-kotoryie-prodavalis-za-granitsey-2014-12-16 Экспорт
- http://www.kolesa.ru/article/sovetskij-jeksport-tehnologij-mashiny-iz-sssr-kotorye-sobirali-za-granicej-2014-12-05 Сборка Наших машин за рубежом
- http://www.kolesa.ru/article/redkie-i-samyie-neordinarnyie-modeli-avtovaza-2014-07-20 Кабриолет "Наташа"
Достижения российского автомобилестроения
- http://www.kolesa.ru/lada/nazad-v-buduschee-antjel-lada-na-toplivnyh-jelementah-2015-01-09 Российские автомобили на топливных элементах (!!!), построенные в конце 90-х начале 2000-х
Примечания