Доступ России к Мировому океану: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Отмена правки 225072, сделанной участником Аноним (не надо копипасты))
(Отмена правки 225097, сделанной участником Аноним)
Строка 52: Строка 52:


== Описание районов российской акватории ==
== Описание районов российской акватории ==
'''Методологические пояснения:'''
 
* Степень заселённости побережья определяется путем вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчетов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов.
Берега российских морей преимущественно низкие и ровные — удобные для создания морских портов. Поскольку заливов, бухт и гаваней немного, то морские порты создаются в устьях рек — Невы (г. Санкт-Петербург), Северной Двины (г. Архангельск), Оби (г. Салехард), Енисея (г. Дудинка, г .Игарка), Дона (г. Ростов-на-Дону), Волги (г. Астрахань) и в немногочисленных гаванях (г. Мурманск, г. Новороссийск, г. Владивосток, г. Петропавловск-Камчатский).
* Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
 
* Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением. Данные по грузообороту крупных портов приведены за 2015 год[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml] — источники данных за другие годы указаны в примечаниях.
Использование северных и восточных морей России ограничено суровыми природно-климатическими условиями (штормы и ледовый покров). Однако в течение короткой навигации (4 месяца) действует [[Северный морской путь]] от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке. Южные моря пригодны для судоходства круглогодично.
 
Данные по грузообороту крупных портов<ref>Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.</ref> приведены за 2015 год.[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml]


=== Арктика ===
=== Арктика ===
Строка 84: Строка 86:
| [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69
| [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69
|}
|}
Степень заселения арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.
Степень заселения<ref>Степень заселённости побережья определяется путём вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчетов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов.
Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселённость региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.</ref> арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.


Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:
Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:

Версия от 20:07, 25 июля 2019

Сухопутная территория и морская исключительная экономическая зона России в 2014 году (до присоединения Крыма)

Доступ России к Мировому океану — одно из ключевых условий, определяющих статус России как великой державы. Мировой океан — непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Составляет основную часть гидросферы Земли и покрывает почти 70 процентов земной поверхности.

Борьба за выход к морям является одним из значимых факторов российской истории – например, для доступа к незамерзающим Балтийскому и Чёрным морям России приходилось в XVII-XVIII вести войны с Швецией и Турцией, которые в то время были могущественными государствами.

Общий обзор положения дел

Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Поэтому морские границы России одни из самых протяжённых в мире — длина одной лишь береговой линии составляет более 20 тыс. километров.

С одной стороны, большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан (карта) с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выходы из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России. Данный расклад создает картину очень ограниченного доступа России к Мировому океану и часто служит поводом относить Россию к континентальным державам.

С другой стороны, расклад для России не безнадежен, ибо:

  • Российский военно-морской флот является одним из сильнейших в мире;
  • Имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов
  • Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом с его огромными запасами углеводородов и иных ресурсов
  • Современные технологии и потепление климата резко расширяют возможности по освоению Арктики и превращению Северного морского пути в одну из главных международных торговых трасс

Какие моря омывают Россию?

Название Принадлежность к океану Район акватории России Карта
Азовское Атлантический Причерноморье Файл:Azov Sea.jpg
Балтийское Атлантический Балтика Baltica.jpg
Баренцево Северный Ледовитый Арктика Barents Sea.jpg
Белое Северный Ледовитый Арктика White Sea map ru.png
Берингово Тихий Дальний Восток Bering Sea.jpg
Восточно-Сибирское Северный Ледовитый Арктика East-Siberian Sea.png
Карское Северный Ледовитый Арктика Kara Sea map RU.png
Каспийское Замкнутое море Каспий Caspian Sea.jpg
Море Лаптевых Северный Ледовитый Арктика Laptev Sea.png
Охотское Тихий Дальний Восток Sea of Okhotsk.jpg
Печорское Северный Ледовитый Арктика Pechora Sea.png
Чёрное Атлантический Причерноморье Black Sea relief location map.svg
Чукотское Северный Ледовитый Арктика Chukchi Sea map.png
Японское Тихий Дальний Восток Japan Sea.jpg

Описание районов российской акватории

Берега российских морей преимущественно низкие и ровные — удобные для создания морских портов. Поскольку заливов, бухт и гаваней немного, то морские порты создаются в устьях рек — Невы (г. Санкт-Петербург), Северной Двины (г. Архангельск), Оби (г. Салехард), Енисея (г. Дудинка, г .Игарка), Дона (г. Ростов-на-Дону), Волги (г. Астрахань) и в немногочисленных гаванях (г. Мурманск, г. Новороссийск, г. Владивосток, г. Петропавловск-Камчатский).

Использование северных и восточных морей России ограничено суровыми природно-климатическими условиями (штормы и ледовый покров). Однако в течение короткой навигации (4 месяца) действует Северный морской путь от Мурманска до бухты Провидения на Чукотке. Южные моря пригодны для судоходства круглогодично.

Данные по грузообороту крупных портов[1] приведены за 2015 год.[1][2]

Арктика

Субъекты РФ на побережье Арктики

Карта Северного Ледовитого Океана

Арктическое побережье является наиболее протяженным — общее расстояние, начиная от полуострова Рыбачий (Мурманская область) и заканчивая мысом Дежнёва (Чукотский автономный округ), составляет около 22,6 тысяч километров. На арктический район акватории выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно.

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Архангельская область Северо-Западный 2,74
Красноярский край Сибирский 1,21
Мурманская область Северо-Западный 5,26
Ненецкий автономный округ Северо-Западный 0,25
Республика Карелия Северо-Западный 3,49
Республика Якутия Дальневосточный 0,31
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0,07
Ямало-Ненецкий автономный округ Уральский 0,69

Степень заселения[2] арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.

Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:

Регион акватории Средняя плотность населения (чел/км2) Субъекты РФ
Европейский Север 2,93 Архангельская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Республика Карелия
Север Сибири 0,95 Красноярский край
Ямало-Ненецкий автономный округ
Север Дальнего Востока 0,19 Республика Якутия
Чукотский автономный округ

Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов:

  • Время освоения. Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках.
  • Экономический потенциал. Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля[3]. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь во второй половине XX века в связи с развитием Северного морского пути.
  • Климатические условия. Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим).
  • Расположение. Европейский Север гораздо ближе к центральной России и ее транспортной инфраструктуре, чем север Сибири и Дальнего Востока.

Арктические порты

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Архангельск Архангельская область 3,8
Мурманск Мурманская область 22
Варандей Ненецкий автономный округ 6,6
Дудинка Красноярский край 1,2

Плюсы и минусы Арктики

Преимущества Арктического региона

  • Pictogram voting support.svg  Российский сектор Арктики занимает почти 50% от площади акватории Северного Ледовитого Океана (карта)
  • Pictogram voting support.svg  Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия (карта)
  • Pictogram voting support.svg  Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию
  • Pictogram voting support.svg  Непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории
  • Pictogram voting support.svg  Наличие на побережье крупных городов — Архангельск и Мурманск — как центров экономического и политического влияния

Проблемы Арктического региона

  • Pictogram voting oppose.svg  Крайне низкая плотность населения и неблагоприятные климатические условия создают огромные трудности освоения побережья
  • Pictogram voting oppose.svg  Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока
  • Pictogram voting oppose.svg  Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с другом — ввиду огромной отдаленности, которая усугублена отсутствием коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги) с основной транспортной системой России и между портами
  • Pictogram voting oppose.svg  Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период
  • Pictogram voting oppose.svg  Активная конкуренция за контроль над Арктикой с США, Канадой и другими странами
  • Pictogram voting oppose.svg  Юридические трения по поводу арктического шельфа

Балтика

Субъекты РФ на побережье Балтики

Карта Балтийского Моря

Балтийское побережье наименее протяженное из всех — его длина составляет ~500 километров. На балтийский район акватории выходит наименьшее число субъектов и федеральных округов — 3 и 1 соответственно.

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Калининградская область Северо-Западный 64,56
Ленинградская область Северо-Западный 21,20
Санкт-Петербург Северо-Западный 3724,65

Степень заселения балтийского побережья относительно хорошая — 42,88 чел/км2. В отличие от Арктики, Балтика обладает благоприятными климатическими условиями (южная тайга и подтайга) и концентрацией большой численности населения на малой территории[4].

Балтийские порты

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Санкт-Петербург[5] Санкт-Петербург 51,7
Высоцк Ленинградская область 17,5
Усть-Луга[5] Ленинградская область 87,9
Калининград Калининградская область 12,7
Приморск[5] Ленинградская область 59,6

Плюсы и минусы Балтики

Преимущества Балтийского региона

  • Pictogram voting support.svg  Из всех акторий наиболее близкая к центру страны
  • Pictogram voting support.svg  Лёгкость освоения побережья — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий
  • Pictogram voting support.svg  Развития транспортная инфраструктура и малые расстояния между крупными портами
  • Pictogram voting support.svg  Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и др.)
  • Pictogram voting support.svg  Наличие на побережье города-миллионера (Санкт-Петербург) и крупного города (Калининград) как центров экономического и политического влияния.

Проблемы Балтийского региона

  • Pictogram voting oppose.svg  Малая протяженность побережья означает проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры, в частности строительство новых портов
  • Pictogram voting oppose.svg  Выходы из Балтики в Мировой океан, в частности выход из Финского залива в Балтийское море[6], контролируются членами НАТО и ЕС[7].
  • Pictogram voting oppose.svg  Территория Калининградской области — эксклав России и окружена членами НАТО и ЕС[8].

Причерноморье

Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей

Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)

Общая протяженность азово-черноморского побережья составляет 671 километр — из них побережье Азовского моря составляет 250 км, а черноморского 421 км. В 2014 году в связи с воссоединением Крыма с Россией российское побережье Причерноморья увеличилось на 2500 км, то есть на настоящий момент длина береговой линии России составляет 3171 километр.

На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России:

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Краснодарский край Южный 73.05
Республика Крым Южный 73,12
Ростовская область Южный 41,95
Севастополь Южный 481,79

Степень заселения азово-черноморского побережья относительно хорошая — 62,7 чел/км2 (хорошая степень заселённости), что почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий. Причина этого — благоприятные климатические условия степей и субтропиков средиземноморского типа, которые делают регион очень благоприятным для проживания и привлекательным для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большого населения на малой территории.

Причерноморские порты

Порт Субъект РФ Грузоборот (млн тонн)
Новороссийск[5] Краснодарский край 127,1
Туапсе Краснодарский край 25,2
Ростов-на-Дону Ростовская область 11,6
Тамань Краснодарский край 12,3
Азов Ростовская область 7,1
Порт Кавказ Краснодарский край 30,5
Керчь[9] Республика Крым 2,8[10]
Евпатория[9] Республика Крым 0,9[10]
Феодосия[9] Республика Крым 2,6[10]
Ялта[9] Республика Крым 0,2[10]
Севастополь[9] Севастополь 4,8[10]
Таганрог Ростовская область 2,9

Плюсы и минусы Причерноморья

Преимущества Азово-Черноморского региона:

  • Pictogram voting support.svg  Наилучшие условиям освоения побережья — из-за наилучшего климата и заселенности среди всех акваторий России
  • Pictogram voting support.svg  Близость к центру страны
  • Pictogram voting support.svg  Контроль над значительной частью акватории — ~40% площади Чёрного и ~85% площади Азовского морей
  • Pictogram voting support.svg  Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
  • Pictogram voting support.svg  Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.
  • Pictogram voting support.svg  Наличие на побережье города-миллионера (Ростов-на-Дону) и крупных городов — Севастополь, Сочи, Таганрог, Новороссийск — как центров экономического и политического влияния.

Проблемы Азово-Черноморского региона:

  • Pictogram voting oppose.svg  Как и в случае с Балтикой, выходы в Мировой Океан, в частности Черноморские проливы[11], контролируются членами НАТО и ЕС, а также Египтом[12]
  • Pictogram voting oppose.svg  Многочисленные проблемы с реализацией экономического потенциала Крыма — антироссийские санкции[13], экономическая зависимость от Украины[14] и обновление инфраструктуры полуострова[15].
  • Pictogram voting oppose.svg  Азовское моря является мелководным и имеет недостаток крупных портов.

Каспий

Субъекты РФ на побережье Каспия

Карта Каспийского моря

Каспийское побережье России, начиная от устья р. Эмба до госграницы с Азербайджаном, имеет протяженность почти 695 километров. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Астраханская область Южный 20.78
Республика Дагестан Северо-Кавказский 59.99
Республика Калмыкия Южный 3.73

Степень заселения каспийского побережья относительно хорошая — 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом — особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.

Каспийские порты

Порт Субъект РФ Грузоборот (млн тонн)
Махачкала Республика Дагестан 3,8
Астрахань Астраханская область 2,6
Оля Астраханская область 1,58

Плюсы и минусы Каспия

Преимущества Каспийского моря

  • Pictogram voting support.svg  Хорошие условия освоения — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий.
  • Pictogram voting support.svg  Наличие богатых запасов нефти и газа
  • Pictogram voting support.svg  Близость к центру страны
  • Pictogram voting support.svg  Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
  • Pictogram voting support.svg  Россия делит акваторию с нейтральными (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественными (Казахстан, Иран) странами.
  • Pictogram voting support.svg  Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.
  • Pictogram voting support.svg  Наличие на побережье крупнейших городов — Махачкала и Астрахань — как центров экономического и политического влияния.

Проблемы Каспийского региона

  • Pictogram voting oppose.svg  Малое количество крупных портов.
  • Pictogram voting oppose.svg  Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки.
  • Pictogram voting oppose.svg  Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.

Дальний Восток

Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока

Карта Дальнего Востока

Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Камчатский край Дальневосточный 0.68
Магаданская область Дальневосточный 0,32
Приморский край Дальневосточный 11,71
Сахалинская область Дальневосточный 5.59
Хабаровский край Дальневосточный 1.69
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0.07

Степень заселения дальневосточного побережья крайне низкая — 5,01 чел/км2, что в ~4 раза больше аналогичного показателя у Арктики. По сравнению с Арктикой, Дальний Восток обладает более мягкими климатическими условиями — особенно Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.

Как и Арктика, Дальний Восток заселен неравномерно — при движении с юга на север заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все дальневосточные субъекты на два региона:

Регион акватории Средняя плотность населения (чел/км2) Субъекты РФ
Южно-дальневосточный 6,33 Приморский край
Сахалинская область
Хабаровский край
Северо-дальневосточный 0,36 Камчатский край
Магаданская область
Чукотский автономный округ

Как и у Арктики, данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов, среди которых определяющую роль играет климат.

Дальневосточные порты

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Ванино Хабаровский край 26,8
Восточный[16] Приморский край 65,2
Находка Приморский край 21,3
Пригородное Сахалинская область 16
Петропавловск-Камчатский Камчатский край 1,92[17]
Владивосток Приморский край 12,9
Магадан Магаданская область 1,22[18]
Анадырь Чукотский автономный округ 0,215[19]
Де-Кастри Хабаровский край 10,5
Посьет Приморский край 6,5

Плюсы и минусы Дальнего Востока

Преимущества Дальневосточного региона

  • Pictogram voting support.svg  Большое количество крупных портов.
  • Pictogram voting support.svg  Наличие богатых запасов нефти и газа.
  • Pictogram voting support.svg  Близость дружественного Китая как важный фактор экономического развития Дальнего Востока.
  • Pictogram voting support.svg  Наличие на побережье крупнейшего (Владивосток) и крупного (Комсомольск-на-Амуре) городов как центров экономического и политического влияния.

Проблемы Дальневосточного региона

  • Pictogram voting oppose.svg  Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России
  • Pictogram voting oppose.svg  Наибольшая среди других акваторий удаленность от центра страны
  • Pictogram voting oppose.svg  Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются Южной Кореей и Японией
  • Pictogram voting oppose.svg  Курильский вопрос как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией

См. также

Ссылки

Примечания

  1. Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
  2. Степень заселённости побережья определяется путём вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчетов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов. Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселённость региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
  3. В 1584 году был основан Архангельск — вплоть до начала XVIII века через него проходила почти вся торговля России с Западной Европой. Значение Архангельска и в целом Европейского Севера в XVIII веке снизилось, ибо у России появились порты на Балтийском и Черном море. Во время мировых войн, когда России блокировали доступ в Мировой океан через Балтику и Причёрноморья, значение Европейского Севера повышалось — например, во время Первой Мировой войны в 1916 году был основан Романов-на-Муроме (ныне Мурманск), ставший ещё одним крупным портом России на Европейском Севере.
  4. В расчёт не был взят Санкт-Петербург — его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Входит в список крупнейших портов мира по данным AAPA за 2016 год.
  6. Большая часть акватории Финского залива это воды Финляндии и Эстонии — данное обстоятельство позволяет сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива. Такая тактика уже использовалась против России — во время Великой Отечественной войны совместными усилиями немцев и финнов Балтийский флот СССР был загнан в восточную часть залива, а также пресечено снабжение блокадного Ленинграда по морю.
  7. Балтийское море связано с Атлантическим океаном через Кильский канал (карта) и Скандинавские проливы (карта). Первый выход контролируется Германией, второй — Данией, Швецией и Норвегией.
  8. Сухопутные пути сообщения с Россией проходят по территории Прибалтики, а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 С 2014 года в составе РФ.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 По данным 2013 года.
  11. Проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, с середины XV века контролируются Турцией (член НАТО с 1952 года), которая по Конвенции Монтрё контролирует проход всех военных судов по проливам
  12. Эгейское море по большей части воды Греции — как и Турция, член НАТО с 1952 года. Далее идёт Средиземное море, связанное с Мировым океаном двумя проходами — Гибралтарский пролив (под контролем Великобритании и Испании и Суэцкий канал (под контролем Египта). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
  13. Как и Россия в целом, Крым является жертвой экономической войны Запада и Украины, начатой с целью изоляции и ослабления экономики полуострова — ни Запад, ни Украина не признали воссоединение Крыма с Россией
  14. На момент 2018 года данная зависимость частично преодолена — например, строительство Керченского моста позволит напрямую связать Крым с транспортной инфраструкторой Юга России.
  15. В частности, строится автотрасса «Таврида» с целью прочнее связать между собой Севастополь и Керчь
  16. Вместе с Козьмино
  17. Данные 2012 года.
  18. Данные 2011 года.
  19. Данные 2011 года.