Доступ России к Мировому океану
Доступ России к Мировому океану является одним из ключевых условий, определяющих державный статус российского государства.
Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.
Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Морские границы России одни из самых протяжённых в мире.
Проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан[5] с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выход из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России.
Подобный расклад часто служит поводом относить Россию к континентальным державам. Однако всё же нужно помнить, что ВМФ России является одним из сильнейших в мире, что имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов, что Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом (где сосредоточены огромные запасы углеводородов), и, наконец, современные технологии и потепление климата дают возможность превратить Северный морской путь в одну из главных международных торговых трасс.
Какие моря омывают Россию?
Название | Принадлежность к океану | Район акватории России | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцево | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения:
- Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории;
- Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[6][7].
- Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
- Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
На арктический район акватории РФ выходит наибольшетов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Главной проблемой данного региона является крайне низкая степень заселённости — по показателям плотности населения перечисленные субъекты занимают последние места в списке субъектов РФ[8].
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | * Архангельская область * Мурманская область * Ненецкий автономный округ * Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | * Красноярский край * Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | * Республика Якутия * Чукотский автономный округ |
Итого средний показатель — 1,255 чел./км2, степень заселенности крайне низкая. Такая заселенность — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ и иностранных мигрантов.
По данным таблицы видно уменьшение степени заселенности берегов Арктики при движении с запада на восток — Европейский Север заселен в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока. Это объясняется, прежде всего, историко-географическими причинами:
- Начало освоения. Европейский Север осваивался русскими уже в XII-XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока началось лишь в XVII-XVIII вв.
- Торговля. В допетровской России через Европейский Север проходила большая часть торговли с Западной Европой, а также сохранялась связь с Мировым Океаном во время обоих Мировых Войн.
- Климат. Сильное влияние Гольстрима, который относится к теплым течениям.
- Расположение. Европейский Север расположен гораздо ближе к центру страны, что объясняет не только его более раннее освоение, но и более быстрое развитие транспортной инфраструктуры.
Насколько Россия контролирует Арктику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Главная проблема — наличие крупных портов лишь на Европейской Севере и севере Сибири, то есть на меньшей части арктического побережья. К тому же порты сильно удалены друг от друга и лишены коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дорог). Последние две проблемы актуальны и для малых портов.
Быстрое решение этих проблем, с одной стороны, затруднительно из-за условий климата и крайне малой заселённости, а с другой, является насущной задачей ввиду геополитической конкуренции за обладание территорией и ресурсами Арктики.
С другой стороны, Арктика является единственным районом акватории, где Россия имеет непосредственный доступ к Океану, поэтому в Северном Ледовитом океане почти отсутствуют возможности блокировать морскую активность России — почти, потому что вариант с блокадой Берингова пролива Соединенными Штатами существует, хоть и маловероятен. Другим главным преимуществом Арктики является её экономический потенциал — помимо крупнейших на планете нетронутых запасов углеводородов, есть приличные перспективы развития Северного морского пути, от монополизации которого Россия получит немалые прибыли.
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтийская акватория является самой малой по размерам и протяженности береговой линии из всех акваторий РФ. На нее выходит наименьшее число как субъектов РФ (3), так и федеральных округов (1).
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Итого, средняя плотность населения балтийских регионов равна 42.88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся Санкт-Петербург, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
Насколько Россия контролирует Балтику
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск | Ленинградская область | 59,6 |
Главная проблема — под контролем России малая часть акватории Балтики, остальная часть контролируется странами ЕС и НАТО: Финляндией, Польшей, Германией, а также странами Прибалтики (Эстония, Латвия и Литва) и Скандинавии (Дания, Швеция и Норвегия). Рассмотрим подробнее:
- Выходы из Балтики. Контролируются Германией (Кильский канал), Данией с Швецией (заливы Каттегат и т. н. датские проливы[1]) и Норвегией (залив Скаггерак). В обе мировые войны Германия блокировала России выход из Балтики в Мировой Океан, что крайне негативно сказалось на торговле России с остальными странами Антанты и антигитлеровской коалиции и вынудило использовать менее удобные альтернативы в виде акватории Арктики, Дальнего Востока и Каспия.
- Финский залив. Восточная часть Финского залива — место расположения почти всех балтийских портов России. Большая часть его акватории, включая выход в Балтийское море контролируются Финляндией и Эстонией. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать большую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
- Калиниград. Проблему Финского залива частично решает наличие Калининграда — единственного крупного порта России на Балтике за пределами Финского залива. Хотя решает весьма условно — в нём расквартирована меньшая часть Балтийского Флота и войск Западного военного округа, которая окружена превосходящими силами НАТО в лице Польши и Литвы. Будучи полуанклавом[2] Калининград лишён беспрепятственной сухопутной связи с основной территорией России и территорией дружественной Белоруссии.
Вместе с тем, Балтика обладает наибольшим количеством быстроразвивающихся портов, что обусловлено не только хорошей заселённостью и климатическими условиями, но и приоритетом балтийского направления в морской торговле России. Также немалое влияние на развитие оказывает экономическое влияние Санкт-Петербурга как города-миллионера и второй столицы РФ.
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Причерноморья
Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.
Насколько Россия контролирует Причерноморье
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[3] | Республика Крым | 7,8 |
Евпатория[3] | Республика Крым | 0,84[4] |
Феодосия[3] | Республика Крым | 0,25[5] |
Ялта[3] | Республика Крым | 0,05[6] |
Севастополь[3] | Севастополь | 0,4[7] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Главной проблемой является отсутствие непосредственного доступа в Эгейское и Средиземное моря, а оттуда в Атлантический и Индийский океаны. Рассмотрим подробнее:
- Проблема проливов. Речь идет про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует Турция, вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было главной целью России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. Конвенция Монтрё обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
- Доступ в Океаны. Проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- Азовское море. В отличие от Черного моря, Азовское является мелководным и почти не имеет международных портов, поэтому иметь морские транспортные потоки на равных с Чёрным морем не получится.
Отдельно стоит затронуть крымский вопрос. Крымская весна дала России как преимущества, так и неудобства, главное из которых — экономическая зависимость от Украины, в частности сухопутных путей сообщения Крыма с Россией. Решение проблемы сухопутного сообщения (Мост через Керченский пролив) и другие шаги по снижению зависимости от Украины России придётся решать исключительно своими силами и средствами ввиду непризнания сецессии Крыма странами Запада и неопределенности по крымскому вопросу у остальных стран мира.
Однако, контроль над Причерноморьем даёт России кое-какие весомые преимущества. Так, присоединение Крыма даёт России контроль на 40 % черноморской акватории. Как и Калининградская область, Крым является полуанклавом, но доступ России к Крыму труднее блокировать ввиду большего количества в Крыму крупных портов и малой отдаленности от территории России.
Другое преимущество — Крым обладает большим потенциалом развития и вкладывать деньги в реализацию этого потенциала будет полезно как для самого Крыма, так и для России. Не меньше внимания уделяется развитию Ростовской области и Краснодарского Края.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Насколько Россия контролирует Каспий
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Как и в Арктике, на Каспии Россия также обладает лишь несколькими крупными портами. Но при этом они намного меньше удалены друг от друга и связаны друг с другом более коротким сухопутным сообщением.
К проблеме Каспийской акватории можно отнести, прежде всего, тот факт, что Каспий является замкнутым водоемом и поэтому не имеет связи с Мировым океаном, если не считать речную систему Европейской России. Другая проблема — сложности с привлечением Туркмении и Азербайджана в Евразийский Союз ввиду слабости их пророссийской ориентации и нежелания США терять влияние на мусульманский мир в данном регионе. Также существует проблема освоения берегов Каспия, ибо здешний климат является менее благоприятным, чем климат черноморского побережья и Крыма.
Но тем не менее Каспий, как и Арктика обладает ресурсным потенциалом — шельф Каспия тоже богат запасами углеводородов, освоение которых для России существенно упростилось после решения территориального спора с Азербайджаном и Казахстаном.
Главным же преимуществом Каспия является его географическое положение — с середины XVI века Каспий служил для России окном в Среднюю Азию, Закавказье и Ближний Восток. С учетом геополитической экспансии Китая в Среднюю Азию, США и ЕС в Закавказье, а также для развития отношений с Ираном как крупнейшего игрока на Ближнем Востоке России будет весьма выгодно осваивать это направление геополитики. К тому же на Каспий выходят нейтральные (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественные (Казахстан, Иран) России страны.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Насколько Россия контролирует Дальний Восток
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[8] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[9] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[10] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[11] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
На первый взгляд, количество портов и их грузооборот должны позволить Дальнему Востоку сравняться с Балтикой и Причерноморьем, но они обладают той же проблемой, что и порты Арктики — концентрация лишь в двух ключевых зонах (Приморье и крайний Северо-Восток) и слабая связь друг с другом из-за слабо развитой транспортной инфраструктуры.
Главная проблема — не только выше обозначенная проблема связи группы портов друг с другом, но и слабая связь портов северо-восточной России с транспортной системой страны. Порты Приморья связаны с транспортной системой страны куда лучше, в частности благодаря БАМу, но доступ в Тихий Океан через них контролируется не слишком дружественными России Японией и Южной Кореей, не говоря уже про стоящих за их спиной США. Данную проблему усугубляет курильский вопрос, который является камнем преткновения развитию российско-японского экономического сотрудничества.
Магадан, а также порты на северо-востоке и островах мало вовлечены в международные морские транспортные потоки, слабо связаны не только с портами Приморья и Сахалина, но и с Арктикой ввиду позиций США на Аляске, которая отделена от России узким Беринговым проливом.
Вместе с тем, решение выше обозначенных проблем раскрывает преимущества Дальнего Востока для России. К ним относится, прежде всего, развитие сотрудничества с дружественными России Китаем и КНДР, которое призвано укрепить позиции России, в частности в Курильском вопросе, что было частично достигнуто через решение вопроса Охотского моря и успешными для России переговорами с Японией в декабре 2016 года.[9]
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами, не считая заливов Каттегат и Скаггерак.
- ↑ Анклав, имеющий выход в море/океан считается полуанклавом. Из других примеров — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 С 2014 года в составе РФ.
- ↑ Данные 2013 года.[1]
- ↑ Данные 2014 года.[2]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[3]
- ↑ Данные за январь-февраль 2014 года.[4]
- ↑ Вместе с Козьмино.
- ↑ Данные 2012 года.
- ↑ Данные 2011 года.
- ↑ Данные 2011 года.