Российские самолёты и вертолёты
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список уникальных воздушных судов советского и российского производства (в том числе возможно не только самолётов и вертолётов) как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных машин в силу того, что все без исключения воздушные суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные. При пополнении материалов статьи следует иметь в виду, что экранопланы относятся не к воздушным, а к речным и морским судам и должны рассматриваться в соответствующей отдельной статье.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
- активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтах;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Самолёты
Дальний разведчик С-21 «Русский Витязь»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация в 1913 году)
- Применение: —
- Видео
Первый в мире многомоторный (сначала двухмоторный, а затем — четырёхмоторный) самолёт, являвшийся прототипом дальнего разведчика. Установил мировой рекорд длительности полёта. В целом самолёт настолько выделялся из современников своими размерами и грузоподъёмностью, что изначально за границей новости о его полёте приняли за мистификацию. В том же году опытный экземпляр, находясь на земле, был повреждён в лётном происшествии с другим самолётом, после чего его было решено не восстанавливать, а построить радикально переработанный самолёт С-22 «Илья Муромец». [1]
Тяжёлый бомбардировщик С-22 «Илья Муромец»
- Генеральный конструктор: И. И. Сикорский
- Год принятия на вооружение: 1914 (первые полёты и начало серийного производства состоялись в 1913 году)
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Первый в мире тяжёлый бомбардировщик, изначально создавался также в качестве первого же в мире комфортабельного воздушного лайнера с закрытым салоном, в качестве которого имел невозможную на более скоростных моделях прогулочную площадку для пассажиров над фюзеляжем. Установил множество рекордов грузоподъёмности, длительности полёта и других. В начале Первой мировой войны самолёты «Илья Муромец» были сведены в «Эскадру воздушных кораблей» — первое в мире соединение дальней авиации. Выпускался несколькими сериями с отдельными модернизациями.
Патрульный гидросамолёт М-5
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год принятия на вооружение: 1915
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в отличие от более ранних аналогичных летающих лодок Григоровича выпускался большой серией, значительно превосходя зарубежные аналоги за счёт того, что в нём в качестве поплавка использовался сам фюзеляж, вследствие чего он мог использоваться даже на умеренной волне, а лётно-технические характеристики превосходили многие наземные самолёты. Позднее ему на смену пришёл ещё более совершенный самолёт М-9.
Многоцелевой гидросамолёт М-9
- Генеральный конструктор: Д. П. Григорович
- Год принятия на вооружение: 1916
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война в России.
- Видео
Лучший гидросамолёт своего времени, в дополнение к хорошим качествам своего предшественника М-5 получил возможность взлетать и садиться на снег, а также значительно увеличенную грузоподъёмность. Это позволило не только вооружить его бомбами, но также впервые в мире установить на гидросамолёт пушку. В другом варианте на него могла устанавливаться радиостанция, что создавало очень большие возможности для оперативной разведки и корректировки огня. М-9 стал также первым в мире гидросамолётом, на котором была выполнена петля Нестерова. Самолёт превосходил все другие гидросамолёты того времени в воздушных боях и использовался отечественными гидроавианосцами.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-1
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1929
Первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени. Прославился также в качестве самолёта гражданской авиации, в том числе при спасении Челюскинцев и в рекордном перелёте в США.
Тяжёлый бомбардировщик ТБ-3
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год принятия на вооружение: 1932
- Применение: Конфликты у озера Хасан, конфликт у реки Халхин-Гол, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик с консольным крылом. Самый массовый тяжёлый бомбардировщик своего времени.
Самолёт для получения рекорда дальности АНТ-25
- Генеральный конструктор: А. Н. Туполев
- Год начала эксплуатации: 1934
- Применение: Рекордные по дальности для того времени перелёты, в том числе через Северный Полюс.
Самолёт с самой большой для своего времени дальностью полёта. Обеспечил, помимо прочего, рекордный перелёт в США через Северный Полюс.
Истребитель И-16
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год начала эксплуатации: 1934
- Год снятия с вооружения: 1953 (в Испании), в СССР — в 1944
- Применение: Гражданская война в Испании, Вторая японо-китайская война, Конфликт у озера Хасан, Конфликт у реки Халхин-Гол, Освободительный поход, Советско-финская война, Великая Отечественная война.
Первый отечественный скоростной истребитель, первый отечественный самолёт с убирающимся шасси. Возможно, лучший в мире истребитель на момент своего создания. Несколько лет составлял основу отечественной истребительной авиации, широко экспортировался в Испанию и Китай, где хорошо проявил себя в воздушных боях. Являлся самым массовым истребителем отечественных военно-воздушных сил в начале Великой Отечественной войны.
Дальний бомбардировщик ДБ-3
- Год принятия на вооружение: 1936
- Применение: Японо-Китайская война, Советско-финская война, Великая Отечественная война, Война с Японией.
Многоцелевой самолёт У-2 (По-2)
- Генеральный конструктор: Н. Н. Поликарпов
- Год принятия на вооружение: 1929(?)
- Применение: Войны и конфликты СССР в 1930-х, Вторая Мировая Война, Корейская война.
- Видео
Один из самых массовых самолётов в истории авиации, известный также как «Кукурузник». Изначально был создан как весьма удачный самолёт первоначального обучения лётчиков, но впоследствии широко использовался с небольшими модификациями как многоцелевой выполняя функции связного, транспортного, сельскохозяйственного, санитарного, пассажирского, разведывательного и даже лёгкого ночного бомбардировщика и лёгкого штурмовика. Малой серией выпускался и как поплавковый гидросамолёт. Серийно производился с 1930 по 1959 годы. В различных количествах эксплуатировался в 17 странах мира.
Штурмовик Ил-2
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год принятия на вооружение: 1940
- Применение: Великая Отечественная война, Русско-японская война 1945 г.
- Год снятия с вооружения: 1954 (в нескольких зарубежных странах)
- Видео
Ил-2 являлся основным ударным самолётом советской армии и самым массовым штурмовиком за время Великой Отечественной войны.[2][3] Не имея превосходящих аналогов и обладая уникальной конструкцией, Ил-2 помог существенно изменить положение на русско-германском фронте.[4] Самолёт имел мощную броню, а экипаж (в зависимости от модели одноместный или двухместный) находился в бронированной капсуле, что позволяло существенно увеличить выживаемость лётного состава и живучесть самой машины, [5] за что получил прозвище «летающий танк».[6] Ил-2 является одним из символов нашей Победы, наряду с танком Т-34,[1] реактивным миномётом «Катюша»[2] и пистолет-пулемётом ППШ.[3][7] После войны штурмовик широко распространился в социалистических странах.
Истребитель МиГ-15
- Год принятия на вооружение: 1949
- Год снятия с вооружения: 2006 (в Албании)
Самый массовый реактивный боевой самолёт в мире.
Фронтовой бомбардировщик Ил-28
- Генеральный конструктор: С. В. Ильюшин
- Год начала эксплуатации: 1950
- Год снятия с вооружения: состоял на вооружении в КНДР вплоть до 2010-х
- Применение: Суэцкий кризис, Китайско-Тайваньский конфликт, Гражданская война в Йемене 1962-1970, Гражданская война в Нигерии, Шестидневная война, Война на истощение, Вьетнамская война (в Лаосе), Кампучийско-Вьетнамский конфликт, Война Судного дня, Афганская война.
Первый отечественный реактивный фронтовой бомбардировщик, принятый на вооружение. Впоследствии самолёт широко распространился по миру. Выпускался также в Чехословакии и в Китае, где выпускалась его нелицензионная копия H-5. Очень длительное время состоял на вооружении во многих странах мира.
Истребитель МиГ-17
- Год принятия на вооружение: 1951
Стратегический бомбардировщик М-4
- Генеральный конструктор: В. М. Мясищев
- Год начала эксплуатации: 1953
- Применение: Боевое дежурство в ходе Холодной войны.
- Год снятия с вооружения: 1993 (в качестве самолёта-заправщика)
Первый в мире реактивный стратегический бомбардировщик, принятый на вооружение. Хотя из-за быстрого прогресса реактивных самолётов в те годы как бомбардировщик М-4 эксплуатировался непродолжительное время, но впоследствии длительное время применялся в качестве самолёта-топливозаправщика.
Истребитель МиГ-19
- Год принятия на вооружение: 1955
Первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель.
Сверхзвуковой фронтовой истребитель МиГ-21
- Генеральный конструктор: А. Г. Брунов
- Год принятия на вооружение: 1959
- Применение: Война во Вьетнаме, Шестидневная война, Война на истощение, войны в Ливане 1976 и 1982 годов, военные действия между Индией и Пакистаном, Египетско-ливийская война, Эфиопско-сомалийская война, войны в Афганистане, война в Югославии, война на Шри-Ланке, Угандийско-танзанийская война 1983 г., йеменские войны 1986, 1994 и 2014 годов, война в Персидском заливе, гражданские войны в Эфиопии, Сирии и Ливии.
- Год снятия с вооружения: На 2019 год в строю во многих зарубежных странах
- Видео
Самый многочисленный сверхзвуковой самолёт и, по практически общему мнению, самый успешный реактивный истребитель в истории. Установил множество авиационных рекордов. Производился огромными сериями в более, чем 20 модификациях в СССР, Чехословакии и, в качестве нелицензионной копии, J-7 в Китае вплоть до 2013 года. Состоял и состоит на вооружении 65 стран мира и участвовал в большинстве конфликтов, случившихся с момента его ввода в строй.
Истребитель МиГ-25
- Год принятия на вооружение: 1970
Штурмовик Су-25
- Генеральные конструкторы: П. О. Сухой, Е. А. Иванов
- Год принятия на вооружение: 1981
- Применение: Война в Афганистане, Ирано-иракская война, Гражданская война в Анголе, Абхазская война, Гражданская война в Таджикистане, Карабахская война, Чеченские войны, Война в Конго, Эфиопо-эритрейский конфликт, Конфликт в Македонии, Французско-Ивуарский конфликт, Дарфурский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война на севере Ирака, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первый отечественный реактивный штурмовик. У самолёте реализована концепция улучшения обзора, грузоподъемности и защищённости за счёт снижения скорости до дозвуковых значений, поскольку выполнение задач непосредственной поддержки войск на больших скоростях и само по себе было крайне затруднено.
Истребитель МиГ-31
- Год принятия на вооружение: 1981
Истребитель Су-27
- Генеральные конструкторы: Н. С. Черняков, М. П. Симонов, А. А. Колчин, А. И. Книшев
- Год принятия на вооружение: 1990 (в эксплуатации с 1985)
- Применение: Абхазская война, Эфиопо-эритрейский конфликт, Война в Южной Осетии, Война на Донбассе, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Лучший тяжелый истребитель своего времени. Первый в мире серийный реактивный истребитель интегральной схемы (без четкого разделения крыла и фюзеляжа). Впоследствии на базе Су-27 было выпущено большое количество успешных глубоких модификаций, выпущенных в качестве новых истребителей и бомбардировщиков.
Стратегический бомбардировщик Ту-160 («Белый лебедь»)
- Генеральный конструктор: В. И. Близнюк
- Год принятия на вооружение: 2005 (фактически в строю с 1987)
- Применение: Боевое дежурство в составе Стратегических ядерных сил с 1987 года, боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла, обладающий рекордными параметрами бомбовой нагрузки и скорости для серийного бомбардировщика.
Истребитель-бомбардировщик Су-34
- Генеральный конструктор: Р. Г. Мартиросов
- Год принятия на вооружение: 2014 (фактически ограниченно использовался с 2006 года)
- Применение: Война в Южной Осетии, Война в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самый лучший истребитель-бомбардировщик своего времени, имеющий полноценные истребительные свойства поколения 4++ при полноценных же свойствах лёгкого бомбардировщика, включая двухместную комфортабельную и бронированную кабину с рабочими местами бок-о-бок, возможностью выпрямиться во весь рост и всевозможными удобствами, обеспечивающими очень большую дальность полёта с дозаправками. Разработан на основе истребителей Су-27 и Су-33. Допускает сверхзвуковые скорости полёта и обладает высокой маневренностью.
Многофункциональный истребитель Су-57
- Генеральный конструктор: А. Н. Давиденко, М. Стрелец
- Год принятия на вооружение: 2019 (план)
- Производитель: Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
- Применение: Боевые действия в Сирии.
- Год снятия с вооружения: В строю
- Видео
Один из первых в мире истребителей 5 поколения, обладающий уникальными качествами. Фактически первый в мире полноценный многофункциональный истребитель 5 поколения.
Вертолёты
Сверхтяжёлый транспортный вертолёт В-12 (Ми-12)
- Генеральный конструктор: М. Л. Миль
- Год принятия на вооружение: — (опытная эксплуатация с 1968 года)
- Производитель: Московский вертолётный завод (ныне Московский вертолётный завод имени М. Л. Миля)
- Год завершения эксплуатации: 1974
Самый тяжёлый и грузоподъёмный из когда-либо построенных в мире вертолётов. Официально так и не получил названия Ми-12, оставшись с временным В-12. В 1969 году установил до сих пор не побитые мировые рекорды грузоподъёмности. Всего было построено два опытных экземпляра машины, выполнявших, впрочем, и международные перелёты, в частности на авиасалон в Ле-Бурже 1971 года. Тогда же был выполнен ряд демонстрационных полётов в европейских столицах. Оба они находятся в музеях Подмосковья.
См. также
Примечания
Ссылки