Российский автопром

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску

Российская автопромышленность — важная отрасль российского машиностроения и в целом экономики России.

Россия занимает 11 место по количеству производимых моторных транспортных средств.Этот показатель медленно, но верно растёт, начиная с 1970-ых годов, с перерывом на экономические кризисы, которые сильно влияют на продажи автомобилей.

Крупнейшими автопроизводителями в России являются АвтоВАЗ (легковые автомобили), ГАЗ (малые грузовики и фургоны), КАМАЗ (большие грузовики и самосвалы), ЛиАЗ (автобусы).

В автопроме в 2013 году были заняты 243 тысячи человек (с учётом смежных производств — более миллиона человек). При этом число занятых резко (на десятки процентов) сократилось после 2009 года, [6] тогда как выпуск автомобилей продолжал расти.

Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [7] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [8] Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[9] Средний возраст российского автопарка — 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[10]

Мифы о российском автопроме

В 1990-е и начале 2000-х изначально нейтральное выражение «Российский автопром» превратилось почти что в синоним плохого автомобилестроения. В особенности критиковали продукцию крупнейшего российского завода — АвтоВАЗа, примерно в таком стиле: ничего нет хуже «семёрки», которой уже не меньше тридцати лет, у которой просела задняя ось, в которой постоянно что-то ломается и необходимо чинить, покупая новые запчасти. В интернете есть неисчислимое количество картинок и приколов на эту тему.

В защиту старого российского автопрома можно сказать следующее: отечественные автомобили показывают феноменальную живучесть! Мало какая легковушка массового производства будет исправно выполнять свой долг 40 и более лет! Только лишь в последние годы сознание наших сограждан начало заслуженно ценить тех ветеранов, которые ещё на ходу: красавицу «Победу» (а ведь самой молодой сейчас 57 лет), стремительную «Волгу», юркие «Жигули», неприхотливые «Москвичи» и забавные «Запорожцы». Заботливое сохранение образцов технической мысли прошлого откроет глаза нам сегодня на то, что мы могли достигать высот, и неправы были хулители отечественного автопрома 90-х.

Современный же российский автопром — это не только АвтоВАЗ, это многие другие предприятия в России. В последнее десятилетие в России открылось множество автозаводов иностранных производителей, заняв значительную долю рынка. Но и российские компании, в том числе АвтоВАЗ, провели к концу 2000-х гг. масштабную модернизацию и оптимизацию производства, что резко повысило как качество их продукции, так и общую экономическую эффективность.

Общие данные

Автобусы

Производство тяжёлых автобусов в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [3]

Россия является абсолютным лидером по производству тяжёлых автобусов в Европе, по данным OICA в России в 2013 году было произведено 23 107 шт. автобусов данного типа, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 12 460 шт.[11]

В целом, доля России составила 42,6 % от произведённых в Европе в 2013 году тяжёлых автобусов (54 208 шт.), или 6,7 % произведённых в мире тяжёлых автобусов (345 279 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 26 700 автобусов в год (всех типов). Для сравнения в период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 250 шт./год.[1]

В тоже время следует отметить, что абсолютным рекордсменом в данной области является Китай с производством в 173 148 автобусов в год по состоянию на 2013 год.

Грузовые автомобили

Производство тяжёлых грузовиков в России в 1999—2013 годах (по данным OICA).[4]

Россия занимает второе место в Европе по производству тяжёлых грузовиков (с полной массой более 3,5 тонн), уступая по этому показателю лишь Германии (по состоянию на 2010 год, к сожалению, начиная с 2010 года Германия, Франция и Швеция прекратили публикацию статистики в OICA).

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 66 393 шт. грузовиков и самосвалов в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) было произведено 162 021 шт. [12] Таким образом, доля России составила 23,5 % от произведённых в Европе в 2013 году грузовиков и самосвалов (283 068 шт.), или 1,7 % произведённых в мире грузовиков и самосвалов (3 818 186 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 29 870 тяжёлых грузовиков (в том числе включая автосамосвалы) в год. Основные мощности введены в строй в 2005 (12 тысяч грузовиков), 2007 (1 700 грузовиков и 4 070 самосвалов, причём самосвалы — новое производство, новые мощности не вводились в строй со времён СССР) и 2008 году (12 100 грузовиков). В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 36 050 грузовиков в год.[1]

Легковые автомобили

Производство легковых автомобилей в России в 1999—2013 годах (по данным OICA). [5]

Россия занимает второе место по количеству произведённых легковых автомобилей в Европе, уступая лишь Германии с её 5 439 904 произведёнными автомобилями в 2013 году.

По данным OICA в России в 2013 году было произведено 1 919 636 шт. легковых автомобилей, в то время как во всем Евросоюзе (27 членов) — 11 341 479 шт. [13] Таким образом, доля России составила 11 % от произведённых в Европе в 2013 году легковых автомобилей (17 383 144 шт.), или 2,9 % произведённых в мире легковых автомобилей (65 462 496 шт.)

В период 2001—2008 год введены в строй мощности по производству 422 920 легковых автомобилей год. Основные мощности введены в строй в 2007 (235 тысяч л/а) и 2008 (135 тысяч л/а) годах. В период 1991—1999 в России были введены в строй мощности, производительностью 25 500 шт./год.[1]

Иностранные автомобильные компании в России

Начиная с 2000-х, российские промышленники ведут сотрудничество с иностранными компаниями. Например, основанный в 1997 ТагАЗ начал с 2001 года выпускать ставшие очень распространёнными в области Hyundai Accent и Hyundai SantaFe, a также автомобили марки Daewoo. Впоследствии ТагАЗ начал выпускать машины собственной разработки C100 и старые модели Ssang-Yang и Chery под брендами Tagaz и Vortex.

Собственные заводы на территории России имеют концерны Volkswagen (самый большой — в Калуге), Ford, Renault-Nissan (совладелец АвтоВАЗа), General Motors и многие другие.

Согласно данным Минпромторга, средний уровень локализации автомобилей в России – 45%, при этом локализация автокомпонентов для них не превышает 20% (уровень локализации рассчитывается по добавленной стоимости).

Отечественные производители

Все факты о Lada Vesta

АвтоВАЗ

Волжский Автомобильный завод, крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе, 19 % машин России — его производства. Основан в 1966 году, путём покупки оснастки и лицензий у автоконцерна Fiat. Однако, после испытаний предложенных моделей, отечественным инженерам пришлось внести свыше 800 изменений в конструкцию первенца завода. Так, например, заново был сконструирован двигатель ВАЗ-2101. Продукция данного завода вдохнула в 70-е новый виток в отечественное ралли. Автомобили «Жигули» занимали места в международных ралли — «1000 озёр», «Акрополис» и пр. В сентябре 2015 года на АвтоВАЗе стартует выпуск новейших моделей российских автомобилей Лада «Веста». Планируется, что модель заменит линейку автомобилей «Приора».[14] В январе 2016 года планируется запустить производство нового кроссовера Лада X-RAY.[15]

Вопреки распространённому мифу, качество выпускаемых сейчас на заводе автомобилей вполне соответствует среднемировому уровню: в том числе и по уровню безопасности. Так, например, в 2015 году «лада гранта люкс» показала в краш-тестах весьма достойный результат, опередив некоторые «иномарки» того же класса. [16]

КамАЗ

Камский автомобильный завод входит в десятку крупнейших заводов по производству грузовых автомобилей в мире. Российская команда КамАЗ — многократный победитель ралли «Дакар». К 2020 году КамАЗ собирается разработать первый в России беспилотный автомобиль.[17] Новая модель Камаз-5490 была презентована 9 декабря 2013 года. Это принципиально новый магистральный тягач российского производства и по мнению многих специалистов настоящий технологический прорыв в сфере отечественного грузового транспорта.[18]

Компания «КамАЗ» имеет свои заводы по производству грузовиков в Казахстане, Вьетнаме, Эфиопии, Пакистане. Также планирует открыть завод в Литве.

ГАЗ

Горьковский Автозавод, на данный момент старейшее автомобильное предприятие в России, основано в 1932 году. Ведёт свою родословную от лучших технологий Ford, приобретённых у США, став одним из ярких символов первых пятилеток эпохи индустриализации страны, будучи возведённым в рекордные 18 месяцев. Производит Лёгкий коммерческий транспорт (грузопассажирские автомобили семейства «Соболь», «Газель-Бизнес»), Мало и среднетоннажные грузовики («Газель Next», «ГАЗон Next», автомобили семейства «Валдай» и ГАЗ 3309), специализированную технику для военных и геологов (МТЛБ, БТР, ГАЗ-Водник…). В начале 2015 года, в Германии, стартовали продажи автомобилей семейства «Газель». На данный момент в продажу поступили 5 из 6 предложенных моделей. [19] [20]

УАЗ

Ульяновский Автомобильный завод. Основан в 1941 году, в рамках проведения операции по переброски производств на восток страны, от наступающих гитлеровских войск. Являлся филиалом АМО ЗиЛ, затем, принял в производственную программу автомобиль ГАЗ-69 повышенной проходимости, ставший «дедушкой» всех нынешних вездеходов завода. В производственной гамме предприятия сегодня автомобили семейства 3160 «Патриот», 3151 УаЗ-Хантер/469, грузовики, фургоны и микроавтобусы повышенной проходимости семейства УАЗ 3909. Автомобили УАЗ стали визитной карточкой России и Российской Армии.

ЗиЛ

Завод имени Лихачёва — старейшее российское автомобилестроительное предприятие, начавшее работу в 1916 году, под наименованием завод Автомобильного московского общества (завод АМО). Первоначально предприятие занималось ремонтом импортных автомобилей, а 1 ноября 1924 года с конвейера сошёл первый отечественный грузовой автомобиль АМО-Ф-15. В послевоенные годы, ЗиЛ разрабатывал и выпускал грузовики для народного хозяйства СССР, а также правительственные лимузины. В 1963 году был произведён один из самых массовых советских грузовых автомобилей Зил-130. После распада СССР завод испытывал сильные проблемы, цеха на некоторое время полностью останавливались. В настоящее время ЗиЛ продолжает работу и выпуск новых автомобилей, но в значительно меньших объёмах.

ЛиАЗ

Ликинский автобусный завод начал свою работу в 1937 году. На производство автобусов марки ЗиЛ предприятие подключили в 1959 году. С тех пор из ворот данного завода вышли сотни и тысячи автобусов и троллейбусов, которые мы видим на улицах наших городов. На автобусах марки ЛиАЗ-677 в 1967 г. была впервые применена в отечественном автобусостроении автоматическая коробка передач. В настоящее время ЛиАЗ выпускает современные городские автобусы. В 2012 году на базе автобуса ЛиАЗ-5292 был разработан электробус на литий-ионных батареях, максимальный запас хода которого составляет 200 км.[21][22]

ПАЗ

Павловский Автобусный завод — с 1951 г. приступил к производству автобусов малого класса, для эксплуатации на дорогах без усовершенствованного покрытия. Сегодня ПАЗ — современное предприятие, с широкой модельной гаммой, в которой, в том числе есть и современные низкопольные автобусы городского класса, с изменяемым дорожным просветом.

ГолАЗ

Голицынский автобусный завод был основан в 1990-м году. Предприятие производит автобусы среднего, большого и особо большого класса, а так же сельхозтехнику. Автобусы моделей ГолАЗ 525110, 622810 и 52911 «Круиз» обслуживали зимние Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

БАЗ

Брянский автомобильный завод. Основан в 1958 г. Завод специализируется в постройке тяжёлых автомобильных шасси и тягачей специальных конструкций, для нужд армии и народного хозяйства.

УралАЗ

Основан в суровом 1941 году, во время колоссальнейшей эвакуации предприятий на восток страны. На данный момент завод выпускает грузовики, самосвалы, тягачи и шасси повышенной проходимости для армии и народного хозяйства.

КАвЗ

Курганский Автобусный завод. Основан в 1958 году, на протяжении 50 лет производил различные модели капотных автобусов КАвЗ на базе грузовиков ГАЗ. На данный момент завод сосредоточился на выпуске автобусов среднего класса КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 Аврора. Автомобили по-прежнему несут традиции первых моделей — простоту и надёжность, а так же ремонтопригодность.

Marussia Motors

Россия с 2009 по 2014 была представлена в Формуле-1 командой Marussia. Marussia Motors занималась производством спортивных автомобилей, первых российских спорткаров. В настоящее время в классе WTCC за честь России сражается заводская команда Lada Sport на автомобилях Lada Vesta WTCC.

АК Дервейс

000 АК «ДЕРВЕЙС», организованное в октябре 2002 года в северокавказском Черкесске братьями Деревыми, стало первой в России частной автомобильной компанией. В 2003 году фирма предложила на рынок оригинальный внедорожник Derways-3131 Cowboy. С конца 2005 года фирма освоила отверточную сборку сразу нескольких моделей внедорожников из китайских SKD-комплектов. В начале 2007 года было заключено соглашение о сотрудничестве между Китайской компанией LIFAN, Группой компаний "АВТОМИР"и 000 АК «ДЕРВЕЙС», согласно которому в г. Черкесске к 2009 г. был построен новый автосборочный завод для сборки автомобилей из SKD-комплектов с последующим переходом на CKD в количестве не менее 25 000 автомобилей в год. Серийная сборка легковых автомобилей Lifan Breez началась 10 августа 2007 года. В 2009 г. начато производство (по полному циклу) хэтчбеков Lifan-7131A/7161A Breez. В 2010 году начато производство автомобилей Haima 3 китайской компании Hainan Mazda. Всего завод производит 22 модели автомобилей как под собственным брендом, так и под брендами Chery, Lifan, Haima, Geely, Hawtai, JAC.

Автоспецоборудование

Открытое акционерное общество «Автоспецоборудование» расположено в Великом Новгороде и занимается производством многоцелевых вездеходных транспортных средств под маркой «СилаНТ» (сила новгородских технологий), на основе автомобиля Научного автомоторного института НАМИ-2338.[23] Продукция

Машиностроительный завод Тонар

Завод Тонар начал выпуск автопродукции в 1990 году, с изготовления прицепов к легковым автомобилям. Позже были разработаны и произведены полноразмерные прицепы и полуприцепы. С сентября 2011 года завод начал выпуск седельных тягачей и самосвалов собственной конструкции, с применением некоторых иностранных комплектующих. А в 2013 году с конвейера вышел первый карьерный самосвал.[24]

Ярославский Моторный Завод (ЯМЗ)

Ярославский Моторный Завод (ныне ПО «Автодизель») — старейшее предприятие, основано в 1916 году. Производило грузовики, автобусы; с 1971 года предприятие занимается изготовлением силовых агрегатов. Зарекомендовавшие себя временем надёжные агрегаты семейств ЯМЗ 236/238 применяются во множестве автомобилей различных производителей (ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «ГАЗ», КамАЗ, УралАЗ…). Из-за банкротства, а позже частичного сноса харьковского моторного завода «Серп и молот», поставлявших дизельные двигателя в Россию, ЯМЗ начал выпуск своих, новых дизельных рядных двигателей ЯМЗ 534/536 собственной разработки, которые раньше не производил. Такая модернизация позволила существенно облегчить работу российским машиностроительным компаниям. В частности, комбайновый завод «Ростсельмаш», вынужден был устанавливать более мощные и дорогие V-образные двигателя ЯМЗ-238, на комбайны ДОН-1500. После разработки своих рядных двигателей, такая необходимость отпала, как и зависимость от зарубежных производителей.

Ирбитский Мотоциклетный Завод (ИМЗ)

Единственный в мире завод, производящий тяжелые мотоциклы с коляской. Основан в 1941 году, когда советом по эвакуации при СНК СССР было принято решение о переводе Московского мотозавода в город Ирбит. Первым серийно выпускаемым мотоциклом стал М-72. В настоящее время на ИМЗ выпускается 8 различных моделей мотоциклов "Урал", среди которых есть и мотоциклы повышенной проходимости с приводом на колесо коляски, и чисто дорожные, и мотоциклы-одиночки. Как и прежде, "Уралы" имеют оппозитные четырехтактные двигатели объемом 750 куб.см, четырехступенчатую трансмиссию с задним ходом, а так же главную передачу с карданным валом. Модели повышенной проходимости имеют жесткоподключаемый бездифференциальный привод. С 2015 года все двигатели оборудуются системой распределенного впрыска. В наши дни в производстве используется много импортных комплектующих: тормоза, карбюраторы или инжекторы, генераторы, амортизаторы, подшипники, электронные блоки. Хотя, такая картина характерна практически для всех мировых производителей техники. Сейчас завод ориентирован, в основном, на западный рынок. В России мотоциклы Урал пользуются мизерным спросом, так как большинство платежеспособного населения проживает в городах, где мотоцикл с боковым прицепом просто неудобен в эксплуатации. Продукция ИМЗ во всем мире считается весьма надежной; легкой в обслуживании и ремонте; "всеядной" по отношению к используемым ГСМ; недорогой, в сравнении с мототехникой других производителей. Но главное преимущество "Уралов" в их уникальности и эксклюзивности. Многие владельцы считают изюминкой этих мотоциклов их примитивность и чрезвычайную простоту конструкции всех агрегатов. В 2010 году "Урал-Патруль" попал в десятку лучших мотоциклов, продаваемых в США. Сайт завода

Прочие

  • Заволжский моторный завод (ЗМС)

Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе Заволжье Нижегородской области.[25]

  • Соллерс-Набережные Челны

Завод малолитражных автомобилей (ЗМА) был основан в качестве дочернего предприятия ОАО «КАМАЗ» в 1987 году. Основной его функцией было выпуск малолитражных автомобилей ВАЗ 11113-ОКА. В 2008 году полный пакет акций выкупила компания «Соллерс» и основала предприятие ОАО «Соллерс-Набережные Челны». В настоящее время предприятие занимается сборкой импортных и отечественных автомобилей таких как Уаз-Патриот, SsangYong, ISUZU.[26]

  • Автотор

Одно из крупнейших российских предприятий по сборке иностранных автомобилей марки BMW, Chevrolet, Hummer, Kia. Основано в 1996 году в Калининградской области.[27]

  • Волжанин

Российское автобусностроительное предприятие расположенное в Волгоградской области. Компания была основана в 1993 году и занималась сборкой продукции Ликинского автобусного завода. В дальнейшем Волжанин перешёл на выпуск собственных автобусов различного класса.[28]

  • Нефтекамский автозавод

Крупный российский производитель автобусов и спецнадстроек на шасси КамАЗ, входящий в группу предприятий ОАО «КамАЗ». Завод расположен в республике Башкортостан городе Нефтекамске.[29]

  • Чеченавто

Российское автомобильное предприятие основанное в 1960 году в городе Аргун Чеченской республике. В настоящее время завод занимается сборкой автомобилей марки Лада.[30]

  • Арзамасский машиностроительный завод (АМЗ)

Российская компания по производству бронетранспортёров, лёгких бронированных автомобилей, автозапчастей и спецтехники. Также на АМЗ производятся гражданская версия военного автомобиля ГАЗ-2330 «Тигр».[31]

  • Ногинский завод топливной аппаратуры

Ногинский завод топливной аппаратуры - широко известное в России и за её пределами предприятие массового производства топливной аппаратуры для дизельных двигателей тракторных и автомобильных модификаций. В 1947 году был собран первый топливный насос высокого давления типа НТН 1-6,5 для трактора КД-35. С этого момента начат отсчет истории нового предприятия.[32]

См. также

Ссылки

Несортированные ссылки

Возможно, часть ссылок ниже следует перенести в тело статьи.

Статьи в «Авторевю»

Статьи в «Колёса»

Где-то, почти в начале: автопром 30-х годов СССР

Достижения Нашей технической мысли

История УАЗ

ЛуАЗ

Подвиги "Москвича"

Экспортные достижения Нашего автопрома

Достижения российского автомобилестроения

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Цифры по введённым мощностям взяты из форм «Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений № С-1» — на сайте fedstat.ru.