Транспорт России
Незавершённая статья Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации. |
Транспорт России — это пути сообщения (дороги всех видов, каналы и судоходные реки), трубопроводы, а также порты, аэропорты, космодромы и прочие сооружения, предназначенные для обеспечения работы российского транспорта, а также сами транспорт самых различных видов от лошадей до ядерных межорбитальных буксиров. Для России, раскинувшейся во все стороны на многие тысячи километров, трудно переоценить значение её транспорта буквально во всех аспектах деятельности страны.
Классификация отечественного транспорта
В разные годы в стране появились и поныне развиваются множество видов транспорта, список которых, даже без учёта совсем экзотических вариантов, весьма обширен, что связано с различными областями применения и условиями перевозок. В целом по типам используемой инфраструктуры можно выделить следующие основные виды транспорта:
- Водный транспорт.
- Рельсовый транспорт.
- Безрельсовый колёсный транспорт.
- Наземный транспорт повышенной проходимости.
- Трубопроводный транспорт.
- Авиационный транспорт.
- Космические транспортные системы.
Водный транспорт
К водному транспорту можно отнести речной, морской и амфибийный[1] транспорт, различия между которыми основываются большей частью на типах используемых водоёмов.
Преимущества, недостатки и область использования различных видов водного транспорта
Морской транспорт
Преимущества:
- Имеет минимальную стоимость перевозок, особенно на крупных судах. Именно это свойство морского транспорта привело к глобализации мировой экономики после строительства супертанкеров и крупных контейнеровозов.
- Практически не имеет габаритных и массовых ограничений при перевозке специальных грузов, что широко используется в тяжёлом машиностроении, судостроении и других отраслях.
Недостатки:
- Может быть использован только на берегах океанов, морей и, с ограничениями, крупнейших рек.
- Зависит от погоды (скорости ветра) и, что особенно важно для России, ледовой обстановки. Для уменьшения влияния льдов требует создания ледокольного флота и строительства судов ледовых классов.
- В случае использования крупных судов требует строительства дорогостоящей портовой инфраструктуры.
- Подвержен риску силового воздействия в нейтральных водах как со стороны криминалитета (пиратство), так и со стороны других государств, поэтому Российский военно-морской флот в качестве одной из основных задач выполняет обеспечение безопасности отечественного судоходства и борьбу с международным пиратством.
Область применения: дальние перевозки в случае наличия удобного морского маршрута, снабжение островов, удалённых населённых пунктов и морских платформ, перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов.
История российского водного транспорта
Можно выделить следующие этапы развития отечественного водного транспорта:
- десятки тысяч лет назад — первым из всех видов транспорта ещё до заселения Человечеством территории России был изобретён водный транспорт. В условиях полного отсутствия каких-либо дорог, а в древнее время и домашних животных водный транспорт являлся для древних людей единственной альтернативой передвижению на своих двоих по пересечённой местности. Однако и с появлением вьючного и гужевого транспорта водные пути сохранили своё значение, поскольку обеспечивали во много раз более дешёвую, чем прочие виды транспорта, перевозку грузов.
- 600 год — за четверть тысячелетия до образования страны недалеко от устья реки Волхов был построен первый российский порт — Любшанская крепость. Порт изначально был возведён финно-угорскими племенами, позднее участвовавшими в основании России, а затем достроен славянами. В то время специализированные морские суда ещё не строились и морская торговля велась на страх и риск самих купцов на речных судах, малоприспособленных к противостоянию морским и океанским штормам. Для уменьшения опасности моряки уходили в рейсы только в относительно спокойное время года, а также старались держаться берега, чтобы в случае опасности иметь возможность укрыться в каком-нибудь заливе. С этой же целью суда часто вытаскивались на берег. Однако в условиях тёмных веков по-настоящему безопасной была стоянка только в сильно укреплённом порту типа Любшанской крепости.
- 760 год — на Волхове разрушен и заново отстроен славянскими племенами большой город-порт Ладога (ныне Старая Ладога), позднее участвовавшими в основании России, возведённый скандинавскими завоевателями семью годами ранее, неподалёку от Любшанской крепости, которая из-за изменения гидрологического режима Ладожского озера перестала быть хорошим портом.
- 862 год — союзом племён разных национальных групп основано Российское государство со столицей в портовом городе Ладога (ныне Старая Ладога).
- 864 год — у истока Волхова из озера Ильмень основан Древний Новгород (Рюриково городище), гражданский пригород которого, возникший через несколько десятилетий, стал важнейшим речным портом Средневековья.
- около 900 года — князь Олег сумел взять под полный контроль, помимо бассейна реки Волхов верхнее и среднее течение Днепра, открыв, в результате, для нормального судоходства озолотивший на некоторое время страну водный Путь из варяг в греки.
- 930-е годы — неподалёку от Рюрикова городища возник на современном месте город Новгород (ныне Великий Новгород) — важнейший порт отечественного Средневековья.
- 965 год — в результате победы в войне с Хазарским Каганатом в состав российского государства вошли: устье Днепра, порт Белая Вежа на Дону, а также черноморские порты Корчев (ныне Керчь) и Тмутаракань (ныне станица Таманская). В результате в стране появились прямые выходы к Чёрному и Азовскому морям, а также контроль над Керченским проливом.
- 972 год — на крайне неудобных для плавания и преодолевавшихся волоком Днепровских порогах погиб, попав в засаду, руководитель страны Великий Князь Святослав I Олегович.
- между 988 и 1010 годами — основан Ярославль — важный речной порт в верхнем течении Волги.
- 1044 год — в важнейшем речном порту Новгород построены мощные по тем временам укрепления, обеспечивавшие безопасность торговли — дубовый Новгородский детинец.
- 1068 год — первые известные морские гидрографические работы в России проведены в Керченском проливе. Согласно сохранившейся на Тмутараканском камне надписи, князь Глеб по льду измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева (Керчи), составившее 14 тыс. сажен.
- 1083 год — в результате междуусобных конфликтов русских князей, не чуравшихся привлечением иностранной помощи в своих склоках, на шестьсот лет потеряно Тмутараканское княжество с черноморскими портами, фактически присоединенное к Византии.
- 1108 год — в Залесье основан Владимир — важнейший речной порт на Клязьме.
- 1140-1150 годы — освоен бассейн Москвы-реки: при впадении Москвы-реки в Оку построена крепость Коломна, а выше по течению Москвы-реки на её слиянии с Неглинной построена крепость Москва.
- 1220 год — на слиянии Оки и Волги построен важнейший речной порт Новгород в Низовских землях (ныне Нижний Новгород).
- 1238 год — монгольскими войсками разорены большинство городов северо-восточной части страны, кроме Пскова и Новгорода, остававшихся важными речными портами.
- 1240 год — монгольскими войсками практически уничтожены все населённые пункты в окрестностях Киева в среднем течении Днепра.
- 1323 год — у истока Невы для контроля судоходства по реке построена крепость Орешек.
- 1352 год — крепость Орешек на острове у истока Невы перестроена в камне.
- 1471 год — вдоль судоходной реки Ока создана укреплённая линия «Берег».
- около 1496 года - неподалёку от новой крепости Ивангород, устроен первый российский морской порт на Балтийском море.
- ...
- 1731 год — торжественно открыт крупнейший в Европе судоходный канал Петра I (ныне Ладожский канал), обходящий опасное для речных судов Ладожское озеро.
- ...
- 1932 год — водохранилище Днепровской ГЭС затопило Днепровские пороги и обеспечило тем самым свободное плавание вдоль всего течения реки Днепр.
- 1 июня 1952 года — открыт Волго-Донской судоходный канал.
- начало 2012 года — после попыток стран ЕС и НАТО незаконно перехватывать груз, перевозившийся из России в Сирию на гражданских судах и самолётах, Российский военно-морской флот организовал регулярные рейсы в Сирию десантных кораблей, используемых в качестве транспортов. Эта уникальная транспортная операция, начавшаяся в это время, получила в народе неофициальное название «Сирийский экспресс».
- июль 2012 года — в рамках подготовки к Зимней Олимпиаде в Сочи построен грузовой порт Сочи Имеритинский.
- 18 марта 2014 года — в результате воссоединения Крыма с Россией в состав страны вернулись несколько крупных морских торговых портов и резко активизировалась работа паромной переправы Крым — Кавказ. Для полноценного использования портов Крыма вскоре было начато строительство моста через Керченский пролив.
Рельсовый транспорт
К рельсовым видам транспорта относятся: метрополитен, трамвай, в том числе скоростной, канатные дороги, фуникулёр, монорельс и прочий железнодорожный транспорт, включая поезда на магнитной подушке.
- 30 октября (11 ноября) 1837 года — введена в строй первая в стране железная дорога общего пользования — Царскосельская железная дорога.
Подробные карты железных дорог России[1]
Железнодорожная сеть
По протяжённости железнодорожной сети (86 тыс. км) Россия занимает третье место в мире, уступая США (228,2 тыс.) и Китаю (111,8 тыс.). В постсоветский период масштабы сети наших железных дорог практически не менялись: с одной стороны, темпы строительства новых дорог резко упали, с другой стороны, из эксплуатации было выведено большое количество линий, особенно малодеятельных и тупиковых дорог.
По территории страны железнодорожная сеть размещена крайне неравномерно — большая часть её сосредоточена в европейской части России, более обжитой и экономически развитой. Исторически сеть Европейской России строилась «от Москвы», и сегодня столица является важнейшим железнодорожным узлом страны. Главные железнодорожные линии европейской части «веером» расходятся от Москвы по всем направлениям. В Сибири и на Дальнем Востоке железных дорог меньше, проходят они в основном через южную часть этого региона. Преобладающее значение на востоке России имеют железные дороги широтного направления — прежде всего Транссибирская магистраль, связывающая Азиатскую России с европейской частью. Меридиональные железные дороги Сибири и Дальнего Востока (некоторые из них весьма протяжённые, как, например, Амуро-Якутская магистраль (АЯМ) или дорога Тюмень — Новый Уренгой) выполняют роль «подводящих линий», связывая с Транссибом более отдалённые пункты региона. Северным дублёром восточной части Транссиба является Байкало-амурская магистраль (БАМ) Тайшет — Лена — Тында — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань.
Около 44 % железнодорожной сети России — двухпутные и многопутные линии. Их удельный вес увеличивается, хотя и очень медленно. Двухпутные и многопутные железные дороги обладают более высокой пропускной способностью, поэтому такие линии являются наиболее важной составной частью железнодорожной сети страны.
Свыше половины (50,6 %) железнодорожной сети России электрифицировано. Этот показатель также имеет тенденцию к увеличению — даже в постсоветский период работы по электрификации не прекращались. Так, в 2002 году был завершён перевод на электротягу Транссибирской магистрали. Электрическая тяга обладает рядом преимуществ перед тепловой:
- позволяет водить более тяжёлые грузовые составы; пассажирские перевозки на электрифицированных линиях осуществляются на более высоких скоростях и с большим комфортом для пассажиров;
- для электростанций может использоваться более дешёвое, низкосортное и распространённое горючее по сравнению с дизельным топливом, на котором работают тепловозы;
- возможность экономии электроэнергии за счёт возврата части её в сеть при использовании рекуперативного торможения.
В России электрифицированные дороги получили широкое распространение — на долю нашей страны приходится немногим менее пятой части электрифицированной сети мира. Главным фактором, способствовавшим массовому применению у нас этого способа тяги, стала высокая загруженность отечественных железных дорог: электрификация позволяла значительно увеличить провозоспособность линий. Поэтому электрифицированы в России наиболее важные и загруженные составные части сети. Хотя дорог с электрической тягой по протяжённости примерно столько же, сколько и с тепловой, магистральных электровозов в России около 10 тыс., в то время как тепловозов лишь 3 тыс., что наглядно показывает, насколько слабее трафик грузов и пассажиров на неэлектрифицированных линиях. Электротяга предпочтительна и для участков со сложным профилем пути — например, для горных районов.
В России используются две системы электрификации железных дорог: на постоянном токе напряжением 3 кВ и на переменном токе напряжением 25 кВ. Распространённость той и другой системы примерно одинакова. Для каждой системы электрификации используется свой тяговой подвижной состав, и если поезд в пути переходит на линию, электрифицированную по другой системе, то локомотив необходимо менять. Больших неудобств это не создаёт, хотя и не всегда это так: например, при следовании от Москвы на Воронеж и Ростов смену электровоза приходится производить уже в Рязани, за 198 км от Москвы, на линии Москва — Нижний Новгород — во Владимире (235 км от Москвы) и т. д. Существуют двухсистемные электровозы (включая новейшие пассажирские ЭП20), но численность их невелика.
Безрельсовый колёсный транспорт
К колёсным безрельсовым видам наземного транспорта относят автомобильный, мотоциклетный, велосипедный и гужевой транспорт.
Автомобильный транспорт
См. также: Российский автопром
Российский автопарк вырос с 7,25 млн в 1991 году до 41 млн в 2014.[2] Производство автомобилей в России выросло с 1,2 млн автомобилей в год в 2000 году [3] до 2,2 млн автомобилей в 2012 году (включая легковые автомобили, грузовики, автобусы и т. д.). [4] Средний возраст российского автопарка - 11,9 лет в 2014 году, что примерно равно среднему возрасту автопарка в США и Финляндии в тот же период.[5]
Наземный транспорт повышенной проходимости
- Гусеничный
- Снегоходный
- Вьючный
Трубопроводный транспорт
Авиационный транспорт
В 2014 г. объём пассажиропотока на российском авиатранспорте достиг 93,2 млн пассажиров, что превысило лучший советский показатель в 91 млн, зафиксированный в 1990 г.[6][7]
- Самолётный
- Вертолётный
Космические транспортные системы
Ещё не осознаются в качестве таковых обществом, но уже относятся к транспортным специалистами часть космических систем. К космическим транспортным системам в настоящее время относят средства выведения (ракеты-носители) и разгонные блоки (межорбитальные буксиры). В области космических транспортных систем Россия в настоящее время занимает лидирующее положение в мире.
- декабрь 2015 года — ожидается ввод в строй первой очереди космодрома «Восточный» в Амурской области.
См. также
Ссылки и источники
- Краткiй историческiй очеркъ развитiя и дѣятельности Вѣдомства путей сообщенiя за сто лѣтъ его существованiя (1798-1898 гг.)
- В. Ф. Мейен Россия в дорожном отношении: справочник в 3-х тт. 1902.
- Копышев П.П. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты)
Примечания
- ↑ Суда на воздушной подушке и экранопланы.