Российская оборонная промышленность

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Российская оборонная промышленность (российская оборонка) — один из важнейших секторов промышленности России. Предприятия российской оборонки составляют второй по величине в мире комплекс оборонных производств, обеспечивающий свое продукцией Российскую Армию (вторую по силе в мире) и создающий прочную основу для безопасности России, а также позволяющий стране стабильно занимать второе место по экспорту вооружений в мире.

В России выпускается огромное количество непревзойденного по своим характеристикам оружия и иных уникальных оборонных продуктов, Россия является мировым технологическим лидером в этой отрасли. Исторически Россия с древнейших времён была местом, где делались важнейшие изобретения в области обороны и вооружений.

Общий обзор

В 2015 году в ежегодный рейтинг издания Defence News среди 100 лучших мировых компаний по производству оружия и военной техники оказались российские «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», «Вертолёты России», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединённая двигателестроительная корпорация, корпорация «Тактическое ракетное вооружение», а также концерн «РТИ Системы».[1]

По состоянию на 2014 год доходы основных российских производителей оружия стабильно росли, чему способствовал и рост госзаказа, и рост экспорта.[2] Объём российского госзаказа в оборонной сфере достиг в 2014 году очередного рекорда в 43,8 млрд долларов. Экспорт вооружений из России превысил 15,5 млрд долларов, накопленный портфель военных заказов стабильно составляет цифру около 50 млрд долларов. [3][4][5]

Производство пехотного оружия

См. также: Российское пехотное оружие

Военное судостроение

Производство надводных и подводных кораблей является одной из наиболее капиталоёмких отраслей оборонной промышленности. При этом, в силу объективных обстоятельств, кораблестроение, судостроение и судоремонт имеют достаточно нечёткие границы и, как правило, рассматриваются в рамках одной судостроительной отрасли промышленности. На 2015 год основными кораблестроительными предприятиями России, производящими конечную продукцию, являются:

  • Северное машиностроительное предприятие (Севмаш), г. Северодинск — единственный, на настоящее время, производитель атомных подводных лодок всех классов.
  • Северная верфь, г. Санкт-Петербург — производитель надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.
  • Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград — производитель фрегатов, больших десантных и средних разведывательных кораблей.
  • Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург — основной производитель неатомных подводных лодок.
  • Амурский судостроительный завод, г. Комсомольск-на-Амуре — производит корветы, ранее строил атомные подводные лодки.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Республика Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
  • Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель военных катеров и кораблей противоминной обороны.
  • Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
  • Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
  • Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
  • Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург — производитель военных танкеров снабжения и других судов.

Сейчас не задействованы в военных программах, но имеют опыт кораблестроения и сохранили производство:

  • Балтийский завод, г. Санкт-Петербург — единственный в мире производитель атомных ледоколов и плавучих атомных электростанций, производил также фрегаты на экспорт.
  • Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
  • Феодосийская судостроительная компания «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.
  • Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — бывший производитель сторожевых кораблей (фрегатов), на 2015 год активно реконструируется, единственный в России завод, имеющий док достаточного размера для строительства супертанкеров и ударных авианосцев.

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

  • Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск (филиал ЦС «Звёздочка»).
  • Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе, г. Севастополь (филиал ЦС «Звёздочка»).
  • Дальневосточный завод «Звезда», г. Большой Камень Приморского края — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • Центр судоремонта «Дальзавод», г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • 13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России, г. Севастополь.

Военное авиастроение

См. также Российский авиапром

Боевые роботы

Россия производит как беспилотные летательные аппараты, так и наземных боевых роботов, выполняющих специальные задачи (разминирование, разведка и т. д.) В 2010-х гг. российские разработчики боевой робототехники вышли на лидирующие позиции в мире по созданию новых образцов наземных боевых роботов. [6]

Военный эксперт Игорь Коротченко сообщает, что в 2015 г. на вооружение российской армии приняты первые штатные наземные роботы, которые войдут в состав подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ ВС РФ) и будут выполнять функции радиационной и химической разведки. [7]

Подробнее об истории и перспективах развития отечественных наземных боевых роботов можно прочитать, например, тут[8].

Ратник

Экзоскелет станет частью экипировки «Ратник»

Систему жизнеобеспечения экипировки «солдата будущего» нового поколения «Ратник» планируется дополнить экзоскелетом, устройством, позволяющего в несколько раз увеличить мускульную силу человека.

Экранопланы

Ракетный экраноплан «Лунь»

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года [9]

Экспорт

По итогам 2014 года экспорт вооружений из России превысил 15,5 млрд долларов, накопленный портфель военных заказов стабильно составляет цифру около 50 млрд долларов. [10][11] Доля России на мировом рынке вооружений составила в 2010—2014 годах 27 %, при этом за 4 года (с 2010) российский экспорт вырос более чем на треть (на 37 %). Россию незначительно опережают по доле занятия экспортного рынка лишь США (31 %). Российское оружие в 2014 году приобрели 56 стран мира, при этом 60 % сделок приходится на Индию, Китай и Алжир.[12]

1 июня 2015 года «Рособоронэкспорт» сообщил, что намеревается перевести расчеты по части контрактов из долларов в индийские рупии и китайские юани — при этом на Китай и Индию приходится около половины российского экспорта оружия, до 7-8 млр долларов в год.[13]

Российская оборонная промышленность испытывает сильный кадровый голод — особенно не хватает молодых специалистов.[14][15]

См. также

Ссылки