Российская военная техника
- О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
В этой статье содержится список реально изготовленных когда-либо уникальных вооружения и военной техники и советского и российского производства, не вошедших в собранные в отдельных статьях списки пехотного оружия и бронетехники.
Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
- не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
- является крайне популярным в мире;
- имеет общепризнанную надёжность и качество;
- обладает уникальными боевыми характеристиками;
- активно используется в различных военных конфликтах;
- состоит на вооружении многих стран мира;
- часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
- является символом своего времени.
Бронетехника
Основная статья: Российская бронетехника
Самолёты и вертолёты
Основная статья: Российские самолёты и вертолёты
Надводные корабли
100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»
- Генеральный конструктор: Петр I
- Год принятия на вооружение: 1727
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
- Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752
Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако строительство было завершено уже при Петре II. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе Войны за польское наследство. В 1736 году был повреждён вызванным молнией пожаром, после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранены памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.
66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»
- Генеральный конструктор:Осип Най, Пётр I[1]
- Год принятия на вооружение: 1733
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство, Архангельское адмиралтейство
- Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война 1756—1763 гг., Совместное со Швецией патрулирование Зунда с целью недопущения на Балтику английского флота 1758 г., Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Вооружённый нейтралитет 1779—1783 гг., Русско-шведская война 1788—1790 гг.
- Дата снятия с вооружения: последние выходы в море — 1789, последние корабли разобраны после 1791
В ходе реформы и практического возрождения флота начатых Императрицей Анной I в первой половине 1730-х годов, в качестве основного типа отечественных кораблей линии были приняты разработанные Петром I 66-пушечные корабли, удачно сочетавшие надёжность конструкции, мощное — сравнимое с иностранными 70-пушечниками того времени — вооружение и относительную дешевизну. В результате именно они несколько десятилетий составляли основу мощи отечественного флота вплоть до 1770-х годов и участвовали во всех конфликтах России на Балтийском и Средиземном морях с 1734 по 1789 годы. Также на их основе были разработаны модернизированные корабли типа «Азия», к тому времени, впрочем, фактически уже перешедшие в разряд малых кораблей.
110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»
- Генеральный конструктор: Р. Броун
- Год принятия на вооружение: 1737
- Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
- Применение: Русско-шведская война 1741—1743 гг. (был приведён в боевую готовность, но в море не выходил[2])
- Дата снятия с вооружения: 1752
Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.
74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль»
- Генеральный конструктор: A. M. Курочкин
- Год принятия на вооружение: 1826
- Производитель: Архангельское адмиралтейство; Охтенская верфь в Санкт-Петербурге
- Применение: Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1863
Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[1] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель, турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».
Мониторы (броненосцы береговой обороны) «Новогород» и «Вице-адмирал Попов»
- Генеральный конструктор: А. А. Попов
- Год принятия на вооружение: 1873 и 1875 соответственно
- Производитель: Новое адмиралтейство в Санкт-Петербурге[3] и Николаевское адмиралтейство[4].
- Применение: Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
- Дата снятия с вооружения: 1903, 1911.
Уникальные по конструкции корпуса корабли, немного отличавшиеся размерами и калибром орудий, являющиеся вершиной развития популярной в то время концепции организации мобильной береговой обороны с помощью небольших и относительно тихоходных, зато отлично бронированных и вооружённых 1-2 огромными орудиями канонерских лодок. В этих кораблях для установки пары самых мощных орудий того времени при сохранении малой осадки, крайне желательной при обороне Днепровского лимана, дельты Дуная и Керченского пролива, а также улучшения меткости стрельбы и бронирования корпус был укорочен до такой степени, что его ширина сравнялись с длиной, в результате чего палуба кораблей имела в плане вид правильной окружности. Несмотря последующую на острую критику очевидных недостатков «поповок», свою задачу они выполнили полностью, поскольку крайне слабые в то время черноморские верфи таки успели построить эти относительно простые корабли в очень сжатые сроки, а во время последовавшей вскоре Русско-турецкой войны многократно превосходящие силы турецкого флота так и не решились атаковать обороняемые ими акватории и конвои.[5] Оба корабля прослужили до 1903 года, после чего находились в резерве до 1911 года, когда были разрезаны на металл.
Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»
- Генеральный конструктор: А. А. Попов
- Год принятия на вооружение: 1876
- Производитель: Верфь на Галерном острове в Санкт-Петербурге
- Применение: Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
- Дата снятия с вооружения: 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959
Самый сильный в мире боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, введён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[2], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго[6] и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.
Минная лодка (миноносец) «Взрыв»
- Год принятия на вооружение: 1877
- Производитель: Завод Берда в Санкт-Петербурге
- Применение: -
- Дата снятия с вооружения: 1906, 1907
Первый в мире миноносец — вооруженный почти одними торпедами корабль, в отличие от более мелких миноносок и совсем крошечных минных катеров, достаточно мореходный для использования в открытом море. Хотя в англоязычных источниках первым миноносцем чаще всего называют вошедший в строй в том же году английский «Лайтнинг», однако в несколько раз меньшее водоизмещение английского кораблика (33 тонны) однозначно относит его к немореходным миноноскам, причём едва ли не к самым мелким, линию развития которых продолжили позднее торпедные катера. У «Взрыва» же водоизмещение составляло по разным данным от 137 до 160 тонн. Корабль прослужил на Балтийском море, в том числе в учебном отряде до 1906 года и сдан на слом в 1907 году.
Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов»
- Год принятия на вооружение: 1888
- Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
- Применение: Русско-японская война.
- Дата снятия с вооружения: 1905 (героически погиб в бою)
Сильнейший и лучший по совокупности показателей в мире броненосный крейсер своего времени. Совершил множество дальних походов по всему миру. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении Русско-японской войны уже будучи основательно устаревшим.
Эскадренный миноносец «Новик»
- Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
- Год принятия на вооружение: 1913
- Производитель: Путиловская верфь в Санкт-Петербурге
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Русско-финская война, Великая Отечественная война
- Дата снятия с вооружения: 1941 (погиб в бою)
- Видео
Самый быстрый в мире корабль своего времени (37,3 узла) и самый совершенный эсминец эпохи, положивший начало фактически новому пониманию класса. По его улучшенному проекту было построено множество отечественных эсминцев, служивших вплоть до конца Великой Отечественной войны. Корабль отличился в Первую мировую войну, в частности в одиночку победив два новейших германских эсминца, один из которых в результате был уничтожен. Погиб на морской мине в 1941 году.
Линейные корабли типа «Севастополь»
- Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
- Год принятия на вооружение: 1914
- Производитель: Адмиралтейские верфи и Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
- Дата снятия с вооружения: 1956 (бронебашенные установки главного калибра и их орудия, находящиеся на хранении в войсках береговой обороны под Севастополем, формально остаются на вооружении и в 2020-х, то есть более 100(!) лет)
- Видео
Уникальные по своей конструкции на момент проектирования корабли, отличавшиеся исключительной для своего размера огневой мощью и удобством использования артиллерии главного калибра в условиях эскадренного боя. Все 4 корабля были построены практически одновременно. Имели не очень удачное бронирование, что ограничили их использование в Первой Мировой войне. Стали образцом для проектирования последующих отечественных дореволюционных линейных кораблей и линейных крейсеров. Вследствие потери Черноморского флота в Гражданскую войну, пережившие революционную анархия три корабля стали единственными линейными кораблями Советской России, в том числе и на Чёрном море.
Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград» проекта 1
- Руководитель разработки проекта: В. А. Никитин
- Количество в серии: 3
- Год принятия на вооружение: 1936
- Производитель: Северная верфь и Судостроительный завод имени Андрэ Марти.
- Применение:Зимняя война, Великая Отечественная война.
- Дата снятия с вооружения: 1963
- Видео
В целом не очень удачные корабли, тем не менее ознаменовали собой важный этап выхода отечественной судостроительной отрасли из революционного развала, поскольку стали первыми скоростными кораблями соответствующего размера, спроектированными и построенными в стране после революций, к тому же, в отличие от других отечественных довоенных скоростных кораблей, с минимальным использованием зарубежных проектов. Стали основой для создания лидеров близкого по конструкции, но доработанного проекта 38.
Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»
- Генеральный конструктор: Б. И. Купенский
- Год принятия на вооружение: 1977
- Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
- Количество в серии: 4
- Применение: боевое дежурство в ходе холодной войны и последующей истории России, борьба с пиратством, война в Сирии
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2019 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно востребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.
Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
- Год принятия на вооружение: 1991
- Производитель: Черноморский судостроительный завод в Николаеве
- Количество в серии: 1 (2 — второй был достроен после продажи Китаю по цене металлолома)
- Применение: Война в Сирии
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первый полноценный отечественный авианосец. Отличается от классических авианосцев наличием достаточно мощного ударного ракетного оружия, что, помимо прочего, дает ему возможность проходить через Черноморские проливы, где по действующим международным договорам авианосец могут и не пропустить. На разных этапах проектирования и строительства нёс названия «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».
Малые ракетные корабли проекта 21631 шифр «Буян-М»
- Год принятия на вооружение: 2014
- Производитель: Зеленодольский завод имени А. М. Горького
- Количество в серии: не менее 8
- Применение: Война в Сирии
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
Первые в мире в своём роде корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Отличаются также тем, что, имея малую осадку, являются кораблями класса «река-море» и могут при необходимости в буквальном смысле прятаться по камышам и затонам на всех многочисленных судоходных реках Русской равнины.
Подводные лодки
Подводная лодка Шильдера
- Генеральный конструктор: К. А. Шильдер
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1834 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1841 (1847)
- Видео
Подводная лодка Шильдера — вооружённая опытная подводная лодка. Являлась первым в России цельнометаллическим кораблём и первой в мире ракетной подводной лодкой, с которой, к тому же, в 1834 году впервые в мире была произведена стрельба ракетами из-под воды, а цели при этом были успешно поражены. Также корабль был оборудован редчайшим для подлодок того времени перископом. Вследствие недостатков мускульного привода в 1841 году официальные опыты с подводной лодкой были прекращены и в 1842—1847 гг. они продолжались уже на деньги автора, после чего её окончательно списали на металл, но не рассекретили, вследствие чего широкой общественности о ней стало известно практически только спустя 100 лет.
Подводная лодка Шильдера, благодаря своему оригинальному гребковому движителю, обладала очень стильным «стимпанковским» внешним видом, вследствие чего была использована как прототип для подводной лодки, исполнявшей «главную роль» в культовом чехословацком фантастическом фильме 1958 года «Тайна острова Бэк-Кап».
Подводная лодка Александровского
- Генеральный конструктор: И. Ф. Александровский
- Год принятия на вооружение: 1866
- Производитель: Балтийский завод, Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1871 (1901)
- Видео
Подводная лодка Александровского — одна из самых крупных и совершенных подводных лодок середины XIX века, первая в стране подводная лодка с механическим приводом и первая в мире с воздухонезависимым двигателем — до этого были попытки использовать только паровую машину. Достигнутые дальность хода (9 миль) и подводная скорость (6 узлов) далеко превосходили аналоги того времени. Подводная лодка была потеряна при «беспилотных» испытаниях, будучи погружена на нерасчётную глубину, а затем 30 лет служила в качестве спасательного понтона.
Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)
- Генеральный конструктор: О. Б. Герн
- Год принятия на вооружение: — (введена в опытную эксплуатацию в 1867 году)
- Производитель: Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
- Дата снятия с вооружения: 1876
- Видео
Четвёртый вариант подводной лодки Герна — вооружённая опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические переборки — практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно — самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени, но не пошедшая в серию из-за большой цены и габаритов.
Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)
- Генеральный конструктор: С. К. Джевецкий
- Год принятия на вооружение: 1880
- Производитель: Невский завод
- Количество в серии: 50
- Применение: Русско-японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
- Дата снятия с вооружения: 1891, 1908
- Видео
Третий вариант подводной лодки Джевецкого — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нёс службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.
Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Подводная лодка Дельфин (миноносец № 150, миноносец № 113)
- Генеральный конструктор: И. Г. Бубнов
- Год принятия на вооружение: 1903
- Производитель: Балтийский завод
- Применение: Русско-японская война 1904—1905 гг., Первая мировая война
- Дата снятия с вооружения: 1917
- Видео
«Дельфин» — первая отечественная подводная лодка современного типа. В ноябре 1904 года была отправлена во Владивосток для участия в шедшей в это время Русско-японской войне, где, в силу ограниченной дальности и мореходности, использовалась для патрулирования у российских берегов. Неоднократно терпела аварии с затоплением, большей частью из-за безальтернативного в то время бензинового двигателя. В 1917 году вошла в состав отряда охраны судов Кольского залива, где вскоре была переведена в разряд учебных, а ещё через несколько дней затонула вследствие дезорганизации службы на флоте после Февральской революции. В том же году лодка была списана из-за сильного износа и в 1920 году разрезана на металл.
Подводный минный заградитель «Краб»
- Генеральный конструктор: М. П. Налётов
- Год принятия на вооружение: 1915
- Производитель: Завод «Наваль» (Николаев)
- Применение: Первая мировая война
- Дата снятия с вооружения: 1918 (1919, 1935)
- Видео
«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из Крыма в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.
Подводные лодки типа «Барс»
- Генеральный конструктор: И. Г. Бубнов
- Год принятия на вооружение: 1915 (25 июля)
- Производители: Балтийский завод, Завод «Ноблесснер» (Ревель[7]), Завод «Наваль» (Николаев)[8]
- Количество в серии: 24
- Применение: Первая мировая война, Гражданская война и интервенция, возможно Зимняя война
- Дата снятия с вооружения: 1940 (1955)
Самые массовые отечественные подводные лодки дореволюционной постройки, активно участвовавшие в Первой Мировой войне. Наиболее прославилась «Пантера», поскольку в 1919 году одержала первую победу после прихода к власти большевиков, утопив английский эсминец и, в отличие от прочих отечественных подводных лодок того времени, не подверглась забвению в советский период. Она единственная из всей серии не погибла в бою и не была списана к середине 1930-х, а прошла модернизацию и служила по прямому назначению до 1940 года, а затем, уже в качестве зарядной станции — до 1955 года.
Подводные лодки типа «Щ» («Щука»)
- Год принятия на вооружение: 1933
- Производитель: Балтийский завод, Красное Сормово и другие
- Количество в серии: 86 (по сумме 6 серий)
- Применение: Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война
- Дата списания: 1957(?)
Наиболее широко известный и самый массовый тип отечественных подводных лодок времён Великой Отечественной войны. Отличались возможностью перевозки в процессе строительства в виде комплекта для сборки по железной дороге, что достаточно широко использовалось при развёртывания их производства на Дальнем Востоке.
Подводные лодки типа «К» («Крейсерская»)
- Главный конструктор: Рудницкий, Михаил Алексеевич
- Год принятия на вооружение: 1939
- Производитель: Адмиралтейском верфи и Балтийский завод
- Количество в серии: 11 (+1 не достроена)
Применение: Великая Отечественная война
- Дата списания: 1956(1979)
Основной тип отечественных больших подводных лодок времён Великой Отечественной войны. Отличались возможностью постановки мин и мощной артиллерией, что обусловило их высокую результативность на Северном флоте, хотя большой размер и способствовал большим потерям. Особо прославилась подводная лодка К-21
Средние подводные лодки проекта 613
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов, Я. Е. Евграфов, З. А. Дерибин
- Год принятия на вооружение: 1951
- Производитель: Балтийский завод им. С. Орджоникидзе № 189, Ленинград; Черноморский судостроительный завод № 444, Николаев; Завод «Красное Сормово» № 112, Горький; Завод им. Ленинского Комсомола № 199, Комсомольск-на-Амуре
- Количество в серии: 215 в СССР и 21 собрано в Китае
- Дата снятия с вооружения: с учётом модернизаций отдельные корабли в качестве опытных прослужили примерно до начала 1990-х годов[3]
Самая крупносерийная отечественная подводная лодка стала результатом обобщения опыта Второй мировой войны в области подводного кораблестроения. Всего с 1951 по 1957 годы было выпущено 215 средних подводных лодок этого типа, причём в отдельные годы темп ввода в строй доходил до подводной лодки каждые пять дней. Впоследствии 42 из них были переданы другим странам, а ещё 21 была построена в Китае из российских комплектующих.
Подводная лодка С-189 этого типа используется в качестве плавучего музея в Санкт-Петербурге.
Малые подводные лодки проекта А615
- Генеральный конструктор: А. С. Кассациер
- Год принятия на вооружение: 1955
- Производитель: Заводы «Судомех» и Имени А. Марти, Ленинград;
- Дата снятия с вооружения: первая половина 1970-х, 1980
Единственная в мире серийная подводная лодка с единым дизельным двигателем, используемым, в том числе, и для подводного хода. Всего было построено 30 подводных лодок этого проекта, последняя из которых была завершена по проекту 637. Из-за быстро возраставших требований к малошумности все они были выведены из боевого состава флота в первой половине 1970-х годов, а в 1980 году были списаны на металлолом. Однако две подводные лодки были сохранены в качестве памятников в Краснодаре и Одессе, а последняя — в качестве учебного пособия в г. Пушкин (в черте Санкт-Петербурга).
Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол»
- Генеральный конструктор: В. Н. Перегудов
- Год принятия на вооружение: 1958
- Производитель: Завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата снятия с вооружения: 1991
- Видео
К-3 — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[4] Уникальная конструкция (хотя и с некоторыми недоработками) позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского Союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту нашей страны.[5][6]
Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар»
- Генеральный конструктор: Н. Н. Исанин
- Год принятия на вооружение: 1969
- Производитель: Завод № 402 (ныне «Севмаш»)
- Дата снятия с вооружения: 1989
- Видео
Подводный крейсер К-162, переименованный в 1978 году в К-222 — вооружённая крылатыми противокорабельными ракетами опытно-боевая подводная лодка. Корабль является самой быстроходной в подводном положении подводной лодкой всех времён и народов, достигнув скорости 44,7 узлов (82,8 км/ч), а кратковременно — и несколько большей. Следует отметить, что дальноходные торпеды таких скоростей достичь не в состоянии, что, несмотря на большую шумность лодки в этом режиме, делало почти безнадёжными попытки атаковать её торпедами с больших и средних дистанций.
Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец»
- Генеральный конструктор: Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
- Год принятия на вооружение: 1983
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: 1989
Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и на 2015 год. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.
Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка»
- Год принятия на вооружение: 1980
- Производитель: Адмиралтейские верфи, ПО «Севмаш», Красное Сормово, Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола
- Применение: Военные действия России в Сирии в 2010-х
- Дата снятия с вооружения: 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается
Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60 единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.
Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула»
- Генеральный конструктор: С. Н. Ковалёв
- Год принятия на вооружение: 1981
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю
ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 года постепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились заводом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.
Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»
- Генеральный конструктор: В. А. Здорнов[7]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие показатели.[8]
Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень»
- Генеральный конструктор: В. Н. Пялов[9]
- Год принятия на вооружение: 2013
- Производитель: ПО «Севмаш»
- Дата снятия с вооружения: В строю
- Видео
К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[10], являются лучшими в мире.
Установки противовоздушной и противоракетной обороны
C-25 «Беркут»
- Разработчик: КБ-1 (ныне ПАО «НПО „Алмаз“»)
- Год принятия на вооружение: 1955
- Год снятия с вооружения: 1982
- Применение: боевое дежурство во время Холодной войны.
Первая в мире многоканальная ракетная система противовоздушной обороны, способная бороться с массированными нападениями авиации. Первоначально развёрнута в виде двух колец стационарных установок вокруг Москвы и её окрестностей для защиты от возможного внезапного «обезглавливающего удара» в начале ожидавшейся ядерной войны.
С-300 «Фаворит»
- Разработчик: ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел»
- Год принятия на вооружение: 1975
- Применение: данных нет
- Видео
Зенитно-ракетная система С-300 является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[11] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[12][13] С-300 находятся на вооружении в 8 странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[14] В Российской Армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[15][16][17]
Управляемое ракетное оружие
Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-7
- Генеральный конструктор: С. П. Королёв
- Год принятия на вооружение: 1960
- Видео
Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета.
Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А
- Генеральный конструктор: С. П. Королёв
Ракета, первой получившая полностью автоматизированный стартовый комплекс.
Боевой ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности Р-12
- Генеральный конструктор: М. К. Янгель, В. В. Грачев
- Разработчик: «ОКБ-586»
- Год принятия на вооружение: 1959
Революционная для своего времени одноступенчатая ракета Р-12 дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[18] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива[9] и новой системой управления.[19] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [20] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина».
Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода»
- Генеральный конструктор: М. К. Янгель, В. Ф. Уткин
- Разработчик: КБ «Южное»
- Год принятия на вооружение: 1975
- Видео
Р-36М (натовское обозначение «Сатана») до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[21][22] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать почти прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется «миномётным» способом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[23] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[24] Крайней модификацией комплекса стали ракеты Р-36М2, после чего в связи с тем, что производитель после распада СССР остался на Украине, её совершенствование и производство прекратилось.[25] В дальнейшем ракеты планируется заменить новым ракетным комплексом с ракетой «Сармат».
Инженерная техника
Понтонный парк капитана А. Немого образца 1759 года
- Генеральный конструктор: капитан А. Немой
- Год принятия на вооружение: 1759
- Дата списания: 1910
- Применение: Семилетняя война, Наполеоновские войны, Русско-турецкие войны, Русско-шведские войны, Гражданская война в США и прочие конфликты тех времён.
Первый в мире понтонный парк. Состоял на вооружении до 1910(!) года, был скопирован более, чем через 100 лет после принятия на вооружение в России(!) армиями США (1862 год[26]) и западноевропейских стран.[27]
Понтонно-мостовой парк ПМП
- Год принятия на вооружение: 1960
- Дата списания: В строю
- Применение: Арабо-израильские войны, Афганская война
Понтонный парк, совершивший, без преувеличения, революцию в скоростном строительстве наплавных мостов за счёт самостоятельно раскладывавшихся при спуске на воду речных звеньев. Через несколько лет был фактически скопирован США и послужил образом для большинства последующих понтонных парков. Производился по лицензии также в Чехословакии и Югославии.
См. также
- Российское пехотное оружие
- Российская армия
- Крупные российские проекты
- Хронология русских инноваций
- Российский космос
- Знаменитые изобретатели и инженеры России
- Рекорды России и СССР
- Национальные символы России
Примечания
- ↑ Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
- ↑ Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
- ↑ Выполнили строительство «Новгорода»
- ↑ Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
- ↑ Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
- ↑ Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.
- ↑ мб Ныне Таллин, Эстония.
- ↑ В Николаеве строительством подводных лодок занималось отделение Балтийского завода, арендовавшее мощности завода «Наваль».
- ↑ До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.
Ссылки
- Военная техника России и мира
- История военной техники
- ТОП российского оружия — 2012
- Армия России ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
- Виртуальная энциклопедия военной авиации
- Генетический код «Арматы»