Реформа Конституции России
Реформа Конституции России — изменение положений Конституции Российской Федерации, инициированное Владимиром Путиным во время оглашения послания Федеральному Собранию в январе 2020 года. Поправки к Конституции за всё время её действия вносились неоднократно, но в 2020 году вопрос об их принятии был впервые вынесен на всенародное голосование — ввиду большой значимости вносимых изменений как для политической системы, так и для общества. По этой же причине внесение данных поправок именуется «реформой Конституции России».
Юридический статус поправок в Конституцию определён, в первую очередь, самой Конституцией (статья 136) — изменения могут вносится лишь в определённые разделы Основного закона (главы 3-8)[1]. В 1995 году Конституционный Суд, публикуя толкование статьи 136 Конституции (№ 12-П), подробно описал порядок принятия конституционных поправок:
Поправки в смысле статьи 136 Конституции Российской Федерации принимаются в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. Положение статьи 136 Конституции Российской Федерации о том, что поправки к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, означает распространение на процедуру принятия поправок требований статьи 108 (часть 2) Конституции Российской Федерации об одобрении данного акта большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. При этом вводится особое условие для вступления поправок в силу, а именно необходимость их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации; кроме того, должно быть соблюдено положение статьи 134 Конституции Российской Федерации, устанавливающей круг субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках к Конституции Российской Федерации. |
Данный порядок был закреплен в 1998 году в соответствующем законе (№ 33-ФЗ), по которому под поправкой к Конституции России понимается любое изменение текста Конституции (главы 3-8) — исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав.
Ход реформы
Основная статья: Хронология реформы Конституции России
- Начало реформы — 15-20 января 2020;
- 15 января — Владимир Путин огласил Послание Президента Федеральному Собранию. Самой значимой темой выступления стали поправки в Конституцию, предложенные главой государства[1][2][3].
- 20 января — Владимир Путин внёс в Государственную Думу законопроект (№ 885214-7) о поправке к Конституции России (далее законопроект Путина)[4][5][6].
- Обсуждение поправок — 21 января-16 марта 2020;
- 23 января — Госдума приняла «законопроект Путина» в первом чтении. Поддержали документ 432 депутата (18 не голосовали), причём ни в одной фракции не было воздержавшихся и проголосовавших против[7].
- 14 февраля — Владимир Путин поручил начать подготовку к проведению общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию России — опубликовано соответствующее распоряжение (№ 32-рп)[8][9][10].
- 10 марта — Госдума приняла во втором чтении закон об изменениях в Конституцию России. За принятие проголосовало 382 человек, воздержалось 44[2], не проголосовало 24 человека[11].
- 10 марта — Валентина Терешкова, депутат Госдумы, внесла поправку об обнулении числа президентских сроков после вступления в силу изменений в Конституцию России[12][13][14].
- 11 марта — Госдума приняла в третьем чтении закон об изменениях в Конституцию России. За принятие проголосовало 383 депутата, воздержались 43, не голосовали 24 человека[15].
- 14 марта — Владимир Путин подписал закон (№ 1-ФКЗ) о поправках в Конституцию России. Вступила в силу лишь процедурная часть законопроекта — сами изменения будут внесены (или нет) в Конституцию по результатам всенародного голосования[16][17][18].
- 16 марта — Конституционный Суд опубликовал заключение (№ 1-З) о соответствии «законопроекта Путина» Конституции России — заключение окончательно и не подлежит обжалованию[19][20][21][22].
- Подготовка общероссийского голосования — 17 марта-21 июня 2020;
- 17 марта — Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию России назначено на 22 апреля — соответствующий указ (№ 188) был подписан Владимиром Путиным[23][24][25].
- 20 марта — ЦИК России утвердил Порядок общероссийского голосования. Документ, принятый за основу 28 февраля 2020 года, устанавливает все основные процедуры проведения[26][27][28].
- 25 марта — Владимир Путин подписал указ (№ 205) о переносе голосования по Конституции с 22 апреля на более поздний срок. В указе отмечено, что решение принято «во избежание возникновения рисков для здоровья граждан Российской Федерации в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой»[29][30][31].
- 22 мая — ЦИК России возобновил подготовку к общероссийскому голосованию по поправкам в Конституции. Региональные избиркомы получили рекомендации о мерах санитарного обеспечения голосования — в частности, подготовить комплекты масок для участников и защитных костюмов для членов комиссий[32][33][34].
- 1 июня — дата общероссийского голосования по поправкам в Конституцию назначена на 1 июля 2020 года. Соответствующий указ (№ 354) был подписан Владимиром Путиным[35][36][37][38].
- 15 июня — стартовала масштабная информационная кампания «Волонтеры Конституции». Во всех регионах России открылись пункты, где можно узнать подробно все о предлагаемых поправках в Конституцию[39][40][41].
- 21 июня — Владимир Путин не исключил, что будет баллотироваться на новый срок. Как сказал глава государства в интервью для канала «Россия-1», «я не исключаю возможности баллотироваться, если это возникнет в конституции. Посмотрим, там видно будет»[42][43][44].
- 3 июля 2020 Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым поправки к Конституции вступают в силу с 4 июля 2020 года[3]
Измененные статьи
- ДО — текст статьи, действующей до вступления поправок в силу;
- ПОСЛЕ — текст статьи с учетом изменений, внесенных согласно поправкам;
- Внесенные изменения выделены жирным шрифтом;
- Убранные изменения выделены
курсивным зачеркнутымшрифтом.
Глава 3. Федеративное устройство
Статья 67
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 671
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 68
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 69
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. |
|
Статья 70
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 71
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
В ведении Российской Федерации находятся:
|
Статья 72
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 75
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 751
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность. |
Статья 77
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 78
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 79
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. |
Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. |
Статья 791
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства. |
Глава 4. Президент России
Статья 80
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 81
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 82
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 83
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Президент Российской Федерации:
|
Президент Российской Федерации:
|
Статья 921
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 93
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Глава 5. Федеральное Собрание
Статья 95
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 97
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 98
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 100
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 102
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 103
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 1031
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания. |
Статья 104
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 107
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 108
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 109
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Глава 6. Правительство России
Статья 110
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 111
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 112
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 113
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу. |
Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами |
Статья 114
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 115
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 117
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Глава 7. Судебная власть и прокуратура
Статья 118
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 119
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. |
Статья 125
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 126
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. |
Статья 128
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Статья 129
ДО | ПОСЛЕ |
---|---|
|
|
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 131
ДО | ПОСЛЕ) |
---|---|
|
|
Статья 132
ДО | ПОСЛЕ (внесенные изменения выделены жирным, убранные — курсивом) |
---|---|
|
|
Статья 133
ДО | ПОСЛЕ (внесенные изменения выделены жирным, убранные — курсивом) |
---|---|
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. |
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате |
Видео-разборы спекуляций
|
|
Ссылки
- Информационный сайт о поправках в Конституцию
- Текст Конституции Российской Федерации (до внесения поправок)
- Текст Конституции Российской Федерации с поправками
- Сравнительная таблица действующей Конституции России с учетом одобренного закона «О поправке к Конституции Российской Федерации»
Предыстория реформы
- Порядок внесения изменений в Конституцию Российской Федерации — справка РИА Новости
- Как менялась действующая Конституция России — справка ТАСС
- История вопроса о внесении изменений в Конституцию РФ в 2020 году — справка ТАСС
- Послание Президента России Федеральному Собранию (2020) — полный текст стенограммы выступления
Ход реформы
- Федеральный конституционный закон от 14.03.2020 № 1-ФКЗ о внесении поправок в Конституцию
- Паспорт законопроекта № 885214-7 о внесении поправок в Конституцию
- Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству — профильный комитет по внесению поправок в Конституцию
Разъясняющие материалы про изменения в Конституцию
- Какие поправки в конституцию вынесены на голосование
- Что изменится в Конституции?
- Как новая Конституция защитит социальные права граждан
- Как будут вступать в силу поправки в Конституцию РФ
- Как поправки в Конституцию РФ усилят борьбу с коррупцией
- Как изменятся полномочия Президента и парламента в Конституции?
- Как Конституция защитит историческую память
- Как поправки в Конституцию защитят экологию и животных
- Поправки в Конституцию защитят социальные права граждан
- Как изменятся полномочия Президента и парламента в Конституции?
- Как Конституция обеспечит безопасность страны
- Как поправки в Конституцию защитят языковое и культурное богатство России
- Как Конституция обеспечит стабильность в России
- Как поправки в Конституцию будут способствовать развитию страны
Анализ предложенных поправок
- Заключение Конституционного суда Российской Федерации
- Авторский постатейный обзор (комментарий) к предлагаемым изменениям в Конституцию Российской Федерации. 2020 год
Материалы СМИ
- Предложения по изменениям в Конституции — подборка материалов от ТАСС
- Голосование по поправкам в Конституцию — подборка материалов от РИА Новости
- Изменения в Конституцию РФ — подборка материалов от «Российской Газеты (РГ)»
Примечания
- ↑ Из всех 137 статей Конституции России поправки могут вносится в следующие главы:
* Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
* Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
* Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
* Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
* Глава 7. Судебная власть и прокуратура (статьи 118—129)
* Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133). - ↑ Партия КПРФ в полном составе (43) воздержалась от голосования, один депутат из «Справедливой России» также воздержался.
- ↑ Указ об официальном опубликовании Конституции с внесёнными в неё поправками
- ↑ Делимитация — определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путем переговоров.
- ↑ Демаркация — проведение линии государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками.
- ↑ Редемаркация — проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов.