Избирательная система в России
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, пункт 2): «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме».
Список общероссийских выборов и референдумов
За новейшую историю России было проведено большое количество общероссийских избирательных кампаний и общегосударственных голосований.
Дата | Событие |
---|---|
26 марта 1989 года | Выборы народных депутатов СССР |
17 марта 1991 года | Референдум о сохранении СССР Референдум о введении поста президента РСФСР |
12 июня 1991 года | Выборы Президента РСФСР |
25 апреля 1993 года | Референдум о доверии Президенту РФ Ельцину Б. об одобрении социально-экономической политики, осуществляемой президентом о досрочных выборах Президента РФ о досрочных выборах народных депутатов РФ |
12 декабря 1993 года | Референдум по Конституции России Выборы в Государственную Думу Выборы в Совет Федерации |
17 декабря 1995 года | Выборы в Государственную Думу |
16 июня 1996 года | Выборы Президента России |
19 декабря 1999 года | Выборы в Государственную Думу |
26 марта 2000 года | Выборы Президента России |
7 декабря 2003 года | Выборы в Государственную Думу |
14 марта 2004 года | Выборы Президента России |
2 декабря 2007 года | Выборы в Государственную Думу |
2 марта 2008 года | Выборы Президента России |
4 декабря 2011 года | Выборы в Государственную Думу |
4 марта 2012 года | Выборы Президента России |
18 сентября 2016 года | Выборы в Государственную Думу |
18 марта 2018 года | Выборы Президента России |
22 апреля 2020 года | Референдум по ряду поправок в Конституцию РФ |
Уполномоченные органы
Для проведение выборов и референдумов разных уровней в России действуют независимые от любых органов государственной власти и общественных объединений избирательные комиссии. Избирательная комиссия — коллегиальный орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов, реализацию и защиту избирательных прав граждан. Избирательные комиссии отвечают за регистрацию кандидатов, списков кандидатов, изготовление избирательных бюллетеней, составление списков избирателей, подготовку избирательных участков ко дню голосования.
По иерархии полномочий организационная структура избирательных комиссий, комиссий референдумов определена следующим образом:
- Центральная избирательная комиссия РФ;
- избирательные комиссии субъектов РФ;
- избирательные комиссии муниципальных образований;
- территориальные (районные) комиссии;
- окружные комиссии;
- участковые комиссии.
Решения и акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для всех органов и граждан. Решения, которые противоречат законодательству, вправе отменить только вышестоящая комиссия и суд.
Финансирование избирательных комиссий осуществляется на постоянной государственно-бюджетной основе.
Центральная избирательная комиссия
Центральная избирательная комиссия РФ является федеральным государственным органом, которому принадлежит главенствующая роль по организации подготовки и проведения выборов, референдумов в России. Также оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям; осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем.
История ЦИК началась в 1993 году, когда 29 сентября был утверждён временный состав из 21 человека для проведения предстоящих выборов в Федеральное Собрание России.
20 декабря 1993 года Указом президента «О мерах по совершенствованию избирательной системы Российской Федерации» были закреплены постоянные полномочия, и установливалось, что ЦИК России возглавляет систему избирательных комиссий.
В действующем законодательстве количественный состав ЦИК России – 15 членов. Пять – от Государственной Думы (из числа кандидатур, предложенных депутатскими фракциями), пять – от Совета Федерации и пять – от Президента России.[1]
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет.
Территориальные избирательные комиссии
В избирательной системе работают порядка 1140 членов избирательных комиссий субъектов РФ с правом решающего голоса, 27 270 членов избирательных комиссий муниципальных образований и около 850 000 членов участковых избирательных комиссий.[1]
Избирательные комиссии субъектов РФ Срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ — пять лет. Число членов установлено в рамках — от 10 до 14 человек.
Формируются комиссии субъектов Российской Федерации следующим образом:
- половина членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти региона, другая половина — высшим должностным лицом региона;
- минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах;
- минимум два члена назначаться на основе поступивших предложений ЦИК РФ.
В 2017 году были внесены изменения в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», которые предоставили общественным палатам право назначать наблюдателей в региональные избирательные комиссии на президентских выборах.
Избирательные комиссии муниципальных образований Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — 8, 10 или 12 членов с правом решающего голоса; для поселений число — 6, 8 или 10 членов с правом решающего голоса.
Формируются муниципальные комиссии представительным органом муниципального образования следующим образом:
- на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учёбы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта РФ, а формирование избирательной комиссии поселения — также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района;
- минимум половина этих назначенцев должна формироваться на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в регионах.
Территориальные избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается уставом муниципального образования — от 5 до 14 членов с правом решающего голоса.
Формируются ТИКи избирательными комиссиями субъектов РФ сообразно формированию муниципальных комиссий.
Окружные избирательные комиссии Это временные комиссии: они формируются в случаях, когда проводятся выборы по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии. Формируютя также как муниципальные комиссии.
Участковые избирательные комиссии Срок полномочий — пять лет. Число членов устанавливается и формируются территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:
- до 1001 избирателя — 3 - 9 членов участковой комиссии;
- от 1001 до 2001 избирателя — 7 - 12 человек;
- более 2000 избирателей — 7 - 16 человек.
Выборы федеральных органов власти
Граждане России имеют право участвовать в выборах органов власти с 18 лет. Минимальный возраст для того, чтобы быть избранным в органы власти, устанавливается законодательством:
- президент России не может быть моложе 35 лет;
- депутат Государственной Думы — моложе 21 года.
Выборы Президента России
Президент РФ избирается всеобщим голосованием граждан путём свободного тайного волеизъявления.
В соответствии с Конституцией России выборы Президента РФ назначает Совет Федерации.
Право выдвижения кандидатов в президенты имеют политические партии, а также в порядке самовыдвижения (при условии поддержки самовыдвиженца группой избирателей[2]). Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей. [3]
Минимальный порог явки избирателей был отменён в 2006 году.[4]
Победителем считается кандидат, набравший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если в первом туре никто из кандидатов не смог добиться этого результата, то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравшие по итогам первого тура наибольшее количество голосов. Президентом становится кандидат, получивший более 50 % голосов избирателей, принявших участие во втором туре. При этом их число должно составлять половину списочного состава избирателей плюс 1 голос.
Новоизбранный президент вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента России.
Формирование Совета Федерации
В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.[5]
Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения соответствующего органа государственной власти субъекта РФ о наделении его полномочиями члена Совета Федерации.
По действующему законодательству срок полномочий сенаторов соответствует срокам полномочий делегировавшего их органа власти субъекта Федерации, который имеет право отзыва члена Совета Федерации, если его действия не соответствуют в должной мере интересам региона.
Выборы Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации, либо Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.
Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются на пять лет российскими гражданами на основе всеобщего тайного голосования.
В Государственную Думу избирается 450 депутатов по смешанной системе:
- 225 депутатов по партийным федеральным спискам;
- 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам[6] (один округ — один депутат).
Граждане РФ могут быть выдвинуты политическими партиями[7] или как самовыдвиженцы[8], а в составе федеральных списков кандидатов — только как члены политических партий.
При выборах по партийным спискам депутатские места в Государственной Думе получают партии, набравшие не менее 5 % голосов избирателей.[9]
Выборы региональных органов власти
Субъекты РФ формируют региональную избирательную систему, применяемую при формировании законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, учитывая стандарты, закреплённые федеральными законами и Конституцией России. Регионы вправе установить, и пропорциональную систему, и мажоритарную, и смешанную избирательную систему выборов в законодательные органы.[10]
Глава (губернатор) субъекта Российской Федерации избирается гражданами России, проживающими на территории данного субъекта. Это может быть любой гражданин России, достигший возраста 30 лет, и не имеющий гражданства иностранного государства (либо вида на жительство).[11]
Также законом региона может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.[12] В этом случае кандидаты для избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ представляются в законодательный (представительный) орган региона Президентом России по предложениям политических партий.
Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, с утратой доверия президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.[13] Прямых судебных решений по отречению от должности губернатора в истории России пока не было.
Выборы местных органов власти
Выборы депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются совершеннолетними гражданами РФ, постоянно проживающими на территориях соответствующих муниципальных образований.
Минимальный возраст кандидата на должность:
- для депутата представительного органа местного самоуправления — 18 лет;
- для выборного должностного лица — 21 год.
Право выдвижения в качестве кандидата принадлежит гражданам и от общественного объединения. Выдвижение кандидатов начинается за 60 дней до дня выборов и заканчивается за 30 дней до дня выборов.
Согласно действующему законодательству, для регистрации кандидата в депутаты представительного органа (как и для кандидата на выборное должностное лицо) необходимо представить собранные в поддержку кандидата подписи избирателей соответствующего избирательного округа, составляющие в сумме не менее 1 % от числа избирателей округа. Для регистрации кандидата не позднее 30 дней до дня выборов в соответствующую избирательную комиссию представляются подписные листы в поддержку кандидата и другие документы. В течение трёх дней (после проверочных процедур, включая проверку подписей в поддержку кандидата) избирательная комиссия регистрирует кандидата.[14]
Кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления может иметь до пяти доверенных лиц, а кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления - до десяти доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией.
Со дня регистрации до подведения общих итогов голосования все кандидаты находятся в "жёстких" рамках публично-общественной деятельности, например, не допускается проведение кандидатами благотворительной деятельности, а также лотерей на территории соответствующего избирательного округа.
Итоги голосования избирательная комиссия устанавливает не позднее чем через 10 дней со дня выборов.
Избранным депутатом представительного органа местного самоуправления, должностным лицом местного самоуправления, — считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании; при равенстве голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.
Срок полномочий избранных лиц определён в соответствии с федеральным и региональным законодательством и может отличаться в разных муниципальных образованиях.
Ссылки
Официальные документы
- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ
- Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
- Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 03.12.2012 N 229-ФЗ
- Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ
- Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ
- Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ
Примечания
- ↑ Первоначально закон требовал, чтобы все члены ЦИК России имели высшее юридическое образование либо учёную степень в области права. Затем, с учётом развития информационных технологий и их внедрения в практику проведения выборов, законодатель расширил возможности вхождения в Комиссию специалистам с высшим образованием различного профиля.
- ↑ Создаётся группа избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. О месте и времени проведения собрания группы избирателей не позднее чем за пять дней до дня проведения указанного собрания должна быть оповещена Центральная избирательная комиссия РФ либо избирательная комиссия субъекта РФ.
- ↑ В законодательстве отменена норма по сбору 1 млн подписей в поддержку кандидата.
- ↑ Ранее для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие 50 и более процентов избирателей.
- ↑ Принцип формирования Совета Федерации начиная с 1993 года изменялся трижды. В 1993—1995 гг. верхняя палата парламента состояла из сенаторов, выбранных прямым голосованием населением субъектов Федерации. С 1995 года палата формировалась по принципу представительства в ней глав субъектов Федерации и председателей региональных парламентов субъектов Федерации. С 2000 года действует нынешняя система.
- ↑ Границы одномандатных округов определяет Центральная избирательная комиссия РФ.
- ↑ До выборов 1999 года включительно в голосовании по партийным спискам участвовали политические партии и избирательные блоки, в состав которых входили политические партии и общественные объединения. На данный момент правом участия в выборах обладают только политические партии.
- ↑ Кандидаты по одномандатным округам, если они не члены партий, которые на предыдущих выборах набрали не менее 3 % голосов, должны собирать не менее 200 тысяч подписей избирателей для участия в выборах по федеральным спискам.
- ↑ На выборах в 2007 и 2011 годах был установлен проходной барьер в 7 %, и голосование было только по-партийное.
- ↑ Пропорциональная избирательная система формирует выборные органы власти через партийное представительство. Избиратель голосует за партию (то есть за весь список в составе партии). Мандаты распределяются пропорционально набранным голосам каждой партией. Мажоритарная (фр. majorité – большинство) — избранным считается кандидат, набравший большее число голосов. Смешанная система — часть мандатов в представительный орган власти распределяется по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе.
- ↑ Кандидат на должность губернатора должен иметь поддержку от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.
- ↑ С 1995 по 2005 год губернаторы избирались только жителями региона (без законодательных органов).
- ↑ В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ голосование по новой кандидатуре главы региона проводится во второе воскресенье сентября года, в котором досрочно прекращены полномочия, если полномочия были прекращены не позднее 1 июля, или во второе воскресенье сентября года, следующего за годом досрочного прекращения полномочий, если они были прекращены после 1 июля.
- ↑ Кандидат вправе не позднее чем за 5 рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.
[ + ] Россия
|
|||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
[ + ] Выборы
|
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|