Доступ России к Мировому океану: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Откат правок IgorSPb (обсуждение) к версии AlexBond)
Строка 48: Строка 48:
== Описание районов российской акватории ==
== Описание районов российской акватории ==
'''Методологические пояснения:'''
'''Методологические пояснения:'''
* Для упрощения расчетов берется плотность населения всего населения субъекта РФ, выходящего к акватории
* Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории;
* Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml].
* Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
* Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
* Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
* Крупный порт — порт с грузооборотом 10 млн тн/год и/или порт с важным историко-географическим значением
* Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[http://periskop.livejournal.com/1511719.html][http://www.morport.com/rus/news/document1751.shtml].


=== Арктика ===
=== Арктика ===
==== Субъекты РФ на побережье Арктики ====
==== Субъекты РФ на побережье Арктики ====
[[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]]
[[Файл:Arctic_big_rus.svg|thumb|300px|right|Карта Северного Ледовитого Океана]]


Береговая линия России в Арктике наиболее протяженная (более 20 тыс. км) — от [[rwp:Рыбачий (полуостров)|п-ова Рыбачий]] до [[rwp:Мыс Дежнёва|мыса Дежнева]]. На всем этом протяжении пролегают прибрежные территории 8 субъектов и 4 федеральных округов России.
На арктический район акватории РФ выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная (20 тыс. км).
{| class="wikitable sortable collapsible"
{| class="wikitable sortable collapsible"
! scope="col" | '''Субъект'''
! scope="col" | '''Субъект'''
Строка 79: Строка 80:
| [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69
| [[Ямало-Ненецкий автономный округ]] || Уральский || 0,69
|}
|}
Средний показатель заселенности — 1,255 чел./км2, то есть степень заселенности крайне низкая, что объясняется, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Демографические потери были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, притока трудовых мигрантов.


Арктическое побережье заселено неравномерно — при движении с запада на восток плотность населения падает:
При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:
{| class="standard"
{| class="standard"
  !'''Регион акватории'''
  !'''Регион акватории'''
Строка 89: Строка 89:
  |Европейский Север
  |Европейский Север
  |2,93
  |2,93
  |[[Архангельская область]]<br> [[Мурманская область]]<br> [[Ненецкий автономный округ]]<br> [[Республика Карелия]]
  | [[Архангельская область]]<br> [[Мурманская область]]<br> [[Ненецкий автономный округ]]<br> [[Республика Карелия]]
  |-
  |-
  |Север Сибири
  |Север Сибири
  |0,95
  |0,95
  |[[Красноярский край]]<br> [[Ямало-Ненецкий автономный округ]]
  | [[Красноярский край]]<br> [[Ямало-Ненецкий автономный округ]]
  |-
  |-
  |Север Дальнего Востока
  |Север Дальнего Востока
  |0,19
  |0,19
  |[[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]]
  | [[Якутия|Республика Якутия]]<br> [[Чукотский автономный округ]]
  |}
  |}
То есть Европейский Север заселён в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока, что обусловлено историко-географическими причинами — более мягкий климат и более ранее заселение и использования для торговли.
Таким образом средний показатель заселенности — 1,255 чел./км2, а значит степень заселённости крайне низкая. Такая заселённость — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ и иностранных мигрантов.


==== Историко-географические факторы освоения Арктики ====
Также имеет место уменьшение степени заселённости берегов Арктики при движении с запада на восток — Европейский Север заселён в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока. Это объясняется различными историко-географическими причинами. Европейский Север начал осваиваться русскими уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока началось лишь в XVII—XVIII вв. Уже в XVII веке через Европейский Север активно шла торговля с Западной Европой — тогда это был ключевой регион в плане внешней торговли, и снова возросла роль Русского Севера во время Первой и Второй мировых войн, когда для России был заблокирован доступ в Балтийское и Черное моря. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь в XX веке и до сих пор не реализован до конца. Наконец, очень важны климат и географическое расположение: из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим) климат Европейского Севера является более мягким, чем на севере Сибири и Дальнего Востока. При этом Европейский Север расположен гораздо ближе к центру страны.
* '''Климатические условия.''' Из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим) климат Европейского Севера является более мягким, чем на севере Сибири и Дальнего Востока.
* '''Акватория осваивалась еще в Средние Века.''' Уже в XI веке русские совершали плаванья по Баренцевому и Белому морям (экспедиции поморов), основание поселений на Европейской Севере началось спустя 1-2 века в эпоху феодальной раздробленности выходцами из Новгорода и Северо-Восточной Руси.
* '''Внешняя торговля.''' Европейский Север в допетровскую эпоху был для России ключевым регионом в плане внешней торговли, так как только через него Россия могла торговать с Западной Европой морскими путями. Значение портов Европейского Севера возрастало во время обоих мировых войн, в которых для России блокировали доступ в Мировой Океан через Балтийское и Черное моря.
* '''Более позднее начало освоения севера Сибири и Дальнего Востока.''' Основание поселений началось лишь в XVII-XVIII вв., а реализация торгового и стратегического потенциала в XX веке — то есть позже Европейского Севера на 4-5 и 3 века соответственно.
* '''Относительно мирное освоение.''' Россия не приходилось вести войны с другими странами за контроль над акваторией, против ее власти выступали лишь местные племена (время от времени).


==== Насколько Россия контролирует Арктику ====
==== Насколько Россия контролирует Арктику ====
Строка 121: Строка 116:
|}
|}
'''Преимущества Арктики'''<br>
'''Преимущества Арктики'''<br>
* {{Плюс}} Контроль над большей частью акватории Северного Ледовитого Океана.
* Контроль над большей частью акватории Северного Ледовитого Океана.
* {{Плюс}} Непосредственный доступ в Мировой Океан, блокировать который почти невозможно
* Ввиду непосредственного доступа в Мировой Океан, блокировать доступ России в него из данной акватории почти невозможно.
* {{Плюс}} Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа.
* Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа.
* {{Плюс}} Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию.
* Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию.


'''Проблемы Арктического региона'''<br>
'''Проблемы Арктического региона'''<br>
* {{Минус}} Крайне низкая плотность населения на побережье Арктики.
* Крайне низкая плотность населения на побережье Арктики.
* {{Минус}} Неблагоприятные климатические условия.
* Неблагоприятные климатические условия.
* {{Минус}} Наличие крупных портов лишь на Европейском Севере, их недостаток на севере Сибири и отсутствие на севере Дальнего Востока
* Наличие крупных портов лишь на Европейском Севере и недостаток их на севере Сибири
* {{Минус}} Большая удаленность крупных портов друг от друга.
* Большая удаленность крупных портов друг от друга.
* {{Минус}} Порты Арктики не связаны друг с другом короткими путями сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги).
* Порты Арктики не связаны друг с другом короткими путями сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги).
* {{Минус}} Слабая связь арктических портов России с её основной транспортной системой.
* Слабая связь арктических портов России с её основной транспортной системой.
* {{Минус}} Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период.
* Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период.


=== Балтика ===


=== Балтика ===
==== Субъекты РФ на побережье Балтики ====
==== Субъекты РФ на побережье Балтики ====
[[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]]
[[Файл:Baltica.jpg|thumb|300px|right|Карта Балтийского Моря]]
Строка 170: Строка 165:
|}
|}
'''Преимущества Балтики'''<br>
'''Преимущества Балтики'''<br>
* {{Плюс}} Хорошая заселённость побережья.
* Хорошая заселённость побережья.
* {{Плюс}} Сравнительно благоприятные климатические условия.
* Сравнительно благоприятные климатические условия.
* {{Плюс}} Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и т. д.).
* Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и т. д.).
* {{Плюс}} Балтика - это наиболее близкая к центру страны акватория.
* Балтика - это наиболее близкая к центру страны акватория.


'''Проблемы Балтийского региона'''<br>
'''Проблемы Балтийского региона'''<br>
* {{Минус}} Контроль над очень малой частью акватории и побережья, что создаёт проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры
* Россия контролирует лишь очень малую часть акватории и побережья Балтики, что создаёт проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры.
* {{Минус}} Выходы из Балтики в Мировой Океан контролируются далеко не дружественными России странами:
* Выходы из Балтики в Мировой Океан контролируются далеко не дружественными России странами:
** Кильский канал — открытый в 1895 году судоходный канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Проходит по территории [[Германия|Германии]] и находится под международным контролем. В обе мировые войны Германия монополизировала использование данного канала в военно-стратегических целях.
** '''Кильский канал''' — открытый в 1895 году судоходный канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Проходит по территории [[Германия|Германии]] и находится под международным контролем. В обе мировые войны Германия монополизировала использование данного канала в военно-стратегических целях.
** Скандинавские проливы — система проливов и заливов между Скандинавским и Ютладским полуостровами. Контролируются [[Дания|Данией]], [[Швеция|Швецией]] и [[Норвегия|Норвегией]]. Во время Второй Мировой Войны после оккупации Дании и Норвегии проливы почти полностью контролировались Германией.
** '''Скандинавские проливы''' — система проливов и заливов между Скандинавским и Ютладским полуостровами. Контролируются [[Дания|Данией]], [[Швеция|Швецией]] и [[Норвегия|Норвегией]]. Во время Второй Мировой Войны после оккупации Дании и Норвегии проливы почти полностью контролировались Германией.
** Финский залив — залив в восточной части Балтийского моря. Большая его часть, включая выход из него в Балтику контролируется [[Финляндия|Финляндией]] и [[Эстония|Эстонией]]. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
** '''Финский залив''' — залив в восточной части Балтийского моря. Большая его часть, включая выход из него в Балтику контролируется [[Финляндия|Финляндией]] и [[Эстония|Эстонией]]. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
* {{Минус}} Проблема [[Калининградская область|Калининградской области]] как полуэкслава<ref>Часть территории страны, окруженная другими государствами, но имеющее выход к морю</ref>, сильно отдаленного от территории остальной России
* [[Калининградская область]] является полуэкславом<ref>Эксклав, имеющий выход в море/океан. Примеры — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.</ref>, сильно отдаленным от территории остальной России как по суше, так и по морю.
** Сухопутное сообщение. Авто- и ж/д дороги из области в Россию проходят через территорию [[Белоруссия|Белоруссии]] и стран [[Прибалтика|Прибалтики]]
* [[Калининградская область]] весьма ненадёжно связана с территорией остальной России — сухопутные пути сообщения контролируются странами [[Прибалтика|Прибалтики]], а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).
** Морское сообщение. Калининград единственный крупный порт области


=== Чёрное и Азовское моря ===
=== Чёрное и Азовское моря ===
Строка 236: Строка 230:
|}
|}
'''Преимущества Азово-Черноморского региона:'''<br>
'''Преимущества Азово-Черноморского региона:'''<br>
* {{Плюс}} Наилучшая из всех акваторий России заселённость и климатические условия побережья
* Наилучшая из всех акваторий России заселённость побережья.
* {{Плюс}} Близость к центру страны
* Наилучшие из всех акваторий России климатические условия.
* {{Плюс}} Контроль над значительной частью (~40%) акватории Черного и почти всей Азовского морей
* Близость к центру страны, пусть и несколько меньшая, чем у Балтики.
* {{Плюс}} Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.
* Контроль над большей частью акватории внутреннего моря — после присоединения Крыма под контролем России оказалось около 40 % акватории Чёрного Моря и почти вся акватория Азовского моря.
* Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.


'''Проблемы Азово-Черноморского региона:'''<br>
'''Проблемы Азово-Черноморского региона:'''<br>
* {{Минус}} Азовское море из-за своей мелководности почти не имеет международных портов
* Выходы из Чёрного Моря, как и из Балтийского, контролируются далеко не дружественными России государствами:
* {{Минус}} Доступ в Мировой Океан контролируется другими странами, отношение которых к России различно
** '''Проблема проливов.''' Речь идёт про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует [[Турция]], вступившая в 1952 году в [[НАТО]]. Получение контроля над проливами было одной из целей России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. Проблема статуса проливов была решена [[rwp:Конвенция Монтрё о статусе проливов|Конвенцией Монтрё]], которая даёт свободу прохода гражданским судам, однако обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
** Проливы Босфор и Дарданнелы. С середины XV века под контролем Турции (член [[НАТО]]). Стремление получить контроль над проливами было одной из целей России в русско-турецких войнах XIX вв., включая Первую Мировую. Частично проблема проливов была решена [[rwp:Конвенция Монтрё о статусе проливов|Конвенцией Монтрё]] — гражданские суда всех стран получили право свободного прохода, проход военных судов требует разрешение Турции.
** '''Проблема доступа в Мировой Океан.''' Проход по Эгейскому морю контролируется [[Греция|Грецией]] (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются [[Великобритания|Великобританией]] и [[Испания|Испанией]] (Гибралтарский пролив), [[Египет|Египтом]] (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся
** Эгейское море. Контролируется в основном [[Греция|Грецией]] член [[НАТО]] и [[ЕС]]. При этом ее отношения с Россией более дружественные, чем у Турции.
* Азовское море является мелководным и почти не имеет международных портов
** Гибралтарский пролив. Контролируется по большей части [[Великобритания|Великобританией]] и [[Испания|Испанией]] — членами [[НАТО]] и [[ЕС]].
* Непризнание Украиной и странами Запада воссоединения Крыма с Россией, неопределенность отношения к крымскому вопросу у остальных стран мира.
* {{Минус}} Крымский вопрос
* Экономические санкции против Крыма и иные меры его изоляции, принятые рядом западных стран.
** Признание крымского референдума. Большая часть стран мира не признали воссоединение Крыма с Россией — [[Украина]] и [[Запад|страны Запада]] заняли резко негативную позицию, позиция остальных стран остается неопределенной
* [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|Экономическая зависимость]] от Украины, в частности в области сухопутных путей сообщения Крыма с Россией.
** Война санкций. Против Крыма и России были введены экономические санкции и иные меры изоляции с подачи ряда западных стран.
** Экономическая зависимость от Украины. Проявляется в контроле Украиной над поставками воды и электричества, а также сухопутных путей сообщения с Россией. Подробнее см. [[Крым#Проблемы и задачи интеграции|здесь]]


=== Каспий ===
=== Каспий ===
Строка 283: Строка 276:


'''Преимущества Каспийского моря'''<br>
'''Преимущества Каспийского моря'''<br>
* {{Плюс}} Хорошая заселённость, пусть и хуже, чем у Прибалтики и Причерноморья.
* Хорошая заселённость, пусть и хуже, чем у Прибалтики и Причерноморья.
* {{Плюс}} Сравнительно благоприятные климатические условия.
* Сравнительно благоприятные климатические условия.
* Богатые запасы нефти и газа, освоение которых для России существенно упростилось после решения [[Изменения границ современной России#Установление границ недропользования в Каспийском море|территориального спора]] с Азербайджаном и Казахстаном.
* Богатые запасы нефти и газа, освоение которых для России существенно упростилось после решения [[Изменения границ современной России#Установление границ недропользования в Каспийском море|территориального спора]] с Азербайджаном и Казахстаном.
* {{Плюс}} Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
* Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
* {{Плюс}} Каспий — это связующие звено России с Закавказьем, Средней Азией и Ираном.
* Каспий — это связующие звено России с Закавказьем, Средней Азией и Ираном.
* {{Плюс}} Россия делит акваторию с нейтральными ([[Туркмения]], [[Азербайджан]]) и даже дружественными ([[Казахстан]], [[Иран]]) странами.
* Россия делит акваторию с нейтральными ([[Туркмения]], [[Азербайджан]]) и даже дружественными ([[Казахстан]], [[Иран]]) странами.
* {{Плюс}} Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.
* Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.


'''Проблемы Каспийского региона'''<br>
'''Проблемы Каспийского региона'''<br>
* {{Минус}} Малое количество крупных портов.
* Малое количество крупных портов.
* {{Минус}} Каспий — это замкнутое море, которое почти не имеет связи с Мировым Океаном, то есть мало вовлечен в международные торговые морские потоки.
* Каспий — это замкнутое море, которое почти не имеет связи с Мировым Океаном, то есть мало вовлечен в международные торговые морские потоки.
* {{Минус}} Каспий имеет более засушливый климат, чем в Причерноморье.
* Каспий имеет более засушливый климат, чем в Причерноморье.
* {{Минус}} Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.
* Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.


=== Дальневосточные моря ===
=== Дальневосточные моря ===
Строка 347: Строка 340:
|}
|}
'''Преимущества морей Дальнего Востока'''<br>
'''Преимущества морей Дальнего Востока'''<br>
* {{Плюс}} Наличие большего количества крупных портов.
* Наличие большего количества крупных портов.
* {{Плюс}} Богатые месторождения нефти и газа, освоение которых было упрощено после решения в пользу России [[Изменения границ современной России#Присоединение анклава в Охотском море|вопроса об анклаве в Охотском море]], а также после успешных переговоров о сотрудничестве с Японией в декабре 2016 года.[http://kremlin.ru/events/president/news/53471]
* Богатые месторождения нефти и газа, освоение которых было упрощено после решения в пользу России [[Изменения границ современной России#Присоединение анклава в Охотском море|вопроса об анклаве в Охотском море]], а также после успешных переговоров о сотрудничестве с Японией в декабре 2016 года.[http://kremlin.ru/events/president/news/53471]
* {{Плюс}} Близость к дружественному [[Китай|Китаю]], сотрудничество с которым способствует экономическому развитию Дальневосточного региона.
* Близость к дружественному [[Китай|Китаю]], сотрудничество с которым способствует экономическому развитию Дальневосточного региона.


'''Проблемы Дальневосточного региона'''
'''Проблемы Дальневосточного региона'''
* {{Минус}} Огромные расстояния между крупными портами, сконцентрированными в отдельных географических зонах (порты Приморья, Магадан, порты Северо-Востока — Чукотки и Камчатки).
* Огромные расстояния между крупными портами, сконцентрированными в отдельных географических зонах (порты Приморья, Магадан, порты Северо-Востока — Чукотки и Камчатки).
* {{Минус}} Порты Приморья не связаны с Магаданом и портами Северо-Востока удобными сухопутными путями сообщения (до Магадана нужно делать огромный крюк по автодороге, а на Чукотку и Камчатку вообще нет ни железнодорожных, ни нормальных автомобильных дорог).
* Порты Приморья не связаны с Магаданом и портами Северо-Востока удобными сухопутными путями сообщения (до Магадана нужно делать огромный крюк по автодороге, а на Чукотку и Камчатку вообще нет ни железнодорожных, ни нормальных автомобильных дорог).
* {{Минус}} Порты Северо-Востока почти не связаны с сухопутной транспортной системой России (Магадан связан слабо, Приморье — хорошо).
* Порты Северо-Востока почти не связаны с сухопутной транспортной системой России (Магадан связан слабо, Приморье — хорошо).
* {{Минус}} Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются [[Южная Корея|Южной Кореей]] и [[Япония|Японией]].
* Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются [[Южная Корея|Южной Кореей]] и [[Япония|Японией]].
* {{Минус}} Курильский вопрос мешает развитию российско-японского экономического сотрудничества.
* Курильский вопрос мешает развитию российско-японского экономического сотрудничества.


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия от 13:45, 4 мая 2017

Сухопутная территория и морская исключительная экономическая зона России в 2014 году (до присоединения Крыма)

Доступ России к Мировому океану является одним из ключевых условий, определяющих державный статус российского государства.

Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Мировой океан покрывает почти 70 % земной поверхности.

Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Морские границы России одни из самых протяжённых в мире.

Проблема заключается в том, что большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан[5] с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выход из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России.

Подобный расклад часто служит поводом относить Россию к континентальным державам. Однако всё же нужно помнить, что ВМФ России является одним из сильнейших в мире, что имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов, что Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом (где сосредоточены огромные запасы углеводородов), и, наконец, современные технологии и потепление климата дают возможность превратить Северный морской путь в одну из главных международных торговых трасс.

Какие моря омывают Россию?

Название Принадлежность к океану Район акватории России Карта
Азовское Атлантический Причерноморье Файл:Azov Sea.jpg
Балтийское Атлантический Балтика Baltica.jpg
Баренцево Северный Ледовитый Арктика Barents Sea.jpg
Белое Северный Ледовитый Арктика White Sea map ru.png
Берингово Тихий Дальний Восток Bering Sea.jpg
Восточно-Сибирское Северный Ледовитый Арктика East-Siberian Sea.png
Карское Северный Ледовитый Арктика Kara Sea map RU.png
Каспийское Замкнутое море Каспий Caspian Sea.jpg
Море Лаптевых Северный Ледовитый Арктика Laptev Sea.png
Охотское Тихий Дальний Восток Sea of Okhotsk.jpg
Печорское Северный Ледовитый Арктика Pechora Sea.png
Чёрное Атлантический Причерноморье Black Sea relief location map.svg
Чукотское Северный Ледовитый Арктика Chukchi Sea map.png
Японское Тихий Дальний Восток Japan Sea.jpg

Описание районов российской акватории

Методологические пояснения:

  • Ниже приведены данные по общей плотности населения субъекта РФ, выходящего к рассматриваемой акватории;
  • Данные по грузообороту крупных портов даны за 2015 год.[6][7].
  • Под крупным портом понимается порт с грузоборотом 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением.
  • Степень заселенности территории определяется исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.

Арктика

Субъекты РФ на побережье Арктики

Карта Северного Ледовитого Океана

На арктический район акватории РФ выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно, ибо здесь береговая линия наиболее протяженная (20 тыс. км).

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Архангельская область Северо-Западный 2,74
Красноярский край Сибирский 1,21
Мурманская область Северо-Западный 5,26
Ненецкий автономный округ Северо-Западный 0,25
Республика Карелия Северо-Западный 3,49
Республика Якутия Дальневосточный 0,31
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0,07
Ямало-Ненецкий автономный округ Уральский 0,69

При вычислении среднего показателя плотности населения РФ стоит разделить все субъекты на три региона:

Регион акватории Средняя плотность населения (чел/км2) Субъекты РФ
Европейский Север 2,93 Архангельская область
Мурманская область
Ненецкий автономный округ
Республика Карелия
Север Сибири 0,95 Красноярский край
Ямало-Ненецкий автономный округ
Север Дальнего Востока 0,19 Республика Якутия
Чукотский автономный округ

Таким образом средний показатель заселенности — 1,255 чел./км2, а значит степень заселённости крайне низкая. Такая заселённость — следствие, в первую очередь, крайне неблагоприятных климатических условий, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х гг. Эти потери населения были частично компенсированы в 2000-е годы путем создания рабочих мест за хорошую оплату и, как следствие, трудовой миграцией населения РФ и иностранных мигрантов.

Также имеет место уменьшение степени заселённости берегов Арктики при движении с запада на восток — Европейский Север заселён в разы лучше севера Сибири и Дальнего Востока. Это объясняется различными историко-географическими причинами. Европейский Север начал осваиваться русскими уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока началось лишь в XVII—XVIII вв. Уже в XVII веке через Европейский Север активно шла торговля с Западной Европой — тогда это был ключевой регион в плане внешней торговли, и снова возросла роль Русского Севера во время Первой и Второй мировых войн, когда для России был заблокирован доступ в Балтийское и Черное моря. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь в XX веке и до сих пор не реализован до конца. Наконец, очень важны климат и географическое расположение: из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим) климат Европейского Севера является более мягким, чем на севере Сибири и Дальнего Востока. При этом Европейский Север расположен гораздо ближе к центру страны.

Насколько Россия контролирует Арктику

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Архангельск Архангельская область 3,8
Мурманск Мурманская область 22
Варандей Ненецкий автономный округ 6,6
Дудинка Красноярский край 1,2

Преимущества Арктики

  • Контроль над большей частью акватории Северного Ледовитого Океана.
  • Ввиду непосредственного доступа в Мировой Океан, блокировать доступ России в него из данной акватории почти невозможно.
  • Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа.
  • Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию.

Проблемы Арктического региона

  • Крайне низкая плотность населения на побережье Арктики.
  • Неблагоприятные климатические условия.
  • Наличие крупных портов лишь на Европейском Севере и недостаток их на севере Сибири
  • Большая удаленность крупных портов друг от друга.
  • Порты Арктики не связаны друг с другом короткими путями сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги).
  • Слабая связь арктических портов России с её основной транспортной системой.
  • Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период.

Балтика

Субъекты РФ на побережье Балтики

Карта Балтийского Моря

Балтика — самая малая по размерам и протяженности береговой линии акватория России. На неё выходит наименьшее число как федеральных округов (1), так и субъектов федерации (3).

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Калининградская область Северо-Западный 64,56
Ленинградская область Северо-Западный 21,20
Санкт-Петербург Северо-Западный 3724,65

Средняя плотность — 42,88 чел/км2. Это весьма хороший показатель, который объясняется не только благоприятными климатическими условиями, но и концентрацией большого населения на малой территории. В расчёт не берётся Санкт-Петербург, так как его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.

Насколько Россия контролирует Балтику

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Санкт-Петербург Санкт-Петербург 51,7
Высоцк Ленинградская область 17,5
Усть-Луга Ленинградская область 87,9
Калининград Калининградская область 12,7
Приморск Ленинградская область 59,6

Преимущества Балтики

  • Хорошая заселённость побережья.
  • Сравнительно благоприятные климатические условия.
  • Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и т. д.).
  • Балтика - это наиболее близкая к центру страны акватория.

Проблемы Балтийского региона

  • Россия контролирует лишь очень малую часть акватории и побережья Балтики, что создаёт проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры.
  • Выходы из Балтики в Мировой Океан контролируются далеко не дружественными России странами:
    • Кильский канал — открытый в 1895 году судоходный канал, соединяющий Балтийское и Северное моря. Проходит по территории Германии и находится под международным контролем. В обе мировые войны Германия монополизировала использование данного канала в военно-стратегических целях.
    • Скандинавские проливы — система проливов и заливов между Скандинавским и Ютладским полуостровами. Контролируются Данией, Швецией и Норвегией. Во время Второй Мировой Войны после оккупации Дании и Норвегии проливы почти полностью контролировались Германией.
    • Финский залив — залив в восточной части Балтийского моря. Большая его часть, включая выход из него в Балтику контролируется Финляндией и Эстонией. Данное обстоятельство позволяет без труда сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива, что Финляндия уже делала вместе с Германией во время Великой Отечественной войны.
  • Калининградская область является полуэкславом[1], сильно отдаленным от территории остальной России как по суше, так и по морю.
  • Калининградская область весьма ненадёжно связана с территорией остальной России — сухопутные пути сообщения контролируются странами Прибалтики, а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).

Чёрное и Азовское моря

Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей

Карта Чёрного моря (вместе с Азовским)

Причерморье — совокупность прилегающих к Чёрному и Азовскому морям прибрежных территорий таких государств, как Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Грузия и Абхазия. К Причерноморью относится прибрежная территория 4 субъектов и 1 федерального округа РФ.

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Краснодарский край Южный 73.05
Республика Крым Южный 73,12
Ростовская область Южный 41,95
Севастополь Южный 481,79

Итого средняя плотность населения 62,7 чел/км2. Это почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий, при том, что длина береговой линии в Причерноморье больше, чем в Прибалтике — в основном благодаря средиземноморскому климату большой части побережий и, как следствие, большой привлекательности региона для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большего населения на малой территории.

Насколько Россия контролирует Чёрное и Азовское моря

Порт Субъект РФ Грузоборот (млн тонн)
Новороссийск Краснодарский край 127,1
Туапсе Краснодарский край 25,2
Ростов-на-Дону Ростовская область 11,6
Тамань Краснодарский край 12,3
Азов Ростовская область 7,1
Порт Кавказ Краснодарский край 30,5
Керчь[2] Республика Крым 7,8
Евпатория[2] Республика Крым 0,84[3]
Феодосия[2] Республика Крым 0,25[4]
Ялта[2] Республика Крым 0,05[5]
Севастополь[2] Севастополь 0,4[6]
Таганрог Ростовская область 2,9

Преимущества Азово-Черноморского региона:

  • Наилучшая из всех акваторий России заселённость побережья.
  • Наилучшие из всех акваторий России климатические условия.
  • Близость к центру страны, пусть и несколько меньшая, чем у Балтики.
  • Контроль над большей частью акватории внутреннего моря — после присоединения Крыма под контролем России оказалось около 40 % акватории Чёрного Моря и почти вся акватория Азовского моря.
  • Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.

Проблемы Азово-Черноморского региона:

  • Выходы из Чёрного Моря, как и из Балтийского, контролируются далеко не дружественными России государствами:
    • Проблема проливов. Речь идёт про проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, которые с середины XV века контролирует Турция, вступившая в 1952 году в НАТО. Получение контроля над проливами было одной из целей России в русско-турецких войнах XVIII—XIX вв., включая Первую Мировую. Проблема статуса проливов была решена Конвенцией Монтрё, которая даёт свободу прохода гражданским судам, однако обязывает всё черноморские страны, в том числе Россию, получать разрешение у Турции на проход военных судов через проливы.
    • Проблема доступа в Мировой Океан. Проход по Эгейскому морю контролируется Грецией (член НАТО с 1952 года), а выходы из Средиземного моря контролируются Великобританией и Испанией (Гибралтарский пролив), Египтом (Суэцкий канал). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся
  • Азовское море является мелководным и почти не имеет международных портов
  • Непризнание Украиной и странами Запада воссоединения Крыма с Россией, неопределенность отношения к крымскому вопросу у остальных стран мира.
  • Экономические санкции против Крыма и иные меры его изоляции, принятые рядом западных стран.
  • Экономическая зависимость от Украины, в частности в области сухопутных путей сообщения Крыма с Россией.

Каспий

Субъекты РФ на побережье Каспия

Карта Каспийского моря

Каспий — макрорегион, обозначающий прибрежные территории России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркмении. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Астраханская область Южный 20.78
Республика Дагестан Северо-Кавказский 59.99
Республика Калмыкия Южный 3.73

Средняя плотность населения равна 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом российского побережья Каспия, особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.

Насколько Россия контролирует Каспий

Порт Субъект РФ Грузоборот (млн тонн)
Махачкала Республика Дагестан 3,8
Астрахань Астраханская область 2,6
Оля Астраханская область 1,58

Преимущества Каспийского моря

  • Хорошая заселённость, пусть и хуже, чем у Прибалтики и Причерноморья.
  • Сравнительно благоприятные климатические условия.
  • Богатые запасы нефти и газа, освоение которых для России существенно упростилось после решения территориального спора с Азербайджаном и Казахстаном.
  • Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
  • Каспий — это связующие звено России с Закавказьем, Средней Азией и Ираном.
  • Россия делит акваторию с нейтральными (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественными (Казахстан, Иран) странами.
  • Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.

Проблемы Каспийского региона

  • Малое количество крупных портов.
  • Каспий — это замкнутое море, которое почти не имеет связи с Мировым Океаном, то есть мало вовлечен в международные торговые морские потоки.
  • Каспий имеет более засушливый климат, чем в Причерноморье.
  • Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.

Дальневосточные моря

Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока

Карта Дальнего Востока

Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. К территории Дальнего Востока также относят территорию Якутии и тихоокеанского побережья Чукотки. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:

Субъект Федеральный округ Плотность населения
Камчатский край Дальневосточный 0.68
Магаданская область Дальневосточный 0,32
Приморский край Дальневосточный 11,71
Сахалинская область Дальневосточный 5.59
Хабаровский край Дальневосточный 1.69
Чукотский автономный округ Дальневосточный 0.07

Средняя плотность населения равна 5,01 чел/км2, что в 3,99 раза больше аналогичного показателя в Арктике. Более хорошая заселённость, чем у Арктики объясняется более благоприятными климатическими условиями, особенно в Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.

Насколько Россия контролирует Дальний Восток

Порт Субъект РФ Грузооборот (млн тонн)
Ванино Хабаровский край 26,8
Восточный[7] Приморский край 65,2
Находка Приморский край 21,3
Пригородное Сахалинская область 16
Петропавловск-Камчатский Камчатский край 1,92[8]
Владивосток Приморский край 12,9
Магадан Магаданская область 1,22[9]
Анадырь Чукотский автономный округ 0,215[10]
Де-Кастри Хабаровский край 10,5
Посьет Приморский край 6,5

Преимущества морей Дальнего Востока

  • Наличие большего количества крупных портов.
  • Богатые месторождения нефти и газа, освоение которых было упрощено после решения в пользу России вопроса об анклаве в Охотском море, а также после успешных переговоров о сотрудничестве с Японией в декабре 2016 года.[8]
  • Близость к дружественному Китаю, сотрудничество с которым способствует экономическому развитию Дальневосточного региона.

Проблемы Дальневосточного региона

  • Огромные расстояния между крупными портами, сконцентрированными в отдельных географических зонах (порты Приморья, Магадан, порты Северо-Востока — Чукотки и Камчатки).
  • Порты Приморья не связаны с Магаданом и портами Северо-Востока удобными сухопутными путями сообщения (до Магадана нужно делать огромный крюк по автодороге, а на Чукотку и Камчатку вообще нет ни железнодорожных, ни нормальных автомобильных дорог).
  • Порты Северо-Востока почти не связаны с сухопутной транспортной системой России (Магадан связан слабо, Приморье — хорошо).
  • Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются Южной Кореей и Японией.
  • Курильский вопрос мешает развитию российско-японского экономического сотрудничества.

Ссылки

Примечания

  1. Эксклав, имеющий выход в море/океан. Примеры — Французская Гвиана, Аляска, европейская часть Турции и т. д.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 С 2014 года в составе РФ.
  3. Данные 2013 года.[1]
  4. Данные 2014 года.[2]
  5. Данные за январь-февраль 2014 года.[3]
  6. Данные за январь-февраль 2014 года.[4]
  7. Вместе с Козьмино.
  8. Данные 2012 года.
  9. Данные 2011 года.
  10. Данные 2011 года.