Материнский капитал: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Материнский капитал''' — мера государственной поддержки семей с детьми в [[Россия|России]], действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на [[Демография России|демографию России]].
'''Материнский капитал''' — мера государственной поддержки семей с детьми в [[Россия|России]], действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых родился или был усыновлён второй ребенок (или последующие дети). Цель программы материнского капитала - на [[Демография России|улучшение демографической обстановки в России]].


Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [http://www.pfrf.ru/family_capital].
Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).
 
До 2015 года включительно размер материнского капитала постоянно индексировался на величину, близкую уровню инфляции. С 2015 года


В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[http://www.pfrf.ru/family_capital]
'''В 2019 году размер материнского капитала составляет 453,026 рублей'''.[http://www.pfrf.ru/family_capital]


Потратить маткапитал можно на три направления:
Потратить маткапитал можно на три направления:
* улучшение жилищных условий,
 
* улучшение жилищных условий семьи,
* получение образования ребенком,
* получение образования ребенком,
* формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.
* формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.
К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.


Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).
Обналичить маткапитал нельзя.


10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [http://ria.ru/society/20151210/1339569572.html]
==Связанные программы==
=== Региональный материнский капитал ===
В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается [http://region-matkapital.ru/materinskij-kapital-v-regionax/ региональный материнский капитал] (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.


28 ноября 2017 года Президент РФ [[Владимир Путин]] выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [http://tass.ru/obschestvo/4765127]
===Выплаты на первого ребёнка===
28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10,523 рубля, в 2019 году — 10,836 рублей, в 2020 — 11,143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [https://vz.ru/news/2017/11/28/897226.html][https://ria.ru/society/20171128/1509751456.html?referrer_block=index_main_2]


== Региональный материнский капитал ==
==Критика ==
В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается [http://region-matkapital.ru/materinskij-kapital-v-regionax/ региональный материнский капитал] (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.
С 2007 по 2012 год рождаемость в России выросла с 11.3 до 13.3 новорождённых детей на 1000 населения. До 2015 года показатель оставался на уровне 13.2-13.3. Однако затем он начал падать и снизился до 10.9 в 2018 году.


{{quote|Не будучи сторонником идеи оплаты родителям рождения собственных же детей (так называемого материнского капитала за второго ребёнка), тем не менее не могу не признать его значительную роль в заметном росте рождаемости граждан России и улучшения обеспеченности российский семей - особенно в провинции. Надо быть слепым, чтобы не видеть, как тысячи семей в регионах получают деньги от государства только за то, что они родили более одного ребёнка. Родили для себя, а получили от государства. От того самого ужасного и кровавого режима, которое так ненавистно святой оппозиции. [http://russkiy-malchik.livejournal.com/363923.html]}}
Несмотря на эту положительную динамику рождаемости, степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение демографической ситуации в стране является спорной.  


==Выплаты на первого ребёнка==
На уровне отдельных семей, разумеется, положительный эффект эти программы оказывают, так как позволяют родителям легче справляться с финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке.  
28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [https://vz.ru/news/2017/11/28/897226.html][https://ria.ru/society/20171128/1509751456.html?referrer_block=index_main_2]


==Критика ==
Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения (2.1 ребёнка в среднем на одну женщину) меры финансового стимулирования пока не смогли.
Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.


Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [http://www.gks.ru/bgd/free/b16_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/8-0.doc] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало в течении следующих 30 лет (детородный возраст от 15 до 45 лет) именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году. Поэтому рождаемость 1,771 ребенка на женщину в 2016-м не означает, что у женщин в 2016-м году реально было 1,771 ребенка. Нет, реально детей у женщин в 2016-м было гораздо меньше. Это означает что у 15-ти летней женщины вступившей в детородный возраст в 2016-м году через 30 лет было бы в среднем 1,771 ребенка к 2046-му году, если бы она рождала в тех же пропорциях и в тех же возрастах, что и женщины в 2016-м году. Реальное же накопленное число детей на в пересчете на одну женщину во всех возрастах, с 2002-го по 2015-й год не возросло, а наоборот снизилось, несмотря на рост текущей рождаемости в этот период. Та как число накопленных детей не повторяет траекторию движения текущей рождаемости, а зависит от средних значений текущей рождаемости за предшествующие 30 лет.
===Накопленная рождаемость===
Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Дело в том, что хотя суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который практически непрерывно растёт с 1999 года (с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [http://www.gks.ru/bgd/free/b16_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/8-0.doc] за январь — сентябрь 2016 года) и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что у женщин теперь в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рожало в течении следующих 30 лет (детородный возраст от 15 до 45 лет) именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.  


Поэтому, в пересчете на одну женщину в детородном возрасте по состоянию на 2015 год приходится на 15% - 20% меньше уже рожденных детей чем было в 2002-году после 90-х.
Поэтому рождаемость 1,771 ребенка на женщину в 2016-м не означает, что у женщин в 2016-м году реально было в среднем 1,771 ребенка. Реально детей у женщин в 2016-м было гораздо меньше. Это означает что у 15-летней женщины вступившей в детородный возраст в 2016-м году через 30 лет было бы в среднем 1,771 ребенка к 2046-му году, если бы она рождала в тех же пропорциях и в тех же возрастах, что и женщины в 2016-м году. Реальное же накопленное число детей на женщину во всех возрастах снизилось с 2002 по 2015 год, несмотря на рост текущей рождаемости в этот период.


Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.
Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. В течение 18 лет они не рожают, а на 19-й год рожают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рожают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят, что в этом 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина, на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году, родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.


В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/tema03.php]
В реальности среднее накопленное число детей у женщин в России довольно плавно и непрерывно снижалось в последние десятилетия, в том числе с 1985 года по 2015 год. Это имело место во всех возрастных группах, за исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/tema03.php]


Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/tema03.php]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).
===Фактор постарения рождаемости===
Ни стимулирование рождаемости в 1980годы не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 1990-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений, рожавших в 90-е, оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [http://demoscope.ru/weekly/2017/0711/tema03.php].  


В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).
Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в увеличении среднего возраста рождения детей (постарение рождаемости). При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причём ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).


При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.
В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР в период с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее, и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).


Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.
При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину (порог воспроизводства) более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания населения. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание.


Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.
С этой точки зрения, действующие программы поддержки рождаемости могут быть не только бесполезны, а даже вредны, и следует либо задуматься о программах для стимулирования именно накопленной рождаемости, либо вовсе не вмешиваться в ситуацию.


Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.
Впрочем, к маткапиталу эта критика относится лишь косвенно, так как данная программа направлена на стимулирование рождения не первых, а вторых и последующих детей.


== См. также ==
== См. также ==

Версия от 14:13, 3 мая 2019

Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых родился или был усыновлён второй ребенок (или последующие дети). Цель программы материнского капитала - на улучшение демографической обстановки в России.

Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

До 2015 года включительно размер материнского капитала постоянно индексировался на величину, близкую уровню инфляции. С 2015 года

В 2019 году размер материнского капитала составляет 453,026 рублей.[1]

Потратить маткапитал можно на три направления:

  • улучшение жилищных условий семьи,
  • получение образования ребенком,
  • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

Обналичить маткапитал нельзя.

Связанные программы

Региональный материнский капитал

В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

Выплаты на первого ребёнка

28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10,523 рубля, в 2019 году — 10,836 рублей, в 2020 — 11,143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [2][3]

Критика

С 2007 по 2012 год рождаемость в России выросла с 11.3 до 13.3 новорождённых детей на 1000 населения. До 2015 года показатель оставался на уровне 13.2-13.3. Однако затем он начал падать и снизился до 10.9 в 2018 году.

Несмотря на эту положительную динамику рождаемости, степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение демографической ситуации в стране является спорной.

На уровне отдельных семей, разумеется, положительный эффект эти программы оказывают, так как позволяют родителям легче справляться с финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке.

Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения (2.1 ребёнка в среднем на одну женщину) меры финансового стимулирования пока не смогли.

Накопленная рождаемость

Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Дело в том, что хотя суммарный коэффициент рождаемости (СКР), который практически непрерывно растёт с 1999 года (с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [4] за январь — сентябрь 2016 года) и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что у женщин теперь в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рожало в течении следующих 30 лет (детородный возраст от 15 до 45 лет) именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

Поэтому рождаемость 1,771 ребенка на женщину в 2016-м не означает, что у женщин в 2016-м году реально было в среднем 1,771 ребенка. Реально детей у женщин в 2016-м было гораздо меньше. Это означает что у 15-летней женщины вступившей в детородный возраст в 2016-м году через 30 лет было бы в среднем 1,771 ребенка к 2046-му году, если бы она рождала в тех же пропорциях и в тех же возрастах, что и женщины в 2016-м году. Реальное же накопленное число детей на женщину во всех возрастах снизилось с 2002 по 2015 год, несмотря на рост текущей рождаемости в этот период.

Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. В течение 18 лет они не рожают, а на 19-й год рожают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рожают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят, что в этом 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина, на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году, родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

В реальности среднее накопленное число детей у женщин в России довольно плавно и непрерывно снижалось в последние десятилетия, в том числе с 1985 года по 2015 год. Это имело место во всех возрастных группах, за исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[5]

Фактор постарения рождаемости

Ни стимулирование рождаемости в 1980-е годы не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 1990-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений, рожавших в 90-е, оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [6].

Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в увеличении среднего возраста рождения детей (постарение рождаемости). При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причём ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР в период с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее, и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину (порог воспроизводства) более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания населения. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание.

С этой точки зрения, действующие программы поддержки рождаемости могут быть не только бесполезны, а даже вредны, и следует либо задуматься о программах для стимулирования именно накопленной рождаемости, либо вовсе не вмешиваться в ситуацию.

Впрочем, к маткапиталу эта критика относится лишь косвенно, так как данная программа направлена на стимулирование рождения не первых, а вторых и последующих детей.

См. также

Ссылки