Российское судостроение: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 19: Строка 19:
* '''[[Дальневосточный завод «Звезда»]]''', г. [[Большой Камень]], [[Приморский край]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов. В настоящее время завершается его оборудование в качестве очень крупного судостроительного завода.
* '''[[Дальневосточный завод «Звезда»]]''', г. [[Большой Камень]], [[Приморский край]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов. В настоящее время завершается его оборудование в качестве очень крупного судостроительного завода.
* '''[[Выборгский судостроительный завод]]''', г. [[Выборг]] — предприятие, способное производить суда дейдвейтом до 15 тыс. тонн специализируется преимущественно на строительстве морских платформ, а также дизельных ледоколов и относительно крупных рыболовных сейнеров.
* '''[[Выборгский судостроительный завод]]''', г. [[Выборг]] — предприятие, способное производить суда дейдвейтом до 15 тыс. тонн специализируется преимущественно на строительстве морских платформ, а также дизельных ледоколов и относительно крупных рыболовных сейнеров.
Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:
* '''13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России''', г. [[Севастополь]].
* '''35-й судоремонтный завод''', г. [[Мурманск]] (филиал ЦС «Звёздочка»).
* '''[[Центр судоремонта «Дальзавод»]]''', г. [[Владивосток]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''[[Центр судоремонта «Звёздочка»]]''', г. [[Северодвинск]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''Находкинский судоремонтный завод''', г. [[Находка]], [[Приморский край]]
* '''Судоремонтный завод «Нерпа»''', г. [[Снежногорск]] (ЗАТО [[Александровск]]), [[Мурманская область]] (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''[[Севастопольский морской завод]]''', г. [[Севастополь]] (филиал ЦС «Звёздочка»).
* '''Северо-восточный ремонтный центр''', г. [[Вилючинск]], [[Камчатский край]].
* '''Славянский судоремонтный завод''', п. Славянка, [[Приморский край]]


=== Производители более мелких кораблей и судов ===
=== Производители более мелких кораблей и судов ===
Строка 52: Строка 41:
* '''Хабаровский судостроительный завод''', г. [[Хабаровск]] — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
* '''Хабаровский судостроительный завод''', г. [[Хабаровск]] — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
* '''Ярославский судостроительный завод''', г. [[Ярославль]] — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
* '''Ярославский судостроительный завод''', г. [[Ярославль]] — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
Соответствующие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:
 
=== Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:
* '''10 судоремонтный завод''', г. [[Полярный]], [[Мурманская область]] - предприятие на 2017 год плавучий док грузоподъёмностью 9100 тонн.
* '''10 судоремонтный завод''', г. [[Полярный]], [[Мурманская область]] - предприятие на 2017 год плавучий док грузоподъёмностью 9100 тонн.
* '''33-й судоремонтный завод''', г. [[Балтийск]], [[Калининградская область]] — предприятие на 2017 год имеет два плавучих дока грузоподъёмностью 4500 тонн каждый.
* '''13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России''', г. [[Севастополь]].
* '''33-й судоремонтный завод''', г. [[Балтийск]], [[Калининградская область]] предприятие на 2017 год имеет два плавучих дока грузоподъёмностью 4500 тонн каждый.
* '''35-й судоремонтный завод''', г. [[Мурманск]] (филиал ЦС «Звёздочка»).
* '''Астраханский судоремонтный завод''', г. [[Астрахань]] (филиал ЦС «Звёздочка»)
* '''Астраханский судоремонтный завод''', г. [[Астрахань]] (филиал ЦС «Звёздочка»)
* '''Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод''', г. [[Ахтубинск]], [[Астраханская область]]
* '''Ахтубинский судостроительно-судоремонтный завод''', г. [[Ахтубинск]], [[Астраханская область]]
* '''Балаковский судостроительно-судоремонтный завод''', г. [[Балаково]], [[Саратовская область]]
* '''Балаковский судостроительно-судоремонтный завод''', г. [[Балаково]], [[Саратовская область]]
* '''Волжский судостроительно-судоремонтный завод''' г. [[Волжский]], [[Волгоградская область]]
* '''Волжский судостроительно-судоремонтный завод''' г. [[Волжский]], [[Волгоградская область]]
* '''[[Центр судоремонта «Дальзавод»]]''', г. [[Владивосток]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''Жатайский судоремонтно-судостроительный завод''', пгт. Жатай, [[Якутия|Республика Саха (Якутия)]]
* '''Жатайский судоремонтно-судостроительный завод''', пгт. Жатай, [[Якутия|Республика Саха (Якутия)]]
* '''[[Судоремонтный завод «Красная Кузница»]]''', г. [[Архангельск]] (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
* '''[[Центр судоремонта «Звёздочка»]]''', г. [[Северодвинск]] — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''[[Судоремонтный завод «Красная Кузница»]]''', г. [[Архангельск]] (филиал ЦС «Звёздочка»). Бывшее Архангельское адмиралтейство — в XVIII — начале XIX веков одно из крупнейших и важнейших кораблестроительных предприятий страны.
* '''Находкинский судоремонтный завод''', г. [[Находка]], [[Приморский край]]
* '''Судоремонтный завод «Нерпа»''', г. [[Снежногорск]] (ЗАТО [[Александровск]]), [[Мурманская область]] (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''[[Севастопольский морской завод]]''', г. [[Севастополь]] (филиал ЦС «Звёздочка»).
* '''Северо-восточный ремонтный центр''', г. [[Вилючинск]], [[Камчатский край]].
* '''Славянский судоремонтный завод''', п. Славянка, [[Приморский край]]
* '''Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина''', г. [[Астрахань]].
* '''Судостроительно-судоремонтный завод имени В. И. Ленина''', г. [[Астрахань]].



Версия от 17:39, 1 сентября 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники.

Основные предприятия отрасли

Крупнейшие отраслевые холдинги

  • Объединённая судостроительная корпорация (далее ОСК) — основной отечественный отраслевой холдинг, объединяющий большинство крупнейших предприятий отрасли и часть её научных и проектных организаций. Холдинг контролируется государством и на 2017 год де-факто отвечает за строительство всех крупных кораблей отечественного военно-морского флота.
  • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — холдинг, объединяющий значительную часть крупных судоремонтных и судостроительных заводов Дальнего Востока России. На 2017 год занимается также строительством очень крупного судостроительного комплекса на предприятии Дальневосточный завод «Звезда».

Производители кораблей и судов океанского класса

Производители более мелких кораблей и судов

=== Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

Важнейшие научные и проектные организации отрасли

Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия

Были полностью перепрофилированы

  • Главное адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — первая производственная площадка завода Адмиралтейские верфи в связи с экстремальной близостью к центру города была намечена к переносу ещё в XVIII веке и была окончательно перепрофилирована в комплекс офисных зданий Военно-морского флота в XIX веке.
  • Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.

Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи

  • Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край — завод, просуществовавший с 1940-х по конец 2000-х одним из последних пал жертвой экономического кризиса после развала СССР, по всей видимости, прежде всего от отсутствия в городе железной дороги. Заинтересовавшаяся через несколько лет его судьбой Объединённая судостроительная корпорация обнаружила, что оборудование завода уже было большей частью продано на металл, а главное — из города разъехались все специалисты, остро востребованные на других предприятиях отрасли.
  • Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
  • Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон), г. Хабаровск — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР.
  • Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.

Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР

См. также