Российское судостроение: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Незавершённая статья}}
{{Незавершённая статья}}


'''Судостроение в [[Россия|России]]''' является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.
'''Судостроение в [[Россия|России]]''' является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Старейшая высокотехнологичная отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.


== История отечественного судостроения ==
== История отечественного судостроения ==

Версия от 23:46, 22 сентября 2017

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Судостроение в России является одной из наиболее капиталоёмких и наукоёмких отраслей промышленности. Старейшая высокотехнологичная отрасль включает собственно судостроительные и судоремонтные предприятия, а также предприятия-производители комплектующих для морской техники, проектные, научные и, в соответствующей части, образовательные организации.

История отечественного судостроения

...

1636 год — для торговли с Персией на Волге голштинцами построена вооружённая галера «Фредерик» — первое вооружённое судно западноевропейского типа, построенное в России, однако ходившее под голштинским флагом. Вследствие скоро выявившейся недостаточной мореходности этого типа судов для Каспийского моря дальнейшего развития начинание тогда не получило.

2007 год — создан государственный судостроительный холдинг Объединённая судостроительная корпорация, в который вошло большинство крупнейших предприятиятий отрасли.

2014 год — в результате воссоединения с Россией Республики Крым и города Севастополь на территорию страны вернулось множество предприятий отрасли, в частности, обладающий крупнейшими в стране стапелями Судостроительный завод «Залив».

Большинство из них находилось не в лучшем состоянии, но с этого времени стали быстро восстанавливаться благодаря господдержке.

Основные предприятия отрасли

Крупнейшие отраслевые холдинги

  • Объединённая судостроительная корпорация (далее ОСК) — основной отечественный отраслевой холдинг, объединяющий большинство крупнейших предприятий отрасли и часть её научных и проектных организаций. Холдинг контролируется государством и на 2017 год де-факто отвечает за строительство всех крупных кораблей отечественного военно-морского флота.
  • Дальневосточный центр судостроения и судоремонта — холдинг, объединяющий значительную часть крупных судоремонтных и судостроительных заводов Дальнего Востока России. До 2015 года входил в ОСК. На 2017 год занимается также строительством очень крупного судостроительного комплекса на предприятии Дальневосточный завод «Звезда».

Производители кораблей и судов океанского класса

Производители более мелких кораблей и судов

  • Азовская судоверфь, г. Азов, Ростовская область — производитель небольших судов, также в значительной. мере занятый судоремонтом.
  • Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
  • Верфь братьев Нобиль, г. Рыбинск, Ярославская область — производитель судов класса река-море.
  • Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
  • Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
  • Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск, Ярославская область — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
  • Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
  • Красноярский судостроительный завод, г. Красноярск - производитель судов для нужд Енисейского речного пароходства.
  • Судостроительный завод «Красные баррикады», пгт. Красные Баррикады, Астраханская область — находится в процессе реорганизации.
  • Судостроительный завод «Лотос», г. Нариманов, Астраханская область — предприятие, специализирующееся на строительстве блоков морских платформ, а также строительстве судов класса река-море.
  • Судостроительный завод «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке. С 2016 года задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург, Ленинградская область — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
  • Завод Нижегородский Теплоход, г. Бор, Нижегородская область — производит в основном небольшие суда технического и вспомогательного флота.
  • Новоладожский судостроительный завод, г. Новая Ладога, Ленинградская область — производитель малых судов, занимающийся также ремонтом судов класса река-море.
  • Окская судоверфь, г. Навашино, Нижегородская область — производит суда класса река-море и понтонные парки.
  • Онежский судостроительно-судоремонтный завод, г. Петрозаводск — производит катера и суда для обслуживания морских портов.
  • Ленинградский судостроительный завод «Пелла», г. Отрадное, Ленинградская область — производитель небольших судов и катеров, особенно буксиров, задействован в строительстве малых ракетных кораблей.
  • Сокольская судоверфь, п. Сокол, Нижегородская область — производитель небольших судов, прежде всего вспомогательных для военно-морского флота.
  • Сосновский судостроительный завод, г. Сосновка, Кировская область — производитель лоцмейстерских и таможенных судов, а также морских самоходных барж. Ранее производил суда на воздушной подушке.
  • Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель кораблей противоминной обороны, композитных надстроек военных кораблей и военных катеров.
  • Сретенский судостроительный завод, пгт. Кокуй, Сретенский район, Забайкальский край — производитель небольших судов различного назначения, находится в бассейне реки Амур.
  • Судостроительный завод имени Октябрьской революции, г. Благовещенск — производитель рыболовных судов и небольших теплоходов различного назначения.
  • Тюменьсудокомплект, г. Тюмень
  • Хабаровский судостроительный завод, г. Хабаровск — производитель судов на воздушной подушке и других скоростных судов, а также обычных судов среднего и малого размера.
  • Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило, занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением

Важнейшие научные и проектные организации отрасли

Важнейшие исторические и оставшиеся за границей российские судостроительные предприятия

Были полностью перепрофилированы

  • Главное адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — первая производственная площадка завода Адмиралтейские верфи в связи с экстремальной близостью к центру города была намечена к переносу ещё в XVIII веке и была окончательно перепрофилирована в комплекс офисных зданий Военно-морского флота в XIX веке.
  • Невский завод, г. Санкт-Петербург — известный в конце XIX — начале XX века кораблестроительный завод, производивший, помимо прочего, малые и средние морские корабли и суда к началу XXI века был полностью перепрофилирован на выпуск газовых и паровых турбин, а также крупных центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.

Находятся на консервации, в полузаброшенном или заброшенном состоянии, но не застроены

  • 92 судоремонтный завод, Владивосток — практически не работает, плавучий док передан в Центр судоремонта «Дальзавод», однако охраняется и в некоторых отношениях поддерживается в рабочем состоянии.
  • Верхнекамский судостроительный комплекс (бывший Судостроительный завод «Кама»), г. Пермь — перепродан в 2011 году, после чего про него ничего не слышно.
  • Хабаровский судостроительный и механический завод им. С. М. Кирова (Завод № 368, Остон), г. Хабаровск — завод, просуществовавший с начала 1930-х по 1990-е годы, был заброшен в период кризиса после развала СССР. При этом в городе успешно действует другой судостроительный завод.

Полностью прекратили деятельность по разным причинам в разные эпохи

  • Николаевский-на-Амуре судостроительный завод, г. Николаевск-на-Амуре, Хабаровский край — завод, просуществовавший с 1940-х по конец 2000-х одним из последних пал жертвой экономического кризиса после развала СССР, по всей видимости, прежде всего от отсутствия в городе железной дороги. Заинтересовавшаяся через несколько лет его судьбой Объединённая судостроительная корпорация обнаружила, что оборудование завода уже было большей частью продано на металл, а главное — из города разъехались все специалисты, остро востребованные на других предприятиях отрасли.
  • Охтенское адмиралтейство, г. Санкт-Петербург — основанное ещё Петром I, но пережившее расцвет только в XIX веке относительно крупное судостроительное предприятие, также известное как Охтенская верфь, Паноптический институт, Завод Крейтона и Петрозавод. В связи с ростом города и водоизмещения судов переходило ко всё более мелким их классам, выпуская в середине XX века уже буксиры, хота столетием ранее дело доходило до лёгких линейных кораблей. К концу XX века перешло на выпуск оборудования, окончательно прекратило деятельность в 2001 году.
  • Тюменский судостроительный завод, г. Тюмень — построенный в центре города ещё в XIX веке после развала СССР не выдержал конкуренции с открывшимся в том же городе в 1996 году другим заводом, вследствие чего постепенно угас. Территория завода была продана под застройку.
  • Херсонское адмиралтейство, г. Херсон (Украина) — одно время в конце XVIII века главное и крупнейшее кораблестроительное предприятие Азово-Черноморского бассейна. Упразднено в связи с развитием более удобного Николаевского адмиралтейства ещё в 1829 году.

Остались за границей после развалов Российской Империи и СССР

См. также

Примечания