Российское двигателестроение: различия между версиями
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
Бульдозер (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 10 промежуточных версий 4 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
'''Российское двигателестроение''' является важной отраслью машиностроения в [[Россия|России]], одной из наиболее [[Высокотехнологичная продукция России| | '''Российское двигателестроение''' является важной отраслью машиностроения в [[Россия|России]], одной из наиболее [[Высокотехнологичная продукция России|высокотехнологичных]] отраслей [[Российская промышленность|российской промышленности]]. | ||
Россия является крупным производителем ракетных, самолётных, вертолётных, автомобильных двигателей. Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК). | Россия является крупным производителем ракетных, самолётных, вертолётных, автомобильных двигателей. Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК). | ||
Строка 12: | Строка 12: | ||
15 октября 2015 года в Набережных Челнах на заводе ''Ford Sollers'' выпущен первый автомобиль «Ford» с российским двигателем елабужского производства.[http://tass.ru/ekonomika/2350312] | 15 октября 2015 года в Набережных Челнах на заводе ''Ford Sollers'' выпущен первый автомобиль «Ford» с российским двигателем елабужского производства.[http://tass.ru/ekonomika/2350312] | ||
=== Заволжский моторный завод ( | === Заволжский моторный завод (ЗМЗ) === | ||
Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе [[Заволжье]] Нижегородской области.[http://www.zmz.ru/] | Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе [[Заволжье]] Нижегородской области.[http://www.zmz.ru/] | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт. | Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт. | ||
[http://www.kolomnadiesel.com/] | [http://www.kolomnadiesel.com/] | ||
=== Мелитопольский моторный завод (МеМЗ) === | |||
Основан в 1908 году, с 1991 до 2022 года был за пределами России. Исторически специализировался на производстве малолитражных двигателей и коробок передач преимущественно для Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Непосредственно в годы перед воссоединением Запорожской области с Россией завод был почти остановлен, производя практически одни запчасти, в связи с прекращением производства автомобилей на ЗАЗ, однако существует возможность возобновления его полноценной работы. | |||
=== Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш) === | === Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш) === | ||
Строка 58: | Строка 61: | ||
{{main|Невский завод}} | {{main|Невский завод}} | ||
Производитель стационарных паровых и газовых турбин, а также центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей.[http://www.reph.ru/about/enterprise/nevskij_zavod/] | Производитель стационарных паровых и газовых турбин, а также центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей, г. [[Санкт-Петербург]].[http://www.reph.ru/about/enterprise/nevskij_zavod/] | ||
=== ОДК — Газовые турбины (бывший Волжский машиностроительный завод) === | |||
Производитель стационарных газовых турбин и газоперекачивающих установок, г. [[Рыбинск]], [[Ярославская область]]. | |||
=== Омское моторостроительное конструкторское бюро === | === Омское моторостроительное конструкторское бюро === | ||
Строка 96: | Строка 102: | ||
== Экспорт == | == Экспорт == | ||
С 1996 действует проект по поставке российских двигателей [[РД-180]] для основной американской ракеты Атлас-5. Поставлено более 70 двигателей. [http://sdelanounas.ru/blogs/65078/] В мае 2014 году в связи с ухудшением [[Отношения России и США|отношений России и США]] закупки двигателей прекратились, но продолжились поставки ранее закупленных. | С 1996 действует проект по поставке российских двигателей [[РД-180]] для основной американской ракеты Атлас-5. Поставлено более 70 двигателей. [http://sdelanounas.ru/blogs/65078/] В мае 2014 году в связи с ухудшением [[Отношения России и США|отношений России и США]] закупки двигателей прекратились, но продолжились поставки ранее закупленных. С 2015 года начались поставки двигателей РД-181 для американской ракеты Antares. | ||
Регулярные поставки авиационных двигателей идут в Китай [http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%8B_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D1%81_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%BC]. | |||
== См. также == | == См. также == | ||
* [[Российский авиапром]] | * [[Российский авиапром]] | ||
* [[Российский автопром]] | |||
* [[Российский космос]] | * [[Российский космос]] | ||
Текущая версия от 23:22, 6 октября 2022
Российское двигателестроение является важной отраслью машиностроения в России, одной из наиболее высокотехнологичных отраслей российской промышленности.
Россия является крупным производителем ракетных, самолётных, вертолётных, автомобильных двигателей. Крупнейшей российской компанией в области двигателестроения является Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК).
Объединённая двигателестроительная корпорация
Выручка Объединенной двигателестроительной корпорации в 2014 году увеличилась на 25 % и составила 199,97 млрд рублей. Количество произведенных изделий выросло на 20 %: за год выпущено более 1400 двигателей для боевой и гражданской авиации, а также космических и «наземных» программ.[1]
Российские моторные заводы
Елабужский моторный завод (ЕМЗ)
Завод по производству автомобильных двигателей, открыт в 2015 году. На первом этапе мощность моторного завода составит 105 тысяч двигателей в год, позже она может быть увеличена до 200 тысяч. Таким образом завод сможет оснастить своими двигателями примерно 5-10 % выпускаемых в России автомобилей. 15 октября 2015 года в Набережных Челнах на заводе Ford Sollers выпущен первый автомобиль «Ford» с российским двигателем елабужского производства.[2]
Заволжский моторный завод (ЗМЗ)
Завод по производству бензиновых и дизельных автомобильных двигателей. Основан в 1958 году. Входит в состав ОАО «УАЗ». Расположен в городе Заволжье Нижегородской области.[3]
ПАО Звезда
Основано в 1932 году. ПАО «ЗВЕЗДА» является единственным предприятием в России, разрабатывающим и производящим высокооборотные судовые дизельные двигатели мощностью более 500 кВт с минимальными весогабаритными показателями. Ими оснащены практически все построенные на верфях СССР и России пассажирские суда на подводных крыльях, значительная часть скоростных кораблей ВМФ и Пограничных войск, которые успешно эксплуатируются не только в России, но и во многих странах мира. [4]
Коломенский завод
Основан в 1863 году. ОАО «Коломенский завод» является разработчиком и основным производителем современных 4-х тактных среднеоборотных двигателей с газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха типа Д49 и Д42 мощностью от 450 кВт до 4500 кВт. [5]
Мелитопольский моторный завод (МеМЗ)
Основан в 1908 году, с 1991 до 2022 года был за пределами России. Исторически специализировался на производстве малолитражных двигателей и коробок передач преимущественно для Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ). Непосредственно в годы перед воссоединением Запорожской области с Россией завод был почти остановлен, производя практически одни запчасти, в связи с прекращением производства автомобилей на ЗАЗ, однако существует возможность возобновления его полноценной работы.
Пензенский дизельный завод (Пензадизельмаш)
Ведущий производитель дизельных двигателей для тепловозов в России, входит в «Трансмашхолдинг». Выпускает дизели и дизель-генераторы тепловозов, электростанций, морских и речных судов, тяговых агрегатов горнодобывающей промышленности. [6]
Тутаевский моторный завод (ТМЗ)
Завод, производящий дизельные двигатели семейства V8 (V-образных 8-цилиндровые дизельные двигатели) для магистральных автопоездов, большегрузных автомобилей-самосвалов, городских автобусов большой и особо большой вместимости, сельскохозяйственных и промышленных тракторов, внедорожной специализированной техники, дизельгенераторных установок, дорожно-строительной, военной техники, речных буксиров и спортивных грузовиков «КАМАЗ». Также выпускает коробки передач и запасные части к двигателям семейств ЯМЗ и ТМЗ, дизельные электроагрегаты.[7]
Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ)
Завод в Екатеринбурге, производящий дизельные двигатели размерности ДМ-21, а также дизель-генераторы и электростанции на их базе мощностью от 500 до 1700 КВт. Входит в состав холдинга «Синара-Транспортные Машины», производящего локомотивы и транспортные машины. [8]
Ярославский моторный завод (ЯМЗ)
Ярославский моторный завод (ныне ПО «Автодизель») — основан в 1916 году в городе Ярославль. Ранее предприятие производило грузовики и автобусы; с 1971 года занимается изготовлением силовых агрегатов. Зарекомендовавшие себя временем надёжные агрегаты семейств ЯМЗ 236/238 применяются во множестве автомобилей различных производителей (ОАО «МАЗ», ООО «ЛиАЗ», ООО «ГАЗ», КамАЗ, УралАЗ…). Из-за банкротства, а позже частичного сноса харьковского моторного завода «Серп и молот», поставлявших дизельные двигателя в Россию, ЯМЗ начал выпуск своих, новых дизельных рядных двигателей ЯМЗ 534/536 собственной разработки, которые раньше не производил. Такая модернизация позволила существенно облегчить работу российским машиностроительным компаниям. В частности, комбайновый завод «Ростсельмаш», вынужден был устанавливать более мощные и дорогие V-образные двигателя ЯМЗ-238, на комбайны ДОН-1500. После разработки своих рядных двигателей, такая необходимость отпала, как и зависимость от зарубежных производителей. [9]
Производители турбореактивных, газотурбинных и ракетных двигателей, а также паровых и газовых турбин
АО «Авиадвигатель»
Предприятие в г. Перми, разработчик газотурбинных двигателей для гражданской авиации, а также промышленных газотурбинных установок для энергетики, транспортировки газа и нефти, поставщик газотурбинных электростанций. Разработчик новейшего российского двигателя ПД-14.[10]
Воронежский механический завод
Производитель жидкостных ракетных двигателей в городе Воронеже.[11]
АО «Климов»
Предприятие в Санкт-Петербурге, один из ведущих российских разработчиков газотурбинных двигателей. Производит двигатели для большинства вертолетов марки «Миль» и «Камов», а также реактивные двигатели для истребительной авиации. [12]
ПАО «Кузнецов»
Предприятие в городе Самара — производитель жидкостных ракетных двигателей, производящий также авиационные турбореактивные и индустриальные газотурбинные двигатели.[13]
Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва
Предприятие, производящее двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов.[14]
Невский завод
Основная статья: Невский завод
Производитель стационарных паровых и газовых турбин, а также центробежных и осевых компрессоров и нагнетателей, г. Санкт-Петербург.[15]
ОДК — Газовые турбины (бывший Волжский машиностроительный завод)
Производитель стационарных газовых турбин и газоперекачивающих установок, г. Рыбинск, Ярославская область.
Омское моторостроительное конструкторское бюро
Разработчик и производитель малых газотурбинных двигателей в городе Омск. С 2017 года управляется[16] НПО «Сатурн».
Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова
Филиал НПЦ газотурбостроения «Салют» в городе Омске. Производит в основном авиационные двигатели — турбореактивные, турбовинтовые и газотурбинные.
Пермский моторный завод (ОДК-Пермские моторы)
Производитель авиадвигателей для гражданской и военной авиации, промышленных газотурбинных установок для электростанций и транспортировки газа. В частности, производит двигатели для самолётов Ил-76, Ил-96, Ту-204, Ту-214. На этом предприятии будет осуществляться серийное производство двигателя ПД-14 и перспективного ПД-35.[17]
НПЦ газотурбостроения «Салют»
Предприятие в г. Москве, производит авиационные газотурбинные двигатели, входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию. Основное направление деятельности — участие в масштабной российской программе импортозамещения по вертолётным и морским двигателям.[18]
НПО Сатурн
Предприятие в г. Рыбинск Ярославской области, производящее газотурбинные двигатели и агрегаты для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов.[19]
Уфимское моторостроительное производственное объединение (УМПО)
Предприятие, производящее авиационные двигатели, входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации. Серийно выпускает турбореактивные двигатели для самолетов семейства Су-35С (Изделие 117 С), Су-27 (АЛ-31Ф), семейства Су-30 (двигатель АЛ-31Ф и АЛ-31ФП), семейства Су-25 (Р-95Ш и Р-195), узлы вертолетной техники на вертолеты «Ка» и «Ми».[20]
ОКБ «Факел»
Предприятие в Калининграде — один из ведущих мировых производителей элетроракетных и термокаталитических двигателей малой тяги для космических аппаратов.[21]
НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко
Один из ведущих мировых производителей жидкостных ракетных двигателей.[22]
Новые двигатели
На авиационно-космическом салоне «Макс-2015» российские разработчики показали современный двигатель ПД-14. Предполагается, что ставить двигатель будут на отечественные самолёты Superjet-100 и MC-21.[23][24] Более мощные модификации двигателя будут устанавливаться на Ту-214 и на Ил-96. Серийный выпуск двигателя начнётся в 2016 году. Также на основе ПД-14 будет налажен выпуск вертолётного двигателя ПД-12В, который заменит украинский двигатель Д-136.
5 октября 2015 стало известно, что российские конструкторы из Серпухова создали первый в России двигатель для перспективного воздушно-космического самолёта. Также в ближайшем будущем планируется разработка самого самолёта, который после всех испытаний поступит на военные и гражданские рынки.[25]
В 2016 году Россия впервые в мире успешно испытала детонационный жидкостный ракетный двигатель нового поколения на экологически чистом топливе. [26]
Также в 2016 году была завершена разработка нового авиационного двигателя для перспективного истребителя нового поколения Т-50 (ПАК ФА). Сообщается, что серийные поставки истребителя начнутся уже с новым двигателем.[27]
В 2017 году российские учёные из Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки разработали и провели испытания принципиально нового по схеме пульсирующего детонационного двигателя с двухстадийным сжиганием керосиновоздушной топливной смеси. Использование этого двигателя позволит увеличить тяговооружённость летательного аппарата в 1.5-2 раза за счёт увеличенной удельной тяги и более низкой массы изделия. Соответственно, за счёт сниженного расхода топлива увеличивается дальность полётов. Новая разработка может найти применение в боевых ракетах, беспилотных летательных аппаратах и в сверхзвуковых самолётах. [28]
Экспорт
С 1996 действует проект по поставке российских двигателей РД-180 для основной американской ракеты Атлас-5. Поставлено более 70 двигателей. [29] В мае 2014 году в связи с ухудшением отношений России и США закупки двигателей прекратились, но продолжились поставки ранее закупленных. С 2015 года начались поставки двигателей РД-181 для американской ракеты Antares.
Регулярные поставки авиационных двигателей идут в Китай [30].
См. также