|
|
(не показано 87 промежуточных версий 3 участников) |
Строка 1: |
Строка 1: |
| :: ''О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: [[Российское вооружение и военная техника]]''
| |
| [[Файл:RU Orel-1825.gif|thumb|150px|right|Русская Императорская Армия]] | | [[Файл:RU Orel-1825.gif|thumb|150px|right|Русская Императорская Армия]] |
| [[Файл:Символ Советской Армии.JPG|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Советского Союза]] | | [[Файл:Символ Советской Армии.JPG|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Советского Союза]] |
| [[Файл:Medium emblem of the Вооружённые Силы Российской Федерации.svg|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)]] | | [[Файл:Medium emblem of the Вооружённые Силы Российской Федерации.svg|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)]] |
| [[Файл:Армия России.jpg|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)]] | | [[Файл:Армия России.jpg|thumb|150px|right|Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)]] |
| ''В этой статье содержится список реально изготовленных когда-либо уникальных вооружения и военной техники и советского и российского производства, не вошедших в собранные в отдельных статьях списки [[Российское пехотное оружие|пехотного оружия]] и [[Российская бронетехника|бронетехники]].
| | В этой статье содержится список реально изготовленных когда-либо уникальных вооружения и военной техники и советского и российского производства, не вошедших в собранные в отдельных статьях списки [[Российское пехотное оружие|пехотного оружия]] и [[Российская бронетехника|бронетехники]]. |
|
| |
|
| ''Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:
| | Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев: |
| * ''не имеет аналогов на момент принятия на вооружение; | | * не имеет аналогов на момент принятия на вооружение; |
| * ''является крайне популярным в мире; | | * является крайне популярным в мире; |
| * ''имеет общепризнанную надёжность и качество; | | * имеет общепризнанную надёжность и качество; |
| * ''обладает уникальными боевыми характеристиками; | | * обладает уникальными боевыми характеристиками; |
| * ''активно используется в различных военных конфликтах; | | * активно используется в различных военных конфликтах; |
| * ''состоит на вооружении многих стран мира; | | * состоит на вооружении многих стран мира; |
| * ''часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх; | | * часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх; |
| * ''является символом своего времени. | | * является символом своего времени. |
| | |
| | ''О российском оружии в более широком смысле – см. статью: [[Российское вооружение и военная техника]]''. |
|
| |
|
| == Бронетехника == | | == Бронетехника == |
Строка 23: |
Строка 24: |
|
| |
|
| == Надводные корабли == | | == Надводные корабли == |
| [[Файл:Линейный_корабль_"Пётр_I_и_II".jpg|thumb|200px|right|Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»]]
| | {{main|Российские надводные корабли и суда}} |
| | |
| === 100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[Петр I]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1727
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургское Адмиралтейство]]
| |
| * '''Применение:''' Война за польское наследство 1733—1735 гг.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752
| |
| Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако [[Крупные российские проекты (Пётр II, 1727-1730)#100-.D0.BF.D1.83.D1.88.D0.B5.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BB.D0.B8.D0.BD.D0.B5.D0.B9.D0.BD.D1.8B.D0.B9 .D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B0.D0.B1.D0.BB.D1.8C .C2.AB.D0.9F.D1.91.D1.82.D1.80 .D0.9F.D0.B5.D1.80.D0.B2.D1.8B.D0.B9 .D0.B8 .D0.92.D1.82.D0.BE.D1.80.D0.BE.D0.B9.C2.BB|строительство было завершено уже при Петре II]]. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе Войны за польское наследство. В 1736 году был повреждён вызванным молнией пожаром, после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранены памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.
| |
| | |
| [[Файл:Chios aivaz.jpg|150px|thumb|right|Линейный корабль типа «Слава России» в бою]]
| |
| | |
| === 66-пушечные линейные корабли типа «Слава России» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:'''[[rwp:Най, Осип|Осип Най]], [[Пётр I]]<ref>Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.</ref>
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1733
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургское Адмиралтейство]], [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельское адмиралтейство]]
| |
| * '''Применение:''' Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война 1756—1763 гг., Совместное со Швецией патрулирование Зунда с целью недопущения на Балтику английского флота 1758 г., Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Вооружённый нейтралитет 1779—1783 гг., Русско-шведская война 1788—1790 гг.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' последние выходы в море — 1789, последние корабли разобраны после 1791
| |
| В ходе реформы и практического возрождения флота начатых Императрицей Анной I в первой половине 1730-х годов, в качестве основного типа отечественных кораблей линии были приняты разработанные Петром I 66-пушечные корабли, удачно сочетавшие надёжность конструкции, мощное — сравнимое с иностранными 70-пушечниками того времени — вооружение и относительную дешевизну. В результате именно они несколько десятилетий составляли основу мощи отечественного флота вплоть до 1770-х годов и участвовали во всех конфликтах России на Балтийском и Средиземном морях с 1734 по 1789 годы. Также на их основе были разработаны модернизированные корабли типа «Азия», к тому времени, впрочем, фактически уже перешедшие в разряд малых кораблей.
| |
| | |
| === 110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Броун, Ричард|Р. Броун]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1737
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Санкт-Петербургское Адмиралтейство]]
| |
| * '''Применение:''' Русско-шведская война 1741—1743 гг. (был приведён в боевую готовность, но в море не выходил<ref>Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.</ref>)
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1752
| |
| Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.
| |
| [[Файл:C.W. Eckersberg - The Russian Ship of the Line "Asow" and a Frigate at Anchor in the Roads of Elsinore - Google Art Project.jpg|thumb|200px|right|Линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль», 1828]]
| |
| | |
| === 74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Курочкин, Андрей Михайлович|A. M. Курочкин]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1826
| |
| * '''Производитель:''' [[Судоремонтный завод «Красная Кузница»|Архангельское адмиралтейство]]; [[Охтенское адмиралтейство|Охтенская верфь]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Применение:''' Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1863
| |
| Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[http://sailing.shipmodelsbay.com/03/iezekil/index.html] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель, турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».
| |
| | |
| [[Файл:Popovki.jpg|thumb|200px|right|Мониторы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов»]]
| |
| | |
| === Мониторы (броненосцы береговой обороны) «Новогород» и «Вице-адмирал Попов» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Попов, Андрей Александрович (адмирал)|А. А. Попов]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1873 и 1875 соответственно
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Новое адмиралтейство]] в [[Санкт-Петербург]]е<ref>Выполнили строительство «Новгорода»</ref> и [[Николаевское адмиралтейство]]<ref>Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»</ref>.
| |
| * '''Применение:''' Русско-турецкая война 1877—1878 гг.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1903, 1911.
| |
| Уникальные по конструкции корпуса корабли, немного отличавшиеся размерами и калибром орудий, являющиеся вершиной развития популярной в то время концепции организации мобильной береговой обороны с помощью небольших и относительно тихоходных, зато отлично бронированных и вооружённых 1-2 огромными орудиями канонерских лодок. В этих кораблях для установки пары самых мощных орудий того времени при сохранении малой осадки, крайне желательной при обороне Днепровского лимана, дельты Дуная и Керченского пролива, а также улучшения меткости стрельбы и бронирования корпус был укорочен до такой степени, что его ширина сравнялись с длиной, в результате чего палуба кораблей имела в плане вид правильной окружности. Несмотря последующую на острую критику очевидных недостатков «поповок», свою задачу они выполнили полностью, поскольку крайне слабые в то время черноморские верфи таки успели построить эти относительно простые корабли в очень сжатые сроки, а во время последовавшей вскоре Русско-турецкой войны многократно превосходящие силы турецкого флота так и не решились атаковать обороняемые ими акватории и конвои.<ref>Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.</ref> Оба корабля прослужили до 1903 года, после чего находились в резерве до 1911 года, когда были разрезаны на металл.
| |
| | |
| [[Файл:Ironclad warship Pyotr Velikiy.jpg|thumb|200px|right|Эскадренный броненосец «Пётр Великий»]]
| |
| | |
| === Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Попов, Андрей Александрович (адмирал)|А. А. Попов]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1876
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Верфь на Галерном острове]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Применение:''' Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959
| |
| Самый сильный в мире боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, введён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[http://www.razlib.ru/voennaja_istorija/bronenosec_petr_velikii/p10.php], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго<ref>Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.</ref> и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.
| |
| | |
| [[Файл:Vzryv.jpg|thumb|200px|right|Миноносец «Взрыв»]]
| |
| | |
| === Минная лодка (миноносец) «Взрыв» ===
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1877
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Завод Берда]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Применение:''' -
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1906, 1907
| |
| Первый в мире миноносец — вооруженный почти одними торпедами корабль, в отличие от более мелких миноносок и совсем крошечных минных катеров, достаточно мореходный для использования в открытом море. Хотя в англоязычных источниках первым миноносцем чаще всего называют вошедший в строй в том же году английский «Лайтнинг», однако в несколько раз меньшее водоизмещение английского кораблика (33 тонны) однозначно относит его к немореходным миноноскам, причём едва ли не к самым мелким, линию развития которых продолжили позднее торпедные катера. У «Взрыва» же водоизмещение составляло по разным данным от 137 до 160 тонн. Корабль прослужил на Балтийском море, в том числе в учебном отряде до 1906 года и сдан на слом в 1907 году.
| |
| | |
| [[Файл:AdmiralNakhimov1890Yaponiya.jpg|thumb|200px|right|Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов», 1890]]
| |
| | |
| === Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов» ===
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1888
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Применение:''' Русско-японская война.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1905 (героически погиб в бою)
| |
| Сильнейший и лучший по совокупности показателей в мире броненосный крейсер своего времени. Совершил множество дальних походов по всему миру. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении Русско-японской войны уже будучи основательно устаревшим.
| |
| | |
| [[Файл:Novik (1911).jpg|thumb|200px|right|Эсминец «Новик», 1911]]
| |
| | |
| === Эскадренный миноносец «Новик» ===
| |
| * '''Генеральные конструктора:''' Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1913
| |
| * '''Производитель:''' [[Северная верфь|Путиловская верфь]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Применение:''' Первая мировая война, Гражданская война, Русско-финская война, Великая Отечественная война
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1941 (погиб в бою)
| |
| * {{YouTube|ayVSBMRWtY0|logo=1}}
| |
| Самый быстрый в мире корабль своего времени (37,3 узла) и самый совершенный эсминец эпохи, положивший начало фактически новому пониманию класса. По его улучшенному проекту было построено множество отечественных эсминцев, служивших вплоть до конца Великой Отечественной войны. Корабль отличился в Первую мировую войну, в частности в одиночку победив два новейших германских эсминца, один из которых в результате был уничтожен. Погиб на морской мине в 1941 году.
| |
| | |
| [[Файл:Poltava1909-1949a.jpg|thumb|200px|right|Линкор «Полтава» типа «Севастополь»]]
| |
| | |
| === Линейные корабли типа «Севастополь» ===
| |
| * '''Генеральные конструктора:''' Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1914
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи]] и [[Балтийский завод]] в [[Санкт-Петербург]]е.
| |
| * '''Применение:''' Первая мировая война, Гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1956 (бронебашенные установки главного калибра и их орудия, находящиеся на хранении в войсках береговой обороны под Севастополем, формально остаются на вооружении и в 2020-х, то есть более 100(!) лет)
| |
| * {{YouTube|119exAJJtjU|logo=1}}
| |
| Уникальные по своей конструкции на момент проектирования корабли, отличавшиеся исключительной для своего размера огневой мощью и удобством использования артиллерии главного калибра в условиях эскадренного боя. Все 4 корабля были построены практически одновременно. Имели не очень удачное бронирование, что ограничили их использование в Первой Мировой войне. Стали образцом для проектирования последующих отечественных дореволюционных линейных кораблей и линейных крейсеров. Вследствие потери Черноморского флота в Гражданскую войну, пережившие революционную анархия три корабля стали единственными линейными кораблями Советской России, в том числе и на Чёрном море.
| |
| | |
| [[Файл:Destroyer Moskva.jpg|thumb|200px|right|Лидер «Москва» проекта 1]]
| |
| | |
| === Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград» проекта 1 ===
| |
| * '''Руководитель разработки проекта:''' [[rwp:Никитин, Владимир Александрович|В. А. Никитин]]
| |
| * '''Количество в серии:''' 3
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1936
| |
| * '''Производитель:''' [[Северная верфь]] и [[Черноморский судостроительный завод|Судостроительный завод имени Андрэ Марти]].
| |
| * '''Применение:'''Зимняя война, Великая Отечественная война.
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1963
| |
| * {{YouTube|XkC7Vg-pFEo|logo=1}}
| |
| В целом не очень удачные корабли, тем не менее ознаменовали собой важный этап выхода отечественной судостроительной отрасли из революционного развала, поскольку стали первыми скоростными кораблями соответствующего размера, спроектированными и построенными в стране после революций, к тому же, в отличие от других отечественных довоенных скоростных кораблей, с минимальным использованием зарубежных проектов. Стали основой для создания лидеров близкого по конструкции, но доработанного проекта 38.
| |
| | |
| [[Файл:Kirov-class battlecruiser.jpg|thumb|200px|right|Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144, 1986]]
| |
| | |
| === Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Купенский, Борис Израилевич|Б. И. Купенский]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1977
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод]] в [[Санкт-Петербург]]е
| |
| * '''Количество в серии:''' 4
| |
| * '''Применение:''' боевое дежурство в ходе холодной войны и последующей истории России, борьба с пиратством, война в Сирии
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' В строю
| |
| * {{YouTube|4oXlfIex1Hg|logo=1}}
| |
| Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2019 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно востребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.
| |
|
| |
|
| == Подводные лодки == | | == Подводные лодки == |
| [[Файл:Shilder Podlodka.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Шильдера]]
| | {{main|Российские подводные лодки}} |
| | |
| === Подводная лодка Шильдера ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B4%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 К. А. Шильдер]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' — (введена в опытную эксплуатацию в 1834 году)
| |
| * '''Производитель:''' Александровский завод (ныне Пролетарский завод), Санкт-Петербург
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1841 (1847)
| |
| * {{YouTube|qxACMZ1PHF0|logo=1}}
| |
| [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/shild.htm Подводная лодка Шильдера] — вооружённая опытная подводная лодка. Являлась первым в России цельнометаллическим кораблём и первой в мире ракетной подводной лодкой, с которой, к тому же, в 1834 году впервые в мире была произведена стрельба ракетами из-под воды, а цели при этом были успешно поражены. Также корабль был оборудован редчайшим для подлодок того времени перископом. Вследствие недостатков мускульного привода в 1841 году официальные опыты с подводной лодкой были прекращены и в 1842—1847 гг. они продолжались уже на деньги автора, после чего её окончательно списали на металл, но не рассекретили, вследствие чего широкой общественности о ней стало известно практически только спустя 100 лет.
| |
| | |
| Подводная лодка Шильдера, благодаря своему оригинальному гребковому движителю, обладала очень стильным «стимпанковским» внешним видом, вследствие чего была использована как прототип для подводной лодки, исполнявшей «главную роль» в культовом чехословацком фантастическом фильме 1958 года «[[rwp:Тайна острова Бэк-Кап|Тайна острова Бэк-Кап]]».
| |
| | |
| [[Файл:Подводная_лодка_Александровского.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Александровского (фотография)]]
| |
| | |
| === Подводная лодка Александровского ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 И. Ф. Александровский]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1866
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод]], [[Санкт-Петербург]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1871 (1901)
| |
| * {{YouTube|jxIInjQiFHc|logo=1}}
| |
| [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/pla/list.htm Подводная лодка Александровского] — одна из самых крупных и совершенных подводных лодок середины XIX века, первая в стране подводная лодка с механическим приводом и первая в мире с воздухонезависимым двигателем — до этого были попытки использовать только паровую машину. Достигнутые дальность хода (9 миль) и подводная скорость (6 узлов) далеко превосходили аналоги того времени. Подводная лодка была потеряна при «беспилотных» испытаниях, будучи погружена на нерасчётную глубину, а затем 30 лет служила в качестве спасательного понтона.
| |
| | |
| [[Файл:Gern submarine 4.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Герна (четвёртый вариант)]]
| |
| | |
| === Подводная лодка Герна (четвёртый вариант) ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BD,_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 О. Б. Герн]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' — (введена в опытную эксплуатацию в 1867 году)
| |
| * '''Производитель:''' Александровский завод (ныне Пролетарский завод), [[Санкт-Петербург]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1876
| |
| * {{YouTube|ov8P8lyRoJo|logo=1}}
| |
| [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/ns/gern/list4.htm Четвёртый вариант подводной лодки Герна] — вооружённая опытная подводная лодка, на которой впервые в мире был на практике применён целый ряд новшеств: корпус веретенообразной формы, сферическая внутренняя переборка и пневматическая установка, способная работать по комбинированному циклу. Если первое и последнее новшества в дальнейшем не раз применялись на подводных лодках в XIX веке, но ныне забыты, то сферические переборки — практически непременный атрибут современных подводных лодок. Также надо отметить, что это, возможно, первая и, абсолютно точно — самая мощно вооружённая торпедная подводная лодка того времени, поскольку для неё была специально сконструирована подвешивающаяся под корпусом крупногабаритная торпеда значительно превосходящая практически по всем тактико-техническим параметрам мировые аналоги того времени, но не пошедшая в серию из-за большой цены и габаритов.
| |
| | |
| [[Файл:SubmarinDgevecky6.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Джевецкого (третий вариант)]]
| |
| | |
| === Подводная лодка Джевецкого (третий вариант) ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 С. К. Джевецкий]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1880
| |
| * '''Производитель:''' [[Невский завод]]
| |
| * '''Применение:''' Русско-японская война 1904—1905 гг. (после модернизации)
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1891, 1908
| |
| * {{YouTube|Aec4Kcf1QHA|logo=1}}
| |
| [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/djevic/list.htm Третий вариант подводной лодки Джевецкого] — первая в мире серийная подводная лодка, произведённая сразу в количестве 50 единиц для обороны морских крепостей. В связи с бурным развитием военно-морского дела в 1891 году подводные лодки были выведены из боевых сил и частью разобраны, а частью использованы для различных подводных работ. Одну из подводных лодок для морального давления на вероятного противника привезли в 1900 году в Порт-Артур, где оборудовали решетчатыми торпедными аппаратами — и действительно во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. японцы не раз проявляли близкую к панической боязнь подводных лодок. В 1904 году две подводные лодки переоборудованы в «полуповодные» торпедные «катера малой видимости», один из которых — «Кета», занимаясь охраной устья Амура, выполнил летом 1905 года 17 боевых выходов, во время которых прошёл 948 миль и имел визуальный контакт с противником. После войны катер «Кета» нёс службу в Сибирской флотилии до 30 сентября 1908 года.
| |
| | |
| Единственный сохранившийся экземпляр подводной лодки находится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
| |
| | |
| [[Файл:Submarine Dolphin.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка «Дельфин»]]
| |
| | |
| === Подводная лодка Дельфин (миноносец № 150, миноносец № 113) ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/Бубнов,_Иван_Григорьевич И. Г. Бубнов]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1903
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод]]
| |
| * '''Применение:''' Русско-японская война 1904—1905 гг., Первая мировая война
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1917
| |
| * {{YouTube|HIMcixT_cUQ|logo=1}}
| |
| «Дельфин» — первая отечественная подводная лодка современного типа. В ноябре 1904 года была отправлена во Владивосток для участия в шедшей в это время Русско-японской войне, где, в силу ограниченной дальности и мореходности, использовалась для патрулирования у российских берегов. Неоднократно терпела аварии с затоплением, большей частью из-за безальтернативного в то время бензинового двигателя. В 1917 году вошла в состав отряда охраны судов Кольского залива, где вскоре была переведена в разряд учебных, а ещё через несколько дней затонула вследствие дезорганизации службы на флоте после Февральской революции. В том же году лодка была списана из-за сильного износа и в 1920 году разрезана на металл.
| |
| | |
| [[Файл:Russian submarine Krab 2.png|thumb|200px|right|Подводный минный заградитель «Краб»]]
| |
| | |
| === Подводный минный заградитель «Краб» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D0%BB%D1%91%D1%82%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 М. П. Налётов]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1915
| |
| * '''Производитель:''' [[Завод «Наваль»]] ([[Николаев]])
| |
| * '''Применение:''' Первая мировая война
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1918 (1919, 1935)
| |
| * {{YouTube|ajzsm0_L3mU|logo=1}}
| |
| [http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/under_1917/krab/list.htm «Краб»] — первый в мире подводный минный заградитель. Позднее подводные лодки этого класса строились во многих странах. Неоднократно участвовал в боевых операциях на Чёрном море в ходе Первой мировой войны, причём достоверно известно о, по крайней мере, одном вражеском боевом корабле, погибшем на его минах. В 1918 году по результатам Брестского мира был получен Германией, затем захвачен Антантой, которой затоплен при отступлении из [[Крым]]а в 1919 году. В 1935 году поднят и разделан на металл. Является практически непременным участником фантастических книг о конечном периоде Первой мировой войны на Чёрном море.
| |
| | |
| [[Файл:Sc311.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка Щ-311 типа «Щ»]]
| |
| | |
| === Подводные лодки типа «Щ» («Щука») ===
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1933
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод]], [[Красное Сормово]] и другие
| |
| * '''Применение:''' Зимняя (Советско-финская 1939—1940) война, Вторая мировая война
| |
| * '''Дата списания:''' 1957(?)
| |
| Самый широко известный и массовый тип отечественных подводных времён Великой Отечественной войны. Отличались возможностью перевозки в процессе строительства в виде комплекта для сборки по железной дорогедороге, что достаточно широко использовались при развёртывания их производства на Дальнем Востоке.
| |
| | |
| [[Файл:S-189 in Saint Petersburg.JPG|thumb|200px|right|Средняя подводная лодка С-189 проекта 613]]
| |
| | |
| === Средние подводные лодки проекта 613 ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Перегудов, Владимир Николаевич|В. Н. Перегудов]], [[rwp:Евграфов, Яков Евграфович|Я. Е. Евграфов]], [[rwp:Дерибин, Зосима Александрович|З. А. Дерибин]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1951
| |
| * '''Производитель:''' [[Балтийский завод|Балтийский завод им. С. Орджоникидзе № 189]], [[Ленинград]]; [[Черноморский судостроительный завод]] № 444, [[Николаев]]; [[Завод «Красное Сормово»]] № 112, [[Нижний Новгород|Горький]]; [[Амурский судостроительный завод|Завод им. Ленинского Комсомола]] № 199, [[Комсомольск-на-Амуре]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' с учётом модернизаций отдельные корабли в качестве опытных прослужили примерно до начала 1990-х годов[http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/dss/613e/list.html]
| |
| Самая крупносерийная отечественная подводная лодка стала результатом обобщения опыта Второй мировой войны в области подводного кораблестроения. Всего с 1951 по 1957 годы было выпущено 215 средних подводных лодок этого типа, причём в отдельные годы темп ввода в строй доходил до подводной лодки каждые пять дней. Впоследствии 42 из них были переданы другим странам, а ещё 21 была построена в [[Китай|Китае]] из российских комплектующих.
| |
| | |
| Подводная лодка С-189 этого типа используется в качестве плавучего музея в Санкт-Петербурге.
| |
| | |
| [[Файл:Submarine M-296 2016 G3.jpg|thumb|200px|right|Подводная лодка проекта А615]]
| |
| | |
| === Малые подводные лодки проекта А615 ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Кассациер, Абрам Самуилович|А. С. Кассациер]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1955
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи|Заводы «Судомех» и Имени А. Марти]], [[Ленинград]];
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' первая половина 1970-х, 1980
| |
| Единственная в мире серийная подводная лодка с единым дизельным двигателем, используемым, в том числе, и для подводного хода. Всего было построено 30 подводных лодок этого проекта, последняя из которых была завершена по проекту 637. Из-за быстро возраставших требований к малошумности все они были выведены из боевого состава флота в первой половине 1970-х годов, а в 1980 году были списаны на металлолом. Однако две подводные лодки были сохранены в качестве памятников в [[Краснодар]]е и [[Одесса|Одессе]], а последняя — в качестве учебного пособия в г. [[Пушкин (город)|Пушкин]] (в черте [[Санкт-Петербург]]а).
| |
| | |
| [[Файл:K3PLA.jpg|thumb|200px|right|К-3]]
| |
| | |
| === Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 В. Н. Перегудов]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1958
| |
| * '''Производитель:''' [[Севмаш|Завод № 402]] (ныне [[«Севмаш»]])
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1991
| |
| * {{YouTube|SXnA2G8e25s|logo=1}}
| |
| [http://www.famhist.ru/famhist/ap/001e70bb.htm К-3] — первая подводная лодка с атомным реактором в нашей стране и третья в мире.[http://www.opoccuu.com/k-3.htm] Уникальная конструкция (хотя и с некоторыми недоработками) позволила впервые за всю историю ВМФ СССР пройти подо льдами Арктики и водрузить флаг Советского Союза недалеко от Северного полюса. Имела мощное вооружение, в том числе 6 торпед с ядерными зарядами. Лодка была своего рода экспериментальной, но дала начало всему подводному атомному флоту [[Россия|нашей страны]].[http://www.famhist.ru/famhist/ap/001e70bb.htm][http://www.opoccuu.com/k-3.htm]
| |
| | |
| [[Файл:Papa class submarine 2.jpg|thumb|200px|right|К-162 (К-222)]]
| |
| | |
| === Атомная подводная лодка К-162 (К-222) проекта 661 «Анчар» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' Н. Н. Исанин
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1969
| |
| * '''Производитель:''' [[Севмаш|Завод № 402]] (ныне [[«Севмаш»]])
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1989
| |
| * {{YouTube|zJ_M0hVqOgg|logo=1}}
| |
| Подводный крейсер [http://hontos.ru/tehnica/k-162-k-222-samaya-byistraya-podvodnaya-lodka К-162, переименованный в 1978 году в К-222] — вооружённая крылатыми противокорабельными ракетами опытно-боевая подводная лодка. Корабль является самой быстроходной в подводном положении подводной лодкой всех времён и народов, достигнув скорости 44,7 узлов (82,8 км/ч), а кратковременно — и несколько большей. Следует отметить, что дальноходные торпеды таких скоростей достичь не в состоянии, что, несмотря на большую шумность лодки в этом режиме, делало почти безнадёжными попытки атаковать её торпедами с больших и средних дистанций.
| |
| | |
| [[Файл:Mike class submarine.jpg|thumb|200px|right|К-278]]
| |
| | |
| === Атомный подводный крейсер К-278 «Комсомолец» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' Н. А. Климов, Ю. Н. Кормилицин
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1983
| |
| * '''Производитель:''' [[ПО «Севмаш»]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1989
| |
| Единственный подводный крейсер, построенный по проекту 685 «Плавник» характеризовался уникальными глубоководными возможностями имея рабочую глубину погружения 1000 м и предельную 1250 м, что далеко превосходит все остальные известные подводные лодки. Установил рекорд глубины погружения для подводных лодок 1027 м 4 августа 1985 года, не побитый и на 2015 год. В остальном подводная лодка являлась не опытной, а боевой многофункциональной атомной подводной лодкой. Получила почётное название «Комсомолец» в январе 1989 года, а 7 апреля того же года погибла в Норвежском море в результате пожара на борту.
| |
| | |
| [[Файл:Севастополь 036.jpg|thumb|200px|right|Б-871 «Алроса» проекта 877В]]
| |
| | |
| === Большие подводные лодки проектов 877 «Палтус» и 636 «Варшавянка» ===
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1980
| |
| * '''Производитель:''' [[Адмиралтейские верфи]], [[ПО «Севмаш»]], [[Красное Сормово]], [[Амурский судостроительный завод|Судостроительный завод имени Ленинского Комсомола]]
| |
| * '''Применение:''' [[Военные действия России в Сирии]] в 2010-х
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 2001-? Большинство в строю, строительство новых продолжается
| |
| Очень удачные дизель-электрические подводные лодки, получившие у вероятного противника за бесшумность прозвище «чёрная дыра». Различные модификации подводных лодок этого проекта строятся с конца 1970-х гг. крупной серией более 60 единиц как для военно-морского флота СССР и России, так и на экспорт ещё в 7 стран мира, куда было поставлено около половины построенных кораблей.
| |
| | |
| [[Файл:Typhoon3.jpg|thumb|200px|right|ТРПКСН проекта 941 «Акула»]]
| |
| | |
| === Тяжёлые подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Ковалёв, Сергей Никитич|С. Н. Ковалёв]]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1981
| |
| * '''Производитель:''' [[ПО «Севмаш»]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' 1998-? Два корабля в резерве, один модернизированный корабль в строю
| |
| ТК-208 (с 2002 года «Дмитрий Донской») и однотипные ему ещё пять атомных тяжёлых подводных крейсеров стратегического назначения — крупнейшие подводные лодки всех времён и народов с подводным водоизмещением 48 тыс. тонн. С 1998 года постепенно выводились из эксплуатации в связи с отсутствием боекомплекта, так как баллистические ракеты для них частично производились заводом «Южмаш» в Днепропетровске, оставшемся после развала СССР на Украине. К 2015 году три корабля разрезаны на металл, два корабля находятся в резерве и один — головной ТК-208 «Дмитрий Донской» в строю, поскольку в 1989—2002 гг. он был модернизирован под ракету «Булава» для подводных лодок следующего поколения, испытания которой он и обеспечивал.
| |
| | |
| [[Файл:K-535 Yuri Dolgorukiy at sea trials.jpg|thumb|200px|right|К-535 «Юрий Долгорукий»]]
| |
| | |
| === Подводные крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' В. А. Здорнов[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_955_%C2%AB%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%C2%BB]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 2013
| |
| * '''Производитель:''' [[ПО «Севмаш»]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' В строю
| |
| * {{YouTube|5PBFRhQVRIw|logo=1}}
| |
| К-535 «Юрий Долгорукий» и однотипные ему подводные крейсера — первые в мире вооружённые баллистическими ракетами подводные лодки четвёртого поколения. По сравнению с подводными лодками предыдущего поколения в очередной раз значительно снижена шумность и улучшены прочие показатели.[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_955_%C2%AB%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9%C2%BB]
| |
| | |
| [[Файл:Северодвинск (АПЛ).jpeg|thumb|200px|right|К-560 «Северодвинск»]]
| |
| | |
| === Многоцелевые подводные крейсера проекта 885 «Ясень» ===
| |
| * '''Генеральный конструктор:''' В. Н. Пялов[https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%E4%E2%EE%E4%ED%FB%E5_%EB%EE%E4%EA%E8_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%E0_885_%AB%DF%F1%E5%ED%FC%BB]
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 2013
| |
| * '''Производитель:''' [[ПО «Севмаш»]]
| |
| * '''Дата снятия с вооружения:''' В строю
| |
| * {{YouTube|ut-ikJleYrE|logo=1}}
| |
| К-560 «Северодвинск» и строящиеся однотипные ему подводные крейсера — первые отечественные многоцелевые атомные подводные лодки четвёртого поколения, обладают самым сильным вооружением в своём классе и, по некоторым оценкам[http://www.arms-expo.ru/analytics/armed_forces/zarubezhnye-smi-o-rossiyskoy-podlodke-severodvinsk/], являются лучшими в мире.
| |
|
| |
|
| == Установки противовоздушной и противоракетной обороны == | | == Установки противовоздушной и противоракетной обороны == |
Строка 320: |
Строка 41: |
|
| |
|
| === С-300 «Фаворит» === | | === С-300 «Фаворит» === |
| | (Раздел нуждается в исправлении и разделении, так как С-300 и С-300В — это очень разные системы) |
| * '''Разработчик:''' ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел» | | * '''Разработчик:''' ЦКБ «Алмаз», МКБ «Факел» |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1975 | | * '''Год принятия на вооружение:''' 1975 |
| * '''Применение:''' данных нет | | * '''Применение:''' Война на Украине (2014-2022) |
| * {{YouTube|8KG7kY3t7QQ|logo=1}} | | * {{YouTube|8KG7kY3t7QQ|logo=1}} |
| [http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c300v/c300v.shtml Зенитно-ракетная система С-300] является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c300v/c300v.shtml] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=244][http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/S-300/S-300.htm] С-300 находятся на вооружении в 8 странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[http://pvo.guns.ru/s300p/] В Российской Армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-300.php][http://army-news.ru/2010/09/raketnyj-kompleks/][http://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/pvo_i_rvsn/zrk_s_300_favorit/16-1-0-89] | | [http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c300v/c300v.shtml Зенитно-ракетная система С-300] является первой в мире мобильной системой ПВО предназначенной для борьбы с ракетами и самолётами.[http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/c300v/c300v.shtml] На сегодняшний день система получила множество модернизаций и улучшений и значительно превосходит своего ближайшего конкурента американскую систему «Пэтриот».[http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=244][http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/S-300/S-300.htm] С-300 находятся на вооружении в 8 странах мира, даже США закупило несколько образцов для изучения уникальных характеристик.[http://pvo.guns.ru/s300p/] В Российской Армии С-300 является основой войск ПВО, но постепенно заменяется более новыми системами С-400.[http://www.soldiering.ru/army/airdefence/russia/c-300.php][http://army-news.ru/2010/09/raketnyj-kompleks/][http://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/pvo_i_rvsn/zrk_s_300_favorit/16-1-0-89] |
Строка 333: |
Строка 55: |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1960 | | * '''Год принятия на вооружение:''' 1960 |
| * {{YouTube|y4LVqi7sMVw|logo=1}} | | * {{YouTube|y4LVqi7sMVw|logo=1}} |
| Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. | | Первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, довольно быстро перешедшая в ракеты космического назначения. Обеспечила выведение на орбиту первого искусственного спутника Земли (1957 год) и первый полёт человека в космос (1961 год). В различных модификациях выпускается и в 2020-х, являясь основой почти всей отечественной пилотируемой космонавтики. |
|
| |
|
| === Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А === | | === Боевой ракетный комплекс «Долина» с межконтинентальной баллистической ракетой Р-9А === |
| * '''Генеральный конструктор:''' С. П. Королёв | | * '''Генеральный конструктор:''' С. П. Королёв (по стартовому комплексу В. П. Бармин) |
| Ракета, первой получившая полностью автоматизированный стартовый комплекс.
| | Первый полностью автоматизированный наземный стартовый комплекс, способный в короткое время запустить с двух полностью роботизированных пусковых установок восемь межконтинентальных баллистических ракет, хранившихся в незаправленном виде на тележках. Отличался также обеспечением длительного хранения и быстрой заправки переохлаждëнного кислорода, служившего окислителем в пакете Р-9А. Стал образцом для создания автоматизированных стартовых комплексов ракет космического назначения семейств Циклон (СССР), Зенит (СССР) и Фалкон (США). |
|
| |
|
| === Боевой ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности Р-12 === | | === Боевой ракетный комплекс с баллистической ракетой средней дальности Р-12 === |
Строка 345: |
Строка 67: |
| Революционная для своего времени одноступенчатая ракета [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0-12 Р-12] дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r12/r12.shtml] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива<ref>До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.</ref> и новой системой управления.[http://raur.org/01/rvsn-rsd/r-12.htm] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=232] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина». | | Революционная для своего времени одноступенчатая ракета [http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0-12 Р-12] дальностью 2000 км стала большим шагом вперёд в развитии боевых баллистических ракет — фактически это был первый ракетный комплекс стратегического назначения.[http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/r12/r12.shtml] Ракета отличалась применением долгохранимых компонентов топлива<ref>До Р-12 в крупных ракетах применялся жидкий кислород.</ref> и новой системой управления.[http://raur.org/01/rvsn-rsd/r-12.htm] Ракета поступила на вооружение в 1959 году, [http://www.kap-yar.ru/index.php?pg=232] а в 1964 году были приняты на вооружение её модификации для шахтного базирования — Р-16У и её групповой шахтный стартовый комплекс «Двина». |
|
| |
|
| === Стратегический ракетный комплекс Р-36М «Воевода» === | | === Боевой ракетный комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой шахтного базирования тяжелого класса Р-36М/Р-36М2 «Воевода» === |
| [[Файл:Dnepr rocket lift-off 1.jpg|thumb|100px|right|Р-36М]] | | [[Файл:Dnepr rocket lift-off 1.jpg|thumb|100px|right|Р-36М]] |
| * '''Генеральный конструктор:''' [http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12072 М. К. Янгель], [http://pomnipro.ru/memorypage5785/biography В. Ф. Уткин] | | * '''Генеральный конструктор:''' [http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=12072 М. К. Янгель], [http://pomnipro.ru/memorypage5785/biography В. Ф. Уткин] |
Строка 351: |
Строка 73: |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1975 | | * '''Год принятия на вооружение:''' 1975 |
| * {{YouTube|Wg6Teml33ec|logo=1}} | | * {{YouTube|Wg6Teml33ec|logo=1}} |
| Р-36М (натовское обозначение «Сатана») до сегодняшнего дня не имеет заграничных аналогов почти по всем характеристикам.[http://topwar.ru/4269-satana-mogla-donesti-boegolovku-do-marsa.html][http://www.topic.lt/today_in_world/54521-mezhkontinentalnaja-ballisticheskaja.html] Ракета недоступна для всех систем ПРО, к тому же располагается в защищённых шахтах, способных выдержать почти прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется «миномётным» способом, который придаёт ей начальную скорость, в связи с этим сбить ракету при взлёте также затруднительно.[http://oko-planet.su/politik/politikarm/63505-u-rossii-budet-raketa-esche-strashnee-chem-satana.html] Дальность полёта также рекордная, около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и кроме этого уникальную систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[http://topwar.ru/4269-satana-mogla-donesti-boegolovku-do-marsa.html] Крайней модификацией комплекса стали ракеты Р-36М2, после чего в связи с тем, что производитель после распада СССР остался на Украине, её совершенствование и производство прекратилось.[http://oko-planet.su/politik/politikarm/63505-u-rossii-budet-raketa-esche-strashnee-chem-satana.html] В дальнейшем ракеты планируется заменить новым ракетным комплексом с ракетой «Сармат». | | Межконтинентальная баллистическая ракета Р-36М (натовское обозначение «Сатана») в силу использования высокоэффективных, хоть и ядовитых, жидких компонентов ракетного топлива не имела полных заграничных аналогов по совокупности характеристик в своём классе.[http://topwar.ru/4269-satana-mogla-donesti-boegolovku-do-marsa.html][http://www.topic.lt/today_in_world/54521-mezhkontinentalnaja-ballisticheskaja.html] Ракета оснащалась средствами преодоления систем ПРО, к тому же располагалась в защищённых шахтах, способных выдержать почти прямое попадание ядерного заряда. Пуск ракеты осуществляется «миномётным» способом, который увеличивает запас тяги ракеты собственно на ее полёт.[http://oko-planet.su/politik/politikarm/63505-u-rossii-budet-raketa-esche-strashnee-chem-satana.html] Дальность полёта около 16 тысяч километров. Ракета имеет 10 боеголовок индивидуального наведения и систему преодоления ПРО, оснащённую ложными целями.[http://topwar.ru/4269-satana-mogla-donesti-boegolovku-do-marsa.html] Крайней модификацией комплекса стали ракеты Р-36М2, после чего в связи с тем, что производитель после распада СССР остался на Украине, её совершенствование и производство прекратилось.[http://oko-planet.su/politik/politikarm/63505-u-rossii-budet-raketa-esche-strashnee-chem-satana.html] Позднее на её основе путём постепенного переоборудования боевых ракет была создана ракета космического назначения лёгкого класса "Днепр", использовавшаяся до начала в 2014 году Украинского кризиса. В дальнейшем ракеты планируется заменить новым ракетным комплексом с ракетой «Сармат». |
|
| |
|
| == Инженерная техника == | | == Космические аппараты == |
| | [[Файл:Центр Космонавтики и Авиации, Москва 45 - Cosmonautics and Aviation Center, Moscow.jpg|thumb|200px|right|Орбитальная стация «Алмаз»]] |
|
| |
|
| === Понтонный парк капитана А. Немого образца 1759 года === | | === Орбитальные пилотируемые (позднее — автоматические) станции «Алмаз» === |
| * '''Генеральный конструктор:''' капитан А. Немой | | * '''Генеральный конструктор:''' [[rwp:Челомей, Владимир Николаевич|В. Н. Челомей]] |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1759
| | * '''Год принятия на вооружение:''' 1973 |
| * '''Дата списания:''' 1910
| | * '''Дата списания:''' 1992 |
| * '''Применение:''' Семилетняя война, Наполеоновские войны, Русско-турецкие войны, Русско-шведские войны, Гражданская война в США и прочие конфликты тех времён.
| | * '''Применение:''' практически применялись в ходе Холодной войны и позднее |
| Первый в мире понтонный парк. Состоял на вооружении до 1910(!) года, был скопирован более, чем через 100 лет после принятия на вооружение в России(!) армиями [[США]] (1862 год[http://saper.isnet.ru/texnica-2/pontpark-1759.html]) и западноевропейских стран.[http://army.armor.kiev.ua/engenear/ing_history.shtml]
| | * {{YouTube|0nIWMhOIK0g|logo=1}} |
| | | Орбитальные станции разведовательного назначения, отправлявшиеся на орбиту под видом части гражданских орбитальных станций серии «Салют». Единственные в истории космические аппараты, имевшие артиллерийское вооружение для самообороны. С одной из этих станций производились успешные залповые стрельбы из автоматической пушки. |
| [[Файл:OpenWater2017qualifying-30.jpg|thumb|200px|right|Речное звено парка ПМП, 2017]]
| |
| | |
| === Понтонно-мостовой парк ПМП ===
| |
| * '''Год принятия на вооружение:''' 1960 | |
| * '''Дата списания:''' В строю | |
| * '''Применение:''' Арабо-израильские войны, Афганская война | |
| Понтонный парк, совершивший, без преувеличения, революцию в скоростном строительстве наплавных мостов за счёт самостоятельно раскладывавшихся при спуске на воду речных звеньев. Через несколько лет был фактически скопирован [[США]] и послужил образом для большинства последующих понтонных парков. Производился по лицензии также в [[Чехословакия|Чехословакии]] и [[Югославия|Югославии]].
| |
|
| |
|
| == См. также == | | == См. также == |