Российские надводные корабли и суда

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.
О российском оружии в более широком смысле смотрите статью: Российское вооружение и военная техника
Русская Императорская Армия
Вооружённые Силы Советского Союза
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 1997 года)
Вооружённые Силы Российской Федерации (с 2014 года)

В этой статье содержится список уникальных надводных кораблей и судов российского и советского производства как военных, принятых на вооружение или использовавшейся в российской и зарубежной армии, так и гражданских и опытных в силу того, что все без исключения суда обладают некоторым военным потенциалом и практически не могут быть разделены на сугубо гражданские и военные.

Включённые в эту статью образцы соответствуют как минимум одному из следующих критериев:

  • не имеет аналогов на момент принятия на вооружение;
  • является крайне популярным в мире;
  • имеет общепризнанную надёжность и качество;
  • обладает уникальными техническими, в том числе боевыми характеристиками;
  • активно используется в народном хозяйстве и в ходе различных военных конфликтов;
  • состоит на вооружении многих стран мира;
  • часто встречается в кинофильмах и компьютерных играх;
  • является символом своего времени.

Российская Империя

Линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

100-пушечный линейный корабль «Пётр Первый и Второй»

  • Генеральный конструктор: Петр I
  • Год принятия на вооружение: 1727
  • Производитель: Санкт-Петербургское адмиралтейство
  • Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг.
  • Дата снятия с вооружения: 1736 (повреждён пожаром от удара молнии, больше в море не выходил), 1744, 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним авианосцам. Проект корабля был разработан лично Петром I, однако строительство было завершено уже при Петре II. В 1734 году участвовал в осаде Данцига в ходе Войны за польское наследство. В 1736 году был повреждён вызванным молнией пожаром, после чего в море не выходил. В 1744 году преобразован в корабль-музей — введён в сухой док для сохранения памяти о Петре I. В 1752 году разобран по ветхости.

54-пушечные линейные корабли типа «Пётр Второй»

Лёгкие линейные корабли (по терминологии того времени — просто «корабли»), поступавшие в наибольшем количестве в состав отечественного флота во времена Императрицы Анны, а затем ещё долго — в общей сложности более 40 лет — строившиеся малой серией. Стали первыми крупными кораблями, освоенными на вновь открытом в то время Архангельском адмиралтействе, призванном строить крупные серии относительно простых кораблей из местной лиственницы, оказавшейся достаточно пригодной для этого.

Линейный корабль типа «Слава России» в бою

66-пушечные линейные корабли типа «Слава России»

  • Генеральный конструктор: Осип Най, Пётр I[1]
  • Год принятия на вооружение: 1733
  • Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство, Архангельское адмиралтейство
  • Применение: Война за польское наследство 1733—1735 гг., Русско-шведская война 1741—1743 гг., Семилетняя война 1756—1763 гг., Совместное со Швецией патрулирование Зунда с целью недопущения на Балтику английского флота 1758 г., Русско-турецкая война 1768—1774 гг., Вооружённый нейтралитет 1779—1783 гг., Русско-шведская война 1788—1790 гг.
  • Дата снятия с вооружения: последние выходы в море — 1789, последние корабли разобраны после 1791

В ходе реформы и практического возрождения флота начатых Императрицей Анной I в первой половине 1730-х годов, в качестве основного типа отечественных кораблей линии были приняты разработанные Петром I 66-пушечные корабли, удачно сочетавшие надёжность конструкции, мощное — сравнимое с иностранными 70-пушечниками того времени — вооружение и относительную дешевизну. В результате именно они несколько десятилетий составляли основу мощи отечественного флота вплоть до 1770-х годов и участвовали во всех конфликтах России на Балтийском и Средиземном морях с 1734 по 1789 годы. Также на их основе были разработаны модернизированные корабли типа «Азия», к тому времени, впрочем, фактически уже перешедшие в разряд малых кораблей.

110-пушечный линейный корабль «Императрица Анна»

  • Генеральный конструктор: Р. Броун
  • Год принятия на вооружение: 1737
  • Производитель: Санкт-Петербургское Адмиралтейство
  • Применение: Русско-шведская война 1741—1743 гг. (был приведён в боевую готовность, но в море не выходил[2])
  • Дата снятия с вооружения: 1752

Один из сильнейших боевых кораблей своего времени — по относительной стоимости строительства, наукоёмкости и распространённости аналогов в других флотах мира корабль примерно соответствовал нынешним атомным авианосцам. Первый в России (и один из первых в мире) корабль 110-пушечного класса, на практике мог нести от 110 до 130 орудий, поскольку малокалиберные пушки на верхних палубах было достаточно легко установить или снять.

Линейный корабль «Азов» типа «Иезекиль», 1828

74-пушечные линейные корабли типа «Иезекиль»

  • Генеральный конструктор: A. M. Курочкин
  • Год принятия на вооружение: 1826
  • Производитель: Архангельское адмиралтейство; Охтенская верфь в Санкт-Петербурге
  • Применение: Наваринское сражение; Русско-турецкая война 1828—1829 гг.; Подавление польского восстания 1831—1832 гг.; Обеспечение переброски Гвардейского корпуса в Данциг и обратно в 1835 г.; Экспедиция Балтийского флота в датские воды 1848—1850 гг.; Крымская война 1853—1855 гг.
  • Дата снятия с вооружения: 1863

Последняя массовая серия парусных линейных кораблей отечественного флота, состоявшая из 25 единиц. Корабли умеренного для парусных линкоров размера отличались высокой прочностью корпуса, хорошей мореходностью, удобным расположением артиллерии и рациональной внутренней планировкой. Они лишь формально являлись 74-пушечными, на практике неся большее число орудий, обычно оцениваемое в 80 стволов.[1] В том числе к ним относился знаменитый линейный корабль «Азов», первым в российском флоте получивший кормовой георгиевский флаг за подвиг в Наваринском сражении, где корабль получил 153 пробоины, лишившись заодно всех мачт и рей, но потопил три фрегата, один корвет, а также сжёг, вынудив выброситься на мель, турецкий флагманский 80-пушечный линейный корабль «Мухарем-бей».

Мониторы «Новгород» и «Вице-адмирал Попов»

Мониторы (броненосцы береговой обороны) «Новогород» и «Вице-адмирал Попов»

Уникальные по конструкции корпуса корабли, немного отличавшиеся размерами и калибром орудий, являющиеся вершиной развития популярной в то время концепции организации мобильной береговой обороны с помощью небольших и относительно тихоходных, зато отлично бронированных и вооружённых 1-2 огромными орудиями канонерских лодок. В этих кораблях для установки пары самых мощных орудий того времени при сохранении малой осадки, крайне желательной при обороне Днепровского лимана, дельты Дуная и Керченского пролива, а также улучшения меткости стрельбы и бронирования корпус был укорочен до такой степени, что его ширина сравнялись с длиной, в результате чего палуба кораблей имела в плане вид правильной окружности. Несмотря последующую на острую критику очевидных недостатков «поповок», свою задачу они выполнили полностью, поскольку крайне слабые в то время черноморские верфи таки успели построить эти относительно простые корабли в очень сжатые сроки, а во время последовавшей вскоре Русско-турецкой войны многократно превосходящие силы турецкого флота так и не решились атаковать обороняемые ими акватории и конвои.[5] Оба корабля прослужили до 1903 года, после чего находились в резерве до 1911 года, когда были разрезаны на металл.

Эскадренный броненосец «Пётр Великий»

Монитор (эскадренный броненосец) «Пётр Великий»

  • Генеральный конструктор: А. А. Попов
  • Год принятия на вооружение: 1876
  • Производитель: Верфь на Галерном острове в Санкт-Петербурге
  • Применение: Первая мировая война (в качестве базы подводных лодок после перестройки в учебный корабль)
  • Дата снятия с вооружения: 1903 (перестроен в учебный корабль), 1921, 1959

Самый сильный в мире боевой корабль своего времени. Заложен в 1869 году, спущен на воду в 1872 году, введён в строй в 1877 году. Под влиянием известий о строительстве этого корабля Британская Империя поспешила построить броненосец с немного более крупнокалиберными орудиями, однако реально именно «Пётр Великий» обладал огромным преимуществом в вооружении, получив новейшие казнозарядные орудия Обуховского завода[2], стрелявшие гораздо чаще фактически морально устаревших ещё на стапеле дульнозарядных пушек британского аналога. В 1881 году прошёл модернизацию механизмов в Глазго[6] и был переклассифицирован в эскадренные броненосцы. С 1903 года перестроен в учебный корабль, с 1917 года — плавбаза подводных лодок, в 1918 году участвовал в Ледовом походе. С 1921 года — блокшив Кронштадтского порта, разрезан на металл в 1959 году.

Миноносец «Взрыв»

Минная лодка (миноносец) «Взрыв»

Первый в мире миноносец — вооруженный почти одними торпедами корабль, в отличие от более мелких миноносок и совсем крошечных минных катеров, достаточно мореходный для использования в открытом море. Хотя в англоязычных источниках первым миноносцем чаще всего называют вошедший в строй в том же году английский «Лайтнинг», однако в несколько раз меньшее водоизмещение английского кораблика (33 тонны) однозначно относит его к немореходным миноноскам, причём едва ли не к самым мелким, линию развития которых продолжили позднее торпедные катера. У «Взрыва» же водоизмещение составляло по разным данным от 137 до 160 тонн. Корабль прослужил на Балтийском море, в том числе в учебном отряде до 1906 года и сдан на слом в 1907 году.

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов», 1890

Броненосный фрегат «Адмирал Нахимов»

  • Год принятия на вооружение: 1888
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Применение: Русско-японская война.
  • Дата снятия с вооружения: 1905 (героически погиб в бою)

Сильнейший и лучший по совокупности показателей в мире броненосный крейсер своего времени. Совершил множество дальних походов по всему миру. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Цусимском сражении Русско-японской войны уже будучи основательно устаревшим.

Передняя часть одного из броненосцев типа «Екатерина II»

Броненосцы типа «Екатерина II»

  • Год принятия на вооружение: 1889
  • Производитель: Николаевское адмиралтейство (Николаев) , Верфи РОПиТа (Севастополь)
  • Количество в серии: 4
  • Дата снятия с вооружения: 1920

Уникальные для своего времени по мощи огня в переднем направлении броненосцы, специально спроектированные для встречного сражения с сильнейшим в мире в то время английским флотом в узостях Черноморских проливов. Сила огня в переднем направлении обеспечивалась за счёт размещения спереди бок-о-бок сразу двух двухорудийных артиллерийских установок с одними из самых мощных в мире орудий.

Крейсер «Рюрик»

Большой крейсер фрегатского ранга «Рюрик»

  • Год принятия на вооружение: 1895
  • Производитель: Балтийский завод в Санкт-Петербурге
  • Применение: Ихэтуаньское восстание в Китае, Русско-японская война.
  • Дата снятия с вооружения: 1904 (героически погиб в бою)

Один из сильнейших в мире броненосных крейсеров своего времени, имевший уникальное сочетание характеристик, нужное именно для отечественного флота на Тихом океане. Одним из последних получил небольшое количество парусов для экономии топлива в океане, впоследствии снятых из-за фактической бесполезности. Совершил множество дальних походов и стал основателем целой линии развития отечественных броненосных крейсеров. Героически погиб в бою с превосходящими силами противника в Корейском проливе во время Русско-японской войны.

Танкер «Вандал»

Танкеры (теплоходы, дизель-электроходы) типа «Вандал»

Первые в мире теплоходы и первые в мире дизель-электроходы. При этом если на первом из них — «Вандале» — было полное электродвижение с безальтернативной работой винтов от электродвигателей, то уже на «Сармате» каждый из трёх дизелей на крейсерском ходу напрямую подключался к винтам.

Эсминец «Новик», 1911

Эскадренный миноносец «Новик»

Самый быстрый в мире корабль своего времени (37,3 узла) и самый совершенный эсминец эпохи, положивший начало фактически новому пониманию класса. По его улучшенному проекту было построено множество отечественных эсминцев, служивших вплоть до конца Великой Отечественной войны. Корабль отличился в Первую мировую войну, в частности в одиночку победив два новейших германских эсминца, один из которых в результате был уничтожен. Погиб на морской мине в 1941 году.

Линкор «Полтава» типа «Севастополь»

Линейные корабли типа «Севастополь»

  • Генеральные конструктора: Д. Д. Дубицкий (по механической части) и Б. О. Василевский (по судостроительной части).
  • Год принятия на вооружение: 1914
  • Производитель: Адмиралтейские верфи и Балтийский завод в Санкт-Петербурге.
  • Применение: Первая мировая война, Гражданская война, Зимняя война, Великая Отечественная война.
  • Дата снятия с вооружения: 1956 (бронебашенные установки главного калибра и их орудия, находящиеся на хранении в войсках береговой обороны под Севастополем, формально остаются на вооружении и в 2020-х, то есть более 100(!) лет)
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Уникальные по своей конструкции на момент проектирования корабли, отличавшиеся исключительной для своего размера огневой мощью и удобством использования артиллерии главного калибра в условиях эскадренного боя. Все 4 корабля были построены практически одновременно. Имели не очень удачное бронирование, что ограничили их использование в Первой Мировой войне. Стали образцом для проектирования последующих отечественных дореволюционных линейных кораблей и линейных крейсеров. Вследствие потери Черноморского флота в Гражданскую войну, пережившие революционную анархию три корабля стали единственными линейными кораблями Советской России, в том числе и на Чёрном море.

Спасательное судно «Коммуна», 2009

Спасательное судно «Коммуна» («Волхов»)

  • Год принятия на вооружение: 1915
  • Производитель: Путиловская верфь в Санкт-Петербурге.
  • Применение: многочисленные поисково-спасательные операции, в том числе в боевых и приближенных к ним условиях в ходе Первой мировой войны, Гражданской войны, Зимней войны, Великой Отечественной войны, Холодной войны, Войны на Украине (2014—2023)
  • Дата снятия с вооружения: в строю (более 100(!) лет)
  • Логотип RuTube с 2022 года.png Видео

Уникальное в истории морских флотов судно более ста лет находящееся в составе флота в реально действующем состоянии, ветеран обеих мировых войн. Изначально спасательное судно «Волхов» было предназначено для подъёма подводных лодок целиком, чем, помимо прочего, не раз впоследствии с успехом и занималось, пока подводные лодки не выросли в размерах. В 1922 году судно было переименовано в "Коммуну", а в 1967 году оно было перебазировано из Кронштадта в Севастополь. В 1973 году «Коммуна» была оснащена собственным подводным спасательным аппаратом, а в XXI веке — и новейшей подводной робототехникой.

Советский Союз

Лидер «Москва» проекта 1

Лидеры эскадренных миноносцев типа «Ленинград» проекта 1

В целом не очень удачные корабли, тем не менее ознаменовали собой важный этап выхода отечественной судостроительной отрасли из революционного развала, поскольку стали первыми скоростными кораблями соответствующего размера, спроектированными и построенными в стране после революций, к тому же, в отличие от других отечественных довоенных скоростных кораблей, с минимальным использованием зарубежных проектов. Стали основой для создания лидеров близкого по конструкции, но доработанного проекта 38.

Ракетный катер проекта 183-Р, 1974

Ракетные катера проекта 183-Р «Комар»

  • Количество в серии: 112 в СССР и около 40 в Китае
  • Год принятия на вооружение: 1959
  • Производители: заводы № 5, № 602, также производились в Китае.
  • Применение: Арабо-Израильские войны.
  • Дата снятия с вооружения: 2002(?) (Мьянма)

Общепризнанно первые в мире ракетные катера, ставшие родоначальниками данного типа военных судов. Были созданы на базе конструкции торпедных катеров проекта 183. Широко экспортировались в разные регионы мира, строились по лицензии также и в Китае. Совершили первое успешное применение противокорабельных ракет в бою, когда двумя египетскими катерами этого проекта был потоплен эсминец «Эйлат».

Противолодочный крейсер «Ленинград» проекта 1123, 1990

Противолодочные крейсера типа «Москва» проекта 1123

  • Руководитель разработки проекта: А. С. Савичев
  • Количество в серии: 2
  • Год принятия на вооружение: 1965
  • Производитель: Черноморский судостроительный завод.
  • Применение: Разминирование Суэцкого залива, Разминирование южной части Красного моря
  • Дата снятия с вооружения: 1996
  • Logo YouTube por Hernando.svg Видео

Уникальные по концепции крейсера-вертолётоносцы, способные при достаточно серьёзном собственном, прежде всего противовоздушном, вооружении неделями круглые сутки держать в воздухе сразу 4 противолодочных вертолёта. Стали первыми отечественными авианесущими кораблями, построенными в этот период. По всей видимости, послужили образцом при проектировании аналогичных крейсеров в итальянском флоте.

Десантный корабль проекта 1205 «Скат», 2009

Десантные катера на воздушной подушке проекта 1205 «Скат»

Первые серийные отечественные десантные катера на воздушной подушке. Один из них сохранился в московском филиале Музея военно-морского флота.

Малый ракетный корабль проекта 1234, 1988

Малые ракетные корабли проекта 1234 «О́вод»

Родоначальники своего подкласса кораблей в мировом кораблестроении представляли собой по сути увеличенные до размеров небольшого корабля (корвета) ракетные катера, нёсшие чрезвычайно мощное противокорабельное вооружение, а также значительно более эффективные, чем на катерах, средства противовоздушной самообороны. Поставлялись на экспорт в Индию, Ливию и Алжир.

Десантный корабль проекта 12321 «Джейран», 1978

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 1232/12321 «Джейран»

  • Год принятия на вооружение: 1970 (опытная эксплуатация), около 1975
  • Производители: Приморский судостроительный завод
  • Количество в серии: 20 (считая опытный экземпляр проекта 1232)
  • Применение:
  • Дата снятия с вооружения: 2010

Первые в мире серийные десантные корабли на воздушной подушке, самые крупные в мире корабли такого рода своего времени.

Малый ракетный корабль МРК-5, 1988

Малый ракетный корабль МРК-5 проекта 1240 «Ураган»

Крупнейшее в мире судно на подводных крыльях своего времени — малый ракетный корабль проекта 1240 — не пошёл в серию из-за сложности конструкции, лишь частично компенсировавшейся огромной скоростью до 60 узлов (111 км/ч), длительно на своих огромных подводных крыльях корабль мог развивать до 45-50 узлов.

Экраноплан проекта 904 «Орлёнок» в музее, 2008

Малые десантные корабли-экранопланы проекта 904 «Орлёнок»

  • Руководитель разработки проекта: Р. Е. Алексеев
  • Год принятия на вооружение: 1979
  • Производитель: Опытный завод «Волга»
  • Количество в серии: 1
  • Применение:
  • Дата снятия с вооружения: 2006

Крупнейшие в мире экранопланы своего времени, имевшие возможность также подниматься в самолётном режиме до высоты 3 км. Проходили службу в составе Каспийской флотилии.

Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Фрунзе» проекта 1144, 1986

Тяжёлые атомные ракетные крейсера проекта 1144 «Орлан»

Самые крупные и сильные надводные неавианесущие боевые корабли, построенные в период с окончания Второй мировой войны вплоть до настоящего времени (до 2023 года). Корабли характеризуются мощнейшим вооружением всех типов, а также огромным боезапасом и неограниченной дальностью плавания, что особенно востребовано при выполнении задач вдали от российских берегов.

Гвардейский ракетный крейсер «Москва» проекта 1164, 2012

Ракетные крейсера проекта 1164 «Атлант»

Уникальные мощности противокорабельного вооружения своей эпохи и по архитектуре в своём классе неатомные корабли, несущие также серьезное артиллерийское и противовоздушное вооружение. Стали на долгое время самыми мощными надводными кораблями и фактически символами Тихоокеанского и Черноморского флотов.

В некотором смысле символом стал и четвёртый недостроенный корабль серии — «Адмирал Лобов», готовый к моменту развала СССР более, чем на 90 %. В 1993 году получил название «Украина», далее почти 30 лет ржавел у стенки под обещания достройки от каждого последующего кандидата в президенты Украины, после чего дважды в 2019 и 2021 годах, с перерывом на очередное обещание, было принято решение о его сдаче на металлолом.

Десантный корабль проекта 12322 «Зубр», 2009

Малые десантные корабли на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»

Крупнейшие в мире корабли на воздушной подушке, способные одновременно перевозить три танка или 500 человек десанта, или 140 человек десанта и 8 — 10 единиц лёгкой бронетехники, имеющие достаточно серьёзное вооружение для поддержки десанта. Поставлялись в Грецию и Китай.

Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» проекта 1143.5, 2012

Тяжёлый авианесущий ракетный крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Первый полноценный отечественный авианосец. Первый в мире авианосец с системой трамплинного взлёта, единственный в мире пригодный для посадки такого тяжелого истребителя как Су-33. Отличается от классических авианосцев также наличием достаточно мощного ударного ракетного оружия, что, помимо прочего, дает ему возможность проходить через Черноморские проливы, где по действующим международным договорам авианосец могут и не пропустить. На разных этапах проектирования и строительства нёс названия «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев» и «Тбилиси».

Экраноплан проекта 903, 2021

Ракетный корабль-экраноплан проекта 903 «Лунь»

  • Год принятия на вооружение: 1991
  • Производитель: Опытный завод «Волга»
  • Количество в серии: 1
  • Применение:

Далеко превосходивший по размерам все известные как тому времени, так и позднее, как минимум, до начала 2020-х годов, экранопланы корабль, напоминающий крупный самолёт. Также являлся единственным в своём роде ракетоносцем среди экранопланов, имея при этом на борту очень мощное противокорабельное ракетное оружие.

Современная Россия

Десантный катер проекта 11770 «Серна», 2015

Десантные катера проекта 11770 «Серна»

  • Год принятия на вооружение: 1994
  • Производитель: Судостроительный завод «Волга», Восточная верфь
  • Количество в серии: 16
  • Дата снятия с вооружения: В строю

Первые в мире серийные суда и, соответственно, первые в мире десантные катера, использующие движение на воздушной каверне. Экспортировались в ОАЭ и Эстонию.

Малый ракетный корабль «Самум» проекта 1239, 2010

Малые ракетные корабли проекта 1239 «Сивуч»

Крупнейшие в своём подклассе в истории мирового судостроения корабли на на воздушной подушке скегового типа, в водоизмещающем режиме представляющие собой катамараны, несущие очень мощное противокорабельное ракетное вооружение. При использовании воздушной подушки достигают скорости 55 узлов.

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь», 2015

Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Уникальные в своём роде по конструкции крупнейшие в мире суда на воздушной каверне.

Малый ракетный корабль «Град Свияжск» проекта 21631, 2015

Малые ракетные корабли проекта 21631 «Буян-М»

Первые в мире в своём роде корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Отличаются также тем, что, имея малую осадку, являются кораблями класса «река-море» и могут при необходимости в буквальном смысле прятаться по камышам и затонам на всех многочисленных судоходных реках Русской равнины.

Малый ракетный корабль «Буря» проекта 22800

Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт»

Вторые, после «Буянов-М», в мире корабли, которые при малом водоизмещении были вооружены ракетным комплексом с крылатыми ракетами большой дальности, имеющим стратегическое значение. Также не имеют аналогов в мире, поскольку отличаются увеличенной осадкой и мореходностью, так как предназначены для эксплуатации не в Каспийской флотилии и на внутренних водных путях, а в морях Европы, Азии и Дальнего Востока.

«Северный полюс», 2022

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903

Уникальное в своëм роде на момент постройки судно, специально предназначенное для длительного дрейфа во вмороженном во льды состоянии с целью всестороннего исследования центральной Арктики. Судно было построено в связи с трудностями, возникшими из-за глобального потепления с поисками достаточно прочных льдин для размещения базовых лагерей дрейфующих поляных станций серии «Северный полюс».

См. также

Примечания

  1. Головной корабль серии строился после смерти Петра I, но точно по пропорциям, разработанным под руководством Петра в «Табели о корабельных пропорциях» 1723 года на основе петровской же разработки 64-пушечного корабля «Ингерманланд» и результатов опытов, специально проведённых для устранения его отдельных небольших недостатков.
  2. Анна Иоанновна, возобновив строительство флота, всё же не сумела организовать достаточное количество учений и полноценное снабжение, в результате чего к началу войны корабельный флот подошёл в удручающем состоянии и всю тяжесть войны, по сути, вынес гребной флот. Победы при этом удалось добиться во многом благодаря тому, что в шведском флоте имелись те же проблемы, возможно даже в более крупных масштабах. Высокотехнологичный и жутко дорогой 110-пушечный корабль, по-видимому, просто побоялись без крайней нужды доверять вести в бой далеко от базы слабо обученному экипажу.
  3. Выполнили строительство «Новгорода»
  4. Повторная сборка Новгорода и строительство «Вице-адмирала Попова»
  5. Следует также отметить, что «поповки» стали, по-видимому, единственными действительно боеспособными плавсредствами, построенными по концепции малого корабля с 1-2 огромными орудиями, поскольку их аналоги из-за низкой скорострельности больших орудий и присущей маленьким кораблям сильной качки в реальном бою никуда попасть не могли, что и продемонстрировали, в частности, три даже куда более крупных японских крейсера типа «Мацусима» так ни в кого и не попавшие из орудий главного калибра за две войны с Китаем и Россией. Круглые же броненосцы адмирала Попова даже в относительно свежую погоду стояли в воде практически не качаясь, что давало возможность вести достаточно меткую стрельбу.
  6. Ранее добросовестно работавший крупнейший в России частный машиностроительный завод Берда при изготовлении силовой установки броненосца допустил явный брак во многих местах, что вскоре привело к смене собственника из-за отказа государства оплачивать некачественную работу. За отсутствием в стране других аналогичных заводов доведение механизмов до ума после относительной нормализации международных отношений вслед за Русско-турецкой войной 1877—1878 годов поручили англичанам.