Крепости России: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 17: Строка 17:


'''1906—1917 гг.''' — после Русско-японской войны единственный глубоководный порт страны на Тихом Океане с подведённой железной дорогой стал ещё более важным, вследствие чего было принято решение о преобразованит Владивостока в одну из сильнейших в мире морских крепостей, для чего в это время он подвергся [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|коренной реконструкции]], в значительной мере выполненной до революций 1917 года, причём строительство не прекращалось даже во время Первой Мировой войны.
'''1906—1917 гг.''' — после Русско-японской войны единственный глубоководный порт страны на Тихом Океане с подведённой железной дорогой стал ещё более важным, вследствие чего было принято решение о преобразованит Владивостока в одну из сильнейших в мире морских крепостей, для чего в это время он подвергся [[Крупные_российские_проекты_(Николай_II,_1906-1917)#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D0.BF.D0.BE.D1.81.D1.82.D1.8C_.D0.92.D0.BB.D0.B0.D0.B4.D0.B8.D0.B2.D0.BE.D1.81.D1.82.D0.BE.D0.BA.C2.A0.E2.80.94_.D0.BA.D0.BE.D1.80.D0.B5.D0.BD.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D1.80.D0.B5.D0.BA.D0.BE.D0.BD.D1.81.D1.82.D1.80.D1.83.D0.BA.D1.86.D0.B8.D1.8F|коренной реконструкции]], в значительной мере выполненной до революций 1917 года, причём строительство не прекращалось даже во время Первой Мировой войны.
В результате последовавших затем Гражданской войны и оккупации строительство было заброшено, а затем крепость была разоружена по условиям договора о выводе японских войск. Снова укреплять Владивосток стали только в 1930-х годах.


=== Керченская крепость ===
=== Керченская крепость ===

Версия от 13:52, 7 января 2019

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Здесь собирается перечень российских крепостей, укрепрайонов и прочих фортификационных сооружений и их комплексов всех времён, достаточно крупных для попадания в списки серии статей Крупные российские проекты, а также аналогичных более мелких, но ставших важными или широко известными, в том числе национальными символами России.

Морские крепости

Руины главного форта крепости Бормазунд, 2007

Бормазунд (ныне Бормасунд, Финляндия)

1809 г. — вскоре после присоединения западной Финляндии и Аландских островов к России на Аланде — крупнейшем из островов архипелага была выкуплена земля и начались подготовительные работы к строительству морской крепости у пролива Бормазунд, ведущего в удобную для флота бухту Лумпарн. В связи с международной обстановкой на других границах и последовавших Отечественной войны 1812 года, войны с Персией и Заграничного похода дальнейшие работы вскоре были отложены, как оказалось более, чем на 20 лет.

1832—1854 гг. — с возобновлением работ при Николае I крепость на Аландских островах (ныне в Финляндии) у одноимённого пролива медленно строилась, однозначно достигнув размера крупного проекта ещё до Крымской войны (главный форт крепости был завершён в 1844 году).

1854 г. — послу успешного отражения нападения с моря недостроенная крепость после непродолжительных, но упорных боёв была взята с суши в основном действием очень большого по тем временам количества артиллерии многократно превосходящих англо-французских войск во время Крымской войны, после чего была взорвана.

Позднее крепость не восстанавливалась. Ныне часть неплохо сохранившися благодаря облицовке из толстых многоугольных гранитных плит развалин крепости служит туристическим объектом в Финляндии.

Владивосток

1889—1905 гг. — важнейший российский порт на Тихом Океане, преобразованный в крепость получил первую систему укреплений с суши и с моря, в целом успешно выполнившую свою задачу в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.

1906—1917 гг. — после Русско-японской войны единственный глубоководный порт страны на Тихом Океане с подведённой железной дорогой стал ещё более важным, вследствие чего было принято решение о преобразованит Владивостока в одну из сильнейших в мире морских крепостей, для чего в это время он подвергся коренной реконструкции, в значительной мере выполненной до революций 1917 года, причём строительство не прекращалось даже во время Первой Мировой войны.

В результате последовавших затем Гражданской войны и оккупации строительство было заброшено, а затем крепость была разоружена по условиям договора о выводе японских войск. Снова укреплять Владивосток стали только в 1930-х годах.

Керченская крепость

1857—1872 гг. — компактная, но мощная морская крепость без порта, представлявшая собой по сути гигантскую батарею береговой обороны, была построена в районе будущего Крымского моста для контроля входа в Керченский пролив на месте бывшей батареи береговой обороны 1771 года, взятой в Крымскую войну противником с суши. Крепость не следует путать с более древней крепостью Керчи — Еникале.

Вследствие неожиданно быстрого прогресса артиллерии укрепления крепости вскоре безнадёжно устарели и сохранились в практически первоначальном виде. Крепость доступна для посещения и является туристическим объектом.

Кронштадт

Либава (Порт Императора Александра III, ныне Лиепая, Латвия)

Морская крепость Императора Петра Великого

Почтовый блок в честь 100-летия героической обороны Порт-Артура

Порт-Артур

1898 г. — морская крепость Порт-Артур на Жёлтом море взята в аренду у Китая на 25 лет.

1900—1904 гг. — Порт-Артурская крепость подверглась коренной реконструкции.

1904 г. — многомесячная героическая оборона Порт-Артура в ходе Русско-японской войны 1904—1905 гг.. Крепость сдалась после исчерпания ресурсов к обороне и сил гарнизона, при этом общие потери штурмующих почти втрое превысили численность гарнизона крепости.

1905 г. — по Портсмутскому мирному договору Россия отказалась от права аренды Порт-Артура.

1945—1955 гг. — по договору с Китаем Порт-Артур находится в совместном использовании Китая и СССР.

Севастополь

1784—1787 гг. — выполнены первоочередные работы по строительству морской крепости Севастополь на берегу Ахтиарской бухты, хотя самые первые полевые укрепления там были построены контингентом русских войск под командованием А.В. Суворова ещё до присоединения Крыма к России.

...

Троицкая крепость (Таганрог)

Сухопутные крепости

Файл:Novogeorgievsk 1884 1.jpg
Укрепления Новогеоргиевска в 1884 г.

Новогеоргиевск (ныне Модлин, Польша)

1832—1841 гг. — в результате грандиозного мегапроекта построенная ещё Наполеоном крепость Модлин на слиянии Вислы и Нарева полностью перестроена в крупнейшую в мире крепость Новогеоргиевск.

1862(1864?) г. — достроена Оборонительная казарма цитадели Новогеоргиевской крепости — в XX—XXI веках — самое длинное здание в Европе — на 15 метров длиннее стен Московского кремля.

1883—1888 гг. — в ходе масштабной реконструкции крепость получила внешний обвод из 8 новых артиллерийских фортов. Также был модернизирован форт Остроленка.

1912(1894)—1914 гг. — крупная реконструкция крепости под требования противостояния артиллерии современного типа постепенно велась с 1894 года, но с 1912 года была резко расширена и по целям, и по финансированию. До начала Первой Мировой войны была выполнена уже в значительном объёме.

1915 г. — после непродолжительной осады и мощного штурма крепость сдалась немецким войскам на фоне предательства её командира, вероятно имевшего отношение и к имевшему место несколько ранее подозрительному захвату противником совершенно секретных полных планов её укреплений.

Ныне в значительной степени сохранившаяся крепость находится на территории Польши.