Доступ России к Мировому океану: различия между версиями
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
IgorSPb (обсуждение | вклад) |
||
Строка 106: | Строка 106: | ||
Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов: | Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов: | ||
* '''Время освоения.''' Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках. | * '''Время освоения.''' Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках. | ||
* '''Экономический потенциал.''' Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля<ref>В 1584 году был основан | * '''Экономический потенциал.''' Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля<ref>В 1584 году был основан [[Архангельск]] — вплоть до начала XVIII века через него проходила почти вся торговля России с Западной Европой. Значение Архангельска и в целом Европейского Севера в XVIII веке снизилось, ибо у России появились порты на Балтийском и Черном море. Во время мировых войн, когда России блокировали доступ в Мировой океан через Балтику и Причёрноморья, значение Европейского Севера повышалось — например, во время Первой Мировой войны в 1916 году был основан Романов-на-Муроме (ныне [[Мурманск]]), ставший ещё одним крупным портом России на Европейском Севере.</ref>. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь во второй половине XX века в связи с развитием [[Северный морской путь|Северного морского пути]]. | ||
* '''Климатические условия.''' Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим). | * '''Климатические условия.''' Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим). | ||
* '''Расположение.''' | * '''Расположение.''' Европейский Север гораздо ближе к центральной России и ее транспортной инфраструктуре, чем север Сибири и Дальнего Востока. | ||
==== Арктические порты ==== | ==== Арктические порты ==== |
Версия от 23:38, 23 марта 2019
Доступ России к Мировому океану — одно из ключевых условий, определяющих статус России как великой державы. Мировой океан — непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава. Составляет основную часть гидросферы Земли и покрывает почти 70 процентов земной поверхности.
Борьба за выход к морям является одним из значимых факторов российской истории – например, для доступа к незамерзающим Балтийскому и Чёрным морям России приходилось в XVII-XVIII вести войны с Швецией и Турцией, которые в то время были могущественными государствами.
Общий обзор положения дел
Территорию России омывают 13 морей, 12 из них относятся к трем океанам — Атлантическому, Тихому и Северному Ледовитому, а Каспийское море-озеро является замкнутым водоёмом, не связанным с Мировым Океаном. Поэтому морские границы России одни из самых протяжённых в мире — длина одной лишь береговой линии составляет более 20 тыс. километров.
С одной стороны, большая часть судоходных рек России впадают в Северный Ледовитый океан (карта) с его малыми транспортными потоками (из-за ледовых условий), а доступ в Тихий и Атлантический океаны является опосредованным через моря, выходы из которых контролируется государствами, далеко не всегда дружественными России. Данный расклад создает картину очень ограниченного доступа России к Мировому океану и часто служит поводом относить Россию к континентальным державам.
С другой стороны, расклад для России не безнадежен, ибо:
- Российский военно-морской флот является одним из сильнейших в мире;
- Имеющиеся выходы к морям дают огромные возможности для торговли, рыболовства и добычи ресурсов
- Россия владеет крупнейшим в мире континентальным шельфом с его огромными запасами углеводородов и иных ресурсов
- Современные технологии и потепление климата резко расширяют возможности по освоению Арктики и превращению Северного морского пути в одну из главных международных торговых трасс
Какие моря омывают Россию?
Название | Принадлежность к океану | Район акватории России | Карта |
---|---|---|---|
Азовское | Атлантический | Причерноморье | Файл:Azov Sea.jpg |
Балтийское | Атлантический | Балтика | |
Баренцево | Северный Ледовитый | Арктика | |
Белое | Северный Ледовитый | Арктика | |
Берингово | Тихий | Дальний Восток | |
Восточно-Сибирское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Карское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Каспийское | Замкнутое море | Каспий | |
Море Лаптевых | Северный Ледовитый | Арктика | |
Охотское | Тихий | Дальний Восток | |
Печорское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Чёрное | Атлантический | Причерноморье | |
Чукотское | Северный Ледовитый | Арктика | |
Японское | Тихий | Дальний Восток |
Описание районов российской акватории
Методологические пояснения:
- Степень заселённости побережья определяется путем вычисления средней плотности населения методом среднего арифметического. Для расчетов используются показатели плотности населения для субъекта, выходящего к рассматриваемой акватории, в целом, а не для его прибрежных районов.
- Оценка заселённости даётся исходя из средней по стране плотности населения (8,56 чел/км2). При равном и даже меньшем показателе заселенность региона по мировым меркам является крайне низкой, при превосходстве в несколько и более раз — относительно хорошей.
- Крупный порт — порт с ежегодным грузооборотом в 10 млн тонн и/или порт с важным историко-географическим значением. Данные по грузообороту крупных портов приведены за 2015 год[1][2] — источники данных за другие годы указаны в примечаниях.
Арктика
Субъекты РФ на побережье Арктики
Арктическое побережье является наиболее протяженным — общее расстояние, начиная от полуострова Рыбачий (Мурманская область) и заканчивая мысом Дежнёва (Чукотский автономный округ), составляет около 22,6 тысяч километров. На арктический район акватории выходит наибольшее число субъектов и федеральных округов — 8 и 4 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Архангельская область | Северо-Западный | 2,74 |
Красноярский край | Сибирский | 1,21 |
Мурманская область | Северо-Западный | 5,26 |
Ненецкий автономный округ | Северо-Западный | 0,25 |
Республика Карелия | Северо-Западный | 3,49 |
Республика Якутия | Дальневосточный | 0,31 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0,07 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Уральский | 0,69 |
Степень заселения арктического побережья крайне низкая — 1,255 чел./км2. Такая заселённость — следствие крайне неблагоприятных для проживания климатических условий тундры и арктической пустыни, а также массового исхода населения в эпоху экономической разрухи 1990-х годов. В настоящее время влияние этих факторов удалось частично компенсировать — суровый климат постепенно смягчается из-за глобального потепления, а недостаток трудоспобного населения был снижен путем создания рабочих мест с хорошей оплатой труда, что увеличило трудовую миграцию из прочих регионов РФ и из-за рубежа.
Побережье Арктики заселено неравномерно — при движении с запада на восток заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все арктические субъекты на три региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Европейский Север | 2,93 | Архангельская область Мурманская область Ненецкий автономный округ Республика Карелия |
Север Сибири | 0,95 | Красноярский край Ямало-Ненецкий автономный округ |
Север Дальнего Востока | 0,19 | Республика Якутия Чукотский автономный округ |
Данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов:
- Время освоения. Освоение Европейского Севера началось уже в XII—XIII вв., в то время как освоение Сибири и Дальнего Востока лишь в XVII—XVIII веках.
- Экономический потенциал. Когда Сибирь и Дальний Восток только начали осваивать, через Европейский Север уже активно шла внешняя торговля[1]. Торговый и стратегический потенциал севера Сибири и Дальнего Востока начал реализовываться лишь во второй половине XX века в связи с развитием Северного морского пути.
- Климатические условия. Европейский Север обладает более мягкими климатическими условиями из-за влияния тёплого Северо-Атлантического течения (Гольфстрим).
- Расположение. Европейский Север гораздо ближе к центральной России и ее транспортной инфраструктуре, чем север Сибири и Дальнего Востока.
Арктические порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Архангельск | Архангельская область | 3,8 |
Мурманск | Мурманская область | 22 |
Варандей | Ненецкий автономный округ | 6,6 |
Дудинка | Красноярский край | 1,2 |
Плюсы и минусы Арктики
Преимущества Арктического региона
- Российский сектор Арктики занимает почти 50% от площади акватории Северного Ледовитого Океана (карта)
- Наличие крупнейших на планете нетронутых запасов нефти и газа, большей частью которых владеет Россия (карта)
- Огромный потенциал развития Северного Морского Пути как кратчайшей морской магистрали из Европы в Азию
- Непосредственный доступ в Мировой Океан из данной акватории
- Наличие на побережье крупных городов — Архангельск и Мурманск — как центров экономического и политического влияния
Проблемы Арктического региона
- Крайне низкая плотность населения и неблагоприятные климатические условия создают огромные трудности освоения побережья
- Недостаток крупных портов, особенно на севере Сибири и Дальнего Востока
- Затруднённое транспортное сообщение крупных портов друг с другом — ввиду огромной отдаленности, которая усугублена отсутствием коротких путей сухопутного сообщения (авто- и ж/д дороги) с основной транспортной системой России и между портами
- Невозможность круглогодичного использования арктических портов из-за ледовой обстановки в зимний период
- Активная конкуренция за контроль над Арктикой с США, Канадой и другими странами
- Юридические трения по поводу арктического шельфа
Балтика
Субъекты РФ на побережье Балтики
Балтийское побережье наименее протяженное из всех — его длина составляет около 500 километров. На балтийский район акватории выходит наименьшее число субъектов и федеральных округов — 3 и 1 соответственно.
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Калининградская область | Северо-Западный | 64,56 |
Ленинградская область | Северо-Западный | 21,20 |
Санкт-Петербург | Северо-Западный | 3724,65 |
Степень заселения балтийского побережья относительно хорошая — 42,88 чел/км2. В отличие от Арктики, Балтика обладает благоприятными климатическими условиями (южная тайга и подтайга) и концентрацией большой численности населения на малой территории. В расчёт не был взят Санкт-Петербург — его гигантская плотность населения обусловлена расселением 5,5 млн человек на небольшой территории в 1,4 тыс. км2, которая занимает малую часть побережья Балтики.
Балтийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Санкт-Петербург[2] | Санкт-Петербург | 51,7 |
Высоцк | Ленинградская область | 17,5 |
Усть-Луга[2] | Ленинградская область | 87,9 |
Калининград | Калининградская область | 12,7 |
Приморск[2] | Ленинградская область | 59,6 |
Плюсы и минусы Балтики
Преимущества Балтийского региона
- Из всех акторий наиболее близкая к центру страны
- Лёгкость освоения побережья — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий
- Развития транспортная инфраструктура и малые расстояния между крупными портами
- Наличие быстроразвивающихся крупных портов (Усть-Луга, Приморск, Высоцк и др.)
- Наличие на побережье города-миллионера (Санкт-Петербург) и крупного города (Калининград) как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Балтийского региона
- Малая протяженность побережья означает проблемы с размещением прибрежной инфраструктуры, в частности строительство новых портов
- Выходы из Балтики в Мировой океан, в частности выход из Финского залива в Балтийское море[3], контролируются членами НАТО и ЕС[4].
- Территория Калининградской области — эксклав России и окружена членами НАТО и ЕС[5].
Причерноморье
Субъекты РФ на побережье Чёрного и Азовского морей
Общая протяженность азово-черноморского побережья составляет 671 километр — из них побережье Азовского моря составляет 250 км, а черноморского 421 км. В 2014 году в связи с [Воссоединение Крыма с Россией|воссоединением Крыма с Россией]] российское побережье Причерноморья увеличилось на 2500 км, то есть на настоящий момент длина береговой линии России составляет 3171 километр.
На причерноморский район акватории России выходит 4 субъекта и 1 федеральный округ России:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Краснодарский край | Южный | 73.05 |
Республика Крым | Южный | 73,12 |
Ростовская область | Южный | 41,95 |
Севастополь | Южный | 481,79 |
Степень заселения азово-черноморского побережья относительно хорошая — 62,7 чел/км2 (хорошая степень заселённости), что почти в 1,5 раза выше аналогичного показателя по Балтике и делает Причерноморье наиболее заселённой среди всех акваторий. Причина этого — благоприятные климатические условия степей и субтропиков средиземноморского типа, которые делают регион очень благоприятным для проживания и привлекательным для туристов. Также как и на Балтике, в расчёт не был взят город федерального подчинения (в данном случае Севастополь) ввиду концентрации большого населения на малой территории.
Причерноморские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Новороссийск[2] | Краснодарский край | 127,1 |
Туапсе | Краснодарский край | 25,2 |
Ростов-на-Дону | Ростовская область | 11,6 |
Тамань | Краснодарский край | 12,3 |
Азов | Ростовская область | 7,1 |
Порт Кавказ | Краснодарский край | 30,5 |
Керчь[6] | Республика Крым | 2,8[7] |
Евпатория[6] | Республика Крым | 0,9[7] |
Феодосия[6] | Республика Крым | 2,6[7] |
Ялта[6] | Республика Крым | 0,2[7] |
Севастополь[6] | Севастополь | 4,8[7] |
Таганрог | Ростовская область | 2,9 |
Плюсы и минусы Причерноморья
Преимущества Азово-Черноморского региона:
- Наилучшие условиям освоения побережья — из-за наилучшего климата и заселенности среди всех акваторий России
- Близость к центру страны
- Контроль над значительной частью акватории — ~40% площади Чёрного и ~85% площади Азовского морей
- Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
- Большой потенциал развития у Крыма и всего черноморского побережья.
- Наличие на побережье города-миллионера (Ростов-на-Дону) и крупных городов — Севастополь, Сочи, Таганрог, Новороссийск — как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Азово-Черноморского региона:
- Как и в случае с Балтикой, выходы в Мировой Океан, в частности Черноморские проливы[8], контролируются членами НАТО и ЕС, а также Египтом[9]
- Многочисленные проблемы с реализацией экономического потенциала Крыма — антироссийские санкции[10], экономическая зависимость от Украины[11] и обновление инфраструктуры полуострова[12].
- Азовское моря является мелководным и имеет недостаток крупных портов.
Каспий
Субъекты РФ на побережье Каспия
Каспийское побережье России, начиная от устья р. Эмба до госграницы с Азербайджаном, имеет протяженность почти 695 километров. На побережье Каспийского моря выходит 3 субъекта РФ и 2 федеральных округа:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Астраханская область | Южный | 20.78 |
Республика Дагестан | Северо-Кавказский | 59.99 |
Республика Калмыкия | Южный | 3.73 |
Степень заселения каспийского побережья относительно хорошая — 28,1 чел/км2. Это хуже показателей Балтики и Причерноморья, что можно объяснить засушливым и резко континентальным климатом — особенно в Астраханской области, юг которой находится в зоне пустынь и полупустынь.
Каспийские порты
Порт | Субъект РФ | Грузоборот (млн тонн) |
---|---|---|
Махачкала | Республика Дагестан | 3,8 |
Астрахань | Астраханская область | 2,6 |
Оля | Астраханская область | 1,58 |
Плюсы и минусы Каспия
Преимущества Каспийского моря
- Хорошие условия освоения — из-за хорошей заселённости и сравнительно благоприятных климатических условий.
- Наличие богатых запасов нефти и газа
- Близость к центру страны
- Крупные порты меньше удалены друг от друга и имеют более короткие (по сравнению с Арктикой) пути сухопутного сообщения.
- Россия делит акваторию с нейтральными (Туркмения, Азербайджан) и даже дружественными (Казахстан, Иран) странами.
- Каспий связан с Мировым Океаном речной системой Европейской России, в частности через бассейн Волги.
- Наличие на побережье крупнейших городов — Махачкала и Астрахань — как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Каспийского региона
- Малое количество крупных портов.
- Из-за своего замкнутого статуса Каспий мало вовлечён в международные торговые морские потоки.
- Активность террористических группировок в Дагестане и Чечне.
Дальний Восток
Субъекты РФ на побережье Дальнего Востока
Дальний Восток России — восточная часть территории России, к которой относят области бассейнов рек, впадающих в Тихий океан, а также островные владения России в Тихом океане. На побережье морей Дальнего Востока выходит 6 субъектов РФ и 1 федеральный округ:
Субъект | Федеральный округ | Плотность населения |
---|---|---|
Камчатский край | Дальневосточный | 0.68 |
Магаданская область | Дальневосточный | 0,32 |
Приморский край | Дальневосточный | 11,71 |
Сахалинская область | Дальневосточный | 5.59 |
Хабаровский край | Дальневосточный | 1.69 |
Чукотский автономный округ | Дальневосточный | 0.07 |
Степень заселения дальневосточного побережья крайне низкая — 5,01 чел/км2, что в ~4 раза больше аналогичного показателя у Арктики. По сравнению с Арктикой, Дальний Восток обладает более мягкими климатическими условиями — особенно Приморье с его умеренно муссоным климатом. Вместе с этим Дальнему Востоку еще очень далеко до показателей заселенности Каспия, Балтики и Причерноморья.
Как и Арктика, Дальний Восток заселен неравномерно — при движении с юга на север заметно уменьшение плотности населения. Для наглядности стоит разделить все дальневосточные субъекты на два региона:
Регион акватории | Средняя плотность населения (чел/км2) | Субъекты РФ |
---|---|---|
Южно-дальневосточный | 6,33 | Приморский край Сахалинская область Хабаровский край |
Северо-дальневосточный | 0,36 | Камчатский край Магаданская область Чукотский автономный округ |
Как и у Арктики, данная ситуация — следствие взаимосвязанных историко-географических факторов, среди которых определяющую роль играет климат.
Дальневосточные порты
Порт | Субъект РФ | Грузооборот (млн тонн) |
---|---|---|
Ванино | Хабаровский край | 26,8 |
Восточный[13] | Приморский край | 65,2 |
Находка | Приморский край | 21,3 |
Пригородное | Сахалинская область | 16 |
Петропавловск-Камчатский | Камчатский край | 1,92[14] |
Владивосток | Приморский край | 12,9 |
Магадан | Магаданская область | 1,22[15] |
Анадырь | Чукотский автономный округ | 0,215[16] |
Де-Кастри | Хабаровский край | 10,5 |
Посьет | Приморский край | 6,5 |
Плюсы и минусы Дальнего Востока
Преимущества Дальневосточного региона
- Большое количество крупных портов.
- Наличие богатых запасов нефти и газа.
- Близость дружественного Китая как важный фактор экономического развития Дальнего Востока.
- Наличие на побережье крупнейшего (Владивосток) и крупного (Комсомольск-на-Амуре) городов как центров экономического и политического влияния.
Проблемы Дальневосточного региона
- Подобно портам Арктики, порты Дальнего Востока сильно удалены друг от друга и не связаны короткими путями сухопутного сообщения ни друг с другом, ни с основной транспортной системой России
- Наибольшая среди других акваторий удаленность от центра страны
- Порты Приморья выходят на Японское море, выходы из которого в Мировой Океан контролируются Южной Кореей и Японией
- Курильский вопрос как тормоз развития экономического сотрудничества с Японией
См. также
Ссылки
- Топ крупнейших портов России за 2013, 2014 и 2015 годы.
- John Mauldin, George Friedman 10 карт, объясняющих стратегию России
- Сделано у нас: Строительство морских портов России
- Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
Примечания
- ↑ В 1584 году был основан Архангельск — вплоть до начала XVIII века через него проходила почти вся торговля России с Западной Европой. Значение Архангельска и в целом Европейского Севера в XVIII веке снизилось, ибо у России появились порты на Балтийском и Черном море. Во время мировых войн, когда России блокировали доступ в Мировой океан через Балтику и Причёрноморья, значение Европейского Севера повышалось — например, во время Первой Мировой войны в 1916 году был основан Романов-на-Муроме (ныне Мурманск), ставший ещё одним крупным портом России на Европейском Севере.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 Входит в список крупнейших портов мира по данным AAPA за 2016 год.
- ↑ Большая часть акватории Финского залива это воды Финляндии и Эстонии — данное обстоятельство позволяет сковать бóльшую часть Балтийского Флота РФ в восточной части залива. Такая тактика уже использовалась против России — во время Великой Отечественной войны совместными усилиями немцев и финнов Балтийский флот СССР был загнан в восточную часть залива, а также пресечено снабжение блокадного Ленинграда по морю.
- ↑ Балтийское море связано с Атлантическим океаном через Кильский канал (карта) и Скандинавские проливы (карта). Первый выход контролируется Германией, второй — Данией, Швецией и Норвегией.
- ↑ Сухопутные пути сообщения с Россией проходят по территории Прибалтики, а морские пути проходят лишь через Калининград (единственный крупный порт области).
- ↑ 6,0 6,1 6,2 6,3 6,4 С 2014 года в составе РФ.
- ↑ 7,0 7,1 7,2 7,3 7,4 По данным 2013 года.
- ↑ Проливы Босфор и Дарданнелы, отделяющие Чёрное море от Эгейского, с середины XV века контролируются Турцией (член НАТО с 1952 года), которая по Конвенции Монтрё контролирует проход всех военных судов по проливам
- ↑ Эгейское море по большей части воды Греции — как и Турция, член НАТО с 1952 года. Далее идёт Средиземное море, связанное с Мировым океаном двумя проходами — Гибралтарский пролив (под контролем Великобритании и Испании и Суэцкий канал (под контролем Египта). Если Греция и Египет более менее дружелюбны к России, то Великобритания и Испания к таковым не относятся.
- ↑ Как и Россия в целом, Крым является жертвой экономической войны Запада и Украины, начатой с целью изоляции и ослабления экономики полуострова — ни Запад, ни Украина не признали воссоединение Крыма с Россией
- ↑ На момент 2018 года данная зависимость частично преодолена — например, строительство Керченского моста позволит напрямую связать Крым с транспортной инфраструкторой Юга России.
- ↑ В частности, строится автотрасса «Таврида» с целью прочнее связать между собой Севастополь и Керчь
- ↑ Вместе с Козьмино
- ↑ Данные 2012 года.
- ↑ Данные 2011 года.
- ↑ Данные 2011 года.