Царь-вещи: различия между версиями
Строка 57: | Строка 57: | ||
: ''См. также: [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»|Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»]]'' | : ''См. также: [[Крупные российские проекты (Михаил Горбачёв, 1985-1991)#Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»|Транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности Ан-225 «Мрия»]]'' | ||
Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки шаттла «Буран»). Единственный лётный экземпляр находится на территории [[Украина|Украины]] и эксплуатируется компанией Antonov Airlines. | Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки шаттла «Буран»). | ||
Единственный лётный экземпляр находится на территории [[Украина|Украины]] и по сей день (2015) эксплуатируется компанией Antonov Airlines, перевозя крупные штучные грузы по всей Евразии. | |||
<br clear="all" /> | <br clear="all" /> | ||
Версия от 23:46, 20 июля 2015
В этой статье собраны уникальные российские вещи, являющиеся наиболее крупными в своём классе и традиционно именующиеся с приставкой «царь».
Царь-книга
Лицевой летописный свод Ивана Грозного, также известный как Царь-книга — иллюстрированный «в лицах» летописный свод событий мировой и русской истории «от сотворения мира» до 1567 года, уникальное по объёму и масштабу летописное издание. Создан в 60—70-х годах XVI века для царской библиотеки в единственном экземпляре. В свод входят 10 томов, содержащих около 10 тысяч листов тряпичной бумаги. Страницы лицевого свода содержат более чем 16 тысячами миниатюр.
Царь-колокол
Крупнейший по массе (200 т.) церковный колокол был отлит 25 ноября 1735 года. Из-за пожара часть колокола откололась, пока он был ещё в литейной яме, где он и пробыл затем целых 100 лет. 17 августа 1836 года Царь-колокол был извлечён из литейной ямы и установлен Московском Кремле на постаменте.
Царь-пушка
Артиллерийское орудие, весом 39 тонн и калибром 890 мм, изготовленное в 1589 году русским мастером Андреем Чоховым. Является памятником русской артиллерии и литейного искусства. Занесена в книгу рекордов Гиннесса как пушка-бомбарда самого большого калибра. Сохранившийся оригинал находится на Ивановской площади Кремля, у собора Двенадцати Апостолов.
Царь-ваза
Большая Колыванская ваза, находящаяся в эрмитаже — крупнейшая ваза в мире. Выдающееся произведение камнерезного искусства выполнено из зелёно-волнистой яшмы. Вес вазы — 19 тонн, высота с пьедесталом — 2,57 м, большой диаметр — 5,04 м, малый — 3,22 м. Её неофициально иногда называют[1] Царь-вазой (не путать с небольшой античной Царицей ваз из того же Эрмитажа).
Царь-танк
- См. также: Тяжёлый танк Лебеденко (Царь-танк)
Проект колёсного боевого устройства, вошёл в историю как самая крупная бронированная машина воплощённая в металле (высота 9 метров, ширина 12 метров). Разработка и испытания проводились в 1914-15 гг. Проект не был окончательно реализован из-за финансовых и конструктивных трудностей. Опытный экземпляр не сохранился.
Царь-бомба
Мощнейшая в истории авиационная термоядерная бомба АН602, разработанная в СССР в 50-х годах и испытанная 30 октября 1961 года на ядерном полигоне «Сухой Нос». Суммарная мощность взрыва составила около 57 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Этот показатель был в 10 раз больше суммарной мощности всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны.
Царь-вертолёт
Советский вертолёт В-12 (известен также как Ми-12), первый полёт которого состоялся в 1968 году, является самым тяжёлым и грузоподъёмным вертолётом из когда-либо построенных. 6 августа 1969 года В-12 установил мировой рекорд, не побитый до сегодняшнего дня, подняв на высоту 2255 метров груз весом 44,2 т. Вертолёт предназначался для перевозки частей межконтинентальных баллистических ракет, но с появлением мобильных пусковых комплексов такая необходимость отпала и проект закрыли. Всего было выпущено 2 единицы, которые находятся на хранении Московского вертолётного завода и музея ВВС в подмосковном Монино.[2]
Царь-телескоп
Большой телескоп альт-азимутальный (БТА) — крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного монолитного зеркала 6 м, купол БТА является крупнейшим астрономическим куполом в мире. БТА был запущен в 1975 году и был на момент запуска самым большим телескопом в мире по диаметру зеркала (хоть и не дотягивал разрешением до американских телескопов, расположенных в Гавайях — самой удачной в мире точке для наблюдения). Расположен в горах Кавказа в Нижнем Архызе (Карачаево-Черкесия). Телескоп прошёл несколько модернизаций и всё ещё является инструментом мирового класса в специальных задачах, где собирающая способность важнее разрешения.
Рядом находится радиотелескоп РАТАН-600, являющийся наибольшим по размерам радиотелескопом в мире.
Царь-подлодка
Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» являются самыми большими подводными лодками во всех классах. Спуск первой лодки этого типа ТК-208[1] состоялся 23 сентября 1980 года. Всего было выпущено 6 лодок данного типа. На сегодняшний день в строю, после модернизации находится один крейсер и два в резерве, остальные утилизированы.
Царь-самолёт
Крупнейший в мире транспортный реактивный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки КБ им. Антонова. Первый полёт состоялся 21 декабря 1988 года. Предназначен для перевозки грузов до 200 тонн, в том числе на внешней подвеске (изначально самолёт разрабатывали для перевозки шаттла «Буран»).
Единственный лётный экземпляр находится на территории Украины и по сей день (2015) эксплуатируется компанией Antonov Airlines, перевозя крупные штучные грузы по всей Евразии.
См. также
- Крупные российские проекты
- Российские мегапроекты
- Хронология русских инноваций
- Достижения российской культуры
- Знаменитые изобретатели и инженеры России
- Уникальная российская военная техника
- Национальные символы России
Примечания
- ↑ 7 октября 2002 года, после модернизации крейсер получил наименование «Дмитрий Донской»
Ссылки