Российская оборонная промышленность: различия между версиями

Материал из Русского эксперта
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 62: Строка 62:
* '''Центр судоремонта «Дальзавод»''', г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''Центр судоремонта «Дальзавод»''', г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
* '''13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России''', г. Севастополь.
* '''13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России''', г. Севастополь.
* '''[[Судоремонтный завод «Красная Кузница»]]''', г. Архангельск


== Военное авиастроение ==
== Военное авиастроение ==

Версия от 01:36, 19 апреля 2016

Lermontov 64.jpgНезавершённая статья
Эта статья находится в процессе написания. Сюда следует добавить недостающий материал и устранить проблемы в оформлении и содержании. Вы можете помочь в доработке статьи. Добавьте сюда больше информации.

Российская оборонная промышленность (российская оборонка) — один из важнейших секторов промышленности России. Предприятия российской оборонки составляют второй по величине в мире комплекс оборонных производств, обеспечивающий свое продукцией Российскую Армию (вторую по силе в мире) и создающий прочную основу для безопасности России, а также позволяющий стране стабильно занимать второе место по экспорту вооружений в мире, что ежегодно пополняет бюджет страны на сумму более 10 млрд долларов.[1]

В России выпускается огромное количество непревзойденного по своим характеристикам оружия и иных уникальных оборонных продуктов, Россия является мировым технологическим лидером в этой отрасли. Исторически Россия с древнейших времён была местом, где делались важнейшие изобретения в области обороны и вооружений.

Общий обзор

В 2015 году в ежегодный рейтинг издания Defence News среди 100 лучших мировых компаний по производству оружия и военной техники оказались российские «Алмаз-Антей», «Уралвагонзавод», «Вертолёты России», Объединенная авиастроительная корпорация, Объединённая двигателестроительная корпорация, корпорация «Тактическое ракетное вооружение», а также концерн «РТИ Системы».[2] По данным доклада Стокгольмского института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI) суммарная выручка 11 крупнейших компаний российского оборонного комплекса в 2014 году возросла на 48 % и составила 40,9 млрд долларов.[3]

По состоянию на 2014 год доходы основных российских производителей оружия стабильно росли, чему способствовал и рост госзаказа, и рост экспорта.[4] Объём российского госзаказа в оборонной сфере достиг в 2014 году очередного рекорда в 43,8 млрд долларов. Экспорт вооружений из России превысил 15,5 млрд долларов, накопленный портфель военных заказов стабильно составляет цифру около 50 млрд долларов. [5][6][7] В 2015 году Россия экспортировала вооружений на 14,5 млрд долларов,[8] портфель заказов предприятий ОПК в 2015 г. превысил 57 млрд долларов.[9]

Российская оборонная промышленность испытывает сильный кадровый голод — особенно не хватает молодых специалистов.[10][11]

Производство пехотного оружия

См. также: Российское пехотное оружие

Крупнейшими производителями пехотного оружия Россия являются:

  • Тульский оружейный завод — основан в 1712 году, является старейший оружейным заводом в России. Производит:
    • Автоматы — АКС-74У
    • Подствольные гранатометы — ГП-25
    • Автоматно-гранатомётные комплексы — А-91
    • Противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) — Конкурс-М
  • ОАО «Завод им. В. А. Дегтярёва» — основан в 1916 году. Производит:
    • Автоматы — АЕК-971
    • Пулемёты — ПК (ПКМ, ПКМС, ПКТМ, ПКМБ), «Печенег», крупнокалиберные: КПВТ, «Корд»
    • Снайперские винтовки — крупнокалиберные «Корд»
    • Гранатомёты — РГС-50М, АГС-30, РПГ-7В1, ДП-64 «Непрядва»
    • Ракеты для ЗРК — «Игла», «Стрела-10М3», «Верба»
    • Ракеты для ПТРК — «Корнет-Э», «Атака»

Военное судостроение

Производство надводных и подводных кораблей является одной из наиболее капиталоёмких отраслей оборонной промышленности. При этом, в силу объективных обстоятельств, кораблестроение, судостроение и судоремонт имеют достаточно нечёткие границы и, как правило, рассматриваются в рамках одной судостроительной отрасли промышленности. На 2015 год основными кораблестроительными предприятиями России, производящими конечную продукцию, являются:

  • Северное машиностроительное предприятие (Севмаш), г. Северодинск — единственный, на настоящее время, производитель атомных подводных лодок всех классов.
  • Северная верфь, г. Санкт-Петербург — производитель надводных кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.
  • Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», г. Калининград — производитель фрегатов, больших десантных и средних разведывательных кораблей.
  • Адмиралтейские верфи, г. Санкт-Петербург — основной производитель неатомных подводных лодок.
  • Амурский судостроительный завод, г. Комсомольск-на-Амуре — производит корветы, ранее строил атомные подводные лодки.
  • Зеленодольский завод имени А. М. Горького, г. Зеленодольск, Республика Татарстан — производитель малых артиллерийских и ракетных кораблей, а также катеров.
  • Средне-Невский судостроительный завод, г. Санкт-Петербург — мировой лидер в строительстве относительно крупных судов из композитных материалов, производитель военных катеров и кораблей противоминной обороны.
  • Восточная верфь, г. Владивосток — производитель военных катеров и малых кораблей.
  • Судостроительный завод «Волга», г. Нижний Новгород — производитель скоростных судов, в том числе военных катеров и, ранее, военных экранопланов.
  • Ярославский судостроительный завод, г. Ярославль — производитель малых кораблей и катеров, в том числе на воздушной подушке.
  • Судостроительная фирма «Алмаз», г. Санкт-Петербург — производитель малых кораблей и военных катеров, а также лидер в области разработки и строительства кораблей и катеров на воздушной подушке.
  • Невский судостроительно-судоремонтный завод, г. Шлиссельбург — производитель военных танкеров снабжения и других судов.
  • Судостроительный завод «Вымпел», г. Рыбинск — производитель военных катеров и малых гидрографических судов.

Сейчас не задействованы в военных программах, но имеют опыт кораблестроения и сохранили производство:

  • Балтийский завод, г. Санкт-Петербург — единственный в мире производитель атомных ледоколов и плавучих атомных электростанций, производил также фрегаты на экспорт.
  • Завод «Красное Сормово», г. Нижний Новгород — производит суда класса река-море, ранее строил атомные и неатомные подводные лодки.
  • Феодосийская судостроительная компания «Море», г. Феодосия, Республика Крым — производитель судов на подводных крыльях и на воздушной подушке.
  • Судостроительный завод «Залив», г. Керчь — бывший производитель сторожевых кораблей (фрегатов), на 2015 год активно реконструируется, единственный в России завод, имеющий док достаточного размера для строительства супертанкеров и ударных авианосцев.

Крупнейшие судоремонтные предприятия, также, как правило занимающиеся в ограниченных масштабах судостроением:

  • Центр судоремонта «Звёздочка», г. Северодвинск — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • Судоремонтный завод «Нерпа», г. Снежногорск (филиал ЦС «Звёздочка») — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • 35-й судоремонтный завод, г. Мурманск (филиал ЦС «Звёздочка»).
  • Севастопольский морской завод имени Серго Орджоникидзе, г. Севастополь (филиал ЦС «Звёздочка»).
  • Дальневосточный завод «Звезда», г. Большой Камень Приморского края — ремонт и переоборудование подводных лодок, в том числе атомных, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • Центр судоремонта «Дальзавод», г. Владивосток — ремонт и переоборудование подводных лодок, а также ремонт и переоборудование надводных кораблей и судов.
  • 13 судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России, г. Севастополь.
  • Судоремонтный завод «Красная Кузница», г. Архангельск

Военное авиастроение

См. также Российский авиапром

Экранопланы

Ракетный экраноплан «Лунь»

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года [12]

  • Экраноплан «Лунь»: боевой летучий корабль [13].
  • В России спроектирован новый морской экраноплан А-050, который будет укомплектован полностью российской авионикой и современным навигационно-пилотажным комплексом, разработанным НИИ авиационного оборудования (НИИАО) [14]. Известно, что морской экраноплан А-050 будет иметь взлетную массу 54 тонны. Он рассчитан на перевозку 9 тонн груза или 100 пассажиров на дальность до 5000 км при крейсерской скорости 350—450 км/ч. На экраноплане, возможно, будут установлены стартовые двигатели Р-195, как на штурмовике Су-25, и маршевые ТВ7-117СМ, как на самолете Ил-114.

Бронетехника

Танкостроение

Танкостроение России — отрасль российского оборонно-промышленного комплекса, осуществляющая производство танков.

Единственным в России и крупнейшим производителем танков в мире является машиностроительная компания НПК «Уралвагонзавод» (УВЗ). Основные мощности завода находятся в Нижнем-Тагиле.Оф. сайт

Дочерним предприятием УВЗ является Омское АОНПК КБ Машиностроения которое занимается ремонтом, модернизацией и переоснащением танков и прочей бронетехники.Оф. сайт

Также частично к танкостроительной отрасли России можно отнести следующие предприятия:

  • «Заводе № 9» (Екатеринбург) — производство танковых пушек (пусковых установок)
  • ОАО «НИИ стали» (Москва) — блоки динамической защиты танков и броневая сталь Оф. сайт
  • ГСКБ «Трансдизель» (Челябинск) — разработка танковых двигателей
  • Челябинский тракторный завод (Челябинск) — производство танковых двигателей

Боевые роботы

Россия производит как беспилотные летательные аппараты, так и наземных боевых роботов, выполняющих специальные задачи (разминирование, разведка и т. д.) В 2010-х гг. российские разработчики боевой робототехники вышли на лидирующие позиции в мире по созданию новых образцов наземных боевых роботов. [15]

Военный эксперт Игорь Коротченко сообщает, что в 2015 г. на вооружение российской армии приняты первые штатные наземные роботы, которые войдут в состав подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ ВС РФ) и будут выполнять функции радиационной и химической разведки. [16]

Подробнее об истории и перспективах развития отечественных наземных боевых роботов можно прочитать, например, тут[17].

Боевая экипировка «Ратник»

Боевая экипировка «Ратник»

Систему жизнеобеспечения экипировки «солдата будущего» нового поколения «Ратник» планируется дополнить экзоскелетом, устройством, позволяющего в несколько раз увеличить мускульную силу человека.

Экспорт

По итогам 2014 года экспорт вооружений из России превысил 15,5 млрд долларов, накопленный портфель военных заказов стабильно составляет цифру около 50 млрд долларов. [18][19] Доля России на мировом рынке вооружений составила в 2010—2014 годах 27 %, при этом за 4 года (с 2010) российский экспорт вырос более чем на треть (на 37 %). Россию незначительно опережают по доле занятия экспортного рынка лишь США (31 %). Российское оружие в 2014 году приобрели 56 стран мира, при этом 60 % сделок приходится на Индию, Китай и Алжир.[20]

1 июня 2015 года «Рособоронэкспорт» сообщил, что намеревается перевести расчеты по части контрактов из долларов в индийские рупии и китайские юани — при этом на Китай и Индию приходится около половины российского экспорта оружия, до 7-8 млр долларов в год.[21]

Всего за 15 лет с 2000 по 2015 годы «Рособоронэкспорт» продал российскую продукцию военного и двойного назначения 116 странам на сумму более 115 миллиардов долларов.[22]

9 ноября 2015 года Россия подписала с Ираном контракт на поставку систем ПВО С-300, поставки пойдут через Ростех. В сентябре 2010 года, когда Президентом РФ был Дмитрий Медведев, на поставки С-300 Ирану было наложено эмбарго, в связи с чем Иран подал иск по заключённому ранее контракту (ожидается, что в связи с заключением нового контракта иск будет отозван). [23]

См. также

Ссылки